Невельской Геннадий Иванович. Биография, экспедиция Невельского. На Сахалине и в Приамурье Адмирал невельской геннадий иванович

Геннадий Иванович Невельской (1813–29 (17) апреля 1876).
Русский адмирал, исследователь Дальнего Востока, руководитель Амурской экспедиции, основатель г. Николаевска-на-Амуре.

Родился Геннадий Иванович Невельской 23 ноября 1813 года в семье потомственных мореходов, послуживших во славу Русского флота. С детства он грезил морями, знал, что пойдет по стопам своих предков. Поступил в Морской корпус, где директором был первый российский кругосветный мореход, великий путешественник И. Ф. Крузенштерн В 1832 году Невельской был произведен в мичманы, но без права носить офицерские погоны. Во время всей своей славной деятельности, до самой смерти Невельской встречался лишь с холодным, даже враждебным отношением к нему со стороны правительственных кругов. Время от времени, приличия ради, Невельского повышали в звании, но и постоянно третировали его заслуги, пытались как-то развенчать их. Когда ему было всего лишь сорок шесть лет и он был полон сил и энергии, высокие чиновники усадили его в кресло члена Морского технического комитета, куда ссылали обычно полуживых или малодеятельных стариков. Кресло кабинетного служаки стало печальным уделом последних лет его жизни. Обремененный большой семьей, весьма стесненный в средствах и тяжело больной, Геннадий Иванович Невельской - могучая ветвь русского флота - тихо угас весной 1876 года, и имя его было официально предано забвению.

С 1836 по 1846 год Невельской исходил на различных судах Балтийское, Северное и Средиземное моря, мастерски овладел искусством кораблевождения, стал настоящим, опытным моряком. Небольшого роста, крепко сколоченный, подвижный и энергичный, он пользовался особым уважением среди товарищей. Его способности, знания, пытливый ум, доброе и благородное сердце снискали ему любовь моряков. Все считали его достойным вести корабль в любое далекое плавание. Никто уже не сомневался в том, что его ждет блестящее будущее. И никак не могли понять, почему он отказывается от должности старшего офицера на фрегате «Паллада», готовящемся к кругосветному плаванию. А Невельской попросился на маленькое каботажное судно «Байкал», готовое к отплытию в Охотское море. И стал его капитаном. Что влекло его к Охотскому морю? Ведь оно было почти все исследовано. Сахалин в то время значился полуостровом, а вход в Амур со стороны моря считался невозможным. Географические представления о Дальневосточном крае считались незыблемыми. Но Невельской оказался единственным человеком, который на необъятной карте России предчувствовал то «белое пятно», ту географическую загадку, о которой мечтал еще в Морском корпусе.

Капитан-лейтенанта Г. И. Невельского ожидала блестящая карьера на Балтике, но он на 8 лет связал свою судьбу с Дальним Востоком. В конце февраля 1847 г. был подписан приказ о назначении его командиром транспорта «Байкал» с целью доставки груза для Петропавловска и Охотска. Выйдя с кронштадтского рейда 21 августа 1848 г., 12 мая 1849 г. «Байкал» вошел в Петропавловскую Гавань, более чем на 3 месяца сократив время в пути. Этот период Г. И. Невельской использовал для исследования устья Амура и Сахалина. Им были обнаружены два глубоких фарватера в лимане Амура и пролив между Сахалином и материком. Правы были его доблестные предшественники Поярков и Хабаров, считавшие Амур великой рекой, в океан впадавшей. О своем открытии он рассказал генерал-губернатору Восточной Сибири Н. Н. Муравьеву, встретив его в Аяне. Получив полномочия, Г. И. Невельской основывает первое русское селение вблизи Амура, в заливе Счастья – Петровское зимовье. Несмотря на приказ правительства «не касаться берегов Амура», он с разрешения Н. Н. Муравьева 13 (1) августа 1850 г. поднимает Андреевский (русский) флаг на мысе Куенда в устье р. Амур в честь основания нового поселения – Николаевского (г. Николаевск-на-Амуре). Основание Николаевского поста имело большое международное значение – без каких-либо военных операций, мирным путем огромнейшая территория Приамурья, Приморья и Сахалина фактически была закреплена за Российской империей. «Сделанные Невельским открытия, – писал Н. Н. Муравьев, – неоценимы для России! Это заставляет нас безотлагательно приступить к занятию устья Амура, или оно с юга должно быть занято другими». Император Николай I назвал поступок Н. И. Невельского «молодецким», вручил ему орден Владимира четвертой степени, а позднее заявил: «Где раз поднят русский флаг, он уже спускаться не должен».

Летом 1850 года Невельской был высочайшим повелением назначен начальником Амурской экспедиции для дальнейшего исследования этого края. Но, по существу, было несколько подобных экспедиций, в которых активнейшее участие принимали его помощники. Все они принесли весьма ощутимые результаты, хотя сам Невельской вновь был обвинен в самовольных действиях. Что бы он ни делал, какую бы пользу ни приносил России, поступки его или недооценивали, или - что еще хуже - приписывали другим. Так, долгое время считалось, что открытие пролива между Сахалином и материком, а также устья Амура принадлежит губернатору Муравьеву. И хотя его заслуги в освоении Приамурья также очень существенны, но Невельской в этом отношении все-таки истинный первооткрыватель.

Замечательный русский писатель А. П. Чехов, посетивший Сахалин в начале XX века, считал, что участники экспедиций Невельского совершили «изумительные подвиги, за которые можно боготворить человека», а Геннадий Иванович Невельской «был энергичный, горячего темперамента человек, образованный, самоотверженный, гуманный, до мозга костей проникнутый идеей, преданный ей фанатически, чистый нравственно».

