За тридевять земель, в тридесятом государстве. Что такое тридевятое царство

Народно поэт. 1. В русских сказках очень далёкая страна, земля. Полетел орёл с мужиком в тридевятое царство (А. Н. Толстой. Василиса Премудрая). Чудесный плотик уносил меня в страны вымыслов и приключений. Зажмурив глаза, я плыл в тридевятое… … Фразеологический словарь русского литературного языка

Тридевятое царство - крыл. сл. За тридевять земель. Тридевятое (тридесятое) царство Выражение, часто встречающееся в русских народных сказках в значении: далеко, в неведомой дали. Тридевять двадцать семь в старинном счете по девяткам; тридесять тридцать … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

Тридевятое царство - мифический образ очень отдаленных земель, государств и народов, находящихся чрезвычайно далеко, даже неизвестно где – «за тридевять земель». Данное выражение традиционно используется в русских народных сказках и в бытовой речи как присловие,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

тридевятое царство - см. тридевятый … Словарь многих выражений

Тридевятое царство государство … Орфографический словарь-справочник

тридевятое царство, государство - В русских сказках: очень далёкая страна, земля. В тридевятом царстве жила была царевна. Полетел орёл в тридевятое царство … Словарь многих выражений

Фольк. Далекая страна, земля. БТС, 1345, 1457 …

Жить в царстве. Сиб. Одобр. Иметь достаток, быть хорошо обеспеченным. СФС, 72; СБО Д1, 139; СОСВ, 70; ФСС, 71. В тридевятом (тридесятом) царстве. Народн. Очень далеко. /i> Оборот встречается в русских народных сказках. БМС 1998, 609. Садиться/… … Большой словарь русских поговорок

царство - а; ср. 1) государство, управляемое царём, царицей 1); земля такого государства. Московское, Византийское ца/рство. * В некотором царстве, в некотором государстве... (традиционный зачин русской сказки) 2) Правление какого л. царя, царствование. В… … Словарь многих выражений

За тридевять земель. Тридевятое (тридесятое) царство Выражение, часто встречающееся в русских народных сказках в значении: далеко, в неведомой дали. Тридевять – двадцать семь в старинном счете по девяткам; тридесять – тридцать. Энциклопедический… … Словарь крылатых слов и выражений

Книги

  • Тридевятое царство. В когтях белого орла , Новожилов Денис Константинович. Междоусобные распри, в которых погрязло Тридевятое царство, все никак не могут завершиться. Проигравшая сторона упорно не хочет сдаваться, а победителям не хватаетсил окончательно одолеть…
  • Тридевятое царство В когтях белого орла , Новожилов Д.. Междоусобные распри, в которых погрязло Тридевятое царство, все никак не могут завершиться. Проигравшая сторона упорно не хочет сдаваться, а победителям не хватаетсил окончательно одолеть…

Народно поэт. 1. В русских сказках очень далёкая страна, земля. Полетел орёл с мужиком в тридевятое царство (А. Н. Толстой. Василиса Премудрая). Чудесный плотик уносил меня в страны вымыслов и приключений. Зажмурив глаза, я плыл в тридевятое… … Фразеологический словарь русского литературного языка

Тридевятое царство - крыл. сл. За тридевять земель. Тридевятое (тридесятое) царство Выражение, часто встречающееся в русских народных сказках в значении: далеко, в неведомой дали. Тридевять двадцать семь в старинном счете по девяткам; тридесять тридцать … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

Тридевятое царство - мифический образ очень отдаленных земель, государств и народов, находящихся чрезвычайно далеко, даже неизвестно где – «за тридевять земель». Данное выражение традиционно используется в русских народных сказках и в бытовой речи как присловие,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

тридевятое царство - см. тридевятый … Словарь многих выражений

тридевятое царство-государство - тридевятое царство государство … Орфографический словарь-справочник

тридевятое царство, государство - В русских сказках: очень далёкая страна, земля. В тридевятом царстве жила была царевна. Полетел орёл в тридевятое царство … Словарь многих выражений

Тридевятое царство (государство) - Фольк. Далекая страна, земля. БТС, 1345, 1457 …

ЦАРСТВО - Жить в царстве. Сиб. Одобр. Иметь достаток, быть хорошо обеспеченным. СФС, 72; СБО Д1, 139; СОСВ, 70; ФСС, 71. В тридевятом (тридесятом) царстве. Народн. Очень далеко. /i> Оборот встречается в русских народных сказках. БМС 1998, 609. Садиться/… … Большой словарь русских поговорок

царство - а; ср. 1) государство, управляемое царём, царицей 1); земля такого государства. Московское, Византийское ца/рство. * В некотором царстве, в некотором государстве... (традиционный зачин русской сказки) 2) Правление какого л. царя, царствование. В… … Словарь многих выражений

