Петр i заказал итальянским архитекторам. Дворцовое строительство первой трети XVIII века. Павел I и Винченцо Бренна

П очти каждый российский император, помимо огромной свиты и других приближенных лиц, имел и собственного архитектора. Вспоминаем изысканные проекты придворных любимцев .

Петр I и Доменико Трезини

Для строительства новой столицы по приглашению Петра I в будущий Петербург прибыло множество талантливых зодчих, но самым заметным из них был швейцарский архитектор Доменико Трезини. Он не мог найти работу на родине, поэтому сначала отправился в Данию, а когда ему посулили жалованье в тысячу рублей в год, уехал в Россию. Его первой и самой известной постройкой в Петербурге стала Петропавловская крепость с собором . Впоследствии он возвел Зимний и Летний дворцы Петра I, здание Двенадцати коллегий . Доменико Трезини проявил себя не только как талантливый архитектор, но и как хороший педагог: он стал первым преподавателем архитектуры в России и воспитал известного зодчего Михаила Земцова .

Елизавета I и Франческо Бартоломео Растрелли

Зимний дворец. Архитектор Бартоломео Растрелли. Фотография: Florstein

Путь на вершину архитектурного Олимпа Растрелли начал при Анне Иоанновне - он был востребованным специалистом с годовым окладом 1200 рублей в год, служебной квартирой в Зимнем дворце и бесперебойными императорскими заказами. При Елизавете I его жизнь могла бы круто измениться - пришедшая к власти в результате дворцового переворота новая императрица планировала избавиться от всех приближенных Анны Иоанновны, включая ее архитектора. Растрелли спас талант: в России никто не мог так строить в любимом Елизаветой I стиле барокко . Так что она поручила ему строительство своего Летнего дворца. Впоследствии Растрелли построил Большой дворец в Петергофе , Зимний дворец и Смольный монастырь . После смерти Елизаветы Петровны Екатерина II отправила Растрелли в отпуск в Италию поправить здоровье, а когда он вернулся, оказалось, что в России были востребованы уже другие зодчие.

Екатерина II и Чарльз Камерон

Екатерина II пригласила Чарльза Камерона в Россию после того, как ознакомилась с его архитектурным трудом «Термы римлян», который высоко ценили в Европе. Здесь Камерон получил квартиру, жалованье в 1800 рублей и контракт на создание архитектурного ансамбля в Царском Селе . Он проявил себя как мастер садово-парковой архитектуры: построил Холодную баню, Агатовые комнаты, Камеронову галерею, Висячий сад. В Александровском парке он возвел Китайскую деревню и мостики в восточном стиле. Также именно Чарльз Камерон помог устроиться в России зодчим Адаму Менеласу и Вильяму Гесте. Однако Павел I , взойдя на престол, сразу же решил избавиться от любимого архитектора матери - Камерона уволили, отобрали у него дом, но при этом запретили уезжать из России.

Павел I и Винченцо Бренна

Исаакиевский собор. Архитектор Огюст Монферран. Фотография: Marina Luchkina

Придворным архитектором Павла I был итальянец Винченцо Бренна. Он познакомился с будущим императором еще во время путешествия наследника престола по Европе. Великий князь Павел Петрович предложил ему работу по декорированию дворца в Павловске - и Бренна оказался в России. Он также участвовал в работах над Гатчинским дворцом и Исаакиевским собором Антонио Ринальди, достраивал Михайловский замок , помогал возводить интерьеры Каменноостровского дворца. После смерти Павла I Бренна первое время оставался в России - его обеспечивала работой вдова императора Мария Федоровна, но позже он был вынужден вернуться в Европу.

Александр I и Карл Росси

Александринский театр. Архитектор Карл Росси. Фотография: Alexxx1979

В Александровскую эпоху одним из наиболее влиятельных архитекторов Петербурга был итальянец Карл Росси. Выдающимися его работами стали ансамбль Михайловского дворца и площадь перед ним, Дворцовая площадь со зданием Главного штаба, Сенатская площадь со зданиями Сената и Синода, а также Александринский театр с площадью перед ним и улицей рядом (сегодня она носит имя зодчего Росси). В 1820-е годы Росси был самым высокооплачиваемым архитектором Петербурга - он получал 15000 рублей в год. Его авторитет признавали не только в России, но и за рубежом: в частности, пригласили преподавать во Флорентийской академии художеств. Со смертью Александра I положение Росси при дворе сильно пошатнулось - он не сошелся с окружением Николая I , в 1832-м ушел в отставку, а в 1849 году умер практически в нищете.

Николай I и Андрей Штакеншнейдер

Царицын павильон. Архитектор Андрей Штакеншнейдер. Фотография: IzoeKriv

Андрей Штакеншнейдер начал свой путь простым чертежником в Комитете строений и гидравлических работ. Работал под руководством Монферрана на строительстве Исаакиевского собора, потом получил свой первый заказ - реконструкцию усадьбы Бенкендорфа под Ревелем. После этого Штакеншнейдера заметили приближенные императора и представили при дворе. Первое время он работал у великого князя Михаила Павловича на Каменном острове, позже уже для Николая I построил в Петергофе Собственную его Величества Дачу, Фермерский дворец, Царицын и Ольгин павильоны. Для царской семьи архитектор также возвел Ново-Михайловский и Николаевский дворцы, перестраивал залы Зимнего дворца и Малого Эрмитажа . При Николае I Штакеншнейдер был одним из самых высокооплачиваемых и влиятельных архитекторов. Его дом на Миллионной улице стал своеобразным культурным центром города, где собиралась интеллектуальная элита - Иван Тургенев , Федор Достоевский , Иван Айвазовский и другие.

Александр II и Ипполит Монигетти

Николай II и Сильвио Данини

Особняк Кокорева. Архитектор Сильвио Данини. Фотография: Mossir

Сильвио Данини был последним придворным архитектором императорской семьи. Приближенным к Николаю II зодчим он стал после того, как перестроил Знаменскую церковь в Царском Селе, чем и обратил на себя внимание. Главными проектами Данини были перестройка правого крыла Александровского дворца под покои Николая II, а также работа по обустройству местного парка: он возводил мосты и декоративные садовые памятники. Впрочем, работал архитектор не только по заказу императорской семьи: в том же Царском Селе Данини построил особняк Кокорева в стиле модерн , школу нянь, Дом призрения увечных воинов и другие здания. Данини намного пережил своего патрона - несмотря на близость к царской семье, репрессиям в советское время он не подвергся и умер в 1942 году в

В вашей корзине В корзине нет ни одного товара

Петербургское барокко на примерах елизаветинского, екатериниского, строгановского

Дворец Меньшикова в Петербурге построен в стиле петербургское барокко.1710 - 1727 гг. Архитекторы Д.И. Фонтана, И.Г. Шедель, И.Ф. Браунштейн, Г.И. Маттарнови.

В начале 18 века Россия победила в Северной войне и получила выход к северным морям. Под влиянием петровских реформ страна стала стремительно развиваться, усилились связи со странами Западной Европы, что привело к основанию крупного порта, который затем стал северной столицей России - Петербурга. Петербург активно застраивался, и именно в этом городе наиболее ярко проявилось влияние европейского зодчества. Петербургское барокко (1697—1730 гг.) - опредение архитектурного стиля, который был утвержден Петром I для строительства нового города на Неве. Петербургское барокко основывалось на зодчестве мастеров разных европейских стран. Работы архитекторов в новой столице эклектичны: в их проектах итальянское барокко сочетается с ранним французским классицизмом, элементами готики. В конце правления Петра направление приобрело черты французского барокко. Для петербургского барокко характерны плоские фасады домов, четкость вертикальных фасадных членений украшение пилястрами с малым выступом, строгость декора, крупные габариты строений, симметричность, расположение главного портала в центре композиции. Оконные проемы могли иметь арочную или прямоугольную форму, плоские наличники. Кладку стен выполняли из кирпича, затем оштукатуривали и окрашивали в голубые, зеленые, красновато-розовые тона, при этом пилястры и другой архитектурный декор красили в белый цвет. Особенностью этого направления стал отказ от византийских мотивов в зодчестве, которые присутствовали в русской архитектуре около 7 веков, что отличало питерское барокко от нарышкинского . То, что это стилевое направление было эклектичным, делало его отличным от голицынского барокко, которое опиралось на примеры итальянского и австрийского зодчества эпохи барокко. Основателем петербургского барокко считается Доменико Трезини, который в своих произведениях использовал симметрию, четкость композиции. Другой мастер, оказавший большое влияние на архитектуру города на Неве - Жан Батист Леблон, который сочетал изящество европейского барокко с русскими традициями, он же предложил мансардные крыши с переломом.

Основоположник петербургского барокко - Трезини

Архитектурный стиль, воплощенный Трезини в строениях, назвали петровским барокко. Доменико Трезини (Domenico Trezzini), или, как его называли на русский манер, Андрей Якимович Трезин. 1670-е - 1734 гг. В 1703 г Трезини поступил на службу Петру I, изначально по договору он должен был работать один год. Первая работа Доменико Трезини - форт Кроншлот в Финском заливе у острова Котлин (сооружение не сохранилось). С 1706 г. по 1740 г. под его руководством велись работы по постройке каменной Петропавловской крепости. С 1712 по 1733 гг. Трезини руководил возведением Петропавловского собора. По его проекту были построены разнообразные здания внутри крепости: казармы, погреба и пр. В 1710 г. мастер предложил проект царского Зимнего дворца (сейчас здесь располагается Эрмитажный театр, и до нашего времени сооружение не сохранилось).

Зимний дворец в Петербурге при Петре I. Гравюра. Художник А. Ф. Зубов. 1711 г.

В том же году Трезини совместно с другими зодчими, начинает работы над Летним дворцом.

Летний дворец Петра I (адрес: Кутузовская набережная. Летний сад. 1710 - 1716 гг.) Архитекторы Д.Трезини, А.Шлютер, И.-Ф.Браунштейн, Г.И.Маттарнови, Н.Микетти, Н.Пино. Фасад декорирован барельефами, изображающими Северную войну (автор - скульптор и архитектор Андреас Шлютер)

В 1712 г. зодчий создал модель монастыря в честь Александра Невского. В 1716 г. архитектор предложил план застройки Васильевского острова. Трезини стал победителем конкурса на строительство Здания Двенадцати Коллегий в 1718 г. Одним из учеников Доменико Трезини был Михаил Григорьевич Земцов. Первые дома, построенные им в Петербурге, имели строгие и лаконичные формы. В более поздний период он создает сооружения, близкие к европейским барочным формам, например, колокольню Петропавловского собора, Петровские ворота. Петровские ворота венчает арка с аттиком и лучковым фронтоном. Фронтон декорирован резным барельефом «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром» (скульптор Конрад Оснер), символизирующим победу России в Северной войне (в аллегории апостол Пётр олицетворяет Петра I, а Симон - шведского короля Карла XII). Над аркой мастер Франсуа Вассу в 1720 г. установил российского двуглавого орла. После частичного повреждения в 1941 Петровские ворота были отреставрированы под руководством архитекторов А.А. Кедринского и А.Л. Ротача в 1951 г.

Петровские ворота Петропавловской крепости.1717 - 1718 гг. Заячий остров. Архитекторы Д. Трезини, Н. Пино.

К произведениям Трезини относится и собор Святого Петра и Павла на Заячьем острове.

Собор святых апостолов Петра и Павла.1712 - 1733гг. Заячий остров. Архитектор Д. Трезини. Особенность собора - многоярусная колокольня, высокий золоченый шпиль с флюгером в виде ангела. В архитектуре собора сказывается влияние итальянского и североевропейского барокко.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря 1717 - 1725гг (адрес: набережная реки Монастырки,1. Петербург) Архитектор Д. Трезини.

Жан Батист Леблон и другие архитекторы петербургского барокко

Жан Батист Леблон (Jean-Baptiste Alexandre Le Blond. 1679—1719 гг.) - французский архитектор, назначенный царем генерал - архитектором. Приехал в 1716 г. в Петербург по приглашению Петра I. В 1716—1717 гг. проектировал план города (в дальнейшем план был осуществлён не полностью). Леблон участвовал в строительстве Большого дворца, Монплезира, занимался планировкой парка и дворца в Стрельне. Вместе с Трезини создавал проекты образцовых городских жилищ. К его работам принадлежит Петергофский дворец, впоследствии перестроенный. Сооружений, которые можно однозначно отнести к работам Леблона, до настоящего времени не сохранилось. Среди известных зодчих, прибывших в Россию по приглашению Петра были также Андреас Шлютер (Andreas Schlüter. 1662 -1714 гг. немецкий скульптор и архитектор, представитель раннего барокко), Дж.М. Фонтана (Giovanni Maria Fontana;1670-1712 гг). В договоре, составленном в 1703 г. записан как «мастер палатного и фортификационного строения»), Николо Микетти (Nicola Michetti; 1675—1759 гг). Являлся главным придворным архитектором сооружений в Петербурге и его пригородах в 1719—1723 гг., Г. Маттарнови (Georg Johann Mattarnovi, ? - 1719 гг.) и другие.

Сохранившиеся памятники петербургского барокко

Дворец Меньшикова. 1710 - 1727 гг. Васильевский остров Университетская наб.,15. Архитекторы Д.И. Фонтана, И.Г. Шедель, И.Ф. Браунштейн, Г.И. Маттарнови.

Кикины палаты 1714 - 1720 гг. Ставропольская ул., 9. Предполагаемый архитектор А. Шлютер.

Кикины палаты 1714 - 1720 гг. Архитектор неизвестен, предположительно это работа Шлютера.

Здание Кунсткамеры. 1718 - 1734 гг. Университетская наб., 3. Архитекторы Г.И. Маттарнови, Н.Ф. Гербель, Г.К. Киавери, М.Г. Земцов.

Кунсткамера.1718-1734 гг.

Здание Двенадцати коллегий. 1722 - 1742 гг. Университетская наб.,7. Архитекторы Д. Трезини, Л.Т. Швертфегер.

Здание Двенадцати коллегий. 1722 - 1742 гг.

Елизаветинское барокко

Картина Аничков дворец. Художник Барт Вильгельм. 1810-е гг.

