Презентация категория рода имен существительных. Презентация - род имен существительных. І. Объявление темы и цели урока

КАТЕГОРИЯ РОДА существительного и способы её выражения ПЛАН 1.Категория рода как одна из основных грамматических категорий имени существительного. 2.Род неодушевлённых имён существительных. 3. Род одушевлённых имён существительных. 4.Существительные общего рода. 5.Род несклоняемых имён существительных Цели занятия: 1) Расширить знания студентов о категории рода имени существительного; 2) Учить грамотно употреблять в речи имена существительные, учитывая их род. 3) Повышать уровень речевой культуры студентов. Проблема: Как Вы думаете, с какой целью имя существительное наделено значением рода? ЗАДАНИЕ: Составьте словосочетания. хороший(ая) новость Поблагодарить неожиданный(ая) совет долгожданный(ая) подарок приятный(ая) приём тёплый(ая) комплимент


Повышаем речевую культуру (учимся писать письмо - эпистолярный жанр) ТЕКСТ 1. Проанализируйте отрывок из письма М. Горького (Назовите слова, помогающие писателю выразить признание своей вины?: « Мне крайне неловко перед Вами, уважаемый профессор. Принося мои искренние извинения, убедительно прошу Вас верить, что всё это произошло не по вине редакции… Еще раз примите, почтенный Юрий Викторович, мои извинения… Желаю всего доброго». А.Пешков Благодарность – безупречная, безмерная, бесконечная, большая, вечная, восторженная, глубокая, горячая, душевная, искренняя, незабываемая, огромная, сердечная, трогательная.


Выводы по указанной проблеме: Категория рода указывает на способность существительного вступать в сочетания с другими зависимыми словами: – родовые окончания помогают сочетать существительное с прилагательными, причастиями, с глаголами прошедшего времени; – значение рода позволяет сочетать собирательные числительные с существительными только мужского рода (двое мужчин, трое студентов); – значение рода иногда влияет на содержание отдельных орфографических правил – правописание суффиксов – ЕЦ–, –ИЦ–: братЕЦ(м.р.), лужИЦа (ж.р.), платьИЦе – ружьЕЦо (ср.р.). – правописание окончаний в словах НОЖИЩЕ (нож)– НОЖИЩА (нога), но ПЕПЕЛИЩЕ (ср.р.)


Опорный конспект паде жи Неодушевлённые сущ.(грамматические признаки) Одушевлённые сущ.(лексико- грамматические призн Мужской род Средний род Женский род Муж. родЖен.родСред.род И.п нулев оконч -о, -е -а, -я «ь» Пол муж. Пол жен дитя Р.п -а,-я -ы,-и Ср.р: насекомое, лицо(чел), существо М.р: -ИН-; -ИЩ-, -ИШК-;путь подмастерье; Ср.р: -мя (10) животное,млекопитаю щее, чудище…


Существительные со значением обоих родов Особого отношения к себе требуют слова, обозначающие названия некоторых самок-самцов: куница, белка, муравей, дельфин, леопард. Несмотря на это, значение рода у этих существительных фиксировано: – куница, белка (ж.р.); муравей, дельфин, леопард (м.р.). К существительным мужского рода относятся существительные, обозначающие профессии: скульптор, судья, директор, секретарь, хирург…


Существительные общего рода названия лиц по народности (коми, манси…); фамилии на –О, -ЫХ, -ИХ: Черных, Шевченко, Милых… существительные, способные обладать двумя значениями рода: разиня, забияка, пройдоха, невежа… В этом случае прилагательное, сочетаясь с указанными существительными, приобретает окончание того рода, о ком идёт речь: Он такой забияка. Она такая разиня. Род аббревиатуры определяется по опорному слову: ООН – организация (ж.р.); СНГ – содружество (с.р.); МИД – министерство (с.р.)


