Психологическая характеристика темпераментов. Классическое учение о темпераменте. Психологическая характеристика типов нервной деятельности и темперамента в) до конца XIX в
Результатах действий, с учетом которой исполнительным органом формируются последующие
команды, осуществляет:
А) эффектор
В) анализатор
Б) акцептор действия
Г) обратная связь
24. К основным методам психологии не относится:
а) анкетирование б) измерение в) эксперимент г) наблюдение
25. Приведите в соответствие:
1 восприятие
а. психические состояния
2 темперамент
4 мышление
б. психические процессы
5 утомление
6 восторг
7 характер
в. психические свойства
8 внимание
9 способности
Тестовый контроль знаний (Тема: темперамент, характер, способности)
1.В темпераменте личность проявляется со стороны ее:
В) динамических свойств Г) неизменных свойств
2.Психологическое описание портретов различных темпераментов впервые дал:
А) Гиппократ Б) И.Кант В) Гален Г) Платон
3. Физиологическая ветвь учения о темпераменте начинается с:
А) Демокрита Б) Гиппократа В) Платона Г) Галена
4. Теория У.Шелдона относится к теориям темперамента:
А) гуморальным Б) нейродинамическим В) конституциональным Г) поведенческим
А) И.П.Павлов Б) Дж.Гилфорд В) Э.Кречмер Г) Л.Терстон
6.Слово темперамент И.П.Павлов заменил на:
А) генотип Б) социотип В) фенотип Г) биотип
7. У.Шелдон не выделял такой тип темперамента как:
А) висцеротонический Б) церебротонический В) соматотонический Г) мезоморфный
К темпераменту следует относить только динамические характеристики психики, которые
выражаются в «импульсивности» и «впечатлительности», согласно:
А) С.Л.Рубинштейн Б) В.Д.Небылицын В) Б.М.Теплов Г) Л.С.Выготский
Три таких ведущих компонента темперамента, как общая психическая активность,
моторика и эмоциональность, предложил выделить:
А) С.Л.Рубинштейн Б) В.Д.Небылицын В) Б.М.Теплов Г) А.Н.Леонтьев
10.Физиологические основы темперамента изучал:
А) У.Шелдон Б) И.П.Павлов В) Э.Кречмер Г) Дж.Гилфорд
По И.П.Павлову, классификация типов нервной системы должна быть основана на учете
параметров:
А) силы НС Б) соотношения жидкостей в организме
В) активности Г) особенностей строения тела
Высокая степень работоспособности, умение спокойно находить выход в трудных ситуациях
выявляют такие показатели нервной системы, как:
А) сила НС
Б) подвижность нервных процессов
В) уравновешенность нервных процессов
Г) динамичность нервных процессов
13.Реакция на наименьшую силу внешнего воздействия является показателем:
А) сензитивности Б) активности В) реактивности Г) пластичности и ригидности
Низким уровнем психической активности, замедленностью движений, быстрой
Утомляемостью, высокой эмоциональной сензитивностью, преобладанием отрицательных
эмоций над положительными характеризуется:
А) сангвиник Б) флегматик В) холерик Г) меланхолик
15.Темперамент это:
А) индивидная характеристика человека
Б) совокупность динамических характеристик психической деятельности
В) генотип
Г) все ответы верны
Определите тип темперамента по следующим свойствам нервной системы - сильный,
уравновешенный, инертный:
А) сангвиник Б) флегматик В) холерик Г) меланхолик
17.К сферам проявления темперамента относятся:
А) общая активность человека Б) моторная сфера
В) эмоциональность Г) все ответы верны
Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и
проявляющаяся в деятельности и общении, - это:
А) темперамент Б) способности В) характер Г) задатки
19.В характере личность проявляется в большей степени со стороны:
20.Аккуратность, бережливость, щедрость – это:
А) черты, характеризующие отношение к вещам
Б) система отношений человека к самому себе
В) черты, проявляющиеся по отношению к другим
Г) черты, проявляющиеся в деятельности
Под темпераментом понимают характеристики психической деятельности:
а) статические;
б) содержательные;
в) динамические;
г) приобретенные.
В темпераменте личность проявляется со стороны ее:
а) содержания;
б) динамических свойств;
в) личностно-смысловых аспектов;
г) неизменных свойств.
Критерием темперамента является:
а) раннее проявление в детстве;
б) приобретенность;
в) изменчивость в течение длительного периода жизни человека;
г) зависимость от черт характера.
Основным блоком личности в рамках диспозиционного подхода являет- ся(ются):
а) темперамент;
б) направленность;
в) характер;
г) способности.
К темпераменту не следует относить только динамические характеристики психики, которые выражаются в «импульсивности» и «впечатлительности», по мнению:
а) СЛ. Рубинштейна;
б) Б.М.Теплова;
в) В.Н. Небылицына;
г) И.П. Павлова.
Темперамент не является компонентом личности, по мнению:
а) B.C. Мерлина;
б) Г. Айзенка;
в) Дж. Гилфорда;
г) J1. Тёрстона.
Психологическое описание «портретов» различных темпераментов впервые дал:
а) Гиппократ;
б) Гален;
в) И. Кант;
г) Платон.
Физиологическая ветвь учения о темпераменте начинается:
а) с Демокрита;
б) с Платона;
в) с Гиппократа;
г) с Галена.
У Гиппократа был подход к темпераменту:
а) физиологический;
б) психологический;
в) психофизиологический;
г) психофизический.
Теория У. Шелдона относится к теориям темперамента:
а) гуморальным;
б) конституциональным;
в) нейродинамическим;
г) поведенческим.
Одним из авторов конституциональной теории темперамента является:
а) И.П. Павлов;
б) Э. Кречмер;
в) Дж. Гилфорд;
г) JI. Тёрстон.
Одним из подходов к пониманию факторов, обусловливающих тип темперамента, является подход:
а) френологический;
б) конституциональный;
в) физиогномический;
г) нейродинамический.