Елизаветинское барокко - период в русской архитектуре во времена правления царицы Елизаветы (1741-1761 гг.) Елизаветинское барокко также называют растреллиевским - по имени наиболее известного архитектора, строившего в елизаветинскую эпоху в России. Эта разновидность барочного направления в зодчестве сочетала русские храмовые традиции с элементами европейского барокко: пятиглавия церквей, луковичные купола, крестово-купольные планировки. В этот период стены стали более рельефными за счет объемных, выступающих элементов ордера - пилястр, колонн и т.д., лепнины, скульптур. Цветовые сочетания покрытий фасадов были яркими и контрастными. Фасады было принято окрашивать в два или три цвета, для декора использовалась позолота. Тенденция развития этого направления усиливалась царским абсолютизмом и стремлением власть имущих к роскоши и парадности. В результате развития стилевого направления появились сооружения Растрелли -масштабные, величественные, пышно декорированные, с пластичными фасадами.

Граф Бартоломео Франческо Растрелли (Bartolomeo Francesco Rastrelli). Родился во Франции в семье зодчего Бартоломео Карло Растрелли и испанской дворянки. В 1716 г. вместе с отцом прибывает в Петербург на службу Петру I. Первая работа архитектора - дворец для Антиоха Кантемира. 1721-1727 гг. После переворота и прихода к власти Анны Иоанновны служил новой царице, создал проект «русского Версаля» в Летнем саду. После следующего переворота новая императрица Елизавета привлекла архитектора к строительству Летнего и Аничкова дворца, Смольного монастыря в Петербурге, Верхних палат в Петергофе, Зимнего дворца, Екатерининского Большого дворца. Растрелли строил дворец для канцлера М. Воронцова, дворец Строгановых. В 1748 г. Растрелли получил звание обер - архитектора. После смерти Елизаветы 5 декабря 1761 г. Петр III пожаловал зодчему звание генерал - майора и орден Святой Анны. 23 после прихода к власти Екатерины II 23 октября 1763 г. Растрелли был отправлен в отставку

Одно из знаменитых строений в стиле елизаветинское барокко - Зимний дворец, который строил Бартоломео Растрелли (Rastrelli, Bartolomeo Francesco.1700-1771 гг.) совместно с Ф. Аргуновым, С. И. Чевакинским, А. В. Квасовым, Трезини.

Зимний дворец. Архитектор Растрелли.

Также над созданием строений в Петербурге трудились российские мастера: Д.Ухтомский (Ухтомский Дмитрий Васильевич. 1719 - 1774гг.), И. Мичурин (Мичурин Иван - архитектор, последователь и ученик Растрелли. 1700-1763 гг.), крепостной зодчий Ф. Аргунов (Федор Семенович Аргунов - крепостной графа Шереметьева.1716—1754 гг.), С. Чевакинский (Савва Иванович Чевакинский.1709 - 1770-е гг. Архитектор дворянского происхождения), А. Квасов (Квасов Алексей Васильевич. 1718—1772 гг. Был главой архитектурного отделения Комиссии по каменным строениям Санкт-Петербурга и Москвы). В стиле елизаветинское барокко был построен Аничков дворец (1741—1753 гг.).

Аничков дворец. (1741—1753 гг.) Строился по указу Елизаветы. Проект здания создал М. Земцов. Растрелли завершал строительство.

Строгановский дворец (1753—1754 гг), Воронцовский дворец (1749—1757гг.), Смольный собор (1748—1754 гг), Екатерининский дворец в Царском Селе (перестроен в 1752—1758 гг.), Большой Петергофский дворец (перестроен в 1745—1755 гг.), Николо-Богоявленский морской собор (1753—1762 гг.), дом И. И. Шувалова на Итальянской улице (1753—1755), здания Александро-Невской лавры и др.

Шуваловский дворец на Итальянской улице. 1753-55 гг. Архитектор С. Чевакинский

Елизаветинское барокко оставалось столичным стилем, вне столицы в этом стиле практически не строили (за исключением нескольких построек А.В. Квасова, А. Ринальди в Украине).

Екатерининское барокко - период в архитектуре России во времена Екатерины II

Екатерина II взошла на престол в 1762 г. После ее прихода Растрелли и Чевакинский, строившие в период властвования Елизаветы, были отправлены в отставку. В 1760-е годы в Петербурге начинает работу приверженец классицизма, становившегося модным в Европе - Ж.Б. Вален-Деламот, в стиле ранний классицизм начинают творить Ю. Фельтен, И. Старов, В. Баженов, Н. Легран. Однако, несмотря на активное наступление классицизма в России , екатерининское барокко сумело найти для себя временную нишу до полного покорения России классицизму. Наиболее значимые работы екатерининского правления принадлежат А. Ринальди, в творчестве которого ощущалось смешение рококо и раннего французского классицизма на основе барочного стиля. Творец екатерининского барокко А. Ринальди (Antonio Rinaldi. ок. 1709 —1794 гг.) — итальянский зодчий, один из первых представителей приглашенных в Россию иностранных зодчих. По контракту он должен был работать в России семь лет, строить, готовить российских архитекторов. В 1752 г. он начал заниматься строительством для гетмана Украины в Батурине. В то же время зодчий возводит дворец Разумовского в Глухове. В 1754 г. архитектор начинает работать на Петра III, который должен был стать следующим после Елизаветы императором. Он принимает участие в строительстве Ораниенбаума и в 1761 году становится главным архитектором основного претендента на престол, а также его жаловала и супруга Петра III - будущая императрица Екатерина II. В результате, после восхождения на трон Екатерины, Ринальди становится главным архитектором Петербурга. Некоторые искусствоведы говорят о произведениях Ринальди, как об архитектуре рококо, однако построенные им здания, несмотря на наличие некоторых элементов этого стиля, например, рокайлей, все же имеют выраженный барочный характер. Работы Ринальди в стиле екатеринское барокко. К работам Ринальди относят Екатерининский собор на площади Николаева в Кингисеппе. Окончание работ в 1782 г. Пятиглавый собор в плане представляет собой крест, концы которого закруглены. Имеет многоярусную колокольню.

Екатерининский собор на площади Николаева. Кингисепп. 1782 г. Архитектор Ринальди.

Фасады зданий в этом стиле имели большую плавность, чем в строениях елизаветинских времен, более сложные планы. Помимо Ринальди в этом стиле продолжали строить и местные зодчие. К стилю екатерининское барокко относятся: Владимирская церковь (1761-1769), архитектор неизвестен; Андреевский собор (1761-1775 гг.), архитектор А. Вист; Владимирская церковь усадьбы Дылицы (1762-1766 гг.), архитектор Чевакинский создал ее в конце своей карьеры; церковь Екатерины в Пярну (1764-1768 гг.), архитектор П.Егоров. В этом стиле строилась церковь Рождества Богородицы (1764 -1765 гг. Усадьба Е. Головиной Тарычево).

Церковь Рождества Богородицы (1764 -1765 гг.) в Тарычево - усадьбе Е. Головиной. В ее барочных фасадах уже чувствуются мотивы классицизма.

В стиле екатерининское барокко созданы московские колокольни: при церкви Троицы (1764-1768 гг. Серебряники. По заказу А. Гончарово); на церкви Иоанна Предтечи (1770-е гг. Бор), ярусы колокольни Новоспасского монастыря (1782-1785 гг.), церковь Спаса Преображения в Спас-Косицах. 1761 г.

Церковь Спаса Преображения в Спас-Косицах в стиле екатерининское барокко. Спас-Косицы. 1761 г.

Люкарны представляют собой слуховое окно на крыше или куполе, украшаются наличниками. Восьмерик на четверике - архитектурный тип церквей. Восьмерик верхняя восьмигранная часть здания, стоит на квадратном или прямоугольном основании (четверике).

Внимание архитекторов екатерининского барокко было обращено на Москву, которую нередко посещала императрица. В это время после Указа «О вольности дворянства», освобождающего дворян от обязательной государственной службы, в Москве и ее окрестностях стали селиться семьи вельмож, они и становились заказчиками строений в новом стиле. Церковь Николы в Звонарях (1762-1781 гг. Усадьба графа И.И.Воронцова) имеет сложный барочный декор верхней части, люкарны, яйцевидный купол, тип архитектурной композиции: восьмерик на четверике - яркий пример екатерининского барокко за пределами Петербурга.

Церковь Николы в Звонарях. 1762-1781 гг. По проекту архитектора К.И.Бланка. Восьмерик на четверике.

Широкий четверик и узкий восьмерик стали популярными в 1760-е годы. Такое сочетание встречается в разных постройках: церковь Бориса и Глеба на Арбате (1764-1768 гг. заказ А. Бестужева-Рюмина. До настоящего времени не сохранилась), в усадебных храмах, построенных для графа И. Воронцова: Спасском и Киево-Спасском (1769 г.), Успенском, Бориса и Глеба (1779 г. Свитино), для графа В. Орлова: в Никольской церкви (1778 - 1780 гг. Усадьба Отрада).

Спасский храм. Построен на средства графа Воронцова. Лобня. Киово. 1769 г.

Курватура - небольшое искривление прямолинейных элементов в здании.

В некоторых храмах того времени уже ощущается влияние классицизма , но при этом их композиции и украшения фасадов остаются барочными. Сооружения, заказанные самой Екатериной, строились по принципу, предусматривающему акценты на композиции, в них присутствуют курватуры, изгибы, разрывы непрерывности поверхности фасада. Этот принцип можно отследить в церкви Екатерины на Всполье (1766-775 гг. Ордынка).

Церковь Екатерины на Всполье.1766-775 гг. Ордынка. Москва. Архитектор К. Бланк. 1766-1775 гг.

Понятно, почему Петр, самодержавный царь крепостнического государства, поначалу с таким жаром ухватился за традиции бюргерской Голландии: тут все было ему на руку - опыт в мастерствах, опыт в науках и, главное, опыт общения с морем и покорения моря. Из Голландии Петр выписывал мастеров и художников, там покупал картины, сам обучался там корабельному делу, а свое великое детище - Петербург - ему хотелось сделать похожим на Амстердам.

Большие возможности для дальнейшего развития русского зодчества раскрылись в строительстве нового города на берегах Неве, заложенного первоначально как порт и крепость, но вскоре превращенного в столицу. С самого начала Петербург строился как город, а не как собрание помещичьих усадеб: указом 1714 г. Петр категорически запретил строиться в глубине дворов, фасады должны были вытягиваться вдоль улиц, прямых и широких.

Строительство Петербурга сопровождалось большими работами по укреплению берегов Невы и малых рек, сооружению каналов. Для успешного решения новых задач были приглашены иностранные архитекторы, помогавшие быстрее освоить опыт западноевропейского строительства; одновременно русских мастеров посылали для обучения за границу. Из числа приглашенных иностранных зодчих значительное воздействие на развитие русской архитектуры оказали только те, которые в России прожили долго, познакомились с местными условиями, широко и серьезно подошли к решению поставленных задач. Наиболее крупным среди них был Д. Трезини, соорудивший Петропаловский собор и Петропаловские ворота в крепости, спроектировавший здание Двенадцати коллегий и Гостиный двор. Здания, построенные Доменико Трезини, способствовали формированию характерных приемов нового стиля русского барокко.

Крупнейшими русскими зодчими, творчество которых сложилось в процессе строительства Петербурга, были М. Земцов, И. Коробов, П. Еропкин. Общая направленность их работ характеризует важнейшие основные области строительства второй четверти ХVIII века. М. Земцов был строителем различных по назначению сооружений - дворцовых и административных. Одним из известных произведением Земцова был Аничков дворец на Невском проспекте. С именем Коробова связаны большие работы в Адмиралтействе. Еропкин был выдающимся градостроителем. Стиль архитектуры этого времени может быть охарактеризован как раннее барокко в котором сплавлены воедино русские архитектурные традиции ХVII века и привнесенные формы западноевропейского строительства. Петру-победителю хотелось быть не хуже европейских монархов, не уступать им в блеске.

Он пригласил из Франции королевского архитектора Леблона и поручил ему главную роль в строительстве загородной резиденции Петергофа, который он задумал сделать подобием Версаля и даже превзойти французский оригинал. И в самом деле, Петергоф ослепителен, особенно его центральная панорама с каскадами фонтанов. Решающей для расцвета русского барокко была деятельность отца и сына Растрелли. Сын скульптора Растрелли, Бартоломео Растрелли-младший, был архитектором.

Его можно считать русским художником, т. к. он работал исключительно в России. Растрелли создал в полном смысле слова национальный русский стиль в архитектуре, не имеющий прямых аналогий на Западе. Русское искусство обязано ему блестящим расцветом дворцового ансамбля. Из города-порта и города-крепости Петербург был превращен им в город дворцов. Начинал он при Анне, а по-настоящему развернулся в царствование Елизаветы, то есть в 40-х и 50-х годах. Русская архитектура середины века частью создана, частью вдохновлена им. Большой Царскосельский дворец, Зимний дворец на берегу Невы, дом Строганова на Невском проспекте, собор Смольного монастыря - вот его лучшие образцы.

Они праздничны и строги, пластичны и ясны. В середине ХVIII века влияние Растрелли на современных ему архитекторов было огромно, в особенности на тех, кому приходилось строить по его чертежам. К школе Растрелли можно отнести русских архитекторов: Чевакинский - им был построен Никольский Военно-морской собор в Петербурге, Квасов строил дворец и церковь в Козельце, влияние Растрелли сказалось и на Кокоринове. Наиболее крупную фигуру в Москве представлял Ухтомский, имевший для Москвы почти такое же значение, как Растрелли для Петербурга. Из его построек наибольшее значение имеет высокая колокольня Троице-Сергиевой лавры, триумфальная арка - Красные ворота в Москве, к сожалению, снесенную.

В 60-х годах в русском искусстве наметился перелом к классицизму. Хотя полной зрелости классицизм достигает в начале ХIХ век, но уже во второй половине ХVIII русская архитектура поднимается на очень высокую высоту. Преодолев пышность барокко, его вычурность, его внешнюю парадность эти мастера достигают глубокой выразительности строгостью и простотой. Первым вестником новых идей в архитектуре был в России французский архитектор Валлен-Деламот.

Здания Деламота уже не являются дворцовыми усадьбами, но выходят прямо на улицы, всеми своими сторонами. Деламот почти не вводит скульптурных украшений в отделку основных стен. Излюбленной формой украшения в этот период становится провисающая гирлянда или легкие барельефы изображающие подвешенные на лентах различные предметы. Творчество Деламота имело большое значение для русской архитектуры: Деламот оказал большое влияние не только на своих учеников Баженова и Старова, но и на других архитекторов работающих в Петербурге. Если Петербург был центром всей культурной и политической жизни страны в первой половине ХVIII век, то во второй половине снова начинает оживать Москва. Немалую роль в этом сыграл указ о «вольности дворянской» 1761 г., освободившей помещиков от обязательной военной службы.

Со второй половине ХVIII века начинается расцвет московского строительства; на первых порах здесь строит свои дворцы-усадьбы крупнейшая знать: Разумовские, Шереметьевы, Куракины, Долгорукие и т. д. Их дворцы отличаются от петербургских больше широтой, большей «усадебностью»; недаром Москву называли «большой деревней». Труднее, чем в Петербурге, здесь изживаются наследия пышности барокко и рококо, туже идет усвоение классицизма.

Будущий русский архитектор Василий Иванович Баженов занимался в школе Ухтомского, затем учился в Московском Университете и наконец закончил Академию художеств. После заграничной командировке он поселился в Москве, с которой связаны его крупнейшие постройки и проекты. Особо видное место среди них принадлежит проекту Кремлевского дворца и строительству в Царицыне под Москвой. В отличии от характерных приемов дворцовых сооружений середины века Баженов выдвигает на первое место решение общих задач планировки. Он намечает создание на территории кремлевского холма целый системы площадей и объединяющих их проездов и задумывает весь дворец, учитывая общую планировку и конкретные особенности местности. В строительстве ансамбля в Царицыне Баженов также смело и по-новому подошел к поставленной перед ним задаче.

В отличие от дворцовых сооружений середины века он создал здесь живописный пейзажный парк с размещенными в нем небольшими павильонами, органически связанными с теми конкретными участками, на которых они возведены. В своеобразных архитектурных формах царицынских построек Баженов пытался развивать традиции древнего московского зодчества. Из построек Баженова в Москве особое значение имеет бывший дом Пашкова. Зодчий хорошо использовал рельеф участка и учел место нахождение здания в непосредственной близости от Кремля. Баженов был не только замечательным зодчим-практиком, он принадлежал и к крупнейшим представителям русской художественной культуры.

Наряду с Баженовым в Москве работал М. Казаков, своим образованием обязанный школе Ухтомского. Практическая деятельность Казакова началась в Твери, но важнейшие его постройки были выполнены в Москве. Казаковым было построено много различных зданий в Москве, среди которых особенно выделяются Университет и Голицынская больница, первая крупная городская больница Москвы. В конце ХVIII века большие строительные работы вел Джакомо Кваренги, уроженец Северной Италии , он только после своего приезда в Россию получил возможность создать крупные произведения. Среди выполненных по его проектам многочисленных зданий простых и лаконичных по формам, так же преобладают общественные сооружения - Академия наук, Государственный банк, торговые ряды, учебные заведения, больница. Одна из лучших построе Кваренги - здание учебного заведения - Смольного института.

Внутренние помещения находятся у Кваренги в глубоком соответствии с внешней архитектурой. Залы его величавы уже самыми своими размерами. К тому же они почти всегда прямоугольны; Кваренги особенно увлекается квадратными планами, дающими наибольшую уравновешенность. Та же пропорциональность широко применяется Кваренги в наружном оформлении, в соответствии всех элементов здания. Творчество Кваренги от начала до конца было целостно и едино.

В годы правления Петра I большие перемены произошли в области просвещения, культуры, науки. Они были обусловлены глубокими изменениями в социально-экономической жизни страны, расширившимися связями с европейскими государствами. Развивающейся промышленности, реформируемой армии, новому государственному устройству требовались специалисты различного профиля: моряки, инженеры, архитекторы, картографы, просто грамотные люди.

Были открыты школы: Навигацкая, которая с 1715 г. стала приготовительным классом для созданной Морской академии в Петербурге, Артиллерийская, Инженерная, Медицинское училище, школа для подготовки переводчиков при Посольском приказе. Много молодых людей отправлялось на учебу за границу. Для детей провинциальных дворян и чиновников были созданы 42 «цифирные» школы, где 2 тысячи недорослей обучались грамоте, арифметике. По государеву указу 1714 г. запрещалось жениться тем дворянам, которые не окончат хотя бы «цифирной» школы. В горных школах учились дети мастеровых, а в гарнизонных - солдатские дети. Из предметов на первом месте были математика, астрономия, инженерное дело, фортификация. Богословие преподавали только в епархиальных школах, где обучались дети духовенства.

