Общественное движение в эпоху александра 2. Конспект по истории России на тему "Общественное движение при Александре II" (8 класс). Работа над новым материалом

Подробное решение параграф § 19–20 по истории для учащихся 9 класса, авторов Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А. 2016

  • Гдз рабочая тетрадь по Истории за 9 класс можно найти

Вопрос ко II пункту. Вспомните, когда и для чего был создан институт мировых посредников.

Данный институт был создан в ходе крестьянской реформы 1861 года. Мировые посредники избирались из наиболее уважаемых помещиков для помощи помещикам и крестьянам в составлении уставных грамот. Как правило, в конфликтах принимали сторону помещиков.

Вопрос для работы с текстом параграфа №1. Кто такие разночинцы? Как формирование этого слоя интеллигенции повлияло на развитие общественного движения в 1860-1870-е гг.?

Разночинцы – это получившие образование и вышедшие из прежней социальной среды люди, обычно были мелкими служащими государственного аппарата, во второй половине XIX века составляли основную часть интеллигенции. Это были люди, привыкшие добиваться всего только своим умом. Кроме того, они часто считали, что не имеют перспектив на официальной государственной службе без связей семьи. Потому именно из разночинцев происходила основная масса общественных деятелй и особенно революционеров пореформенной России.

Вопрос для работы с текстом параграфа №2. Какие идеи отстаивали представители консервативного направления общественной мысли? Интересы какого сословия они прежде всего представляли?

Консерваторы отстаивали старые порядки и интересы дворянства как правившего при этих старых порядках сословия. Их идеи не сильно изменились со времён Николая I:

Поддержка самодержавия и других устоев государственного строя;

Укрепление религиозности;

Поддержание институтов общины;

Отстаивание патриархального образа жизни;

Пропаганда традиционных ценностей;

Панславизм – стремление объединить всех славян под властью русского царя.

Вопрос для работы с текстом параграфа №3. Назовите главное отличие радикального направления от консервативного и либерального.

Главным отличием была готовность радикалов к насилию. Вначале они призывали к восстанию, а потом перешли к индивидуальному террору.

Вопрос для работы с текстом параграфа №4. Чем занималась организация «Земля и воля» в 1860-е гг.?

Данная организация печатала и распространяла призыва к крестьянскому восстанию за изменение правительственных условий отмены крепостного права.

Вопрос для работы с текстом параграфа №5. К какой цели стремились народники? На какой основе выделились три направления в народничестве? Что они собой представляли?

Народники стремились к построению социализма на основе крестьянской общины, минуя стадию капитализма.

Бунтарское направление составляли последователи М.А. Бакунина. Они стремились поднять крестьянское восстание, считая, что оно уже назрело и будучи убеждены, что если раздать крестьянам всю землю и освободить от гнёта государственной машины, они построят социализм сами.

Пропагандистское направление считало, что перед восстание следует вести долгую подготовительную работу – пропаганду, чтобы сблизить позицию крестьян (основной массы предполагаемого восстания) и интеллигенции (его лидеров). Идейным вдохновителем направления был П.Л. Лавров.

П.Н. Ткачёв был идеологом заговорщического направления. Его последователи считали восстание широких народных масс нереальным и стремились захватить власть путём заговора – хорошо организованных действий относительно небольшой группы революционеров, в результате чего смогли бы провести нужные реформы сверху.

Вопрос для работы с текстом параграфа №6. Что таксе «хождение в народ»? К чему стремились его участники?

«Хождение в народ» – это попытка революционеров поднять крестьян на восстание с помощью пропаганды в их среде. То есть его участники действительно приходили из городов в деревни и призывали там к восстанию: в ходе первого хождения агитировали первых встречных, в ходе второго – предварительно завоёвывали авторитет в народной среде в качестве врачей, учителей и т.д.

Вопрос для работы с текстом параграфа №7. Какие меры предпринял М. Т. Лорис-Меликов для нормализации обстановки в стране? В чём заключалась суть его проекта?

Лорис-Меликов применил испытанный веками метод кнута и пряника. С одной стороны, он выступал за смягчение цензуры и политики властей по отношению к земствам и обществу в целом. Также он предложил создать подготовительные комиссии для разработки законов из представителей как чиновничества, так и земств и ввести представителей земств и городских дум в Государственный совет. Таким образом, разработка дальнейших реформ должна была стать всесословной и в определённой степени всенародной. С другой стороны, Лорис-Меликов улучшил работу полиции, сделав её более профессиональной, а борьбу с террористами – более точечной и адресной.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №1. Чем организация «Земля и воля», действовавшая в 1860-е гг., отличалась от организации «Земля и воля», существовавшей в 1870-е гг.?

Организация 1860-х призывала к крестьянскому восстанию, её деятельность ограничивалась выпуском прокламаций. Организация 1870-х годов не надеялась на восстание, но стремилась разрушить существовавший государственный строй, убив наиболее видных представителей власти, включая императора. В 1870-е главной тактикой организации стал индивидуальный террор.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №2. Почему участники «хождения в народ» не смогли добиться своих целей?

Крестьяне не были готовы к восстанию. Они дорожили своим имуществом и не хотели его потерять. Кроме того, они верили в доброго царя и не думали восставать против него. В довершении ко всему, они не доверяли чужим из города – и даже учителя с фельдшерами, которых уважали, всё равно оставались чужими.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №3. Какой тактики придерживалась «Народная воля»? Дайте морально-этическую оценку деятельности народовольцев в конце 1870-х гг.

Народная воля обратилась к тактике индивидуального террора. При этом гибло много посторонних людей – солдат охраны, придворных, порой и просто прохожих. Достигать своих целей убийствами даже представителей государственной власти, на мой взгляд, недопустимо, тем более аморально было невнимание к случайным жертвам.

Но главное, все эти смерти изначально были бессмысленными. Государственный строй, как правило, построен так, чтобы выжить даже в случае гибели значительной части своих представителей. Такие ситуации были возможны, к примеру, во время войн, а именно войны во многом выковывали существовавшую систему власти. На место убитых чиновников неизбежно приходили другие. Императорское фамильное древо, в отличие от эпохи дворцовых переворотов, было разветвлённым, потому оставалось мало надежды вызвать серьёзный кризис власти.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №4. Выделите главные идеи проекта Лорис-Меликова. Определите значение проекта.

Реализация проекта постепенно меняла отношение в обществе к революционерам и официальным властям, потому могла сделать террористов изгоями. Кроме того, проект готовил почву для продолжения реформ, что в перспективе могло привести к преобразованию государственного строя и экономического положения большей части населения. Это в свою очередь при самом удачном стечении обстоятельств могло предотвратить возникновение революционной ситуации в начале ХХ века.

Основными идеями проекта были:

Ослабление цензуры;

Более лояльная по отношению к земствам и широким слоям населения политика на местах;

Создание подготовительных комиссии из представителей как чиновничества, так и земств;

Введение в Государственный совет представителей земств и городских дум;

Повышение эффективности работы полиции.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №5. Среди либеральных деятелей 1860-1870-х гг. были те, кто, начав работать в земствах, вскоре разочаровался в реформах и примкнул к радикальному лагерю, и те, кто продолжал работу, несмотря на препятствия. Предположите, чем руководствовались первые и вторые. Чью позицию вы считаете более верной? Объясните почему.

Те, кто обратились к радикальному направлению устали от рутины и ощущения безрезультатности своих действий. Они видели, что малые дела, которые они совершали, не вели к большим переменам. К примеру, все их благие начинания могли быть уничтожены одним росчерком пера губернатора. Я могу их понять, однако не принять их позицию. Потому что радикализм в условиях того времени также не привёл к переменам, потому что радикалы потерпели поражение, зато лишал их возможности делать те малые добрые дела, с которых они начинали.

