Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

ТЕМА 33. Антикризисные аспекты государственного управления в странах с развитой рыночной экономикой.

США.

1. совершенствование законодатель­ства в области занятости, увеличении рабочих мест, особенно для молодежи, разработке региональных структурных программ и др. Так, в параграфе 310 гл. 58 Свода законов США указывается, что эффективные мероприятия прави­тельства должны включать специально разработанные программы по сни­жению высокого уровня безработицы, по уменьшению структурной безра­ботицы в отдельных регионах и среди отдельных групп работников; уде­лять должное внимание увеличению роли экспорта и улучшению между­народной конкурентоспособности сельского хозяйства, промышленности и автомобилестроения. В США законодательно закреплена (параграф 311 того же Свода законов) антициклическая политика по вопросам занятости.В рамках ее проведения предусматривают­ся ускоренное финансирование государством строительных работ, увеличение занятости в госсекторе, увеличение размеров и продолжительности страховых выплат по безработице, профессиональное обучение в частном и государствен­ном секторах как мера общего оздоровления экономики и как дополнение к страхованию по безработице. Эта политика включает также реализацию про­грамм обеспечения молодежи рабочими местами и программ развития, наце­ленных на создание рабочих мест в отраслях, имеющих важное значение для штатов, населенных пунктов (включая сельские районы) и для страны в целом. По мнению Конгресса США, на молодежь приходится большая доля имею­щихся в стране безработных,и это в значительной степени способствует рос­ту преступности, алкоголизма, наркомании и т. п. При выработке мероприятий и программ по обеспечению работой моло­дежи американские законодатели предлагают правительству предусмотреть решение таких задач, как разработка практических методов сочетания работы с профессиональным обучением, стимулирование частного предпринимательст­ва, практики получения профессионального образования без отрыва от произ­водства.

2. Вторым важным направлением совершенствования антикризисного государственного управления в СШАявляется всесторонняя научно обоснованная координация усилий различных государственных ведомств по разработ­ке и проведению экономической политики. В этих целях в 1984 г. создан Пре­зидентский совет по совершенствованию управления. Его важнейшей задачей является выработка решения проблем, встающих перед госаппаратом. В его деятельности выделяются следующие приоритетные направления:

- совершенствование управления финансовыми ресурсами;

- рационализация управленческих инструментов и процедур;

- координация деятельности генеральных инспекторов;

- усилия различных ведомств по сокращению числа преступлений и др.

Следует отметить, что антикризисное государственное управление значительно усиливается в периоды экстремального развития — от уси­ления государственного контроля над отраслями и предприятиями в пе­риод кризиса до централизованного администрирования в сферах произ­водства и распределения продукции.

В условиях экономического спада или кризиса правительства США и западноевропейских странпытаются изменить ситуацию путем усиления государственного вмешательства в экономику, что естественно, приводит к увеличению государственных расходов и повышению доли ВНП, перераспределяемого через бюджет.

Увеличение правительственных расходов на управление экономикой сопровождается образованием дефицита бюджета и государственного долга. Либepaльнaя концепция монетаризма в США не предусматривает пря­мого вмешательства государства в экономику, а предусматривает лишь широкую государственную поддержку частного предпринимательства и рынка. В этом заключается государственное регулирование экономики в кризисных ситуациях.

ЯПОНИЯ.

В Япониив послевоенные годы экономический механизм характеризовался прямым государственным управлением подавляющего боль­шинства отраслей и предприятий, системой фондового распределения, жестко­го регулирования процессов обращения, ценообразования, политики доходов.

Усилия государственной экономической политики Японии того периода были направлены прежде всего на создание условий для рыночной конкурен­ции. В 1947 г. были приняты законы о ликвидации избыточной концентрации экономической мощи, о реорганизации фирм, о частных предпринимательских организациях. В последующие годы (1949—1950 гг.) продолжилась активная политика государства по демонополизации экономики, и лишь после достижения некоторых устойчивых позитивных изменений в этом направлении по­этапно отменяется государственное регулирование цен.

Волна резких перемен в японском управлении была связана с уско­ренным освоением методов американского менеджмента в период после окончания второй мировой войны. Инициатива в изучении и внедрении американских методов управления исходила как от японских государственных органов, так и от американской администрации оккупационных войск. В 1950 г. Министерство труда Японии взяло на вооружение американскую систему «подготовки образцовых мастеров». Методы подготовки аудиторов-японцев, использовавшиеся дальневосточным штабом ВВС США, были заимствованы японским Министерством внешней торговли и промышленности для органи­зации курса по «подготовке администрации», повышению квалификации управляющих.

Серьезную проблему для японского бизнеса в тот период представляло неудовлетворительное качество японских товаров. По инициативе Министер­ства внешней торговли и промышленности в 1950 г. в Японию был приглашен известный специалист в этой области профессор Э. Дёминг, который заявил японским предпринимателям, что «японское качество может стать лучшим в мире вместо худшего». Как известно, эти слова Дёминга стали проро­ческими.

В Японии сложились сильные традиции вмешательства государства в экономику, в т.ч. посредством индикативного планирования.

В настоящее время в Япониигосударственное вмешательство на­блюдается по многим направлениям:

1.экономический рост и его темпы,

2.структура промышленного производства,

3.образование и наука,

4.занятость и взаимоотношения труда и капитала,

5.кредит и денежное обращение,

6.ценообразование,

7.внешнеэкономические связи,

8.отраслевая структура,

9.размещение производств,

10.стимулирование инвестиций.

Развивается и поддерживается государством как крупный, так и мелкий бизнес.

Уникальным ресурсом японской экономики были и остаются сбережения предприятий и граждан, позволившие осуществить накопление и об­новление капитала.

Приватизация как антикризисная мера.

В ряде стран государственные органы разрабатывают программы приватизации и их осуществление рассматривается как превентивные (предупреждающие) антикризисные меры, направленные на предотвращение или выход из кри­зиса отдельных предприятий и даже целых отраслей экономики. Цель та­кой приватизации — поиск новых, более совершенных структур предпри­ятий, повышение их конкурентоспособности и эффективности.

Приватизация в каждой стране имеет свои особенности. В целом развитые страны Запада рассматривают приватизацию как средство создания смешанной экономики.

По мнению западных экономистов, смешанные предприятия в настоящее время признаны наиболее конкурентоспособными, наиболее гибкими, в то же время для большинства государственных предприятий во всех странах ха­рактерна низкая эффективность в результате издержек на единицу продукции. Как правило, государственные предприятия рассматриваются как инструмент экономической и социальной политики, а не как коммерческие предприятия.

Основным побудительным стимулом приватизации является оз­доровление экономики предприятий за счет частных инвестиций, в том числе иностранного капитала.

В странах с развитой рыночной экономикой приватизация принимает следующие формы:

1. продажа государственных предприятий частным инвесторам — физиче­ским и юридическим лицам;

2. создание совместных предприятий с долевым участием частного капитала;

3. продажа части акций предприятий, являющихся государственной собст­венностью.

Приватизация в этих странах, как правило, осуществляется поэтапно: сначала предприятие подвергается санации (оздоровлению), затем оценивается экспертом-оценщиком и только потом продается частному капиталу. Такая по­следовательность позволяет максимизировать выручку от приватизации пред­приятия.

Чешская Республика.

В Чешской Республике приватизация проходила в двух формах — малая приватизация и большая.

Малая приватизация затрагивала предприятия сферы розничной торговли, бытового обслуживания, предприятия общественного пи­тания и других подобных предприятий. Экономический и социальный эффект — стабилизация положения на крупных предприятиях, рассасывание безрабо­тицы, сохранение и даже увеличение рабочих мест.

Большая приватизация государственных промышленных предприятий осуществляется в два этапа. Первый этап проводится Министерством управле­ния народным имуществом и приватизации. В его ходе осуществляются разра­ботка, обсуждение и утверждение проектов приватизации. Второй этап связан с реализацией принятых проектов приватизации. Его проводит Фонд народно­го имущества.

Положительное влияние на экономику Японии оказал процесс привати­зации неэффективных (в т.ч. неплатежеспособных и банкротов)госу­дарственных предприятий, которые даже в лучшие времена не достигали среднего уровня эффективности частного сектора.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ.

В структурной политике Европейского союзапревалирует селек­тивный подход, направленный на стимулирование деятельности конкрет­ных компаний. Он состоит в том, что только частный бизнесможет эф­фективно решать вопросы подъема депрессивных регионов и предприятий, причем не путем строительства крупных промышленных предпри­ятий, а главным образом посредством создания малых и средних предпри­ятий передовых отраслей.

ФРАНЦИЯ.

