Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Вопрос 25: Определить сущность закономерностей и принципов воспитания. Охарактеризовать принципы воспитания

 

В педагогическом принципе как теоретическом обобщении отражаются устоявшиеся и проверенные практикой общественные ориентиры, законо­мерные связи, зависимости организации учебно-воспитательного процесса, а также педагогическое руководство познавательной, трудовой, творче­ской, игровой и другими деятельностями детей.

Закономерности воспитательного процесса обусловлены закономер­ностями воспитания как общественного явления, а также закономерно­стями развития личности.

Это важнейшие общие закономерности:

♦ Зависимость воспитания от совокупности объективных и субъек­тивных факторов общественной среды.

♦ Единство целей, содержания и методов воспитания.

♦ Единство обучения и воспитания.

Более частные закономерности:

♦ Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в де­ятельность.

♦ Воспитание есть стимулирование активности формируемой лично­сти в организуемой деятельности.

♦ В процессе воспитания необходимо проявлять высокий гуманизм
и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью.

♦ В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися пер­спективы их роста.

♦ В процессе воспитания необходимо выявлять и опираться на поло­жительные качества учащихся.

♦ В воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные
особенности учащихся.

♦ Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив.

♦ В процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласо­ванности усилий учителей, семьи и общественных организаций.

Достаточно обоснованные теоретические закономерности становятся принципами практической деятельности.

Принципы воспитания дают представление о том, как практически организовать процесс воспитания. Они отражают закономерности воспи­тания. Это исходные положения, согласно которым строится процесс вос­питания. Принципы всегда соответствуют определенной системе воспи­тания и служат реализации ведущей идеи данной системы. Поэтому они меняются, могут быть разными.

Например, авторская школа Н. Гузика имеет свою систему принципов воспитания, которая служит развитию способностей детей.

Охарактеризуем требования, предъявляемые к этим принципам.

Обязательность. Принципы воспитания — это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и систе­матическое нарушение принципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного процесса, но и подрывают его основы.

Комплексность. Принципы воспитания предполагают их одновременное, а не поочередное применение на всех этапах воспитательного процесса.

Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, или таких, осуществление ко­торых можно отложить на завтра.

Вместе с тем принципы воспитания—это не готовые рецепты, а тем более, не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов. Они не заменяют ни специ­альных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя. Хотя требования прин­ципов одинаковы для всех, их практическая реализация личностно обусловлена.

Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составля­ют систему. Существовало и существует много систем воспитания. И ес­тественно характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться в них неизменными. Современная отече­ственная система воспитания руководствуется следующими принципами:

♦ принцип гуманизма;

♦ личностный подход;

♦ принцип веры в ребенка;

♦ принцип сотрудничества;

♦ принцип включения личности в значимую деятельность;

♦ связь воспитания с жизнью, трудом;

♦ общественная направленность воспитания;

♦ принцип сочетания педагогического управления с развитием ини­циативы и самостоятельности воспитанников;

♦ принцип сочетания уважения и требовательности к личности ребенка;

♦ опора на положительное в воспитании;

♦ принцип согласованности педагогических усилий школы, семьи и об­щественности;

♦ принцип воспитания в коллективе и через коллектив (сочетания пря­мых и параллельных педагогических действий) и др.

На первое место можно поставить принцип гуманизмав воспита­нии. Человек (ученик) является главной ценностью со своим внутренним миром, интересами, потребностями, способностями, возможностями и осо­бенностями.

Принцип личностного подходаутверждает, что воспитание должно способствовать становлению и проявлению таких личностных структур сознания, которые воплощают творческие качества человека. Личностный подход понимается как опора на личностные качества, которые выражают такие важные для воспитания характеристики, как направленность лич­ности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения.

Принцип веры в ребенка(оптимистическая гипотеза) реализуется в неиссякаемой вере учителя в доброе начало каждого ученика, оказаний помощи ребенку, в его самоутверждении в жизни, самовыражении.

Принцип сотрудничества педагога с детьмине приемлет привыч­ные модели воспитания (типа «кнут и пряник»). Главное в этом принци­пе — взаимодействие учителя и учащихся в продвижении детей к опре­деленным целям.

Принцип включения личности в значимую деятельность.Задача учителя — совместно с учащимися разработать такие виды и формы зна­чимой деятельности, при которых каждый ученик чувствует, что он нужен людям как неповторимая индивидуальность.

Большую роль в организации воспитания имеет принцип связи вос­питания с жизнью и производственной практикой.Реализация этого принципа требует систематического ознакомления школьников с текущи­ми событиями; широкого привлечения на занятия местного краеведческо­го материала. В соответствии с ним воспитанники должны активно вклю­чаться в общественно полезную деятельность как в школе, так и за ее пре­делами, участвовать в экскурсиях, походах, массовых кампаниях.