Тридевятое, тридесятое царство - За тридевять земель. Тридевятое (тридесятое) царство Выражение, часто встречающееся в русских народных сказках в значении: далеко, в неведомой дали. Тридевять – двадцать семь в старинном счете по девяткам; тридесять – тридцать. Энциклопедический… … Словарь крылатых слов и выражений

Книги

  • Тридевятое царство. В когтях белого орла , Новожилов Денис Константинович. Междоусобные распри, в которых погрязло Тридевятое царство, все никак не могут завершиться. Проигравшая сторона упорно не хочет сдаваться, а победителям не хватаетсил окончательно одолеть… Купить за 269 руб
  • Тридевятое царство В когтях белого орла , Новожилов Д.. Междоусобные распри, в которых погрязло Тридевятое царство, все никак не могут завершиться. Проигравшая сторона упорно не хочет сдаваться, а победителям не хватаетсил окончательно одолеть…

Тридевятое царство - «иная, далёкая, чужая, волшебная» земля (страна).

Выражение «Тридевятое царство, тридесятое государство» очень часто встречается в русских народных сказках как синоним выражения «очень далеко». Происхождение выражения связано с тем, что в древней Руси словом «земля» называли, в частности, территорию, подчинённую одному правителю (например, Ростово-Суздальская земля - территория, подчинённая князьям, жившим в городах Ростове и Суздале). Таким образом, герой, который отправляется «за тридевять земель», должен в своих странствиях пересечь соответствующее количество достаточно больших территорий и находящихся между ними государственных границ.

Естественным фоном для действия русских мифов служило привычное место обитания (поле, лес). В качестве противопоставления предусматривалась «Иная», чужая, странная земля: Тридевятое царство, Тридесятое государство… Изначально это были степи, пустыни, а также часто леса и непроходимые болота и другие сказочные препятствия (к примеру, реки с огнём) и тому подобные.

Само происхождение термина следующее: в старину считали по тройкам, отсюда тридевять (три раза по девять) - двадцать семь , тридесять - тридцать.

См. также

Напишите отзыв о статье "Тридевятое царство"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Тридевятое царство

В несчастном, рыдающем, обессилевшем человеке, которому только что отняли ногу, он узнал Анатоля Курагина. Анатоля держали на руках и предлагали ему воду в стакане, края которого он не мог поймать дрожащими, распухшими губами. Анатоль тяжело всхлипывал. «Да, это он; да, этот человек чем то близко и тяжело связан со мною, – думал князь Андрей, не понимая еще ясно того, что было перед ним. – В чем состоит связь этого человека с моим детством, с моею жизнью? – спрашивал он себя, не находя ответа. И вдруг новое, неожиданное воспоминание из мира детского, чистого и любовного, представилось князю Андрею. Он вспомнил Наташу такою, какою он видел ее в первый раз на бале 1810 года, с тонкой шеей и тонкими рукамис готовым на восторг, испуганным, счастливым лицом, и любовь и нежность к ней, еще живее и сильнее, чем когда либо, проснулись в его душе. Он вспомнил теперь ту связь, которая существовала между им и этим человеком, сквозь слезы, наполнявшие распухшие глаза, мутно смотревшим на него. Князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце.
Князь Андрей не мог удерживаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над их и своими заблуждениями.
«Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще оставалось мне, ежели бы я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это!»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей»

секция: МАТЕМАТИКА

Тема: Тридевятое царство

тридесятое государство

Малахов Геннадий

Ученик 5 класса

Руководитель:

Синицина Елена Валерьевна

Черногорск 2017


Введение

В детстве я очень любил читать русские народные сказки. Мне казалось, в них заложена какая-то тайна. Особенно хотелось понять, что это за полное расчудесных чудес царство – тридевятое - тридесятое? Где оно находится?

Актуальность работы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей, употребление слов мы понимаем на уровне подсознания, формально, не вникая в суть произносимого.

Объектом исследования выступает сказочное сочетание слов «тридевятое царство тридесятое государство».

Предмет исследования: цифровые значения данного высказывания.

Целью данного исследования является рассмотрение сказочного словосочетания «тридевятое царство тридесятое государство» и поиски источников его образования, в частности в азбуке древней Руси.

Задачи исследования:

1. Выявление роли слов тридевятое царство тридесятое государство в сказках.

2. Изучение цифровых значений 3,9,10 в русских сказках.

3. Изучение цифрового значения букв в древней азбуке.

Гипотеза: сказочное словосочетание тридевятое царство тридесятое государство несёт в себе глубокий смысл.

Проведя опрос одноклассников и учителей русского языка и литературы, я сделал вывод о современном представлении и понимании данного словосочетания в сказках. Просмотрев материалы в Интернете, ознакомившись с древней азбукой, я сделал вывод, что под данным словосочетанием подразумевается глубокое содержание.

