Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Причины, факторы, симптомы возникновения кризисов в организации.

ТЕМА 6. Кризисы в развитии организации (предприятия).

1. Причины, факторы, симптомы возникновения кризисов в организации.

2. Периоды жизнедеятельности систем. Тенденции цикличности развития.

3. Пятиэтапный цикл развития организации. Сущностные признаки каждого цикла.

Фактор кризиса — событие, или зафиксированное состояние, или установленная тенденция, свидетельствующие о наступлении кризиса.

Причина кризиса — события или явления, вследствие которых появляются факторы кризиса.

Симптомы — первоначальное, внешнее проявление кризисных явлений, которые не всегда характеризуют истинные причины кризиса, но по которым эти причины можно установить.

Кризис предприятия вызывается несоответствием его финансово-хозяйственных параметров параметрам окружающей среды. В глубинных причинах разразившегося кризиса лежит много различных факторов, которые можно разделить на две основные группы: 1) внешние — не зависящие от деятельности предприятия и 2) внутренние — зависящие от деятельности предприятия.

Внешние факторы возникновения кризиса можно в свою очередь подразделить на:

1) социально-экономические факторы общего развития страны: а) рост инфляции; б) нестабильность налоговой системы; в) нестабильность регулирующего законодательства; г) снижение уровня реальных доходов населения; д) рост безработицы;

2) рыночные факторы: а) снижение емкости внутреннего рынка; б) усиление монополизма на рынке; в) нестабильность валютного рынка; г) рост предложения товаров-субститутов;

3) прочие внешние факторы: a) политическая нестабильность; б) стихийные бедствия; в) рост криминогенной ситуации.

Внутренние факторы возникновения кризиса подразделяются на:

1) управленческие: а) высокий уровень коммерческого риска; б) недостаточное знание конъюнктуры рынка; в) неэффективный финансовый менеджмент; г) плохое управление издержками производства; д) отсутствие гибкости в управлении; е) недостаточно качественная система бухгалтерского учета и отчетности;

2) производственные: а) необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса; б) устаревшие и изношенные основные фонды; в) низкая производительность труда; г) высокие энергозатраты; д) перегруженность объектами социальной сферы;

3) рыночные: а) низкая конкурентоспособность продукции; б) зависимость от ограниченного круга поставщиков и покупателей.

Существуют следующие фазы кризиса предприятия (симптомы кризиса):

• снижение рентабельности и объемов прибыли (кризис в широком смысле);

• убыточность производства;

• истощение или отсутствие резервных фондов;

• неплатежеспособность.

 

2. Периоды жизнедеятельности систем. Тенденции цикличности развития.

К проблеме возникновения кризисов в организации можно подойти с системологических позиций. Любая организация является системой, потому что состоит из взаимосвязанных элементов, частей, компонентов и пр. и представляет собой целостность. При этом развитие организации, даже при ее количественном росте, не изменяет общих характеристик ее целостности, если, конечно, не происходит ее разрушения.

Система в процессе своей жизнедеятельности может находиться либо в устойчивом, либо в неустойчивом состоянии.

Различают статическую и динамическую устойчивость. Факторы, влияющие на устойчивость системы, могут быть внешними и внутренними. Если устойчивость в основном диктуется внешними факторами, то ее принято называть внешней, если внутренними факторами, то внутренней.

Устойчивое состояние системы может быть в свою очередь стабильным и квазистабильным.

Под стабильным состоянием системы понимают такое состояние, когда ни одна ее структурная составляющая не находится в переходном периоде или, другими словами, все структурные составляющие функционируют (осуществляют процессы жизнедеятельности) устойчиво.

Под квазистабильным состоянием системы понимают такое состояние, когда, по крайней мере, одна ее структурная составляющая находится в переходном периоде, но при этом на состоянии системы это либо вообще не сказывается, либо сказывается настолько незначительно, что исходя из целей изучения системы таким положением можно пренебречь.

В системологии существует положение, что сложные системы всегда находятся в квазистабильном состоянии. Социально-экономические системы — это суперсложные системы, и поэтому для них не действуют законы, связанные с действием стабильных систем (к таким системам в отдельных случаях можно отнести физические и технические системы).

В определении стабильных и квазистабильных состояний использовалось понятие «переходный период». Под переходным периодом понимается такой период, когда система или какой-либо ее значимый показатель изменяются качественным образом.

Переходный период может повлиять на систему (ее состояние) отрицательно или положительно, т.е. либо ухудшить, либо улучшить ее состояние. Когда речь идет об улучшении или ухудшении, то эти оценки вольно или невольно становятся в какой-то степени субъективными.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:1557

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.