Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Лекция 1.1. Основные понятия менеджмента.

Тема 1. Менеджмент как вид деятельности.

ТЕМА 5. Процесс принятия решения.

Лекция 5.1. Управленческие решения…………………………………………………

- Сущность, классификация, типы управленческих решений.

- Требования, предъявляемые к управленческим решениям.

- Процесс принятия решения.

Лекция 5.2. Методы и способы принятия решений………………………………….

- Методы и способы принятия решений.

-Организация и контроль исполнения решений.

 

 

- Понятия менеджмента.

- Практические предпосылки возникновения менеджмента, его роль в развитии современного производства.

МЕНЕДЖМЕНТ (англ. management - управление, организация) - термин, трактуемый как особый вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение определенных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением определенных принципов, функций и методов управления.

Понятие «менеджмент» используется в трех основных значениях:

1. Область знания: Менеджмент - наука, технология и искусство управления.

2. Процесс/ деятельность: Менеджмент – практическая деятельность в сфере управления, динамический процесс, поддерживающий жизнеспособность организации.

3.Должностной статус: Менеджмент – люди, профессионально занимающиеся управлением в организациях, в т.ч.: формированием организаций, постановкой целей, разработкой и применением способов их достижения, управлением персоналом и т.д.

 

УПРАВЛЕНИЕ— сознательное целенаправленное воздействие, направленное на изменение объекта управления, переход из одного состояния в другое, получение нужных результатов.

Области знаний, связанные с менеджментом:

– Психология

– Экономика – знания о хозяйственной деятельности человека.

- Экономику и менеджмент объединяет понятие эффективность– Право

– Профессиональные знания – знания по основной профессиональной (отраслевой) специализации

– Общий кругозор и эрудиция

 

Три главных вопроса управления:

 

Менеджмент как элемент практической деятельности является краеугольным камнем, обеспечивающим эффективное функционирование и развитие современных организаций. Представления об управлении организацией, содержании управленческой деятельности, инструментах и методах неоднократно изменялись под влиянием следующих факторов: изменений характеристик и факторов внешней среды, технологических инноваций, изменений в трудовых отношениях, развитие информационных технологий и т. д.

Вопрос о том, когда управленческая деятельность перестала быть только косвенным проявлением власти и превратилась в самостоятельную науку,

давно интересует историков менеджмента (Л. Маммфорд, Р. Ходжеттс и др.).

Согласно концепции Р. Ходжеттса, менеджмент как вид деятельности сложился в результате трех управленческих революций, произошедших в древности, которые пробили определенную "нишу" для его существования.

1. Религиозно-коммерческая. Революция произошла в Шумерии в третьем тысячелетии до н. э. Суть ее заключается в трансформации шумерских жрецов в менеджеров по роду своей деятельности: на определенном этапе они отказались от приношения кровавых жертв богам, а стали взимать дань продуктами. Продукты накапливали, обменивали и пускали в дело.

Таким образом, стали осуществляться первые коммерческие операции при помощи посредников. Собираемая с населения дань под видом отправления религиозного обряда не пропадала даром. Деньги для жрецов не служили самоцелью, они были побочным результатом религиозной государственной деятельности. Жрецы, помимо соблюдения ритуальных почестей, заведовали сбором налогов, управляли государственной казной, распределяли государственный бюджет, ведали имущественными делами.

2. Светско-административная. Революция связана с деятельностью вавилонского правителя Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.), который попытался организовать эффективную систему управления своей огромной империей. Знаменитый свод законов Хаммурапи, содержащий 285 законов управления государством, является определенным этапом в развитии менеджмента. Хаммурапи, по мнению Ходжеттса, был первым, кто стал целенаправленно работать над созданием своего образа «заботливого покровителя народа».

Выдающееся значение кодекса Хаммурапи, регулировавшего все многообразие общественных отношений между социальными группами населения, состоит в том, что он создал первую формальную систему администрирования. Даже если бы Хаммурапи не сделал больше ничего, пишет Р. Ходжеттс, то и в этом случае он занял бы достойное место в ряду исторических персоналий менеджмента. Суть второй революции в менеджменте заключается в появлении чисто светской манеры управления, возникновении формальной системы организации и регулирования отношений людей.

