Какие есть сонорные звуки. Что такое сонорный звук? Гласные и согласные звуки
Фонетика — это раздел науки о языке, в каком изучаются звуки и их чередования, также ударе-ние, интонация, слогораздел.
Графика — это раздел науки о языке, в каком изучаются начертания букв алфавита и их соотноше-ние со звуками речи.
Современный российский алфавит состоит из 33 букв, 10 из которых созданы для обозначения гласных звуков и со-ответственно именуются гласными. 21 согласная буква служит для обозначения согласных звуков. Не считая того, в современном российском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обо-значают : ъ (твёрдый символ), ь (мягенький символ).
Гласные и согласные звуки
Звуки речи на письме заключаются в квадратные скобки . Это транскрипция. В транскрипции не принято писать строчные буквы и ставить знаки препинания. См. тщательно: Правила российской транскрипции в школе.
Все звуки российского языка делятся на гласные и согласные.
1. Гласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса. В российском языке их 6: [а], [э], [и], [о], [у], [ы].
2. Согласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса и шума либо только шума.
а) Согласные звуки делятся на твердые и мягенькие . Большая часть жестких и мягеньких согласных образуют пары по твер-дости-мягкости : [б] — [б’], [в] — [в’], [г] — [г’], [д] — [д’], [з] — [з’], [к] — [к’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [р] — [р’], [с] — [с’], [т] — [т’], [ф] — [ф’], [х] — [х’] (апостроф справа вверху обозначает мягкость согласного звука). К примеру, лук — [лук] и лючок — [л’ук].
б) У неких согласных звуков отсутствуют соот-носительные пары однако твердости-мягкости, другими словами в языке суще-ствуют непарные твердые согласные [ж], [ш], [ц] (т.е. они всегда только твёрдые) и непарные мягенькие согласные [ш’], [й], [ч] (т.е. они всегда только мягенькие).
Примечания:
в) Согласные звуки, образованные при участии голоса и шума, именуются гулкими (к примеру, [д], [д’], [з], [з’] и др.); в том случае в образовании звуков участвует только шум, то такие звуки именуются глухими согласными (к примеру, [т], [т’], [с], [с’] и др.). Большая часть гулких и глухих согласных в российском языке образуют пары по звонкости-глухости : [б] — [п], [б’] — [п’], [в] — [ф], [в’] — [ф’], [г] — [к], [г’] — [к’], [д] — [т], [д’] — [т’], [з] — [с], [з’] — [с’], [ж] — [ш]. Ср.: бить — пить, год — кот, жить — шить.
г) Звуки [й], [л], [л’], [м], |м’], [н], [н’], [р], [р’] не образуют соот-носительной пары с глухими согласными, как следует, они являются непарными гулкими (непарные гулкие согласные еще именуются сонорными , это звуки, в образовании которых участвует и голос и шум). И напротив, глухие согласные, не образующие пары со гулкими, являются непарными глухими . Это звуки [ч], [ц], [х], [х’].
3. В потоке речи звучание 1-го звука может уподобляться звучанию другого звука. Такое явление именуется ассимиляция . Так, в слове жизнь звук [з], стоящий рядом с мягеньким [н’], тоже смягчается, и мы получаем звук [з’]. Следовательно, произношение слова жизнь записывается так: [жыз’н’]. Сближение звучания может быть также у парных по звонкости-глухости звуков. Так, гулкие согласные в позиции перед глухи-ми и в конце слова по звучанию сближаются с парными глухи-ми. Как следует, происходит оглушение согласных. К примеру, лодка — ло[т]ка, притча — ска[с]ка, воз — во[с]. Может быть и об-ратное явление, когда глухие согласные в позиции перед звон-кими тоже становятся гулкими, другими словами озвончаются . Напри-мер, косьба — ко[з’]ба, просьба — про[з’]ба.
Обозначение мягкости согласных на письме
В российском языке мягкость согласных обозначается следую-щими методами:
1. С помощью буквы ь (мягенький символ) в конце слова и в середине меж согласными: полезность — [пол’за], лось — [лос’] и др.
