Буква й обозначает звук или нет. Буква й гласная или согласная. Согласные буквы и звуки

Класс: 1

Задачи:

  • Познакомить с новым звуком [й,] и буквой («и краткое»).
  • Учить отличать новый звук и букву от других звуков и букв.
  • Совершенствовать навык правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения.
  • Развивать память, внимание, речь, мышление и наблюдательность младших школьников.
  • Воспитывать чувство коллективизма, уважительного отношения к старшему поколению.

Оборудование: учебник «Русская азбука»/В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, А.Ф.Шанько, В.Д.Берестов – М.: Просвещение, 2007 год, карточки со словами и слогами, картинки животных, плакат «9 Мая», линейка, бутылочка с йодом, каравай.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель: Сядьте удобно. Впереди нас ждёт интересная работа, поэтому будьте на уроке внимательны. Я думаю, что своими ответами на уроке вы будете радовать и себя, и меня, и наших дорогих гостей.

II. Повторение

Выделение звука [й,]

Учитель: Отгадайте загадку:

Дом на рельсах тут как тут.
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай,
Отправляется (Трамвай)

Это вид транспорта. К сожалению, в нашем городе трамваев нет, но может быть появятся в будущем. (Приложение . Рисунок 1)

Учитель: Какой звук услышали в конце слова?
Предполагаемый ответ учащихся: Звук [й,]
Учитель: Этот звук вам уже знаком. Мы встречали его, когда изучали буквы «е», «я», «ё». Прочитайте слова и вспомните, в каких случаях буквы «е», «ё», «я» обозначают два звука.
Слова для чтения: енот, маяк, ружьё
В начале, после гласной, после разделительного Ь

III. Объяснение нового материала

Постановка цели

Учитель: Сегодня мы научимся распознавать звук [й] и обозначать его новой буквой « и краткое». А также научимся читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

Работа со звуком

Учитель: Произнесём звук [й] и поймаем его ладошкой. Обратите внимание: при произношении этого звука мы улыбаемся, язык упирается, верхние и нижние зубы обнажены.

Вопросы учащимся:

  • Дайте характеристику звуку [й] (Согласный)
  • Докажите (Не поётся, есть преграда во рту)
  • Закройте уши, произнесите звук [й]
  • Что услышали? (Звук)
  • Сделайте вывод: звук звонкий или глухой. (Звонкий)
  • Определите, твёрдый или мягкий.
  • Повторите характеристику звука [й]

(1 учащийся дает полную характеристику звука [й,], затем все повторяют хором, далее учащимся предлагается игра «Найди звук»)

Учитель: Хлопните в ладоши, если услышите звук [й]. Если звука нет, молчите.

Лиса, копьё, майка, игрок, лицо, троллейбус, имя, чай, сильный, яма, машина, чайка.

– Молодцы! Большинство из вас правильно нашли звук. А кто ошибался, не огорчайтесь. Мы учимся.

Знакомство с новой буквой

Учитель: Какой буквой на письме обозначается звук [й]. (И краткое)
– Посмотрите внимательно. На что похожа буква?

Учитель показывает карточку с буквами Й й

– Чтобы Й (и краткое) не путать с И, сверху галочку пиши.
– Посмотрите, на что ещё похожа буква.

Летает над калиткой
Птица,
Но на калитку
Не садится. (Приложение . Рисунок 2)

Учитель: Чтобы букву вы хорошо запомнили, напечатаем её на спинке друг у друга.

Работа в парах

Дети печатают на спине друг друга заглавную букву Й, маленькую букву й.

Учитель: Я думаю все запомнили эту букву.

IV. Закрепление нового материала

Отгадывание сказочных героев

Учитель: (по мере отгадывания загадок учитель крепит слова на доску)

1. В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный (Бармалей)

3. Появилась девочка
В чашечке цветка.
А была та девочка
Чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке
Та девочка спала
И маленькую ласточку
От холода спасла. (Дюймовочка)

2. Я – великий умывальник
Знаменитый (Мойдодыр)
Умывальников начальник
И мочалок командир.

4. Всех на свете он добрей.
Лечит он больных зверей.
Он известен, знаменит
Добрый доктор (Айболит)

– Почему эти слова пишутся с большой буквы? (Имена сказочных героев)

Работа со слогами, словами

Учитель: Заглянем в больницу к Айболиту. На приёме у него посетители невесёлые, больные. Пусть Доктор Айболит их послушает трубочкой. (Приложение . Рисунок 3) А мы будем отправлять к доктору других пациентов.
– Сегодня день особенный. На приём к доктору могут придти только те больные, в названии которых есть буква Й. Кто может придти к Айболиту?
Предполагаемые ответы учащихся: Воробей, соловей, чайка, Незнайка, муравей, змей, лентяй, Гадкий утёнок
Учитель: Достаточно на сегодня посетителей.
Ребята, а вам интересно узнать, какой диагноз Айболит поставил больным?

Всех послушал Айболит
И животным говорит:
«Ваша хитрая семейка
Заболела «неумейкой».
Помогать вам не хочу,
Я лентяев не лечу.»

Учитель: Почему доктор не захотел лечить, ведь он был такой добрый? (Звери – лентяи, притворщики)

Учитель: Давайте поможем, ребята, вылечить болезнь «неумейку» и вернём животным доброе имя.

1) Кто был первым посетителем? (Приложение . Рисунок 4)

ОЙ АЙ ЫЙ ИЙ

свой – свои
мой – мои
твой – твои

Учитель: В чём отличие каждой пары слов?
– На какую букву оканчиваются слова в 1 столбике? А во втором?
– Сколько слогов имеют слова в 1 столбике? Почему? А во втором?

2) И Зайка слёзы льёт. Он не может написать правильно своё имя.

ЗАИКА (карточка со словом)

– Прочитаем, в кого он превратился. Что надо сделать, чтобы вернуть зайке имя?

Предполагаемые ответы учащихся: Дописать галочку сверху. (Приложение . Рисунок 5)

3) Поможем попугаю подобрать противоположные по смыслу слова: узкий, высокий, добрый, большой, здоровый, далёкий. (Приложение . Рисунок 6)

4) Научим Белого медведя делить слова на слоги. (Приложение . Рисунок 7)

ЛИ – НЕЙ – КА, КА – РА – ВАЙ, ЙОД [ёд], ГЕ – РОЙ, ВОЙ – НА

Задания детям: (учащиеся выполняют задания по каждому слову)

1. Прочитайте слово.
2. Разделите на слоги. Какое правило знаете?
3. Растолкуйте значение этого слова.

ЛИ – НЕЙ – КА: (показ предмета)

а) прямая черта на бумаге. В тетрадях в узкую линейку вы пишете на уроках письма

б) инструмент для измерения и чертежа. (на математике – отрезки чертим по линейке)

в) строй в шеренгу (на физкультуре)

КА – РА – ВАЙ: большой круглый хлеб (показ предмета)
ЙОД: лекарство, которым смазывают царапины (показ предмета)
– А знаете ли вы? Йод есть в воздухе, воде, пище. Если его не будет, то люди будут болеть. Больше всего йода в морских водорослях. Из них и делают на фабрике йод.
ГЕ – РОЙ: человек, который совершает подвиги. Он храбрый, доблестный.
ВОЙ – НА: вооруженная борьба между государствами, народами.

V. Физминутка

Учитель: Молодцы! Вылечили всех больных. Можно и отдохнуть.

Учитель проводит игру «Если нравится тебе, делай так…».

VI. Работа с учебником (работа с текстом)

Учитель:

Дети, а вы здоровы?
Тогда отвечайте дружно мне
С какой буквой сегодня знакомы?
С буквой «И краткое». Молодцы!

– Откройте азбуку на странице 158-159.

Учащиеся рассматривают иллюстрацию.

Учитель: Какое страшное слово «война». В течение столетий русскому государству приходилось вести войны с оружием в руках, защищать мирную жизнь людей. К счастью, мы не были участниками того тяжёлого времени. Не знаем, что такое война. Мы живём мирной жизнью.

Задание детям: У кого есть бабушки и дедушки, которые участвовали в Великой Отечественной войне 1941-1945 года, поинтересуйтесь, как жили они в военное время. А потом расскажете об этом в классе.

Работа со словами

Учащиеся читают текст самостоятельно, затем хором: одно предложение громко, другое вполголоса .

Вопросы детям: Из чего состоит текст? Что выражает предложение?

Вопросы детям по прочитанному тексту :

– Кем был дедушка на войне? (Солдатом)
– Какую награду получил дедушка на войне? (Медаль за отвагу)
– Как вы понимаете слово «отвага»? (Смелость, храбрость, бесстрашие)
– Какой подвиг мог совершить дедушка? (Мог подорвать танк гранатой, мог сбить самолёт, взять в плен немецкого офицера…)
– Прочитайте из текста, что сказала мама о дедушке. (дедушка стар, а душа у него молодая.) (Приложение )
– Как понимаете слова мамы? (В пожилом возрасте дедушка чувствует себя молодым, энергичным, жизнерадостным, ощущает прилив новых сил)

Учащиеся читают еще раз текст («жужжащее чтение») и готовятся к пересказу.

Задания учащимся: Найдите в тексте слова, в которых есть буква Й (Война)

Учитель: А вы бы хотели, чтобы сейчас наступила война? Почему? (Война всё разрушает, гибнут люди)

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда будет МИР!

VII. Подведение итогов урока

Учитель: С какой буквой познакомились на уроке?
– Обратимся к алфавиту, между какими буквами стоит Й?
– Какой звук эта буква обозначает?
– Поднимите руку, кто порадовал себя своими ответами.

В русском языке 21 согласная буква и 37 согласных звуков:

Буква Звуки Буква Звуки
Б [б ], [б" ] П [п ], [п" ]
В [в ], [в" ] Р [р ], [р" ]
Г [г ], [г" ] С [с ], [с" ]
Д [д ], [д" ] Т [т ], [т" ]
Ж [ж ], [ж" ] Ф [ф ], [ф" ]
З [з ], [з" ] Х [х ], [х" ]
Й [й" ] Ц [ц ]
К [к ], [к" ] Ч [ч" ]
Л [л ], [л" ] Ш [ш ]
М [м ], [м" ] Щ [щ" ]
Н [н ], [н" ]

Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Мягкость звука в транскрипции обозначается [" ].

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Твёрдый согласный звук получается, если после согласной стоит гласная А, О, У, Ы или Э :

на ло ку мы фэ

Мягкий согласный звук получается, если после согласной стоит гласная Е, Ё, И, Ю или Я :

бе лё ки ню ля

Мягкость согласных звуков также обозначается с помощью мягкого знака - Ь . Сам мягкий знак звука не обозначает. Он пишется после согласной буквы и вместе с ней обозначает один мягкий согласный звук:

рысь [рыс" ], огонь [огон" ], вьюга [в"й"уга ].

Большинству согласных букв соответствует два звука: твёрдый и мягкий, такие согласные называются парными.

Парные согласные по твёрдости - мягкости :

Но есть согласные буквы, которым соответствует только один из звуков: твёрдый или мягкий. Такие согласные называются непарными.

Непарные твёрдые согласные (всегда твёрдые):

Ж [ж ], Ш [ш ], Ц [ц ].

Непарные мягкие согласные (всегда мягкие):

Ч [ч" ], Щ [щ" ], Й [й" ].

В русском языке есть долгий звонкий мягкий звук [ж" ]. Он встречается в небольшом количестве слов и получается только при произнесении сочетаний букв жж, зж, жд :

вожжи, дребезжать, дождь .

Звонкие и глухие согласные звуки

Согласные звуки можно разделить на глухие и звонкие.

Глухими согласными называются такие звуки, при произношении которых не используется голос. Они состоят только из шума. Например: звуки [с ], [ш ], [ч" ].

Звонкими согласными называются такие звуки, при произношении которых используется голос, то есть они состоят из голоса и шума. Например: звуки [р ], [ж ], [д ].

Некоторые звуки составляют пару: звонкий - глухой, такие звуки называются парными.

Парные согласные по глухости - звонкости :

Непарные звонкие согласные : Й, Л, М, Н, Р .

Непарные глухие согласные : Х, Ц, Ч, Щ .

Шипящие и свистящие согласные звуки

Звуки [ж ], [ш ], [ч" ], [щ" ] называются шипящими согласными звуками. Звуки [ж ] и [ш ] - это непарные твёрдые шипящие согласные звуки:

жук [жук ], шут [шут ]

Звуки [ч" ] и [щ" ] - это непарные мягкие шипящие согласные звуки:

чиж [ч"иж ], щит [щ"ит ]

Звуки [з ], [з" ], [с ], [с" ], [ц ] называются свистящими согласными звуками.

Буква и звук Й

Буква Й (и краткое) обозначает звук [й" ]: рай [рай" ].

Буква Й пишется:

  1. В начале слов:

    йод, йогурт .

  2. В середине слов, перед согласными буквами:

    лайка, майка, кофейник .

  3. В конце слов:

    рай, май, твой .

Звук [й" ] встречается чаще буквы Й , так как он появляется в словах, где нет буквы Й , но есть гласные Я, Е, Ю и Ё . Рассмотрим, в каких случаях звук [й" ] встречается в словах, не содержащих букву Й :

  1. гласные Я, Е, Ю и Ё стоят в начале слова:

    яма [й"ама ],

  2. гласные Я, Е, Ю и Ё стоят после гласных:

    дует [дуй"эт ],

  3. гласные Я, Е, Ю и Ё стоят после разделительного твёрдого знака (Ъ ):

    въезд [вй"эзд ],

  4. гласные Я, Е, Ю и Ё стоят после разделительного мягкого знака (Ь ):

    льёт [л"й"от ],

  5. гласная И стоит после разделительного мягкого знака (Ь ):

    ульи [ул"й"и ].

1. В соответствии с тем, какие звуки обозначаются буквами, все буквы делятся на гласные и согласные .

Гласных букв 10:

2. В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 42 основных звука - 6 гласных и 36 согласных, тогда как число букв - 33 . Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 36 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма.

3. В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой.

Ср.: сэр [сэ́р] и сер [с’э́р].

4. Шесть основных гласных звуков обозначаются десятью гласными буквами:

[и] - и (ми лый ).

[ы] - ы (мы ло ).

[а] - а (ма й ) и я (моя ).

[о] - о (мо й ) и ё (ё лка ).

[э] - э (э то ) и е (мe л ).

[у] - у (ку ст ) и ю (ю ла ).

Таким образом, для обозначения четырёх гласных звуков ([а], [о], [э], [у] ) имеется два ряда букв:
1) а, о, э, у ; 2) я, ё, е, ю .

Обратите внимание!

1) Я, е, ё, ю - это буквы, а не звуки! Поэтому они никогда не используются в транскрипции.

2) Буквы а и я , о и ё , э и е обозначают соответственно: а и я - звук [а]; о и ё - звук [о], э и е - [э] - только под ударением! О произношении этих гласных в безударном положении см. в п. 1.8.

5. Буквы я, е, ё, ю выполняют две функции:

    после согласного они сигнализируют о том, что предшествующая согласная буква обозначает мягкий согласный звук:

    Ся ду [с’ а́ду], се л [с’ э́л], сё л [с’ о́л], сю да [с’ уда́];

    после гласных букв , в начале слова и после разделительных ъ и ь эти буквы обозначают два звука - согласный [ j ] и соответствующий гласный:

    Я - , е - , ё - , ю - .

    Например:

    1. после гласных: жуё т [жуjо́ т], брею т [бр’э́jу т];

    2. в начале слова: е л , я к ;

    3. после разделительных ъ и ь : съе л [сjэ́ л], вью н [в’jу́ н].

Обратите внимание!

1) Буквы и, е, ё после шипящих букв ж и ш не указывают на мягкость предшествующего согласного звука. Согласные звуки [ж] и [ш] в современном русском литературном языке всегда твёрдые!

Шил [шы́л], жесть [жэ́с’т’], шёл [шо́л].

2) Буква и после согласных букв ж, ш и ц обозначает звук [ы] .

Шил [шы́л], жил [жы́л], цирк [цы́рк].

3) Буквы а, у и о в сочетаниях ча, ща, чу, щу, чо, що не свидетельствуют о твёрдости согласных ч и щ . Согласные звуки [ч’] и [щ’] в современном русском литературном языке всегда мягкие.

Чум [ч’у́м], (пять) щук [щ’у́к], часть [ч’а́с’т’], Щорс [Щ’о́рс].

4) Ь в конце слова после шипящих не является показателем мягкости. Он выполняет грамматическую функцию (см. п. 1.11).

6. Звук [ j ] обозначается на письме несколькими способами:

    после гласных и на конце слова - буквой й ;

    Май [ма́j ].

    в начале слова и между двумя гласными - с помощью букв е, ё, ю, я , которые обозначают сочетание согласного [ j ] и соответствующего гласного;

    Е л , я к .

    на наличие звука [ j ] указывают также разделительные ъ и ь - между согласным и гласными буквами е, ё, ю, я .

    Съе л [сjэ́ л], вью н [в’jу́ н].

7. Буквы ъ и ь не обозначают никаких звуков.

    Разделительные ъ и ь сигнализируют о том, что следующие за ними е, ё, ю, я обозначают два звука, первый из которых [ j ] .

    Неразделительный ь :

    1) указывает на мягкость предшествующего согласного:

    Мель [м’э́л’];

    2) выполняет грамматическую функцию.

    Например, в слове мышь ь не указывает на мягкость предшествующего согласного, а сигнализирует о том, что данное существительное женского рода.

Подробнее о правописании ъ и ь см. в п. 1.11. Употребление Ь и Ъ .

Упражнения к теме «Звуки речи и буквы»

Другие темы

МОУ «Ильтяковская основная общеобразовательная школа»

Конспект урока по обучению грамоте на тему:

«Согласный звук [й’], буква й.»

Выполнила: Гордиенко Т.А.,

учитель начальных классов

г. Шадринск

2009 г.

Пояснительная записка к конспекту урока.

Данный урок проводится во втором классе в первой четверти, в конце сентября. Это второй урок в разделе «Согласные звуки и буквы» и первый урок в теме «Согласный звук и буква “Й”».

Это урок комплексного применения знаний и умений, дидактической целью которого является создание условий для применения знаний и умений в знакомой и в новых учебных ситуациях.

Структура данного типа урока:

    Оргмомент.

    Целеполагание и мотивация.

    Актуализация знаний учащихся.

    Применение знаний (упражнения):

В знакомой ситуации (типовые);

В измененной ситуации (конструктивные);

В новой ситуации (проблемные).

5. Информация о домашнем задании.

6. Рефлексия (подведение итогов урока).

На уроке реализуются развивающие, образовательные и воспитательные цели.

Отличительной чертой данного урока являются задания творческого характера. В каждом блоке слов учащимся предлагаются задания на сравнение, классификацию по определенному признаку, на выявление соответствия по лексическому значению.

На уроке осуществляется деятельностный подход, формируются способы умственной деятельности.

Используются различные формы организации познавательной деятельности учащихся (фронтальная, групповая, коллективная).

Самостоятельная работа:

По типу заданий – конструктивная;

По месту её на уроке - на этапе закрепления;

По форме организации учебной деятельности – групповая и коллективная.

Задания для самостоятельной работы подобраны с нарастающей степенью сложности, постепенно переходя в творческие, требующие активности познавательной деятельности учащихся.

Используются элементы технологии УДЕ П.М. Эрдниева (блочный метод подачи материала). Блоки слов «Птицы», «Цвета», «Имена».

Применяется новый подход к словарной работе, а именно принцип «кодирования» словарных слов:

* * * * *

д г у е р м к о с т й - г е рой

* * * * * * *

м у с к р т а н в е й – мур а вей

Этапы урока выдержаны во времени, каждая минута эффективно загружена.

Домашнее задание предлагается на выбор.

Подводятся итоги урока. Всем учащимся на лепестках цветка предлагается поставить знаки

Тема урока: Согласный звук [й’], буква й.

Цели:

1) дать более полное представление о согласном звуке [й’];

2) отрабатывать написание слов с буквой «й»;

3) совершенствовать умение делить слова на слоги и переносить слова с буквой «й»;

4) развивать логические операции сравнения, соответствия, деление на группы по определённому признаку;

5) воспитывать культуру речи, поддерживать интерес к урокам русского языка.

Оборудование : таблицы с напечатанными словами, иллюстрация темы урока.

Ход урока:

I этап. Оргмомент.

Дидактической задачей данного этапа является подготовка учащихся к работе на уроке. Взаимные приветствия учителя и учащихся. Проверка подготовленности учащихся к уроку.

Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу, садитесь.

Руки?

На месте!

Ноги?

На месте!

Локти?

У края!

Спина?

Прямая!

II этап. Целеполагание и мотивация.

На данном этапе создаем направленность на учебную работу, стимулируем процесс научения на достижение поставленных целей. Тему урока озвучиваем в совместной деятельности с учащимися. Стихотворение создает определенный эмоциональный настрой на урок. При формулировании целей урока четко и однозначно указываем, какие умения будут отрабатываться.

Посмотрите внимательно на доску, вы видите несколько групп слов.

Что объединяет все эти группы? (есть везде й)

О каком же звуке и букве мы сегодня будем говорить? ([й’], й)

Это буква не простая,

Потому что запятая

На её плечах сидит.

(В. Кожевников).

Тема урока : Согласный звук [й’] и буква и краткое.

Цели : Сегодня на уроке будем закреплять умение писать слова с «й»;

отрабатывать умение делить слова на слоги, переносить слова с «й»;

изменять (преобразовывать) слова, чтобы в них появлялась «й».

III этап. Актуализация знаний учащихся.

В процессе беседы учащиеся воспроизводят необходимые теоретические знания по данной теме. Систематизация и обобщение теоретического материала обеспечивает восприятие и осознание дальнейших заданий и упражнений.

Скажите, пожалуйста, звук [й’] гласный или согласный? (согласный)

Охарактеризуйте звук [й’]

Согласный

Непарный

Звонкий

Мягкий

IV этап. Применение знаний (упражнения) в знакомой, в измененной и в новой ситуациях.

На данном этапе урока проверяем глубину понимания учащимися учебного материала. Вопросы и задания требуют активной мыслительной деятельности. Учащиеся соотносят между собой факты, понятия, учатся обобщать, сравнивать. Доступность, последовательность выполняемых заданий, достаточная самостоятельность учащихся создают условия для реализации поставленных целей.

Задания 1 и 2 – применение знаний в знакомой ситуации.

Задание 3 – применение знаний в измененной ситуации.

Задания 5 и 6 – применение знаний в новой ситуации.

1.

соловей

воробей

попугай

чайка

сойка


Скажите одним словом кто это? (птицы)

Что общего в написании названий этих птиц? (й)

На какие две группы можно разделить эти слова?

1) по месту в слове;

2) по количеству слогов в слове.

2.

красный

оранжевый

желтый

зеленый

голубой

синий

фиолетовый


Что обозначают слова данной группы? (цвет)

Почему эти цвета располагаются именно в таком порядке? (цвета радуги)

В каком слове больше всего слогов? (фиолетовый, 5 слогов)

3.

шайба булка

чайка слесарь

гайка море

зайка хоккей

сайка лес


Прочитайте слова первого столбика. Что объединяет эти слова? (й в середине слова)

Есть ли какой-то общий смысл в этих словах? (нет)

Давайте попытаемся установить смысловые связи между словами первого и второго столбика.

шайба хоккей

чайка море

гайка слесарь

зайка лес

сайка булка


Составим предложения с любой смысловой цепочкой. (Слесарь прикрутил гайку к раковине. Чайки с шумом пролетели над морем.)

Как эти слова можно переносить? (произносим хором)

П

При переносе слов с й в середине


или


равило:

буква й краткое не отде-

ляется от предыдущей гласной.

й краткое не переносится на новую строку, а остаётся на предыдущей строке.


4. Самостоятельная работа. (задания по рядам)

1ряд. Написать слова первой таблицы и разделить их на слоги . (5 слов)

2ряд. Написать слова второй таблицы и поставить ударение .

3ряд. Записать слова первого столбика третьей таблицы и разделить их для переноса .

(Проверка, взаимопроверка)

(Физкультминутка)!

5. Творческая деятельность учащихся.

В этом задании слова с «й» зашифрованы, закодированы. Давайте их расшифруем. Это словарные слова.

* * * * *

д г у е р м к о с т й – герой

* * * * * * *

м у с к р т а н в е й – муравей

* * * * * * *

в т г р о а л м з в с а й - трамвай

6.

Коля

Толя

Валера

Гена

Женя

Сережа


Образовать полные имена и записать их в тетрадь.

Почему взяты именно эти имена? (при образовании полных имен появляется «й»)

V этап. Информация о домашнем задании.

Объем домашнего задания соответствует возрасту детей. Комментируется содержание работы, приемы и последовательность выполнения заданий. Домашнее задание дифференцировано с учетом индивидуальных особенностей детей.

Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы. – М.: Дрофа. – 2003.

Упражнения 46, 47, страница 29.(упр. 47 для учащихся с более высоким уровнем подготовленности)

V этап. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Итоги урока подводим в совместной деятельности с учащимися. Учитель дает информацию о том, что в русском языке мало слов, начинающихся с Й. Используется своеобразный алгоритм оценки работы класса и учителя. Учитель при помощи «кодирования» благодарит детей за работу на уроке, а учащиеся свое отношение к уроку выражают с помощью знаков. Можно предложить вариант словесного выражения.

1) О каком звуке и букве мы сегодня говорим? (звук [ й’] , буква й)

2) Какие умения отрабатывали, работая со словами, где есть «й»? (перенос, деление на слоги)

3) Эта буква интересна тем, что в русском языке мало слов, которые бы начинались с этой буквы.

йод

Йошкар-Ола

йогурт


Работа над лексическим значение слов.

йод – лекарство

Йошкар –Ола – город

йогурт – продукт питания

4) Мне очень хочется, чтобы мы расстались с вами с хорошими добрыми чувствами друг о друге.

Хочу сказать вам вот эти добрые слова, расшифруйте их.

* * * * * * * * * * *

Спасибо, дети с в п г д а с ж и б о, в д у е с т и

И
хочу подарить вам этот солнечный тёплый цветок, а вы напишите на лепестках ваше отношение к уроку

"Й", то есть "и краткое" это гласная или согласная буква Или какая? и получил лучший ответ

Ответ от Елена Кутынец[гуру]
Понятия "буква" и "звук" различаются. Буква - это всего лишь знак для обозначения звука. Звуки речи делятся на гласные и согласные. Главное отличие гласных звуков от согласных состоит в том, что при произнесении гласных звуков выдыхаемый воздух проходит свободно, не встречая препятствий (звук будет длиться так долго, как позволяет Ваше дыхание) , а при произнесении согласных звуков выдыхаемый воздух встречает препятствие. С этой точки зрения, [й"] - это мягкий согласный звук, а буква Й - это знак для обозначения этого звука.

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: "Й", то есть "и краткое" это гласная или согласная буква Или какая?

Ответ от Пользователь удален [гуру]
согласная...


Ответ от Orlando [гуру]
гласная


Ответ от Пользователь удален [гуру]
Множительная: Буй... Буи..


Ответ от Викуля [гуру]
В древности буква И обозначала не только обычный гласный [и] , но также неслоговой краткий гласный звук и близкий к нему согласный [й] ; для их различения с XVI века на Руси применяется особый диакритический знак, так называемая «краткая». В церковнославянском языке последовательное и обязательно разграничение употребления начертаний И и Й узаконено с середины XVII века; перевод русского письма на гражданский шрифт в 1708-1711 гг. упразднил было надстрочные знаки и вновь объединил И и Й; восстановлено же Й было в 1735 году (хотя отдельной буквой азбуки до XX века не считалось) .
В болгарской и македонской письменности используется также начертание ѝ - оно служит для различения омонимов, например: и - союз «и» ; ѝ - местоимение «ей» , и т. п. В некоторых компьютерных шрифтах и кодировках ѝ существует как отдельный знак, хотя самостоятельной буквой в настоящее время не является.


Ответ от Пользователь удален [гуру]
согласная была в школе... :)) а сейчас как больше нравится... хочу гласная, хочу согласная...:))) выбирай любой вариант! 🙂


Ответ от Пользователь удален [активный]
Согласная конечно! Гласная буква это когда звук не меняется например "О... о", а у Й слышится и.


Ответ от Наташа Ростова [гуру]
Й не является ни гласной, ни согласной.. .


Ответ от Пользователь удален [мастер]
Согласная


Ответ от Александр Тюкин [гуру]
Я офигеваю, такое впечатление, что все прогуливали школу, начиная с 1 класса.
Гласные буквы - это А О У Ы Э Я Ё Ю Е. Все остальные - согласные, кроме мягкого и твердого знаков.
Й - это согласная буква!! ! Те, кто говорят "иииииииЙ", и думают что она тянется, не правы. Нет такой буквы "ииий". Это много И и одна Й в конце. Буква Й согласная, товарищи двоечники...


Ответ от Love is reason [гуру]
Ни гласная ни согласная. Но скорее всего можно сказать полугласная.


Ответ от сергей нанезов [активный]
согласная


Ответ от Айнур Хуснуллин [новичек]
та к та к так


Ответ от ????? (??????)( ??)O? [новичек]
согласная канечноже

Понравилось? Лайкни нас на Facebook