Одним из них был молодой лейтенант Николай Бошняк, который пешком и на собаках прошел все западное побережье острова Сахалин, где обнаружил запасы каменного угля, на восточном побережье открыл реку Томь, исследовал ее течение и вернулся в базовый лагерь ободранный и чуть живой. Но в 1852 году он уже обследовал нижний Амур, открыл несколько рек и озер. Затем на шлюпке прошел весь западный берег Татарского пролива, во всех новых заливах поднимая русский флаг.

Другой помощник Невельского - штурман Дмитрий Орлов - открыл несколько водораздельных хребтов, основал на Сахалине три военных поста, исследовал множество озер и рек в Приамурском крае. Сам Невельской поднял в 1853 году русский флаг и на Южном Сахалине. Таким образом, участники амурских экспедиций утвердили здесь приоритет России.

О своей деятельности на Дальнем Востоке Г. И. Невельской рассказал в книге «Подвиги русских морских офицеров на Крайнем Востоке России, 1849–1855, над которой работал до конца жизни. Она вышла из печати через два года после смерти ее автора.

(1814-1876)

Имя мореплавателя Геннадия Ивановича Невельского неразрывно связано с освоением реки Амур и с присоединением к России огромных пространств Приамурья и Приморья.

До исследований Г. И. Невельского многие ошибочно представляли, что полноводный Амур в своем устье становится несудоходным и у самого выхода в океан теряется в песках. Известные мореплаватели Лаперуз и Браутон, плававшие в Татарском проливе, своим авторитетом закрепили это неправильное представление, а также сообщили, что Сахалин якобы соединен узким перешейком с материком. На основании этих сведений были изменены карты, составленные первыми русскими путешественниками и открывателями земель на Дальнем Востоке. Авторитет Лаперуза и Браутона, несомненно, оказал влияние и на замечательного русского путешественника , который во время плавания в южной части Охотского моря в 1805 г. также пришел к заключению, что Сахалин не является островом.

Г. И. Невельской, один из образованнейших русских моряков своего времени, в результате кропотливых исследований пришел к убеждению, что Сахалин является островом и что устье Амура доступно для морских судов. Для доказательства этого он на свой страх и риск совершил подлинный подвиг: вошел в устье Амура, исследовал его, спустился на юг и достиг широты, до которой с юга доходили Лаперуз и Браутон, доказав тем самым, что Сахалин – остров и что устье Амура доступно для морских судов, и одновременно присоединил к России громадный Приамурский край.

Геннадий Иванович Невельской родился 6 декабря 1814 г. в семье отставного моряка. Детство Г. И. Невельской провел в старинной усадьбе Дракино Солигаличского уезда, Костромской губернии. Рано осиротевший и предоставленный самому себе мальчик много читал, пользуясь не только книгами, имевшимися в родительском доме, но и библиотекой соседнего помещика Полозова, по тем временам человека образованного. Полозов полюбил любознательного мальчика и заботился о его образовании; мальчик знакомился со славным прошлым своей родины, читал описания первых русских путешествий, совершенных отважными землепроходцами и мореплавателями. С раннего детства в глуши костромских лесов будущий мореплаватель уже мечтал об открытии новых земель.

Когда мальчику минуло 15 лет, он, по семейной традиции, был отдан в Морской корпус, что вполне соответствовало и его самым горячим желаниям. Директором Морского корпуса в то время был И. Ф. Крузенштерн.

Преподавание гуманитарных наук в корпусе, введенное при И. Ф. Крузенштерне, намного расширяло кругозор воспитанников. В годы пребывания Г. И. Невельского в корпусе там были еще живы традиции моряков-декабристов, и юноши тайком читали запрещенную литературу.

Занятия Г. И. Невельского в корпусе проходили очень успешно, и после окончания он в числе лучших учеников был оставлен в Офицерских классах. Эти классы были созданы И. Ф. Крузенштерном и впоследствии преобразованы в Морскую академию. Преподавание в новом учебном заведении было поставлено образцово. Лекции читались лучшими русскими учеными; так, механику читал М. В. Остроградский, физику – Э. X. Ленц и др.

Летние месяцы молодые офицеры обычно находились в плавании, приобретая необходимые навыки кораблевождения на линейных кораблях, на фрегатах и командуя легкими гребными судами. Уже в те годы наметился жизненный путь будущего исследователя и открывателя новых земель. В обширной библиотеке и морских архивах Г. И. Невельской имел возможность знакомиться с интереснейшими материалами путешествий, начиная от первых «сказок» отважных русских землепроходцев и кончая отчетами современных ему путешественников. Больше всего интересовали молодого моряка открытия русских в Сибири и на Дальнем Востоке.

Как и в корпусе, Г. И. Невельской неизменно заслуживал самую высшую оценку преподавателей, а его замечательные способности в кораблевождении обратили на него внимание таких мореплавателей, как Ф. П. Литке и Ф. Ф. Беллинсгаузен. Когда в 1836 г. он с отличием закончил Офицерские классы, Ф. П. Литке взял его на свой корабль, который шел под флагом десятилетнего великого князя Константина. В это время знаменитый русский мореплаватель Ф. П. Литке по царскому распоряжению, оставив свои замечательные исследования, должен был обучать этого десятилетнего «генерал-адмирала» искусству управлять российским флотом. В течение десяти лет (1836-1846 гг.) Г. И. Невельской плавал в Балтийском, Северном и Средиземном морях и во всех тонкостях постиг морскую науку. Редкие месяцы пребывания на суше и все свободное время на корабле он посвящал кропотливым занятиям: сличал старинные морские карты, изучал пухлые папки бесчисленных проектов, касающихся Амура, а также изучал проблемы дальневосточных рубежей России, на протяжении столетий тревожившие многие русские умы.

После детального изучения амурского вопроса Г. И. Невельской пришел к твердому убеждению, что никто из исследователей в устье Амура и в его лимане не был и что предположения выдавались за факты. Свои утверждения Г. И. Невельской основывал главным образом на сведениях, почерпнутых им из записей о путешествиях Василия Пояркова и Хабарова, которые еще в 1644 г. сообщили о судоходности нижнего течения Амура и его лимана, а также о том, что сахалинские земли от материка отделяет пролив.

В 1846 г., возвратившись из плавания, Г. И. Невельской стал членом только что созданного по инициативе Ф. П. Литке Русского географического общества. На одном из заседаний общества Г. И. Невельской встретился с бывшим преподавателем, морским офицером А. П. Баласогло, вольнолюбивый нрав которого сказывался еще в корпусе. Баласогло, в течение нескольких лет разрабатывал проект тихоокеанской экспедиции. По его мнению, оборона тихоокеанских рубежей России и снабжение товарами целого обширного края зависели от правильного разрешения амурско-сахалинского вопроса. Г. И. Невельской был счастлив, найдя единомышленника, и с радостью согласился помогать ему в разработке проекта, а затем участвовать в экспедиции. Однако проект Баласогло не встретил сочувствия в высших сферах, – благоприятное разрешение хлопотливого амурского вопроса ущемляло сухопутную кяхтинскую торговлю, в которой участвовали многие сановники. Кроме того, царских министров, особенно министра иностранных дел графа Нессельроде, пугали дипломатические осложнения, которые, по их мнению, могли возникнуть, как только Россия проявит интерес к своему Дальнему Востоку.

Энтузиасты не пали духом от этой неудачи и стали изыскивать способы служить родине вопреки царским властям. В 1848 г. Г. И. Невельской получил, наконец, чин капитан-лейтенанта, давший ему право стать командиром корабля. В морских кругах никто не сомневался, что такой знаток военно-морского дела, как Г. И. Невельской, будет назначен на один из лучших кораблей флота. Но, к удивлению и друзей и недругов и самого генерал-адмирала, Г. И. Невельской впервые за все совместные с великим князем плавания обратился к нему с неожиданной просьбой о назначении на маленькое транспортное судно «Байкал».

Транспорт «Байкал» должен был следовать с грузами к далеким камчатским берегам. План Г. И. Невельского был остроумен и прост: отвезти как можно быстрее грузы на Камчатку, а оставшееся навигационное время употребить на плавание к амурским берегам. По его расчетам, сдав грузы, он мог успеть провести исследования устья и лимана Амура.

Парусное судно «Байкал» еще строилось, когда Г. И. Невельской был назначен его командиром. Наблюдая за постройкой корабля, он добился спуска его на воду в рекордно короткий срок. Тщательно наблюдая за подготовкой грузов к отправке, Г. И. Невельской сразу нажил себе врагов, навсегда затаивших злобу против настойчивого и честного командира, загружавшего транспорт для далеких колоний первосортными товарами. Но он не обращал внимания на возню, завязавшуюся вокруг него, будучи занят одной мыслью: как получить разрешение на дополнительное плавание. Его беседы с начальником морского штаба князем А. С. Меньшиковым привели к тому, что, прощаясь с моряком, тот оставил ему проблеск надежды на «высочайшее» разрешение. Перед отплытием «Байкала» в кругосветное путешествие состоялась встреча Г. И. Невельского с генерал-губернатором Восточной Сибири Н. Н. Муравьевым, в распоряжение которого поступал командир любого транспорта, везущего грузы в Восточную Сибирь и на Камчатку. Умный и дальновидный Муравьев оказал исследователю полное свое содействие. Окрыленный вниманием и обещанной поддержкой Муравьева, Г. И. Невельской отправился в плавание.

В небывало короткий срок – через 8 месяцев и 23 дня по выходе из Кронштадта, «Байкал» вошел в Авачинскую гавань и встал на рейде в Петропавловске. Начальник Камчатки, рапортуя Меньшикову, сообщал, что «Байкал» прибыл на 3 месяца раньше, чем прибывали обычно корабли, и что команда была совершенно здорова, – явление редкое по тому времени. Начальник указывал также, что вместо обычной рвани и гнили на Камчатку прибыли грузы самого лучшего качества.

Благополучно сдав в Петропавловском порту все привезенные грузы, Г. И. Невельской с нетерпением ждал обещанной инструкции, утвержденной царем. Время шло, задерживаться больше было нельзя, и он решил начать плавание на свой страх и риск.

Собрав своих помощников и не скрывая могущих быть последствий, он изложил им свой план. Все, как один человек, пожелали следовать за своим командиром. Так начался славный подвиг русских морских офицеров на крайнем востоке России.

11 июня 1849 г. «Байкал» вышел в океан, а 24 июня был уже в водах Охотского моря и достиг восточных берегов Сахалина. Обогнув остров с севера, Г. И. Невельской стал спускаться на юг вдоль западного берега Сахалина. Берега и море были незнакомы, поэтому продвигались медленно, с большой осторожностью. Войдя в амурский лиман. Г. И. Невельской приступил к его описи с корабля. Множество мелей и встречные южные ветры, с которыми маленькому транспорту было трудно бороться, заставили его встать на якорь и дальнейшие исследования вести со шлюпок. Промеры в устье Амура, произведенные с трех шлюпок, показали, что вдоль правого берега глубины значительны и что устье Амура доступно для входа морских судов с Охотского мора с глубиной на баре в 12 футов и с Татарского пролива с 15-футовым баром. Затем Г. И. Невельской направился на юг и доказал, что между материком и Сахалином существует узкий пролив шириной в 7 километров с глубинами от 6 до 15 метров. Впоследствии этот пролив был назван его именем.

Так было рассеяно вековое заблуждение.