  1. Основная часть

Сказка – ложь,

да в ней намёк - добрым молодцам урок.

А.С.Пушкин

    1. Скоро ль сказка сказывается?

В сказке в символической форме содержится информация о том:

Как устроен этот мир;

Какие «ловушки», искушения, трудности, препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;

Как приобретать и ценить дружбу;

Какими ценностями руководствоваться в жизни;

Как строить отношения с родителями;

Как бороться и прощать.

Сказка обычно начинается интересными словами, загадочно, таит в себе что-то. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного воспитания и формируют поведение взрослого человека. Этот литературный жанр возник не на пустом месте. В давние времена, он носил устный характер и передавался из поколения в поколение. Такие сказки получили название народных, так как не имели автора, а представляли собой дополненный и измененный устный текст.

Рассказывание сказок – старый русский обычай. Еще в давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и мужчинам, и женщинам, и детям, и взрослым. Были такие люди, которые берегли и развивали свое сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе.

Слово сказка известна с XVII века. До этого времени употребляли термин "байка" или "басень", от слова " бать", " рассказывать". Впервые это слово было употреблено в грамоте воеводы Всеволодского, где осуждались люди, которые " сказки сказывают небывалые". Но ученые полагают, что в народе слово "сказка" употреблялось и раньше. Талантливые сказочники в народе были всегда, но о большинстве их них не осталось никаких сведений. Впервые авторские сказки появились в XVII веке. Отцом классической литературной сказки считается Шарль Перо, именно он создал литературную конструкцию сказки, которой неоднократно пользовались многие писатели в будущем. Сказка соответствует всем критериям литературного произведения, главным из которых является урок читателю.

Нашему классу было однажды дано домашнее задание: написать сказку, участвовали мы и в конкурсе математических сказок. Проведя сравнение какими словами начинается сказка, я сделал вывод, что чаще всего сказку начинают так:

«Давным- давно…»- 20%

«В тридевятом царстве в тридесятом государстве…» - 27%

«Жили – были…» - 25%

«В некотором царстве, в некотором государстве…» - 28%.

Мне захотелось выяснить, что такое тридевятое царство тридесятое государство? Почему мы так говорим и пишем, начиная сказку?

    1. Что такое тридевятое царство?

Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон…

(из сказки о золотом петушке А.С.Пушкина)

Естественным фоном для действия русских мифов служило привычное место обитания (поле, лес).


В качестве противопоставления предусматривалась "Иная", чужая, странная земля: Тридевятое царство, Тридесятое государство... Изначально это были степи, моря и т.д. Позже, с расширением метакультуры, в мифологию включались все большие пространства и образ степей и т.д. перестал ассоциироваться с "Иным", понятие Тридевять земель передвинулось

С
оздана игра «В тридевятом царстве», похожая на «Ферму».

В 1985 году вышел мультфильм «Вовка в тридевятом царстве». И Вовка понял, что лучше всё делать самому. Приключения Вовки в Тридевятом царстве занимательные и поучительные.

С целью выяснения, что такое тридевятое царство, мною был проведен опрос 80 учеников 5 классов и учителей русского языка и литературы.

Данные опроса представлены на диаграмме:


Вывод: большинство учеников и учителей считают, что это далёкая страна.

Обратимся к происхождению слов.

Происхождение термина следующее: в старину считали по тройкам, отсюда тридевять - двадцать семь, тридесять -тридцать.


Существует версия, что "тридесятое царство за тридевять земель" находится на Луне, поскольку расстояние от Земли до Луны составляет три десятка земных диаметров.

Луна воцарялась ночью, днем государило солнце.


Тридевятое царство= 3х9=27 лунный месяц

27х12= 324 лунный год.

Тридесятое государство= 3х10=30 солнечный месяц,

30х12=360 Солнечный год.

Лунно-солнечный календарь древней Руси, 324 и 360.

    1. Числовые исследования

ТРОЙКА

Тройка издревле почиталась всеми народами как символ гармонии. У христиан это главная святыня – Святая Троица.

Именно с появлением третьего члена семьи – ребенка – в молодой семье наступает новое качество жизни. Когда родители уже получают удовольствие не только от удовлетворения потребностей, но и от исполнения обязанностей.

Наконец, у большинства древних народов земли мир покоился на трех китах, трех слонах. Действительно, если поверхности дать три опорные точки, она обретет спокойствие и устойчивость. Чтобы стол или стул не падали, им достаточно трех ножек.

ДЕВЯТКА

Три раза по три- ещё более магическое число.

ДЕСЯТКА

Десятка в те давние - предавние времена не входила в ряд магических чисел.
Обратимся к более раннему алфавиту, состоящему не из 33 букв, а из 49- русской древней азбуке- кириллице.