3. Производственно-строительная. Революция связана с правлением в Вавилоне царя Навуходоносора II (605–562 гг. до н. э.), который значительно усовершенствовал организацию труда на текстильных фабриках и зернохранилищах. На текстильных фабриках Навуходоносор применял цветные ярлыки. С их помощью метилась пряжа, поступающая в производство каждую неделю.

Подобный метод контроля позволял точно установить, как долго находилась на фабрике та или иная партия сырья. В более современной форме этот метод применяется, по сведениям Р. Ходжеттса, и в современной промышленности. Достижения Навуходоносора II: строительная деятельность и разработка технически сложных проектов, эффективные методы управления и контроля качества продукции.

Значительное количество управленческих нововведений можно обнаружить в Древнем Риме. Но самые знаменитые из них – система территориального управления Диоклетиана (243–316 гг. н. э.) и административная иерархия Римской католической церкви, использовавшая принципы функционализма уже во втором столетии. И сейчас ее считают наиболее совершенной формальной организацией западного мира. Ее вклад высоко оценивается в таких областях менеджмента, как управление персоналом, система власти и авторитета, специализация функций.

Платон называл управление «наукой о питании людей», тем самым подчеркивая ее важнейшее значение в обеспечении материального существования общества. Философ считал, что управлять страной должны законы, но поскольку они слишком абстрактны, то осуществлять надзор за их исполнением должен политик, владеющий искусством управления. Суть его управленческой деятельности должна заключаться в преломлении этих догматических законов к реально складывающейся ситуации. У Платона также мы находим зарождение идей о стилях управления и размышления о «современном» сейчас ситуационном подходе в управлении. Аристотель называл управление «господской наукой», смысл которой заключается в надзоре за рабами.

В своей книге «История управленческой мысли» Клод Ст. Джордж описывает развитие менеджмента с 5000 г. до нашей эры (шумеры открыли клинопись, тем самым сделав возможной регистрацию событий) до 50-х г. ХХ в. Древнегреческий философ Ксенофонт впервые определил менеджмент, как особый вид искусства. Сократ известен базовыми принципами формулирования менеджмента, он подчеркивает универсальность принципов менеджмента.

А. И. Кравченко считает, что менеджмент как вид деятельности сложился в результате пяти управленческих революций. При этом под управленческой революцией он понимает переход от одного качественного состояния менеджмента к другому.

При создании его классификации были_использованы теории многих исследователей.

Виды революций:

1) религиозно-коммерческая;

2) светско-административная;

3) производственно-строительная;

4) промышленная;

5) менеджерская.

 

Промышленная революция в менеджменте практически совпадает с великой индустриальной революцией XVIII–XIX вв., которая стимулировала развитие европейского капитализма. Если раньше те или иные открытия, обогатившие менеджмент, происходили от случая к случаю и разделялись между собой значительными промежутками времени, то теперь стали обычным явлением. Индустриальная революция оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предыдущие революции.

По мере того как индустрия перерастала границы вначале мануфактуры (ручной фабрики), а затем старой фабричной системы (ранней машинной фабрики XIX в.), созревала современная система акционерного капитала, владельцы все более удалялись от занятия бизнесом как экономической деятельностью, нацеленной на извлечение прибыли.

Руководитель-собственник постепенно был заменен сотнями, если не тысячами акционеров. Утвердилась новая, диверсифицированная (распыленная) форма собственности. Вместо единственного собственника появилось множество акционеров, т. е. совместных (долевых) владельцев капитала. Вместо собственника во главе бизнеса все чаще становятся несколько наемных менеджеров.

Новая система собственности ускорила развитие промышленности. Она привела к отделению управления от производства и капитала, а затем и к пре-вращению администрации и менеджмента в самостоятельную экономическую силу. Менеджерская революция есть этап управленческой революции, который характеризуется появлением класса профессиональных менеджеров.

Промышленная революция и классический капитализм в целом все-таки оставались временем буржуа. Менеджер не стал еще ни профессионалом, ни главным героем. В конце XIX – начале XX в., теоретики германской социал-демократии Э. Бернштейн и К. Шмидт выдвинули гипотезу о том, что собственность в своей корпоративной форме есть признак наступающего процесса отчуждения сущности капитализма. Согласно этой теории класс капиталистов постепенно вытесняется административной стратой, интересы которой противоположны интересам собственников.