15 сентября «Байкал» вернулся в Петропавловск, и на другой же день специальный курьер помчался в Петербург с рапортом капитана 2-го ранга Г. И. Невельского о результатах исследований.

Рапорт произвел в Петербурге впечатление грома среди ясного неба. Министр иностранных дел граф Нессельроде, военный министр граф Чернышев и адмирал Врангель не верили изложенному в рапорте и, считая «проступок» Г. И. Невельского прежде всего дерзким, требовали его наказания.

Петербург неприязненно встретил «самовольного» открывателя (инструкция Невельскому хотя и была подписана царем, но гораздо позже отплытия Невельского на Амур). После бесконечных и унизительных для мореплавателя расспросов и проверок его открытиям как будто и поверили, но никаких мер к освоению Приамурья принимать не собирались.

С большим трудом удалось Г. И. Невельскому добиться разрешения основать хотя бы зимовье в открытом им заливе Счастья на Охотском море. Перед отъездом Г. И. Невельским был получен приказ, где было сказано: «Ни под каким видом и предлогом не касаться лимана и реки Амура». Так с первых шагов своей деятельности Г. И. Невельской столкнулся с противодействием той же сановной клики, которая провалила и проект Баласогло.

В Петербурге Г. И. Невельского, кроме неприятных передряг с министрами, ждал еще один удар: по делу Петрашевского был арестован его друг и единомышленник Баласогло.

Ему самому, несомненно, грозила та же участь, если бы он не находился столько времени в кругосветном плавании и если бы Баласогло не сумел так построить свои показания, что вопрос о неблагонадежности Г. И. Невельского сам собой отпал.

Снова с небольшой группой офицеров и тщательно подобранной командой отправился Г. И. Невельской в Охотское море. Заложив зимовье Петровское в заливе Счастья, он отправился на двух шлюпках в Амур, где в 100 километрах от устья высадился на мысе Куегда.

Под барабанный бой и салют из двух стареньких фальконетов 13 августа 1850 г. был поднят на мысе Куегда русский флаг. При флаге было оставлено шесть человек из команды, которым Г. И. Невельской вручил документ на трех языках. «От имени Российского Правительства,– говорилось в этом документе, – сим объявляется всем иностранным судам, плавающим в Татарском заливе, что так как прибрежье этого залива и весь Приамурский край до Корейской границы с островом Сахалином составляют Российские владения, то никакие здесь самовольные распоряжения, а равно обиды обитающим народам не могут быть допускаемы. Для этого ныне поставлены русские военные посты, В заливе Искай и на устье реки Амур. В случае каких-либо нужд или столкновений с местным населением нижеподписавшийся, посланный от правительства уполномоченным, предлагает обращаться к начальникам этих постов».

Первый русский пост в устье Амура был назван Николаевским (ныне город Николаевск-на-Амуре), Г. И. Невельской писал впоследствии: «После двух веков снова начали раздаваться наши выстрелы на берегах реки Амур, но эти выстрелы раздавались не для пролития крови и не для порабощения и грабежей местного населения. Нет, выстрелы 1850 г. раздавались для приветствия русскому знамени. Эти выстрелы приветствовали победы над вековым заблуждением!»

Специальную статью «Русские на Амуре» посвятил амурскому вопросу Н. А. Добролюбов, который дал высокую оценку деятельности Амурской экспедиции Невельского. «Общественное внимание не только в России, – писал Н. А. Добролюбов, – но и в целой Европе обращено теперь на Приамурский край, которого естественное значение ныне еще более увеличивается при открытии Китая для торговых сношений Европы. Наши читатели, без сомнения, знают уже из газет все подробности, объясняющие мирные завоевания нами этого богатого края. Важность этого завоевания, совершенного без кровопролития и без всякого участия военной силы, путем чисто дипломатическим, достаточно оценена всей Европой».

Когда в высших кругах Петербурга стало известно о новых самовольных действиях дерзкого моряка, правительство не на шутку всполошилось. И опять за «самовольные» действия он был вызван в Петербург. Особым комитетом под председательством Нессельроде было решено Г. И. Невельского разжаловать в матросы, а Николаевский пост упразднить. Но дело было сделано. За действиями Г. И. Невельского следили и друзья и недруги России. Здравомыслящие люди постарались внушить царю, что уход русских с Амура западными державами будет теперь расцениваться как доказательство слабости России. И царь вместо подписи на приказе о снятии Николаевского поста наложил резолюцию: «Где раз поднят русский флаг, он уже опускаться не должен». Разжалование в матросы также не состоялось.

Правительству приходилось, скрепя сердце, соглашаться хотя бы на какие-нибудь дальнейшие шаги в отношении Амура. По настоянию Г. И. Невельского и его покровителей – генерал-губернатора Муравьева и министра внутренних дел Перовского была создана Амурская экспедиция. Начальником этой экспедиции был назначен капитан 1-го ранга Г. И. Невельской.

Но комитет министров все еще не сдавал своих позиций к в постановлении, касавшемся Амура, было указано: «Оставить Николаевский пост в виде лавки Российско-Американской компании, но никаких дальнейших шагов в этой области не принимать».

У Г. И. Невельского накопился уже богатый опыт в обращении с подобными инструкциями и указами. Отправляясь в свой третий рейс на Амур уже как начальник Амурской экспедиции, он разработал точный план освоения всего Приамурья и острова Сахалин. В этой экспедиции приняла участие его молодая жена Екатерина Ивановна. Гуманное отношение Екатерины Ивановны к местному населению оказало неоценимые услуги в освоении Приамурья. Екатерина Ивановна Ельчанинова, в замужестве Невельская, была одной из тех беззаветных героинь, которыми вправе гордиться русский народ.

