Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Корпоративная организация

Типы организаций по взаимодействию с человеком

В начале главы отмечалось, что различие между организациями по­рождается характером взаимодействия между индивидом и организацией в целом. Основой данного различия является разница в приори­тетах взаимодействующих сторон по ряду важных организационных переменных, характеризующих это взаимодействие. Ключевыми сре­ди этих переменных являются те, которые относятся к организацион­ной культуре, а именно: ценностные ориентации, нормы и т.п, В табл. 10.3 приводятся основные характеристики двух типов органи­заций: организации корпоративного и индивидуалистского типов.

 

 

Таблица 10.3. Основные характеристики корпоративной и индивидуалистской организаций

Корпоративная организация Индивидуалистская организация
Объединение люде» через их разъедине­ние по социальному и профессиоальному критериям Свободное, открытое и добровольное объединение людей
Монополия и стандартизация в деятель­ности организации Сочетание конкуренции и кооперации в деятельности членов и групп в организации
Доминирование иерархических властных структур. Интересы согласовываются ли­дерами Господство принципа увязки интересов всех членов в рамках демократического процесса
Создание и поддержание дефицита воз­можностей и ресурсов с их централизо­ванным распределением Поддерживаемое руководством обеспечение поиска возможностей и дополни­тельных ресурсов
Субъект интереса — группа, коллектив или вся организация Субъект интереса — личность
Организация отвечает за человека. Суве­ренитет организации. Свобода для организации Человек отвечает сам за себя. Суверенитет личности. Свобода для личности
Принцип большинства или старшинства в принятии решений Принцип меньшинства или право вето в принятии решений
Интересы производства определяют ин­тересы воспроизводства самого человека Интересы производства определяются интересами воспроизводства самого человека
Двойная мораль личная и в поведении Общечеловеческая мораль и здравый смысл в поведении
Лояльность по отношению к организа­ции Лояльность по отношению к своим убеждениям
Человек для работы Работа для человека

Вданном контексте корпоративная организация, или, проще, — корпорация, рассматривается как особая система связи между людьми м процессе осуществления ими совместной деятельности. Такое пони-> мание корпорации следует отличать от понимания корпорации как субъекта права — юридического лица, часто ассоциируемого с формой акционерного объединения. Корпорации как социальный тип органи­зации представляют собой замкнутые группы людей с ограниченным доступом, максимальной централизацией и авторитарностью руководства, противопоставляющие себя другим социальным общностям на основе своих узкокорпоративных интересов. Корпорация — это древ­нейшая форма человеческого объединения, использовавшаяся еще охотничьими группами до образования парной семьи. Своего рода корпорациями были семья и род, обеспечивавшие процесс воспроизводства определенных отношений внутри группы. Корпоративные структуры были достаточно характерны для античного азиатского общества, когда люди не мыслили себя вне специфического замкнутого в большей или меньшей степени сообщества, организованного по про­фессиональному, кастовому или другому принципу. В средневековой Европе они существовали в виде городских ремесленных цехов и купе­ческих гильдий. Позже таковыми стали хозяйственные монополисти­ческие объединения, профессиональные организации и политические партии. В России в силу ее специфики корпорации существуют в хо­зяйственной и культурной жизни в основном в форме различных госу­дарственных (министерства, ведомства и псевдоприватизированные естественные монополии) и общественных (союзы, общества, акаде­мии и политические партии) институтов.

Благодаря объединению ресурсов, и в первую очередь людских, корпорация как форма организации совместной деятельности людей предоставляет и обеспечивает возможность для самого существования и воспроизводства той или иной социальной группы, профессии, кас­ты и т.п. Однако объединение людей в корпоративной организации происходит через их разделение по социальным, профессиональным, кастовым и другим (классовым и расовым) критериям.

Помимо объединения ресурсов, важным орудием корпоративной организации в борьбе за выживание является монополия, и главным об­разом монополия на информацию. Поддерживая монополию, корпо­рация стремится стандартизировать свою деятельность и ее результа­ты, не допускать разрушительной для нее внутренней конкуренции. Поддержка слабых и ограничение сильных — основной принципов борьбе против внутренних конкурентов. Отсюда - тенденция к урав­ниловке.

Объединение людей через их разделение и поддержание монополии невозможно в корпоративной организации, если в ней не доминируют иерархические властные структуры. Так, интересы «разделенных»
людей согласовываются лидерами корпораций. Это и является основным источником их власти. В основе данной схемы лежит принцип
«разделяй и властвуй».

Важным условием и способом поддержания существования корпо­ративной организации является постоянное поддержание в ней дефи­цита тех или иных ресурсов, а если необходимо, то и обострение дефицита. Распределение в условиях монополии лидерами корпорации это­го дефицита служит для них еще одним важным источником власти.

Из понятия корпорации видно, что субъектом интереса в ней явля­ется сама группа или вся организация. Персонализация индивида осу­ществляется за счет деперсонализации других индивидов. В соответст­вии с этим устанавливается приоритет в целях, характеризуемый пре­обладанием целей организационных над индивидуальными. У индивида могут быть свои, отличные от организационных, личные интересы или цели, но чтобы получить от корпорации условия поддержания своего существования, он способен На самопожертвование ради группы/организации, отождествляя их с собой. Отсюда — ложная со­лидарность, квазипатриотизм, групповщина и прочая корпоративная атрибутика. Внешне кажется, что организация выступает как единое целое. Создается обманчивое впечатление ее мощи и всесильности. На деле же нередко случается, что это «колосс на глиняных ногах».

Корпоративная организация берет на себя ответственность за сво­их членов, за человека. Это позволяет ей быть свободной в своих действиях по отношению к человеку. Существует суверенитет организации. В результате организация или все ее члены становятся над каждым о дельным человеком. Такая «коллективная» ответственность ставит человека в сильную зависимость и практически лишает его самостоятельности. Действует принцип «организация всегда права».

Принятие решения в корпоративной организации строится по принципу большинства шли старшинства. Борьба меньшинства за свое мнение нередко заканчивается его уходом из организации. Стремле­ние завоевать поддержку большинства вынуждает руководителя к по­пулистским действиям. Так, например, введенная в свое время в ходе перестройки выборность руководителей предприятий существенным образом повлияла на перекачивание денег из прибыли предприятий в фонды заработной платы и стимулирования в ущерб техническому развитию. Борьба за сторонников в организации больше развивает по­литические способности у руководителя, чем профессиональные и де­ловые навыки и умения.

В корпоративной организации интересы производства (или любой другой её деятельности) определяют интересы воспроизводства самого работника. Создаются условия, в которых работники организации во ве большей степени не способны обеспечить себя в работе необходи­мыми ресурсами, в особенности информацией.

Корпоративной организации соответствует определенная мораль. 11оследняя выступает как двойная мораль в поведении -— мораль инди-И1 |дуалистская и мораль корпоративная. Индивидуализм в рамках кор­поративной идеологии не имеет права на существование и поэтому как Вы не регламентируется. На деле же он часто выступает в извращенной форме, игнорируя правила цивилизованного, а порой и законного поведения. Отсюда, например, коррупция и взяточничество. Корпора­тивная мораль действует только в тех случаях, когда есть заинтересованные в ней лица. Многие могут брать взятки. Но если кто-то попал­ся, то на него изливается гнев всех членов организации. Межличност­ные отношения порой опосредствуются антисоциальными ценност­ными ориентациями.

В корпоративных структурах доминирует лояльность по отноше­нию к организации, приветствуются послушание и исполнительность,
рождающие в конечном счете безответственность.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:912

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.