Примечание. Мягенький символ не обозначает мягкости со-гласных в последующих случаях:
а) в том случае служит для разделения согласных, 2-ой из которых й (йот): листья — лис[т’йа], бе-лье — бе[л’йо];
б) для различения грамматических категорий: рожь (3 скл., ж.р.) — ножик (2 скл., м.р.);
в) для различения форм слов (после шипящих): читаешь (2 л., ед.ч.), режь (форма повелительного наклонения), посодействовать (неопределенная форма глаго-ла), также наречий: галопом, навзничь.
2. Средством букв и, е, ё, ю, я, указывающих на мягкость предыдущего согласного звука и передающих гласные зву-ки [и], [э], [о], [у], [а]: лес — [л’эс], мёд — [м’от], лил — [л’ил], лючок — [л’ук], мял — [м’ал].
3. При помощи следующих мягеньких согласных: винтик — [в’ин’т’ик], слива — [с’л’ива].
Звуковое значение букв е, ё, ю, я
1. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука : [йэ], [йо], [йу], [йа]. Происходит это в последующих случаях:
Не считая того, после разделительного ь два звука будет обозначать буква и : соловьи — соловь[йи].
2. Буквы е, ё, ю, я указывают на мягкость предшеству-ющего согласного в позиции после согласных, парных по твер-дости-мягкости: мех — [м’эх], нёс — [н’ос], лючок — [л’ук], мял — [м’ал].
Памятка:
Фонетический разбор слова
Фонетический разбор слова — это анализ слова, который заключается в характеристике слоговой структуры и звукового состава слова ; фонетический разбор слова подразумевает элементы графического анализа. Слово для фонетического разбора в школьных учебниках обозначается цифрой 1: к примеру, земля1 .
При проведении фонетического разбора слова нужно непременно произносить слово вслух. Нельзя автоматом переводить буквенную запись в звуковую, это ведет к ошибкам. Необходимо держать в голове, что характеризуются не буквы, а звуки слова.
Время от времени нужно сделать фонетическую запись целого предложения либо текста . См. об этом подробнее: Эталоны транскрипции предложения.
Порядок фонетического разбора слова (по школьной традиции):
1. Запишите данное слово, разделите его на слоги, устно укажите количество слогов.
2. Поставьте ударение в слове.
3. Запишите фонетическую транскрипцию слова (пишем слово буквами в столбик, напротив каждой буквы записываем звук в квадратных скобках).
4. Охарактеризуйте звуки (напротив каждого звука ставим тире и пишем его свойства, разделяя их запятыми):
5. Укажите количество звуков и букв.
Эталоны фонетического разбора слова
(базисный уровень)
Земле — зем-л
з[з’] — согласный, мягенький, гулкий
е[и] — гласный, безударный
м[м] — согласный, жесткий, гулкий
л[л’] — согласный, мягенький, гулкий
е[э] — гласный, ударный
———-
5 букв, 5 звуков
Чернеют — чер-н -ют
ч[ч] — согласный, мягенький, глухой
е[и] — гласный, безударный
р[р] — согласный, жесткий, гулкий
н[н’] — согласный, мягенький, гулкий
е[э] — гласный, ударный
ю[й] — согласный, мягенький, гулкий
[у] — гласный, безударный
т[т] — согласный, жесткий, глухой.
————
7 букв, 8 звуков
См. тщательно: Правила фонетической транскрипции для углублённо изучающих российский язык школьников.
Дополнительно:
Какие звуки сонорные в российском языке?
Фонетика — это раздел науки о языке, в каком изучаются звуки и их чередования, также ударе-ние, интонация, слогораздел. Графика — это раздел науки о языке, в каком изучаются начертания букв алфавита и их соотноше-ние со звуками речи. Современный российский алфавит состоит из 33 букв, 10 из которых созданы для обозначения гласных звуков и со-ответственно именуются...
