Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Сущность государственного кредита, его роль в формировании бюджетных ресурсов государства

Государственный долг. Управление государственным долгом

Формы государственного (муниципального) кредита

Сущность государственного кредита, его роль в формировании бюджетных ресурсов государства

Тема 6. Государственный кредит (2 час.)

Нормативные документы

1. Бюджетныйкодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 26.04.2007г.).

2. Закон «О федеральном бюджете Российской Федерации на 2007 г.». Федеральный закон РФ № 238–ФЗ от 19.12. 2006г. (в ред. Федерального закона от 23.11.2007 г. № 267 ­– ФЗ).

Основная литература

3. Финансы :Учебник для вузов / под ред. Г. Б. Поляка. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

Дополнительная литература

4. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов / под ред. Г. Б. Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 703 с.

5. Васильев Ю.В. От годового бюджета к трехлетнему // Финансы. – 2007. – №1. – С. 3–5.

6. Кудрин А.Л. Трехлетний бюджет – бюджет диверсификации экономики // Финансы. – 2007. – №4. – С. 3–8.

7. Российский статистический ежегодник. 2007. Стат. сб. / Росстат. – М., 2007.

8. Россия в цифрах. 2008 : Крат. стат. сб. / Росстат – М., 2008. – С. 367.

 

Государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих по поводу использования в обороте временно свободных денежных средств, между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Чаще всего государственный кредит возникает в связи с заимствованием государством денежных средств на финансовом рынке. Причиной заимствования является недостаток обязательных доходов для покрытия всех расходов бюджета. Такой недостаток возникает по двум причинам: 1) наличие общего дефицита бюджета; 2) временный недостаток средств, возникающий в процессе исполнения бюджета.

Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей: кредит носит добровольный характер, основу государственного кредита составляет его возвратность и платность.

Таблица 1

Различие между государственным и банковским кредитом

Признаки Государственный кредит Банковский кредит
Историко-логическая грань Появление государственного кредита вызвано к жизни появлением и развитием государства (политической надстройки, которую он обслуживает). Появление банковского кредита обусловлено потребностями воспроизводства; банковский кредит решает проблемы воспроизводства
По характеру использования и источникам погашения кредита Государственный кредит используется на непроизводительные цели, погашается преимущественно за счет налогов и новых заимствований. Банковский кредит имеет в основном производительный характер и используется заемщиком как капитал, который сам создает источники для его погашения и уплаты процентов.
По участникам Непременным участником является государство. Участники – банк и хозяйствующие субъекты, отсутствует государство как действующее лицо.
Обеспечение кредита Имущество, находящееся в государственной собственности Конкретные ценности

 

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование бюджета и внебюджетных фондов.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

1. Через распределительную функцию государственный кредит участвует в формировании централизованных денежных фондов государства или их использовании на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. Государственные займы служат одним из источников финансирования бюджетного дефицита.

2. Регулирующая функция государственного кредита осуществляется при помощи кредитно-денежной политики. Регулирующаяфункция государственного кредита проявляется в воздействии государства на состояние денежного обращения, уровень процентных кредитных ставок на производство и занятость.

С помощью кредитов, предоставляемых за счет бюджетов территорий, обеспечивается ускоренное развитие определенных районов, территорий.

3. Контрольная функция госкредита состоит в учете и контроле целевого движения ссудного капитала, прежде всего использования ссуд, и имеет ряд специфических особенностей.

В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты кредитов.

Необходимо отметить важную роль кредита для развития национальной экономики: 1) способствует росту производства, жизненного уровня населения; 2) стимулирует развитие определенных сегментов рынка; 3) обеспечивает инвестиционный процесс необходимыми ресурсами; 4) обеспечивает расчетно-платежную дисциплину между субъектами экономической деятельности; 5) способствует развитию международных экономических связей.

Управление государственным кредитом. Высшим органом управления государственным кредитом в РФ является Федеральное Собрание, которое устанавливает максимальные размеры как привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита, так и кредитования за счет средств бюджета. Предельный объем выпуска тех или иных ценных бумаг устанавливается Правительством РФ.

Для оптимизации управления внутренними и внешними заимствованиями Бюджетный кодекс РФ предусматривает разработку Правительством двух программ: Программы государственных внешних заимствований (ст. 108 БК) и Программы государственных внутренних заимствований (ст.110 БК). Эти программы представляют собой перечень заимствований на очередной финансовый год с указанием целей, источников и сроков возврата. Программы представляются Федеральному Собранию одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год и подлежат утверждению.

Управление государственным кредитом ложится на органы управления, финансовые и кредитные институты. Оперативное управление государственным кредитом под руководством Правительства осуществляет Минфин РФ или Казначейство совместно с Центральным банком. В целях управления федеральным долгом в рамках Минфина РФ создан департамент управления государственным долгом.

Минфин выступает эмитентом государственных ценных бумаг. Оно устанавливает конкретные сроки и объемы выпусков в пределах параметров, установленных Правительством. При эмиссии каждого выпуска облигаций все сертификаты подлежат передаче Минфином на хранение и учет в депозитарий. Функции депозитария выполняет ЦФ РФ или иная уполномоченная им организация. ЦБ РФ осуществляет по поручению Минфина и за счет средств федерального бюджета выплаты владельцам облигаций при погашении выпусков.

Реализация единой денежно-кредитной политики государства осуществляется через функционирование кредитной системы:

– кредитных институтов (Центральный банк, коммерческие банки; кредитные организации);

– кредитных инструментов (формы и виды кредита, депозиты, банковские счета, процентные ставки);

– кредитных рынков (формирующих спрос и предложение кредита, процентные ставки по кредитам).

Регулирование рынка государственных ценных бумаг также осуществляется ЦБ РФ. К мерам воздействия, применяемым ЦБ, относятся:

– поднятие ставки рефинансирования;

– интервенции ЦБ на рынке ценных бумаг;

– регулирование валютного рынка.

Специализированным банком по обслуживанию внешнего и внутреннего валютного долга является Внешэкономбанк.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:662

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.