Егэ по информатике. Структура егэ Аккуратисты и креативщики. Кому из них проще сдать ЕГЭ по информатике

Информатику, несмотря на то, что она занимается изучением столь важных сейчас компьютерных наук, для сдачи ЕГЭ выбирают нечасто. Наравне с литературой и географией она считается непопулярным экзаменом потому, что ВУЗы обязательным для поступления на технические и IT специальности помимо русского и математики ставят физику.

Тем не менее, ЕГЭ по информатике поможет проверить знания по самой быстроразвивающейся дисциплине в нынешней системе образования. В современном мире практически все вертится вокруг сферы информационных технологий – сайты есть даже у самых небольших компаний, вся торговля переходит в интернет, а самыми прибыльными компаниями оказываются Google, Apple, Amazon – они заняли место гигантов прошлого – промышленных и нефтяных корпораций.

Почему информатика не самый легкий экзамен?

Школьники часто задаются вопросом, сложно ли сдавать информатику ЕГЭ? Ответ – да, и этому есть ряд причин:

  • Во-первых, это единственный экзамен, в котором присутствует вопрос, не входящий в школьную программу – по теории игр.
  • Во-вторых, темы программирования и алгоритмизации составляют половину всей экзаменационной работы – она ориентирована на профильный уровень знаний выпускников.
  • В-третьих, по информатике ЕГЭ не могут сдать сравнительно много людей – двойку в этом году получил практически каждый десятый сдающий.

Структура экзамена

Итоговый тест состоит из 27 заданий в двух частях, 23 (Часть B) предполагают краткую запись ответа, а четыре задания из части С – развернутый ответ с обоснованием.
Всего этот раздел охватывает три тематических блока – написание кода или поиск ошибок, написание алгоритма, теория игр – формирование стратегии выигрыша.

Изменения в ЕГЭ по информатике в 2018 г.

В соответствии с проектами КИМов на сайте ФИПИ, структура ЕГЭ по информатике 2018 года изменится. Например, в 25 задании больше нельзя записать алгоритм с помощью естественного языка т.к. он не был востребован выпускниками прошлых лет. Также, язык примеров кодов и фрагментов заменили на C++ вместо C, т.к. он используется значительно шире.

ЕГЭ по информатике в цифрах

Минимальный проходной балл по предмету не изменился и составляет 40, в этом году порог не преодолели 9,3% сдающих (53 000 человек), что лучше результата 2016 г. – тогда двойки получили 12,4% человек из 66 500.

Результаты ЕГЭ по информатике нужны, как правило, только на программу «Информатика и вычислительная техника», для остальных нужно будет сдавать физику. Для поступления на эту программу в 2017 году, например, в МГТУ им. Баумана, абитуриентам потребовалось набрать в среднем 87 баллов. Для сравнения, в МАИ показатель был значительно меньше – всего 66.

Для того, чтобы подготовиться к ЕГЭ по информатике нужно приложить немало усилий вне зависимости от того, выбрали вы прорабатывать темы самостоятельно или с преподавателем. Главное – выделить достаточно времени, а начинать как минимум за год – тогда будет время усвоить темы КИМов и написать итоговую аттестацию на отличный результат.

-> ЕГЭ 2018 — 14

14 задание. Демоверсия ЕГЭ 2018 информатика:

Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду сместиться на (a, b) , где a, b – целые числа . Эта команда перемещает Чертёжника из точки с координатами (x,y) в точку с координатами (x + a, y + b).

Например, если Чертёжник находится в точке с координатами (4, 2), то команда сместиться на (2, −3) переместит Чертёжника в точку (6, −1).

Цикл ПОВТОРИ число РАЗ последовательность команд КОНЕЦ ПОВТОРИ

означает, что последовательность команд будет выполнена указанное число раз (число должно быть натуральным).

Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм (число повторений и величины смещения в первой из повторяемых команд неизвестны):

НАЧАЛО сместиться на (4, 6) ПОВТОРИ … РАЗ сместиться на (…, …) сместиться на (4, -6) КОНЕЦ ПОВТОРИ сместиться на (-28, -22) КОНЕЦ

В результате выполнения этого алгоритма Чертёжник возвращается в исходную точку .
Какое наибольшее «ПОВТОРИ … РАЗ» ?

✍ Показать решение:

Результат: 8

Решение 14 задания ЕГЭ по информатике (контрольный вариант № 2 экзаменационной работы 2018 года, С.С. Крылов, Д.М. Ушаков):

Система команд исполнителя РОБОТ, «живущего» в прямоугольном лабиринте на клетчатой плоскости, включает 4 команды-приказа и 4 команды проверки условия.
Команды-приказы:

Вверх вниз влево вправо

Другие четыре команды проверяют истинность условия отсутствия стены у каждой стороны той клетки, где находится РОБОТ:

Сверху свободно снизу свободно слева свободно справа свободно

Сколько клеток приведенного лабиринта соответствуют требованию, что, начав движение в ней и выполнив предложенную программу, РОБОТ уцелеет и остановится в закрашенной клетке (клетка F6 )?

НАЧАЛО ПОКА снизу свободно ИЛИ справа свободно > ЕСЛИ справа свободно > ТО вправо КОНЕЦ ЕСЛИ ПОКА снизу свободно > вниз КОНЕЦ ПОКА КОНЕЦ ПОКА КОНЕЦ

✍ Показать решение:

  • Рассмотрим тело внешнего цикла и операторы, которые в нем находятся:
  • 1. В цикле выполняется проверка ЕСЛИ справа свободно ТО вправо : что означает движение на один шаг вправо (если это возможно).
  • 2. Затем располагается цикл с условием пока снизу свободно вниз : что означает движение до конца вниз (пока это возможно).
  • После чего внешний цикл повторяется.
  • Таким образом, отметим «тупиковые» клетки, т.е. те, которые не позволят двигаться роботу к цели:
A5, A6, B1, B2, B6, C1, C2, D1, D2, D3, D4, D5, E3, E4, E5
  • Таких клеток получилось 15 . Вычислим подходящие клетки (всего клеток 36):
  • 36 - 15 = 21

    Результат: 21

    Решение 14 задания ЕГЭ по информатике, вариант 1 (ФИПИ, «ЕГЭ информатика и ИКТ, типовые экзаменационные варианты 2018», С.С. Крылов, Т.Е. Чуркина):

    Исполнитель Редактор получает на вход строку цифр и преобразовывает её. Редактор может выполнять две команды, в обеих командах v и w обозначают цепочки цифр.

    А) заменить (v , w)
    Эта команда заменяет в строке первое слева вхождение цепочки v на цепочку w .

    Б) нашлось (v)
    Эта команда проверяет, встречается ли цепочка v в строке исполнителя Редактор. Если она встречается, то команда возвращает логическое значение «истина» «ложь» . Строка при этом не изменяется.

    250 идущих подряд цифр 1 ? В ответе запишите полученную строку.

    НАЧАЛО ПОКА нашлось (88) ИЛИ нашлось (1111) ЕСЛИ нашлось (1111) ТО заменить (1111, 8) ИНАЧЕ заменить (88, 1) КОНЕЦ ЕСЛИ КОНЕЦ ПОКА КОНЕЦ

    ✍ Показать решение:

    1. Схематично изобразим исходную строку:
    2. 1...1 250

      Рассмотрим, что произойдет после выполнения исполнителем 1-й и 2-й итерации (шага) цикла:

      81..1 -> 1 проход 246 (250-4) 881..1 -> 2 проход 242

    3. Каждый проход цикла появляется одна цифра 8 и отнимается 4 единицы . Вернемся к пункту 1 и посчитаем, сколько единиц и восьмерок останется после выполнения всех условий ЕСЛИ нашлось (1111) (т.е. пока есть стоящие подряд 1111):
    4. 250 / 4 = 62 и 2 в остатке т.е. получаем: 8...8 11 (две единицы в конце - это остаток) 62
    5. Затем будет выполняться условие ИНАЧЕ заменить (88, 1) . После 4 проходов цикла получаем:
    6. 11118...8 11 54 (62-8)
    7. Опять работает условие ЕСЛИ нашлось (1111) :
    8. 88...8 11 -> 8...8 11 54 55
    9. Вернемся к пункту 3, за 4 прохода получим:
    10. 11118...8 11 47
    11. Исходя из пункта 3 и 5 получаем, что за 5 проходов количество восьмерок уменьшается на 7 раз .
    12. Вернемся к пункту 3 и вычислим сколько восьмерок останется:
    13. 8...8 11 (11 - остаток) 62 1111 8...8 :четыре прохода 62-8 8 8...8:пятый проход ИТОГО: за пять проходов уменьшение на 7 восьмерок
    14. Возвращаясь к третьему пункту, подсчитаем количество цифр 8:
    15. 62 / 7 = 8 и 6 остаток

