Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Стили мебели

Под стилем понимают характерную устойчивую общность содержания творческих принципов, характера и художествен­ного выражения наиболее существенных признаков матери­альной и духовной культуры конкретного исторического пе­риода. В отличие от стиля мода характеризуется более крат­ковременным и поверхностным изменением форм предме­тов.

Мебель стала создаваться вместе с появлением жилища еще в период зарождения цивилизации. В Древнем мире, осо­бенно в таких странах, как Египет, Греция, Рим, были созданы многие инструменты, с помощью которых вырабатывались различные виды мебели. В ряде случаев создавались изящные формы мебели, которые послужили образцами для последую­щих эпох (рис. 1.1).

После упадка античной культуры на многие века устано­вился всеобщий застой. Первой художественной системой средневековья большинства стран Европы явился романов­ский стиль (Х-ХП вв.). Основными изготовителями мебели были кузнец и плотник, поэтому формы изделий были про­стыми и грубыми. Но, несмотря на это, черты романовского стиля (рис. 1.2) оказались живучими в народной мебели, что можно объяснить сходством условий изготовления. Изготови­тели народной мебели далеко не все были мастерами, а инст­румент часто ограничивался ножовкой, стамеской, молотком и ручным рубанком. Таким условиям соответствуют упрощен­ные, грубоватые формы изделий из натуральной древесины, которые могли нравиться не меньше, чем предметы с полированными щитами из дре­весностружечных плит, облицованных бумагой «под дерево».

В эпоху готического стиля (XII-XV вв.) ме­бель делают уже столяр, резчик, живописец, позо­лотчик. С усовершенство­ванием технологии изде­лиям придается строй­ность и простота формы. Украшение их выполняет­ся резьбой и росписью.

После средневековья начала формироваться новая культу­ра. Грубости средневековья была противопоставлена культура далеких предков, начала возрождаться античная культура. Этот период, и соответственно стиль, получил название Воз­рождение или Ренессанс (XV-XVI вв.).

Архитектура и интерьер становятся богаче, формы мебели усложняются. При ее изготовлении используются архитек­турные приемы — колонны, пилястры, карнизы, фронтоны и др. Декорированию подвергаются почти все элементы мебели (рис. 1.3). Кроме геометрического орнамента применяются фантастические композиции — вплетенные во вьющиеся рас­тения фигуры животных, человеческие головы и т. п. Получа­ет развитие техника облицовывания и декорирования поверх­ности методом интарсии. Для украшения применяются рос­пись, инкрустация, позолота. Мотивы стиля Ренессанс встреча­ются и в современной мебели.

В эпоху Возрождения явного разрыва между декором и конструкцией изделия, функцией и формой еще не было, но в завершающий период он уже наметился.

В начале XVII в. на смену стилю возрождения пришел но­вый — барокко, который зародился в Италии. К этому време­ни были преодолена феодальная замкнутость. Архитектура и мебель выражали идеалы монархии, аристократии и церкви. Уклад жизни и желание знати показать свой престиж и богат­ство выразились в декоративности и роскоши, причудливости форм и нарядности нового стиля. Особой роскошью отлича­лись интерьеры. Для их отделки использовались лепка, рос­пись, скульптура, мрамор и позолота. Для мебели были харак­терны безудержная пышность, преобладание криволинейных форм над прямолинейными (рис. 1.4). Широко применялось лакирование элементов, для декорирования использовались дорогие материалы. Изменился набор мебели: вместо ларей и сундуков делаются шкафы и кабинеты, стол-бюро, футляры для часов и др.

По мере экономического развития и роста богатства усили­лось тяготение к роскошной жизни. Эталоном для подража­ния во всей Европе становится французский стиль. Парадные помещения со второй четверти XVIII в. отделываются в стиле рококо. Для него характерны изящная декоративность, утон­ченность и вычурность форм, отсутствие прямых линий (рис. 1.5). Декор скрывал конструкцию и не согласовывался с ней (рис. 1.5, а). В орнаменте использовались завитки на расти­тельные темы, раковины причудливых форм. Как и при сти­ле барокко, материал уподоблялся некой аморфной массе, из которой лепилась любая форма, задуманная художником.

Светская жизнь протекала в небольших уютных комнатах, и это повлияло на размеры и состав изделий. Вместо громозд­ких предметов барокко появляются небольшие и легкие изде­лия. Наиболее излюбленным предметом был комод (как в эпоху барокко — кабинет).