Происхождение названий четырех наиболее известных типов темперамента связано с теорией темперамента:
а) гуморальной;
б) конституциональной;
в) нейродинамической;
г) физиологической.
Считалось, что в детерминации темперамента особую роль играют телесные жидкости:
а) до конца XVIII в.;
б) до середины XIX в.;
в) до конца XIX в.;
г) до середины XX в.
Слово «темперамент» И.П. Павлов заменил:
а) на генотип;
б) на фенотип;
в) на социотип;
г) на биотип.
Э. Кречмер к темпераменту относил:
в) соотношение устойчивости эмоций и сопротивления воли;
Н. Ах к темпераменту относил:
а) общительность и замкнутость, «жизненную установку»;
б) любовь к господству и наслаждение властью;
в) соотношение между собой и устойчивостью эмоций и сопротивлением воли;
г) индивидуальные особенности детерминирующих тенденций.
В структуре темперамента Э. Шелдон не выделил как его компонент:
а) висцеротонию;
б) соматонию;
в) церебротонию;
г) мезоморфию.
Темперамент как любовь к господству и наслаждению рассматривал:
а) Э. Кречмер:
б) У. Шелдон:
в) Э. Мейман;
г) Н. Ах.
Темперамент как аффективные предрасположения анализировал:
а) Э. Кречмер;
б) У. Шелдон;
в) Э. Мейман;
г) Н. Ах.
Возникновение темперамента как интегрального психического явления обусловливает (ют):
а) воспитание;
б) факторы социальной среды;
в) конституциональные факторы;
г) обучение.
Висцеротонический, соматотонический, церебротонический компоненты в структуре темперамента выделил:
а) Э. Кречмер;
б) У. Шелдон;
в) И.П. Павлов;
г) Дж. Гилфорд.
К темпераменту следует относить только динамические характеристики психики, которые выражаются в импульсивности и «впечатлительности», согласно:
а) С.Л. Рубинштейну;
б) Б.М. Теплову;
в) В.Д. Небылицыну;
г) Л.С. Выготскому.
Три таких ведущих компонента темперамента, как общая психическая активность, его моторика и эмоциональность, предложил выделить:
а) С.Л. Рубинштейн;
б) Б.М. Теплов;
в) В.Д. Небылицын;
г) А.Н.Леонтьев.
По Э. Кречмеру, замкнутость, эмоциональная ранимость, быстрая утом-ляемость характерны для:
а) пикников;
б) астеников;
в) атлетов;
г) диспластиков.
По Э. Кречмеру, агрессивность и властолюбие характеризуют:
а) пикников;
б) астеников;
в) атлетов;
г) диспластиков.
Физиологические основы темперамента изучал:
а) У. Шелдон;
б) Э. Кречмер;
в) И.П. Павлов;
г) Дж. Гилфорд.
По И.П. Павлову, классификация типов нервной системы должна быть основана на учете параметров:
а) силы;
б) активности;
в) соотношения жидкостей в организме;
г) особенностей строения тела.
Высокая степень работоспособности, умение спокойно находить выход в трудных ситуациях выявляют такие показатели нервной системы, как:
а) сила;
б) уравновешенность;
в) подвижность;
г) динамичность. Стабильность настроения, устойчивость впечатлений являются такими показателями нервной системы, как:
а) сила;
б) уравновешенность;
в) подвижность; ¦
г) динамичность.
Реакция на наименьшую силу внешнего воздействия является показателем:
а) сензитивности;
б) реактивности;
в) активности;
г) пластичности и ригидности.
По И.П. Павлову, сильный, уравновешенный и подвижный тип нервной системы характерен для:
^чд) сангвиников;
б) флегматиков;
в) холериков;
г) меланхоликов.
По И.П. Павлову, сильный, неуравновешенный и подвижный тип нервной системы характерен для:
а) сангвиников;
б) флегматиков;
в) холериков;
г) меланхоликов.
Низким уровнем психической активности, замедленностью движений, быстрой утомляемостью, высокой эмоциональной сензитивностью, преобладанием отрицательных эмоций над положительными характеризуется:
а) сангвиник;
б) холерик;
в) флегматик;
г) меланхолик.
ч
Тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью и склонностью к глубоким переживаниям, присущ:
а) холерику;
б) сангвинику;
в) флегматику;
г) меланхолику.
Тип темперамента, отличающийся подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью, характерен для:
а) холерика;
б) сангвиника;
в) флегматика;
г) меланхолика.
Изменчивость свойств темперамента по сравнению с изменчивостью физиологических процессов колеблется в диапазоне:
а) гораздо более широком;
б) гораздо менее широком;
в) незначительно более широком;
г) незначительно менее широком.
Под темпераментом понимают природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике тонуса и уравновешенности реакций на жизненные воздействия.
Поведение человека зависит не только от социальных условий, но и от особенностей природной организации индивида, а потому обнаруживается довольно рано и четко у детей в игре, занятиях и общении.
Темперамент окрашивает все психические проявления индивида, он сказывается на характере протекания эмоций и мышления, волевого действия, влияет на темп и ритм речи. Вместе с тем нужно помнить, что от темперамента не зависят ни интересы, ни увлечения, ни социальные установки, ни моральная воспитанность личности.
Учение о темпераменте возникло еще в древности. Врачи Гиппократ, а затем Гален, наблюдая индивидуальные особенности поведения людей, сделали попытку описать и объяснить эти особенности. Родоначальником учения о темпераменте принято считать древнегреческого врача Гиппократа (V в. до н.э.) Он считал, что в теле человека имеются четыре жидкости: кровь, слизь, желчь желтая и черная. Темперамент человека определяется смешением этих жидкостей. Названия темпераментов, данных по названию жидкостей, сохранились до наших дней.
Так, холерический темперамент происходит от слова chole («желчь»), сангвинистический – от sanguis («кровь»), флегматический – от phlegma («слизь»), меланхолический – от melan chole («черная желчь»).