Те, кто продолжал работать в земствах и подобных органах либо надеялись, что «капля камень точит», либо переставали задумываться об общероссийских вопросах и сосредотачивались на текущих делах, на том, чтобы в конкретных вопросах быть полезными людям. Эта позиция кажется более привлекательной, потому что в конечном счёте она приносила больше пользы конкретным людям.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №6. Подготовьте сообщение о том, как участники «Народной воли» организовывали покушения на императора. Дайте оценку их деятельности. Могут ли политические убийства привести к положительным результатам? Поясните своё мнение.

На императора за короткое время было организовано несколько покушений. Началось всё с выстрелов одиночки Дмитрия Каракозова из револьвера. Но постепенно задумки становились всё более масштабными, включая взрыв императорского поезда. По сравнению с ними действительно удавшееся покушение прошло по относительно скромному плану.

В декабре 1880 года Юрием Богдановичем и Анной Якимовой была арендована под именем супругов Кобозевых сырная лавка в подвале дома № 8 по Малой Садовой улице. Из неё стали делать подкоп под улицей, по которой проходил маршрут императорского картежа. В подкоп предполагалось заложить мину. Выкопанную землю прятали в кадки, прикрывая буквально парой слоёв сырных голов.

Полицейские проверяли сырную лавку, один из них даже подходил к кадке и ворошил сырные головы. Это и некоторые другие факты вызвали к жизни сегодня спорную версию, будто в полиции знали о готовившимся покушении, но не стали его предотвращать. Об этом свидетельствует и то, что всех участников терракта взяли сразу после него будто по заранее заготовленным спискам. Якобы некоторые охранители-консерваторы хотели силами террористов убрать неугодного императора, считая, что его сын развяжет им руки и позволит по-настоящему взяться за революционеров. При Александре III народовольческие организации действительно были довольно быстро разгромлены.

27 февраля (11 марта) 1881 года полиция арестовала руководителя группы Андрея Желябова – если среди правоохранителей и были заинтересованные в смерти императора, круг таких лиц бы явно узким. Руководство покушением взяла на себя Софья Перовская (гражданская жена Желябова).

В день покушения император поехал другой дорогой, потому использовали запасной план – расставили вдоль маршрута следования бомбистов.

Первая бомба, брошенная Николаем Рысаковым убила несокльких человек охраны, повредила экипаж, но не задела императора. Александр II несмотря на все уговоры не стал сразу ехать во дворец, а вышел из экипажа спросил что-то у бомбиста и хотел, видимо, ободрить и раненных черкесов из эскорта. Тогда стоявший неподалёку Игнатий Гриневицкий бросил вторую бомбу, которая нанесла императору смертельную рану. Сегодня Гриневицкого как и всех посторонних сразу бы отвели на расстояния от оцепленного места первого взрыва, но тогда таких инструкций у охраны не было.

Политические убийства обычно не дают результатов. Бывают исключения. К примеру, устранения Адольфа Гитлера году в 1932 могло бы предотвратить приход нацистов к власти и, возможно, – Вторую мировую войну. Потому убийство всегда аморально, но в политике нужно оценивать также эффективность дела.

Убийство Александра II желаемого революционерами результата не принесло и не могло принести. У императоры были сыновья, а также братья и племянники, порядок престолонаследия которых был заранее определён. В такой ситуации смерть монарха не может вызвать династического кризиса, а значит и кризиса власти. Действия террористов были изначально бессмысленны и хотя бы поэтому предосудительны.

НАЦИОНАЛЬНАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА II. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В ЕВРОПЕ И В РОССИИ

(Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности)

Вопрос к IV пункту. Вспомните, когда и при каких обстоятельствах началась Кавказская война.

Кавказская война началась в 1817 году с распространением на этих землях религиозного течения мюридизма, причём местные проповедники особенный упор делали на войну с неверными (то есть с православными русскими властями). Под влиянием этой пропаганды население поднималось на борьбу часто стихийно, только в 1829 году был образован имамат.

Вопрос к VII пункту. Вспомните, кто такие старообрядцы.

Старообрядцами называли тех православных, которые не приняли церковных реформ патриарха Никона середины XVII века.

Вопрос для работы с текстом параграфа №1. Что представлял собой национальный вопрос в Европе во второй половине XIX в.?

Национальным вопросом в Европе была борьба наций за самоопределение иногда с требованием освобождения от инородного владычества (в случае Венгрии, Ирландии, Сербии, Чехии, Бретани и др.), либо объединения нации в рамках единого государства (в случае Италии, Германии, Иберийского полуострова и т.д.).

Вопрос для работы с текстом параграфа №2. Каковы были цели Польского восстания 1863-1864 гг.? Удалось ли их достичь? Чем завершилось восстание?

Основные цели:

Восстановление независимой Речи Посполитой в границах 1772 года (цель поддерживалась и «белыми», и «красными»);

Освобождение крестьян с землёй без выкупа (поддерживалась только «красными»).

Независимости добиться не удалось, но крестьянская реформа была проведена почти на условиях повстанцев, правда, российским правительством. В результате восстания были ликвидированы остатки автономии польских земель, там стала проводиться активная политика русификации, впоследствии на них не распространили часть реформ Александра II.

Вопрос для работы с текстом параграфа №3. Для чего на кавказских приграничных землях были образованы казачьи войска?

Казачьи войска создавались как противовес местным горцам, опора центрального правительства. Кроме того, казаки были военным сословием, и правительство наверняка рассчитывало, что они будут первой линией обороны в случае нового восстания против России.

Вопрос для работы с текстом параграфа №4. Что такое западные губернии? Назовите их основные центры. Какие особенности имела политика правительства в этом регионе о 1860-1870-е гг.?

Западными губерниями называли земли бывшей Речи Посполитой, не вошедших в состав Царства Польского, сегодня это территории Литвы, Беларуси и Украины. Главными центрами там были Вильно (современный Вильнюс) и Киев. Там политика властей была направлена на русификацию простого народа и против помещиков-католиков. Потому после восстания 1863 года, которое распространилось и на эти земли, там были приняты сходные с собственно Польшей меры, в частности по пересмотру крестьянской реформы в пользу крестьян.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №1. Как восстание поляков в Российской империи повлияло на политику центральной власти на территории бывшего Царства Польского?

На этих землях началась активная русификация (была запрещена печать латинским алфавитом, правительство изменило программу преподавания во всех учебных заведениях и т. д.), также был предпринят ряд мер против католической церкви и католического дворянства.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №2. Подготовьте презентацию на тему «Национальности в России во второй половине XIX в.» с использованием фотографий XIX в.

Название: Национальности в России во второй половине XIX в.

Название: Русские

Изображение: русский крестьянин

Текст: Русские были титульной нацией, они составляли большинство населения империи и жили в большинстве губерний. Кроме того, именно во второй половине XIX века они расселялись на новые территории. Многие нерусские народности старались русифицировать.

Название: Народы дальнего севера и Дальнего востока

Изображение: северный охотник в зимнем наряде

Текст: Земли близ полярного круга мало интересовали империю из-за своего слишком сурового климата, а Дальний Восток до строительства Китайско-Восточной железной дороги был слишком труднодоступен. Потому народы в этих землях жили так же, как и за тысячи лет до этого.

Название: Малые народы внутренних районов

Изображение: изображение казанского татарина в национальном костюме

Текст: Многие нерусские народы Волги, Урала, Сибири и других районов находились под властью России с XVI-XVII веков. Ко второй половине XIX века они были встроены в систему империи и во многом ассимилированы, хотя наиболее крупные, такие как татары, сохранили национальную идентичность.

Название: Степные кочевники

Изображение: степной конный кочевник в национальном костюме.

Текст: В степях жили многочисленные кочевые народы. Многие из них были присоединены к России только в XIX веке. В большинстве своём они продолжали жить, как и столетия до этого. Но на их землях появлялось всё больше пришлых земледельцев из других губерний (в основном русских), которых намерено переселяло туда российское правительство.

Название: Западный край

Изображение: украинец в национальном костюме.

Текст: На землях современных Литвы, Беларуси и Украины проводилась политика русификации, их крестьяне считались русскими. Но при этом там формировалось собственное национальное самосознание, которые сыграет важную роль в ХХ веке.

Название: Поляки

Изображение: Ясногорский монастырь

Текст: Поляки сохраняли национальную идентичность и свою культуру, причём не только крестьянскую, но и элитарную. Они считались самым непокорным народом в империи, неисправимыми бунтарями. И оправдывали это звание, не только поднимая восстания. Добровольцы-поляки сражались на стороне турок в нескольких войнах против России: католики даже соглашались поддержать мусульман, лишь бы навредить русским.

Название: Народы Прибалтики

Изображение: латыш в национальном костюме

Текст: Веками в Прибалтике городское население и элиту составляли немцы. Они были носителями культуры. Но в XIX веке пробуждается собственно латышское и эстонское национальное самосознание, что в следующем столетии позволило этим народом образовать собственные государства.

Название: Немцы

Изображение: протестантская кирха

Текст: Среди немцев Российской империи были как жители Прибалтики, так и переселенцы из других княжеств Германии. Особенно много их приезжало в правление Екатерины II, потому что императрица создавала для этого нужные условия, рассчитывая заселить Причерноморские степи. Они служили империи, но в большинстве своём сохраняли свой язык и культуру, причём не народную, а элитарную, не уступавшую по развитости русской.

Название: Финны

Изображение: финн в национальном костюме

Текст: У финнов фактически существовало своё государство со всеми институтами, просто подчинённое России. Во время образования Великое княжество Финляндское скорее было осколком Швеции. Но на протяжении XIX века там пробуждалось национальное самосознание и княжество становилось финским.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №3. В чём состояла сложность при управлении кавказскими землями?

При управлении Северным Кавказом необходимо было учитывать религию и национальные особенности местного населения, правительство старалось не вмешиваться в обычаи и образ жизни горцев, требуя от них только лояльности. Призыву в армию они не подлежали, но служба рассматривалась как привелегия, которая предоставлялась избранным, причём служили кавказцы в особых боевых частях, где были выходцы только из этого региона (в качестве примера можно назвать лейб-гвардии Кавказско-горский полуэскадрон в составе Собственного Его Императорского Величества Конвоя, в Первую мировую войну прославилась Кавказская туземная конная дивизия, более известная как «Дикая дивизия»).

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №4. Чем окончилась Кавказская война?

Кавказская война закончилась замирением восставших районов. При этом правительство пошло на значительные уступки, не требуя от горцев почти ничего, кроме лояльности. Лидера восстания имама Шамиля и то не наказали. Он был возведён в потомственное дворянство и поселён с достойным содержанием в Калуге, позже в Киеве, несколько раз лично встречался с императором.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №5. Что такое Синодальный перевод Библии? Какое значение имел перевод Библии на общедоступный язык?

Синодальный переводом на современный в то время русский язык назывался тот, который был осуществлён под контролем Святейшего правительствующего синода.

Такой перевод сделал Библию доступной для понимания более широким кругом населения. Однако больших изменений в обществе он не вызвал, отчасти потому, что люди уже привыкли жить по предписаниям церкви и не были склонны их анализировать, сравнивая с текстом Священного писания, а отчасти потому, что в обществе распространялась секуляризация (отход от религиозных предписаний в сторону светсткого мировоззрения).

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №6. Привлекая дополнительную литературу и Интернет, соберите информацию об одном из исторических деятелей, упомянутых в параграфе.

Александр Игнаций Велёпольский родился в 1803 году. Велёпольские были магнатским родом. В XVII-XVIII веках именно такие роды правили Речью Посполитой, все их представители просто по положению семейства в обществе не могли не получить того или иного поста, а большинство за жизнь сменяло их множество. С присоединение к Российском империи их положение несколько изменилось, но всё равно в основном магнаты правили Царством Польским, тем более, что российские власти пытались здесь опираться на местных уроженцев. Потому отпрысков магнатских родов с детства готовили к государственной деятельности.

Александр Игнаций лишился отца в 12 лет, но это не сделало его обделённым сиротой – взаимовыручка существовала даже в родах средней шляхты, тем более – в магнатских. Юноша получил образование в университетах Варшавы, Парижа и Геттингена. Он поступил на службу Российской империи, но вряд ли даже знал русский язык – в дворянском обществе вполне хватало французского.

В 1830 году Велёпольский стал депутатом сейма Царства Польского, находился в лагере консерваторов. Польских консерваторов не стоит путать с русскими – первые стремились к поддержанию старых порядков Речи Посполитой, включая её независимость, и выступали резко против империи. Потому не удивительно, что Александр Игнаций поддержал восстание 1830 года. Однако в боях он не участвовал: по-европейски образованного и знавшего высший свет Велёпольского послали в Лондон за помощью повстанцам. Миссия закончилась безрезультатно, но продлилась все месяцы восстания.

Велёпольский не скрывал собственного участия в антирусской деятельности, даже опубликовал в 1831 году брошюру о своей миссии в Лондоне. Но формально он не выступал против Российской империи с оружием в руках, потому наказания не понёс и спокойно вернулся в имение, где занимался хозяйством и периодически публиковал статьи. Он всегда считал себя не подданным Российской империи, а гражданином Речи Посполитой, пусть и разделённой между другими государствами, потому, к примеру, живо отреагировал на восстание крестьян в Галиции (на территории Австрийской империи) в 1846 году, написав памфлет Lettre d’un gentilhomme polonais au prince de Metternich (Письмо польского дворянина князю Меттерниху).

В 1861 году Велёпольский был назначен председателем комиссии духовных дел и народного просвещения, вскоре посетил Петербург и смог добиться поддержки двора, в результате чего был назначен помощником наместника Константина Николаевича по гражданской части и вице-председателем государственного совета. Наместник Царства Польского брат императора Константин Николаевич до этого был морским офицером и многое сделал для реформирования флота после Крымской войны, будучи либералом больше Александра II активно участвовал в подготовке крестьянской реформы, но в польских делах разбирался мало, потому во многом полагался на своего помощника.

Велёпольский при поддержке Константина Николаевича проводил либеральные реформы. Заменил для временнообязанных крестьян барщину оброком, уравнял в правах евреев с другими народами, реформировал систему образования; именно он основал Варшавскую главную школу – первое высшее учебное заведение в Царстве Польском с 1830-х годов (вместо этого существовали 8-классные гимназии с частично ВУЗовской программой последних лет обучения).

Между тем на землях бывшей Речи Посполитой (не только в Царстве Польском) активно готовилось восстание. Радикальным революционерам (так называемым «красным») были невыгодны либеральные реформы – такие якобы полумеры могли удовлетворить большую часть населения и отвратить от идеи восстания. Велёпольский искал контакты с более умеренным крылом (так называемыми «белыми»), убеждая их отказаться от своих планов и принять участие в мирных реформах.

21 июня 1862 года было совершено покушение на Константина Николаевича, однако несмотря на выстрел из пистолета в упор, он был только легко ранен. 26 июля и 3 августа последовали покушения на Велёпольского, который тот благополучно пережил. В ответ власти не стали применять массовых репрессий, они с помощью агентурной работы составляли списки наиболее активных революционеров – те конспирировались гораздо хуже позднейших русских народовольцев. В начале 1863 года Велёпольский инициировал рекрутский набор, в списки которого включил выявленных людей.

Именно этот рекрутский набор и стал катализатором: члены тайных комитетов решили нанести удар, пока рекрутов не увели в Россию и подняли бунт. Велёпольский уехал за границу. Он был неугоден ни повстанцам, которые обвиняли его в сотрудничестве с Россией, ни императору, который уволил его со всех постов. Революционеры хотели полностью независимой республики вместо полумер в виде либеральных реформ, а Санкт-Петербург решил разговаривать с Польшей языком силы и не стал там проводить даже многие из реформ, осуществлённых в других губерниях империи. Сторонники постепенной либерализации без открытого сопротивления империи оказались ни одному из лагерей не нужны.

Из эмиграции Велёпольский так и не вернулся. Он жил в Дрездене, где и умер в 1877 году.

Лекция № 8. Реформы Александра 11. Движение народников.

План лекции

1. Организационный момент. Проверка присутствия студентов на лекции. Сосредоточение внимания студентов (5 – 10 мин.)

11. Основная часть:

1. Отмена крепостного права (20 мин.)

2. Буржуазные реформы 1860 – 1870 –е гг.(20 мин.)

3. Экономическое развитие пореформенной России (15 мин.)

4. Общественное движение 1860 – 1880 –е гг. Народничество (20 мин).

111. Заключительная часть. Подведение итогов. Ответы на вопросы студентов. (5 мин.)

1. Отмена крепостного права.

Александр II вступил на престол в 1855 г. после смерти своего отца Николая I. Еще будучи престолонаследником, цесаревич Александр Николаевич первым из Дома Романовых в 1837 г. посетил Сибирь во время большого путешествия по России. Это событие в значительной мере повлияло в дальнейшем на значительное смягчение участи ссыльных декабристов и укрепило его убеждение в необходимости глубоких социально-экономических и политических преобразований. В этом он уподобился Александру I. Свои нововведения он начал с кардинального решения главной социальной проблемы России – крестьянского вопроса.

Крестьянская реформа рождалась в ходе жестоких столкновений между либералами и крепостниками. В правительстве идею освобождения крестьян с землей за выкуп отстаивал лидер реформы с единомышленниками. Основу проекта им удалось отстоять, но противники добились крупных поправок (увеличение выкупа, уменьшение наделов).

Важным показателем капиталистического развития был рост торговли. С 70-х по 90-е гг. внутренний товарооборот вырос в 3 с лишним раза, внешнеторговый – в 4 раза. Главным торговым партнером России была Германия, на втором месте шла Англия. Первое место в экспорте прочно занимал хлеб, на второе место вышел лес. Вывоз промышленных товаров достиг 25% экспорта. Импорт составляли машины, хлопок, металл, уголь, чай, нефть.

В 1890-е гг. появляются первые монополистические объединения в угле - и нефтедобыче. Так как внутренний рынок России был не очень велик и на нем было много иностранных производителей, объединения выполняли роль регуляторов сбыта.

Не только промышленности и торговле уделялось внимание в этот период. Александром III было учреждено Министерство земледелия, которому вменялось "споспешествовать нуждам сельского хозяйства". Им же был основан Крестьянский банк, выдававший ссуды на "необременительных для крестьян условиях". В 1891–1892 гг., когда Россию постиг сильнейший неурожай, по инициативе императора было ассигновано правительством 150 млн. рублей (весьма значительная сумма по тем временам) на борьбу с голодом.

Успехи промышленного развития укрепили положение России среди великих держав, однако догнать передовые страны она не смогла.

4. Общественное движение 1860 – 1880 –е гг. Народничество

После длительного периода реформ, испытывая на себе давление недовольных дворян-ретроградов, Александр II постепенно начал свертывать реформирование. После подавления Польского восстания 1863–1864 гг. реакционный характер правления "Александра-освободителя" усилился. Прогрессивная часть российского общества опасалась возвращения крепостного права, пусть даже в измененном виде.

Половинчатый характер крестьянской реформы 1861 г. явился причиной дальнейшего развития и распространения в России освободительного движения. С 60–70-х гг. XIX в. ведущую роль в освободительном движении в России начинают играть уже не дворяне, а разночинцы (выходцы из средних сословий, дети чиновников, священников, мещан). Господствующей идеологией разночинского этапа освободительного движения (1861–1895) стало народничество.

Народничество – общественное движение 60–90-х гг. XIX в., пропагандировавшее и пытавшееся реализовать в России идеи крестьянского утопического социализма, предполагавшее переход к социализму через посредство крестьянской общины, минуя капитализм. Основные идеи русского крестьянского социализма были изложены в работах и, являвшихся основоположниками идеологии народничества.

В 70-х – начале 80-х гг. главным направлением в народничестве было революционное народничество, считавшее основным средством достижения социальной справедливости крестьянскую революцию. В нем сложилось три течения: "бунтарское" (идеолог – дворянин, профессиональный революционер, один из основоположников анархизма), выдвигавшее требование организации немедленного и всеобщего крестьянского восстания; "пропагандистское" (идеолог – публицист и социолог, сын помещика), отстаивавшее необходимость ведения длительной пропаганды в народе с целью его подготовки к социалистической революции; и "заговорщическое" (идеолог – публицист, участник студенческого движения 60-х гг.), предлагавшее идею захвата верховной власти узкой группой революционеров с целью проведения социалистических преобразований.

Под влиянием агитации теоретиков революционного народничества в середине 70-х гг. XIX в. началось стихийное "хождение в народ" (1874 – 1879) – массовое посещение народниками, революционно настроенной молодежью, сельской местности с целью пропаганды социалистической революции среди крестьян. Однако крестьяне не откликнулись на призывы ко всеобщему бунту и революционному свержению самодержавия. Первые опыты "хождения в народ" были неудачны и привели к массовым арестам народников.

Во второй половине 70-х гг. XIX в. для координации деятельности отдельных народнических кружков стали создаваться организации народников. Первой такой организацией стала основанная в декабре 1876 г. "Земля и воля" (лидеры – , и др.), продолжавшая безуспешные попытки вести социалистическую пропаганду среди крестьян. Расхождения по тактическим вопросам привели к расколу этой организации в 1879 г. на "Народную волю" (лидеры – , и др.), боровшуюся с царизмом методом индивидуального террора (организации покушений на императора и высших чиновников), и "Черный передел" (лидеры – , и др.), члены которого оставались на пропагандистских позициях и продолжали еще некоторое время практику "хождения в народ". Убийство императора Александра II 1 марта 1881 г., организованное "Народной волей", привело к ужесточению репрессий и свертыванию деятельности "Народной воли" и "Черного передела". 3 апреля 1881 г. Петербург был обклеен правительственными объявлениями: "Сегодня, 3 апреля, в 9 часов будут подвергнуты смертной казни через повешение государственные преступники: дворянка Софья Перовская, сын священника Николай Кибальчич, мещанин Николай Рысаков, крестьяне Андрей Желябов и Тимофей Михайлов..." Народовольцы – организаторы убийства царя были казнены. В начале 80-х гг. XIX в. большинство лидеров революционного народничества были арестованы или оказались за рубежом.

Либеральное движение . Либеральное движение, сложившееся еще в первой половине XIX в. и выразившееся в тот период в движениях западников и славянофилов, в 60–90-х гг. XIX в. продолжало развиваться на основе идей западничества и европейской либеральной идеологии. Определенное влияние на него оказала и деятельность славянофилов. С особой силой либеральное движение развернулось в период подготовки крестьянской реформы и проектов других буржуазных реформ 60–70-х гг. XIX в. Либералы (историки и юристы, и др.) поддерживали реформы, проводившиеся правительством Александра II, выступали за свободу слова, печати, неприкосновенность личности, отмену сословных привилегий, независимость суда, развитие местного самоуправления.

Деятельность либералов выражалась в работе в комитетах по подготовке крестьянской реформы, подаче правительству ходатайств о проведении либеральных преобразований, выступлениях в печати. Либеральное движение в России во второй половине XIX в. выступало противником революции, выдвигая требование либеральных реформ, проводимых правительством "сверху" при минимальном участии народа.

Важное значение для развития либерального движения имело земское движение, сложившееся после проведения земской реформы 1864 г., создавшей органы местного самоуправления – земства, и выступавшее за расширение прав земств, создание общеземских представительных органов, принятие конституции. В 1879 г. состоялся первый нелегальный общеземский съезд, объединивший наиболее радикально настроенных представителей земского либерального движения. Съезд принял решение о необходимости распространения в обществе конституционных идей, обсуждал возможность создания тайного общества, однако серьезных практических последствий деятельность съезда не имела.

Центрами формирования либерального движения 60–90-х гг. XIX в. кроме земств были университеты, новые суды, либеральная печать, одним из наиболее известных изданий которой был ежемесячный умеренно-либеральный журнал "Вестник Европы" (1866–1912).

Рабочее движение появилось в России в 60-е гг. XIX в. в связи с процессом формирования фабрично-заводского пролетариата. Первоначально оно имело стихийный и неорганизованный характер. Во многих случаях рабочие ограничивались пассивными формами борьбы (подача прошений администрации фабрик, царским властям, бегство с заводов). На начальном этапе своего развития, в 60–80-е гг., рабочее движение выдвигало в основном экономические требования: повышение заработной платы , ограничение продолжительности рабочего дня, улучшение условий труда.

Первые политические организации рабочих, возникшие под влиянием народников ("Южнороссийский союз рабочих" (1875) и "Северный союз русских рабочих" (1878–1879)), были быстро разгромлены полицией и не оказали заметного влияния на развитие идеологии рабочего движения.

Поражение революционного народничества привелп к переходу части народников на марксистские позиции: в 1883 г. в Женеве лидерами народнической организации "Черный передел" , и др. была основана группа "Освобождение труда" , поставившая своей целью пропаганду в России марксизма.

К концу века усилилось организованное рабочее движение. Основной формой борьбы рабочего движения в 60–80-е гг. была стачка. В 80-е гг. стачечное движение начинает принимать массовый и организованный характер. Крупнейшей стачкой рабочих в 60–80-е гг. XIX в. была Морозовская стачка в городе Орехово-Зуево, произошедшая в 1885 г. на Никольской мануфактуре фабриканта. Изработающих на предприятии здесь бастовало около 8000 человек. Морозовская мануфактура славилась своей изощренной системой штрафов, за 1882–1884 гг. заработная плата на ней снижалась 5 раз. С каждого заработанного рубля вычиталось в виде штрафов от 30 до 50 копеек.

Стачка началась 7 января стихийными выступлениями рабочих, которые разгромили фабричную лавку, квартиры администрации, фабричные помещения. Однако ее руководители (и др.) смогли придать стачке организованный характер: рабочими были сформулированы требования, которые они вручили приехавшему на фабрику владимирскому губернатору. Администрация на уступки не пошла – по личному указанию Александра III начались аресты, предприятие оцепили войска, рабочих загоняли на работу штыками. Однако полностью работа на предприятии возобновилась только в конце января. Организаторы забастовки были отданы под суд. Однако суд присяжных, ознакомившись с положением рабочих, вынужден был их оправдать.

Подъем рабочего стачечного движения в конце XIX в. заставил правительство пойти на некоторые уступки и привел к созданию рабочего законодательства, ограничившего использование женского и детского труда, размеры штрафов, создавшего государственную фабрично-заводскую инспекцию, в которую рабочие могли жаловаться на нарушение своих прав.

Дополнение. (Если позволяет время).

Контрреформы Александра 111. После эпохи великих реформ 1860–1870-х гг. страна вступила в следующий период своей истории, получивший название периода контрреформ Александра III. При Александре III многие преобразования, проведенные в правление его отца Александра II, не только не получили дальнейшего развития, но были серьезно урезаны. Александр III был уверен во вредности системы широких прав и свобод, считая это провоцированием общественных потрясений. Немалую роль в этом сыграло усиление революционного народнического движения, вылившееся в убийство Александра II.

Новый русский император был не самым демократичным и просвещенным человеком среди коронованных особ. Александр III не получил в свое время необходимого образовательного минимума, полагавшегося наследнику престола, так как, будучи лишь вторым сыном Александра II, готовился к военно-инженерной службе, а не к царствованию. При большом росте (193 см) и необычайной физической силе император отличался удивительной выдержкой и самообладанием.

Образ Александра III различными историками трактуется по-разному, часто ему приписывали невежество и даже откровенную тупость, обвиняли царя и в трусости. Сторонники этой трактовки указывали на то, что царь плохо знал русскую грамматику, всю жизнь жил чужими идеями, доверяясь сановникам-администраторам, после убийства отца спрятался на долгие годы в Михайловском дворце (замке) и т. д. Другая сторона утверждала: царь был образован, знал иностранные языки , был умен и храбр. Будучи цесаревичем, лично участвовал в боевых действиях в ходе русско-турецкой войны (в 1877 г.). Во время крушения в 1888 г. царского поезда Александр III спас свою семью, вытащив домочадцев из-под обломков вагона. В политических взглядах императора преобладало стремление к стабильности в обществе, что многие исследователи определяют как консерватизм.

Правил страной Александр III недолго – 13 лет (1881–1894), рано скончавшись от длительной болезни – нефрита. Причиной болезни послужила, видимо, колоссальная физическая нагрузка, которую ему пришлось выдержать во время упомянутого выше железнодорожного инцидента. Крыша вагона во время крушения поезда начала падать на сидевшее за обеденным столом семейство царя. Александр вынужден был держать ее на вытянутых руках. В последующие годы болезнь усугубилась по иной причине. Начальник охраны императора оставил после себя дневники, из которых следует, что царь постоянно и неумеренно употреблял спиртное.

Извечная проблема российской политики – борьба реформ и контрреформ – довольно ярко проявилась в царствовании Александра III. Проводниками обеих политических линий стали в это время, соответственно, и.

был министром финансов России (1892–1903) и наиболее яркой фигурой среди реформаторов на стыке двух столетий. Его основным устремлением было, по собственным словам Витте, дать России такое же "промышленное совершеннолетие, в какое уже вступают Соединенные Штаты Северной Америки". При нем Россия имела мощные банковскую и налоговую системы , была интегрирована в мировую экономику, а рубль в 1897 г. стал конвертируемым. Государственный сектор в экономике был достаточно велик (100% оборонных заводов, 70% железных дорог, 30% земель). Многое из перчисленного имело место уже после смерти Александра III, но основы этого пути были заложены именно при нем. Подобные сдвиги в экономическом курсе страны не могли не встретить сопротивления в консервативном окружении царя. Главным оппонентом Витте был Победоносцев.

При Александре III Витте ввел государственную винную монополию, что существенно укрепило бюджет страны и дало финансовые средства для начала проведения других реформ. Искусный дипломат, Витте умел находить общий язык с самим, от которого очень многое в те годы зависело.

занимал кафедру гражданского права в Московском университете и был воспитателем сначала Александра III, а затем и Николая II (преподавал им законоведение). С 1868 г. – сенатор, с 1872 г. – член Государственного совета, а с 1880 по 1905 г. – обер-прокурор Святейшего Синода. Эти должности, особенно последняя, позволяли Победоносцеву активно влиять на внутреннюю и внешнюю политику страны, а положение воспитателя императора еще более расширяло его возможности. Их он использовал в полной мере, особенно в первые годы правления Александра III.

Главной своей задачей Победоносцев видел ликвидацию либеральных установлений, введенных Александром II, защиту политического курса от проникновения социалистических идей. Витте, отдавая должное образованности и талантам этого политика, называл Победоносцева одним из "столпов консерватизма".

Александр III, стремившийся окружить себя преданными и умными администраторами, отдал предпочтение хорошо знакомому с юности царедворцу и сразу поручил ему составление царского манифеста. Манифест от 01.01.01 г. провозгласил программу нового царствования – курс на контрреформы и упрочение самодержавия. В основу политического курса были положены идеи неограниченной монархии, крайнего национализма и воинствующего православия.

После написания этого документа Победоносцев сконцентрировал в своих руках управление страной, начал тормозить и даже откровенно торпедировать либеральные реформы, жестоко преследовать свободомыслие, либеральную прессу, публицистов и писателей. Именно он начал гонения на, излагавшего тогда в философских публикациях идею "Бога в душе" или "Бога без церкви", и добился публичного отлучения великого писателя от церкви. Наиболее яростным преследователем народовольцев был все тот же Победоносцев.

"Ангел-хранитель трона", как современники называли, не был ни лакеем, ни карьеристом. Он служил "за идею" и делал это последовательно и упорно, борясь за укрепление страны через упрочение самодержавия. Во многом он помешал Витте в проведении прогрессивных экономических и политических преобразований при Александре III и стал идеологом основных контрреформ того времени.

В стране распространялся административный произвол, деятельность политической полиции достигла невероятного размаха и законодательно начал закрепляться возврат к феодально-крепостническим порядкам. Практически сразу после убийства народовольцами Александра II новый император сделал первый шаг в контрреформах – издал "Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия" (1881). Этот документ предоставлял губернаторам право объявлять в губерниях чрезвычайное положение, без суда и следствия и в обход существующих законов проводить аресты, закрывать печатные органы, прекращать деятельность общественных организаций. "Положение" продлевалось каждые три года вплоть до 1917 г.

Одной из важнейших контрреформ 80–90-х гг. явилось принятое в 1889 г. положение о земских участковых начальниках (крестьянская контрреформа), имевшее целью восстановить административную и судебную власть помещиков над крестьянством, утерянную ими после крестьянской реформы 1861 г. Земские начальники, назначаемые министром внутренних дел из числа помещиков, потомственных дворян, получали право контроля и надзора за органами крестьянского самоуправления, право производить аресты, применять телесные наказания, отменять решения сельских сходов и выборных должностных лиц. К земским начальникам переходили функции мировых судей, а сами мировые суды отныне упразднялись.

В 1890 г. вышло "Положение о губернских и уездных земских учреждениях" (земская контрреформа). Согласно этому документу, изменялась система выборов в земские органы. Первая избирательная курия стала включать только дворян, число гласных от нее увеличивалось. Число гласных от второй курии уменьшалось, имущественный ценз повышался. Крестьянские сходы выбирали теперь лишь кандидатов в гласные. Список кандидатов рассматривался на съездах земских начальников и в окончательном виде утверждался губернатором.

"Городовое положение", вышедшее в 1892 г. (городская контрреформа), повысило имущественный ценз для избирателей на выборах в органы городского самоуправления, около половины избирателей лишилось своих избирательных прав, городские головы и члены управы переводились в разряд государственных служащих и, следовательно, попадали под полный контроль администрации.

Политика контрреформ 80–90-х гг. способствовала замедлению социально-политического развития страны, но не смогла полностью ликвидировать результаты буржуазных преобразований 60–70-х гг.

Последовательно проводя контрреформы, подготавливаемые Победоносцевым, Александр III все больше начинает понимать необходимость поступательного движения в экономической и политической областях. Он все чаще обращается к Витте, и в недрах контрреформистского правления начинают готовиться грядущие реформы. Витте в "Воспоминаниях" пишет, что царь начал торопить его с подготовкой закона об ответственности фабрикантов перед рабочими. "Надо идти вперед, надо создавать,– говорил царь, убеждая не поддаваться влиянию Победоносцева и его сторонников. – Я уже давно перестал принимать во внимание их советы".

Александр III вошел в историю как "Александр-миротворец", т. к. при нем Россия совершенно не вела войн. Миротворческая идея, которой он руководствовался, выражалась в дипломатических усилиях по обеспечению гарантированного мира на Европейском континенте. "Силою и войною нельзя утверждать прочных и продолжительных союзов", – говорил Александр III. В мире позиция России была оценена по достоинству. "Счастливо человечество и русский народ, что император Александр III крепко держался идеи всеобщего мира и считал осуществление этой идеи своей первой и наибольшей обязанностью", – писала тогда лондонская "Таймс". Однако в ходе осуществления миротворческой дипломатии России пришлось и многим поступиться. Так, Александр III уничтожил достижения предыдущего царствования на Балканах. В дальневосточном регионе при нем уже назревал конфликт с Японией. Во время правления Александра III происходит постепенное ухудшение и российско-германских отношений. Одновременно Россия идет на сближение с Францией, которое закончилось заключением франко-русского союза (1891–1893). Миротворчество оборачивалось нарастающей дестабилизацией отношений России с целым рядом стран, что впоследствии привело к войнам.

Тема урока: «общественные движения при Александре 2»

Тип урока – урок моделирования.

Цель урока.

Знать:


    причины активизации общественного движения в XIX веке в России;

  • основные направления общественного движения;

  • цели и задачи каждого направления;
Уметь:

  • выделять новое в общественном движении в соответствии с изменившейся политической ситуацией;

  • обобщать полученную информацию в форме модели;

  • выделять основное в каждом направлении преобразуя модель в схему;
План урока

1.Организационный момент.

2. Создание ситуации успеха через оптимизацию знаний:


  • создание проблемной ситуации;
3. Работа над новым материалом:

  • решение проблемной ситуации через овладение новыми знаниями;

  • создание и анализ новой модели.
4. Преобразование модели в схему для обобщения знаний.

5.Домашнее задание.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Оптимизация учебного процесс, создание ситуации успеха.


Действия учителя.

Действия ученика.

-Когда и почему активизировалось общественное движение?

-После восстания декабристов по поводу ограничения власти царя и отмены крепостного права.

-Какие направления возникли в общественном движении в 30-50 г.г. XIX века в России?

-Консервативное, либеральное, революционное.

-Каковы цели каждого направления?

-Цель консервативного движения- охрана существующего порядка и государственной власти. Либеральное движение считало, что преобразования в стране должны пройти через реформы проведенные правительством.

Радикальные изменения в стране могут произойти только через революцию.



-Вспомните, какие критерии лежат в основе модели общественного движение в России в первой половине XIX века?

-Мы выделили три критерия: политические направления, пути решения задач, идеологи.

Модель общественного движения в первой половине XIX века.

1. Политическое направление.

3. Идеологи.

3.Работа над новым материалом.

А) Создание проблемной ситуации.



Б). Работа над новым материалом порагрофу 22 учебника.

Какие новые критерии помогут проанализировать общественное движение?

Прочтите 1 раздел параграфа.


Что изменилось в либеральном движении?

- Либеральное движение стало более активным;

Выступают за дальнейшее проведение реформ с целью расширения органов местного самоупровления;

Установление в стране демократических свобод;

Социальнаябаза - обуржуазившиеся слои дворянства;

Идеология - земский либерализм.


Прочтите 2 раздел параграфа.

Что изменилось в консервативном движении?



- Консервативное движение стало неоднородным;

Выделилось консервативно- либеральное крыло;

Социальная база – крупнопоместное дворянство,

государственные чиновники;

Идеология – теория официальной народности.


Прочтите 3 раздел параграфа.

Что изменилось в революционном движении?



- Социальная база – интелегенция, разночинцы,

рабочие;


- идеология – народничество;

задача – подготовка социалистической революции через пропаганду.



Подведём итоги:

Что нового появилось в общественном движении?



- Оформилась идеология в каждом направлении общественного движения;

Определилась социальная база каждого направления;

Активизировалась их деятельность.


Какие новые критерии для оценки общественного движения вы можете выделить?

- Можно выделить следующие критерии- идеология, социальная база, форма активности.

Создайте новую модель.

Модель общественного движения в конце XIX века.

Общественное движение:


  1. политическое напровление;

  2. идеология;

  3. цели;

  4. социальная база;

  5. форма активности.

  6. идеологи.
4.Обобщение.

а основе модели составте схему по заданной теме.

Общественное движение в период царствования Александра 2.

60– 70-е годы XIX века.



Критерии.

Консервативное движение.

Либеральное движение

Револююционное движение.

1.Цели.

Охрана существующего порядка

Реформирование государственной политики

Изменить государственный порядок через революцию.

2.Идеология.

Теория официальной народности.

Земский либирализм.

Народничество.

3. Идеологи.

С.С.Уваров, М.Н.Катков.

Н.К.Михайловский, В.П.Воронцов, С.Н.Кривенко.

Н.Г.Чернышевский, П.Н.Ткачёв, П.Н.Лавров.

4. Социальная база.

Крупноземельные помещики, государственные чиновники.

Обуржуазившиеся слои дворянства, интеллигенция.

Интеллигенция, разночинцы, рабочие.

5. Формы активности.

Создание третьего отделения по охране порядка, преследование инакомыслящих, цензура.

Подача адресов имя императора, 1879 год – тайный съезд сторонников либеральной реформы.

Деятельность кружков и тайных обществ, активизация рабочего движения.

5.Итог урока. Домашнее задание- 22 параграф.Вопросы- 3, 4, 5.

Во второй половине XIX в. в России активизировалось общественно-политическое движение, оппозиционные и даже радикальные настроения в обществе. Этому во многом способствовала непоследовательность внутриполитического курса правительства Александра II, отход от политики либеральных реформ, высокая цена ускоренной модернизации страны, основное бремя которой ложилось на народные плечи.

Прочие факторы:

    переходный характер экономики и социальной структуры 60-80-х гг.

    сохранение сельской общины, самодержавия, крупного помещичьего землевладения

    форсированное развитие капитализма, которое стимулировалось государством, усиливало его негативные стороны

    обнищание части крестьянства в условиях рыночных отношений переживалось радикальной интеллигенцией как народное бедствие, вызывало стремление спасти крестьянство от ужасов капитализма, создавало условие для распространения социалистических идей.

    влияние теорий, проникавших в страну с Запада (идеи социализма и др.)

Александр III (1845 - 1894) вступил на престол в 1881 г. тридцати шести лет от роду после гибели своего отца Александра II от бомбы террориста. Реакционные преобразования Александра III получили название контрреформ.

Ближайшим советником царя был бывший наставник Александра К.П.Победоносцев (1827-1907), занимавший пост обер-прокурора Святейшего Синода (т.е. чиновника, ведавшего отношениями православной церкви и государства). Большим влиянием в царствование Александра III пользовался и известнейший реакционный журналист М.Н.Катков. В 1860-е гг. Катков и Победоносцев участвовали в подготовке Великих реформ; к 1880-м гг. они стали их яростными врагами. Катков предлагал полностью искоренить принципы, внесенные реформами в русскую жизнь, призывал к административно-политическим переустройствам. Победоносцев больше надежд возлагал на изменения в умах и душах людей, на усиление влияния церкви.

В начале 1880-х гг. самодержавие значительно усовершенствовало свою карательную политику, что позволило ему разгромить внутренне ослабленную "Народную волю".

В августе 1881 г. было утверждено "Положение о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия". Согласно ему, любая местность могла быть объявлена на чрезвычайном положении, глава губернии имел право запрещать собрания, закрывать органы печати и учебные заведения, арестовывать и высылать без суда неугодных лиц. С 1883 г. стали действовать охранные отделения (охранка) - жандармские органы, специализировавшиеся на агентурной деятельности.

В августе 1882 г. были приняты Временные правила о печати. Отныне совещание четырех министров (внутренних дел, юстиции, народного просвещения и обер-прокурора синода) получило право закрывать любые издания и запрещать неугодным лицам заниматься журналистской деятельностью. В 1884 г. появился новый университетский устав, ликвидировавший выборность профессоров, деканов, ректора, резко ограничивший права университетского самоуправления.

Правительство стремилось придать образованию сословный характер: плата за обучение в университетах была повышена, а министр народного просвещения издал в 1887 г. так называемый "циркуляр о кухаркиных детях", предписав не допускать в гимназии детей из низших сословий.

В сфере начального образования усиленно внедрялись церковные школы, которым Победоносцев стремился придать строго охранительный характер.

В 1889 г. был принят закон о земских начальниках, касавшийся местного крестьянского управления. Сословная обособленность крестьянского управления сохранялась и закреплялась, оно было отдано под власть земских начальников - особых должностных лиц из числа местных помещиков, соединивших в своих руках судебную и административную власть.

В 1890 г. вышло новое Земское положение, значительно усилившее власть администрации над местным самоуправлением. Выборы в земство стали проводиться строго по сословному признаку, представительство дворян значительно увеличилось. В 1892 г. было принято новое Городовое положение, значительно урезавшее самостоятельность городского самоуправления, в три-четыре раза уменьшившее число городских избирателей.

Несколько раз правительство предпринимало наступление на судебные учреждения, однако решительных преобразований здесь провести не удалось, пришлось ограничиться довольно незначительными поправками. В социально-экономической сфере правительство стремилось защищать интересы дворянства. Для этого был учрежден Дворянский банк, принято выгодное для помещиков Положение о найме на сельскохозяйственные работы. Правительство пыталось предотвратить социальное расслоение крестьянства: были ограничены семейные разделы крестьян, приняты меры против отчуждения крестьянских наделов.

Реакционная политика правительства Александра III провозглашала утверждение национально-самобытных начал в жизни России. Это сказалось в ухудшении положения нерусских народов, религиозных и национальных меньшинств. Был принят ряд стеснительных мер в отношении евреев, проводилась русификация Прибалтики. Мерами государственного принуждения нередко подкреплялась деятельность православных миссионеров в разных концах Империи - среди лютеран Прибалтики и униатов Западной Украины, мусульман Поволжья и буддистов Забайкалья, старообрядцев и сектантов.

Первые подпольные организации народников возникли в конце 1850- начале 1860-х гг. "Земля и воля" (1861-1864 гг.) явилась первой крупной организацией народников, насчитывавшей несколько сот членов. Ее руководителями стали А.А. Слепцов, Н.А. Серно-Соловьевич, Н.Н. Обручев, В.С. Курочкин, Н.И. Утин. Главной целью организации считалось создание условий для революции, которая ожидалась в 1863 г, когда должно было завершиться подписание уставных грамот. Для этого использовалась легальная и нелегальная пропаганда, издавались прокламации.

В 1864 г. в период репрессий, связанных с подавлением польского восстания, и в результате отсутствия так ожидаемых крестьянских восстаний организация самороспустилась.

Ишутинцы. В 1863-1866 г. действовала революционная организация, возглавляемая Н.А. Ишутиным ("ишутинцы"). В 1866 г. член организации Д.В. Каракозов совершил безуспешное покушение на Александра II.

"Народная расправа" была создана в конце 60-х гг. революционным фанатиком С.Г. Нечаевым . Нечаев отрицал какую-либо этику, полагая, что цель оправдывает средства. Ради интересов революционного дела он пошел даже на организацию уголовного преступления.

"Большое общество пропаганды" ("чайковцы") существовало в 1869-1874 гг. Его возглавляли М.А Натансон, Н.В Чайковский, С.Л. Перовская, С.М. Кравчинский, П.А. Кропоткин. Общество занималось изучением социалистической литературы.

В 1874 г. чайковцы участвовали в подготовке массовой акции - т.н. "хождения в народ ", когда сотни студентов, гимназистов, молодых интеллигентов отправились в деревню, кто для агитации, а кто для пропаганды крестьян. Но, в итоге, не удалось их поднять ни на бунт, ни распропагандировать в социалистическом духе.

"Земля и воля" (1876-1879). Организацией руководили М.А. Натансон, А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, Л.А. Тихомиров. Стремясь поднять народ на революцию, они считали необходимым:

Агитацию словом и делом;

Акции по дезорганизации государства (т.е. привлечение в свои ряды офицеров, чиновников, убийство наиболее вредных представителей власти);

Землевольцы перешли от летучей агитации к оседлой пропаганде, стали создавать поселения народников в деревне. Но новое хождение в народ также не дало результатов и в 1879 г. партия раскололась на сторонников пропаганды и продолжения борьбы за социалистические идеалы ("деревенщиков"), объединившихся во главе с Г.В. Плехановым в партию Черный передел , и сторонников политической борьбы и достижения политической свободы, как необходимого условия для социалистической пропаганды, а также тактики индивидуального террора ("политиков"), образовавших Народную волю .

Партию "Народная воля" (1879-1882 гг.) возглавлял Исполнительный комитет, куда входили А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер, Н.А. Морозов и др.

Народовольцы ставили своей целью:

Революционный захват власти;

Созыв Учредительного собрания;

Утверждение политических свобод;

Построение, в перспективе, общинного социализма.

Основным средством признавался политический переворот с помощью армии и при поддержке народа.

Для дезорганизации власти использовался и индивидуальный террор, который, постепенно, вовлек в себя все силы партии и стал главным средством политической борьбы. Было предпринято несколько попыток цареубийства, в частности, подготовленный С.Н. Халтуриным взрыв в Зимнем дворце в феврале 1880 г. 1 марта 1881 г. Александр II был убит, но революции или ожидаемых народовольцами массовых выступлений народа не произошло, а организация, в итоге, была разгромлена полицией.

"Черный передел" (1879-1882 гг.). Его руководители - Г.В. Плеханов, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич целью своей деятельности считали подготовку крестьянской революции - бунта при помощи пропаганды в деревне.

В 1883 г., разочаровавшись в народничестве и оказавшись в эмиграции, чернопередельцы во главе с Плехановым перешли на позиции марксизма и создали в Женеве группу "Освобождение труда " - первую русскую социал-демократическую организацию.

Убийство Александра II 1 марта 1881 г. - наивысший пик деятельности революционеров-народников - стало началом их заката: гибель императора не вызвала, как рассчитывали народники, ни разрушения политической системы самодержавия, ни народной революции. Полиция с помощью преследований и провокаций разрушала внутренне ослабленную "Народную волю"; к 1884 г. основной костяк этой организации прекратил существование. Безуспешной попыткой возродить народовольческие методы стало покушение группы петербургских студентов под руководством А.И.Ульянова (старшего брата Ленина) на Александра III 1 марта 1887 г.

На первый план в 1880-е гг. выходит либеральное народничество, идеологами которого были В.В.Воронцов. И.И.Каблиц и др. Сохранив веру в крестьянскую общину как зародыш социализма, либеральные народники сосредоточились в первую очередь на культурных, просветительских мерах. Взгляды, близкие к народническим, выражал журнал "Отечественные записки", руководимый М.Е.Салтыковым-Щедриным и Н.К.Михайловским, а впоследствии - журнал "Русская мысль".

Вступление России на путь капитализма сопровождалось усилением рабочего движения и появлением рабочего вопроса. В 1885 г. на Никольской мануфактуре в Орехове-Зуеве, принадлежавшей Т.С.Морозову, разразилась "морозовская стачка". Стачечники потребовали учредить действенный государственный контроль за положением рабочих, принять законодательство об условиях найма. Правительство вынуждено было запретить ночной труд женщин и детей, более четко определить обязанности фабрикантов по отношению к рабочим.

Попыткой объяснить новые социально-экономические реалии стала деятельность русских марксистов. В 1883 г. эмигранты-народники, перешедшие на позиции марксизма, - Г.В.Плеханов, В.И.Засулич, П.Б.Аксельрод и др. - основали группу "Освобождение труда". Она развернула активную переводческую и издательскую деятельность. Плеханов в работах "Наши разногласия". "Социализм и политическая борьба" доказывал, что Россия уже вступила на путь капитализма и надежды народников на приход к социализму через крестьянскую общину беспочвенны. Революционеры, заявлял Плеханов, должны ориентироваться не на крестьянство, а на пролетариат - единственный последовательно революционный класс.

Марксистские кружки возникают и в России: петербургские группы Д.И.Благоева (1884-1885) и М.И.Бруснева (1889-1892), группа Н.И.Федосеева (1888-1889), в деятельности которой принимал участие В.И.Ленин.

Цель урока:

  • Выяснить причины возникновения движения декабристов; цели участников тайных организаций; значение восстания на Сенатской площади;
  • Развивать навыки заполнения таблиц, учить выделять главное, определять и объяснять понятия.

Новые термины и даты: Союз спасения (1816-1817), Союз благоденствия (1818-1820), Северное и Южное общество (1821-1825), декабристы, восстание декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 г., династический кризис.

Оборудование: портреты декабристов, Александра I, Николая I.

План урока:

1. Зарождение организованного общественного движения и распространение либеральных идей

2. Тайные общества

3. Южное общество

4. Северное общество

5. Власть и тайные общества

6. Династический кризис

Ход урока

1. Зарождение организованного общественного движения и распространение либеральных идей.

  • 1 этап. 18 век Екатерина II, идеи Руссо, Вольтера.
  • 2 этап. После Отечественной войны 1812 г., вследствии бездействия правительства создавались тайные общества и кружки

2. Тайные общества

Союз спасения (1816-1817)

Союз благоденствия (1818-1821)

3. Южное общество

4. Северное общество

Учебник стр. 54-55, заполнение таблицы.

Итоги работы с пунктами 2, 3, 4.

Организация, годы существования Участники Характер общества, методы Цели
Союз спасения

(с 1817 г.-Общество истинных и верных сынов Отечества) 1816-1817 гг.

Инициатор создания -Муравьев. Вошли: Н. М. Муравьев, братья Муравьевы-Апостолы, С.П. Трубецкой, П. И. Пестель Заговорщический характер, конспирация; ясных средств нет. (В момент смены царей исторгнуть конституцию; первый проект цареубийства) Введение конституции, уничтожение крепостного права. Но четкой программы преобразований - нет.
Союз благоденствия Около 200 человек Более открытый характер.

Пропандистско-просветительская деятельность, бескровный политический переворот

Ближняя - просветительская: формирование передового общественного мнения, распространение истинных правил нравственности и просвещения.

Дальняя - введение конституции и законно-свободного правления, равенство граждан перед законом, гласность в государственных делах и судопроизводстве, уничтожение крепостного права, рекрутчины и военных поселений.

Северное общество Н. М. Муравьев,

Н. И. Тургенев,

М. С. Лунин,

С. П. Трубецкой,

Е. П. Оболенский,

И. И. Пущин,

К. Ф. Рылеев.

Тайное общество. Установление конституционной монархии, Россия - феде-рация. Император - исполнительная власть, "верховный чиновник". Высшая законодательная власть - двухпалатный парламент - Народное вече (Верховная Дума и Палата народных представителей). Все должности в государстве - выборные. Отмена крепостного права (но основная масса земли - у помещиков). Равенство всех перед законом, уничтожение сословий. Введение гражданских прав и свобод.
Южное общество П. И. Пестель, А. П. Юшневский, братья Крюковы,

B. И. Ивашев,

А. П. Барятинский,

C. Г. Волконский, С. И. Муравьев-Апостол,

М. П. Бестужев-Рюмин.

Тайное общество.

Вооруженное выступление при смене императоров на престоле.

Установление республики, Россия - единое государство. Разделение властей: законодательная - однопалатному парламенту - Народному вечу, исполнительная - Державной думе, контролирующая - Верховному собору. Отмена крепостного права, разделение всех земель на общественную и частную. Уничтожение сословий, провозглашение гражданских свобод.

5. Власть и тайные общества

1822 г. Принят специальный указ о запрете всех тайных обществ

1823 г. Преследование участников тайных обществ

6. Династический кризис

Николай I
Объявил о своих правах на престол.

Константин Павлович Романов
Отказался от престола.

14 декабря 1825 г.
11 часов утра на Сенатской площади:
Лейб-гвардейский Московский полк.

13 часов на Сенатской площади Гвардейский морской экипаж и гренадерский полк.

Всего 3 тысячи солдат и 30 офицеров.

Диктатор С.П. Трубицкой не явился; Якубович отказался захватить Зимний дворец; Булатов отказался овладеть Петропавловской крепостью; Каховский не решился покуситься на жизнь Николая I

К 6 часам вечера восстание было подавлено регулярными войсками.

"Манифест к русскому народу" декабристов учебник стр.62.

8. Следствие и суд над декабристами

Пестель, Релеев, Бестужев-Рюмин, С. Муравьев-Апостол, Каховский - повешены в Петропавловской крепости. Более 100 человек сосланы на каторгу. Многие офицеры разжалованы в солдаты и сосланы на Кавказ. Всего привлечено к ответственности 579 человек.

9. Историческое значение и последствия восстания декабристов.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook