Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Отделка мебели

 

Отделка производится для придания мебели декоративного вида и защиты ее от воздействия микроклиматических факто­ров. Она включает два этапа — подготовку и непосредственно отделку поверхности.

Подготовка к отделкесводится к устранению различных де­фектов, а также циклеванию и шлифованию.

Отделываемая деталь должна иметь выровненную и отшли­фованную поверхность, на лицевой поверхности не допускают­ся гофристость, волнистость, вмятины, вырывы, трещины и сучки.

Сучки и трещины устраняются высверливанием их и уста­новкой пробок из той же древесины. Небольшие трещины шпатлюются, более крупные заделываются вставкой.

Выравнивают поверхности деталей мебели с помощью циклевального станка, действующего по принципу ручного рубан­ка. После циклевания детали подвергают шлифованию.

Механизированный процесс шлифования применяется для плоских деталей и тех, которые имеют кривые и профильные поверхности.

Отделочная подготовка под прозрачные покрытия пред­усматривает удаление ворса, обессмоливание, отбеливание, кра­шение, грунтование.

Ворс удаляется путем шлифования шкурками различных номеров или термической обработкой поверхности (до 250 °С) на специальных термопрокатных станках.

Обессмоливание поверхности древесины производится органи­ческими растворителями, хорошо растворяющими живицу и ело­вую серку (ацетон, спирт, бензол), и иными средствами (растворы углекислого или едкого натра), воздействующими на смолы.

Отбеливание производится нанесением на поверхность пере­киси водорода с нашатырным спиртом с последующей сушкой при температуре до плюс 50 °С.

Крашение применяется для придания древесине новой ок­раски или усиления естественного цвета. Используются про­травы (раствор солей металлов в воде), красители и пигменты.

Грунтование обеспечивает хорошую адгезию (прилипание) отделочной пленки с древесиной. В состав грунтовки входят: пленкообразователи (карбамидные смолы и др.), клеи и олифы; наполнители (пемза, каолин, мел, древесная мука и др.); рас­творители и разбавители (скипидар, уайт-спирит и др.); плас­тификаторы (глицерин, вазелиновое масло); красители гуминовые и синтетические.

Порозаполнение производится для закрытия отверстий в древесине перед нанесением прозрачных покрытий. Порозаполнители состоят из пленкообразующего раствора, сиккати­вов и пластификаторов в смеси летучих растворителей.

Отделочная подготовка под непрозрачные покрытия вклю­чает обессмоливание, грунтование, шпатлевание.

Обессмоливают древесную поверхность теми же средствами и по тому же режиму обработки, что и при подготовке поверх­ности под прозрачные покрытия.

Для грунтования применяют пигментированные грунты, со­ответствующие по цвету основному лакокрасочному составу.

Шпатлевание производится для заполнения шпатлевками и замазками крупных углублений и трещин на поверхности дета­лей. В качестве шпатлевок используют смеси минеральных на­полнителей и пигментов с растворами пленкообразующих и ле­тучих растворителей с добавлением пластификатора.

Отделка поверхности включает лицевую отделку и декори­рование фасадных поверхностей.

Лицевая отделка. Применяются прозрачные и непрозрач­ные виды отделки. К прозрачным относят лакирование, располирование, полирование, вощение и панелирование.

Лакирование заключается в нанесении на подготовленную поверхность древесины пленки толщиной до 80 мкм. Лаком покрывают в несколько этапов, после каждого обработанные поверхности сушат и подвергают легкому шлифованию.

Для покрытия лаком рамочных изделий, ящиков, стульев, брусковых деталей и криволинейных элементов применяют пневматическое распыление сжатым воздухом.

Метод экструзии (протягивания) заключается в покрытии деталей лаковой пленкой и протягивании их через закрытую камеру с обрабатывающим составом. Детали подаются в камеру через резиновые шайбы-фильеры непрерывно торец в торец, что исключает утечку лакокрасочного материала.

Облив лакокрасочным материалом производится на спе­циальных машинах. Детали, уложенные на движущемся кон­вейере, проходят через завесу жидкого состава и покрываются равномерным по толщине слоем. Разновидностью этого метода является метод струйного облива, когда поверхность деталей обрабатывается перекрещивающимися струями лака, подава­емого из резервуара насосом.

Метод покрытия лаком в электрическом поле токов высоко­го напряжения позволяет уменьшить расход жидких материа­лов на 50 % по сравнению с пневматическим распылением. Данный метод обработки используют для покрытия стульев, та­буретов и мелких мебельных изделий лаками на основе мочевиноформальдегидной смолы.

Полирование применяют для облагораживания лакокрасоч­ных покрытий. Первым этапом этой операции является шлифо­вание лаковых покрытий шкурками или пастами с целью вы­равнивания поверхности. На втором этапе на полностью просу­шенный и отшлифованный лаковый слой наносят политуру, сглаживающую неровности и придающую поверхности равно­мерный зеркальный блеск (нитро - и шеллачный лаки). Приме­няя беспарафиновые полиэфирные лаки, можно сразу получать зеркально-гладкую поверхность без отделки политурами. Тол­щина лаковой пленки при полировании достигает 250 мкм.

Располирование отличается от полирования тем, что после второго нанесения лака покрытие разравнивают специальными пастой, жидкостью и полировочной водой. Покрытие, получен­ное располированием, имеет более гладкую и блестящую поверхность, похожую на полированную, при меньшей толщине (100—120 мкм) и трудоемкости.

Вощение заключается в растирании воска на подготовлен­ной поверхности древесины, после чего ее покрывают слоем спиртового лака. Применяют для отделки древесины крупнопо­ристых пород (дуб, орех и др.).

Панелирование (отделка прозрачными пленками) применя­ется для отделки корпусной мебели, спинок кроватей, крышек столов и др. Различают покрытия полиэфирные, нитроцеллю-лозные, полиуретановые, мочевиноформальдегидные и др. Сущ­ность обработки заключается в нанесении на подготовленную поверхность древесины пленки из указанных материалов и пос­ледующего прессования при температуре 140 °С. Получаемое глянцевое покрытие не требует дополнительной обработки, оно стойко к истиранию, действию света и тепла.

Непрозрачная отделка поверхностей производится теми же способами, что и прозрачная. Номенклатура применяемых от­делочных средств включает масляные краски, эмали, листовые материалы. Использование непрозрачной отделки может сок­ращать технологический цикл (отпадает операция обессмоливания и отбеливания для ДСП и ДВП), получать высококаче­ственную лицевую поверхность с использованием пленочных материалов более экономным способом (не требуется обработки шпатлеванием и грунтованием основы).

Широкое распространение получила отделка древесины пленочными и листовыми материалами. Пленки на бумажной основе способны имитировать текстуру древесины, они заменя­ют строганный и лущеный шпон в качестве лицевого слоя. Ими­тационный рисунок на бумаге печатают методом глубокой или офсетной печати. Формирование пленки завершается пропит­кой бумаги смолами и сушкой.

Поливинилхлоридные пленки (ПВХ) выпускаются прозрач­ными и пигментированными. Последние бывают декоративны­ми (одно- и многоцветными) с имитированным тисненым ри­сунком текстуры древесины и т.д. ПВХ-пленки не обладают ад­гезией с древесиной, поэтому их прикрепляют с помощью клеев и специальных пленок.

К листовым облицовочным материалам, применяемым в ме­бельном производстве (кухонная и детская мебель), относятся декоративные бумажно-слоистые пластики. Они отличаются светостойкостью, стойкостью к моющим средствам, воздей­ствию кислот и щелочей.

Декорирование фасадных поверхностей. Декорирование поверхностей изделий включает имитационную отделку, отдел­ку под металлы, рельефный и наборный декоры.

Имитационные виды отделки применяют для облагоражи­вания малодекоративных пород древесины (береза, осина, оль­ха и др.). Для имитации текстуры древесины ценных пород (ду­ба, ореха, красного дерева, карельской березы и др.) применя­ют печатание, аэрографию, акваграфию, декалькоманию.

1. Печатание применяют для нанесения рисунка текстуры на бумагу, пленку и непосредственно на поверхность плоских изделий. Рисунок привлекательной текстуры древесины может наноситься прокатыванием вращающегося текстурного цилинд­ра или с помощью печатных форм — фотошаблонов.

2. Аэрография представляет собой усовершенствованный способ ручной разделки под текстуру древесины ценных пород. Рисунок воспроизводится распылением раствора красителя или краски струей сжатого воздуха через сопло малого диамет­ра (0,4—1,2 мм).

3. Акваграфия сводится к получению рисунка на поверх­ности щитовых элементов или мебели малых габаритов после окунания их в ванну, наполненную водой и несмешивающими­ся между собой красящими составами. При подъеме древесных материалов красочный слой прилипает к отделываемой поверх­ности, придавая ей рисунок мрамора.

4. Декалькомания относится к малохудожественной ими­тации. Сущность этого способа та же, что и при изготовлении дет­ских переводных картинок на бумагу. Для имитации текстуры ценных пород древесины рисунок с листа калькомы прижатием переводится на поверхность изделия или детали, покрытую ла­ком и просушенную до степени отлипа лакового покрытия.

Отделка под металлы представляет собой покрытие дре­весных поверхностей мебельных изделий тонким слоем метал­ла, выполняет декоративное назначение и обеспечивает дли­тельную сохранность предметов. Данный вид отделки произво­дится бронзированием и золочением (серебрением).

Бронзирование заключается в нанесении на поверх­ность заготовок металлических порошков или пудры в виде алюминиевой или бронзовой краски, а также напыления по­рошка на просохшее до степени отлипа нижнее покрытие.

Золочение и серебрение придают отделанной по­верхности высокую стойкость и исключительное разнообразие сочетания эффектов позолоты различных оттенков — от красно­ватого до зеленоватого, от блестящего до матового. Основным материалом золочения и серебрения является фольга — тончай­шие листочки металлов в виде пленок толщиной до 0,01 мкм.

Рельефный декор включает дробеструйную обработку поверх­ности, защитно-декоративное покрытие из измельченных частиц, тиснение рельефного рисунка, рельефные накладки, резь­бу, точение, выжигание по дереву.

Дробеструйная обработка поверхности за­ключается в нанесении сложных декоративных рисунков на блестящие фасадные поверхности корпусной мебели и имею­щиеся в ней стекла с помощью дробеструйной установки.

Защитно-декоративные покрытия из измель­ченных частиц придают лицевым поверхностям изделий внешний вид бархата или замши различных цветов. Основным компонентом покрытия являются равномерно измельченные ма­териалы (древесина, резина, пробка, керамика, пластмассы, во­локна и др.). Измельченные частицы оседают в электростатичес­ком поле на поверхности мебельных элементов, предварительно покрытых клеем.

Тиснение рельефного рисунка осуществляется на деталях мебели, изготовленных из древесно-стружечных плит, облицованных строганным шпоном и пленками на основе пропитанных бумаг. Термотиснение осуществляется с примене­нием профилированных шаблонов с негативным рельефным изображением. Тиснение рельефов на ДСП, облицованной плен­ками на основе бумаг, осуществляется одновременно с облицо­выванием.

Рельефные (объемные) накладные детали используют вмес­то декоративных резных элементов. Разнообразие декоратив­ных решений достигается использованием отходов древесного шпона, древесно-волнистых полутвердых плит (ДВП), жестко­го пенополиуретана, ударопрочного полистирола, искусствен­ной кожи и монолитно-пористой пленки.

Декоративные накладки из жесткого пенополиуретана и ударопрочного полистирола, получаемые методом литья под давлением, позволяют полно и четко воспроизвести текстуру древесины (цвет, структуру пор).

Искусственная кожа и пористо-монолитные пленки отлича­ются хорошим внешним видом, повышенной драпируемостью. Использование пористо-монолитных пленок и искусственных кож в качестве облицовочного материала обеспечивает разнооб­разие художественного оформления изделий, сокращение цик­ла получения облицованной поверхности.

Резьба является основным способом нанесения рельеф­ного декора, позволяющим использовать бестекстурную и сла­ботекстурную древесину. Различают резьбу: плосковыямчатую (углубленную), в том числе гравирование; прорезную (ажурную сквозную); рельефную, выступающую над плоскостью, но не отделенную от нее; скульптурную, полностью или частично от­деленную от плоскости, и комбинированную.

Точение представляет собой обработку древесины на то­карном станке для изготовления деталей мебели круглосимметричной формы (ножки столов и стульев).

Выжигание по дереву применяется для получения орнаментальных и тематических рисунков на древесных заго­товках. Используют два вида выжигания — пиротинию и пирографию. Пиротиния осуществляется металлическими штампа­ми, нагретыми до 170°С, или вращающимися нагреваемыми сменными цилиндрами, на поверхности которых выгравирова­ны рисунки. Пирография выполняется вручную раскаленным металлическим штифтом-иглой. Выжигание производится по нанесенным карандашом контурам.

Наборный декор объединяет все способы получения на изде­лиях из древесины орнаментальных рисунков за счет их образо­вания твердыми материалами, прочно соединяемыми с обраба­тываемой поверхностью. К наборному декору относятся интар­сия, мозаика, инкрустация, маркетри, наборное фанерование, роспись красками.

1. Интарсия представляет собой набранный рисунок из скрепленных между собой кусочков шпона различных пород, наклеенный на фасадную поверхность плоского элемента. Ха­рактеризуется широкой вариантностью рисунков.

2. Мозаика выглядит в виде изображения или узора, вы­полненного из разноцветных кусочков однородных материалов (дерева, смальты, камней, металла). Крепится мозаика к повер­хности вязкими мастиками (смесью цемента с маслом).

3. Инкрустациями называют изображения, набранные из фигурных пластинок различных материалов (кости, перла­мутра) и находящиеся на одном уровне с поверхностью предме­та (вгладь).

4. Маркетри как декоративный элемент выполняется в ви­де набора из кусочков шпона разных экзотических пород древе­сины. Элементы рисунка врезают в шпон, служащий фоном, и закрепляют липкой бумагой. Полученный орнамент затем нак­леивают на поверхность изделия.

5. Наборное фанерование отличается от обычного тем, что рубашка составляется из листов и кусочков декоратив­ной фанеры так, чтобы текстура и цвет древесины образовыва­ли проектируемый рисунок. Для рубашек используется древе­сина, отличающаяся выразительной текстурой и насыщенным цветом.

6. Роспись красками используется только в мелкосерийном (сувенирном) производстве. Особое внимание при использова­нии росписи уделяется архитектуре изделий мебели, органично связанной с росписью той или иной школы (городецкая, алфрейная, хохломская, загорская, петраковская и др.).

 

Лекция 10. Классификация и характеристика ассортимента мебели

План лекции

1. Классификация мебели по различным признакам.

2. Характеристика ассортимента мебели разного функционального назначения.

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:1195

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.