      Т.е. получим:

      888888 11 (6 восьмерок - остаток)
    16. За три дальнейших прохода получаем:
    17. 888888 11 -> 111 11
    18. Последний проход:
    19. 1111 1 -> 8 1

    Результат: 81

    Решение 14 задания ЕГЭ по информатике, вариант 5 (ФИПИ, «ЕГЭ информатика и ИКТ, типовые экзаменационные варианты 2018», С.С. Крылов, Т.Е. Чуркина):

    Исполнитель Чертежник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертежник может выполнять команду сместиться на (a, b) , где a, b — целые числа. Эта команда перемещает Чертежника из точки с координатами (x, y ) в точку с координатами (x+a , y+b ).

    Цикл ПОВТОРИ число РАЗ последовательность команд КОНЕЦ ПОВТОРИ

    означает, что последовательность команд будет выполнена указанное число раз (число должно быть натуральным).

    Чертежнику был дан для исполнения следующий алгоритм (число повторений и величины смещения в первой из повторяемых команд неизвестны):

    НАЧАЛО сместиться на (35, -20) ПОВТОРИ... РАЗ сместиться на (..., ...) сместиться на (2, -3) КОНЕЦ ПОВТОРИ сместиться на (-105, -8) КОНЕЦ

    В результате выполнения этого алгоритма Чертежник возвращается в исходную точку .
    Какое наибольшее число повторений могло быть указано в конструкции «ПОВТОРИ … РАЗ» ?

    ✍ Показать решение:

    Результат: 14

    Досрочный егэ по информатике 2018, вариант 1. Задание 14:

    Исполнитель Редактор получает на вход строку цифр и преобразовывает её.
    Редактор может выполнять две команды, в обеих командах v и w обозначают цепочки цифр.

    1. заменить (v, w)
    2. нашлось (v)

    Первая команда заменяет в строке первое слева вхождение цепочки v на цепочку w , вторая проверяет, встречается ли цепочка v в строке исполнителя Редактор. Если она встречается, то команда возвращает логическое значение «истина» , в противном случае возвращает значение «ложь» .

    Какая строка получится в результате применения приведённой ниже программы к строке, состоящей из одной единицы и 75 стоящих справа от нее нулей ? В ответе запишите сколько нулей будет в конечной строке.

    НАЧАЛО ПОКА нашлось (10) ИЛИ нашлось (1) ЕСЛИ нашлось (10) ТО заменить (10, 001) ИНАЧЕ заменить (1, 00) КОНЕЦ ЕСЛИ КОНЕЦ ПОКА КОНЕЦ

    ✍ Показать решение:

    Результат: 152

    Компьютерные технологии сегодня достаточно прочно закрепились практически во всех сферах деятельности человека. Умение работать с основным программным обеспечением, строить графические и информационные модели и создавать алгоритмы, сегодня внесены в базовые навыки, которыми должен овладеть каждый ученик, освоивший школьную программу. Если же вы решили связать свою жизнь с IT-технологиями, то помимо хорошей оценки по предмету в 2018 году придется подтвердить уровень знаний, пройдя ЕГЭ по информатике, о котором и пойдет речь в данной статье.

    Предлагаем более детально разобраться в таких вопросах:

    Популярность компьютерных технологий растет с каждым годом. Сегодня конкурс на IT специальности в самых известных ВУЗах страны можно сравнить с конкурсом на факультетах экономии и юриспруденции.

    Очевидно, что все, кто мечтает стать дипломированным программистом, веб-дизайнером, системным администратором или администратором баз данных должны сдавать информатику. Но, также подтвердить свои знания в данной отрасли в 2018 году, пройдя ЕГЭ по информатике, предстоит тем, кто выберет такие направления, как:

    1. компьютерная и системная инженерия;
    2. охранные системы и технологии;
    3. безопасность компьютерных систем;
    4. университеты связи, путей сообщения;
    5. космические технологии;
    6. инженерные специальности, которые предлагают политехнические ВУЗы РФ.

    Конечно, в разных университетах требования к абитуриентам могут различаться и помимо успешной сдачи экзамена по ИКТ и Информатике, может потребоваться:

    • математика профильного уровня;
    • физика;
    • прохождение дополнительного творческого конкурса.

    Именно поэтому первым этапом для будущего выпускника должен быть выбор ВУЗа и конкретной специальности, а уже после определение необходимых для вступления предметов ЕГЭ.

    Когда в 2018 году пройдет ЕГЭ по информатике

    Основной этап сдачи Единого Государственного экзамена в 2018 году стартует 28 мая. Оглашение официального календаря ЕГЭ ожидается к концу 2017 года. Как только это произойдет, мы обязательно расскажем о датах каждого испытания.

    Для тех, кто планирует воспользоваться правом досрочной сдачи ЕГЭ, испытания начнутся уже в конце марта 2018 (предположительно с 21 числа).

    Если же по каким-либо объективным причинам участник не сможет принять участие в основной сессии, то наличие соответствующих документов даст ему право принять участие в дополнительном этапе, проведение которого запланировано на сентябрь 2018 года.

    Изменения в КИМах по информатике и формате ЕГЭ

    Скорее всего, в 2018 году таки будет реализована идея компьютеризированного ЕГЭ по информатике, а это значит, что все задания экзаменуемые будут выполнять с использованием ПК.

    С одной стороны – это вполне разумный ход, ведь проверяется именно уровень владения персональным компьютером и для большинства выпускников значительно проще выполнить действия, чем ответить на вопросы, не имея под рукой компьютера и не видя соответствующей среды. К тому же, проверка таких работ с привлечением соответствующих программ, займет значительно меньше времени.

    С другой стороны возникает ряд проблемных моментов, решение которых может потребовать от организаторов немало усилий. Так, для успешной сдачи экзамена выпускник должен иметь возможность работы в среде хорошо знакомого для него ПО, поскольку и функционал, и графическая оболочка разных программ, на базе которых возможно изучение тем в школьной программе, несколько отличается, что для некоторых может стать серьезным препятствием к достижению высоких результатов.

    Несмотря на то, что чиновники Минобрнауки анонсируют столь существенное изменение в формате проведения ЕГЭ по информатике, пока неизвестно, будут ли серьезно изменены сами билеты или планируется только их перевод из бумажной формы в цифровую.

    Кодификатор ЕГЭ по Информатике и ИКТ 2017 года предусматривал проверку качества знаний по таким направлениям:

    • информация и информационные процессы;
    • информационная деятельность человека;
    • средства ИКТ;
    • алгоритмизация;
    • программирование.

    Для удобства выпускников, в некоторых заданиях текст программ приведен сразу на 5 языках: Алгоритмическом, Бэйсике, Python, Паскале и Си.

    Если существенных изменений не произойдет, то можно ожидать, что сам экзамен будет длиться 235 минут (почти 4 часа) и будет состоять из двух блоков, включающих всего 27 пунктов:

    1. Задания с коротким ответом в формате числа, слова либо числовой последовательности.
    2. Задания с развернутым ответом, в которых необходимо будет подробно разъяснить ход мыслей, а также написать программу (возможно использование разных языков программирования).

    Перевод баллов ЕГЭ в оценку:

    Если вас не удовлетворяет результат на уровне минимального проходного балла или же средней планки, подготовка к испытаниям по информатике в 2017- 2018 году должна быть серьезной, ведь ЕГЭ требует не просто хорошего владения теоретическими знаниями и практических навыков. Тут потребуется: отличная подготовка в области математики, комбинаторики и математической логики; понимание тем, которые не изучаются в стандартной программе математики (в частности, при решении заданий на графы); знание языка программирования на уровне уверенного использования одномерных и многомерных массивов, работы с файлами и использования динамического программирования.

    Важно понимать, что даже высокий балл по информатике в школе не говорит о том, что вы готовы к ЕГЭ, ведь уровень преподавания предмета в школах общего и гуманитарного профиля далек от требований профильного экзамена.

    С чего начать? Начните с проверки своего уровня путем решения тестовых заданий 2018 или 2017 года. Это позволит оценить свои возможности и понять, в каком направлении двигаться далее. Не стоит расстраиваться, если с первого раза не удалось дать ответ более чем на половину вопросов. Время еще есть и, при условии правильно спланированной подготовки, шансы сдать информатику успешно более чем реальны. Для этого потребуется:

    1. Повторить теоретический курс. Учителя профильных школ рекомендуют отдать предпочтение самым новым учебникам, в которых будет предоставлена максимально свежая информация.
    2. Ознакомиться с типовыми заданиями из разных тем информатики. Начать можно с задач на кодирование информации и перевод чисел между двоичной, восьмеричной, десятичной и шестнадцатеричной системами исчисления. Также стоит разобраться с заданиями на определение объема графического и текстового файла.
    3. Углубиться в алгоритмизацию и программирование, выбрав для изучения Паскаль, Си, Бэйсик или Python.
    4. Ряд заданий теоретического блока по информатике приводится в виде таблиц и схем. Что бы уверенно чувствовать себя в таких задачах лучше всего перерешать все доступные варианты ЕГЭ 2017 и тестовые задания 2018 года.
    5. Подтянуть математику! Помните, что без хорошего знания математики и логики экзамен не сдать на высокий балл.

    Если алгоритмизация и программирование сложны для восприятия, обратитесь к репетитору или запишитесь на групповые курсы подготовки к ЕГЭ. Но учтите – чем меньше количество человек в группе, тем выше будет качество подготовки!

    Автор статьи - репетитор-профессионал Лада Борисовна Есакова .

    ЕГЭ по информатике позади. Мои ученики сдали экзамен хорошо: 79, 81, 88 баллов. Это достойный результат. При этом самые сильные могли претендовать на 90-100. Так в чем же дело? Где «потерялись» недостающие баллы?

    Вот закономерность: все эти ученики выполнили ВСЕ задания с развернутым ответом (часть С) на высший или почти высший балл. То есть высший балл за всю С-часть и потеря 20 и более баллов на ерундовых задачах. Ситуация повторяется из года в год, а потому я не считаю ее случайной. Эта ситуация характерна именно для ЕГЭ по информатике.

    Структура ЕГЭ по информатике

    Давайте рассмотрим структуру экзаменационной работы ЕГЭ по информатике. Всего в работе 27 заданий. Из них 23 с кратким ответом (бывшая часть B) и 4 с развернутым ответом (бывшая часть С).

    В экзаменационной работе есть задания, требующие хорошего знания математики, логики, умения анализировать и абстрактно мыслить. Есть также задачи, основанные на аккуратном, монотонном исполнении алгоритма или переборе вариантов. То есть ученику предоставляется возможность поработать, как компьютер.

    Задания с кратким ответом оцениваются в 1 балл, задания с развернутым ответом – в 3, 2, 3 и 4 балла. Таким образом, за первую часть можно получить максимально 23 балла, а за вторую 12.
    Видите, насколько велик вес первой части?

    В спецификации Единого государственного экзамена по информатике и ИКТ указано рекомендованное время на выполнение каждого задания.

    На первую часть ЕГЭ по информатике рекомендовано потратить полтора часа (включая проверку и переписывание на бланк). На вторую часть остается 2,5 часа. Это очень правильная рекомендация. Если планируешь сделать всю вторую часть, больше часа на решение первой части тратить нельзя. Еще полчаса уйдут на проверку и переписывание!

    Но что такое час на 23 задания? Правильно, это меньше 3 минут на каждое! Я считаю, что задания первой части довольно простые для большей части учеников, но они часто требуют аккуратного перебора и анализа большого объема данных. Даже в случае отличного понимания предмета требования почти невыполнимые! При полном понимании хода решения задачи просто не хватает времени.

    И что же – значит, невозможно решить всю часть 1 на ЕГЭ по информатике быстро и без ошибок, при этом оставив достаточный ресурс времени на сложные задачи части 2?

    Конечно же, возможно. Нам поможет опыт подготовки спортсменов к соревнованиям. Я часто говорю ученикам: «Если вы хорошо знаете, как забить гол в ворота из любой позиции, просмотрели много матчей и знаете наизусть все рекомендации лучших тренеров, - это не значит, что вас можно отправлять на чемпионат»!

    Здесь понимания недостаточно. Важна практика, безошибочность действий, почти автоматизм в решении конкретного типа задач. А такую практику, как известно, можно получить только большим количеством повторений одинаковых, монотонных действий.

    Итак, рецепт достижения нужных временных характеристик есть. Методических материалов, подборок всех типов задач у меня достаточно. Приступаем к делу. И вот здесь ключевой момент…

    Аккуратисты и креативщики. Кому из них проще сдать ЕГЭ по информатике?

    Вспомним, что людей по восприятию информации, мыслительному процессу, способу построения причинно-следственных связей можно отнести к разным типам: интроверты - экстраверты, рационалы - иррационалы, сенсорики – интуиты и т.д. Не буду заходить на территорию психологов, лишь отмечу в общем, что сильные ученики, претендующие на 90-100 баллов на ЕГЭ по информатике, по способу мышления бывают двух полярно различных типов: Аккуратисты и Креативщики.

    Аккуратист: Кропотливый, исполнительный, усидчивый.
    Креативщик: Быстрый, оригинальный, нестандартно мыслящий.

    Аккуратисты обладают хорошим почерком, редко делают вычислительные ошибки, получают удовольствие от идеально выполненной и оформленной работы, даже от рутинного труда. Они замечательно справляются со сложнейшими задачами, основанными на постепенных выводах, расчетах и доказательствах. Однако их ставит в тупик задание неизвестного им типа.

    Креативщики - пишут быстро и неразборчиво, обладают развитым абстрактным мышлением, большим спектром знаний в различных областях, умением находить красивые и неожиданные решения самых необычных задач. Однако они категорически не приемлют рутинный монотонный труд. Им сложно и скучно заставить себя выполнять понятные действия.

    В жизни эти типы выражены не так резко. Ученик может обладать и теми, и другими качествами.
    Что же происходит на экзамене по информатике?

    Те ученики, которые безошибочно выполняют сложные задания второй части ЕГЭ по информатике (особенно 27-ю задачу), ближе к Креативщикам. А потому заставить их выполнять большое домашнее задание, состоящее из простых, однотипных, но очень объемных заданий, очень сложно. Их раздражает необходимость тратить время на многократное повторение одних и тех же понятных действий.

    Сильные ученики на вопрос о выполнении домашнего задания обычно отвечают: «Сделал первые 3 задачи, остальные точно такие же, и так ясно, как их делать». То есть изучил технику забивания гола вместо того, чтобы часами бегать по стадиону.

    В результате я снова после экзамена слышу одну и ту же фразу: «Задания были очень простые, мне просто не хватило времени».

    Вывод очевиден. Нужно осознать, что ЕГЭ по информатике отличается от ЕГЭ по другим техническим дисциплинам наличием объемных, нетворческих, монотонных задач, требующих аккуратности и быстроты выполнения. А потому при подготовке наряду с изучением нового материала, решением сложных интересных задач, нужно больше «бегать по стадиону», нарабатывая нужные автоматические навыки.

    И вот тогда ваш блистательный гол, ваши 100 баллов за ЕГЭ по информатике станут вполне реальной целью.

    Выпускнику - о Едином государственном экзамене по информатике:

    ЕГЭ по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) – экзамен по выбору, необходимый для поступления в вузы на направления подготовки укрупненных групп специальностей «Математика и механика», «Компьютерные и информационные науки», «Информатика и вычислительная техника», а также другие направления подготовки, связанные с разработкой, развертыванием и эксплуатацией информационных систем.

    Минимальный балл ЕГЭ по информатике и ИКТ, ниже которого вузы не могут устанавливать проходной порог для абитуриентов, составляет 40 тестовых баллов. На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

    Контрольные измерительные материалы по информатике и ИКТ состоят из двух частей. Часть 1 содержит 23 задания с кратким ответом (последовательность букв или цифр). Часть 2 составляют четыре задания, на которые нужно дать развернутый ответ: написать текст программы на языке программирования, нарисовать дерево игры и т.д. На экзамене нет необходимости пользоваться калькулятором, поскольку в задачах отсутствуют сложные вычисления.

    Экзамен охватывает все основные разделы школьного курса информатики и ИКТ, относящиеся как к теоретическим основам информатики, так и к технологической части курса: информация и её кодирование, основы логики, моделирование, системы счисления, основы теории алгоритмов, программирование, обработка числовой информации, поиск и хранение информации, компьютерные сети.

    В контрольных измерительных материалах ЕГЭ по информатике и ИКТ есть шесть заданий, для успешного выполнения которых нужно уметь читать фрагменты хотя бы на одном языке программирования высокого уровня из следующего набора: Бейсик, Школьный Алгоритмический Язык, Python, С++, Pascal. В условиях каждого из этих заданий приводятся алгоритмически эквивалентные тексты программ (или их фрагментов) на всех пяти перечисленных языках.

    В заданиях 25 и 27 от участника экзамена требуется написать фрагмент или полную программу на любом языке программирования по его выбору. В задании 24 от учащегося требуется найти ошибки, допущенные в приведенном примере программы и исправить их. В задании 26 требуется провести анализ различных ситуаций, возникающей в ходе логической игры двух участников по приведенным правилам, сформулировать выигрышную стратегию и проиллюстрировать её деревом, представленным в виде схемы или таблицы. Также имеются задания базового уровня сложности на анализ данных, представленными в виде таблицы и схемы (задание 3), а также в виде двух логически связанных таблиц (задание 4).

    В 2018 году изменения структуры контрольных измерительных материалов ЕГЭ по информатике отсутствуют. В задании 25 убрана возможность написания алгоритма на естественном языке в связи с невостребованностью этой возможности участниками экзамена.

    Примеры текстов программ и их фрагментов в условиях заданий 8, 11, 19, 20, 21, 24, 25 на языке Си заменены на примеры на языке С++, как значительно более актуальном и распространенном.

    Рекомендуется выполнять задания в том порядке, в котором они приведены в работе, за исключением единственного задания части 1 экзамена, имеющего высокий уровень сложности, а именно задания 23, которое можно отложить «на потом», после выполнения заданий части 2. Если вдруг при выполнении любого задания возникла необходимость громоздких вычислений, трудновыполнимых без калькулятора, то следует внимательно перечитать условие задания и попытаться пересмотреть метод решения.

    При написании текстов программ в заданиях 25 и 27 участнику экзамена следует использовать тот язык программирования, которым он лучше всего владеет, поскольку повышения баллов за использование «экзотического» языка программирования критериями оценивания не предусмотрено. При этом язык программирования, используемый участником при написании ответа, может и не относиться к приведенному выше набору.

    Задание 27 рекомендуется выполнять в двух вариантах – сначала привести простое переборное решение (максимальная оценка – 2 балла), затем – эффективное по времени и используемой памяти решение (максимальная оценка – 4 балла). Эта рекомендация обусловлена тем, что достаточно часто встречаются ошибочные решения, претендующие на эффективность, но не заслуживающие даже двух баллов.

    При чтении условия любого задания, в котором используется количественное сравнение величин, следует учитывать, что строгое и нестрогое неравенство не являются эквивалентными. Например, формулировка «число A не превосходит числа B» эквивалентна записи «А≤B», но не эквивалентна «А

    При возникновении трудностей, связанных с обозначением логических операций (поскольку в разных учебниках они могут обозначаться по-разному), а также при определении приоритетов выполнения логических операций следует воспользоваться памяткой, приведенной в преамбуле контрольного измерительного материала.

    Желаем успеха на экзамене!

    Понравилось? Лайкни нас на Facebook