Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Определение понятия управление

Мы сталкиваемся с управлением автомобиля, оборудованием, химическими и ядерными реакциями, ростом и развитием растений и животных, а также поведением других людей. Управление многообразно и существует в различных видах.

Это может быть техническое управление, которое осуществляется над естественными и техническими процессами, например, подача тепла, движение поездов, самолетов, обработка деталей на станках.

Это может быть государственное управление социально-экономической жизнью общества через различные институты, например, правовую систему, министерства, ведомства, местные органы власти.

Это может быть идеологическое управление, заключающееся во внедрение в сознание членов общества концепций его развития, которое формируется разными политическими партиями и группировками.

Это может быть негосударственное управление социальными процессами, например, движение в защиту окружающей среды.

Это может быть хозяйственное  управление производственной и экономической деятельностью коммерческих и некоммерческих организаций, которые действуют в рыночных отношениях.

Обобщая все эти виды управленческой деятельности, можно сделать вывод, что управление это элементарная функция организованных систем различной природы (биологической, социальной, технической), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержания режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности (Философский словарь. С.704). В любой системе управления выделяют две подсистемы: управляющая и управляемая, каждую из которых можно рассматривать как самостоятельные. Неотъемлемой частью систем управления является функция управления, которая означает конкретные формы и направления управленческой деятельности. Посредством управления обеспечивается: 1) единство, слаженность и взаимосвязь элементов системы, исходя из ее предназначения обеспечивают; 2) развитие, изменение и усовершенствование элементов системы. Достигаются такие результаты благодаря функциям управления. К основным функциям управления традиционно относят (Зайцев Г.Г., 1998):

  1. Целевая (обеспечивает направление управления на достижение цели).
  2. Организационная (обеспечивает использование оптимальных методов объединения элементов системы).
  3.  
  4. Планирование (обеспечивает прогноз результатов управления).
  5. Общеорганизационная (обеспечивает распределение средств и результатов между исполнительными системами).
  6. Финансово-экономическая (обеспечивает определение реальной стоимости затрат на осуществление поставленных задач).
  7. Учет и контроль (обеспечивает сбор, передачу, сохранение и обработку данных о деятельности системы, о выполнении ею управленческих решений).
  8. Политико-правовая (позволяет руководителю ориентироваться в политико-правовом окружении управляемой системы и одновременно обеспечивает управление в соответствие с принятыми политическими нормами).
  9. Социальная (обеспечивает эффективное разрешение возникающих противоречий, которые появляются из-за: несоответствия деятельности и ее оплаты; социального неравенства людей; 3) наличия людей, требующих социальной защиты и социальных и профессиональных перспектив.
  10. Стимулирование (направлена на обеспечение должностного уровня исполнительских действий, что способствует развитию моральной и материальной заинтересованности работников).
  11. Социально-психологическая (обеспечивает гармоничные деловые отношения, решение проблем совместимости людей в коллективе).

Все выделенные функции взаимосвязаны и часто сосуществуют одновременно. Функции управления напрямую связаны с целью управления. Цель любого управления – это достижение заданной цели системы.

Цель и функции управления вместе формируют управленческие отношения. Управленческие отношения – это отношения между субъектом и объектом управления (Кибанов А.Я.. Захаров Д.К., 1993). Управленческие отношения бывают различных видов.На основании выполняемых функций выделяют два вида  управленческих отношений: отношения субординации и отношения координации. Вместе они образуют вертикальную и горизонтальную структуры управленческих отношений. Вертикальная структура управленческих отношений представляет собой отношения соподчинения между: органами управления (отделами); руководителем и подчиненными; руководителями различного уровня. Горизонтальная структура управленческих отношений – это договорные отношения между равными, независимыми системами. На основании формы реализации выделяют также два вида управленческих отношений: формальные и неформальные (Тидор С.Н., 1997.С.14). Формальные отношения представлены в правах и обязанностях партнеров по отношению друг к другу. Они предписаны или представлены в штатном расписании, инструкциях и документах. В зависимости от личного вклада и степени ответственности в общем деле все занимают четко фиксированную позицию с выраженной структурой власти и субординации. Неформальные отношения – это отношения, характеризующиеся эмоционально-психической окраской и личными предпочтениями (как правило, по шкале симпатия – антипатия). В отличие от формальных отношений формальные складываются стихийно и не имеют жестко фиксированных позиций. Такие отношения строятся на основе размытых норм, преимущественно субьективных предпочтений и оценок. Взаимодействие  - избирательно, с точки зрения близости и глубины контакта человека с человеком.

В целом, управленческие отношения представляют собой сложное сочетание объективных и субъективных элементов. Объективные элементы зависят от материальных, технических, экономических факторов. Субъективные – от индивидуально-психологических особенностей людей.

Дата публикации:2012-08-17

Просмотров:2154

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.