Принцип общественной направленности воспитания.Воспитание должно готовить человека к активной общественной и счастливой, благо­приятной жизни. Этот принцип требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность вос­питателей на формирование социально ориентированного типа личности.

Педагогическое руководство направлено на то, чтобы вызвать у детей активность, самостоятельность и инициативу. Отсюда значимость прин­ципа сочетания педагогического управления с развитием инициати­вы и самостоятельности воспитанников.Педагогическое управление призвано поддерживать полезные начинания детей, учить их выполнению тех или иных видов работ, давать советы, поощрять инициативу и творче­ство. От него зависят развитие детской самостоятельности и самовоспи­тание детей. Необходимым условием развития инициативы и самостоя­тельности школьников является развитие самоуправления.

Важнейший принцип организации детской деятельности — уважениек личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.Он вытекает из сущности гуманистического воспитания. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка. Разумная тре­бовательность всегда себя оправдывает.

Реализация принципа уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью тесно связана с принципом опоры на положитель­ноев человеке, на сильные стороны его личности. В школьной практике приходится иметь дело с учащимися, находящимися на разных уровнях воспитанности. Замечено, что даже у самых трудных ребят есть стрем­ление к нравственному самосовершенствованию, которое можно поддер­жать и усилить, если учитель вовремя заметит и поощрит малейшие поры­вы школьника к тому, чтобы разрушить привычные формы поведения.

Выявляя в ученике положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие, педагог как бы предвосхищает процесс становления и возвы­шения личности.

Успешная реализация принципов единства требований и уважения к лич­ности, опоры на ее сильные стороны возможна лишь при соблюдении еще од­ного принципа—согласованности требований школы, семьи и обществен­ности.Ничто так не вредит воспитанию, как случайность и неупорядоченность педагогических воздействий, разнобой и несогласованность в требованиях, предъявляемых к учащимся школой, педагогами, семьей и общественностью.

Большое практическое значение в управлении деятельностью воспитанни­ков имеет принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий.Сущность его в том, что, воздействуя не на отдельную личность, а на группу или коллектив в целом, педагог искусно превращает его из объекта в субъект воспитания. На фоне педагогических требований воспитателя в раз­витом коллективе формируется общественное мнение, которое выполняет ре­гулирующие функции в системе коллективных и межличностных отношений.

Принципы воспитания и обучения тесно взаимосвязаны между собой, функционируют как целостная система. Только совокупное действие всех принципов обеспечивает успешное определение задач, отбор содержания, выбор форм, методов, средств деятельности педагога и педагогически целесообразную деятельность воспитанников.

Вопрос 26: Раскрыть сущность методов воспитания и объяснить их классификацию

 

В педагогике встречаются различные и зачастую не совсем верные трактовки сущности методов воспитания. В одном педагогическом источнике под методом воспитания понимается «то средство, при помощи которого воспитатель вооружает детей, подростков и юношей твердыми мо­ральными убеждениями, нравственными привычками, навыками и т. д.». В другом пособии метод воспитания определяется как совокупность спосо­бов и приемов формирования у учащихся тех или иных качеств. Для более детального раскрытия сущности методов воспитания обратимся к структуре процесса формирования у учащихся личностных качеств. В общем виде в этой структуре выделяются: необходимость формирования у учащихся потребностно-мотивационной сферы; осмысление сущности, значения и спо­собов проявления тех или иных качеств ;развитие соответствующих чувств, взглядов и убеждений, а также выработка навыков и привычек поведения. Все это требует применения методов организации познавательной деятель­ности учащихся и проведения разъяснительной работы, использования поло­жительных образцов (примеров) проявления различных личностных качеств, а также соответствующих упражнений по выработке навыков и привычек в различных сферах деятельности и поведения. В то же время нельзя обой­тись без коррекции поведения учащихся, что достигается с помощью таких методов воспитания, как одобрение, предъявление требований и др.

И. Ф. Харламов определяет методы воспитаниякак совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек по­ведения, его корректировки и совершенствования.

Приемы воспитания — частное проявление методов воспитания; они подчиняются методам воспитания и входят в их структуру, тесно связаны между собой и в зависимости от ситуации могут выступать самостоятельно. Например, эмоциональный настрой с помощью музыки при проведении бе­седы; обращение на «вы», когда учитель дает замечание ученику и т. д.

Классификация методов воспитания — это построенная по определен­ному признаку система методов. Современной педагогикой накоплено много различных модификаций методов воспитания.

Так, И. Ф. Харламов выделяет общие методы воспитания, устанавли­вая их определенную связь с формированием соответствующих структур­ных компонентов личностных качеств:

♦ убеждение;

♦ положительный пример;

♦ упражнение (приучение);

♦ одобрение;

♦ осуждение;

♦ требование;

♦ переключение на другие виды деятельности;

♦ контроль за поведением.

Однако названные общие методы воспитания в педагогическом про­цессе имеют специфический характер. Одни из них, в известной мере, иг­рают определяющую роль в развитии и формировании личности, например, методы убеждения, положительного примера и упражнения (приучения), и в этом смысле их иногда называют основными. Другие же методы исполь­зуются для стимулирования, регуляции и коррекции поведения учащихся и выполняют вспомогательную, или регулятивно-коррекционную роль. К ним относятся: методы одобрения и осуждения, метод переключения учащихся на другие виды деятельности, метод требования и метод контроля. В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания по их месту в процессе воспитания (Г. И. Щукина, Ю. К. Бабанский):

1. Методы формирования сознания (основаны на принципе единства
сознания и поведения).

2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (основаны на тезисе о формировании личности в деятельности).

3. Методы стимулирования поведения (отражают потребностно-мотивационный компонент деятельности.

Некоторые ученые выделяют методы самовоспитания (самоконтроль, са­монаблюдение, самовнушение, самостимулирование и др.), методы контроля за эффективностью воспитания (наблюдение, беседа, опрос, диагностика, тре­нинг и др.). Все группы методов воспитания используются только комплексно.

Методы формирования сознания— это методы воздействия на со­знание, поведение, волю детей с целью формирования у них системы взгля­дов и убеждений. Они обеспечивают решение главной задачи воспитания школьников — формирования их мировоззрения, высоких общественных и политических качеств, сознательной убежденности.

Их функции:

♦ Формирование знаний о правилах и нормах поведения, знаний о мо­рали, труде, общении в сознании школьников.

♦ Формирование представлений, понятий, отношений, ценностей.

♦ Обобщение, анализ собственного опыта школьников.

♦ Трансформация общественных ценностей в индивидуальные установки.
Основной инструмент — слово, сообщение и обсуждение информации. К этой группе методов относятся: рассказ на этическую тему, этиче­ская беседа, диспут, лекция, разъяснение, пример, внушение и др.

Методы организации деятельности и формирования опыта пове­дения— это пути выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов, форм поведения и нравственной мотивации.

Основное понятие—воспитание в деятельности, которое проходит через все методы этой группы, так как они основаны на практической деятельности воспитанников. Позиция учеников должна быть активной, и функции их должны меняться — все проходят роли исполнителей и организаторов.

Эта группа методов является ведущей; тесно связана с методами фор­мирования сознания. Основная функция—выработка умений и привычек правильного поведения.

Группа методов организации деятельности и формирования опыта пове­дения включает в себя: приучение, упражнение, поручение, создание воспи­тывающих ситуаций, педагогическое требование, общественное мнение и др.

Методы стимулирования—это методы побуждения к социально одоб­ряемому поведению. Побудителем выступают поощрение (одобрение) и наказание (осуждение) поступка. Психологической основой этих методов является переживание, самооценка школьника, осмысление поступка, выз­ванные оценкой учителя и (или) товарищей. Человеку в группе свойственно ориентироваться на признание, одобрение и поддержку своего поведения. На этом основана коррекция поведения учащихся с помощью его оценки.

В эту группу входят: поощрение, наказание, соревнование, «взрыв», принуждение, метод естественных последствий.

К основным методам контроляза эффективностью воспитания относят­ся: педагогическое наблюдение за учениками; беседы, направленные на выяв­ление воспитанности; опросы (анкетные, устные и пр.); анализ результатов об­щественно полезной деятельности, деятельности органов ученического само­управления; создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых.

К условиям воспитания относятся материальные, психо-физические, са­нитарно-гигиенические условия, а также отношения, складывающиеся в клас­се. Их сочетание порождает конкретные обстоятельства, которые в педагоги­ческой практике называют педагогическими ситуациями, а для их решения учитель применяет оптимальное сочетание методов воспитания.

Выбор методов воспитания—высокое искусство, опирающееся на на­уку. Выбор методов воспитания не есть произвольный акт. Он подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цель, содержание и принципы воспитания, конкретная педагогическая задача и условия ее решения, учет возрастных и индиви­дуальных особенностей учащихся. Одни и те же задачи могут быль напол­нены различным смыслом, поэтому важно правильно увязать методы вос­питания не с содержанием вообще, а с конкретным смыслом.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:1026

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.