Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Механизмы бюджетного выравнивания

В случае, когда возникает несоответствие между доходными полномочиями и расходными обязательствами уровней государственной власти и управления, а также неравномерность бюджетной обеспеченности различных регионов одной страны, говорят о наличии горизонтальных и вертикальных дисбалансов.

Вертикальный дисбаланс означает несоответствие расходных обязательств доходным полномочиям того или иного уровня государственной власти и управления.

Горизонтальный дисбаланс выражается в неравномерности размещения по территории страны расходных и доходных факторов, а, следовательно, в неравномерности бюджетной обеспеченности регионов страны. В РФ в 2000 г. по ВРП на душу населения регионы различались в более чем 19 раз5. Прогноз разницы в бюджетной обеспеченности регионов составлял более чем 23 раза6.

Существование вертикальных и горизонтальных дисбалансов вызывает необходимость применения органами государственного управления механизмов финансового выравнивания, выделения финансовой помощи нижестоящим бюджетам.

Механизм финансовой помощи и его цель

Цель - Корректировка диспропорций в стоимости и потреблении государственных услуг в различных регионах страны в условиях ассиметричной федерации. Центральное правительство, обладая более широкими возможностями макроэкономического регулирования и получения налоговых поступлений по сравнению с нижестоящими уровнями власти, может и обязано устранить горизонтальный дисбаланс.

Формы межбюджетных трансфертов

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются в следующих формах:

· дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ предусматриваются в составе федерального бюджета и распределяются между субъектами РФ в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством РФ. Их назначение достижение минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Представляются из федерального фонда финансовой поддержки регионов – ФФФПР, сформированного в рамках бюджета текущего финансового года;

· субсидии бюджетам субъектов РФ – межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам их ведения и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления. Образуют федеральный фонд софинансирования социальных расходов (фонд софинансирования расходов) – ФССР, сформированного в рамках федерального бюджета;

· субвенции бюджетам субъектов РФ – межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ или муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий РФ, переданных для осуществления органам государственной власти субъектам РФ или органам местного самоуправления в установленном порядке. Образуют Федеральный фонд компенсаций – ФК, созданного в рамках федерального бюджета;

· иные межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ, оговоренных в федеральном бюджете;

· бюджетные кредиты, предоставляемые бюджетам нижестоящего уровня при условии отсутствия просроченной задолженности соответствующих органов государственной власти субъектов РФ перед федеральным бюджетом;

· межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов, предусмотренные федеральным бюджетом.

Переориентация механизма финансовой помощи региональных бюджетов посредством трансфертных платежей в определенной степени характеризует стремление формализовать процесс межбюджетного выравнивания. Тот факт, что сегодня три четверти регионов получают трансферты, есть результат нерационального распределения доходных источников, которое не соответствует расходным полномочиям нижестоящих бюджетов.

Таким образом, бюджетное выравнивание представляет собой совокупность выделяемых регионам с федерального уровня средств, с целью достижения определенных стандартов в предоставлении и потреблении государственных услуг на всей территории страны.

В настоящее время финансовая помощь из федерального бюджета субъектам Российской Федерации предоставляется из пяти фондов:

Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

Фонд компенсаций.

Фонд софинансирования социальных расходов.

Фонд регионального развития.

Фонд реформирования региональных финансов.

Аналогичные формы могут использоваться и используются для финансовой поддержки местных бюджетов и бюджетов поселений.

Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации – горизонтальное выравнивание

Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации - регионов (ФФПР) создается и распределяется с целью выравнивания возможностей консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации финансировать закрепленные за ними социально значимые расходы, а также создания стимулов для развития собственной налоговой базы и оптимизации бюджетных расходов на региональном и местном уровне.

ФОНД КОМПЕНСАЦИЙ

Второй базовый элемент системы финансовой поддержки регионов – Фонд компенсаций, созданный в 2001 году, формируется и распределяется с целью обеспечения равных возможностей финансирования из консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации расходов на реализацию социальных федеральных законов. Формирование в составе федерального бюджета Фонда компенсаций означает использование новой схемы целевого финансирования ряда принципиально значимых социальных законов.

Распределение субвенций фонда проводится между всеми без исключения субъектами Российской Федерации, вне зависимости от уровня их бюджетной обеспеченности, пропорционально численности соответствующих категорий населения (с учетом, в необходимых случаях, коэффициентов удорожания бюджетных услуг).

Особенности субвенций из федерального фонда компенсаций:

· субвенции ФК распределяются между субъектами РФ в соответствии с методикой, утвержденной Правительством РФ, пропорционально численности населения, отдельных групп населения, потребителей соответствующих бюджетных услуг. Методики (проекты методик) распределения субвенций бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета представляется Правительством РФ в составе документов и материалов, вносимых в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;

· использование при распределении субвенций ФК показателей, характеризующих собственные доходы бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) не допускается;

· субвенции из федерального ФК предоставляются и местным бюджетам через образуемые в составе бюджетов субъектов РФ региональные фонды компенсаций в порядке, утвержденном БК РФ по формированию и распределению средств регионального фонда компенсаций;

· расходование субвенций, предоставляемых из федерального фонда компенсаций, осуществляется через счета исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и/или местных администраций, открытые в органах Федерального казначейства.

 

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:1359

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.