Род заимствованных существительных существ., обозначающие лиц мужского пола (маэстро, буржуа…); названия животных (шимпанзе, фламинго); названия ветров (торнадо, сирокко); названия языков (хинди, суахили); отдельные существительные: кофе, пенальти, экю (старинная монета) и ср.р; К существительным женского рода относятся: существительные, обозначающие лиц женского пола (фрау, мисс, мадам); название мухи ЦЕЦЕ, салями (колбаса), авеню (улица), бере (сорт груши), кольраби (капуста). К существительным среднего рода относятся: неодушевлённые имена существительные (пальто, эскимо, какао, такси…)




РЕШЕНИЕ - ВЫВОД При определении рода существительного следует учитывать категорию одушевлённости. Прилагательные, сочетаясь с существительными типа хирург, оператор, приобретают окончание мужского рода, а имя собственное согласуется с глаголом: Опытный хирург Збруева успешно провела операцию. Сочетаясь с существительными общего рода, прилагательные приобретают окончание с учётом лексического значения слова. При определении рода существительного иногда нужно учитывать его стилистическую окраску. В случае затруднения следует пользоваться толковым словарём.


МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЗАДАНИЕ 1: Определите род следующих существительных. Какаду, колибри, контральто, боа, кенгуру, кегли, кенар. ЗАДАНИЕ 2: Допишите окончание. Часы-браслет лежал() на подоконнике. Иванова – хорош()диктор. Мальчик - кругл() сирота. Стар() кенгуру пересёк() мелкий поток и вышел() к тому месту, где находилась его стая. По территории зоопарка разгуливал() маленьк() шимпанзе. Председатель собрания профорг Казакова объявил() повестку дня. В суде принял() участие и заседатель Фёдорова. ТЕСТОВЫЙ ВАРИАНТ Вариант1 – 1, 2, 3, 4, 5, 6 Вариант 2 – 1, 2, 3, 7, 8, 9 Вариант 3 – 1, 2, 3, 7, 8, 9

Разделы: Начальная школа

Учебник для 3 класса. Русский язык. Т.Г. Рамзаева. Часть 2.

Тип урока: урок введения новых знаний.

Цели: научить определять род имён существительных.
Задачи:

  • познакомить с приемами распознавания рода имен существительных;
  • развивать и обогащать речь учащихся
  • развивать интеллектуальные и коммуникативные навыки

Оборудование: в проведении урока помогает показ слайдов компьютерной презентации (Приложение 1 )

ХОД УРОКА

I. Организация класса

Приветствие. Настрой на работу. (Слайд № 1 по щелчку)

II. Актуализация знаний

1) Орфографическая минутка

На доске записаны три слова с пропущенными буквами: С.. мейный, го.., уд..вительный. Прочитайте слова.
Придумайте задание, которое можно выполнить с этими словами.
Объясните свой выбор. Учащиеся придумывают задания:(а) Вставьте пропущенные буквы. б) Какое слово лишнее? (Год – имя существительное, остальные слова – имена прилагательные)
Вы знакомы с именем существительным?
Предлагаю поиграть в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме «Имя существительное»

2) Игра «Да – нет»

Имя существительное – это часть речи? (Да!)
Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? (Да!)
Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)
Имена существительные обозначают действие предмета? (Нет!)
Имена существительные обозначают предмет? (Да!)

Самостоятельно придумайте свой вопрос к игре. (Имена существительные могут быть одушевлёнными или неодушевлёнными?)

III. Подводящий диалог к формулированию новой темы

Прочитайте. Что это за слова? (слова напечатаны на разрезных карточках)
мама, девочка дом, папа, книга мальчик, яблоко(имена существительные)
На какие две группы их можно разделить?

Работа в парах

На листе, разделённом на 2 колонки, учащиеся записывают: в первую колонку – мама, девочка, папа, мальчик, в другую – дом, книга, яблоко.
Объясните свой выбор.
В первый столбик – одушевленные имена существительные, они отвечают на вопрос кто?
Во второй столбик – неодушевленные имена существительные

IV. Совместное «открытие» нового знания

В своей речи мы часто употребляем имена существительные, но всегда ли мы замечаем, какие они? Ведь у имён существительных, также как и у людей, есть свои особенности.
Желаете ли вы знать об имени существительном ещё больше? Тогда исследуйте эти слова с другой стороны. Проблема: Сможете ли вы эти же слова разделить на три группы?

Работа в группах

1. Мама, девочка.
2. Папа, мальчик.
3. Яблоко, книга, дом.

По какому признаку соединили маму и девочку, папу и мальчика? (Можно про них сказать – она, моя. он, мой. Остальные – в третью группу.)
Какие будут ваши предложения относительно других слов? Книга? Дом? (Она моя, значит запишем тоже в первую группу, а дом – он, мой – во 2 группу)
В какую группу запишем слово – яблоко? Про него можно сказать она, он? (Оно моё, в 3 группу)
Ребята, а может кто-то знает, или догадывается, как называется такое деление слов?
Мы распределили слова по родам. в первом столбике находятся имена существительные Ж.р, во 2 – М.Р., в 3 – Ср.р.
Оказывается, у имён существительных можно определить род. Для того, чтобы говорить, писать грамотно и красиво, мы должны знать род имён существительных.
Тема нашего урока: « Род имён существительных» (Слайд № 2 по щелчку)
Как вы понимаете слово род? (Это семья, родня)
Какова наша учебная задача на этом уроке? (Научиться определять род имён существительных)

V. Оздоровительная минутка

Зрительная гимнастика.

Учащиеся следят за траекторией движения мяча. (Слайд № 3 по щелчку)
Определите род предмета, который двигался по экрану. (Мяч, он мой – м.р)

VI. Первичное закрепление

Мотивация:

Давайте обратимся к правилу в учебнике, с.19 и проверим правильность ваших предложений
Работа с правилом учебника. (Правило читают вслух три человека: первый ученик – имёна существительные, к которым можно поставить слова он, мой – мужского рода, второй ученик – имёна существительные, к которым можно поставить слова она, моя – женского рода, третий – имёна существительные, к которым можно поставить слова оно, моё – среднего рода)

VII. Повторение и систематизация изученного материала

Мотивация:

Сейчас попробуем полученные знания применить на практике

1. Картинный диктант.
К какому роду относятся?
Гриб, хоккеист, море, бабочка, кресло, свеча, самолёт, тыква, перо,сердце.
Слова гриб, хоккеист, море – всем классом,(слайды № 4, 5, 6 по щелчку) остальные – самостоятельно (слайды № 7-13 по щелчку). За верно выполненное задание – дарю вам подарок (анимация сердце, слайд № 13 по щелчку).

2. Дифференцированная работа

Несколько учеников – получают индивидуальные задания:
Придумывают по 2-3 слова в каждую колонку
на тему: «Полезные продукты питания»

3. Самостоятельная работа

Проверка самостоятельной работы.(таблица-слайд № 14 по щелчку)

4. Игра «Собери пословицу»

Пословицы напечатаны на разрезных карточках:

Ученье свет,
Мир строит,
а неученье – тьма.
а война разрушает.

(Ученье свет, а не ученье – тьма. Мир строит, война разрушает)

Найдите в тексте данных пословиц имена существительные, противоположные по значению. Определите у них падеж.

VIII. Домашнее задание (дифференцированное)

Сделай свой выбор: № 404 стр. 19 – распределить слова по родам
или № 407 стр. 20 задание, оно сложнее, придётся применить свои творческие умения.

IX. Итог урока. Рефлексия

Что нового узнали об имени существительном?
Какого рода они бывают? Как определить род?
Проанализируйте свою деятельность. Какие ощущения легко? Трудно? Как работалось в команде?

5 класс. Русский язык
Тема урока: Род имён существительных.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Садовская средняя общеобразовательная школа филиал с.Лозовое с.Лозовое Тамбовского района Амурской области
Составила учитель русского языка и литературы Ефимова Нина Васильевна

Проверка домашнего задания. Объяснить орфограммы. Работа по группам.

Повторим определение рода имён существительных.