Главной особенностью экономики Франции является значительный удельный вес государственного сектора в акционерной форме. Акции являются государственными непосредственно либо опосредованно - через финансовые институты. Го­сударственные компании действуют преимущественно в автомобилестрое­нии, авиакосмической, электронной, химической, нефтегазовой промышленности, черной металлургии, т.е. в отраслях имеющих ключевой зна­чение для экономики страны:

• 446 гос. компаний - в промышленности (черной и цветной металлургии, химии машиностроении;

• 194 гос.компании - в транспорте и связи,

• 32 - в энергетике,

• 280 - в финансовой сфере.

Отличительной чертой экономики Франции является система государ­ственного регулирования, включая индикативное (договорное) планирование на национальном уровне (например, по договорам концессии - разрешение, уступка).

 

 

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ.

Приватизация в Великобритании проводилась исключительно на принципах платности и посредством торгов, с использованием различных форм административного регулирования. Особенность английской экономической политики - сдерживание производства, особенно при обостре­нии проблем платежного баланса страны.

При рассмотрении вопросов государственного регулирования в скандинавских странах, необходимо различать государственную собственность и государственный сектор.

Доля_госсобственности значительна только в Финляндии. Госсекторзначителен во всех скандинавских странах.

Занятость в государственном секторе экономики скандинавских стран наиболее высока среди развитых стран: Швеция -32%; Норвегия и Дания - около 30%, Финляндия - 25%.

Государство в странах Скандинавии активно представлено в следующих сферах - образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, рынок труда и др. Помимо прямого участия государства в экономике, существуют косвенные методы регулирования с помощью мер кредито - финансовой политики.

В азиатских странах масштабы участия государства в организации и управлении промышленностью, как правило, значительны.Формы и ме­тоды государственного вмешательства в экономику изменяются в зависи­мости от эволюции стратегии экономического развития. Тесная связь биз­неса и государственного аппрата имеет как позитивное, так и негативное воздействие на национальную экономику (пример Японии и Южной Ко­реи - в меньшей степени, пример Индии - в большей).

В экономической политике стран Латинской Америкидо начала 80-х годов преобладало традиционное значительное государственное вмешательство в экономику.

На современном этапе развития преобладают либеральные рыночные системы с косвенным участием государства (в основном финансовые и фискальные) в экономическом регулировании. В Латинской Америкесу­щественно сокращена доля государственного сектора, возросла степень от­крытости экономики.

Масштабная приватизация государственной собственности про­ведена в большинстве латиноамериканских стран (Чили, Аргентина, Бразилия и др.).

В Бразилииосуществлена приватизация в нефтяной промышленно­сти, электроэнергетики. Тем не менее, государственные предприятия в на­чале 90-х годов доминировали в базовых отраслях: горнодобывающих, нефтехимии, металлургии, химии и фармацевтиче­ской промышленности.

В 1997 г. Бразилия вышла на первое место в мире по продаже госсоб­ственности.Тем не менее, государственные предприятия занимают веду­щее место среди крупнейших компаний Бразилии.

В Мексике проведена распродажа убыточных государственных пред­приятий. В программу приватизации включены крупнейшие предприятий горнорудной промышленности, черной металлургии, авиационного транспорта, принадлежавшие как федеральному правительству, так и местным органам власти. (Только за период 1990 -1994 гг. в латиноамери­канских странах приватизировано 694 предприятия).

В государственной экономической политике стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) взят курс на разгосударствление и привати­зацию государственной собственности, формирование свободных товаро­производителей, которые являются собственниками не только производи­мой и продаваемой продукции, но и средств производства.

Тенденция развития – paзнообразие форм собственности.

Важным моментом является то, что государства Центральной и Восточной Европы четко определили границы приватизации, обозначив ту часть собственности, которая остается в руках государства.

Статус государственной собственности сохранили железные дороги, почта, телеграф, и некоторые другие предприятия, имеющие общест­венное значение.

В странах ЦВЕ имеет место процесс «реприватизации». Также раз­вивается, в различной степени, процесс передачи собственности работ­никам предприятий.

Итак, в странах с развитой рыночной экономикой накоплен богатый опыт как предотвращения, так и преодоления кризисных ситуаций на макро- и мик­роуровнях. Конечно, исторические и социально-экономические условия воз­никновения, развития различных типов кризисов в России и других странах по многим позициям не совпадают. Но это обстоятельство не умаляет необходи­мости тщательного изучения этого опыта и вдумчивого, творческого подхода к его применению в процессе управления хозяйственными организациями разно­го уровня.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:994

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.