Во время следования Амурской экспедиции из Охотска к заливу Счастья затонул один из двух кораблей экспедиции, барк «Шелохов», но благодаря распорядительности его командира лейтенанта Мацкевича и люди, и все грузы были спасены.

Немедленно по прибытии на пустынную песчаную косу Петровского зимовья участники экспедиции, состав которой постепенно расширялся, приступили к работам. Помощниками Г. И. Невельского были офицеры морского флота Н. К. Бошняк, Д. И. Орлов, Н. М. Чихачев, Н. В. Рудановский, местные жители гиляк Позвейн и тунгус Афанасий, гижигинские казаки С. Парфентьев, К. Белохвостов и И. Васильев, топограф Попов, приказчик Российско-американской компании Березин и рядовые матросы. Весь малочисленный состав героической экспедиции в неимоверно тяжелых условиях голода и холода, на самые минимальные средства осуществил всю обширную программу работ, намеченных Г. И. Невельским.

Сводя счеты с «неистовым» капитаном, его враги на второй год пребывания экспедиции на Амуре пытались голодом затормозить ход ее работы. Люди стали умирать от цинги, погиб и первый ребенок Невельских. Однако работы продолжались. Умелое руководство Г. И. Невельского и неизменно благожелательное отношение местного населения помогли изменить к лучшему трагическое положение людей, забытых на краю земли. Результаты экспедиции уже за первый год были громадны. Впервые были обследованы и нанесены на карту обширные пространства Приамурья, были исправлены карты побережья от залива Де-Кастри и до устья Амура. В следующем, 1852 г. Г. И. Невельской, несмотря на особое правительственное распоряжение – не касаться озера Кизи и залива Де-Кастри, занял и селение Кизи и Де-Кастри. А самый юный участник экспедиции Н. К. Бошняк исследовал северную часть острова Сахалин и впервые его пересек.

В 1853 г. было сделано одно из самых замечательных открытий Амурской экспедиции: была найдена одна из лучших в мире гаваней, названная Императорской (ныне Советская). Открытие это было сделано 4 июня лейтенантом Н. К. Бошняком, обнаружившим ранее на Сахалине каменный уголь.

1853 г. стал и годом перелома отношения царского правительства к дальневосточному вопросу. Причиной изменения было получение достоверных сведений о том, что две большие американские эскадры отправились к побережьям Татарского пролива для подыскания постоянной базы для своей китобойной флотилии, а также слухи о надвигающейся войне.

Г. И. Невельской получил приказ занять и Кизи, и Де-Кастри, а также основать посты на Сахалине. Для этих действий был прислан транспорт «Николай» с людьми и грузами. Так как и Кизи, и Де-Кастри были уже заняты, то Г. И. Невельскому оставалось только произвести занятие южного Сахалина. И это предприятие было им блестяще выполнено. В заливе Анива был основан русский военный пост, названный Муравьевским.

Вся деятельность Г. И. Невельского в последующие годы войны была направлена на то, чтобы удержать за Россией ее Дальневосточный край; только Амур и реки его бассейна могли служить самыми короткими и удобными путями сообщения центра Сибири с Тихим океаном; только по Амуру можно было перебросить туда достаточное число войск и снаряжения.

После длительных обсуждений царская канцелярия дала разрешение на сплав по Амуру всего необходимого. Генерал-губернатор Восточной Сибири Муравьев распорядился наибольшую часть прибывших в устье Амура людей и грузов перебросить в Петропавловск-Камчатский, считая, что этот пункт явится основным пунктом нападения противника. В этом он оказался прав. Превосходящие силы англо-французского флота дважды 20 и 24 августа 1854 г. пытались высадить десант в маленьком плохо защищенном Петропавловске, но были отражены с большими для себя потерями. После этого флот, гарнизон Петропавловска, руководимый В. С. Завойко, и все его жители были срочно переброшены в Николаевск-на-Амуре. Поражение у Петропавловска было воспринято в Лондоне и Париже как оскорбление, и 19 мая 1855 г. англо-французский флот вновь появился перед Петропавловском. Но Петропавловск к этому времени уже был пуст. Русская эскадра с гарнизоном и припасами 5 апреля 1855 г. ушла в Татарский пролив и оттуда на Амур.

Неприятельская эскадра бросилась в погоню, но ничего не нашла. «Неприятель, – писал Г. И. Невельской,– был твердо убежден, что в лиман из Татарского пролива войти невозможно, – из-за сплошной отмели, соединяющей Сахалин с материком. Этим обстоятельством оправдывался впоследствии начальник неприятельской эскадры».

Таким образом, благодаря открытию пролива между Сахалином и материком, а также благодаря непоколебимой настойчивости Г. И. Невельского русские корабли были спасены.

Скандальное положение, в которое попал начальник английской эскадры коммодор Эллиот, долго разбиралось английскими газетами, но истина обнаружилась слишком поздно: в Англии и Франции имелись тогда карты Лаперуза и Браутона, по которым «чудесное» исчезновение русских кораблей из-под носа противника казалось необъяснимым.

В открытых Г. И. Невельским гостеприимных водах русская эскадра нашла надежный приют, в то время как блокировавшие Охотское побережье суда противника до поздней осени тщетно ожидали ее появления.

Как только закончилась война, Амурская экспедиция была закрыта. Начальником нового края был поставлен контр-адмирал В. С. Завойко.

Г. И. Невельской, назначенный начальником штаба Муравьева, прекрасно понимал, что это назначение фактически является отставкой. И действительно, когда Муравьев со всей своей свитой возвратился в Иркутск, Г. И. Невельской остался на Амуре в качестве частного лица без всяких служебных обязанностей.

Летом 1856 г. он покинул край, в освоение которого вложил так иного сил. Жесток был удар, нанесенный Г. И. Невельскому, но ни он, ни его верная спутница не пришли в отчаяние: вопреки всему цель их жизни была достигнута. Край заселялся, застраивался. О принадлежности этих огромных земельных пространств России ни у кого не было сомнения. Еще так недавно считавшиеся несудоходными воды нижнего Амура бороздили глубоко сидящие суда самой различной оснастки.

Последние 20 лет жизни Г. И. Невельского прошли в Петербурге. Правда, он был произведен в адмиралы и назначен членом Морского технического комитета – ничего лучшего для этого 46-летнего энергичного и талантливого моряка не нашлось в Морском министерстве.

Отстраненный от живого участия в событиях, Г. И. Невельской засел за книгу; в ней он шаг за шагом описывал подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке России, которые, как известно, и послужили основанием для подписания русско-китайских договоров – сначала Айгунского (в 1858 г.), а затем Пекинского (в 1860 г.), навечно закрепивших новые границы Дальнего Востока.

Адмиралу Г. И. Невельскому так и не пришлось больше вступить на борт корабля. 29 апреля 1876 г. Геннадий Иванович Невельской умер. Но лучшие люди России не забыли замечательного человека, которому родина была стольким обязана.

А. П. Чехов, направляясь к сахалинским берегам, по случайному совпадению плыл на корабле, носящем имя «Байкал». На борту «Байкала» ему припомнилась вся необыкновенная жизнь командира парусного транспорта «Байкал». Горячо и восторженно пишет Чехов о Г. И. Невельском и о его соратниках, подчеркивая их истинный патриотизм и их борьбу за приоритет русских открытий. «Невельской,– пишет Чехов,– настойчиво признавал Сахалин русским владением, по праву занятия его нашими тунгусами в 17 столетии, первоначального его описания в 1742 г. и занятия его южной части в 1806 г.».

В 1897 г. по всенародной подписке во Владивостоке был сооружен памятник Геннадию Ивановичу Невельскому и его помощникам. Именем Невельского названа самая высокая горная вершина острова Сахалина, а также залив в его южной части. Рыболовный порт на Сахалине носит его имя. Именем Невельского называется самая узкая часть Татарского пролива.

По Указу Президиума Верховного Совета СССР на наших картах появились имена Бошняка, Орлова и Рудановского, а на том месте мыса Куегда, где впервые был водружен русский флаг над Амуром, на площади перед Морским вокзалом оживленного города Николаевска-на-Амуре 13 августа 1950 г. воздвигнут новый памятник Геннадию Ивановичу Невельскому.

Список литературы

  1. Зубов Н. Н. Геннадий Иванович Невельской / Н. Н. Зубов // Люди русской науки. Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники. Геология и география. – Москва: Государственное изд-во физико-математической литературы, 1962. – С. 450-459.

Невельской Геннадий Иванович

Н евельской Геннадий Иванович - адмирал, исследователь реки Амур (1813 - 1876). Образование получил в морском корпусе. В 1848 г. Невельской был в чине капитан-лейтенанта назначен командиром транспорта "Байкал", на котором отправился в дальнее плавание. Невельской задался целью исследовать устье реки Амура, которое в то время не принадлежало России. Невельской заручился поддержкой генерал-губернатора Восточной Сибири , но, не дождавшись получения из Санкт-Петербурга Высочайше утвержденной инструкции, Невельской 30 мая 1849 г. вышел из Петропавловска и, обойдя Сахалин с севера, спустился вдоль западного его берега; затем был найден вход в лиман и открыт пролив, названный Татарским. Невельской произвел опись и промер устья Амура и вернулся в Аян. Узнав об открытии, император Николай простил Невельскому его смелый поступок, но в Санкт-Петербурге, куда Невельской прибыл в 1850 г., он испытал ряд неприятностей: министр иностранных дел требовал примерного наказания Невельскому. В середине 1850 г. Невельской вернулся на Дальний Восток и, несмотря на запрещение, предпринял к устью Амура новую экспедицию, закончившуюся присоединением к России всего Приамурского края. Вызванный в Санкт-Петербург, Невельской был представлен особым комитетом к разжалованию в матросы "за неслыханную дерзость", но был помилован государем, назвавшим его поступок "молодецким". Вернувшись на Восток, Невельской в течение 5 лет продолжал обследовать пустынный Амурский край. В 1853 г. Невельской, по повелению из Санкт-Петербурга, занял Сахалин. В 1856 г., назначенный членом ученого комитета морского министерства, Невельской вернулся в Санкт-Петербург. "Записки Невельского" изданы в 1878 г. - См. М. Жданко "Памяти адмирала Г.И. Невельского" (1908); Vera Vend (псевдоним одной из дочерей Невельского), "L"amiral N. et la conquete definitive du fleuve Amour" (П. 1894).

Другие интересные биографии.

В усадьбе Дракино (Костромская губерния) в семье морского офицера.

Геннадий Невельской получил хорошее домашнее образование, в 1829 году приехал в Санкт-Петербург и поступил в Морской кадетский корпус . В годы учебы Невельского начальником Морского корпуса был знаменитый мореплаватель адмирал Иван Крузенштерн (1870-1846), с именем которого связано первое русское кругосветное плавание. После окончания корпуса в 1832 году Невельской, произведенный в мичманы, в числе лучших учеников был прикомандирован слушателем в Офицерский класс — прообраз будущей Военно-Морской академии. В 1836 году, после успешной сдачи экзаменов, он получил чин лейтенанта и назначение офицером на корабль "Беллона", входивший в эскадру адмирала Федора Литке. В последующие несколько лет Невельской служил на различных должностях на кораблях "Князь Варшавский", "Аврора" и "Ингерманланд", участвовал в нескольких дальних походах, а также являлся вахтенным офицером и фактическим наставником при великом князе Константине Николаевиче, втором сыне императора Николая I.

В 1846 году Геннадий Невельской был произведен в капитан-лейтенанты и назначен командиром строящегося военного транспорта "Байкал". Спустя год было принято решение об отправке нового судна с грузом из Петербурга на Камчатку. Невельской решил воспользоваться этим случаем для реализации своей давней идеи по изучению устья реки Амур, которое долгое время считали непригодным для судоходства. Заручившись поддержкой вновь назначенного губернатора Восточной Сибири Николая Муравьева и начальника главного морского штаба Александра Меншикова, Невельской направил высочайшее прошение Николаю I о разрешении экспедиции.

Плавание, начавшееся в начале сентября 1848 года, завершилось спустя восемь месяцев в порту Петропавловска-Камчатского. Так и не получив высочайшего разрешения на свои исследования, Невельской решил действовать самостоятельно. В июне 1849 год "Байкал" достиг северной оконечности Сахалина, и, обогнув его с запада, направился в Амурский лиман. Вскоре был обнаружен вход в лиман и найдено устье Амура, которое команда Невельского обследовала на несколько километров вверх по реке. Таким образом, экспедиция под командованием Геннадия Невельского совершила значительное географическое открытие, доказав, что Сахалин является островом, а не полуостровом, как считалось ранее, и подтвердила теорию Невельского о возможности судоходства на Амуре. Вскоре Невельской и Муравьев получили высочайшие предписание о дальнейших действиях, которое прямо запрещало вновь спускаться к Амуру ввиду возможности обострения отношений с Китаем и Японией. Однако Невельской на свой страх и риск нарушил столь жесткие требования, и в августе 1850 года основал военное поселение в устье Амура под названием Николаевский пост, впоследствии ставшее городом Николаевск-на-Амуре. Невельской распорядился поднять российский военный флаг и объявил о присоединении Амурского края к России. После возвращения Геннадия Невельского в конце того же года в Санкт-Петербург, его действия были рассмотрены в Особом комитете, который счел их дерзкими и самоуправными. Невельского было предложено разжаловать в матросы, однако Николай I, рассмотрев обстоятельства дела, наложил на решение комитета знаменитую резолюцию: "Где раз поднят русский флаг, там он спускаться не должен".
В феврале 1851 года решением правительства под началом Геннадия Невельского была организована Амурская экспедиция, которая детально исследовала бассейн нижнего Амура, произвела там топографическую съемку, составила первую карту всего Амура, провела большую исследовательскую работу на Сахалине.

Геннадий Невельской был женат на Екатерине Ивановне (Ельчаниновой), племяннице иркутского гражданского губернатора Владимира Зарина. В их семье было четыре дочери и один сын.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Отец: Иван Алексеевич Невельской (1774-1823) - потомственный морской офицер, из старинного костромского дворянского рода. Мать: Феодосья Тимофеевна (1787-1854) - принадлежала к старинному дворянскому роду Полозовых; известна тем, что подвергалась судебному преследованию за негуманное отношение к крепостным крестьянам.

В Морском корпусе

8 апреля 1829 года Геннадий Невельской поступил в Морской кадетский корпус . Начальником Морского корпуса был в то время знаменитый мореплаватель адмирал И. Ф. Крузенштерн , с именем которого связано первое российское кругосветное плавание. Среди кадетов тех времён особенной популярностью пользовалось не столько военное, сколько исследовательское, географическое направление обучения. Кадеты и гардемарины были воодушевлены знаменитыми морскими походами русских моряков. У всех на устах было открытие Антарктиды Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым , походы Ф. П. Врангеля , М. Н. Станюковича , Ф. П. Литке и других. Не случайно поэтому многие одноклассники Невельского впоследствии стали знаменитыми мореплавателями, исследователями, географами.

Ещё в Морском корпусе Невельской увлёкся географией Дальнего Востока. Не вполне однозначные сведения, приводимые в книгах и на картах, Геннадий Невельской подвергал сомнению. Им овладела жажда собственных географических исследований. 7 января 1831 года произведён в гардемарины.

В 1832 году Невельской в числе лучших окончил Морской кадетский корпус. 21 декабря 1832 года получил чин мичмана и в числе избранных стал слушателем только что созданного Офицерского класса (прообраз будущей Военно-морской академии). В 1836 году мичман Невельской успешно сдал экзамены за курс офицерского класса и 28 марта ему был присвоен чин лейтенанта флота.

Первые годы службы на флоте

По окончании Офицерского класса лейтенант Невельской был назначен в эскадру адмирала Федора Петровича Литке офицером на корабль «Беллона » под командованием опытного морского офицера Самуила Ивановича Мофета. Затем служил на кораблях «Князь Варшавский » («Константин»), «Аврора » и «Ингерманланд». В эти годы он, как отлично подготовленный морской офицер, являлся вахтенным офицером при Его Высочестве Великом князе Константине Николаевиче . Цесаревич Константин, сын императора Николая I , в возрасте 9 лет был назначен генерал-адмиралом и определён под попечительство адмирала Литке. Фактическим попечителем юного Великого князя на многие годы стал Геннадий Невельской. Впоследствии это обстоятельство, возможно, послужило тому, что самовольства Невельского при освоении Амура были не только прощены, но одобрены императором Николаем I. Историк А. И. Алексеев предполагает, что Невельской в какой-то момент спас жизнь цесаревичу .

В годы службы Невельского в эскадре Литке, эта эскадра в дальних плаваниях участия не принимала, в основном плавала в пределах Европы . 15 июля 1846 года Невельской получил чин капитан-лейтенанта. Годом спустя он напросился на должность командира строившегося транспортного судна «Байкал », которое должно было отправиться на Камчатку с грузом.

Амурская экспедиция (1849-1855)

Назначение на «Байкал» и направление на Дальний Восток Невельской рассматривал как возможность исполнить свой замысел: доказать, что в устье реки Амур можно войти из океана и что Сахалин - остров.

В 1857 году он вошёл в состав директоров вновь созданной Амурской компании (коммерческое предприятие) и много занимался её делами. 19 сентября 1857 года он был назначен членом Морского учёного совета.

1 января 1864 года Невельскому был присвоен чин вице-адмирала, 1 января 1874 года - полного адмирала. С 6 декабря 1866 года состоял членом учёного отделения Морского технического комитета.

Здоровье Невельского, подорванное в результате участия в Амурской экспедиции, периодически ухудшалось. Временами он был вынужден выезжать за границу для лечения.

Основной целью последних лет жизни Г. И. Невельского было написание книги об Амурской экспедиции . В этом ему активно помогала супруга, Екатерина Ивановна Невельская, являвшаяся очевидицей и участницей описываемых событий. В 1875 году книга была в основном закончена. Первоначально она называлась «Действия наших морских офицеров в 1849 по исход 1855 года на отдаленном Востоке нашего Отечества и их последствия». Однако прошло ещё несколько лет, прежде чем она увидела свет. Это случилось уже после смерти Невельского. Окончательный вариант книги Г. И. Невельского под названием «Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке России 1849-1855» был подготовлен его вдовой и вышел в свет в 1877 году. В перемене названия принимал участие Великий князь Константин Николаевич.

Геннадий Иванович Невельской скончался 17 (29) апреля в Санкт-Петербурге, похоронен на Новодевичьем кладбище .

Семья

Жена : Екатерина Ивановна Невельская, в девичестве Ельчанинова (15 октября 1831 - 8 марта 1879), племянница В. Н. Зарина .

Дочери:

  • старшая дочь Екатерина Невельская (1 июня 1853 года - 12 мая 1854)
  • Ольга Геннадьевна Сорохтина (2 апреля 1854 года - 13 октября 1933, Ницца , Франция) (муж - офицер Л. В. Сорохтин) - автор первой биографии Г. И. Невельского (). Детей не имела.
  • Мария Геннадьевна Кукель (8 августа 1855 - примерно 1919-1920) (муж - Андрей Болеславович Кукель)
  • Александра Геннадьевна Охотникова (8 апреля 1858 − 1929, Париж) (муж Платон Михайлович Охотников, офицер, позже помещик)

Сын : Николай Геннадьевич Невельской (14 сентября 1861 - примерно 1919). Женат не был.

  • 19 сентября 2013 года Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации (Росвоенцентр) учредил памятную медаль «Адмирал Г. И. Невельской» (приказ № 20 Росвоенцентра от 19.09.2013).
  • Именем Невельского названы залив и пролив на Дальнем Востоке, город Невельск Сахалинской области , улица в городе Южно-Сахалинске , Холмске (и в других городах Сах. области), Новосибирске , поселке Врангель города Находка и ряде других мест.
  • Во Владивостоке в 1897 году ему был поставлен памятник (скульптор Р. Р. Бах, архитектор - морской инженер А. Н. Антипов).
  • В 1952 году буксир-толкач проекта 10А Советского Дунайского пароходства был назван «Адмирал Невельской».
  • Памятники в Николаевске-на-Амуре как основателю города.
  • До середины 1990-х годов в Хабаровске находился памятник Г. И. Невельскому. Ночью с 17 на 18 мая 1996 года памятник в Центральном парке культуры и отдыха Хабаровска был разрушен несовершеннолетними . Скульптура была демонтирована на реконструкцию и не восстановлена.
  • Имя Г. И. Невельского носил пассажирский теплоход (проект 860) Амурского речного пароходства.
  • Имя Невельского носит Морской государственный университет Владивостока .
  • Имя Невельского носит Мореходное училище Холмска .
  • Имя Невельского было присвоено одному из самолетов российской авиакомпании «Аэрофлот »
  • 16 июля 2008 года, в г. Иркутске, на стене Крестовоздвиженского храма (место венчания Геннадия Невельского и Екатерины Ельчаниновой) была установлена мемориальная доска. Идея установки принадлежит иркутскому поэту и члену Совета ветеранов флота г. Иркутска Геннадию Гайде
  • С 2007 года в г. Иваново действует Иваново-Вознесенский морского кадетский корпус имени адмирала Г. И. Невельского .
  • С 25.07.2011 г. БДК-98 проекта Тихоокеанского флота России носит имя «Адмирал Невельской».
  • Памятник в городе Корсакове Сахалинской области. Открыт в июле 2013 года .
  • Памятник в Южно-Сахалинске открыт 25.10.2013 г. (угол проспектов Мира и Коммунистического).
  • В 2015-2017 годах на судостроительном заводе в Хельсинки построено для компании «Совкомфлот » судно снабжения ледового класса «Геннадий Невельской» (проект Р-71014) .

На надгробии могилы Г. И. Невельского на Новодевичьем кладбище Петербурга высечен неправильный год рождения: 1814 год, вместо 1813-го. Историк А. Алексеев объяснял это тем, что при поступлении в 1829 году в Морской корпус было представлено поддельное свидетельство о рождении, где возраст Невельского был уменьшен ровно на год. Год рождения 1814 впоследствии перешел во все официальные документы Г. И. Невельского. Это нашло своё отражение и в надписи на надгробии .

Примечания

  1. А. И. Алексеев. Любовь, Амур, Счастье. Глава 4
  2. Невельской  - не первооткрыватель Татарского пролива << Наука, История, Образование, СМИ | Дебри-ДВ (неопр.) . debri-dv.com. Проверено 24 января 2016.
Понравилось? Лайкни нас на Facebook