Появились новые учебники, самый знаменитый - «Арифметика» Магницкого (1703), по которой обучались почти весь XVIII в.

Страница из "Арифметики"

Вместо церковно-славянского был введен (1708) гражданский шрифт, похожий на современный, и арабские цифры.

В 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета «Ведомости», сообщавшая о ходе военных действий, событиях за рубежом, о строительстве заводов. В 1700 г. Петр приказал считать началом года не 1 сентября, а 1 января и одновременно ввел отсчет лет от Рождества Христова, а не от Сотворения мира.

При Петре I началось создание первого в России музея - Кунсткамеры, положившей начало сбору исторических и естественнонаучных коллекций. Царь повелел доставлять туда «старинные и необыкновенные вещи»: скелеты вымерших животных, древние рукописи, старинные пушки, заспиртованных монстров, анатомические коллекции. Здесь же имелась богатая библиотека, книжный фонд которой включал 11 тысяч томов. В 1719 г. Кунсткамеру открыли для свободного посещения.

Огромное значение для развития науки имело создание Петербургской академии наук, открытой в 1725 г. Ее важнейшей особенностью было то, что она создавалась государством и с самого основания находилась на его содержании в отличие от стран Западной Европы, где академии сами изыскивали средства на свое содержание. Создается ряд работ по истории: «Гистория Свейской войны», соавтором которой был Петр I, «Ядро российской истории» Манкиева.



Петр I мечтал проложить торговый путь из Индии в Европу через российскую территорию. Многочисленными научными экспедициями были составлены карты западного побережья Каспийского моря. Аральского, Азовского морей, бассейна Дона. Русские побывали на Камчатке и Курилах. Появился «Атлас Всероссийской империи» И. К. Кирилова, проводились геологические изыскания. С. У. Ремезов составил «Чертежную книгу Сибири». Незадолго до смерти Петр подписал инструкцию командору В. И. Берингу, который должен был установить, существует ли пролив между Азией и Америкой.

При Петре Великом в гражданском строительстве начали широко использовать камень. В эти годы в Петербурге были построены здания Адмиралтейства,

Гостиного двора, Кунсткамеры и другие сооружения. Застройка города велась по плану, разработанному архитекторами. Улицы пересекались под прямым углом, типовые здания стояли вплотную друг к другу, дворцы знати возводились в 2-3 этажа, фасадом на улицу, каждый из них имел свой облик.

Петр I пригласил знаменитого итальянского архитектора Доменико Трезини, который построил Летний дворец царя, здание Двенадцати коллегий

и Петропавловский собор. Это было удлиненное прямоугольное здание, так называемый зальный тип, с башней-колокольней и шпилем. Высота шпиля - 112 м, выше колокольни Ивана Великого.

В Петербурге сложился особый архитектурный стиль, который называется русским барокко. Органическое соединение западных и русских художественных традиций в единый стиль сделало Петербург одним из красивейших городов мира. Начиная с 1720-х годов доминирующую роль в градостроительстве начинают играть русские зодчие. И. К. Коробов построил в Москве Гостиный двор, архитектор И. П. Зарудный - церковь «Меншикова башня». Под руководством русского архитектора П. М. Еропкина был составлен генеральный план Петербурга.

В начале XVIII в. на смену иконописи приходит светская живопись. Художники-портретисты стремились передать индивидуальность характеров, внутренний мир героев. Таковы портреты Ивана Никитина, которому сам Петр помог стать художником, отправив его учиться в Италию, а затем сделал придворным художником. Кисти художника принадлежит множество портретов современников: канцлера Головкина, купца Г. Строганова, писал он и царя.

Художник Андрей Матвеев по указу царя проходил обучение в Голландии. Он создал религиозную композицию в Петропавловском соборе. Самая известная картина художника - «Автопортрет с женой».

До Петра I в России не было общедоступного театра. Правда, при царе Алексее Михайловиче недолго действовал придворный театр. По распоряжению Петра I в Москве на Красной площади была построена «комедиальная храмина», где немецкие актеры ставили спектакли. В театре при Славяно-греко-латинской академии шли любительские спектакли на библейские или античные темы.

Изменился круг чтения, особенно у горожан, в литературе появился новый герой - смелый, образованный путешественник. Таков, к примеру, герой «Гистории о российском матросе Василии Кариотском».

Вице-президент Синода Феофан Прокопович в своих произведениях прославлял победы русского оружия, Петра Великого, власть которого объявлял «никаким законам не подлежащей», т. е. безграничной. Были опубликованы письма боярина Федора Салтыкова из Англии Петру I, в которых он излагал мысли о том, что государство должно заботиться о развитии торговли, промышленности, об интересах дворянства, о просвещении народа.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook