Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Местные финансы и их особенности в РФ

 

Правовой основой функционирования местных бюджетов в Российской Федерации являются: Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131- ФЗ.

В Конституции РФ (ст. 132) зафиксировано, что органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.

Вопросы местных бюджетов нашли отражение в статье 15 Налогового кодекса РФ, где установлены виды местных налогов и сборов.

В Бюджетном кодексе РФ (гл. 16) зафиксированы права муниципальных образований на получение финансовой помощи из региональных бюджетов (дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов, городских округов; субсидий и субвенций местным бюджетам).

В Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» зафиксировано, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты. Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами субъектов Российской Федерации на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.

Налоговый и Бюджетный кодексы законодательно закрепили положение, права и обязанности местных органов власти по формированию доходов бюджетов поселений, муниципальных районов, городских округов. Состав доходов местных бюджетов определен статьями 61, 62 Бюджетного кодекса и включает налоговые и неналоговые доходы, безвозмездные поступления.

В связи со значительной дифференциацией социально-экономического развития муниципалитетов распределение налоговых доходов по типам муниципальных образований осуществляется неравномерно. В бюджетах городских округов в 2007 г. аккумулировалось 64,5% (373,5 млрд. руб.) налоговых доходов, в бюджетах муниципальных районов – 30,1% (174,5 млрд. руб.) и лишь 5,4% (31,4 млрд. руб.) – в бюджетах поселений (табл. 4).

Таблица 4 – Распределение налоговых доходов в Российской Федерации в 2007 г. по типам муниципальных образований, млрд. рублей

 

Виды доходов Городские округа Муниципальные районы Поселения Всего
Налоговые доходы, всего 373,4 174,5 31,6 579,5
Из них: НДФЛ 243,3 126,6 18,8 388,7
Налог на имущество физических лиц 4,4 0,8 1,6 6,8
Земельный налог 45,0 8,7 10,2 63,9

 

В настоящее время на уровень местных бюджетов полностью переданы земельный налог и налог на имущество физических лиц (удельный вес которых составил 11,0% и 1,1%, соответственно, в налоговых доходах местных бюджетов страны в 2007 г.). Земельный налог и налог на имущество физических лиц имеют низкий уровень собираемости. Такая ситуация по отдельным муниципальным районам и городам сложилась в связи с тем, что налоговая база не была полностью и своевременно сформирована, что повлияло на поступление земельного налога в бюджеты муниципальных образований.

В настоящее время основным источником налоговых доходов местных бюджетов является налог на доходы физических лиц, удельный вес которого в налоговых доходах местных бюджетов страны составил в 2007 г. 66,8% (в бюджетах городских округов – 65,2%, муниципальных районов – 72,6%, поселений – 59,5 %).

Вопрос об уровне собственных доходов является одним из основных при определении бюджетной самостоятельности муниципальных образований. Однако реальными возможностями формирования своих бюджетов за счет собственных источников доходов муниципальные образования, по-прежнему, не располагают, поскольку основная масса денежных поступлений, формирующих доходы местных бюджетов, является финансовой помощью из бюджетов вышестоящего территориального уровня. В структуре доходов местных бюджетов страны в 2007 г. доля межбюджетных трансфертов составила 57,9% в объеме их доходов.

Анализируя бюджет г. Барнаула (таблицы 5 и 6) следует отметить, что в объеме поступивших в 2007 г. доходов бюджета города Барнаула налоговые и неналоговые доходы составили 56,1% (4225,7 млн. руб.), безвозмездные поступления из бюджетов других уровней – 43,9% (3302,2 млн. руб.).

Наиболее крупные статьи, включающие социальные расходы (финансирование жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения, социальные расходы), занимают 80% расходов бюджета.

Таким образом, социальные расходы финансируются, преимущественно, за счет средств местных бюджетов.

 

Таблица 5 – Доходы бюджета города Барнаула на 2007 год*

тыс. рублей

Коды бюджетной классификации Наименование показателей Уточненный план Кассовое исполнение
  Налоговые доходы
1 01 02000 01 0000 110 Налог на доходы физических лиц
1 05 00000 00 0000 000 Налоги на совокупный доход
1 06 01020 00 0000 110 Налог на имущество физических лиц
1 06 06000 00 0000 110 Земельный налог
1 07 00000 00 0000 000 Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами   4501
1 08 00000 00 0000 000 Государственная пошлина
1 09 00000 00 0000 000 Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам, платежам 24525 1325
  Неналоговые доходы
1 11 00000 00 0000 000 Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 529014 538550
1 12 00000 00 0000 000 Платежи при пользовании природными ресурсами
1 13 00000 00 0000 000 Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства
1 14 00000 00 0000 000 Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 604880 660997
1 16 00000 00 0000 000 Штрафы, санкции, возмещение ущерба, 73916 72551
1 17 00000 00 0000 000 Прочие неналоговые доходы -6419
  Итого налоговые и неналоговые доходы
2 02 00000 00 0000 000 Безвозмездные поступления
  Всего доходов

 

 

Таблица 6 – Расходы бюджета города Барнаула на 2007 год *

Тыс. рублей

  Коды бюдж. класс.   Наименование показателей   Уточненный план    
Кассовое исполнение  
Общегосударственные вопросы  
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность  
Национальная экономика  
Жилищно-коммунальное хозяйство  
Охрана окружающей среды  
Образование  
Культура, кинематография, средства массовой информации  
Здравоохранение и спорт  
Социальная политика - всего  
  Всего расходов  
  Дефицит -162126  

 

* Источник: Решение Барнаульской городской Думы от 28 марта 2008 г. № 722 «Об исполнении бюджета города за 2007 год, расходовании Резервного фонда».

Список литературы:

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:493

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.