Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Накопление знаний о конфликтах

 

Конфликты как существенная сторона социальных связей, вза­имодействия и отношений людей, их поведения и поступков все­гда, с незапамятных времен притягивали к себе пытливое внима­ние человека.

Издавна была нащупана связь объяснения конфликтов с понима­нием сущности самого человека и общества. Потому-то корни кон­фликтологии уходят в глубокую древность, к истокам социальной философии.

 

Так, Конфуций— знаменитый мудрец Древнего Китая — еще в VI в. до н.э. в своих изречениях утверждал, что злобу и заносчи­вость, а с ними и конфликты порождают, в первую очередь, нера­венство и несхожесть людей. Он говорил: «Трудно бедняку злобы не питать и легко богатому не быть заносчивым». Вредят нормаль­ному общению также корысть, необузданное стремление к выго­де, упрямство, лживость, лесть, краснобайство. Напротив, полез­ны строгое отношение к себе и снисходительность к другим, по­чтительность к высшим и старшим, благосклонность к простым и малым. Отвечая на вопрос о том, что составляет человечность, Конфу­ций пояснил: это значит «держать себя с почтительностью дома, благоговейно относиться к делу и честно поступать с другими»; вести себя одинаково как с простым человеком, так и при встрече с важной персоной; не делать другим того, чего не хотят себе; не вызывать ропота ни в семействе, ни в стране. Нужно платить за зло по справедливости, а за добро — добром.

Сам Конфуций, как представлялось его многочисленным уче­никам, обладал несомненными достоинствами, был «ласков, добр, почтителен, бережлив и уступчив». Ему были чужды по крайней мере четыре недостатка: «склонность к домыслам, излишняя ка­тегоричность, упрямство, себялюбие».

В одно время с Конфуцием попытку рационально осмыслить природу конфликта предпринял древнегреческий философ-диа­лектик Гераклит.

 

Он считал, что в мире все рождается через враж­ду и распри. Конфликты представлялись ему как важное свойство, непременное условие общественной жизни, ибо противоборство, в том числе и война, есть «отец всего и царь всего».

Конфликтам уделяли внимание и такие выдающиеся умы ан­тичности, как Платон и Аристотель, жившие в V—IV вв. до н.э. Они полагали: человек по природе своей существо общественное; отдельный человек представляет собой лишь часть более широ­кого целого — общества; заложенное в человеке общественное нача­ло придает ему способность к взаимопониманию и сотрудничеству с другими людьми.

Не исключалась при этом и склонность к вражде, ненависти и на­силию. В своем трактате «Политика» Аристотель указывал на источ­ники распрей (конфликтов), которые, по его мнению, состоят в не­равенстве людей по обладанию имуществом и получению почестей, а также в наглости, страхе, пренебрежении, происках, несходстве ха­рактеров, чрезмерном возвышении одних и унижении других.

Коллективизм в его примитивной, грубой, а нередко принудительной формах долгое время, вплоть до эпохи Возрождения, преобладал в общественных связях. Он освящался религией. И только на излете средних веков — в XVI—XVII вв. — сформиро­вался в мощную силу индивидуализм. Как один из главнейших прин­ципов общественного взаимодействия и нравственности он стал сво­его рода катализатором социально-экономических преобразований, создания условий для творческих устремлений и самоутверждения личности. Это нашло свое выражение в западноевропейском гуманизме, постулатах христиан-протестантов, учении о естественном праве и общественном договоре, идеях раннего либерализма.

 

К примеру, Томас Мор, Эразм Роттердамский, Фрэнсис Бэкон и другие гуманисты выступали с резким осуждением средневековой смуты, социальных беспорядков и кровопролитных междоусобиц. Они ратовали за мир и доброе согласие между людьми, признавая их решающим фактором развития общества.

Иной, заметно отличной от гуманистов точки зрения при­держивались Джон Локк, Томас Гоббс и другие ревнители буржуазных свобод, частных форм жизни, равенства стартовых возможностей. Они полагали, что человек есть отдельное самоценное существо, для которого другие люди — только среда его обитания. В соотне­сении с обществом приоритет принадлежит личности. Естествен­ное состояние общественных связей — это «война всех против всех», в которой люди выступают в качестве либо врагов, либо парт­неров.

По этим суждениям конфликты предопределены естественным равенством людей как в их способностях, так и в своих требовани­ях. Невозможность же реально удовлетворить разом все притяза­ния создает в отношениях между ними конфликтные ситуации. Ко­нечно, путь к согласию не закрыт, но сотрудничество возможно не в силу естественных свойств человека, как считали древние мыс­лители, а в результате принуждения, угрозы наказания за ослуша­ние, нарушение общественного договора.

XVIII в. — век Просвещения — не принес существенных пере­мен в разноголосице суждений относительно причин конфликтов и мер по их преодолению. Пожалуй, весьма характерно в этом пла­не мнение Адама Смита — родоначальника классической полит­экономии.

Он в своей книге «Теория нравственных чувств» высту­пил последовательным сторонником некоей степени эгоизма, т.е. «любви к себе», но при непременной гармонии своекорыст­ных интересов с общими устремлениями людей к благополучию

и счастью.

Смит полагал, что основная причина, которая движет челове­ком в стремлении улучшить свое положение, повысить социальный статус, состоит в том, чтобы «отличиться, обратить на себя внима­ние, вызвать одобрение, похвалу, сочувствие или получить сопро­вождающие их выгоды». Впоследствии в ставшем всемирно извест­ном «Исследовании о природе и причинах богатства народов» он вместо моральных отношений между людьми во главу угла поста­вил экономические интересы, считая, однако, главным, чтобы при­оритетная забота человека о собственном материальном благопо­лучии не была помехой на пути к всеобщему благу, чтобы мысль о благоденствии всего общества преобладала над личными моти­вами.

Лекция 2 Становление конфликтологии как науки

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:580

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.