Гиппократ считал, что темперамент зависит от образа жизни человека и от климатических условий. Так, при сидячем образе жизни скапливается флегма, а при подвижном – желчь, отсюда соответственно и проявления темпераментов. Гиппократ достаточно точно описал типы, но не смог научно объяснить их.
В последние годы, кроме гуморальных теорий, выдвигаются химические, физические, анатомические, неврологические и чисто психологические теории. Однако ни одна из них не дает правильного и полного описания темперамента.
Значительный вклад в научное обоснование темперамента внес И.П. Павлов, открывший свойства нервной деятельности. Он показал, что врожденное сочетание этих свойств и характеризует то, что называют темпераментом. В отличие от предшественников он взял для исследования не внешнее строение тела (немецкий психолог Э. Кречмер) и строение сосудов (П.Ф. Лесгафт), а организм как целое и выделил в нем мозг как такой компонент, который, во-первых, регулирует деятельность всех органов и тканей; во-вторых, объединяет и согласовывает деятельность многообразных частей в системе; в-третьих, испытывает на себе воздействие всех органов и под влиянием посылаемых ими импульсов функционально перестраивает поддержание жизни в органах и тканях; в-четвертых, является в прямом смысле этого слова органом связи организма с внешним миром.
Методом условного рефлекса И. П. Павлов раскрыл закономерности высшей нервной деятельности и основные свойства нервных процессов – возбуждения и торможения. Основные свойства нервных процессов следующие:
- сила;
- уравновешенность;
- подвижность.
Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую и длительную нагрузку, в то время как слабая при этих условиях «ломается».
Подвижность – это быстрота смены одного процесса другим. Она обеспечивает приспособление к неожиданным и резким изменением обстоятельств.
Комбинация этих свойств характеризует специфические типы нервной деятельности. Наиболее часто встречаются четыре типа нервной деятельности. Из них три типа И. П. Павлов относит к сильным и один – к слабому типу. Сильные типы в свою очередь делятся на уравновешенные и неуравновешенные, уравновешенные – на подвижные (лабильные) и спокойные (инертные).
В результате была выделена следующая типология:
- сильный неуравновешенный (безудержный) тип нервной системы характеризуется сильным процессом возбуждения и менее сильным торможением;
- сильный уравновешенный (процесс возбуждения балансируется с процессом торможения), подвижный;
- сильный уравновешенный, инертный (внешне более спокойный, «солидный»);
- слабый характеризуется слабостью процессов возбуждения и торможения, малой подвижностью (инертностью) нервных процессов.
И.П. Павлов отождествлял тип нервной системы и темперамент. Последующие исследования показали, что тип нервной деятельности не всегда совпадает с типом темперамента. На темпераменте сказываются не только свойства нервной деятельности, но и соматическая организация личности в целом. Тип нервной системы рассматривается в качестве задатка темперамента. Темперамент проявляется не только в эмоциональных, но и в мыслительных волевых процессах. Когда говорят о темпераменте человека, то имеют в виду не динамику изолированных психологических процессов, а весь синдром (систему динамических особенностей целостного поведения личности).
Темперамент, таким образом, есть не что иное, как наиболее общая характеристика импульсивно-динамической стороны поведения человека, выражающая преимущественно свойства нервной системы.
Холерический темперамент. Человек, обладающий указанным типом темперамента, отличается повышенной возбудимостью, а вследствие этого – и неуравновешенностью поведения. Холерик вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, энергичен в деятельности. Для холериков характерна цикличность в работе. Они могут со всей страстью отдаться работе, в это время они готовы преодолевать препятствия и трудности, но при истощении сил, падении веры в свои силы и возможности наступает подавленное настроение. Такая цикличность – одно из следствий неуравновешенности нервной деятельности.
Сангвинический темперамент. Для сангвиника характерны большая подвижность, легкая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни; он быстро находит контакт с людьми, общителен, не чувствует скованности в новой обстановке. В коллективе сангвиник весел, жизнерадостен, с охотой берется за живое дело, способен к увлечению. Однако, развивая кипучую деятельность, он может так же быстро остывать, как и быстро увлекаться, если дело перестает его интересовать, требует кропотливой работы и терпения, если оно имеет будничный характер.
У сангвиников эмоции легко возникают, легко сменяются. Легкость, с какой у сангвиника образуются и переделываются новые временные связи, большая подвижность характеризуют гибкость ума. Сангвиник склонен к остроумию, быстро схватывает новое, легко переключает внимание. Продуктивен при динамической и разнообразной работе. Работа, требующая быстрой реакции, а вместе с тем уравновешенности, больше подходит ему.
Флегматический темперамент. Флегматик – спокойный, уравновешенный человек, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик в жизни.
Уравновешенность и некоторая инертность нервных процессов позволяют флегматику оставаться спокойным в любых ситуациях. При наличии сильного торможения, уравновешивающего процесс возбуждения, ему нетрудно сдерживать свои импульсы, порывы, строго следовать выработанному распорядку жизни, системе в работе, не отвлекаться по незначительным поводам.
Недостатком флегматика является его инертность, малоподвижность. Ему нужно время для раскачки, для сосредоточения внимания, для переключения его на другой объект. Инертность сказывается и на косности стереотипов, трудности их перестройки, что приводит к излишней фиксированности характера, недостаточной его гибкости. Инертность как качество имеет и положительное значение: она обеспечивает неторопливость, основательность и в целом – постоянство, определенность характера. Флегматики особенно подходят для работы, требующей методичности, хладнокровия и длительной работоспособности.
Меланхолический темперамент. Представители этого типа отличаются высокой эмоциональной чувствительностью, а вследствие этого – и повышенной ранимостью. Меланхолики несколько замкнуты, особенно если встречаются с новыми людьми, нерешительны в трудных обстоятельствах жизни, испытывают сильный страх в опасных ситуациях.
Тест проверки знаний по дисциплине «Психология личности»
Акцентуациями являются такие варианты развития характера, которым не свойственна(о):
повышение способности к социальной адаптации
Аккуратность, бережливость, щедрость - это: черты, характеризующие отношение личности к вещам
Более зрелым психологическим механизмом защиты считается: проекция
Бихевиористский подход рассматривает человека как результат:
постижения им последствий своего поведения
Верифицируемость - это критерий ценности теории, заключающийся в:
доступности эмпирической проверке понятий теории в силу их определенности и логической взаимосвязи
В большинстве определений личности подчеркивается
структура, относительная устойчивость, развитие, индивидуальные различия
Висцеротонический, соматотонический, церебротонический компоненты в структуре темперамента выделил: У. Шелдон
Ведущие инстинкты с точки зрения З.Фрейда инстинкт жизни и инстинкт смерти
В темпераменте личность проявляется со стороны ее: динамических свойств
Высокая степень работоспособности, умение спокойно находить выход в трудных ситуациях выявляют такие показатели нервной системы, как: сила
Высшая форма направленности личности - это: убеждение
В характере личность проявляется в большей степени со стороны: содержательной
Высший этап онтогенетического развития человека в обществе – это индивидуальность
Возникновение самосознания не связано с увеличением непроизвольности
Воля-регулирование человеком своего поведения, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это регулирование: сознательное
Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внешних и внутренних.... препятствий
Возможность человека определять свои поступки, ориентируясь не на давление окружающих, не на случайные влияния, а исходя из своих убеждений, знаний, характеризует его: принципиальность
Возвращение к онтогенетически более ранним, инфантильным стратегиям поведения называется: регрессией
В схеме личности Г. Айзенка выделяются два измерения: стабильность/нестабильность и:
экстраверсия/интроверсия
В качестве элементов личности бихевиористская теории личности называет:
рефлексы или социальные навыки
Важным дифференцирующим характерологическим признаком в ситуациях фрустрированности является параметр: нейротизм
В понятии "стремление к превосходству", введенном А.Адлером, выражается
стремление человека преодолевать ощущение недостаточности собственных сил и возможностей
Гарантом психологической защищенности является:
адекватная самооценка
чувство принадлежности к группе
склонность к надситуативной активности
Главное отличие необихевиоральных подходов к изучению личности от классического бихевиоризма заключается в: замене модели респондентного научения на модель оперантного научения отказе от принципа "стимул-реакция"
Достоинствами метода анамнеза являются возможность принимать в расчет всю сложность и противоречивость индивидуальных особенностей личности
Дисциплина, стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путем использования разнообразных исследовательских стратегий
персонология
Замещение проявляется: в изменении чувств в изменении мотивов
в изменении отношений личности на противоположные
З. Фрейд полагал, что Эдипов комплекс развивается на стадии: фаллической
Идентичность Э. Эриксоном рассматривается в двух аспектах:
групповой уровень идентичности
органический и индивидуальный уровень идентичности
Источниками социализации выступают
передача культуры через семейные и другие социальные институты, прежде всего через систему образования, обучения и воспитания
Иерархическую пирамиду потребностей разработал: А. Маслоу
Индивидуальный психоанализ как направление психологии было основано ….. А.Адлером
Критериями ценности теории личности являются:
верифицируемость, эвристическая ценность, внутренняя согласованность, экономность, широта охвата, функциональная значимость
Критерий, состоящий в способности теории помочь людям понять их повседневное поведение функциональная значимость
Конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально-обусловленных психологических характеристик, определяющих его нравственные поступки – эт личность
Критерием темперамента является: раннее проявление в детстве
Критерием социализированности личности является:
степень независимости личности, уверенности, самостоятельности.
степень раскрепощения, независимости
Ключевое понятие аналитической психологии - это: архетип
Какой архетип К.Г.Юнг связывал с женским началом в мужчинах анима
Как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия, трактует личность С.Л.Рубинштейн
Личностные качества, предопределенные, главным образом, социальными факторами, - это
ценностные ориентации
Личностные свойства, обусловленные социально – это ценностные отношения
Личность – это совокупность относительно устойчивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других
Личность - это биосоциальная иерархическая структура, с позиции К.К.Платонова
Люди скорее экставерты, чем интроверты с типами темперамента сангвиник и холерик
Личность представляет собой результат взаимодействия способностей, прошлого опыта и ожиданий индивидуума, с одной стороны, и окружающей среды - с другой, по мнению: бихевиористов
Любое поведение определяется своими последствиями, с точки зрения: Б. Скиннера
Личность - это биосоциальная иерархическая структура, с позиции К.К.Платонова
Механизм социализации личности включает в себя Идентификацию Имитацию
Многие черты личности обусловлены половыми влечениями, подавляющимися в детстве, согласно: психоанализу
Недостатками корреляционного метода изучения личности являются:
невыделение причинно-следственных связей; возможно вмешательство неконтролируемой третьей переменной
Назовите структурные компоненты темперамента активность, эмоциональность
Неповторимое сочетание психологических особенностей человека – это индивидуальность
Назовите основные функции воли активизирующая
Назовите волевое качество. Сознательная направленность личности на достижение более или менее отдаленной цели целеустремленность
Назовите волевое качество. Стремление одномоментно достичь желаемого, вопреки трудностям упорство
Назовите волевое качество. Систематическое проявление силы воли при стремлении человека достичь отдаленной цели настойчивость
Нейротизм как свойство личности входит в структуру личности: по Г. Айзенку
Негативное подкрепление - это: устранение приятного стимула, следующее за нежелательным поведением
Один из основных методологических принципов психологии, используемый и психологией личности детерминизма
Отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных психологических и др. – это личность
Основные подходы к измерению индивидуально-психологических особенностей человека
номотетический идеографический
Онтогенетические развитие человека, ч точки зрения отечественной психологии, можно охарактеризовать следующей последовательностью понятий
индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность
Основная «единица» всякого исторического процесса, в том числе и биографии человека
Основные характеристики человеческих потребностей
сила, периодичность возникновения, способ удовлетворения
Опредмеченная потребность, потребность именно в данном предмете, которая побуждает человека к активным действиям, - это: мотив
Оценка личностью себя, своих возможностей, личностных качеств и места в системе межличностных отношений называется самооценкой
Основоположником психодинамической теории личности является: 3. Фрейд
Одним из основоположников социального научения в поведенческой теории личности является: А. Бандура
Отличительной чертой подхода А.Бандуры к изучению личности является:
подчеркивание взаимовлияния средовых, когнитивных и поведенческих факторов, изучение научения через наблюдение (модели) и введение понятия самоэффективности
Принцип, причинной обусловленности иначе называется принцип детерминизма
Принцип психологии личности, который реализуется в понимании процесса превращения биологических структур индивида в социально обусловленные структуры его личности
принцип развития
Психологические отрасли, изучающие личность социальная психология
дифференциальная психология персонология
Представления об экстраверсии/интроверсии были разработаны: К. Юнгом
Понятие “акцентуации” было введено в психологию… К. Леонардом
Понятие, введенное в персонологию Г. Олпортом, и представляющее собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы
проприум
Понятие, использующееся в психологии личности при описании динамики личности, развитии индивидуальности жизненный путь
Понятие выражающее неделимость, целостность и генотипичность особенности человека как представителя рода индивид
По И.П. Павлову, сильный, уравновешенный и подвижный тип нервной системы характерен для: сангвиников
По И.П. Павлову, сильный, неуравновешенный и подвижный тип нервной системы характерен для: холериков
Процесс и результат усвоения социального опыта социализация
Потребности, необходимые для нормального развития человека как личности социогенные
Первые теоретические разработки в области Я-концепции принадлежат К. Роджерсу
Понятие «Я-концепция» зародилось в русле психологии гуманистической
По С.Л. Рубинштейну, самосознание является этапом в развитии сознания
Психологическим механизмом самосознания выступает рефлексии
Проблема психических механизмов защиты была впервые разработана: в психоанализе
Преобразование энергии инстинктивных влечений в социально приемлемые способы деятельности называется: сублимацией
Понятие «сублимация» введено в научный словарь: 3. Фрейдом
сублимация
Понятие «духовные способности» в психологию введено В.Д. Шадриков
Понятие, которое можно определить как сознавание человеком своей способности выступать причиной изменений (или противодействия изменениям) в окружающем мире и в собственной жизни ответственность
Понятие «комплекс неполноценности» в научную терминологию ввел: А. Адлер
Психоаналитическая концепция личности 3. Фрейда относится: к теориям инстанций личности
Проблема психических механизмов защиты была впервые разработана:
в психоанализе
По А. Адлеру, комплекс неполноценности является: следствием дефекта
универсальной движущей силой развития личности
следствием фрустрации потребности в преодолении неблагоприятных обстоятельств
По А. Адлеру, склонность опаздывать на свидания или потребность любой ценой вызвать восхищение выступает следствием комплекса превосходства
Поведение человека в проблемной ситуации, базирующееся на переборе «слепых» двигательных проб, лишь случайно приводящих к успеху, объяснил (а): бихевиоризм
Природу человека можно познать только благодаря аффективному опыту, через который она выражается «в данном месте и в данное время», согласно теориям личности:
гуманистическим
Показатели экстраверсии/интроверсии и нестабильности/стабильности соотносятся следующим образом: взаимонезависимы
Полноценно функционирующий человек, по Роджерсу, характеризуется: открытостью переживанию (опыту), экзистенциальным образом жизни, организмическим доверием, эмпирической свободой, креативностью
Рассматривая психическую структуру человека, 3. Фрейд показал, что принципом удовольствия руководствуется: «Оно
«Расцвет» личности зависит от того, как человек справляется с каждым из восьми психосоциальных кризисов, через которые он проходит в своей жизни, согласно: Э. Эриксону
Роль это ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека
социальная функция личности
соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их позиции в обществе
Рассматривая психическую структуру человека, 3. Фрейд показал, что принципом удовольствия руководствуется: «Оно»
«Расцвет» личности зависит от того, как человек справляется с каждым из восьми психосоциальных кризисов, через которые он проходит в своей жизни, согласно:
Э. Эриксону
Стандартизация подразумевает единообразие проведения теста и подсчета результатов
Согласно Э. Эриксону, борьба между трудолюбием и неполноценностью развивается у человека во время: школьного возраста
Социальная ситуация развития ребенка включает в свою структуру все перечисленное
Сколько стадий выделяет Г. Олпорт в развитии проприума? семь
Социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям “мужчина” и “женщина” – это… гендер
Стабильность настроения, устойчивость впечатлений являются такими показателями нервной системы, как: уравновешенность
Свойство, свидетельствующее о легкости приспособления к внешним воздействиям пластичность
Совесть, с точки зрения З.Фрейда- это приобретается посредством родительских наказаний
Система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем называется:
мировоззрением
Совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление её поведения направленность
Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, - это: характер
Самосознание можно определить как образ себя
Способность человека к длительному и неослабному напряжению энергии, неуклонное движение к намеченной цели проявляются как: настойчивость
Суть проекции заключается: в приписывании другим людям собственных чувств
идентификация
Справиться с комплексом Эдипа помогает одна из форм психологической защиты. Это:
идентификация
Согласно гуманистическим теориям самореализация тесно связана: с самоуважением
Скиннер Б. является представителем ….. направления в психологии бихевиорального
Социальный интерес в "индивидуальной психологии" – это личностная значимость для человека происходящего с другими людьми, человечеством в целом, выражающаяся в виде сотрудничества и взаимодействия с другими
Согласно Э.Эриксону, борьба между трудолюбием и неполноценностью развивается у человека во время: школьного возраста
С точки зрения субъекта деятельности личность исследуется А.Н.Леонтьевым
Теории, главную роль которых в детерминации поведения играют внешние ситуации, относятся к … социодинамическим
То, что характер должен соответствовать соматической (телесной) конституции человека, полагал: Э. Кречме
Теории, традиционно объясняющие развитие и поведение личности врожденными задатками, конституцией человека и, наконец, его генотипом биогенетические
Три стадии развития по А.В.Петровскому, рассматривающего развитие как процесс вхождения личности в различные социальные группы. адаптация, индивидуация, интеграция
Теории развития личности, созданные как выход из дискуссий о влиянии только среды или наследственности двухфакторые теории
Термин, характеризующий динамику личности, и обозначающий временной интервал между рождением и смертью время жизни
Теория У. Шелдона относится к теориям темперамента: конституциональным
Тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью и склонностью к глубоким переживаниям, присущ: меланхолику
Тип темперамента, отличающийся подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью, характерен для: сангвиника
Тип темперамента, отличающийся сравнительно замедленной реакций на действующие стимул флегматик
Темперамент является биологическим фундаментом
Такие черты личности, как скромность и самокритичность, эгоизм, характеризуют отношение личности к себе
Теория личности, отрицающая наличие общего фактора, детерминирующего поведение, называется теорией: мультифакторно
Теории личностных черт пытаются описывать личность человека на основании:
индивидуальных особенностей субъекта
Только поведение, поддающееся наблюдению, может быть описано объективно, по мнению: бихевиористов
Тревога, согласно экзистенциальной психологии - это:
неотъемлемый атрибут психологически здорового человеческого бытия
индивид-субъект деятельности-личность-индивидуальность
Установите соответствие психических инстанций личности, с точки зрения психоанализа (Фрейдизма)
Управление своим жизненным путем личность осуществляет сознательно
У Гиппократа был подход к темпераменту: физиологический
Умение сдерживать свои чувства, недопущение импульсивных действий называется
выдержка самообладание
У девочки комплексу Эдипа соответствует комплекс: Электры
Установите соответствие между названием теории и ее автором
Условиями позитивного личностного изменения, в соответствии с подходом К.Роджерса, являются безоценочное (безусловное) принятие, эмпатическое понимание, искренность
Уровни организации человека с точки зрения Б.Г.Ананьева
индивид-субъект деятельности-личность-индивидуальность
Ф Феноменологическая позиция в психологии личности заключается в:
подчеркивании необходимости понимания того, как человек воспринимает мир со своей индивидуальной, субъективной точки зрения
Х Характер считается патологическим, если он... все ответы верны
ЦЦентральный архетип порядка и целостности личности по К. Юнгу самость
Центр сознания и один из ключевых архетипов личности, по теории личности К. Юнга, - это:
Ч Человеческая природа такова, что поведение можно объяснить только путем изучения индивида как единого целого, с точки зрения сторонников подхода холизм
Человек как индивид - это человек, в обусловленности поведения которого не раскрываются предпосылки социальные
Человек как личность - это человек, раскрывающийся в обусловленности: его общением с другими людьми структурой его ценностных ориентаций интернализированными им этническими и культурными стереотипами
у него есть способность к сознательному управлению собственным поведением
у него есть нравственные ценности и гуманистические установки
он является творческим субъектом
Человек как типичный носитель видов человеческой активности - это:
субъект деятельности
Чрезмерное усиление отдельных черт характера акцентуация
Человек как индивид - это человек, в обусловленности поведения которого не раскрываются предпосылки социальные
Человека как индивида характеризует средний рост
Человек, включающийся в систему общественных отношений и процессов личность
Э… - это психическая особенность человека, проявляющаяся в преодолении препятствий на пути к поставленной цели. воля
Экспериментальные исследования личности за рубежом были начаты…
Р. Кеттелом и Г. Айзенком
Учение о темпераменте имеет давнюю и сложную историю. Под темпераментом понимают
динамические характеристики психической деятельности. Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность; особенности моторной сферы и свойства эмоциональности. Общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой – физической и социальной. По этому параметру человек может быть: инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным. Проявление темперамента в моторной сфере можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений. Когда говорят об эмоциональности как проявлении темперамента, то имеют в виду впечатлительность, чувствительность, импульсивность и т.п.
В ходе истории изучения темперамент всегда связывался с физиологическими особенностями организма. Корни этой физиологической ветви учения уходят в античный период, когда Гиппократ описал четыре типа темперамента, основываясь на представлениях о наличии в организме разных жидкостей (крови, желчи, слизи и черной желчи) и преобладании одной из них. Название каждого темперамента было созвучно названию преобладающей жидкости. У Гиппократа был чисто физиологический подход к темпераменту. Он не связывал его с психической жизнью человека и говорил даже о темпераменте отдельных органов, например сердца или печени. Со временем появилось предположение о том, что каждая жидкость должна вызывать у человека определенные психические свойства. Отсюда и появились психологические описания – «портреты» различных темпераментов.
Учение о темпераменте развивалось по двум основным линиям: физиологической и психологической.
Физиологическая линия шла по пути поиска органических основ темперамента. Им назывались химический состав крови, ширина и толщина кровеносных сосудов, особенности обмена веществ, деятельность желез внутренней секреции, тонус нервных и мышечных тканей, свойства нервной системы. Последняя гипотеза разрабатывалась И.П.Павловым и его учениками Б.М.Тепловым и В.Д.Небылицыным. В результате анализа экспериментов, проводимых над собаками по выработке условных рефлексов, было обнаружено проявление у животных трех свойств нервной системы: силы, уравновешенности и подвижности.
Однако дальнейшие исследования показали, что животные, относимые по поведению к одному из типов темперамента в экспериментах демонстрировали несвойственные ему особенности нервной системы. Поэтому от схемы пришлось отказаться.
Постепенно слово «темперамент» утратило свою значимость, и на смену ему пришли слова
«генотип» и «фенотип». Генотип Павлов определил как прирожденный склад нервной системы и связал его с понятием темперамент. Фенотип, как склад высшей нервной деятельности, который образуется в результате комбинации врожденных особенностей и условий воспитания, связали с характером.
В ходе развития данной теории были выделены еще несколько свойств нервной системы. В настоящее время в отечественной науке принята 12 мерная классификация свойств нервной системы человека. Четыре основных свойства: сила, подвижность, динамичность, лабильность, отличающиеся возбуждением и торможением, образуют 8 первичных свойств. Те же основные свойства, отличающиеся уравновешенностью, образуют 4 вторичных свойства.
Наиболее изученными являются:
Сила нервной системы, определяющая порог чувствительности;
Подвижность нервных процессов, определяющая время реакции;
Уравновешенность нервных процессов.
Сила как свойство нервной системы отражает предел работоспособности клеток головного мозга в ситуации сильного или длительного возбуждения. Сильный тип характеризуется выносливостью нервных клеток, малой истощаемостью их ресурсов, не реагирует на слабые воздействия, не обращает внимания на мелкие, отвлекающие моменты. Человек с сильным типом сохраняет высокий уровень работоспособности при длительном и напряженном труде. Даже устав, он быстро восстанавливается, в сложных неожиданных ситуациях держит себя в руках, не теряет эмоционального тонуса и бодрости. Нервная система слабого типа обладает более тонкой чувствительностью, способностью реагировать на стимулы низкой интенсивности. Люди со слабым типом лучше выполняют монотонную работу, быстрее запоминают, у них, как правило, легче формируются условные рефлексы. Сила подвержена тренировке (с возрастом человек более вынослив, но, увы, менее чувствителен). Однако если поставить тренированных людей в одинаковые условия, то генотипический признак обязательно проявится.
Комплексная характеристика зависимости нервной системы от фактора времени - это ее подвижность и лабильность. Подвижность – скорость (быстрота) смены процессов возбуждения и торможения, она проявляется в процессах перехода от одной деятельности к другой. Лабильность - скорость возникновения и протекания процессов возбуждения, скорость торможения и прекращения нервного процесса.
Человек, нервная система которого характеризуется высокой подвижностью, обладает способностью быстро и адекватно реагировать на изменения ситуации, легко отказывается от выработанных, но уже негодных стереотипов. Быстро приобретает навыки, легко привыкает к новым условиям и людям. Без труда переходит от покоя к деятельности и от одной деятельности к другой. У него быстро возникают и проявляются эмоции. Он способен к мгновенному запоминанию, ускоренному темпу речи. Низкая подвижность нервных процессов указывает на высокую инертность, которая затрудняет переход человека новым навыкам. В этом случае говорят об инертности нервных процессов. Такой человек часто избегает незнакомых ситуаций.
Уравновешенность нервных процессов по возбуждению и торможению характеризуется тем, что скорость возникновения и скорость прекращения нервного процесса примерно одинаковы. У одних людей возбуждение преобладает над торможением, у других преобладают тормозные процессы. Человек с уравновешенными нервными процессами без труда подавляет ненужные и неадекватные желания, прогоняет посторонние мысли. Работает равномерно, без случайных взлетов и падений. Он спокоен и собран даже в обстановке с повышенной нервозностью. На основе уравновешенности нервных процессов формируются такие черты поведения, как концентрация внимания, отвлекаемость, ритмичность.
Различные комбинации основных свойств нервной системы описываются как четыре типа
ВНД (высшей нервной деятельности);
I - сильный, уравновешенный, подвижный;
II - сильный, неуравновешенный, подвижный;
III - сильный, уравновешенный, инертный;
IV - слабый, неуравновешенный, подвижный или инертный.
Типы темперамента соотносятся с этой типологией следующим образом: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.
Наиболее изученным является первый тип, наименее изученным - четвертый. Это и понятно. Все проявления у человека с сильным типом ярко выражены и легко фиксируются. Соответственно, у человека со слабым типом зафиксировать проявления намного сложнее.
Необходимо отметить, что у человека в той или иной мере представлен весь спектр темпераментов. Поэтому в психологии принято говорить о "паспорте темперамента", в котором у одного человека в разных пропорциях фиксируются все четыре типа, но при доминировании какого- то одного. Наиболее полно темперамент человека проявляется в трудные критические моменты жизни.
Свойства темперамента являются врожденными. Они наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими особенностями человека и с большим трудом поддаются изменениям.
Впрочем, в коррекции они и не нуждаются. Знать свои темпераментальные характеристики человеку надо для того, чтобы выявить, какие виды и способы деятельности больше соответствуют его природной предрасположенности.
В современном подходе к темпераменту, велико значение исследований К.Юнга. Он предложил типологию личности на основе различения направленности человека на внешний или внутренний мир - экстраверсия (вне) / интроверсия (внутрь). Дальнейшее изучение этих психологических типажей показало их взаимосвязь с типами нервной системы и темпераментом.
Экстраверт ориентируется на внешний мир, который отличается сложностью, непредсказуемостью, часто меняется, колеблется сильно и неожиданно. Внешний мир предполагает силу и выносливость нервных процессов, их подвижность, быстроту реагирования. Экстраверты - это активные, инициативные и импульсивные люди, гибкие в поведении, легко адаптируются в новой среде, в т.ч. и социальной, хорошо справляются с работой, требующей быстрого принятия решения.
Интроверт ориентируется на внутренний мир, который существует по иным законам. Он требует особой чувствительности, способности уловить невидимые нюансы движения собственной души. Интроверты - это люди, склонные к размышлению и самоанализу, они необщительны и испытывают трудности в социальной адаптации, они обычно показывают более высокие результаты по тестам интеллекта, лучше справляются с монотонной работой.
Сложность изучения темперамента научным путем связана с одной принципиальной трудностью. Дело в том, что до сих пор не удалось в полной мере установить, что в плане поведения есть проявление генотипа, т.е. является свойствами темперамента, а что – результат прижизненных «наслоений», то есть относится к свойствам характера.
Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования.
Граница, разделяющая темперамент и характер, достаточно условна. Гораздо важнее и глубже граница между характером и личностью. Суть различий между характером и личностью заключается в том, что черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности – то, ради чего он действует. При этом очевидно, что способ поведения и направленность личности относительно независимы: применяя одни и те же способы, можно добиваться разных целей и, наоборот, устремляться к одной и той же цели разными способами.
В характере отражается отношение человека к различным сторонам действительности, которые группируются в четыре группы, образуя тем самым структуру характера.
К первой группе относят черты, проявляющиеся в отношении личности к окружающему миру, к обществу. В основе этих черт лежит система ведущих мотивов и направленность личности: ее интересы, чувства, идеалы.
Ко второй группе относят черты, проявляющиеся в деятельности и выражающие отношение человека к труду и порученному делу: трудолюбие, усердие и работоспособность или лень, аккуратность и добросовестность или неряшливость, ответственность или безответственность и т.п.
К третьей группе относят черты, которые проявляются по отношению к другим людям: индивидуалист или коллективист, доброжелательный или жесткий, безразличный или чуткий, грубый или вежливый. Основа этой группы - эмпатическое или безразличное отношение к людям.
К четвертой группе относят черты, которые показывают отношение человека к самому себе. Они проявляются через самокритичность, скромность, гордость, эгоцентризм, самообладание, достоинство, самооценку, уровень притязаний и т.п.
Структура и содержание характера определяются:
Интеллектуальными особенностями. Рассудительность, благоразумие, прагматичность, легкомыслие - это особенности мыслительной деятельности, которые в то же время являются и чертами характера человека.
Эмоциональным фоном и спецификой проявления эмоций. Оптимистичный или пессимистичный, радостный или угрюмый, конфликтный или покладистый - это эмоциональные проявления, которые сопровождают поступки человека, становясь его характерными чертами.
Динамикой воли. Волевые проявления в характере человека особенно очевидны, они определяют силу и твердость характера. Человек с характером и волевой человек воспринимаются как синонимы. Волевые качества: инициативность, организованность, целеустремленность, решительность, настойчивость и др. - это характерные способы поведения человека.
Направленностью личности. К требованиям реального мира человек относится активно и избирательно. Это может быть уступчивость, заинтересованность или противодействие, безразличие. Направленность оказывает влияние на деятельность человека, и, таким образом, формирует характерные особенности человека, проявляющиеся в деятельности.
Взаимосвязью всех компонентов. Для структуры характера важно, насколько составляющие его компоненты гармоничны между собой, или они находятся в конфликте, противоречат друг другу.
Попытки исследовать характер предпринимались еще в незапамятные времена. Было сформировано самостоятельное учение о характере – характерология. Важнейшими проблемами
этого учения на протяжении веков были: выявление типов характера и их определение по внешним проявлениям с целью прогнозирования поведения человека в различных ситуациях. Попытки создания типологий характера не всегда основывались на научных методах.
Гороскопы объясняют характер и поступки человека датой его рождения. Физиогномика связала внешний облик человека и его тип личности. По мнению некоторых психологов характер человека раскрывается в его позе: как он стоит, как идет, как сидит и даже в какой позе засыпает.
Хиромантия предсказывает черты характера человека и его судьбы по кожному рельефу ладоней.
Наиболее интересные и жизненно правдивые описания характера возникли в пограничной области на стыке двух дисциплин: психологии и психиатрии. К.Юнг выделил два основных типа характера: экстравертированный и интровертированный. Кречмер также описал всего два типа: циклоидный и шизоидный. Со временем число типов увеличивалось. В наиболее распространенной типологии Личко зафиксированы 11 типов.
Характер человека определяется не только качественным набором психологических свойств, но и степенью их количественной выраженности. Если представить ось, на которой изображена интенсивность проявлений характеров, на ней обозначатся три зоны:
1 – зона абсолютно нормальных характеров;
2 – зона выраженных характеров (акцентуаций);
3 – зона сильных отклонений характеров (психопатии).
Первая и вторая зоны относятся к норме в широком смысле, третья к патологиям характера. Соответственно, акцентуации характера рассматриваются как крайние варианты нормы. Акцентуация характера - преувеличенное развитие отдельных свойств в ущерб других, в результате чего нарушается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной - от легкой до пограничной, то есть граничащей с психической болезнью.
Различие между патологическими и нормальными характерами, включающими акцентуации, очень важно. По одну сторону границы оказываются люди, подлежащие ведению психологии, по другую – малой психиатрии. Существуют критерии, которые позволяют ее примерно обозначить.
2. Тотальность проявления характера: при психопатиях одни и те же черты характера обнаруживаются всюду: и дома, и на работе, и на отдыхе, и среди знакомых, и среди чужих, короче, в любых обстоятельствах. Если же человек на людях один, а дома – другой, значит, он не психопат.
3. Самый важный признак психопатий – это социальная дезадаптация. У человека постоянно возникают жизненные трудности, причем эти трудности испытывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо все вместе.
Отличие акцентуации от патологии состоит в том, что в них не прослеживаются признаки психопатий (по крайней мере все три одновременно). Это означает, что акцентуированный характер не проходит «красной нитью» через всю жизнь. Обычно он обостряется в подростковом возрасте, а потом постепенно сглаживается. Такой характер проявляется не всегда и везде, а только в особых условиях. Достоверно известно, что акцентуированными характерами обладают до 90% подростков.
Существует ли нормальный характер, и если да, то как он проявляется? Формальный ответ на этот вопрос как будто очевиден; нормальный характер, конечно, существует – это характер без отклонений, это золотая середина целого ряда качеств. С другой стороны, нормальный характер – это
«безликая индивидуальность». Т.к. характер – это и есть отличие, особенность, индивидуальность.
Изменить характер возможно только через самовоспитание и саморазвитие.