В этом алфавите некоторые буквы имеют числовое значение, которое использовали для счёта.



Р
асставим по- порядку буквы с числовыми значениями, распределив их в 3 группы:

    от 1 до 9 (первый столбец)

    от 10 до 90 (второй столбец)

    от 100 до 900 (третий столбец).

Вот и получается 3 раза по девять!

«ТРИДЕВЯТОЕ»

И три раза (три столбца), увеличенные в 10 раз.

«ТРИДЕСЯТОЕ»

царство.

В русской азбуке каждая буква означает определенное слово, образ, который несет в себе более широкое смысловое понятие.

Теперь уберём числа и оставим буквы на своём месте, придадим им образы и получим послание из «Тридевятого царства тридесятого государства»:


Преобразовав на наш язык, получим:

Помните, в большинстве старорусских сказок, главный герой обязательно отправляется в путешествие, и путь его лежит не куда-нибудь, а именно в тридевятое царство, в тридесятое государство, за тридевять земель, и именно в этом царстве происходили все самые главные сказочные события... Интересно, правда? Но самое интересное то, что это самое тридевятое царство существует на самом деле! Не верите?

Выражение «Тридевять земель» или три раза по девять или 27 удельных «земель», «княжеств», очень часто встречающееся в русских народных сказках, как нельзя лучше подходит к Сибири, если смотреть на неё из европейской части России, «очень далеко». Первоначально эта земля ассоциировался с «иным» миром. Позже – с освоением всё новых пространств, понятие «тридевятое царство» обрело реальное территориальное соответствие – «земля сибирская».

Ремёсла в Сибири

Так получилось, что советская история преобразования художественных ремёсел в народно-художественные промыслы, не коснулась Сибири. Хотя местные жители, как и повсюду, ткали, шили одежду, изготавливали конскую упряжь, керамические и бондарные изделия, украшали резьбой дома. Многие ремёсла имели свою историю, уносящуюся в глубины тысячелетий вместе с историей коренных народов, населявших Сибирь. Это традиции костерезания, валяния, берестяного дела, керамики, бисероплетения, выделки шкур… Более поздние приобретения: приёмы рукоделия, плотницкого дела, художественной домовой резьбы, вышивки прибыли в Сибирь вместе с волной переселенцев из разных регионов России. Земля сибирская и руками русского мастера-переселенца воспроизводила формы и цветовые сочетания, характерные для его новой Родины. Ремесленная система производства, занимавшая господствующие позиции в конце 19 – начале 20 века, практически прекратила своё существование в 20-ом веке. Советская власть преобразовала некоторые кустарные производства, возведя их в ранг народно-художественных промыслов.


Но эта история была писана не для советской Сибири. В отличие от Центральной России, где был избыток рабочей силы, в Сибири всегда не хватало рабочих рук, и земля за Уральскими горами жил под лозунгом «Все на стройки народного хозяйства!». Официально ремёслами заниматься могли только инвалиды, объединившиеся в «инвалидскую артель». Сибирь ковала свой имидж богатого на сырье края, а столица Сибири – крупного научного и промышленного центра.

Времена индустриализации и промышленной революции навсегда, казалось, покончили с художественными ремёслами и слабой художественной промышленностью Сибири. В Новосибирске на изломе, в канун перестройки, существовала лишь стандартная фабрики сувениров, в которой, культивировалось всего понемножку: роспись матрёшки, «а-ля хохломская роспись», «тагильский поднос», безличная керамика и др. Такое же положение было и в соседних краях и областях Сибири. Исключение составлял лишь Томск, давший жизнь единственному предприятию НХП Сибири «Томскому Умельцу», производившему берестяные изделия. В национальных автономиях этот стандартный набор расцвечивался сувенирными изделиями с национальными орнаментами.

Перестройка, как и повсюду, на время оживила рынок художественно-ремесленных изделий, дала новое дыхание сувенирному рынку Сибири. Выживая в новых экономических условиях, население массово обратились к ручному труду. Это был короткий и прекрасный период развития художественных ремёсел.


Тянущиеся годы непрерывной механизации, потом компьютеризации, галопом скачущий прогресс и, в конце концов, глобализация привели к тому, что о Сибири уже мало кто помнит, как о самобытном крае, и никто не проводил здесь региональных исследований по художественной культуре Сибири, никто не пытался дать определение феномену сибирского стиля декоративно-прикладного искусства, не пытался сформулировать типологические черты сибирских художественных ремёсел.

Многие сибиряки знают о прошлом своей родины очень мало. А ведь это очень важно чтить прошлое, чтобы не потерять будущего, беречь корни, чтобы расти.