Выпишите существительные по родам
Карандаш, одежда, ручка, печенье, тарелка, небо, станок, ключ, яйцо, подъезд, колесо, сосна, окно, морковь, тетрадь, человек, качество, дом, шампунь, капуста, мороженое
Определение рода имен существительных
Мужской род
Женский род
Средний род

Проверьте себя
Мужской род
Женский род
Средний род
Карандаш, ключ, станок, человек, подъезд, дом, шампунь
Одежда, ручка, тарелка, сосна, морковь, тетрадь, капуста
Печенье, качество, небо, колесо, яйцо, окно, мороженое

Решите «уравнения», подобрав вместо Х однокоренные существительные женского рода
Пианист- пианистка = солист - х__________ Грек- гречанка = турок - х________________ Купец- купчиха = пловец – х_____________ Артист- артистка = машинист – х_________
солистка
турчанка
пловчиха – разгов.
машинистка
Обозначьте суффикс, образующий новое слово.

Быстро встали, улыбнулись, Выше – выше потянулись. Ну – ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали. Сели, встали. И на месте побежали.
Физкультминутка

Определите род данных имён существительных? Он или она? Мой или моя?
Эти слова называются словами общего рода, и «приобретают» они мужской или женский род только в контексте.

Имена существительные общего рода
Миша – большой неряха. Маша – большая неряха.
В одном случае говорящий обращается к девочке, в другом – к мальчику

Женский род Мужской род Средний род
мозоль вуаль туфля тюль лебедь шампунь какао повидло
Запомните!
Два французских слова: какао и кофе – употребляются как слова двух родов: ароматное какао – среднего рода; терпкий кофе – мужского рода. В современном русском языке слово кофе мужского рода, но «допустимо употребление этого слова и в среднем роде: сгущённое кофе с молоком».
Всегда ли легко определить род?

Рояль, - я, м.р. Концертный рояль. Шампунь, - я, м. р. Хороший шампунь. Мозоль, - и, ж.р. Болезненная мозоль Бандероль, - и, ж.р. Большая бандероль.
Толковый словарь

а) гений, умница, капризуля, рева б) неряха, недотёпа, зануда, вредина в) зануда, красавица, молодец, жадина г) плакса, разиня, кривляка, сирота
В каких строчках указаны слова не только общего рода.

На род имени существительного (кроме его падежного окончания) указывают: формы прилагательного: большой стол, красная ручка, широкое окно; формы глагола: мальчик читал книгу; девочка изучала язык.
Вывод
Как мы определяем и выражаем род существительного?

У многих слов трудно определить род. К ним относятся существительные: мужского рода: толь, тюль, ботинок, табель, занавес, комментарий, корректив, овощ, погон, рельс, рояль, санаторий, профилакторий, зал, сленг; женского рода: бандероль, бакенбарда, туфля, тапка, простыня, мозоль, просека, расценка; среднего рода: полотенце, повидло, чучело, щупальце.
Запомните данные слова! Употребление их в другом роде является грубым нарушением нормы!

Мужской род Женский род
Бык Бычиха
Петух Петушиха
Баран Баранка
Слон Слоныня
Волк Волкушка
Стул Стулка
корова
курица
овца
слониха
волчица
табуретка
Род и пол животных сводится к замене имеющегося существительного мужского рода существительным женского рода иного корня: бык – корова.
Исправьте ошибки. Подберите пару

Поставьте на полях тетради «+», если отвечаете «ДА», если «НЕТ» , то «–» Сможешь ли ты безошибочно найти в тексте имя существительное? Сможешь ли ты определить род имен существительных? Согласен ли ты, что в русском языке только два рода имен существительных? Можешь ли при определении рода пользоваться словами- подсказками? Сможешь ли ты определить род имен существительных во множественном числе?
Оцените свою работу на уроке.

Параграф-94, упражнение № 505.
Домашнее задание.

Литература. Русский язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2009. Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 5 класса. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2008. Русский язык 5 класс. Поурочные планы по учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова и др. Автор – составитель И.В. Карасева. – Волгоград.: Учитель, 2007. Русский язык. Карточки-задания. 5 класс. Ларионова Л.Г.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook