Описание эиэ гамлет. У. Шекспир "Гамлет": описание, герои, анализ произведения Как относятся к гамлету окружающие

Образ Гамлета возникает во всей полноте, во взаимосвязях со всеми персонажами. Ведь каждый такой персонаж имеет свою задача, свою правду и освещает какую-то грань характера главного героя. О роли и значении второстепенных героев указанной трагедии для полноценного восприятия основного ее героя и художественного произведения в целом Традиционно в процессе постепенного анализа основное внимание отводится главным персонажам, поскольку, по законам литературы, в судьбах главных героев художественно отражается авторская мысль, воспроизводится основной конфликт произведения. Тем не менее любой литературный герой, второстепенный или главный, в литературном произведении является действующим лицом и носителем определенного типа исторического сознания.

В литературе последних лет появились произведения, в которых второстепенные за классическим сюжетом герои занимают первые места и начинают играть главные роли. Так, Розенкранц и Гильденстерн являются главными героями пьесы Т. Стоппарда “Розенкранц и Гильденстерн уже мертвы”, Гертруда и Клавдий - герои рассказа Дж. Апдайка, а Горацио стал главным героем парафраза Б. Акунина “Гамлет”. Стремясь к полному осознанию характера взаимосвязей между художественными элементами литературного произведения, необходимо проанализировать не только магистральные сюжетные линии и позиции главных героев. Интересными для исследователя становятся дополнительные сюжеты, доле действия второстепенных героев. Подобный подход дает возможность открыть новые, не менее важные аспекты в процессе восприятия, анализа и понимание произведения.

Попробуем рассмотреть трагедию сквозь отношения, отношение к Гамлету второстепенных героев. Пространство трагедии - это многовекторная структура, почти каждый вектор которой делает наглядным существующее противостояние главного героя и определенных персонажей пьесы. Все герои в “Гамлете” возникают непосредственными участниками драматургического действа и могут быть объединены в своеобразные пары за признаками как похожести, так и антагонистичности. Тем не менее единение или противостояние героев трагедии есть подвижным, ситуативным и происходит по признакам родственных связей, общих интересов или позиций.

Условно первый вектор на поле драматического конфликта будут представлять Клавдий и Гертруда. Мать и дядя главного героя трагедии - правители, которые узурпируют власть хотя, за традиционной интерпретацией, Гертруда чаще всего воспринимается как невольная жертва, и Гертруда, и Клавдий могут выступать как антиподы.

Второй - Полоний и Озрик. Канцлер Датского королевства, который находится на верхушке феодального общества, плохая копия талантливого интригана, соединяются в готовности выполнить любой приказ власти, не забывая о своей пользе.

Третий - Офелия и Лаэрт - дочь и сын Полония, чья судьба непосредственно связана с поступками Гамлета. По традиционной версии, Офелия и Лаэрт - жертвы, марионетки или невольные прислужники власти.

Четвертый - Горацио.. Розенкранц и Гильденстерн - товарищи Гамлета по обучению в Виттенбергском университете. В перечне действующих лиц Горацио указан как друг принца. Он всегда рядом с ним, кроме тех моментов, когда появляются Розенкранц и Гильденстерн. Этих героев принц так же считает своими друзьями, тем не менее, по мнению зрителей (читателей), они принимают сторону власти и становятся исполнителями ее приказов. Почти полное отсутствие персонификации признаков дает возможность воспринимать их как одного героя.

Пятый - принц Фортинбрас. Гамлет не встретится с ним на сцене, однако ощущение того, что Фортинбрас является своеобразным двойником главного героя, не исчезает. Некоторые события жизни норвежского принца совпадают с историей принца Гамлета (как, кстати, и с историей Лаэрта), тем не менее жизненные приоритеты каждый определяет по-своему. В реальном пространстве трагедии Фортинбрас может быть парой своему отцу, убитому королем Гамлетом, самому Гамлету и Лаэрту.

Вне системы реально действующих героев остается персонаж, который инспирирует завязку главной сюжетной линии. Это Призрак, Тень отца Гамлета. Сфера реализации этого персонажа ограничивается общением с Гамлетом, Призрак подталкивает принца Гамлета к активным действиям. События, которые состоялись к началу спектакля, переводятся в плоскость морального выбора и побуждают героя к определению приоритетов бытия, к поискам и утверждению, даже ценой жизни, новой системы ценностей

Тем не менее исследователями рассматривается и другой вариант возможной схематизации образной системы трагедии: Гамлет - два короля (Гамлет, Клавдий); Гамлет - две женщины (Гертруда, Офелия); Гамлет - молодые вассалы, которых принц считает друзьями (Горацио, Розенкранц-Гильденстерн); Гамлет - сыны-мстители (Фортинбрас, Лаэрт).

За любым вариантом рассмотрения трагедии роль второстепенных персонажей в понимании событий, мыслей и поступков главного героя есть значащей, а раскрытие многогранности художественной плоскости произведения было бы невозможным без учета своеобразных скрещений мыслей и позиций главного и второстепенных героев. “Между персонажами, - читаем в литературном комментарии В. А. Аникста, - просматриваются нити связи. Ничего в трагедии не изолировано, все взаимосвязано, человеческие судьбы скрещиваются, и Гамлет не только то, что он есть сам по себе, но и какой он в своих отношениях с другими”.

Гамлет принц Датский является главным героем трагедии У.Шекспира. Его образ - центральный в трагедии. Носителем основной мысли, философских умозаключений всего произведения является Гамлет. Речи героя полны афоризмов, метких наблюдений, остроумия и сарказма. Шекспир осуществил труднейшую из художественных задач - создал образ великого мыслителя.

Погружаясь в события трагедии Шекспира, мы наблюдаем всю многогранность характера главного героя. Гамлет - человек не только сильных страстей, но и высокого интеллекта, человек, размышляющий о смысле жизни, о путях борьбы со злом. Он человек своей эпохи, который несет в себе ее раздвоенность. С одной стороны, Гамлет понимает, что «человек - краса вселенной! Венец всего живущего!»; с другой, - «квинтэссенция праха. Из людей меня не радует ни один».

Главная цель этого героя с начала пьесы месть за убийство отца противоречит его натуре, т.к. Гамлет - человек нового времени, приверженец гуманистических взглядом и он неспособен причинить боль и страдание другим людям. Но, познав горечь разочарований, муки, через которые он проходит, Гамлет приходит к осознанию того, что борясь за справедливость, ему придется прибегать к силе.

Вокруг себя он видит лишь измену, коварность, предательство, «что можно жить с улыбкой и с улыбкой быть подлецом; по крайней мере, в Дании». Он разочаровывается в своей «презренной любви», в своей матери, дяде - «О, пагубная женщина! Подлец, улыбчивый подлец, подлец проклятый! Его размышления о назначении человека, о смысле жизни приобретают трагическую окраску. На наших глазах герой переживает сложную борьбу между чувством обязанности и собственными убеждениями.

Гамлет способен на большую и верную дружбу. В своих взаимоотношениях он чужд феодальных предрассудков: людей он ценит по личным качествам, а не по положению, которое они занимают.

Монологи Гамлета раскрывают внутреннюю борьбу, которую он ведет с самим собой. Он постоянно упрекает себе в бездеятельности, старается понять, способный ли он вообще на любое действие. Он даже думает о самоубийстве:

«Быть или не быть - таков вопрос;

Что благородней духом - покоряться

Пращам и стрелам яростной судьбы

Иль, ополчась на море смут, сразить их

Противоборством? Умереть, уснуть -

И только; и сказать, что сном кончаешь

Тоску и тысячу природных мук,

Наследье плоти, - как такой развязки

Не жаждать? Умереть, уснуть. - Уснуть!

И видеть сны, быть может? Вот в чем трудность» (5, с.44)

Шекспир показывает последовательное развитие характера Гамлета. Сила этого образа не в том, какие действия он делает, а в том, что он ощущает и принуждает переживать читателей.

Второстепенные персонажи

Образ Гамлета раскрывается во всей полноте во взаимосвязях со всеми персонажами. Ведь каждый второстепенный персонаж имеет свою задачу, свою судьбу и освещает какую-то грань характера главного героя. Рассмотрим роль и значение второстепенных героев трагедии для полноценного восприятия основного героя и художественного восприятия произведения в целом.

Пространство трагедии - это многовекторная структура, почти каждый вектор которой делает наглядным существующее противостояние главного героя и определенных персонажей пьесы. Все герои в «Гамлете» являются непосредственными участниками драматургического действа и могут быть объединены по своеобразным признакам.

Условно первый вектор на поле драматического конфликта представляют Клавдий и Гертруда. Мать и дядя главного героя трагедии - правитель, который узурпируют власть.

Второй - Полоний и Озрик. Канцлер Датского королевства, который находится на верхушке феодального общества, плохая копия талантливого интригана, соединяются в готовности выполнить любой приказ власти, не забывая о своей пользе.

Третий - Офелия и Лаэрт, дочь и сын Полония, чья судьба непосредственно связана с поступками Гамлета.

Четвертый - Горацио, Розенкранц и Гильденстерн, товарищи Гамлета по обучению в Виттенбергском университете.

Пятый - принц Фортинбрас. Гамлет не встретится с ним на сцене, однако ощущение того, что Фортинбрас является своеобразным двойником главного героя, не исчезает. Некоторые события жизни норвежского принца совпадают с историей принца Гамлета (как, кстати, и с историей Лаэрта), тем не менее, жизненные приоритеты каждый определяет по-своему. В реальном пространстве трагедии Фортинбрас может быть парой своему отцу, убитому королем Гамлетом, самому Гамлету и Лаэрту.

Вне системы реально действующих героев остается персонаж, который создает завязку главной сюжетной линии - это Призрак, тень отца Гамлета. Сфера реализации этого персонажа ограничивается общением с Гамлетом, Призрак подталкивает принца Гамлета к активным действиям. События, которые состоялись к началу спектакля, переводятся в плоскость морального выбора и побуждают героя к определению приоритетов бытия, к поискам и утверждению, даже ценой жизни, новой системы ценностей.

Можно привести и другой вариант возможной схематизации образной системы трагедии: Гамлет и два короля (Гамлет, Клавдий); Гамлет и две женщины (Гертруда, Офелия); Гамлет и молодые вассалы, которых принц считает друзьями (Горацио, Розенкранц-Гильденстерн); Гамлет и сыны-мстители (Фортинбрас, Лаэрт).

В образе Клавдия запечатлен тип кровавого монарха узурпатора.

«Убийца и холоп;

Смерд, мельче в двадцать раз одной десятой

Того, кто был вам мужем; шут на троне;

Вор, своровавший власть и государство,

Стянувший драгоценную корону

И сунувший ее в карман!» (5, с.59)

Сохраняя маску добропорядочного человека, заботливого правителя, нежного супруга, этот «улыбчивый подлец» не связывает себя никакими моральными нормами: нарушает клятву, совращает королеву, убивает брата, осуществляет коварные замыслы против законного наследника. При дворе он возрождает старые феодальные обычаи, потворствует шпионажу, доносам. «Дикое и злое здесь властвует».

«Да, этот блудный зверь, кровосмеситель,

Волшбой ума, коварства черным даром -

О гнусный ум и гнусный дар, что властны

Так обольщать!» (5, с. 14)

Наделенный «волшбой ума, коварства черным даром», Клавдий проницателен и осторожен: он ловко предотвращает поход Фортинбраса на Данию, быстро гасит гнев Лаэрта, превращая его в орудие расправы с Гамлетом, создает видимость коллегиальности в управлении государством. Боясь, что народ вступится за принца, козни против него король ведет очень осторожно: он не верит молве о безумии Гамлета.

Конфликт между гуманистом Гамлетом и тираном Клавдием - это конфликт старого и нового времени.

Гертруда

Сложное чувство вызывает к себе королева. Гертруда - «моя, казалось бы, чистая жена», слабовольная, хотя и неглупая женщина, «с нее довольно неба и терний, что в груди у ней живут, язвя и жаля».

«Вы королева, дядина жена;

И - о, зачем так вышло! - вы мне мать» (5, с.71)

За величавостью и внешним обаянием не сразу определишь, что в королеве нет ни супружеской верности, ни материнской чуткости. Народ Дании далек и чужд королеве. Когда вместе с Лаэртом во дворец врываются люди, недовольные королем, она кричит им:

«Визжат и рады, сбившись со следа!

Назад, дрянные датские собаки!» (5, с. 79)

Хлесткие, откровенные упреки Гамлета, адресованные королеве-матери, справедливы. И хотя в конце трагедии ее отношение к Гамлету теплеет, случайная гибель королевы не вызывает сочувствия, так как она является косвенной пособницей Клавдию, которая сама оказалась невольной жертвой его подлого злодеяния. Подчиняясь Клавдию, покорно помогает осуществить «эксперимент» над якобы безумным принцем, чем глубоко ранит его чувство и вызывает неуважение к себе.

Полоний - изворотливый царедворец в обличие мудреца. Интриги, лицемерие, хитрость стали нормой его поведения во дворце и собственном доме. Все у него подчинено расчету. Тому же он учит и других, например, говоря сыну Лаэрту:

А необдуманную мысль - от действий.

Будь прост с другими, но отнюдь не пошл.

Своих друзей, их выбор испытав,

Прикуй к душе стальными обручами,

Но не мозоль ладони кумовством

С любым бесперым панибратом. В ссору

Вступать остерегайся; но, вступив,

Так действуй, чтоб остерегался недруг.

Сбирай все мненья, но свое храни.

Шей платье по возможности дороже,

Но без затей - богато, но не броско:

По виду часто судят человека» (5, с. 24)

Недоверие к людям распространяется у него даже на собственных детей. Слугу он посылает шпионить за сыном, дочь Офелию делает пособницей в слежке за Гамлетом, не тревожась о том, как ранит этим ее душу и как унижает ее достоинство. Ему никогда не понять искреннего чувства Гамлета к Офелии, и он губит его своим пошлым вмешательством. Умирает он от руки Гамлета, как шпион, подслушивая разговор королевы с сыном.

Образ Офелии - один из ярчайших примеров драматургического мастерства Шекспира. Гамлет любит Офелию, кроткую дочь царедворца Полония. Девушка эта отличается от других героинь Шекспира, для которых характерна решимость, готовность бороться за своё счастье: покорность отцу остаётся главной чертой её характера.

Гамлет любит Офелию, но не находит с ней счастье. Судьба неблагосклонна к Офелии: ее отец Полоний на стороне Клавдия, который виновен в смерти отца Гамлета и является его отчаянным врагом. После убийства Гамлетом ее отца в душе девушки происходит трагический надлом и она сходит с ума.

«Скорбь и печаль, страданье, самый ад

Она в красу и прелесть превращает» (5, с.62)

Безумие и гибель этого хрупкого незащищенного существа вызывает сочувствие. Мы слышим поэтический рассказ о том, как она умерла; что перед смертью она продолжала петь и необыкновенно красиво ушла из жизни, «сплетя в гирлянды крапиву, лютик, ирис, орхидеи», срывается в «рыдающий поток». Этот последний поэтический штрих чрезвычайно важен для завершения поэтического образа Офелии.

«Ее одежды,

Раскинувшись, несли ее, как нимфу;

Она меж тем обрывки песен пела,

Как если бы не чуяла беды

Или была созданием, рожденным

В стихии вод; так длиться не могло,

И одеянья, тяжело упившись,

Несчастную от звуков увлекли

В трясину смерти» (5, с. 79)

Новой тяжкой потерей отозвалась ее смерть в сердце Гамлета.

Наконец, у её могилы мы слышим признание Гамлета, что он любил её, «как сорок тысяч братьев любить не могут!» Вот почему жестокие слова, которые он говорит ей, даются ему с трудом, он произносит их с отчаянием, ибо, любя её, сознаёт, что она стала орудием его врага против него и для осуществления мести надо отказаться и от любви. Гамлет страдает оттого, что вынужден причинять боль Офелии и, подавляя жалость, беспощаден в своём осуждении женщин.

Лаэрт - сын Полония. Он прямолинеен, энергичен, смел, по-своему нежно любит сестру, желает ей добра и счастья. Но судя по тому, как, тяготясь домашней опекой, Лаэрт стремится покинуть Эльсинор, трудно поверить, что он очень привязан к отцу. Однако услышав о его гибели, Лаэрт готов казнить виновного, будь это сам король, которому он принес присягу верности.

«Мне гибель не страшна. Я заявляю,

Что оба света для меня презренны,

И будь что будет; лишь бы за отца

Отмстить как должно» (5, с. 51)

Его не интересует, при каких обстоятельствах погиб отец, и был ли он прав или неправ. Главное для него - это «отомстить как должно». Сила его намерений отомстить любой ценой настолько сильна, что он поднимает мятеж против короля:

«Сам океан, границы перехлынув,

Так яростно не пожирает землю,

Как молодой Лаэрт с толпой мятежной

Сметает стражу. Чернь идет за ним;

И, словно мир впервые начался,

Забыта древность и обычай презрев -

Опора и скрепленье всех речей, -

Они кричат: «Лаэрт король! Он избран!»

Взлетают шапки, руки, языки:

«Лаэрт, будь королем, Лаэрт король!» (5, с. 47)

Лаэрт, вступив в сговор с королем, и выйдя на состязание с принцем, имея отравленное оружие, пренебрегает рыцарской честью, достоинством и великодушием, ведь перед состязанием Гамлет объяснился с ним и Лаэрт протянул ему руку. Только близость собственной смерти, сознание того, что сам он оказался жертвой коварства Клавдия, заставляет его сказать правду и простить Гамлета.

«Расплата

Заслужена; он сам готовил яд. -

Простим друг друга, благородный Гамлет.

Да будешь ты в моей безвинен смерти

И моего отца, как я в твоей!» (5, с. 97)

Горацио - друг Гамлета. Самого Горацио герой считает лучшим другом именно потому, что видит в нем настоящего человека, не тронутого всеобщей нравственной порчей, не ставшего «рабом страстей», в котором органично слиты «кровь и разум». Это уравновешенный, умеренный и спокойный молодой человек, за что его и хвалит Гамлет:

«..человек,

Который и в страданиях не страждет

И с равной благодарностью приемлет

Гнев и дары судьбы; благословен,

Чьи кровь и разум так отрадно слиты,

Что он не дудка в пальцах у Фортуны,

На нем играющей» (5, с. 33)

Гамлету и Горацио противопоставлены лживые и двуличные Розенкранц и Гильденстерн, «сверстники его, со школьных лет», согласившиеся шпионить за Гамлетом в пользу короля и разузнать, «какая тайна мучает его и нет ли от нее у нас лекарства».

Горацио полностью оправдывает доверие Гамлета, видя, что Гамлет умирает, он готов уйти из жизни вместе с ним, но его останавливает просьба героя, который отводит своему другу важную роль - поведать людям правду о нем после смерти. И, возможно, эта правда научит людей ценить жизнь, лучше понимать оттенки добра и зла.

Композиция и художественные особенности

Основу драматургической композиции «Гамлета» У.Шекспира составляет судьба датского принца. Раскрытие ее построено таким образом, что каждый новый этап действия сопровождается каким-то изменением в положении Гамлета, его умозаключениях, причем напряжение все время возрастает, вплоть до заключительного эпизода дуэли, заканчивающейся гибелью героя. Напряжение действия создается, с одной стороны, ожиданием того, каков будет следующий шаг героя, а с другой, - теми осложнениями, которые возникают в его судьбе и взаимоотношениях с другими персонажами. По мере развития действия драматический узел все время отягчается сильнее и сильнее.