Вместе с отчуждением человека от конечного продукта производства, вместе с попаданием его в мир искусственных вещей, вырастала желание тепла рукотворных изделий и великая тяга к творчеству, которая с особой силой проявилась в нашем глобальном обществе в последнее время. Проявилась она здесь в Сибири, несколько обделённой, как нигде, в России визуальной культурой, запечатлённой в архитектуре. Тяга к красоте. Тяга к творческому проживанию. К рукотворчеству. И тяга к традиции. Тяга к постижению художественных ремёсел.

И всколыхнулась память.

Кто ты, Земля сибирская? Пребывая в забвении, привыкая считать тебя лишь задворками цивилизации, мы забыли, что тысячелетиями ты несла свой крест миграционного коридора, соединявший через тысячелетия Запад и Восток, Юг и Север. Сибирь, ты приняла и сохранила, законсервировав для потомков тексты древних культур: сказания, песни, ремёсла. Быть может нигде, как здесь не сохранилась такая старая Русь, а вместе с ней осколки других культур с тысячелетней историей. Для мира ты, Сибирь, хранящая память и энергии культурного многообразия, сохранившая естественные ландшафты, натуральность, сегодня являешься банком и источником вдохновения настоящих и будущих поколений.

Вдохновившая авторов фестиваля история Артании была найдена в книге известного сибирского историка и томского краеведа Новгородова Николая Сергеевича (www.novgorodov.tomsk.ru )


Древние персидские и арабские книги сообщают о трех частях Руси – Куйабе, Славии и Артании. С первыми двумя всё ясно, а вот Артанию учёные ищут уже 200 лет. У персидских и арабских авторов имеется аргументация в пользу сибирской локализации Артании: это – упоминание чёрных соболей, и клинков, распрямлявшимися при сгибании пополам, которыми торговала Артания. Булатную сталь делали в то время только в Азии. Известно, что из Артании в Индию и Китай поступала жёлтая медь, которая вызывает ассоциацию со знаменитой золотистой бронзой, присущей скифо-сибирскому миру. Своего царя артанские русы называли хаканом. Каганами называли своих правителей тюркские народы Сибири. Большая часть посевов в Артании, согласно персидским и арабским авторам, – просо. Просо – традиционная зерновая культура Сибири прошлых тысячелетий.

Вокруг слова «Артания» – полчище звуковых аналогий. С первых же звуков зачаровывает «art» («лад», «смысл», «толк», «вид», по-английски также – «искусство»). Естественно обнаруживается и латинское «ars» и влечёт за собой Ars Magna (великое делание, искусство алхимии).

И даже в наше время, смысл сохраняется: Артания от угорского tanya – место, логово, родина и ort – крепость, сторож. Таким образом, Артания – «страна на запоре», страна, «куда никого не пускают».

Возрождение Артании

Своим международным фестивалем «Артания» мы возродили тридевятое царство – Артанию, сибирскую Русь, котёл культур, мистическую часть света, отторгаемую сегодня глобализацией.

Всё родилось из сформулированных пунктов программы развития ремесленничества, разработанных нашим Фондом, поставившим для себя благородную цель поддержки ремесленничества Сибири. На поверхности сформулированных проблем: лежала главная – неразвитость инфраструктуры сбыта. Рождая проект фестиваля художественных ремёсел, мы решали эту главную проблему, но результат вышел за рамки ожиданий.

В 2007 году на центральной площади города, знаменитой первомайскими и ноябрьскими демонстрациями, канувшими в лету, Салютом Победы и Днём города, открылся Первый фестиваль художественных ремёсел «Артания». В основу концепции фестиваля было положено несколько тезисов:

  • «Артания» - торговая ярмарка

Здесь можно приобрести уникальные, единственные в своем роде предметы интерьера, эксклюзивную этническую одежду, украшения и сувениры ручной работы, мёд и сладости из многих уголков Земли.


  • «Артания» - город мастеров

Каждый час на двух-трёх площадках открываются новые мастер-классы, в демонстрационном режиме работают гончарные круги, кузня. Мастера щедро делятся секретами ремесла с любителями народного творчества.


  • «Артания» - конкурсная программа

В интерактивном блиц-режиме на площадке фестиваля проводятся межрегиональные профессиональные конкурсы: ремесленников – «Золото Артании» на звание «Лучший мастер Сибири», а также юных и начинающих мастеров – «Подмастерье Артании».


  • «Артания» - фольклорный фестиваль

Песенные, хороводно-игровые и обрядовые программы, театрализованные балаганные представления, интерактивные и зрелищные, заряжают душевной энергией и бодростью.


