Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Формы государственного (муниципального) кредита

Государственный (муниципальный) кредит функционирует в следующих трех формах:

– государственные (муниципальные) заимствования;

– государственные (муниципальные) гарантии;

– государственные (субфедеральные) бюджетные кредиты.

Государственные заимствования. Государственные заимствования осуществляются в виде государственных займов и прямых кредитов.

Государственные займы характеризуются тем, что привлекаются временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций для финансирования дефицита государственного бюджета путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов ценных бумаг.

Рассмотрим классификацию государственных займов по различным признакам.

1. По виду эмитента – займы центрального правительства; займы субъектов Федерации; займы местных органов власти.

2. По признаку держателей ценных бумаг – реализуемых среди населения, среди юридических лиц, универсальные займы.

3. В зависимости от обеспеченности долговых обязательств – закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом (имуществом, доходом). При беззакладных займах обеспечением служит все имущество государства.

4. В зависимости от места размещения – внешние и внутренние.

5. По характеру обращения на рынке – рыночные и нерыночные. Рыночные займы они являются основными при погашении бюджетного дефицита. Нерыночные займы выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов (для мобилизации средств негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов).

6. В зависимости от срока привлечения средств – краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от одного до пяти лет), долгосрочные (от 5 лет и выше).

7. По форме эмиссии – облигационные и безоблигационные в виде записей на счетах или в специальных реестрах.

8. По методам определения дохода – долговые обязательства с твердым и плавающим доходом. Применение плавающего дохода позволяет снижать уровень расходов на обслуживание займов, происходит систематический пересмотр процента, выплачиваемого по ценным бумагам.

9. По характеру выплачиваемого дохода – долговые обязательства выигрышные, процентные, с нулевым купоном.

Выигрышные – выплата доходов осуществляется на основе лотереи.

Главным видом являются процентные облигации, доход по которым выплачивается один, два или четыре раза в год на основе процентной ставки к номиналу, определенному по конкретному купону.

Облигации с нулевым купоном – продаются по цене ниже номинала, а выкупаются по номиналу. Чаще всего это краткосрочные облигации.

10) В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске – обязательства с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.

Обычно займы погашаются через тиражи погашения. Другой способ погашения – выкуп правительственных бумаг. Займы подлежат погашению в установленные сроки.

В отдельных случаях правительство может гарантировать погашение займа, выпущенного нижестоящими органами власти и управления, а также выплату процентов по нему. По гарантированным займам правительство несет реальную ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика.

Государственные гарантии. Бюджетный кодекс РФ определяет государственную (муниципальную) гарантию как способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого Российская Федерация, субъект Федерации или муниципальное образование – гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается гарантия; обязательства перед третьими лицами полностью или частично. Гарант по государственной (муниципальной) гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству (ст. 115 БК РФ).

Согласно БК РФ (ст.116) общая сумма предоставленных государственных гарантий РФ для обеспечения обязательств в валюте РФ включается в состав государственного внутреннего долга РФ как вид долгового обязательства.

Общая сумма предоставленных государственных гарантий РФ для обеспечения обязательств в иностранной валюте включается в состав государственного внешнего долга РФ как вид долгового обязательства.

Внутренние государственные гарантии. Государственные гарантии РФ внутри страны могут предоставляться субъектам РФ, муниципальным образованиям и отдельным юридическим лицам. Необходимым условием предоставления гарантии является проверка финансового состояния ее получателя. Письменная форма государственной (муниципальной) гарантии является обязательной (ст.115 п.3 БК РФ).

В 2008 г. предоставление гарантий внутри страны предусмотрено в объеме 72,1 млрд. руб. В том числе по обязательствам страхования военных рисков, рисков угона и других подобных рисков ответственности авиаперевозчиков перед третьими лицами 25,5 млрд. руб.; по заимствованиям ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" 28 млрд. руб.; по заимствованиям, осуществляемым для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, в целях жилищного строительства – 18,6 млрд. руб.

Внешние государственные гарантии. В Российской Федерации внешние государственные гарантии в 2008 г. предусмотрены в объеме 1000 млн. долл. и представлены тремя разновидностями гарантий для оказания поддержки экспорта промышленной продукции:

– государственными гарантиями, выдаваемыми российским экспортерам промышленной продукции, российским и иностранным банкам, кредитующим импортеров, банки-нерезиденты, иностранные государства при осуществлении экспорта российской промышленной продукции в объеме 500 млн. долл.;

– государственными гарантиями, выдаваемыми по заимствованиям ЗАО "Росэксимбанк", осуществляемыми на цели поддержки экспорта российской промышленной продукции (товаров, работ, услуг) в размере 200 млн. долл.;

– государственными гарантиями, выдаваемыми по банковским гарантиям, выставленным ЗАО "Росэксимбанк" по обязательствам российских экспортеров промышленной продукции (товаров, работ, услуг) в размере 300 млн. долл.

Государственный кредит предоставляется в форме бюджетных кредитов.

Бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах (ст. 6 БК РФ).

В качестве заемщиков при предоставлении бюджетных кредитов могут выступать: бюджеты других уровней бюджетной системы РФ; унитарные предприятия; юридические лица, не являющиеся унитарными предприятиями.

Способами обеспечения возвратности бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества.

Обязательное условие предоставления бюджетного кредита – предварительная проверка финансового состояния заемщика. Цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления определяются при утверждении бюджета на очередной финансовый год.

В настоящее время получателями кредитов, предоставляемых из федерального бюджета, являются в основном бюджеты других уровней.

Бюджетные кредиты предоставляются на срок, не выходящий за пределы финансового года, по процентной ставке, установленной в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год.

Решение о предоставлении бюджетного кредита с указанием сроков его возврата и объема принимает министр финансов. Для предоставления бюджетного кредита оформляется соглашение между Минфином РФ и органом исполнительной власти субъекта РФ.

Объем бюджетного кредита определяется, с одной стороны, возможностями федерального бюджета, а с другой – потребностями заемщика, определяемыми величиной временного кассового разрыва, возникающего при исполнении консолидированного бюджета, или размером расходов, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий.

Внешние государственные кредиты. Государственными кредитами, предоставляемыми РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, являются кредиты (займы), по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают долговые обязательства перед РФ как кредитором.

Такие государственные кредиты формируют внешние активы РФ.

Долговые обязательства иностранных государств перед РФ как кредитором формируют долг иностранных государств перед РФ.

Внешние государственные кредиты и задолженность по ним перед Россией, как правило, составляют три группы:

1) задолженность иностранных государств (кроме стран СНГ);

2) задолженность стран СНГ;

3) задолженность иностранных коммерческих банков и фирм (перед СССР или РФ).

Оперативное управление государственными внешними активами осуществляет Минфин РФ. Учет и расчеты осуществляются через Внешэкономбанк.

При расчетах с должниками РФ использует различные формы погашения долга. Так большое распространение получила поставка товаров в счет погашения государственных кредитов, предоставленных СССР и РФ. По товарам, ввозимым в РФ в этих целях, установлены налоговые льготы.

Субфедеральный государственный кредит.

Как и Российская Федерация, субъекты РФ могут вступать в кредитные отношения в качестве заемщиков, кредиторов и гарантов. В количественном отношении преобладает заемная деятельность.

Государственные заимствования субъектов РФ, муниципальные заимствования – это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства соответственно субъекта РФ или муниципального образования как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте обязательств.

Субъекты РФ имеют право предоставлять бюджетные кредиты и государственные гарантии и на практике этим правом пользуются. Законы о бюджетах большинства субъектов РФ обычно предусматривают предоставление кредитов предприятиям, находящимся на их территориях, а также муниципальным образованиям.

Например, законом Алтайского края «О краевом бюджете на 2008 г. и на плановый период 2009-2010 гг.» № 125–ЗС от 14.11.2007 г. (ред. от 25.06.2008 г.) предусмотрено предоставление бюджетных кредитов из краевого бюджета в 2008 году в сумме до 1135,0 млн. рублей. В том числе 735,0 млн. рублей (на срок, не выходящий за пределы финансового года), для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местных бюджетов, осуществления мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий, экономическим развитием.

Процентная ставка по бюджетным кредитам будет установлена на уровне не ниже одной четвертой ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Программа государственных гарантий Алтайского края предусматривает предоставление гарантий в 2008 году на сумму 1082,1 млн. руб. следующим образом:

– по обязательствам ООО «ССБ-Лизинг», возникающим при приобретении техники, оборудования, а также заимствованиям, осуществляемым на указанные цели (412,1 млн. руб.);

– по заимствованиям, осуществляемым для обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства (500,0 млн. руб.);

– по заимствованиям, осуществляемым юридическими лицами на модернизацию и расширение производства (50,0 млн. руб.);

– по межбанковским кредитам, привлекаемым для кредитования субъектов малого предпринимательства (100,0 млн. руб.);

– по заимствованиям, осуществляемым в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» (20,0 млн. руб.).

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:1549

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.