В эпоху монополистического капитализма появляются первые школы бизнеса и система профессионального обучения руководителей. В связи с образованием класса профессиональных менеджеров и отделением его от класса собственников, стало возможным говорить о новом радикальном перевороте в обществе, который нужно считать пятой революцией в управлении. Ее содержанием стало превращение менеджеров в отдельный от собственника социальный класс.

В 1941 г. Дж. Бернхайм пишет книгу «Менеджерская революция», основная идея которой заключается в том, что класс капиталистов практически вытеснен классом управляющих. Он считает, что капиталист-собственник перестал быть необходимой предпосылкой нормального функционирования производства, что менеджеры – такой же социальный класс, как бюрократы или буржуазия. Дж. Бернхайм утверждает, что собственность – это не простокапитал или овеществленный труд, а прежде всего контроль. Если нет контроля, то нет и собственности. Но контроль находится теперь в руках менеджеров, а собственности в прежнем ее понимании не существует.

Своего апогея интерес к управлению достиг в середине 50-х годов ХХ в. П. Дракер говорит в связи с этим о настоящем менеджмент – буме, когда идея менеджерской революции (MP) охватила сферу не только научного, но и обыденного сознания. Академическая социология «подключила» теорию MP к объяснению социальной структуры. В 1953 г. П. Сорокин заявил о трансформации капиталистического класса в менеджерский, а Т. Парсонс – о переходе контроля над производством, принадлежавшего когда-то семьям – собственникам корпораций, к управленческому и техническому персоналу.

Современная наука управления развивается очень интенсивно, быстрыми темпами, она представляет собой синтез теоретических разработок и осмысление выводов, сделанных из многолетней практической деятельности.

В современном представлении менеджмент как наука отражает деятельность общества по генерированию и систематизации управленческой мысли, ее организации и актуализации для применения в деятельности, регулированию содержания теории в образовательной деятельности субъектов управленческих отношений, систематизации предметной области менеджмента, самопознания в управленческой практике.

Развитие управления это непрекращающийся во времени процесс, но осуществляется он скачкообразно, по мере накопления практического опыта и теоретических знаний.

При достижении количественной критической массы происходит качественный скачок, определяются новые направления развития менеджмента, как в практической области, так и в теории.

Факторы, определяющие развитие управления.

1. Измерение, понимание и описание управления. Первые шаги и достижения в одной области определяют новые направления развития менеджмента, и процесс этот не прекращается.

2. Механизм соединения человека со средством труда. Во время цехового

производства в центре человек, управление формируется как отношения между людьми, при мануфактуре управление строится из логики, задаваемой машиной. В 60–80 гг. ХХ в. человек начинает управлять машинами, в 90-е г. начинается бум управления через информацию и информационные технологи3. Продукт, определяющий логику управления организацией, деятельность которой направлена на удовлетворение общественных потребностей.

4. Культура, которая определяет доминирование какого-либо направления в менеджменте в зависимости от результативности национального менеджмента и успехов экономики в целом.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Что представляет собой менеджмент как элемент практической деятельности?

2. Какие выделяют виды управленческих революций?

3. Как происходит формирование управленческого мышления на ранних стадиях исторического развития?

4. Что общего в четвертой и пятой управленческих революциях?

5. Какие факторы обеспечивают возникновение и развитие менеджмента?

 

Библиографический список:

1. Драчева Е.Л., Юликов Л.И.; Менеджмент: учебное пособие. – М.: Мастерство, 2006. 2.Зайцева Н.А.; Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: учебное пособие. – М.: Академия, 2006.

3. Виханский, О. С. Менеджмент: человек, стратегия, организация: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – М.: Гардарика, 2005.

4. Кравченко, А. И. История менеджмента : учеб. пособие для вузов. – 5-е изд. / А. И. Кравченко. – М.: Академический Проект: Трикста, 2005.

5. Уткин, Э. А. История менеджмента / Э. А. Уткин. – М. : Ассоциация

авторов и издателей «Тандем» : Изд-во ЭКМОС, 2007.

 

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:2012

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2022 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.