Интерьеры в стиле рококо являли собой эталон элегантно­сти. В цветовом решении преобладали нежные пастельные тона, сочетание белого с голубым, зеленым или розовым. Ис­пользовалось золочение и другая дорогая отделка.

В эпоху рококо зарождается представление об интерьере как целостном пространстве, достигается полное стилевое единство всех составляющих интерьера.

Стиль барокко и еще в большей степени стиль рококо яв­ляются наиболее излюбленными при производстве современ­ной художественной мебели. Но современные изделия, часто выполняемые машинным способом, не воспроизводят тонко­сти декора как в старые времена, а скорее обобщенно, схема­тично напоминают черты этих стилей.

В современной мебели детали сложных форм изготавлива­ют также методом литья из полимерных материалов с их пос­ледующей облицовкой пленками, имитирующими древесину. Такой способ изготовления художественной мебели под исто­рические стили является более дешевым, но не имеет той цен­ности, как при производстве мебели из натуральных материалов. Здесь уместно сравнение картины, нарисованной ху­дожником, с той же картиной, размноженной в типографии на бумаге.

На смену вычурности и манерности рококо во второй по­ловине XVIII в. пришел стиль классицизм. Щиты и ножки в изделиях выпрямились, вновь ожили античные мотивы в орнаменте. Форма подчеркивает конструктивный принцип изделий, декор не маскирует конструкцию, а подчеркивает ее. Линии декора повторяют очертания предмета и его отдельных деталей. Мягкие элементы стуль­ев и кресел обиваются специальными тканями с цветочным орнаментом, иногда применяется позолота. Основным укра­шением служит маркетри (рисунок, составленный из тонких пластинок древесины различных пород и накладываемый на всю отделываемую поверхность), облицовка шпоном красно­го дерева с легкой бронзовой отделкой, отделка воском или лаком. Политура изобретена в конце XVIII в., но начала широко применяться лишь в XIX в.

Формы и мотивы классицизма также являются излюблен­ными в современной художественной мебели, но используются упрощенно, приспосабливаясь к машинному массовому произ­водству.

На смену классицизму в конце XVIII в. приходит пышный, воинствующий стиль ампир (рис. 1.6). В мебели копируются античные образцы. В столах применяются опоры, аналогич­ные мраморным опорам римских столов. В орнамент вводятся мотивы с фигурами людей и животных, мистических существ, символы императорского Рима — щиты, шлемы, копья, лав­ровые венки и др. Используется простое, но технически совершенное облицовывание. Отполированные поверхности из­делий декорируются бронзовыми накладками тонкой работы, иногда резными золочеными элементами.

В первой трети XIX в. формы мебели изменяются в соот­ветствии со стремлением буржуазии к спокойной и упорядо­ченной жизни. Новый стиль в Западной Европе, продержав­шийся до середины XIX в., получил название бидермейер. Он унаследовал от ампира основные принципы построения, но без его аристократичности. Правда, изделия были практичными и удобными, они освобождались от чужеродного декора. Крите­рием их красоты становилось удобство формы и качество сто­лярной работы. Эстетические достоинства обеспечивались точ­ными пропорциями, хорошим подбором текстуры древесины, расцветок и рисунков облицовочных материалов (рис. 1.7). Черты этого стиля начали использоваться и в современной мебели массового производства.

До XIX в. мебель делали в основном ручным способом, в единичных экземплярах, по заказу. Но ручной труд был дове­ден до технического совершенства.

В XIX в. (с формированием капиталистических отноше­ний) появилось массовое мебельное производство. Мебель ста­ли делать быстрее, больше, дешевле, но качество ее резко ухуд­шилось. С помощью машины изготавливали однотипные заго­товки, а из них — однотипные предметы. Менялся характер труда. Из творческого он превращался в монотонный. Пре­жние художественно совершенные образцы мебели, рассчитан­ные на ручной труд, для машинного производства не годились из-за сложности. Не осваивались и новые материалы, так как не было прогрессивных идей для создания нового стиля.

Для новых условий пригодных проектов не оказалось. К машинной технологии приспосабливали формы ручной рабо­ты. Девятнадцатый век оказался эпохой смешения различных стилей, так называемой эклектики. Чтобы придать грубым не­совершенным изделиям видимость произведений прикладного искусства, использовались формы прошлых эпох (рис. 1.9, а). Порочность эклектизма заключалась в его оформительском характере, искажении конструкции и технической формы, противоречии функции и формы. Такая опасность существует и сейчас, когда при непрофессиональном проектировании ста­раются сделать «красивое» изделие, используя одновременно мотивы нескольких декоративных стилей.

В конце XIX в. зарождается стиль модерн. Используются но­вые, причудливые формы, нередко вопреки логике (рис. 1.9, б, в). Орнамент маскировал конструкцию и не считался с ней. От­рицали симметрию, избегали двух одинаковых по форме изде­лий и даже деталей. Композиции выполняли асимметрично, даже в одном изделии стремились сделать детали и ниши разных размеров. Не лучшим образом решался и интерьер комнат.

Искусственно созданный под влиянием моды модерн из­жил себя уже в начале XX в. и начал вытесняться новым стилем — конструктивизмом. В основе этого стиля лежала целесообразность. Главную роль отводили конструкции, а не декорации. Появляются новые типы мебели — секционная, комбинированная (диван-кровать, кресло-кровать, стол-бюро и др.), специализированная.

В целом конструктивизм явился прогрессивным направ­лением, однако конструкция считалась, чуть ли не единствен­ной носительницей функциональных и эстетических качеств предмета. В мебели это направление стало формалистическим (рис 1 10, а).

Чрезмерное подчеркивание утилитарного характера изде­лий, их целесообразности привело к появлению еще одного направления — функционализма. Выпячивание функции не­редко шло в ущерб ей же. Например, стул, показанный на рис 1.10, б, имеет такое сиденье, что сидящему на нем невозможно менять положение, масса тела распределяется неравномерно, а это ведет к быстрой утомляемости человека.

Необходимо отметить, что в пери­од длительного застоя мебельного искусства были и прогрессивные на­ходки. В первую очередь к ним сле­дует отнести гнутую, так называемую «венскую», мебель (рис. 1.10, в). Не­большой расход древесины, легкость, прочность и сравнительная доступ­ность обусловили ее широкое рас­пространение. Это мебель отличает­ся технологичностью изготовления, единством конструктивного и худо­жественного решения.

Желание сохранить нацио­нальные черты приводило к подра­жанию крестьянскому искусству, что порой порождало нелепые формы, противоречащие функциональному назначению и подлинным традици­ям народной мебели. В довоенный период мебель для массового потребления из­готовлялась по устаревшим формам модерна и конструкти­визма, а для общественных зданий — в народном стиле. Поз­же народные формы проникли и в бытовую мебель, ограничив возможность ее индустриального производства. Каждое изде­лие выполнялось, как законченное целое, а это не всегда дава­ло возможности создать удобный интерьер.

Толчком к перестройке мебельной отрасли послужили все­союзные конкурсы 1958 и 1861 гг. на лучшие образцы быто­вой мебели.

Вместо громоздких и сложных изделий начали выпускать наборы для одно-, двух- и трехкомнатных квартир, кухонь и других функциональных зон. Появилась секцион­ная, трансформируемая и стеллажная мебель.

Примерно до середины 70-х годов выпускались изделия стандартизованных однотипных форм. Проектирование отли­чалось скупостью средств и приемов художественной вырази­тельности, ориентировалось на функционально-конструктив­ные экономические решения. Но среди потребителей выяви­лось стремление к усилению декоративно-художественной функции мебели. Производство такой мебели было начато после третьего всесоюзного конкурса (1974-1975 гг.). В конце 70-х годов зарождается производство мебели в духе прошлых стилей. Такая мебель воспринимается как предмет декоратив­но-прикладного искусства, для нее характера повышенная де­коративность.

В 1982-1983 гг. был проведен четвертый всесоюзный кон­курс на новые образцы мебели для типовых квартир. Были определены наиболее массовые группы мебели: наборы кор­пусных изделий для общих комнат, для индивидуальных и групповых жилых комнат в квартире, для однокомнатных квартир, рабочих комнат, спален, кухонь, детских комнат, при­хожих. Появилась необходимость выпускать и отдельные, так называемые штучные, изделия. Мебель стали проектировать с учетом функциональной целесообразности, эргономических и гигиенических требований, удобного размещения изделий в помещении. В комплекты мебели, особенно кухонной, встраи­вается различная бытовая техника и т. д.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:403

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.