Как известно, звуки речи можно разделить на гласные (произносимые только голосом) и согласные (в их произнесении участвует шум). Многие согласные можно разбить на пары по их характеристикам, но не все.
Парные и непарные согласные по глухости-звонкости
Сразу надо оговориться, что таких звуков, которые непарные по всем признакам, всего четыре. Мы поговорим о них в конце статьи. Большинство же по одному признаку входит в пару, а по другому - нет. Поэтому бессмысленно писать про согласный «непарный» – надо указать, по какому признаку.
Согласные различаются по глухости-звонкости. Это означает, что при произнесении одних из них используется больше голоса (сонорные, звонкие), а в других больше шума (глухие) или даже вообще один шум (шипящие).
Сонорные - это очень звонкие согласные, голоса в них много, а шума мало.
Два сонорных согласных - [Л] и [Р] – даже могут при некоторых обстоятельствах образовывать слог, то есть вести себя как гласные. Наверняка вы встречали ошибочное написание «театор». Оно объясняется как раз тем, что [Р] в этом слове слогообразующее. Другие примеры - слова «Александр», «смысл».
Непарные звонкие согласные звуки - это как раз сонорные. Их пять:
Иногда [Й] не относят к сонорным, но он все равно остается звонким непарным. Посмотрим на таблицу.
По ней видно, что, кроме звонких непарных, имеются и звуки, являющиеся непарными глухими. Большинство из них шипящие; к шипящим не относится только глухой непарный согласный звук [Ц].
В этой статье мы рассматриваем лишь русские звуки речи. В других языках распределение по парам может быть иным. Например, в тибетском языке имеется глухая пара к звонкому [Л].
Пары по твердости-мягкости
Кроме глухости-звонкости, русские согласные образуют пары по твердости-мягкости.
Это значит, что одни из них на слух воспринимаются как более мягкие. Тогда мы обычно как-то обозначаем это на письме: например, пишем мягкий знак или одну из гласных Е, Ё, Ю, Я.
Устная речь первична (любому понятно, что она появилась раньше письменной), поэтому неправильно говорить: «Звук [Н’] в слове КОНЬ мягкий, потому что после него стоит Ь». Напротив, мы пишем Ь, потому что Н’ мягкий.
По твердости-мягкости согласные также составляют пары. Но и в этом случае не все. В русском языке есть непарные мягкие и непарные твердые согласные звуки.
Непарные твердые согласные звуки - это, в основном, шипящие ([Ж], [Ш]) и [Ц]. Они всегда образуются у дальнего нёба.
А вот в предке нашего языка, старославянском, напротив, [Ж] и [Ш] были всегда мягкими и не имели твердой пары. Тогда мягкими не бывали [К], [Г] и [Х]. В настоящее время можно встретить (некогда единственно возможное) произношение с мягким [Ж’] [ДРОЖ’Ж’И] или [ДОЖ’] (дождь), но это теперь необязательно.
Непарные мягкие - это [Й’] и опять же шипящие [Ч’] и [Щ’].
То есть все шипящие являются или всегда твердыми, или всегда мягкими. Буква Ь после них не указывает на мягкость, она выполняет грамматическую функцию (например, даже не зная, что такое «плешь», любой сразу скажет, что это слово женского рода, ведь в мужском роде после шипящих Ь не ставится). Твердые непарные шипящие согласные звуки в слове могут иметь при себе Ь, но это не значит, что они должны смягчиться. Это значит, что перед нами существительное 3 склонения, наречие или глагол.
Непарные мягкие согласные звуки в слове вызывают желание поставить после них Ь, что часто не требуется. Поэтому есть смысл запомнить, что в сочетаниях ЧК, ЧН и т.п. Ь после Ч не нужен.
Звуки «совсем непарные»
В русском языке большинство согласных или парные по обоим признакам, или парные по одному признаку и непарные по другому. Например , в слове [П’ЭН’] (пень) звук [П’] парный и по глухости-звонкости (П’ – Б’), и по твердости-мягкости (П’ - П), а звук [Н’] парный по твердости-мягкости (Н’ - Н), но непарный по глухости-звонкости.
