Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Социальная ответственность бизнеса

Социальная ответственность, в отличие от юридической, подразумевает добровольный характер. Фирма решает сама, брать или не брать на себя те или иные обязательства по отношению к различным рыночным субъектам, так как эти обязательства лежат вне определяемых законом или регулирующими органами требований или же сверх этих требований. Предприятие обязано платить налоги (нести юридическую ответственность), однако оказывать и ли не оказывать спонсорскую помощь детскому дому – такое решение фирма исключительно на добровольной основе.

Безусловно, подобная деятельность подразумевает определенные (иногда весьма значительные расходы). Поэтому некоторые ученые приводят следующие аргументы против широкой социальной ответственности. Они считают, что расходы на программы социальной ответственности нарушают принцип максимизации прибыли и в конечном итоге:

· переносятся на потребителей в виде повышения цен;

· приводят к снижению заработной платы, уменьшению дивидендов, сокращению инвестиций в обновление и совершенствование производственных мощностей и т.п.;

· а компания, которая несет большую долю социальной ответственности может проиграть в конкурентной борьбе.

Эта точка зрения получила название теория корпоративного эгоизма. Ее сторонники считают, что решение проблем общества должно находиться в компетенции государственных и муниципальных органов, а не предприятий, так как их руководители не обучены решать социальные проблемы, кроме того, эффект социальных программ не может быть точно определен – о результатах подобных действий трудно отчитываться перед заинтересованными лицами и широкой ответственностью. Ответственность бизнеса же заключается только в том, что он должен хорошо выполнять свою главную функцию — создавать материальные блага. Получение прибыли фирмой (при условии соблюдения законов) демонстрирует наивысшую ответственность бизнеса перед обществом.

Сторонники другой точки зрения – теории корпоративного альтруизма — утверждают, что любая фирма является частью общественной структуры и сам факт существования предприятия влечет за собой моральные обязательство вести себя социально ответственно. Поэтому говорить о прямых выгодах от осуществления социальных программ не правильно, так как участие в таких программах – прямая обязанность предприятия.

Сторонники третьей, «центристской» позиции – теории «разумного» эгоизма – утверждают, что социальная ответственность фирмы:

· способствует гуманизации общества и тем самым создает лучшую среду для бизнеса организации;

· помогает формировать и поддерживать положительный имидж организации, а имидж в настоящее время является весьма значительным нематериальным активом;

· помогает налаживать отношения с такими влиятельными игроками рынка как государственные и муниципальные органы власти;

· формирует сплоченный, работоспособный коллектив, минимизирует текучесть кадров, позволяет привлекать талантливых сотрудников;

· в конечном итоге способствует развитию фирмы в долговременной перспективе.

Поэтому быть социально ответственным выгодно, так как это в некотором смысле хороший бизнес.

В настоящее время принято выделять следующие ее уровни социальной ответственности бизнеса.

l Базовый. Предполагает выполнение следующих обязательств: своевременная оплата налогов, выплата заработной платы, по возможности — предоставление новых рабочих мест (расширение рабочего штата).

l Уровень «корпоративной ответственности». Предпола-гает обеспечение работников адекватными условиями не только работы, но и жизни: повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы.

l Высший уровень предполагает благотворительную деятель-ность.

Инструменты реализации социальных программ отражены в табл. 6.

 

Таблица 6

Инструменты реализации социальных программ

Основные инструменты Характеристика инструментов реализации социальных программ
Благотворительность Форма адресной помощи, выделяемой компанией для проведения социальных программ как в денежной, так и в натуральной форме (продукция, административные помещения, помещения для проведения мероприятий, транспорт, оборудование, призовые фонды, оплата счетов организаций-получателей помощи и др.)
Делегирование сотрудников компании Добровольное вовлечение сотрудников компании в социальные программы внешней направленности через безвозмездное предоставление получателям времени, знаний, навыков, информации, контактов и связей сотрудников
Денежные гранты Форма адресной финансовой помощи, выделяемой компанией на реализацию социальных программ в области образования и на цели проведения прикладных исследований. Как правило, гранты в той или иной степени связаны с основной деятельностью компании и стратегическими целями бизнеса
Корпоративное спонсорство Предоставление компанией ресурсов для создания объектов или сооружений, поддержки организаций или мероприятий, как правило, носящих публичный характер, в целях своей рекламы
Корпоративный фонд Фонд, создаваемый компанией в целях реализации ее социальной деятельности
Социальные инвестиции Форма финансовой помощи, выделяемой компанией на реализацию долгосрочных и, как правило, совместных партнерских социальных программ, направленных на снижение социального напряжения в регионах присутствия компании и повышение уровня жизни различных слоев общества
Социально значимый маркетинг Форма адресной финансовой помощи, которая заключается в направлении процента от продаж конкретного товара на проведение социальных программ компании

 

К основным направлениям социальных программ относят:

1. Развитие персонала включает в себя обучение и профессиональное развитие, применение мотивационных схем оплаты труда, предоставление сотрудникам социального пакета, создание условий для отдыха и досуга, поддержание внутренних коммуникаций в организации, участие сотрудников в принятии управленческих решений и т.п.

2. Охрана здоровья и безопасные условия труда – обеспечивает создание и поддержание дополнительных по отношению к законодательно закрепленным норм охраны здоровья и условий безопасности на рабочих местах. Охватывает такие сферы как охрана труда и техника безопасности, медицинское обслуживание персонала на предприятии, поддержание санитарно-гигиенических условий труда, поддержание материнства и детства, создание эргономичных рабочих мест, профилактика профессиональных заболеваний и т. п.

3. Социально ответственная реструктуризация – это направление, которое призвано обеспечить проведение реструктуризации социально ответственным образом, прежде всего в интересах персонала компании (обычно проводятся информационные кампании, освещающие предстоящие структурные изменения, мероприятия по профессиональной переподготовке, содействию в трудоустройстве, осуществляются компенсационные выплаты сотрудникам, попавшим под сокращение, и т. п.).

4. Природоохранная деятельность и ресурсосбережение осуществляется по инициативе компании с целью сокращения вредного воздействия на окружающую среду. Проводятся программы по экономному потреблению природных ресурсов, повторному использованию и утилизации отходов, предотвращению загрязнения окружающей среды, организации экологически безопасного производственного процесса, организации экологически безопасных транспортных перевозок, проводятся акции по озеленению и «субботники» компании и т. п.

5. Развитие местного сообщества. Компании оказываются вовлеченными в жизнь местного сообщества путем осуществления различных социальных программ и акций поддержки социально незащищенных слоев населения, оказания поддержки детству и юношеству, поддержки сохранения и развития жилищно-коммунального хозяйства и объектов культурно-исторического значения, спонсирования местных культурных, образовательных и спортивных организаций и мероприятий, поддержки социально значимых исследований и кампаний, участия в благотворительных акциях и т. п.

6. Добросовестная деловая практика. Это информационная открытость в отношении собственников, поставщиков, бизнес-партнеров, клиентов и заинтересованных сторон, в организации крупными компаниями программ содействия малому бизнесу, в программах по добровольному ограничению сфер ведения бизнеса, а также сотрудничество с органами государственного управления, ассоциациями потребителей, профессиональными объединениями и другими общественными организациями.

7. Социально ответственное инвестирование — инвестирование, заключающееся не только в извлечении финансовых доходов, но и в реализации социальных целей, обычно путем инвестирования в компании, действующие с соблюдением этических норм.

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:510

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.