  • «Артания» - благотворительная программа

На фестивале проходит благотворительная акция «Дари Добро Детям» в поддержку молодых матерей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Мы досконально выполняли поставленные перед собой задачи. Успешная работа фестивальной ярмарки, рентабельность участия, сделали наш фестиваль востребованным среди мастеров. Для большинства участников – это самый доходный фестиваль России. Наблюдающийся из года в год рост экспонентов, а «Артания-2011» – это уже 500 человек, тому подтверждение. Фестиваль художественных ремёсел стал крупнейшим в Сибири, по количеству дней – крупнейшим в стране, а по количеству экспоненто-дней – крупнейшим в России. В «Артании-2011» принимали участие представители тридцати регионов России, 12 зарубежных стран.

Наш фестиваль по праву стал и самым интерактивным фестивалем России. Фестиваль внёс неоценимый вклад в развитие обучения ремёслам в Новосибирске. За 14 дней «Артании» ежегодно проводится около 300 мастер-классов. Беспрецедентный резонанс проявился в виде последовавшей волны мастер-классов, обучающих художественно-ремесленных курсов, открывшихся за эти годы в Новосибирске, в том, что уже любое развлекательное мероприятие, где бы оно не проходило: в ТРЦ или на частных дачах не мыслилось без мастер-классов. Отмечаемый в последние годы рост количества хобби-магазинов – ещё одно следствие артанского фестивального движения.


Ежегодно центральным событием фестиваля становился уникальный, единственный в своём роде Межрегиональный конкурс ремесленников, который проводился в интерактивном блиц-режиме, прямо на площадке фестиваля в 20 номинациях. Вынесенный в городскую среду конкурс охватил не только широкие слои мастеров, но и зрителей. Непосредственно участниками конкурса становились около 300 человек. Организаторами и кураторами этих конкурсов выступали наши коллеги – мастера, с которыми нас сдружила АРТАНИЯ. Что за чудо эти артанские конкурсы! Народный костюм – это зрелищное шоу, которое по традиции проводится в День города. Конкурс валяльщиков удивлял шоу свадебного костюма. Конкурс «Валяем вместе» – новое тематическое явление, через этот конкурс в фестиваль включались начинающие мастера, которые могут себя показать в коллективной работе. Конкурсы детских работ на звание «Лучший подмастерье Артании» приобщили к нему огромную аудиторию детей, наследников артанского движения, обучающихся в художественных школах и домах творчества.

Сейчас «Артания» кочует с площадки на площадку. С Площади Ленина фестиваль уже переезжал к зданию Цирка, в удивительный и гостеприимный Академгородок, и вернулся в 2015 году на Площадь Ленина, за здание Краеведческого музея. С 2014 года «Артания» начинает свой летний сезон в Томске, который может считаться

Сегодня Артания известна по всей России и далеко за ее пределами. Своей мультикультурностью «Артания» привлекает множество туристов, и как в старые времена по миру вновь разносится молва о таланте сибирских мастеров.


Радостно, что фестиваль продолжает расти и набирать силу. Проявлением такого роста в 2009-2010 годах впервые прошли: осенняя сессия фестиваля «Артания» – «АртОсень», а также зимняя – «БазАрт». «АртОсень» формирует событийную инфраструктуру осенней культурной жизни Новосибирска. Осень – это время начала учебных программ. Поэтому на «АртОсени» проходит презентация всех творческих студий, ведущих обучение художественным ремёслам, городских Домов творчества, а также оздоровительных центров разных культурных традиций. «БазАрт», который уже традиционно проводится в Торгово-развлекательным центре «Сан Сити» формирует событийную инфраструктуру подготовки к Новому году и Рождеству, создаёт особенное новогоднее настроение. Когда рано темнеет за окном, на «БазАрте» вспыхивают тысячи огней. Здесь можно почувствовать приближение главного праздника в году. Запах ванили и шоколада, мандаринов и глинтвейна. Здесь ждут своих хозяев тысячи подарков в праздничной обёртке.

Художественные ремёсла – сфера внедрения творческой идеи

Энергия творчества питает художественные ремёсла. Инновационность является отличительной чертой художественно-ремесленной сферы. Принцип креативности лежит в основе художественного мышления. Этот образ мышления уже стал дисциплинирующей матрицей для технологий, коммерции, социальных систем, экономического развития и формулирования политики. Классический пример Леонардо де Винчи: посредством творческого образного художественного мышления – гениальный прорыв к технологиям будущего.


Художественные ремёсла – сфера деятельности, которая характеризуется не только креативностью мышления, но и тем, что именно здесь происходит процесс инновационного внедрения. Значимость этого инновационного внедрения бесконечно мала в сравнении с коренными улучшениями, на которые в большей степени нацелены современные «инновационные проекты». Но это небольшое личное достижение Мастера даёт большее: колоссальную удовлетворённость завершением творческого цикла, обеспечивает КАЧЕСТВО, УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ и СМЫСЛ его человеческого существования. А главное она меняет человека, превращая его из человека-исполнителя (человека-машины) в человека креативного, в тот продукт, который так необходим современному обществу.

Художественные ремёсла – замкнутая цепь инновационной деятельности с эффективным взаимодействием технологии и нравственности – условия выживания современной цивилизации. Прагматизация КРАСОТЫ, исповедуемая поколениями творцов, – принцип будущих инноваций, в которых нет разграничения между технологией и нравственностью.

Даже поклоняясь Традиции, АРТАНСКИЕ МАСТЕРА каждый день вступают на путь ТВОРЧЕСТВА. Они осваивают новые материалы, разрабатывают новые технологии, создавая изделия, по своему качеству, соответствующие или превышающие мировой уровень. Они способны «обгонять, не догоняя». АРТАНСКИЕ МАСТЕРА наследуют главное СОКРОВИЩЕ современной цивилизации – способность творчески мыслить, способность творить, способность воплощать задуманное. Уже сегодня они готовы дать этот свой урок ТВОРЧЕСТВА, названного сегодня модным именем «ИННОВАЦИЯ» всем тем, кто находится в состоянии поиска выхода на орбиты БУДУЩЕГО.

По прошествии веков дети Артании возвращаются к истокам. А земля, так долго ждавшая их возвращения, рождает новые возможности. Старая легенда находит своё продолжение в фестивале, который так и называется «Артания».

Творчество, формирующее пространство общения


Каждое лето «Артания» заливает светом и заполняет душевностью наш город, где бы она не проводилась. По словам нашего эксперта А. Г. Цибиной: «Сюда многие приходят целенаправленно общаться, открывать себя и открывать других. Сюда приезжают с детьми и, высаживаясь из частных авто, просят водителей оставить их здесь на несколько часов, чтобы как следует отдохнуть. Здесь у людей – любопытство в глазах и улыбка на лице, здесь забывают о времени, здесь реализуют огромную жажду до нового, продуманного, объединяющего пространства, куда можно пойти всей семьей, посмотреть, эмоционально зарядиться, растворить дефицит искреннего общения, отдохнуть, купить что-то уникальное, единственное в своем роде… или ничего не покупать, да так намеряться да нафотографироваться, что потом уж прибежать, и сожалеть… «Ах, продали»… и тут же послушать музыку, пройтись в хороводе, попробовать мёд, прикоснуться к родовой памяти через орнамент, цвет, вид материала… и тут же научиться лично у мастера… назовите мне другое ближайшее место в Новосибирске, где одновременно можно подержать в руках (или купить, или узнать, как это делается!) армянскую скатерть, шелковый узбекский платок, расписанный в ручную, лучшие в мире киргизские валяные тапочки, русскую обереговую куклу или «зайчик на пальчик»…Ах! А белорусские конфеты, сделанные по советским ГОСТам… А вы знаете, как трогательно смотреть в глаза двухлетнего ребенка, который не хочет выпускать из рук валяную игрушку, и мама привозит его каждый день гулять на фестиваль, потому что… куда в Новосибирске может пойти мама с ребёнком в коляске кроме зоопарка и ИКЕИ… И только здесь в одной палатке одновременно могут встретиться кардиохирург и байкер, меряя единственную в своем роде шапку... А ещё целые свадьбы приезжают, чтобы сделать фотографии на долгую память… И иностранные гости, не скрывают радости оттого, что прикоснулись к народному творчеству, и одновременно сожалеют, что оказались здесь проездом всего на час, знали бы, остались на три дня…».

Наши посетители и экспоненты неоднократно отмечали особую атмосферу «Артании»: атмосферу праздника, разлива доброты и счастья. Если в основе всех ранее применяемых приёмов художественной отделки костюма, предметов быта лежала нерасчленённость себя и окружения, единство «Я» «НеЯ», мифологизация бытия, то в основе современного декорирование лежит человеческое желание создать свой собственный мир, стремление к совершенству, не чувство долга, а желание делать то, что душа просит, что интересно. Мы сталкиваемся с эффектом геометрической прогрессии когда личное пространство «проживания с удовольствием» взаимодействует с пространством комфорта соседа.

Мы создали уникальное пространство творческого общения, прецедент оказавшимся даже важнее видимых успехов роста мастерства, отмечаемого от фестиваля к фестивалю. И вдруг оказалось, что Третья Русь, Артания, никогда не переставала жить. Границы её потерялись в веках и сказаниях, но дух её, дух Артании не исчезал. Он постоянно обогащался и вбирал в себя всю многогранность людских культур и всё многообразие времен.

Дух «Артании» проявляется всё чаще и чаще. Он живет в каждом, кто творит что-то своими руками. Традиции рукотворчества постепенно возрождаются, приобретая новые формы. Наследие тысячелетий сегодня можно увидеть во многих проявлениях современной моды. Вещи, созданные руками мастеров «Артании», можно встретить сегодня на улицах Новосибирска. Эти рукотворные вещи начинают представлять для людей совершенно другую ценность, нежели те, что сняты с конвейера. Сейчас ремёсла, связанные с использованием традиционных для Сибири природных материалов, возрождаются. Предпосылки есть и в материальном, и в нематериальном мире. Есть доступные исходные материалы в магазинах, а земля даёт определенную энергию, идущую от предков. Руки сами берутся за дело и быстро возрождают, казалось бы, утраченное. Фестиваль «Артания» – лучшее тому подтверждение. Проходя по ярмарочным рядам, видя отличие местного ярмарочного ассортимента, всё больше валяные и вязаные тёплые вещи, меха, вещи практичные, как практичен наш брат-сибиряк, украшения с самоцветами, а не лаки, матрёшки и сувениры, как на московских ярмарках, невольно ловишь себя на мысли, что здесь находится та самая «топка», в которой выплавляется особый стиль сибирских ярмарок, здесь проявляются типологические черты настоящих и будущих художественных ремёсел Сибири.


Поскриптум

Сделать что-то своими руками – это значит найти общий язык с собой, обрести свои корни. Повседневность часто отбирает это у нас. Но, мы можем всё вернуть сами. Прикасаясь к традициям, восстанавливая их, и перенося в наше время ремесла предков, мы ведем с ними «разговор» на расстоянии тысячелетий и продолжаем творить историю. Дух «Артании» восстанавливает связь между поколениями, и объединяет их сквозь пространство и время.


Когда каждый человек ощутит внутри себя мастера, тогда край, в котором он родился станет един с его сердцем. Когда каждый человек почувствует в себе создателя, он обретёт Силу и будет жить в гармонии с действительностью. Обогащая дух «Артании», мы обогащаем себя, свою Родину и свою культуру. Сибирь должна возродиться в своем истинном величии, былом великолепии и славна будет своими творцами.

Ради практичности, следует добавить, что без освоения азов художественно-ремесленного производства для нас нет будущего ни в дизайне, ни в лёгкой промышленности. В Италии, стране, являющейся родоначальницей многих видов искусств и ремесел, все предприятия знаменитой лёгкой промышленности выросли из художественно-ремесленных мастерских. Не пройдя школы ремёсел, мы всегда будем питаться чужими идеями дизайна, смотреть в рот более продвинутым в этом отношении европейцам.

Международный фестиваль ремёсел «Артания» проложил путь через время в сказочную страну Артанию, проводником на этом пути стала народная память и умения, передающиеся из рук в руки, это – древние ремёсла, нематериальное культурное наследие) И помогли нам в этом ремесленники, сибиряки, особенные, открытые и правдивые люди. В древнем понимании «Арта» – «правда», «медведь». А Артания – государство правды и медведя...

Новосибирск – столица Творчества

На пике актуальности поиски идей развития городов и регионов, и как следствие формирование его позитивного имиджа. Так Пермь пытается стать культурной столицей России, Тверь – «издательским раем России», Ярославль – чайным Домом России. Все эти проекты планируется начинать с интенсификации культурной жизни, чтобы у жителей города появлялось ощущение полноценности бытия. У Новосибирска, в сравнении с перечисленными городами высокий культурный ценз. Но вот провал как раз в отсутствии традиции, в слабости представления традиционной культуры, в отсутствии истории визуальных образов. За точку роста новосибирского социокультурного пространства следует взять народное художественное творчество, составляющее нерушимый базис общего здания культуры, которое когда-то дало рождению современному театру, классической музыке, стало основой коллекций классических музеев. Именно оно существовала во все времена с самыми современными этим временам направлениями искусства профессионального. Именно оно имеет выход на взаимодействие с широкими народными массами, без которого художественная культура не в состоянии стать мощным рычагом преобразования действительности.

Мы нашли свой рецепт культурного сценария для Новосибирска: «Не винтики, а творцы!» Артания популярна, что оказалось более важным результатом для понимания происходящих в городе процессов, чем видимые успехи роста мастерства, отмечаемого от фестиваля к фестивалю, – это создание пространств творческого общения, воспитание творческого начала в человеке через народное творчество. Главное здесь в том, что люди сами тянутся в нужном направлении, испытывая дефицит традиционной культуры. Не нужно «завозить» внедрять, насаждать далёкие от горожанина идеи «современного искусства», вбивая в «безжизненную плоть» колоссальные средства. Нужно лишь создать условия: сделать доступными обучение, создание форумов обмен опытом, информацией в любой форме, будь то круглый стол, ярмарка, выставка или концерт.…

Понравилось? Лайкни нас на Facebook