Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. Ти факторный личностный опросник кеттелла (105) Кеттелла 16 факторный опросник 105 вопросов

Тест : 16РF - опросник Кеттела

Инструкция :

Для запуска текущего теста нажмите кнопку "Старт". При тестировании не используйте кнопки навигации Вашего Internet браузера, а пользуйтесь специальными кнопками. В противном случае это может привести к ошибкам в работе теста.

Перед Вами ряд вопросов, которые помогут определить некоторые свойства Вашей личности. Здесь не может быть ответов <правильных> или <ошибочных>. Люди различны, и каждый может высказать свое мнение. Старайтесь отвечать искренне и точно. Отвечая на каждый вопрос. Вы должны выбрать один из трех предлагаемых Вам ответов тот, который в наибольшей степени соответствует Вашим взглядам, Вашему мнению о себе. Вопросы часто будут сформулированы не так подробно, как Вам хотелось бы. В таком случае, отвечая, старайтесь представить <среднюю>, наиболее типичную ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса, и на основе этого выбирайте ответ. Отвечать надо как можно точнее, но не слишком медленно, приблизительно на 5-6 вопросов за минуту. Вы должны затратить на все ответы не более 30 мин. Возможно, некоторые вопросы окажутся для Вас не очень подходящими, но и в этом случае постарайтесь найти наилучший ответ, наиболее точный. Некоторые вопросы могут показаться личными, но Вы можете быть уверены, что Ваши ответы не будут разглашены.

Когда будете отвечать на вопросы, все время помните четыре следующих правила:

1. НЕ НУЖНО МНОГО ВРЕМЕНИ ТРАТИТЬ НА ОБДУМЫВАНИЕ ОТВЕТОВ. ДАВАЙТЕ ТОТ ОТВЕТ, КОТОРЫЙ ПЕРВЫМ ПРИХОДИТ ВАМ В ГОЛОВУ. Конечно, вопросы часто будут сформулированы не так подробно, как Вам хотелось бы. В таком случае, отвечая, старайтесь представить <среднюю>, наиболее типичную ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса, и на основе этого выбирайте ответ. Отвечать надо как можно точнее, но не слишком медленно, приблизительно на 5-6 вопросов за минуту. Вы должны затратить на все ответы не более 30 мин.

2. СТАРАЙТЕСЬ НЕ ПРИБЕГАТЬ СЛИШКОМ ЧАСТО К ПРОМЕЖУТОЧНЫМ, НЕОПРЕДЕЛЕННЫМ ОТВЕТА, ТИПА <НЕ ЗНАЮ>, <НЕЧТО СРЕДНЕЕ> И Т. П.

3. ОБЯЗАТЕЛЬНО ОТВЕЧАЙТЕ НА ВСЕ ВОПРОСЫ ПОДРЯД, НИЧЕГО НЕ ПРО-ПУСКАЯ.

4. ОТВЕЧАЙТЕ ЧЕСТНО И ИСКРЕННЕ. Не старайтесь произвести хорошее впечатление своими ответами, они должны соответствовать действительности. В этом случае Вы сможете лучше узнать себя.

Опросник 16PF состоит из 105 вопросов, на которые ис­пытуемый дает ответы, выбирая одну из трех альтернатив. В спе­циальном бланке для ответов испытуемый отмечает выбран­ные альтернативы на каждый из 105 вопросов. По окончании тестирования подсчитываются баллы по каждому из 16 лич­ностных факторов. По данным тестирования вычерчивается профиль личности испытуемого. Данные тестирования анали­зируются и интерпретируются.

Инструкция по проведению тестирования

В тест-опроснике 105 вопросов. Для того чтобы Вы смогли определить свои личностные качества, постарайтесь отвечать на них искренне и как можно точнее. На каждый вопрос Вы должны дать ответ, выбрав одну из трех альтернатив (а, b , с), которая в наибольшей степени соответствует Вашим взгля­дам, Вашему представлению о себе.

Выбор Вашего ответа (a , b или с) на каждый последующий вопрос занесите в Бланк для ответов, заключая соответству­ющую альтернативу, например «a», в кружок. Форма бланка при­ведена в конце тест-опросника.

Средний темп проработки теста - 6 - 7 ответов в минуту. На все вопросы дается 30 минут.

Тест-опросник 16 PF

1. Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем была рань­ше:

    трудно сказать

2. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей: а) да

3. Если бы я сказал, что небо находится «внизу» и что зи­мой жарко, я должен был бы назвать преступника:

    бандитом

4. Когда я ложусь спать, я:

    засыпаю быстро

    нечто среднее

    засыпаю с трудом

5. Если бы я вел машину по дороге, где много других авто­мобилей, я предпочел бы:

    пропустить вперед большинство машин

  1. обогнать все идущие впереди машины

6. В компании я предоставляю другим шутить и рассказывать всякие истории:

7. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка:

    трудно сказать

8. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно рады видеть меня:

9. Я бы скорее занимался:

    фехтованием и танцами

    затрудняюсь сказать

    борьбой и баскетболом

10. Меня забавляет, что то, что люди делают, совсем не по­хоже на то, что они потом рассказывают об этом:

11. Читая о каком-либо происшествии, я интересуюсь всеми подробностями:

12. Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь вместе со всеми и не обижаюсь:

13. Если мне кто-нибудь нагрубит, я могу быстро забыть об этом:

14. Мне больше нравится придумывать новые способы в вы­полнении какой-нибудь работы, чем придерживаться ис­пытанных приемов:

15. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это самостоятельно, без чьей-либо помощи:

16. Я думаю, что я менее чувствительный и легковозбуждаемый, чем большинство людей:

    затрудняюсь ответить

17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро прини­мать решения:

18. Иногда, хотя и кратковременно, у меня возникало чув­ство раздражения по отношению к моим родителям:

19. Я скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли:

    моим хорошим друзьям

  1. в своем дневнике

20. Я думаю, что слово, противоположное по смыслу проти­воположности слова «неточный», - это:

    небрежный

    тщательный

    приблизительный

21. У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо:

    трудно сказать

22. Меня больше раздражают люди, которые:

    своими грубыми шутками вгоняют людей в краску

    затрудняюсь ответить

    создают неудобства для меня, опаздывая на условлен­ную встречу

23. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их:

24. Я думаю, что:

    не все надо делать одинаково тщательно

    затрудняюсь сказать

    любую работу следует выполнять тщательно, если вы за нее взялись

25. Мне всегда приходится преодолевать смущение:

    возможно

26. Мои друзья чаще:

    советуются со мной

    делают то и другое поровну

    дают мне советы

27. Если приятель обманывает меня в мелочах, я скорее предпо­читаю сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачить его:

28. Мне нравится друг:

а) интересы которого имеют деловой и практический ха­рактер

  1. который отличается глубоко продуманными взглядами на жизнь

29. Я не могу равнодушно слушать, как другие люди выска­зывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю:

    затрудняюсь ответить

30. Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки:

31. Если бы я одинаково хорошо умел и то и другое, то я бы предпочел:

    играть в шахматы

    трудно сказать

    играть в городки

32. Мне нравятся общительные, компанейские люди:

33. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми:

    трудно сказать

34. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это необходимо:

35. Мне бывает трудно признать, что я не прав:

36. На предприятии мне было бы интереснее:

    работать с машинами и механизмами и участвовать в основном производстве

    трудно сказать

    беседовать с людьми, занимаясь общественной работой

37. Какое слово не связано с другими словами: а) кошка

38. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:

    раздражает меня

    нечто среднее

    не беспокоит совершенно

39. Если бы у меня было много денег, то я:

    позаботился бы о том, чтобы не вызвать к себе зависти

  1. жил бы, не стесняя себя ни в чем

40. Худшее наказание для меня:

    тяжелая работа

  1. быть запертым в одиночестве

41. Люди должны больше, чем они делают это сейчас, требо­вать соблюдения законов морали:

42. Мне говорили, что ребенком я был:

    спокойным и любил оставаться один

  1. живым и подвижным

43. Мне нравилась бы практическая повседневная работа с различными установками и машинами:

44. Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если это нелегко для них:

    трудно сказать

45. Иногда я не решаюсь проводить в жизнь свои идеи, пото­му что они кажутся мне неосуществимыми:

    затрудняюсь ответить

46. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делает большинство людей:

47. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочется плакать:

48. В музыке я наслаждаюсь:

    маршами в исполнении военных оркестров

  1. скрипичным соло

49. Я бы скорее предпочел провести два летних месяца:

    в деревне с одним или двумя друзьями

    затрудняюсь сказать

    возглавляя группу в туристическом лагере

50. Усилия, затраченные на составление планов:

    никогда не лишни

    трудно сказать

    не стоят этого

51. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают и не огорчают меня:

52. Когда мне все удается, я нахожу эти дела легкими:

53. Я предпочел бы скорее работать:

    в учреждении, где мне пришлось *бы руководить людь­ми и все время быть среди них

    затрудняюсь ответить

    архитектором, который в тихой комнате разрабатывает свой проект

54. Дом так относится к комнате, как дерево:

  1. к растению

55. То, что я делаю, у меня не получается:

56. В большинстве дел я:

    предпочитаю рискнуть

с) предпочитаю действовать наверняка

57. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком мно­го говорю:

    скорее это так

  1. думаю, что нет

58. Мне больше нравится человек:

    большого ума, будь он даже ненадежен и непостоянен

    трудно сказать

    со средними способностями, но зато умеющий проти­востоять всяким соблазнам

59. Я принимаю решения:

    быстрее, чем многие люди

  1. медленнее, чем большинство людей

60. На меня большее впечатление производят:

    мастерство и изящество

    трудно сказать

    сила и мощь

61. Я считаю, что я человек, склонный к сотрудничеству:

    нечто среднее

62. Мне больше нравится разговаривать с людьми изыскан­ными, утонченными, чем с откровенными и прямоли­нейными:

63. Я предпочитаю:

    решать вопросы, касающиеся лично меня, сам

    затрудняюсь ответить

    советоваться с моими друзьями

64. Если человек не отвечает сразу же после того, как я что-нибудь сказал ему, я чувствую, что, должно быть, сказал какую-нибудь глупость:

65. В школьные годы я больше всего получил знаний:

    на уроках

    трудно сказать

    читая книги

66. Я избегаю общественной работы и связанной с этим от­ветственности:

67. Когда вопрос, который надо решать, очень труден и тре­бует от меня много усилий, я стараюсь:

    заняться другим вопросом

    затрудняюсь ответить

    еще раз попытаться решить этот вопрос

68. У меня возникают сильные эмоции: тревога, гнев, присту­пы смеха и т. п. - казалось бы, без определенной причины:

69. Иногда я соображаю хуже, чем обычно:

70. Мне приятно сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу на время, удобное для него, даже если это немного неудобно для меня:

71. Я думаю, что правильное число, которое должно продол­жить ряд - 1, 2, 3, 6, 5, - будет:

72. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тош­ноты и головокружения без определенной причины:

73. Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем доставить официанту лишнее беспокойство:

74. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем дру­гие люди:

    трудно сказать

75. На вечеринке мне нравится:

    принимать участие в интересной беседе

    затрудняюсь ответить

    смотреть, как люди отдыхают, и просто отдыхать самому

76. Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько людей могут услышать его:

77. Если бы я мог перенестись в прошлое, я бы больше всего хотел встретиться с:

    Колумбом

  1. Пушкиным

78. Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не улаживать чужие дела:

79. Если люди плохо обо мне думают, то я не стараюсь переубе­дить их, а продолжаю поступать так, как считаю нужным:

    трудно сказать

80. Работая в магазине, я предпочел бы:

    оформлять витрины

  1. быть кассиром

81. Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно:

    сразу же думаю: «У него плохое настроение»

  1. беспокоюсь о том, какой неверный поступок я совершил

82. Все несчастья происходят из-за людей, которые старают­ся во все внести изменения, хотя уже существуют удов­летворительные способы решения этих вопросов:

83. Я получаю большое удовольствие, рассказывая местные новости:

84. Аккуратные, требовательные люди не уживаются со мной:

85. Мне кажется, что я менее раздражительный, чем боль­шинство людей:

87. Бывает, что все утро я не хочу ни с кем разговаривать:

88. Если стрелки часов встречаются ровно через каждые 65 минут, отмеренных по точным часам, то эти часы:

  1. идут правильно

89. Мне бывает скучно:

90. Люди говорят, что мне нравится делать все своим ориги­нальным способом:

91. Я считаю, что нужно избегать излишних волнений, пото­му что они утомляют:

92. Дома в свободное время я:

    болтаю и отдыхаю

    затрудняюсь ответить

    занимаюсь интересующими меня делами

93. Я робко и осторожно отношусь к установлению дружес­ких отношений с новыми людьми:

94. Я считаю, что то, что люди говорят стихами, можно так­ же выразить прозой:

95. Я подозреваю, что люди, с которыми я нахожусь в дру­жеских отношениях, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спиной:

    да, в большинстве случаев

96. Я думаю, что даже самые драматические события через год уже не оставят в моей душе никаких следов:

97. Я думаю, что было бы интересно быть:

    натуралистом и работать с растениями

  1. страховым агентом

98. Я испытываю беспричинный страх и отвращение по от­ношению к некоторым вещам, к определенным живот­ным, местам и т.п.:

99. Я люблю размышлять о том, как можно было бы улуч­шить мир:

    трудно сказать

100. Я предпочитаю игры:

    где надо играть в команде или иметь партнера

  1. где каждый играет за себя

101. Ночью мне снятся фантастические или нелепые сны:

102. Если я остаюсь дома один, то через некоторое время я ощущаю тревогу и страх:

103. Я могу своим дружеским отношением ввести людей в заб­луждение, так как на самом деле они мне не нравятся:

104. Какое слово менее связано с двумя другими:

105. Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии?

    двоюродным братом

    МЕТОДИКА

    МНОГОФАКТОРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

    ЛИЧНОСТИ Р. КЕТТЕЛЛА (№ 105)

    (16 PF - опросник)

    В настоящее время различные формы 16 PF опросника являются наиболее популярным средством экспресс-диаг­ностики личности. Они используются во всех ситуациях, когда необходимо знание индивидуально-психологических особенностей человека. Опросник диагносцирует черты личности, которые Р. Б. Кеттелл называет конституцион­ными факторами. Изучение динамических факторов -мотивов, потребностей, интересов, ценностей - требует применения других методов. Это необходимо учитывать при интерпретации, так как реализация в поведении лич­ностных черт и установок зависит от потребностей и ха­рактеристик ситуации.

    В настоящем пособии предлагается вариант опросника С- сокращенный вариант, который следует использовать в условиях дефицита времени. Он содержит 105 вопросов.

    Время обследования колеблется от 20 до 50 мин.

    Способ работы с вопросником излагается в инструкции для испытуемого. Ответы заносятся на специальный оп­росный лист, а затем обсчитываются с помощью специ­ального «ключа». Совпадение ответов «а» и «с» оценива­ется двумя баллами, совпадение ответа «в» - одним бал­лом. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопро­сов дает в результате значение фактора. Исключением яв­ляется фактор В - здесь любое совпадение ответа с «клю­чом» дает 1 балл. Таким образом, максимальная оценка по каждому фактору - 12 баллов, по фактору В - 8 бал­лов; минимальная - 0 баллов.

    ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ

    Инструкция. Перед Вами ряд вопросов, которые помо­гут определить некоторые свойства Вашей личности. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных».

    ны, что Ваши ответы не будут разглашены. Ответы могут быть расшифрованы только с помощью специального « клю­ча», который находится у экспериментатора. Причем, от­веты на каждый отдельный вопрос вообще не будут про­сматриваться: нас интересуют только обобщенные показа­тели.

    4. ОТВЕЧАЙТЕ ЧЕСТНО И ИСКРЕННЕ.

    Не старайтесь произвести хорошее впечатление своими ответами, они должны соответствовать действительности. В этом случае:

    Вы сможете лучше узнать себя;

    Очень поможете нам в нашей работе - заранее благо­дарим Вас за помощь в отработке методики.

    ПРОСИМ: не переворачивайте страницу, пока не полу­чите разрешения.

    1. Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем была раньше.

    2. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей.

    а) да в) иногда с) нет

    3. Если бы я сказал, что небо находится «внизу» и что зимой «жарко», я должен был бы назвать преступника:

    а) бандитом в) святым с) тучей

    4. Когда я ложусь спать, я:

    а) засыпаю быстро в) нечто среднее с) засыпаю с трудом

    5. Если бы я вел машину по дороге, где много других автомобилей, я предпочел бы:

    а) пропустить вперед большинство машин

    в) не знаю

    с) обогнать все идущие впереди машины

    6. В компании я предоставляю другим шутить и рас­сказывать всякие истории.

    а) да в) иногда с) нет

    7. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка.

    а) верно в) трудно сказать с) неверно

    8. Большинство людей, с которыми я бываю в компа­ниях, несомненно, рады меня видеть.

    а) да в) иногда с) нет

    9. Я бы скорее занимался:

    а) фехтованием и танцами в) затрудняюсь сказать с) борьбой и баскетболом

    10. Меня забавляет, что то, что люди делают, совсем не похоже на то, что они потом рассказывают об этом.

    а) да в) иногда с) нет

    11. Читая о каком-либо происшествии, я интересуюсь всеми подробностями.

    а) всегда в) иногда с) редко

    12. Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь вместе со всеми и вовсе не обижаюсь.

    13. Если мне кто-нибудь нагрубит, я могу быстро за­быть об этом.

    а) верно в) не знаю с) неверно

    14. Мне больше нравится придумывать новые способы в выполнении какой-либо работы, чем придерживаться испытанных приемов.

    а) верно в) не знаю с) неверно

    15. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю де­лать это самостоятельно, без чьей-либо помощи.

    а) верно в) иногда с) нет

    16. Я думаю, что я менее чувствительный и легко воз­буждаемый, чем большинство людей.

    с) неверно

    17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения.

    а) верно в) не знаю с) неверно

    18. Иногда, хотя и кратковременно, у меня возникало чувство раздражения по отношению к моим родителям.

    а) да в) не знаю с) нет

    19. Я скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли:

    а) моим хорошим друзьям в) не знаю

    с) в своем дневнике

    20. Я думаю, что слово, противоположное по смыслу противоположности слова «неточный» - это:

    а) небрежный

    в) тщательный

    с) приблизительный

    21. У меня всегда хватает энергии, когда мне это необ­ходимо.

    а) да в) трудно сказать с) нет

    22. Меня больше раздражают люди, которые:

    а) своими грубыми шутками вгоняют людей в краску

    в) затрудняюсь ответить

    с) создают неудобства для меня, опаздывая на ус­ловленную встречу

    23. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их.

    а) верно в) не знаю с) неверно

    24. Я думаю, что:

    а) не все надо делать одинаково тщательно в) затрудняюсь ответить

    с) любую работу следует выполнять тщательно, если Вы за нее взялись

    25. Мне всегда приходится преодолевать смущение.

    а) да в) возможно с) нет

    26. Мои друзья чаще:

    а) советуются со мной

    в) делают то и другое поровну

    с) дают мне советы

    27. Если приятель обманывает меня в мелочах, я ско­рее предпочитаю сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачить его.

    а) да в) иногда с) нет

    28. Мне нравится друг:

    а) интересы которого имеют деловой и практичес­кий характер в) не знаю

    с) который отличается глубоко продуманными взглядами на жизнь

    29. Я не могу равнодушно слушать, как другие люди высказывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю.

    а) верно в) затрудняюсь ответить

    с) неверно

    30. Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки.

    а) да в) не знаю с) нет

    31. Если бы я одинаково хорошо умел и то и другое, то я бы предпочел:

    а) играть в шахматы в) трудно сказать с) играть в городки

    32. Мне нравятся общительные, компанейские люди.

    а) да в) не знаю с) нет

    33. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с дру­гими людьми.

    а) да в) трудно сказать с) нет

    34. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, ког­да мне это необходимо.

    а) да в) иногда с) нет

    35. Мне бывает трудно признать, что я неправ.

    а) да в) иногда с) нет

    36. На предприятии мне было бы интереснее:

    а) работать с машинами и механизмами и уча­ствовать в основном производстве в) трудно сказать

    с) беседовать с людьми, занимаясь общественной работой

    37. Какое слово не связано с двумя другими?

    а) кошка в) близко с) солнце

    38. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:

    а) раздражает меня

    в) нечто среднее

    с) не беспокоит меня совершенно

    39. Если бы у меня было много денег, то я:

    а) позаботился бы о том-, чтобы не вызывать к себе

    в) не знаю

    с) жил бы, не стесняя себя ни в чем

    40. Худшее наказание для меня:

    а) тяжелая работа в) не знаю с) быть запертым в одиночестве

    41. Люди должны больше, чем они делают это сейчас, требовать соблюдения законов морали.

    а) да в) иногда с) нет

    42. Мне говорили, что ребенком я был:

    а) спокойным и любил оставаться один

    в) не знаю

    с) живым и подвижным

    43. Мне нравилась бы практическая повседневная ра­бота с различными установками и машинами.

    а) да в) не знаю с) нет

    44. Я думаю, что большинство свидетелей говорят прав­ду, даже если это нелегко для них.

    а) да в) трудно сказать с) нет

    45. Иногда я не решаюсь проводить в жизнь свои идеи, потому что они кажутся мне неосуществимыми.

    а) верно в) затрудняюсь ответить

    с) неверно

    46. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, ка это делает большинство людей.

    а) верно в) не знаю с) неверно

    47. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочется плакать.

    а) верно в) не знаю с) неверно

    48. В музыке я наслаждаюсь:

    а) маршами в исполнении военных оркестров

    в) не знаю

    с) скрипичными соло

    49. Я бы скорее предпочел провести два летних месяца:

    а) в деревне с одним или двумя друзьями

    в) затрудняюсь сказать

    с) возглавляя группу в туристском лагере

    50. Усилия, затраченные на составление планов:

    а) никогда не лишние в) трудно сказать с) не стоят этого

    51. Необдуманные поступки и высказывания моих при­ятелей в мой адрес не обижают и не огорчают меня.

    а) верно в) не знаю с) неверно

    52. Когда мне все удается, я нахожу эти дела легкими.

    а) всегда в) иногда с) редко

    53. Я предпочел бы скорее работать:

    а) в учреждении, где мне пришлось бы руково­дить людьми и все время быть среди них в) затрудняюсь ответить

    с) архитектором, который в тихой комнате разра­батывает свой проект

    54. Дом так относится к комнате, как дерево:

    а) к лесу в) к растению с) к листу

    55. То, что я делаю, у меня не получается:

    а) редко в) иногда с) часто

    56. В большинстве дел я:

    а) предпочитаю рискнуть в) не знаю с) предпочитаю действовать наверняка

    57. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю.

    а) скорее это так в) не знаю с) думаю, что нет

    58. Мне больше нравится человек:

    а) большого ума, будь он даже ненадежен и непо­стоянен

    в) трудно сказать

    с) со средними способностями, но зато умеющий противостоять всяким соблазнам

    59. Я принимаю решения:

    а) быстрее, чем многие люди в) не знаю с) медленнее, чем большинство людей

    60. На меня большее впечатление производят:

    а) мастерство и изящество в) трудно сказать с) сила и мощь

    61. Я считаю, что я человек, склонный к сотрудничеству,

    а) да в) нечто среднее с) нет

    62. Мне больше нравится разговаривать с людьми изыс­канными, утонченными, чем с откровенными и прямоли­нейными.

    а) да в) не знаю с) нет

    63. Я предпочитаю:

    а) решать вопросы, касающиеся лично меня, сам

    в) затрудняюсь ответить

    с) советоваться с моими друзьями

    64. Если человек не отвечает сразу же, после того, как я что-нибудь сказал ему, то я чувствую, что, должно быть, сказал какую-нибудь глупость.

    а) верно в) не знаю с) неверно

    65. В школьные годы я больше всего получил знаний:

    а) на уроках в) трудно сказать с) читая книги

    66. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности.

    а) верно в) иногда с) неверно

    67. Когда вопрос, который надо решить, очень труден и требует от меня много усилий, я стараюсь:

    а) заняться другим вопросом

    в) затрудняюсь ответить

    с) еще раз попытаться решить этот вопрос

    68. У меня возникают сильные эмоции: тревога, гнев, приступы смеха и т. д. - казалось бы, без определенной причины.

    а) да в) иногда с) нет

    69. Иногда я соображаю хуже, чем обычно.

    а) верно в) не знаю с) неверно

    70. Мне приятно сделать человеку одолжение, согла­сившись назначить встречу с ним на время, удобное для него, даже если это немного неудобно для меня.

    а) да в) иногда с) нет

    71. Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд 1, 2, 3, 6, 5 - будет:

    а) 10 в) 5 с) 7

    72. Иногда у меня бывают непродолжительные присту­пы тошноты и головокружения без определенной причины,

    а) да в) не знаю с) нет

    73. Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем доставить официанту или официантке лишнее беспо­койство.

    а) да в) иногда с) нет

    74. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди.

    а) верно в) трудно сказать с) неверно

    75. На вечеринке мне нравится:

    а) принимать участие в интересной беседе в) затрудняюсь ответить

    с) смотреть, как люди отдыхают, и просто отды­хать самому

    76. Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько людей могут его услышать.

    а) да в) иногда с) нет

    77. Если бы я мог перенестись в прошлое, я бы больше хотел встретиться с:

    а) Колумбом в) не знаю с) Пушкиным

    78. Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не ула­живать чужие дела.

    а) да в) иногда с) нет

    79. Работая в магазине, я предпочел бы:

    а) оформлять витрины в) не знаю

    с) быть кассиром

    80. Если люди плохо обо мне думают, я не стараюсь пере­убедить их, я продолжаю поступать так, как считаю нужным.

    а) да в) трудно сказать с) нет

    81. Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно:

    а) сразу же думаю: «У него плохое настроение»

    в) не знаю

    с) беспокоюсь о том, какой неверный поступок я

    совершил

    82. Все несчастья происходят из-за людей:

    а) которые стараются во все внести изменения, хотя уже существуют удовлетворительные способы решения этих вопросов

    в) не знаю

    с) которые отвергают новые, многообещающие предложения

    83. Я получаю большое удовольствие, рассказывая мес­тные новости.

    а) да в) иногда с) нет

    84. Аккуратные, требовательные люди не уживаются со мной.

    а) верно в) иногда с) неверно

    85. Мне кажется, что я менее раздражительный, чем большинство людей.

    а) верно в) не знаю с) неверно

    а) верно в) иногда с) неверно

    87. Бывает, что все утро я не хочу ни с кем разговаривать..

    а) часто в) иногда с) никогда

    88. Если стрелки часов встречаются ровно через каж­дые 65 минут, отверенных по точным часам, то эти часы:

    а) отстают в) идут правильно с) спешат

    89. Мне бывает скучно:

    а) часто в) иногда с) редко

    90. Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом.

    а) верно в) иногда с) неверно

    91. Я считаю, что нужно избегать излишних волнений, потому что они утомительны.

    а) да в) иногда с) нет

    92. Дома, в свободное время, я:

    а) болтаю и отдыхаю в) затрудняюсь ответить с) занимаюсь интересующими меня делами

    93. Я робко и осторожно отношусь к завязыванию дру­жеских отношений с новыми людьми.

    а) да в) иногда с) нет

    94. Я считаю, что то, что люди говорят стихами, мож­но также точно выразить прозой.

    а) да в) иногда с) нет

    95. Я подозреваю, что люди, с которыми я нахожусь в дружеских отношениях, могут оказаться отнюдь не друзь­ями за моей спиной.

    а) да, в большинстве случаев в) иногда с) нет, редко

    96. Я думаю, что даже самые драматические события через год уже не оставляют в моей душе никаких следов.

    а) да в) иногда с) нет

    97. Я думаю, что было бы интереснее быть:

    а) натуралистом и работать с растениями в) не знаю с) страховым агентом

    98. Я подвержен беспричинному страху и отвращению по отношению к некоторым вещам, например, к опреде­ленным животным, местам и т. д.

    а) да в) иногда с) нет

    99. Я люблю размышлять о том, как можно было бы улучшить мир.

    а) да в) трудно сказать с) нет

    100. Я предпочитаю игры:

    а) где надо играть в команде или иметь партнера

    в) не знаю

    с) где каждый играет сам за себя

    101. Ночью мне снятся фантастические или нелепые сны.

    а) да в) иногда с) нет

    102. Если я остаюсь в доме один, то через некоторое* время я ощущаю тревогу и страх.

    а) да в) иногда с) нет

    103. Я могу своим дружеским отношением ввести людей в заблуждение, хотя на самом деле они мне не нравятся.

    а) да в) иногда с) нет

    104. Какое слово не относится к двум другим?

    а) думать в) видеть с) слышать

    105. Если мать Марии является сестрой отца Алек­сандра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии?

    а) двоюродным братом в) племянником

    Спасибо за участие в исследовании!

    Ф.И.О. ________________________________________ Дата __________________

    Интерпретация факторов

    Фактор А - «замкнутость - общительность»

    В целом фактор ориентирован на измерение общитель­ности человека в малых группах.

    При низких оценках человек характеризуется необщи­тельностью, замкнутостью, безучастностью, некоторой ри­гидностью и излишней строгостью в оценке людей. Он скептически настроен, холоден по отношению к окружаю­щим, любит быть в одиночестве, не имеет близких друзей, с которыми можно быть откровенным.

    При высоких оценках человек открыт и добросердечен, общителен и добродушен. Ему свойственны естественность и непринужденность в поведении, внимательность, добро­та, мягкосердечность в отношениях. Он охотно работает с людьми, активен в устранении конфликтов, доверчив, не боится критики, испытывает яркие эмоции, живо откли­кается на любые события.

    Фактор В- «интеллект»

    При низких оценках человеку свойственны конкретность и некоторая ригидность мышления, может иметь место эмоциональная дезорганизация мышления.

    При высоких оценках наблюдается абстактность мыш­ления, сообразительность и быстрая обучаемость. Суще­ствует некоторая связь с уровнем вербальной культуры и эрудицией.

    Фактор С - «эмоциональная неустойчивость» - эмоци­ональная устойчивость»

    При низких оценках выражены низкая толерантность по отношению к фрустрации, подверженность чувствам, переменчивость интересов, склонность к лабильности на­строения, раздражительность, утомляемость, невротичес­кие симптомы, ипохондрия.

    При высоких оценках человек выдержанный, работо­способный, эмоционально зрелый, реалистически настро­енный. Он лучше способен следовать требованиям груп­пы, характеризуется постоянством интересов. У него от­сутствует нервное утомление. В крайних случаях может иметь место эмоциональная ригидность и нечувствитель­ность. По некоторым работам, фактор связан с силой не­рвной системы, лабильностью и преобладанием процесса торможения.

    Фактор е- «подчиненность - доминантность»

    При низких оценках человек застенчив, склонен усту­пать дорогу другим. Он часто оказывается зависимым, берет вину на себя, тревожится о возможных своих ошиб­ках. Ему свойственны тактичность, безропотность, почти­тельность, покорность до полной пассивности.

    При высоких оценках человек властный, независимый, самоуверенный, упрямый до агрессивности. Он независим в суждениях и поведении, свой образ мыслей склонен счи­тать законом для себя и окружающих. В конфликтах об­виняет других, не признает власти и давления со стороны, предпочитает для себя авторитарный стиль руководства, но и борется за более высокий статус; конфликтный, сво­енравный.

    Фактор f- «сдержанность - экспрессивность»

    В целом оценка по этому фактору отражает эмоциональ­ную окрашенность и динамичность общения.

    При низких оценках человек характеризуется благора­зумием, осторожностью, рассудительностью, молчаливос­тью. Ему свойственны склонность все усложнять, некото­рая озабоченность, пессимистичность в восприятии дей­ствительности. Беспокоится о будущем, ожидает неудач. Окружающим он кажется скучным, вялым и чрезмерно чопорным.

    При высоких оценках человек жизнерадостен, импуль­сивен, беспечен, весел, разговорчив, подвижен. Энерги­чен, социальные контакты для него эмоционально значи­мы. Он экспансивен, искренен в отношениях между людь­ми. Эмоциональность, динамичность общения приводят к тому, что он часто становится лидером и энтузиастом груп­повой деятельности, верит в удачу.

    Фактор g - «подверженность чувствам - высокая нор­мативность поведения»

    В целом фактор определяет, в какой мере различные нор­мы и запреты регулируют поведение и отношения человека.

    При низких оценках человек склонен к непостоянству, подвержен влиянию случая и обстоятельств. Не делает усилий по выполнению групповых требований и норм. Он характеризуется беспринципностью, неорганизованностью, безответственностью, гибкими установками по отношению к социальным нормам. Свобода от влияния норм может привести к антисоциальному поведению.

    При высоких оценках наблюдается осознанное соблюде­ние норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, точность, ответственность, деловая направленность.

    Фактор Н - «робость - смелость»

    При низких оценках человек застенчив, не уверен в своих силах, сдержан, робок, предпочитает находиться в тени. Большому обществу он предпочитает одного-двух людей, друзей. Отличается повышенной чувствительностью к угрозе.

    При высоких оценках человеку свойственна социальная смелость, активность, готовность иметь дело с незнакомы­ми обстоятельствами"и людьми. Он склонен к риску, дер­жится свободно, расторможенно.

    В целом фактор определяет реактивность на угрозу в социальных ситуациях и определяет степень активности в социальных контактах.

    Фактор I - «жесткость - чувствительность»

    При низких оценках человеку свойственны мужествен­ность, самоуверенность, рассудочность, реалистичность суждений, практичность, некоторая жесткость, суровость, черствость по отношению к окружающим.

    При высоких оценках наблюдается мягкость, устойчи­вость, зависимость, стремление к покровительству, склон­ность к романтизму, артистичность натуры, женственность, художественность восприятия мира. Можно говорить о развитой способности к эмпатии, сочувствию, сопережи­ванию и пониманию других людей.

    Фактор L - «доверчивость - подозрительность»

    При низких оценках человек характеризуется откро­венностью, доверчивостью, благожелательностью по отно шению к другим людям, терпимостью, уживчивостью, человек свободен от зависти, легко ладит с людьми и хо­рошо работает в коллективе.

    При высоких оценках человек ревнивый, завистливый, характеризуется подозрительностью, ему свойственно боль­шое самомнение. Его интересы обращены на самого себя, он обычно осторожен в своих поступках, эгоцентричен.

    В целом фактор говорит об эмоциональном отношении к людям.

    Фактор М - «практичность - развитое воображение»

    При низких оценках человек практичный, добросовес­тный. Он ориентируется на внешнюю реальность и следу­ет общепринятым нормам, ему свойственна некоторая ог­раниченность и излишняя внимательность к мелочам.

    При высокой оценке можно говорить о развитом вооб­ражении, ориентировании на свой внутренний мир, высо­ком творческом потенциале человека.

    Фактор N - «прямолинейность - дипломатичность»

    При низких оценках человеку свойственна прямолиней­ность, наивность, естественность, непосредственность по­ведения.

    При высоких оценках человек характеризуется расчет­ливостью, проницательностью, разумным и сентименталь­ным подходом к событиям и окружающим людям.

    Фактор О - «уверенность в себе - тревожность»

    При низких оценках человек безмятежен, хладнокро­вен, спокоен, уверен в себе.

    При высоких оценках человеку свойственны тревож­ность, депрессивность, ранимость, впечатлительность.

    Фактор Q 1 - «консерватизм - радикализм»

    При низких оценках человек характеризуется консер­вативностью, устойчивостью по отношению к традицион­ным трудностям, он знает, во что должен верить, и не­смотря на несостоятельность каких-то принципов, не ищет новых, с сомнением относится к новым идеям, склонен к морализации и нравоучениям. Он противится переменам и не интересуется аналитическими и интеллектуальными соображениями.

    При высоких оценках человек критически настроен, характеризуется наличием интеллектуальных интересов, аналитичностью мышления, стремится быть хорошо ин­формированным. Более склонен к экспериментированию, спокойно воспринимает новые неустоявшиеся взгляды и перемены, не доверяет авторитетам, на веру ничего не при­нимает.

    Введение. Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан по руководством Р.Б. Кеттела и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений. Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кеттелом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты. Существует 4 формы опросника: А и В (187 вопросов) и С и Д (105 вопросов). В России чаще всего используют формы А и С. Наибольшее распространение опросник получил в медицинской психологии при диагностике профессионально важных качеств, в спорте и научных исследованиях. Опросник Кеттела включает в себя все виды испытаний - и оценку, и решение теста, и отношение к какому-либо явлению. Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки, по мере прочтения. Предварительно дается соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. Контрольное время испытания 25-30 минут. В процессе ответов на вопросы экспериментатор контролирует время работы испытуемого и, если испытуемый отвечает медленно, предупреждает его об этом. Испытание проводится индивидуально в спокойной, деловой обстановке. Предлагаемый опросник состоит из 105 вопросов (форма С) на каждой из которых предлагается три варианта ответов (a, b, c). Испытуемый выбирает и фиксирует его в бланке ответов. В процессе работы испытуемый должен придерживаться следующих правил: не терять времени на обдумывание, а давать пришедший в голову ответ; не давать неопределенных ответов; не пропускать вопросов; быть искренним. Вопросы группируются по содержанию вокруг определенных черт, выходящих в конечном итоге к тем или иным факторам. Обработка результатов ведется по специальному ключу, где даны номера вопросов и количество баллов, которые получают ответ a, b, c в каждом вопросе. В тех клеточках, где проставлена буква, обозначающая фактор, количество баллов равно нулю. Таким образом, за каждый ответ испытуемый может получить 2, 1 или 0 баллов. Количество баллов по каждому фактору суммируется и заносится в бланк ответов (в правый столбик), экспериментатор получает профиль личности по 16-ти факторам в сырых оценках. Эти оценки переводятся в стандартные (стены) по таблице 3. Затем экспериментатор определяет какое развитие получил каждый фактор: низкая, средняя, высокая, выписывает черты, характеризующие степень их развития и анализирует результаты. Если какая - либо из черт вызывает сомнение, лучше ее не включать в характеристику. Чтобы результаты были надежными, следует подтвердить их с помощью других методик или с помощью другой формы этого же теста. Результаты применения данной методики позволяют определить психологическое своеобразие основных подструктур темперамента и характера. Причем каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений. Кроем того, отдельные факторы можно объединить в блоки по трем направлениям:

    1. Интеллектуальный блок : факторы: В - общий уровень интеллекта; М - уровень развития воображения; Q 1 - восприимчивость к новому радикализму.
    2. Эмоционально-волевой блок : факторы: С - эмоциональная устойчивость; О - степень тревожности; Q 3 - наличие внутренних напряжений; Q 4 - уровень развития самоконтроля; G - степень социальной нормированности и организованности.
    3. Коммуникативный блок : факторы: А - открытость, замкнутость; Н - смелость; L - отношение к людям; Е - степень доминирования - подчиненности; Q 2 - зависимость от группы; N - динамичность.

    До некоторой степени эти факторы соответствуют факторам экстраверсии -интраверсии и нейтротизма по Айзенку, а так же могут быть интерпретированы с точки зрения общей направленности личности: на задачу, на себя, на других. В связи с этим, данную методику можно применять в сочетании с исследованием темпераментных особенностей личности по Айзенку (57 вопросов) и методикой Смекала и Кучера, адаптированной Пейсаховым, на выявление общей направленности личности.

    Вопросы опросника Кеттела Инструкция испытуемому: Перед вами вопросы, которые помогут выяснить особенности вашего характера, Вашей личности. Не существует "верных" и "неверных" ответов, так как каждый прав по отношению к своим собственным взглядам. Вы должны хотеть отвечать точно и правдиво. В начале Вы должны ответить на четыре вопроса, которые даны в качестве образца и посмотреть не нуждаетесь ли Вы в дополнительных разъяснениях. Вы должны зачеркнуть соответствующие Вашему ответу квадратик на специальном бланке для ответа. Существует три возможных ответа на каждый вопрос. Пример:

      Я люблю смотреть командные игры:

    а) да в) иногда с) нет

      Я предпочитаю людей:

    а) сдержанных в) затрудняюсь ответить с) быстро устанавливающих дружеские контакты.

      Деньги не могут принести счастья:

    а) да в) не знаю с) нет

      Женщина находится в таком же отношении к ребенку как кошка к:

    а) котенку в) собаке с) мальчику. На последний вопрос есть правильный ответ: котенок. Но таких вопросов очень мало. Если Вам что-нибудь не ясно, обратитесь к экспериментатору за разъяснениями. Не начинайте без сигнала экспериментатора. Отвечая помните следующих четыре правила:
    1. У Вас времени на обдумывание нет. Давайте первый, естественный ответ, который Вам придет в голову. Конечно, вопросы сформулированы слишком кратко и неподробно, чтобы Вы могли выбрать то, что бы хотелось. Например, первый вопрос в примерах спрашивает Вас о "командных играх". Вы, возможно, больше любите футбол, чем баскетбол. Но Вас спрашивают о "средней игре", о той ситуации, которая в среднем соответствует этому случаю. Дайте самый точный ответ, который Вы можете. Вы должны закончить отвечать не позднее, чем за полчаса.
    2. Старайтесь не увлекаться средними, неопределенными ответами, за исключением тех случаев, когда. Вы действительно не можете выбрать крайний случай. Возможно, это будет в одном из четырех - пяти вопросов.
    3. Не пропускайте вопросов. Отвечайте хоть как-нибудь на все вопросы подряд. Некоторые вопросы могут не очень подходить к Вам, но дайте все же лучшее, что Вы можете предложить в данном случае. Некоторые вопросы могут показаться слишком личные, но помните, что результаты не разглашаются и не - могут быть получены без специального "ключа. Ответы на каждый отдельный вопрос не просматриваются.

    4. Отвечайте так честно, как возможно, то что верно для Вас. Но пишите того, что как Вы думаете, правильнее было бы сказать, чтобы произвести впечатление на экспериментатора.

    Вопросы

      Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем раньше:

      Я мог бы счастливо жить один, вдалеке от людей, как отшельник:

    а) Да в) Иногда с) Нет.

      Если бы я говорил, что небо "находится снизу", и что зимой "жарко", я должен был бы назвать преступника.

    а) Гангстером в) Святым с) Тучей

      Когда я ложусь спать, я:

    А) насыпаю мгновенно в) нечто среднее с) засыпаю медленно, с трудом.

      Если бы я вел машину по дороге, где много других автомобилей, я чувствовал себя удовлетворенным:

    а) Если бы остался позади других машин б) Не знаю с) Если бы я обогнал все идущие впереди машины

      В компании я предоставляю другим шутить и рассказывать всякие истории:

    а) Да в) Иногда с) Нет

      Для меня важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка

    а) верно в) трудно сказать с) неверно

      Большинство людей, которых я встречаю на вечеринке, рады меня видеть.

    а) Да в) Иногда с) Нет.

      Я бы скорее занимался:

    а) Фехтованием и танцами в) Затрудняюсь сказать с) Борьбой и ручным мячом.

      Про себя я смеюсь над тем, что существует такая большая разница между тем, что люди делают и тем, что они рассказывают о том.

    а) Да в) Иногда с) Нет

      Когда я читаю о каком-нибудь происшествии, я точно хочу выяснить как это все случилось.

    а) Всегдa в) Иногда с) Редко

      Когда друзья подшучивает надо мной, я обычно смеюсь вместе со всеми и совсем не огорчаюсь.

      Когда кто-нибудь грубо говорит со мной, я могу быстро забывать об этом.

    а) Верно в) Не знаю с) Неверно.

      Мне нравится "изобретать" новые способы в выполнения какой-либо работы больше, чем придерживаться испытанных, приемов.

      Когда я обдумываю что-нибудь, я люблю делать это без посторонней помощи, один.

    а) Да в) Иногда с) Нет

      Я думаю, что реже говорю неправду, чем большинство людей.

    а) Верно в) Нечто среднее с) Нет

      Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения.

    а) Верно в) Не знаю с) Неверно

    Конец первого столбца

      Иногда, хотя и очень недолго, я чувствовал ненависть к моим родителям.

    а) Да в) Не знаю с) Нет

      Я бы скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли:

    а) моим друзьям в) Не знаю с) В своем дневнике

      Я думаю, что противоположным по значению словом по отношению к противоположности слова "неточный" будет:

    а) Небрежный в) Тщательный с) Приблизительный

      Я всегда полон энергии, когда мне это необходимо

    а) Да в) Трудно сказать с) Нет

      Меня больше раздражают люди, которые:

    а) Своими непристойными шутками вгоняют других в краску в) Не знаю с) Опаздывают на условленную встречу и заставляют меня волноваться

      Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать;

    а) Верно в) Не знаю с) Неверно

      Я думаю, что…

    а) Некоторые виды работ не возможно выполнить так же тщательно, как другие в) Затрудняюсь сказать с) Любую работу следует делать тщательно, если Вы вообще за нее взялись

      Мне всегда приходится бороться со своей робостью.

    а) Да в) Возможно с) Нет

      Мои друзья чаще:

    а) Спрашивают моего совета б) Делают то и другое наполовину с) Дают мне советы

      Если приятель обманывает меня в мелочах, я скорее предпочитаю сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачать его.

    а) Да в) Иногда с) Нет

      Мне нравится друг, который…

    а) Имеет действие и практические интересы в) Не знаю с) Серьезно обдумывает взгляды на жизнь

      Я раздражаюсь, когда слышу, что другие высказывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю.

    а) Верно в) Затрудняюсь ответить с) Неверно

      Меня волнуют мои прошлые поступки ошибки.

    а) Верно в) Не знаю с) Неверно

      Если бы я одинаково хорошо умел и то и другое, я предпочел:

    а) Играть в шахматы в) Затрудняюсь сказать с) Играть в городки

      Мне нравятся общительные кампанейские люди.

    а) Да в) Не знаю с) Нет

      Я настолько осторожен и практичен, что со мной случаются меньше неприятностей, неожиданностей, чем с другими людьми

    а) Да в) Трудно сказать с) Нет

      Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это необходимо.

    а) Да в) Иногда с) Нет

    Конец второго столбца в бланке ответов

      Мне трудно признать, что я не прав.

    а) Да в) Иногда с) Нет

      На заводе было бы интересно:

    а) Работать с машинами и механизмами и участвовать в основном производстве в) Трудно сказать с) Беседовать с другими и принимать их на работу

      Какое слово не связано с другими двумя:

    а) Кошка в) Близко с) Солнце

      То, что в некоторой степени отвлекает меня, мое внимание:

    а) Раздражает меня в) Нечто среднее с) Не беспокоит

      Если бы у меня было много денег, я:

    а) Я позаботился бы о том, чтобы не вызвать к себе зависть в) Не знаю с) Жил бы не стесняя себя ни в чем

      Худшее наказание для меня:

    а) Тяжелая работа в) Не знаю с) Быть запертым в одиночестве

      Люди должны больше, чем они делают сейчас, требовать соблюдения законов морали

    а) Да в) Иногда с) Нет

      Мне говорили, что ребенком я был скорее:

    а) Спокойным и любил остаться один в) Не знаю с) Жизнерадостный и всегда активный

      Мне нравится практическая повседневная работа с различными установками и машинами

    а) Да в) Трудно сказать с) Нет 44.Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если это затрудняет их. а) Да в) Трудно сказать с) Нет

      Если бы я беседовал с незнакомым человеком, я скорее:

    а) Обсуждал бы с ним политические и общественные взгляды в) Не знаю с) Хотел бы услышать от него несколько новых анекдотов

      Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делает большинство людей

    а) Верно в) Не знаю с) Нет

      Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочу плакать.

    а) Верно в) Не знаю с) Нет

      В музыке я наслаждаюсь:

    а) Маршами в исполнении военных оркестров в) Не знаю с) Типичное соло

      Я быстрее предпочел провести два летних месяца

    а) В деревне одним или с двумя друзьями в) Не знаю с) Возглавляя группу в туристических лагерях

      Усилия, затраченные на составление предварительных планов

    а) Никогда не лишне в) Трудно сказать с) Не стоит этого

      Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей не обижают меня и не делают несчастным.

    Конец третьего столбца

      Когда мне все удается, я нахожу эти дела легкими:

    а) Верно в) Иногда с) Неверно

      Я предпочел бы скорее работать:

    а) В учреждении, где мне бы пришлось бы руководить людьми и все время быть среди них в) Затрудняюсь ответить с) Архитектором, работая над своими проектами в тихой комнате

      "Дом" так относится к "комнате", как "дерево" к:

    а) Лесу в) Растению с) Листу

      То, что я делаю, у меня получается:

    а) Редко в) Иногда с) Часто

      В большинстве дел я:

    а) Предпочитаю рискнуть в) Не знаю с) Предпочитаю действовать наверняка

      Некоторые люди считают, что я громко говорю:

    а) Скорее всего это так в) Не знаю с) Думаю нет

      Я восхищаюсь больше:

    а) Человеком умным, но ненадежным и непостоянным в) Трудно сказать с) Человеком со средними способностями, но умеющим противостоять всяческим соблазнам

      Я принимаю решение:

    а) Быстрее, чем многие люди в) Не знаю с) Медленнее, чем многие люди

      На меня производит большое впечатление:

    а) Мастерство и изящество в) Не знаю с) Сила и мощь

      Я считаю, что я человек склонный к сотрудничеству:

    а) Да в) Нечто среднее с) Нет

      Мне нравиться говорить с изысканным, утонченным человеком, чем с откровенным и прямолинейным:

    а) Да в) Не знаю с) Нет

      Я предпочитаю:

    а) Решать вопросы, касающиеся лично меня сам в) Затрудняюсь ответить с) Обсуждать с моими друзьями

      Если человек не отвечает сразу же, когда я что-нибудь говорю ему, то я чувствую, что должно быть, сказал какую-нибудь глупость:

    а) Верно в) Не знаю с) Неверно

      В школьные годы я больше всего узнал:

    а) На уроках в) Трудно сказать с) Читая книги

      Я избегаю работы в общественных организациях, и связанной с этим ответственностью:

    а) Верно в) Иногда с) Неверно

      Когда вопрос очень труден, который надо решить, и требует много усилий, я стараюсь:

    а) Заняться другим вопросом в) Затрудняюсь ответить с) Еще раз попробовать решить этот вопрос

      У меня возникают сильные эмоции: тревога, гнев, приступы смеха и т.д. казалось бы, без определенной причины:

    а) Да в) Иногда с) Нет

      Иногда мой ум работает не так ясно, как в другое время:

    а) Верно в) Не знаю с) Неверно

      Я счастлив сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу с ним на время, удобное для него, даже это немного неудобно для меня

    а) Да в) Иногда с) Нет

      Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд 1,2,3,4,5,6,…

    а) 10 в) 5 с) 7

      Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты т головокружения без определенной причины:

    а) Да в) Не знаю с) Нет

      Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем доставить официанту лишнее беспокойство:

    а) Да в) Не знаю с) Нет

      Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди:

    а) Верно в) Не знаю с) Неверно

      На вечеринке мне придется:

    а) Принимать участие в интересной беседе в) Затрудняюсь ответить с) смотреть как, люди отдыхают и, отдыхать расслабившись самому

      Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько людей могут его услышать:

    а) Да в) Иногда с) Нет

      Если бы я мог перенестись в прошлое, я бы хотел встретиться:

    а) с Колумбом в) не знаю с) с Шекспиром

      Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не улаживать чужие дела:

    а) Да в) Иногда с) Нет

      Работая в магазине, я предпочел бы:

    а) Оформлять витрины в) Не знаю с) Быть кассиром

      Если люди обо мне плохо думают, это меня не волнует:

    а) Да в) Трудно сказать с) Нет

      Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно:

    а) Сразу же думаю: "У него плохое настроение" в) Не знаю с) Беспокоюсь о том, какой неверный поступок я совершил

      Все несчастья происходят из-за людей:

    а) Которые стараются во все внести изменения, хотя уже существует удовлетворительный способ решения этих вопросов в) Не знаю с) Которые отвергают новые, многообещающие предложения

      Я получаю большое удовлетворение, рассказывая местные новости:

    а) Да в) Иногда с) Нет

      Аккуратные требовательные люди не уживаются со мной:

    а) Верно в) Иногда с) Неверно

      Я думаю, что я менее раздражительный, чем большинство людей:

    а) Верно в) Иногда с) Неверно

    Конец пятого столбца в бланке для ответов

    а) Верно в) Иногда с) Неверно

      Бывает, что все утро у меня возникает нежелание с кем-либо говорить:

    а) Верно в) Иногда с) Никогда

      Если стрелки часов встречаются каждые 65 минут, отмеренных по точным часам, то эти часы:

    а) Отстают в) Идут правильно с) Спешат

      Мне бывает скучно:

    а) Часто в) Иногда с) Редко

      Люди говорят, что мне нравится делать все своим собственным способом:

    а) Верно в) Иногда с) Неверно

      Я считаю, что нужно избегать лишних волнений, потому что они утомляют меня:

    а) Да в) Иногда с) Нет

      Дома в свободное время, я:

    а) Болтаю и отдыхаю в) Затрудняюсь ответить с) Занимаюсь интересующими меня делами

      Я робко и осторожно отношусь к завязыванию дружеских отношений с другими новыми людьми:

    а) Да в) Иногда с) Нет

      Я считаю, что-то, что говорят люди стихами, можно также точно выразить прозой:

    а) Да в) Трудно сказать с) Нет

      Я подозреваю, что люди, которые относятся ко мне по-дружески, могут оказаться предателями за моей спиной:

    а) Да в) Иногда с) Нет

      Я думаю, что даже самые драматические события через год, уже не оставляют в душе никаких последствий:

    а) Да в) Иногда с) Нет

      Я думаю, что интереснее было бы быть:

    а) Натуралистом и работать с растениями в) Не знаю с) Страховым агентом

      Я подвержен беспричинному страху и отвращению к некоторым вещам, например, к определенным животным, местам и т.д.:

    а) Да в) Иногда с) Нет

      Я люблю думать над тем, как можно было бы улучшить мир:

    а) Да в) Трудно сказать с) Нет

      Я предпочитаю игры:

    а) Где надо играть в команде или иметь партнера в) Не знаю с.) Где каждый играет сам за себя

      Ночью мне снятся фантастические сны

    а) Да в) Иногда с) Нет

      Если я остаюсь в доме один, то через некоторое время ощущаю тревогу и страх:

    а) Да в) Иногда с) Нет

    Конец шестого столбца в бланке ответов

      Я могу обмануть людей своим дружеским расположением, когда на самом деле они мне не нравятся:

    а) Да в) Иногда с) Нет

      Какое слово не принадлежит двум другим

    а) Думать в) Видеть с) Слышать

      Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии?

    а) Двоюродным братом в) Племянником с) Дядей

    3. Таблица переводов из сырых оценок в стандартные (стены).

    Стены

      Интерпретация результатов.

    Фактор А

    Фактор B

    Фактор С

    Фактор Е

    Фактор F

    Фактор G

    Фактор H

    Фактор I

    Фактор L

    Фактор M

    Богемность

    Углубленный в себя, интересующийся искусством, теорией, смыслом жизни, богатое воображение, беспомощный в практических делах, преимущественно веселый, не исключены истерические аномалии, в коллективе конфликтный, не обусловленный обстоятельствами

    Практичность

    Интересующийся фактами, обусловленный обстоятельствами, живая реакция на практические вопросы, интересы сужены на непосредственный успех, спонтанно ничего не делающий, реалистический, надежный, серьезный, заботливый, но очень постоянно ориентирован на внешнюю реальность, общепринятые нормы, уделяет внимание мелочам, но иногда не хватает творческого воображения

    Фактор N

    Фактор О

    Фактор Q 1

    Фактор Q 2

    Фактор Q 3

    Самоконтроль, сильная воля

    Дисциплинированность, точность в выполнении социальных требований, хороший контроль за своими эмоциями, забота о своей репутации

Понравилось? Лайкни нас на Facebook