Однако есть несколько звуков, непарных по обоим признакам. Это звуки [Й’] (непарный звонкий, непарный мягкий), [Ч’] (непарный мягкий, непарный глухой), [Щ’] (непарный мягкий, непарный глухой) и [Ц] (непарный твёрдый, непарный глухой). Такие звуки нередко загадывают в олимпиадах по русскому языку. Например, «Угадайте звук по характеристике: непарный твёрдый, непарный глухой». Мы уже видим, что это [Ц].
Что мы узнали?
Из статьи про парные и непарные согласные, мы узнали, что в русском языке существуют как парные, так и непарные согласные. Парные согласные различаются по глухости-звонкости и по твердости-мягкости.
Тест по теме
Оценка статьи
Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 89.
Чисто теоретически каждый выпускник школы должен иметь представление о том, что такое сонорный звук. Но на практике дело обстоит иначе, и это слово, встречаемое в тексте, нередко ставит читающего в ступор. Освежим знания по русскому языку курса средней школы.
Классификация согласных
Типологий согласных звуков существует великое множество. В первую очередь, они подразделяются в зависимости от места образования:
- Губные - в процессе их произнесения главную роль играет положение губ. В свою очередь, данный класс подразделяется на различные подвиды. Часть из них образуется смыканием обоих губ, губ и зубов, губ и альвеол (место крепления зуба). В создании некоторых участвует задняя часть нёба.
- Корональные - ведущую роль тут играет передняя часть языка, которая примыкает к резцам или альвеолам.
- Дорсальные - образуются благодаря основной части языка, взаимодействующей с нёбом.
- Глоточные ;
- Глоттальные - происходит смыкание голосовых связок.
По степени звучности согласные делят на:
- Аппроксиманты - занимают промежуточное положение между гласными и согласными (например, в английском языке это звук «w»);
- Сонорные - шума при их продуцировании практически не образуется;
- Фрикативные - образуются при неполном закрытии речевого тракта;
- Возникающие при замедленном высвобождении воздуха.
Что такое сонорный звук в русском языке?
Согласные звуки, при произнесении которых практически не образуются шумовые помехи, носят название звучных, или сонорных. В русском языке к таким звукам относятся:
- «Р » - дрожащий звонкий звук, который образуется в области альвеол (так называются углубления, куда входит корень зуба).
- «Л » - образуется, когда воздух проходит через кончик языка, соприкасающийся с альвеолами.
- «М » - звонкий носовой звук, который образуется при участии как верхней, так и нижней губы. При прохождении воздуха из легких образуется турбуленция.
- «Н » - произносится, когда кончик языка смыкается с верхними передними зубами.
- «Й » - возникает в области нёба, когда к нему восходит задняя часть языка. Турбулентный поток воздуха при этом не образуется. Согласно нормам международного фонетического алфавита, данный звук обозначается как «j», или «йот».
- Смягченные варианты всех вышеперечисленных звуков также носят название звучных.
Что значит «сонорный» в фонетическом разборе?
Разбор слова на отдельные фонемы является довольно популярным заданием в учреждениях среднего образования России, а также на территории стан бывшего СССР. Типовая инструкция для проведения такой операции выглядит следующим образом:
- Сказать слово вслух.
- Записать его согласно правилам орфографии русского языка.
- Найти слоги и определить правильное место ударения.
- Узнать, как переносить слово без ошибок.
- Дать детальное описание каждого звука, составляющего данную единицу речи: мягкость или твердость, парность и т.д.
- По результатам работ, сделанных на предыдущем этапе, подсчитать общее количество звуков.
- Найти такие случаи, когда написание не соответствует произношению.
В рамках выполнения пятого пункта указанной схемы школьники должны определить, какие звуки относятся к сонорным и есть ли они в слове вообще.
Сонорные звуки в логопедии
Трудности с произношением звучных согласных - одна из самых распространенных проблем в логопедии. Это одно из проявлений так называемой дислалии , когда ребенок имеет нормальный слух, но имеет трудности с воспроизводством ряда звуков.
Основные причины такого явления:
- Проблемы, лежащие в физиологической и неврологической плоскости. Нередко это последствия пережитых малышом тяжелых заболеваний, прежде всего затрагивающих зону ухо-горло-нос.
- Недостатки воспитания: родители ребенка не прилагают усилий к развитию правильной речи ребенка, из-за чего многие ошибочные варианты произношения могут закрепиться.
- Билингвизм. Малыш растет в двуязычной среде, причем оба языка, которые имеют хождение в семье, имеют несовместимый фонетический строй.
- Люди из окружения имеют ошибочную манеру произношения.
- Проблемы с различением конкретных звуков. Человек может иметь отличный физический слух и даже музыкальный, но при этом иметь проблемы с различением конкретных фонем.
Нужно отметить, что понятие о «правильном» произношении - дело достаточно субъективное. К примеру, японцы не могут произнести звучную фонему «л», но в самой Стране восходящего солнца это проблемой не считается.
Как научиться произносить звучные согласные?
Если ребенку диагностирована дислалия , то нет повода опускать руки: она прекрасно сегодня исправляется. Главное - начать лечение как можно раньше.
Основными его этапами являются:
- Хирургическое вмешательство, если невозможность произносить сонорные звуки вызвано дефектами в строении организма.
- Изменение круга общения. Если причины ошибок в произношении социальные, то стоит перво-наперво перевести ребенка в другую коммуникативную среду (ходить в другой детский сад и т. д.)
- Нередко приходится перевоспитывать не ребенка, а прежде всего родителей. Бывает, что взрослые в шутку подражают речи малыша (сюсюкают), чем сбивают его фонетическую интуицию с толку.
- Подготовительный этап: врач исправляет проблемы с воздушным потоком, артикуляцией и моторикой.
- Разучивание слов и целых предложений до автоматизма. Затем можно перейти на разбиение зазубренных слов на слоги и отдельные звуки.
- На следующей ступени нужно научить ребенка применять полученные навыки по произношению звуков за пределами врачебного кабинета. Детей учат вставлять фонемы в слова в любой ситуации и всеми силами сдерживать волнение.
Для успешного исправления дефекта речи требуется три раза в неделю посещать специалиста на протяжении нескольких месяцев. Процесс излечения нужно продолжать домашними упражнениями. Как правило, даже самые запущенные случаи у детей поддаются исправлению за период до полугода.
Нет никакой проблемы не знать, что такое сонорный звук. Гораздо страшнее не уметь произносить набор фонем р/л/м/н. Но современная медицина не стоит на месте, и не пройдет нескольких месяцев, как ребенок обретет правильную речь.
Видео: как звучат сонорные звуки
Откуда берется звук?
Формирование любого звука, который может произнести человек, начинается в дыхательном аппарате: воздух попадает в легкие, а затем выходит из них по направлению к гортани - этот процесс называется инициация. Из легких воздух попадает в гортань, где находятся голосовые связки. В зависимости от того, будут или не будут связки колебаться, там происходит или не происходит процесс фонации. Связки колеблются - звук получается звонким (любой гласный или звонкий согласный), не колеблются - звук получается глухим (глухой согласный).
Из гортани воздух попадает в ротовую полость, в которой происходит процесс, определяющий все остальные характеристики звука, кроме глухости/звонкости, - артикуляция, т. е. принятие органами речи (язык, губы, нёба, зубы, маленький язычок - увула) того положения, которое нужно для производства конкретного звука. Так, например, чтобы произнести звук [п], мы должны плотно сомкнуть губы, а для звука [к] надо задней частью языка коснуться заднего нёба.
Гласные и согласные звуки
Как и во всех остальных языках мира, в русском языке есть гласные и согласные звуки. Их общее количество немногим превышает сорок и является средним (не большим и не маленьким) по сравнению с другими языками мира. Согласных у нас в шесть раз больше, чем гласных, - русский язык консонантный (языки, в которых набор гласных больше и разнообразнее, называются вокалическими).
Все мы с вами еще в начальной школе научились отличать гласные звуки от согласных: гласные - те, которые можно пропеть, согласные - те, которые пропеть нельзя. На самом же деле мы можем долго шипеть [ш], свистеть [c], а если очень постараться, то и мычать [м], тянуть [н] и т. д. Как это можно объяснить? Есть ли другие способы различения гласных и согласных звуков?
Главное отличие гласного звука от согласного заключается в их способе образования, а именно - в наличии или отсутствии преграды в речевом тракте. Гласный звук - это тот, который мы образуем за счет вывода воздуха из легких через гортань и ротовую полость, не строя в речевом аппарате никаких преград, а просто меняя объем ротовой полости. Согласный - звук, который, чтобы выйти наружу, должен преодолеть какую-то преграду (сомкнутые губы, касание языком зубов или нёба). Но качество этой преграды (или по-другому сужения) и способа ее преодоления может быть разным, поэтому некоторые согласные звуки действительно можно «растянуть», например, как [ш], [c], [м] или [н].
Классификация согласных звуков
Место образования
Так как для образования согласного звука необходима преграда, в области речевого тракта, где происходит это сужение, находится место образования согласного. Обычно оно называется по двум органам его образующим: активному и пассивному. К активным органам относят:
· язык, а точнее его переднюю часть, т. е. кончик (тогда согласный переднеязычный), среднюю часть (среднеязычный), и заднюю, т. е. корень (согласный заднеязычный);
· нижнюю губу (согласный губной).
К пассивным:
· нёбо, а именно: переднее нёбо - альвеолы (согласный передненёбный или альвеолярный), среднее - твердое нёбо (средненёбный) и заднее - мягкое нёбо (задненёбный);
· верхние зубы (согласный зубной), т. к. нижние просто не участвуют в артикуляции;
· верхнюю губу (согласный губной). Конечно, она тоже двигается во время артикуляции, но только вместе с нижней и значительно меньше. Нижняя губа может участвовать в образовании звуков без участия верхней, например, [в] или [ф].
При сочетании какого-то активного и какого-то пассивного артикулирующих органов, мы получаем классификацию согласных звуков по месту образования:
· губно-губные (билабиальные), например, [м], [п], [б];
· губно-зубные (лабиодентальные), например, [в], [ф];
· переднеязычные зубные (дентальные), например, [т], [д], [c], [н], [л];
· переднеязычные передненёбные (альвеолярные), например, [ш], [ж], [р];
· среднеязычные средненёбные (палатальные), например, [j];
· заднеязычные средненёбные, например, [к’], [г‘], [х‘];
· заднеязычные задненёбные (велярные), например, [к], [г], [х].
Способ образования
Мы уже немного поговорили о разнице между способами образования гласных и согласных звуков. Гласные образуются без преграды в речевом тракте, а потому при полном отсутствии шума. Для согласных, наоборот, преграда необходима. Типы этой преграды (или сужения) могут быть разными, как и способы ее преодоления.
Наиболее близкими к гласным по способу образования являются согласные-аппроксиманты : степень сужения у них незначительная, а потому шум образуется только при отсутствии голоса (т. е. когда голосовые связки не колеблются). К аппроксимантам в русском языке относятся такие согласные, как [л], [л‘] и [и̯] («и неслоговой»).
Существенное, но еще не полное сужение, т. е. щель, необходимо для образования щелевых , или фрикативных, согласных. По форме щели они делятся на плоскощелевые (например, [ш], [ж], [х], [j]) и круглощелевые (например, [c] и [з]). Переднеязычные плоскощелевые мы называем шипящими: [ш], [ш’], [ж], [ж‘], [ч], [ч‘], а переднеязычные круглощелевые - свистящими: [с], [с‘], [з], [з‘], [ц], [ц‘].
Следующим уровнем сужения является полная смычка, т. е. плотное прикосновение активного артикулирующего органа к пассивному, которое приводит к запиранию воздушного потока. Согласные, образованные таким путем, называются смычными. В зависимости от того, как способом звук преодолевает получившуюся смычку, выделяются несколько типов смычных согласных:
· взрывные - воздух упирается в смычку, создается избыточное давление, которое приводит к резкому размыканию органов, т. е. к так называемому взрыву (например, [т], [б], [к] и др.);
Лайфхак! Взрывные звуки легко отличить от остальных согласных: это единственный тип согласных, которые нельзя протянуть, просвистеть, промычать и т. д. Попробуйте долго тянуть, например, звук [б]: у вас это не получится, даже несмотря на его звонкость. Вы можете только постепенно нагнетать давление на смычку, оттягивая момент взрыва.
· аффрикаты - воздух упирается в смычку, которая под давлением не размыкается резко, а просто переходит в щель. Таким образом, аффрикаты, грубо говоря, состоят из двух звуков: смычного взрывного и щелевого (например, [ц] = [т͡с] и [ч’] = [т͡ш‘]);
· носовые - смычка находится в ротовой полости, но воздух не замыкается, а проходит через носовую полость за счет поднятия маленького язычка - увулы (например, [м], [н]);
Лайфхак! Если очень сложно запомнить, какой звук является носовым, можно при его произнесении прикладывать руку к носу. Чувствуется вибрация - носовой, не чувствуется - не носовой.
· дрожащие - состоят из нескольких смычек с вокальными элементами между ними ([р]).
Сонорные и шумные согласные
Еще одна классификация, применимая к согласным звукам, - это деление их на сонорные и шумные согласные. К сонорным относятся следующие согласные русского языка: [м], [м‘], [н], [н‘], [р], [р‘], [л], [л‘], [j], [и̯]. Все остальные согласные звуки являются шумными. Можно заметить, в списке сонорных находятся те согласные звуки, которые, как мы привыкли считать, всегда звонкие, т. е. не имеют глухой пары. Попробуем выяснить, как так получилось.
Дело в том, что сонорные согласные являются средним звеном между гласными и шумными согласными: несмотря на то, что при их произнесении тоже образуется преграда, она не препятствует прохождению воздуха. Так, при носовых согласных [м], [м‘], [н] и [н‘] воздух выходит через носовую полость. При образовании аппроксимантов [л] и [л‘] боковые края языка опускаются и воздух проходит по бокам ротовой полости (поэтому эти звуки называется боковыми аппроксимантами, а противопоставленный им аппроксимант [й] - срединным ). При дрожащих [p], преграда образуется на слишком короткое время, так что шум не успевает возникнуть.
Кстати, было бы правильнее относить к сонорным еще и звуки [в] и [в‘], потому что при контакте с другими согласными они ведут себя именно как сонорные, а не как шумные. Например, когда за глухим шумным согласным в слове следует звонкий шумный, второй влияет на первый и глухой озвончается (например, отбор [адбо́р]). Если последующий согласный сонорный, то это не происходит (например, отрыв [атры́ф]). Заметим, что перед звонкими [в] и [в‘] глухие шумные тоже не озвончаются: обхват [апхва́т], ответ [атв’е́т].Получается, [в] и [в‘] тоже сонорные.
Сонорные согласные
§ 20. Для описания некоторых фонетических явлений выделяют сонорные согласные (сонанты). В русском языке – это звуки [л], [л"], [р], [р"], [м], [м"], [н], [н"], [j], [и] (остальные согласные называются шумными).
Сонорные отличаются от шумных согласных не только по артикуляционным, но и по акустическим и фонологическим признакам (см. об этом ниже § 65, 157).
С артикуляционной точки зрения сонорные согласные занимают промежуточное положение между гласными и шумными согласными. Это проявляется в том, что:
при артикуляции носовых согласных в речевом тракте создается преграда для прохождения воздуха и одновременно условия, которые предотвращают возникновение шума: открывается проход в носовую полость;
при артикуляции латеральных опускаются боковые края языка и создаются проходы, по которым воздух обходит преграду, созданную в центральной части речевого тракта;
при артикуляции дрожащих преграда образуется на столь короткое время, что ее нарушение не вызывает образования шума;
особый тип сонорных согласных образуется при создании в речевом тракте сужения аппроксимантного типа – например, [и] (такое же сужение создается в латеральной области при произнесении [л], [л’]) 23 .
Согласные [р], [р"], [л], [л"] объединяются термином "плавные " (liquids).
Дополнительная артикуляция
§ 21. Одновременно с основной артикуляцией звука может осуществляться дополнительная артикуляция. В русском языке дополнительные артикуляции свойственны преимущественно согласным звукам 24 . Дополнительная консонантная артикуляции отличается от основной степенью сужения в речевом тракте. В месте дополнительной артикуляции сужение меньше, чем в месте основной (обычно оно бывает таким же, как при артикуляции аппроксимантов или гласных). В русском языке представлены три типа дополнительных артикуляций:
лабиализация – округление губ (этот тип артикуляции характеризует согласные в позиции перед гласными [у] и [о]);
палатализация – смещение тела языка вперед и вверх в направлении твердого неба;
веляризация – смещение тела языка назад и вверх в направлении мягкого неба (см. рис. 47,48 в Приложении А).
В русском языке дополнительная артикуляция характеризует большинство согласных звуков. Все мягкие согласные, кроме [j] и [и], являются палатализованными, а все твердые, кроме велярных [к], [г], [х], – веляризованными. Согласный [j] не может быть палатализованным, так как место его основной артикуляции совпадает с местом дополнительной артикуляции палатализации, а согласные [к], [г], [х] не могут быть веляризованными, поскольку место их основной артикуляции совпадает с местом дополнительной артикуляции веляризации. Таким образом, с артикуляционной точки зрения не существует непарных по тведости/мягкости согласных 25 (кроме [j] и [и]).
Непалатализованные и невеляризованные согласные возможны в русском языке в консонантных сочетаниях в положении перед мягким согласным (с нег , з мейка и т.п.). Такие согласные, а также согласные с незначительной степенью палатализации, называются полумягкими .
Термины "твердый" и "мягкий" согласный не вполне идентичны артикуляционным терминам "веляризованный" и "палатализованный" – так, невеляризованнные [к], [г], [х] в СРЛЯ являются, тем не менее, твердыми согласными, а непалатализованный [j] – мягким.
Степень палатализации и веляризации может быть различной как в разных языках, так и в одном языке. Например, палатализация у зубных согласных в русском языке выражена ярче, чем у губных, а наибольшей степенью веляризации характеризуются русские [л], [ш], и [ж].
Наличие дополнительной артикуляции (особенно в месте, близком к основной) может приводить к изменению места и способа основной артикуляции. При образовании мягких [т"], [д"], [н"] и особенно [л"] артикуляционный фокус смещается назад по сравнению с соответствующими твердыми (так что [л"] в произношении большинства носителей СРЛЯ является, строго говоря, не зубным, а альвеолярным); при артикуляции , [з"], наоборот, артикуляционный фокус смещается вперед по сравнению с соответствующими твердыми. Наиболее значительно изменяется место образования у палатализованных [к’], [г’], [х’]: в отличие от задненебных [к], [г], [х], они являются средненебными, оставаясь при этом заднеязычными.
Изменение способа образования при палатализации наиболее ярко проявляется у зубных согласных: мягкие [д"], [т"] так сильно аффрицируются (приобретают фрикативную фазу), что с артикуляционной точки зрения становятся аффрикатами [д з "], [т с "].
В транскрипции дополнительные артикуляции обычно обозначаются диакритическими значками (мягкость [j] не обозначается, так как он никогда не бывает и не может быть твердым физиологически). В русской фонетической традиции веляризация согласных по традиции не обозначается 26 . Полумягкость согласного может быть обозначена точкой справа вверху у соответствующего символа: [с. н"е к].
Дополнительные артикуляции чаще всего возникают в истории языка из явлений коартикуляции.