В основе любого драматического произведения лежит конфликт, в трагедии «Гамлет» он имеет 2 уровня. 1 уровень - личностный между принцем Гамлетом и королем Клавдием, ставшим супругом матери принца после предательского убийства отца Гамлета. Конфликт имеет нравственную природу: сталкиваются две жизненные позиции. 2 уровенъ - конфликт человека и эпохи. («Дания - тюрьма», «весь мир - тюрьма, и превосходная: со множеством затворов, темниц и подземелий...»

С точки зрения действия трагедию можно разделить на 5 частей.

1 часть - завязка, пять сцен первого действия. Встреча Гамлета с Призраком, который возлагает на Гамлета задачу отомстить за подлое убийство.

Завязкой трагедии являются два мотива: физическая и нравственная гибель человека. Первое воплощено в смерти отца, второе в нравственном падении матери Гамлета. Так как они были самыми близкими и дорогими для Гамлета людьми, то с их гибелью и произошел тот душевный надлом, когда для Гамлета вся жизнь утратила смысл и ценность.

Вторым моментом завязки является встреча Гамлета с призраком. От него принц узнает, что смерть отца была делом рук Клавдия, как говорит призрак: «Убийство гнусно по себе; но это Гнуснее всех и всех бесчеловечней».

2 часть - развитие действия, вытекающее из завязки. Гамлету необходимо усыпить бдительность короля, он притворяется сумасшедшим. Клавдий предпринимает меры, чтобы узнать о причинах такого поведения. В результате - смерть Полония, отца Офелии, любимой принца.

3 часть - кульминация, получившая название «мышеловка»: а) Гамлет окончательно убеждается в вине Клавдия; б) сам Клавдий сознает, что его тайна раскрыта; в) Гамлет раскрывает глаза Гертруде.

Кульминацией этой части трагедии и, пожалуй, всей драмы в целом является эпизод «сцены на сцене». Случайное появление актеров используется Гамлетом для того чтобы поставить спектакль, изображающий убийство, аналогичное тому, какое совершил Клавдий. Обстоятельства благоприятствуют Гамлету. Он получает возможность довести короля до такого состояния, когда тот вынужден будет выдать себя словом или поведением, причем это произойдет в присутствии всего двора. Именно здесь-то Гамлет и раскрывает в монологе, завершающем II акт, свой замысел, заодно объясняя почему он до сих пор медлил:

«Дух, представший мне,

Быть может, был и дьявол; дьявол властен

Облечься в милый образ; и возможно,

Что, так как я расслаблен и печален, -

А над такой душой он очень мощен, -

Меня он в гибель вводит. Мне нужна

Верней опора. Зрелище - петля,

Чтоб заарканить совесть короля» (5, с. 29)

Но даже и приняв решение, Гамлет еще не чувствует твердой почвы под ногами.

4 часть: а) отправка Гамлета в Англию; б) приход Фортинбраса в Польшу; в) безумие Офелии; г) смерть Офелии; д) сговор короля с Лаэртом.

5 часть - развязка. Дуэль Гамлета и Лаэрта, Смерть Гертруды, Клавдия, Лаэрта, Гамлета.

Читательское восприятие

По нашему мнению, трагедия «Гамлет» является одной из высочайших вершин творчества Шекспира. Это, пожалуй, наиболее популярное и самое глубокое творение великого драматурга. Трагедия характеризуется сложностью и глубиной содержания, полной философской значительности. Шекспир вложил в «Гамлета» огромное социально-философское содержание.

Трагедия Гамлета, трагедия познания человеком зла, развивается на глазах у читателя, мы становимся невольными свидетелями трагичных событий, непростого выбора, который встает перед главным героем. В «Гамлете» раскрываются нравственные муки человека, призванного к действию, жаждущего действия, но действующего импульсивно, только под давлением обстоятельств; переживающего разлад между мыслью и волей. Одержимый мыслью о мести, Гамлет идет против своих моральных убеждений и принципов. Цель Гамлета не просто убить ненавистного им Клавдия; его задача в том, чтобы по всей справедливости наказать убийцу его отца.

Предательство самых близких, потрясение, испытанное Гамлетом, пошатнули его веру в человека, породили раздвоенность его сознания. Внутренняя борьба, которую переживает Гамлет, приводит его в состояние нерешительности, растерянности перед обстоятельствами: «Так трусами нас делает раздумье». Перед ним нелегкий выбор, покориться или противостоять злу и отомстить за смерть отца, либо умереть, уснуть, «дать себе расчет простым кинжалом». Гамлет осознает, что страх смерти - «безвестный край, откуда нет возврата земным скитальцам», неизвестность «смущают его волю», и он понимает, что будет лучше «терпеть невзгоды и не спешить к другим, от нас сокрытым». Гамлет решителен в своих намерениях: «О мысль моя, отныне ты должна кровавой быть, иль прах тебе цена!»

Гамлет - одинокий борец за справедливость. Он борется против своих врагов их же средствами. Противоречием в поведении героя является то, что для достижения цели он прибегает к тем же, безнравственным методам, что и его противники.

Всех несчастий, которые мы наблюдаем в завершении произведения, можно было бы избежать, если бы «век не испортился». Жертвами злого заговора пали многие, в том числе и сами заговорщики. Зло породило зло. Возмездие свершилось, но от этого становится очень грустно, потому что в конечном итоге два любящих сердца не смогли быть вместе, сын и дочь лишились отца и оба погибли, а Гамлет матери, погиб король, хоть его «расплата заслужена; он сам готовил яд», и сам Гамлет.

21:50

У меня вопрос к людям, которые знакомы с Гамлетами и к самим Гамлетам: как Гамлеты относятся к интригам, интриганству, любят ли их плести?
А то я недавно читала у Стратиевской, что Гамлеты те еще интриганы. А вся проблема в том, что я подозревала в своей маме Гамлета, а тут почитала, и была в шоке от описаний.И теперь не знаю, что думать: это реально относится к Гамлетам, или просто плод фантазии Стратиевской?
Я сама Габен, и никогда не замечала подобного поведения у мамы.


2012-05-29 в 14:06

Even the stars look brighter tonight | Nothing"s impossible

Как видим, в этом тексте даны ответы на многие вопросы возникшей дискуссии.


2012-05-29 в 21:32

"...что же теперь, мне стоит подумать над верным определением тима?"
- Всё то, о чём Вы говорили не выходит за рамки ТИМа ЭИЭ, Гамлет, но очень хорошо вписывается в структуру его модели: по наблюдательной этике отношений (-БЭ7) Гамлет не стремится быть нарушителем этических норм. Более того, он хорошо отслеживает таких нарушителей и ставит им их поведение на вид.
Но наблюдательная этика отношений (которую ещё называют ограничительной) не перекрывает его программной этики эмоций (+ЧЭ1), следуя которой он часто действует под влиянием спонтанных импульсов (из-за чего представители этого ТИМа нередко записывают себя в ИРРАЦИОНАЛЫ), идёт на поводу у своих чувств, со всеми вытекающими отсюда последствиями, о которых он не всегда предпочитает думать заранее, как это и свойственно БЕСПЕЧНОМУ. И здесь уже речь идёт о фрактальных (программирующих и программируемых) свойствах информационных аспектов. Программный аспект этики эмоций Гамлета (+ЧЭ)- "беспечный" аспект (см. графическую ссылку в моём предыдущем посте), но "стратегический" (опять же, по своим программирующим свойствам). С позиций этого аспекта Гамлет может действовать БЕСПЕЧНО, но со СТРАТЕГИЧЕСКИМ размахом. Гамлет - СТРАТЕГ по психологическому признаку (см. признак СТРАТЕГИИ и ТАКТИКИ: socionika-forever.blogspot.ca/2010/03/blog-post... - там как раз описано подобное поведение Гамлета в главе о РЕШИТЕЛЬНЫХ-СТРАТЕГАХ-ДИНАМИКАХ).
Творческая интуиция времени Гамлета (-БИ2) - аспект ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНЫЙ (см. граф. ссылку наверху), но локальный, ТАКТИЧЕСКИЙ (по программирующему его признаку ТАКТИКИ). И здесь уже из своей творческой ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНОЙ интуиции времени (БИ2) Гамлет ТАКТИЧНО на близкой дистанции, в близких, доверительных отношениях выстраивает цепочку причинно следственных связей, посредством которой он может отвести от себя удар или предотвратить грозящую ему опасность. То есть, проводит какую-то интригу - перестраивает причинно-следственную связь грядущих событий на свой лад и удобным ему способом. А то, что при этом "стрелку" иногда приходится переводить на других, - находить "виноватого" и указывать на него, - это уже издержки защитных мер, которые далеко не всегда бывают логичны (-БЛ5) и безупречны, при свойственной Гамлету программной эмоциональности (+ЧЭ1) .

На мой взгляд, Вы - гармоничный, уравновешенный Гамлет, отзывчивый, чуткий (насколько я могу судить по Вашим постам) - ГУМАНИТАРИЙ в полном смысле этого слова.


2012-05-29 в 23:48

Бесплатные шахматы бесплатные шахматы, жертвы жертв и, вы знаете, овцы

не ну началось. "я не вписываюсь в данный тим по Стратиевской, надо менять тим на тот, в который вписываюсь". отписаться от сообщества чтоли...


2012-05-30 в 01:27

Every day I"m a star in the city Walk the streets like a loaded gun All the time got my shine lookin pretty(с)

На мой взгляд, Вы - гармоничный, уравновешенный Гамлет, отзывчивый, чуткий (насколько я могу судить по Вашим постам) - ГУМАНИТАРИЙ в полном смысле этого слова.

Для самореализации не нужно прилагать сверхусилий. Важно найти оптимальный путь. Разберем вопрос профориентации на примере ТИМа «Гамлет» (ЭИЭ), или «Рыцарь посохов» в символьной соционике Савченко.

Представители типа: Уильям Шекспир, Чарли Чаплин, Луи де Фюнес, Адольф Гитлер, Че Гевара, Владимир Жириновский, Дэвид Копперфильд, Филипп Киркоров, Эдвард Радзинский, Дмитрий Нагиев.

Описание ТИМа по модели А, принятое в НИИ Соционики, говорит нам следующее.
Сильные осознанные функции личности отражают главное в сущности типа. Они представляют собой зону уверенности. По этим функциям человек выбирает жизненные цели и инструменты их достижения. Выбор профессии должен базироваться именно на этих функциях.

1. БАЗОВАЯ ФУНКЦИЯ: Этика эмоций

Семантика аспекта: возбуждение (азарт, волнение, возмущение, нагнетание, страсть, экстаз, спокойствие, подавленность); побуждение к действию (фанатизм, настрой, решительность, энтузиазм); проявление эмоций (запальчивость, артистизм, интонация, умение владеть эмоциями); эмоции людей (восторг, восхищение, гнев, настроение, радость, печаль).

Основой личности и интеллекта Гамлета является этика эмоций, отсюда и высокий уровень эмоциональности ЭИЭ. Отлично разбираются в своих и чужих эмоциях, способны управлять ими. За счет этого умеют дать нужный эмоциональный заряд через определенный посыл своим «зрителям».

Имеет очень широкий спектр проявления эмоций от полного безразличия до самых драматических их проявлений. Способен без труда вызвать у себя или окружающих необходимую именно в данный момент эмоцию.

2. ТВОРЧЕСКАЯ: Интуиция времени

Семантика аспекта: время (временной интервал, календарное время, момент, пауза, период, потом, продолжительность, своевременность, срок); общение со временем (ждать, догонять, планирование, отношение поколений, предупреждение, пунктуальность, стратегия); прогноз (перспектива, предвидение, ретроспектива, предчувствие); развитие процессов во времени (генеалогия, история, изменчивость, назревание, чередование, эпоха, развитие, современность); скорость (ритм, темп).

ЭИЭ может свободно манипулировать временем, критично относятся к опозданиям других, а также могут агрессивно реагировать, если кто-то пытается заняться перераспределением их времени.

Теперь рассмотрим слабые сознательные функции:

3. РОЛЕВАЯ: Логика действий

Семантика аспекта: действие (движение, деятельность, перемещение поступок, реализация); знание (квалификация, метод, навык, факт, эрудиция); работа (инструмент, механизм, технология, функционирование); разум (адекватность, выгода, прагматизм, польза, здравый смысл, рассудочность, рационализм, целесообразность, эффективность); экономика (предприимчивость, стоимость, цена).

Поскольку данная функция слабая, то творчества по ней ожидать не стоит, однако в незнакомой ситуации она выходит на первый план. Для наиболее эффективной адаптации Гамлету необходимо говорить и выглядеть деловито. Ему комфортнее говорить о том, какую должность он занимает, какие функции выполняет, каких результатов он достиг, сколько образований получил и сколько денег заработал. Как только он привыкает к обстановке, то переключается на свои сильные сознательные – этику эмоций и интуицию времени.

4. БОЛЕВАЯ: Сенсорика ощущений

Семантика аспекта: ощущение (вкусовые, тактильные, оттенки цветов, приятный, упругий, твердый); самочувствие (здоровье, наслаждение, отдых, расслабленность, удовлетворение); вкус жизни (гармония, дизайн, качество, «синица в руках», удобство, удовольствие, уют, комфорт); ощущение себя в пространстве и времени (здесь и сейчас, ощущение пространства, надежность, умение обжить пространство).

Гамлет (ЭИЭ) крайне чувствителен к замечаниям по поводу его внешнего вида, ему сложно разговаривать о самочувствии. Самому Гамлету не понятно, какие ощущения и состояние здоровья присущи людям в тот или иной момент. Ему сложно обеспечить себе необходимый комфорт.

5. СУГГЕСТИВНАЯ: Структурная логика

Семантика аспекта: измерение (параметр, расстояние, соизмеримость, сравнение, эталон); понимание (анализ, подробность, синтез, универсальность); порядок (классификация, контроль, учет, последовательность); структура (взаимное положение объектов, соотношение, подчиненность, схема); система (закономерность, иерархия, организация, причинно-следственные связи, теория); формальная логика (алгоритм, доказательство, закон, инструкция, равенство, статистика, уравнение).

Считается, что по этой функции вся информация поступает из внешнего мира, в дальнейшем перераспределяясь для переработки всеми остальными функциями. Отсюда Гамлет очень доверчив там, где информация подается с точки зрения научного подхода. Если ему подают информацию через систему правил и законов, то воспринимает легко и на веру.

Также стоит отметить, что Гамлет стремиться следовать правилам, которые установлены в обществе, куда он попал, или соблюдать алгоритм работы, если таковой есть. Это помогает ему быть более мобилизованным и концентрированным, а также значительно качественнее выполнять поставленные задачи.

6. РЕФЕРЕНТНАЯ: Волевая сенсорика

Семантика аспекта: владение (желание, обладание, охранять, сфера влияния, тактика, территория, чувство хозяина, экспансия); внешние качества (красота, контрастность, внешний вид, форма, яркость); масса (много, скопление, толпа); проявление волевых качеств (добиться, достижение цели, заставить, командовать, завоевать, штурмовать, подавить, покорить, решительность); сила (вес, власть, весомость, отпор, сила воли, сопротивление, уверенность, насилие, нажим, физическая сила); статус (авторитет, амбиции, вес в обществе, значительность).

Гамлет нуждается в «сильной руке» и волевом воздействии. Ему сложно собраться и приступить к выполнению задачи. Также сложно разобраться в своем внешнем виде, красоте. Нуждается в помощи своего дуала. Не уверен в том на что может претендовать что касается территории, положения в обществе, а также ему сложно судить о степени своей привлекательности.

Теперь рассмотрим сильные подсознательные функции:

7. РАМОЧНАЯ: Этика отношений

Семантика аспекта: моральные категории (мировоззрение, мораль, нравственность, совесть, религия, порядочность); притяжение (психологическая дистанция); проявление чувств (бесцеремонность, деликатность, дипломатичность, милосердие, отзывчивость, снисхождение, терпимость); чувства (доброта, зависть, злость, любовь-ненависть, симпатия-антипатия, сострадание); взаимоотношения людей (вражда, дружба).

Этика отношений – весьма сильная функция Гамлета. Если он хочет ограничить внешнюю активность в свою пользу, то будет демонстрировать определенное отношение, которое он посчитает уместным. Однако Гамлета точно также легко обезоружить, проявляя определенное отношение: неприязнь, безразличие и т.д. Переступить через это он не сразу сумеет.

8 РЕЛИЗУЮЩАЯ: Интуиция возможностей

Семантика аспекта: видение возможностей (целостное восприятие, стремление дойти до сути, глубинное видение); возможности (талант, шанс, потенциал, жизнеспособность); неопределенность (кто-нибудь, что-нибудь, неожиданность, парадокс, многозначность, наверное, «журавль в небе»); поиск (выбор, гипотеза, находка, озарение, идеи, замысел, открытие, предположение); суть (открытость, основа, содержание, простота, чистота, истинное свойство).

ЭИЭ обладает хорошей интуицией – не упустит своего. Отлично видит возможности, правда не всегда может точно определить целесообразность затеваемого дела. Чувствует подводные камни, ощущает развитие ситуации в целом, обладает интуитивным прозрением.

Исходя из описания ТИМа, от Гамлета не стоит ожидать усидчивости, объективности в оценке деятельности, бесстрастного анализа ситуации, простоты и бесхитростности, а также демократичности в отношениях.

Однако, несомненными сильными сторонами «Гамлета» являются умение тонко чувствовать других людей, отлично манипулировать своими и чужими чувствами, способность зажечь, повести за собой, предвидеть развитие ситуации, дальновидность, способность увидеть скрытый потенциал человека, умение грамотно распределять дела во времени. Отсюда следует сделать вывод о том, что деятельность ЭИЭ должна быть связана с людьми, а среди других это работа по развитию и мотивации персонала, а также адаптации и его обучению.

Примером профессиональной ориентации Гамлета может послужить следующий случай.
На втором курсе института, обучаясь на факультете «Экономика и управление» ЭИЭ решил, что ему стоит освоить профессию «Менеджер по персоналу». Прошел соответствующую подготовку и пошел работать инспектором по кадрам. Суть работы заключалась в том, что «Гамлет» должен был вести кадровое делопроизводство и вносить информацию в учетную систему.

Поскольку сенсорика и логика не являются у ЭИЭ сильными функциями, то можно было наблюдать такие последствия: его работу сопровождали частые мелкие ошибки и неточности, поскольку ему приходилось сталкиваться с деталями. То неправильно указано число, то неверный номер приказа, не та печать. В базу вносились не те цифры, а фамилии были с опечатками. Чтобы работа была выполнена правильно, Гамлет по 3-4 раза перепроверял за собой всю работу, что позволило ему достичь неплохих результатов на этой позиции. К этому ему нужно было тщательно изучить законодательство, что не составило труда, однако, когда ситуация требовала, чтобы инспектор нашел лазейку и выкрутился из щекотливой ситуации, которая была связана с манипуляцией законом, тут возникали определенные проблемы, ведь у ЭИЭ структурная логика слабая подсознательная.

Тогда Гамлет решил, что стоит попробовать перейти в подбор персонала. Тут дела пошли лучше. ЭИЭ быстро адаптировался к новой должности, потому как сильная этика и интуиция позволила практически безошибочно выбирать нужных людей.

Следующим шагом был переход во внешний рекрутинг на позицию хэдхантера. Умение хитрить, играть различные роли, способность оценить потенциал и возможности человека за ограниченный период времени сыграло решающую роль в успешности Гамлета на этой должности. А его склонность к уникальности и потребность выделиться была удовлетворена поиском крайне редких специалистов и привлечением их путем охоты.

Итак, вывод можно сделать следующий: для самореализации иногда нужно сделать несколько шагов, особенно если что-то не выходит легко. Каждому следует искать занятие, которое не потребует от человека сверхусилий для достижения требуемого результата.

Гамлет – одна из величайших шекспировских трагедий. Вечные вопросы, затронутые в тексте, волнуют человечество до сих пор. Любовные коллизии, темы, связанные с политикой, размышления о религии: в этой трагедии собраны все основные интенции человеческого духа. Пьесы Шекспира одновременно трагичны и реалистичны, а образы уже давно стали вечными в мировой литературе. Возможно, именно в этом заключается их величие.

Знаменитый английский автор был не первым, кто написал историю Гамлета. До него существовала «Испанская трагедия», написанная Томасом Кидом. Исследователи и литературоведы предполагают, что Шекспир позаимствовал сюжет у него. Однако сам Томас Кид, вероятно, обращался к более ранним источникам. Скорее всего, это были новеллы раннего средневековья.

Саксон Грамматик в своей книге «История датчан» описал реальную историю правителя Ютландии, у которого был сын под именем Амлет (англ. Amlet) и жена Герута. У правителя был брат, который завидовал его богатству и решился на убийство, а затем женился на его жене. Амлет не покорился новому правителю, и, узнав о кровавом убийстве отца, решает отомстить. Истории совпадают вплоть до мельчайших деталей, но Шекспир иначе трактует произошедшие события и глубже проникает в психологию каждого героя.

Суть

Гамлет возвращается в родной замок Эльсинор на похороны отца. От солдат, служивших при дворе, он узнает о призраке, который приходит к ним по ночам и очертаниями напоминает покойного короля. Гамлет решает пойти на встречу с неведомым явлением, дальнейшая встреча приводит его в ужас. Призрак раскрывает ему истинную причину своей смерти и склоняет сына к мести. Датский принц растерян и находится на грани сумасшествия. Он не понимает, действительно ли видел дух отца, или это дьявол наведался к нему из глубин ада?

Герой долго размышляет над случившимся и в итоге решает самостоятельно узнать, действительно ли виновен Клавдий. Для этого он просит труппу актеров сыграть пьесу «Убийство Гонзаго», чтобы посмотреть на реакцию короля. Во время ключевого момента в пьесе Клавдию становится плохо, и он уходит, в этот момент раскрывается зловещая правда. Все это время Гамлет притворяется сумасшедшим, и даже подосланные к нему Розенкранц и Гильденстерн не смогли выведать у него истинных мотивов его поведения. Гамлет намеревается поговорить с королевой в её покоях и случайно убивает Полония, который спрятался за шторой с целью подслушать. Он видит в этой случайности проявление воли небес. Клавдий понимает всю критичность ситуации и пытается выслать Гамлета в Англию, где его должны казнить. Но этого не происходит, и опасный племянник возвращается в замок, где убивает дядю и сам же погибает от яда. Королевство переходит в руки норвежского правителя Фортинбраса.

Жанр и направление

«Гамлет» написан в жанре трагедии, но при этом следует учитывать «театральность» произведения. Ведь в понимании Шекспира мир – это сцена, а жизнь – театр. Это некое специфическое мироощущение, творческий взгляд на явления, окружающие человека.

Драмы Шекспира традиционно относят к . Ей свойственны пессимизм, мрачность и эстетизация смерти. Эти черты можно обнаружить и в творчестве великого английского драматурга.

Конфликт

Основной конфликт в пьесе разделился на внешний и внутренний. Внешнее его проявление заключается в отношении Гамлета к обитателям датского двора. Он считает их всех низменными существами, лишенными разума, гордости и достоинства.

Внутренний конфликт очень хорошо выражен в душевных переживаниях героя, его борьбе с самим собой. Гамлет выбирает между двумя поведенческими типами: новым (ренессансным) и старым (феодальным). Он формируется как борец, не желая воспринимать действительность такой, какая она есть. Потрясенный тем злом, которое окружило его со всех сторон, принц собирается бороться с ним, несмотря на все трудности.

Композиция

Основная композиционная канва трагедии состоит из рассказа о судьбе Гамлета. Каждый отдельный пласт пьесы служит для полного раскрытия его личности и сопровождается постоянными изменениями в мыслях и поведении героя. События постепенно разворачиваются таким образом, что читатель начинает чувствовать постоянное напряжение, которое не прекращается даже после гибели Гамлета.

Действие можно разделить на пять частей:

  1. Первая часть – завязка . Здесь Гамлет встречается с призраком умершего отца, который завещает ему отомстить за его смерть. В этой части принц впервые сталкивается с человеческим предательством и подлостью. С этого и начинаются его душевные терзания, которые не отпускают его до самой смерти. Жизнь становится для него бессмысленной.
  2. Вторая часть – развитие действия . Принц решает притвориться сумасшедшим, чтобы обмануть Клавдия и узнать правду о его поступке. Также он случайно убивает королевского советника – Полония. В этот момент к нему приходит осознание того, что он является исполнителем высшей воли небес.
  3. Третья часть – кульминация . Здесь Гамлет при помощи уловки с показом пьесы окончательно убеждается в виновности правящего короля. Клавдий понимает, насколько опасен его племянник, и решает избавиться от него.
  4. Четвертая часть – Принца отправляют в Англию, чтобы там казнить. В этот же момент Офелия сходит с ума и трагически погибает.
  5. Пятая часть – развязка . Гамлет избегает казни, но ему приходится сразиться с Лаэртом. В этой части погибают все основные участники действия: Гертруда, Клавдий, Лаэрт и сам Гамлет.
  6. Главные герои и их характеристика

  • Гамлет – с самого начала пьесы интерес читателя сосредотачивается на личности этого персонажа. Этот «книжный» мальчик, как писал о нем сам Шекспир, страдает от болезни приближающегося века – меланхолии. По своей сути он является первым рефлексирующим героем мировой литературы. Кто-то может подумать, что он слабый, неспособный к действиям человек. Но на деле мы видим, что он силен духом и не собирается покоряться тем проблемам, которые обрушились на него. Его восприятие мира меняется, частицы былых иллюзий превращаются в прах. От этого появляется тот самый «гамлетизм» — внутренний разлад в душе героя. По натуре своей он мечтатель, философ, но жизнь вынудила его стать мстителем. Характер Гамлета можно назвать «байроническим», ведь он максимально сосредоточен на своем внутреннем состоянии и довольно скептически относится к окружающему миру. Он, как и все романтики, склонен к постоянному сомнению в себе и метаниям между добром и злом.
  • Гертруда – мать Гамлета. Женщина, в которой мы видим задатки ума, но полное отсутствие воли. Она не одинока в своей утрате, но почему-то не пытается сблизиться с сыном в момент, когда в семье произошло горе. Без малейших угрызений совести Гертруда предает память покойного мужа и соглашается выйти замуж за его брата. На протяжении всего действия она постоянно пытается оправдать себя. Умирая, королева понимает, насколько ошибочным было её поведение, и каким мудрым и бесстрашным оказался её сын.
  • Офелия – дочь Полония и возлюбленная Гамлета. Кроткая девушка, любившая принца до самой своей смерти. На её долю тоже выпали испытания, которые она не смогла вынести. Её безумие — не наигранный ход, придуманный кем-то. Это то самое сумасшествие, которое наступает в момент истинного страдания, его невозможно остановить. В произведении есть некоторые скрытые указания на то, что Офелия была беременна от Гамлета, и от этого осознание её судьбы становится вдвойне тяжелее.
  • Клавдий – человек, который убил родного брата, ради достижения собственных целей. Лицемерный и подлый, он все же несет тяжкое бремя. Муки совести ежедневно пожирают его и не дают в полной мере наслаждаться правлением, к которому он пришел столь ужасным способом.
  • Розенкранц и Гильденстерн – так называемые «друзья» Гамлета, которые предали его при первой же возможности неплохо заработать. Без промедлений они соглашаются доставить послание, в котором говорится о смерти принца. Но судьба приготовила для них достойное наказание: в результате они погибают вместо Гамлета.
  • Горацио – пример настоящего и верного друга. Единственный человек, которому принц может довериться. Они вместе проходят через все проблемы, и Горацио готов разделить с другом даже смерть. Именно ему Гамлет доверяет рассказать свою историю и просит его «подышать ещё в этом мире».
  • Темы

  1. Месть Гамлета . Принцу было суждено нести тяжкое бремя мести. Он не может холодно и расчетливо расправиться с Клавдием и вернуть себе престол. Его гуманистические установки принуждают задуматься об общем благе. Герой чувствует свою ответственность за тех, кто пострадал от распространенного вокруг зла. Он видит, что в смерти его отца виноват не один лишь Клавдий, а вся Дания, которая беспечно закрыла глаза на обстоятельства смерти старого короля. Он знает, что для совершения мести ему необходимо стать врагом для всего окружения. Его идеал действительности не совпадает с реальной картиной мира, «расшатанный век» вызывает неприязнь у Гамлета. Принц понимает, что не сможет восстановить мир в одиночку. Подобные мысли повергают его в ещё большее отчаяние.
  2. Любовь Гамлета . До всех тех ужасных событий в жизни героя была любовь. Но, к сожалению, она несчастна. Он безумно любил Офелию, и в искренности его чувств нет никаких сомнений. Но юноша вынужденно отказывается от счастья. Ведь предложение разделить горести вместе было бы слишком эгоистичным. Чтобы окончательно разорвать связь, ему приходится причинить боль и быть беспощадным. Пытаясь уберечь Офелию, он и подумать не мог, как велики будут её страдания. Порыв, с которым он бросается к её гробу, был глубоко искренним.
  3. Дружба Гамлета . Герой очень ценит дружбу и не привык выбирать себе друзей, исходя из оценки их положения в обществе. Его единственным верным другом является бедный студент Горацио. В то же время принц презрительно относится к предательству, именно поэтому так жестоко обходится с Розенкранцем и Гильденстерном.

Проблемы

Проблематика, освещенная в «Гамлете» очень широка. Здесь темы любви и ненависти, смысла жизни и назначения человека в этом мире, сила и слабость, право на месть и убийство.

Одна из главных – проблема выбора , с которой сталкивается главный герой. В его душе много неуверенности, он в одиночестве долго размышляет и анализирует все происходящее в его жизни. Рядом с Гамлетом нет никого, кто смог бы помочь ему принять решение. Поэтому он руководствуется лишь собственными моральными установками и личным опытом. Сознание его разделяется на две половины. В одной живет философ и гуманист, а в другой, человек, который понял суть прогнившего мира.

Его ключевой монолог «Быть или не быть» отражает всю боль в душе героя, трагедию мысли. Эта невероятная внутренняя борьба изматывает Гамлета, навязывает ему думы о самоубийстве, но его останавливает нежелание совершать ещё один грех. Его все больше начала волновать тема смерти и её тайна. Что там дальше? Вечная тьма или продолжение страданий, которые он терпит при жизни?

Смысл

Основная идея трагедии заключается в поиске смысла бытия. Шекспир показывает человека образованного, вечно ищущего, обладающего глубоким чувством эмпатии ко всему, что его окружает. Но жизнь вынуждает его столкнуться с истинным злом в различных проявлениях. Гамлет осознает его, пытается разгадать, как именно оно возникло и почему. Его потрясает факт того, что одно место может так быстро превратиться в ад на Земле. И акт его мести заключается в том, чтобы уничтожить зло, проникшее в его мир.

Основополагающей в трагедии становится мысль о том, что за всеми этими королевскими разборками стоит великий перелом всей европейской культуры. И на острие этого перелома возникает Гамлет – новый тип героя. Вместе со смертью всех главных героев рушится веками сложившаяся система миропонимания.

Критика

Белинский в 1837 году пишет статью, посвященную «Гамлету», в которой называет трагедию «блистательным алмазом» в «лучезарной короне царя драматургических поэтов», «увенчанного целым человечеством и ни прежде, ни после себя не имеющего себе соперника».

В образе Гамлета присутствуют все общечеловеческие черты « <…> это я, это каждый из нас, более или менее…», – пишет о нем Белинский.

С. Т. Колридж в «Шекспировских лекциях» (1811–1812 гг.) пишет: «Гамлет колеблется в силу природной чувствительности и медлит, удерживаемый рассудком, который заставляет его обратить действенные силы на поиски умозрительного решения».

Психолог Л.С. Выготский акцентировал внимание на связь Гамлета с потусторонним миром: «Гамлет - мистик, это определяет не только его душевное состояние на пороге двойного бытия, двух миров, но и его волю во всех ее проявлениях».

А литературовед В.К. Кантор рассмотрел трагедию с другого ракурса и в своей статье «Гамлет как «христианский воин»» указал: «Трагедия «Гамлет»- это система искушений. Его искушает призрак (это главное искушение), и задача принца — проверить, не дьявол ли его пытается ввести в грех. Отсюда театр-ловушка. Но при этом его искушает любовь к Офелии. Искушение — это постоянная христианская проблема».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Понравилось? Лайкни нас на Facebook