Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Информационно-диагностическая система

Информационно-диагностическая система (ИДС) служит для сбора, хранения и отображения информации о режиме движения, техническом состоянии автомобиля, внешних факторах (температура вне автомобиля, его местоположение и т. п.). Она состоит из контрольно-измерительных приборов (КИП), средств бортовой системы контроля (БСК), системы встроенных датчиков (СВД), маршрутного компьютера (МК) и навигационной системы.

Сигналы, поступающие к водителю, несут информацию: оперативную (от КИП, со щитка приборов, через ветровое стекло), дополнительную (от БСК, СВД) и внешнюю (через ветровое стекло, телевизионную установку заднего вида, радио, телефон, навигационные устройства).

Контрольно-измерительные приборы дают водителю информацию о скорости движения, пройденном пути, частоте вращения коленчатого вала, температуре охлаждающей жидкости, давлении масла двигателя, количестве топлива в баке.

Бортовая система контроля информирует (предупреждает) водителя о техническом состоянии агрегатов и механизмов автомобиля, для которых необходимо техническое обслуживание. Это уровень эксплуатационных жидкостей, состояние тормозных накладок, фильтров, перегорание ламп и иная аналогичная информация. Такую систему уже устанавливают на современные отечественные автомобили.

Система встроенных датчиков позволяет накапливать информацию о техническом состоянии автомобиля с последующим выводом информации при техническом обслуживании через диагностический разъем.

Навигационные системы, включающие маршрутный компьютер, позволяют получить информацию о месте положения автомобиля, кратчайшем или наиболее экономичном пути движения, погодных условиях и т. д.

Эргономические требования к приборам. Все приборы ИДС должны обладать быстродействием, информационной емкостью, яркостью и контрастностью воспроизведения, обеспечивать точность считывания и воспроизведения информации. Например, человек лучше воспринимает сигналы с верхней части панели приборов, а также при расположении приборов слева направо. Приборы не должны давать излишнюю информацию, например, оптимальной шкалой деления спидометра является интервал 5 км/ч и не мельче. Восприятие информации во многом зависит от частоты обращения водителя к приборной доске и информационной емкости сигналов.

В современных автомобилях все чаще применяют систему разделения сигналов по приоритетности, различая сигналы высшего уровня (например, о безопасности движения и аварии), второго, третьего и других уровней (информация о техническом состоянии автомобиля, не приводящем к аварии, климатические параметры, местоположение автомобиля и др.). Это позволяет значительно уменьшить число обязательных приборов, а следовательно, и объем снимаемой с них информации. Остальная информация может быть получена водителем по желанию. Такую работу может выполнить бортовой компьютер.

Автомобильные приборы по принципу действия делят на электрические и механические. Наиболее распространены электрические, которые преобразуют неэлектрические сигналы (давление, температуру, частоту вращения и т. п.) в электрические. Они состоят из датчика, преобразователя и соединяющих их проводов и указателя.

Приборы контроля электроснабжения.Для контроля зарядного тока и состояния всей системы электроснабжения применяют амперметры (указатели тока), вольтметры (указатели напряжения) и световые сигнализаторы. Амперметр включают в цепь «аккумуляторная батарея — генератор» последовательно, поэтому он показывает ток заряда и разряда (кроме режима пуска двигателя, так как реле стартера и стартер подключены отдельной цепью). Вольтметр подключают параллельно батарее. С помощью этого прибора можно оценить напряжение батареи при пуске и генератора во время работы. Световые сигнализаторы дают информацию о значительных отклонениях в работе электроснабжения. Амперметры применяют магнитоэлектрического типа. Чаще всего устанавливают амперметры с неподвижным магнитом АП112, АП170, АП250. Амперметры с подвижным магнитом АП100, АП105 применяют при значительном расстоянии от генератора до панели приборов и больших токах.

Вольтметр имеет две обмотки W1 и W2, включенные последовательно, но намотанные перпендикулярно друг к другу на пластмассовом каркасе. При напряжении в цепи стрелка отклоняется вправо пропорционально значению напряжения. Вольтметр 12.3812 предназначен для 12-вольтовой сети и измеряет напряжение в диапазоне 8... 16 В. Шкала прибора имеет цветные зоны значений напряжения: желтую 8... 12 В, зеленую (белую) 12...15 В, красную 15... 16 В. Первая зона соответствует разряду аккумуляторной батареи, вторая — нормальной работе системы, третья — перезаряду (повышенное напряжение).

Приборы контроля температуры, давления, уровня.Термометры применяют для контроля за тепловым режимом двигателя путем измерения температуры охлаждающей жидкости и контроля температуры масла в гидротрансмиссиях. Термометры бывают логометрические и термобиметаллические.

Логометрический термометр состоит из терморезисторного датчика и логометрического указателя. Сопротивление терморезистора датчика уменьшается с увеличением температуры, что приводит к увеличению тока в цепи. Ток течет по резистору и пружине, изолированной от корпуса и баллона втулкой. Логометрический указатель устроен аналогично вольтметру, только имеет три обмотки, по которым ток течет в разных направлениях. Изменение силы тока в одной обмотке, соединенной с терморезистором, приводит к изменению магнитного поля и повороту стрелки. Указатели УК101, УК105 и др. работают с датчиком ТМ-100 и имеют пределы измерения 40... 120 °С.

При использовании стрелочного дистанционного термометра водитель не всегда может заметить внезапное повышение температуры. Поэтому в дополнение к такому термометру устанавливают сигнализатор аварийной температуры, который является термобиметаллическим. Термобиметаллический импульсный термометр состоит из датчика и светоуказателя. Датчик представляет собой толстостенный латунный баллон, внутри которого находится изолированная термобиметаллическая пластина с контактом. При температуре 98...104°С биметаллическая пластина разгибается и замыкает цепь. Включается сигнальная лампа на щитке приборов. Аналогичную конструкцию имеет датчик включения электровентилятора системы охлаждения.

Манометры используют для контроля за давлением масла в двигателе, трансмиссии, воздуха в пневмосистеме, разряжения в системе питания (в эконометрах) и других системах. Различают манометры непосредственного действия, электрические, обеспечивающие постоянный контроль, и сигнализаторы аварийного состояния.

К указателям манометра непосредственного действия масло (жидкость) подводится непосредственно из системы. Основой его является профильная почти кольцевая запаянная с одного конца трубка, которая при изменении давления несколько распрямляется или сжимается. При этом она перемещает стрелку указателя.

Чаще всего применяют электрические манометры, состоящие из датчика реостатного типа и логометрического указателя. Чувствительным элементом реостатного датчика служит гофрированная мембрана. Прогибаясь под давлением, она перемещает ползунок реостата, поворачивая его вокруг оси через толкатель и рычаг. Пружина стремится вернуть ползунок обратно. Полное сопротивление реостата 170 Ом. При работе оно изменяется от 163 Ом (при отсутствии давления) до 20 Ом (при максимальном давлении). Через клемму датчик соединен с логометрическим указателем. Изменение силы тока при изменении сопротивления реостата приводит к изменению магнитного поля в логометрическом указателе, который работает аналогично рассмотренному ранее. Точность настройки датчика регулируют винтом. Жиклер снижает влияние пульсаций давления. Пределы измерения этих приборов зависят от толщины мембраны. Все датчики имеют одинаковые внешний вид и габаритные размеры.

Аварийные сигнализаторы служат для включения сигнальной лампы при нарушении режима давления. В некоторых автомобилях применяют только сигнализатор, не используя стрелочный указатель. При падении давления диафрагма, прогибаясь внутрь, замыкает контакты, в результате чего загорается контрольная лампа.

Приборы измерения уровня жидкостей предназначены для контроля за уровнем топлива или технических жидкостей в баках. Применяют электромагнитные и магнитоэлектрические (логометрические) приборы реостатного типа, датчики которых устроены аналогично. В некоторые датчики встроен сигнализатор минимального резерва топлива — контактная пара, которая замыкается при остатке топлива, необходимого для пробега 50...100 км.

Преимущества указателей логометрического типа: меньшая погрешность измерения, больший угол поворота стрелки.

Для контроля уровня жидкости (омывающей, охлаждающей, масла) выпускают также датчики с герконом и кольцевым магнитом. Кольцевой магнит на поплавке перемещается вдоль оси. При достижении геркона магнитом геркон замыкает электрическую цепь, включая сигнализатор аварийного уровня.

Спидометры и тахометры.Спидометр — это прибор дня получения информации о скорости движения автомобиля. Он может дополнительно выдать информацию о пройденном пути как от момента ввода автомобиля в эксплуатацию, так и текущего.

Тахометр — это прибор для получения информации о частоте вращения коленчатого вала двигателя.

Спидометры и тахометры по принципу действия делят на индукционные и электрические, по виду привода — с гибким валом или электрической связью.

Спидометр индукционного типа состоит из вращающегося магнита и металлического диска, на оси которого установлена стрелка. Поле магнита создает вихревые токи в металлическом диске, которые образуют собственное магнитное поле. При взаимодействии полей возникает вращающий момент. Пружина-волосок сопротивляется повороту диска. В зависимости от частоты вращения магнита пружина и вращающий момент определяют угол поворота стрелки.

Магнит приводится во вращение от гибкого вала, который в спидометрах имеет привод от вторичного вала коробки передач, а в тахометрах — от распределительного вала (в дизелях).

Гибкий вал быстро изнашивается, вследствие чего нарушается соединение переднего и заднего его концов (четырехгранных наконечников), имеет большую длину и неравномерное вращение. Все это обусловило применение электрического привода спидометров.

Электропривод выполнен по схеме «генератор — двигатель». От вторичного вала приводится в действие датчик — синхронный генератор, питающий трехфазный двигатель, от которого приводится во вращение магнит указателя спидометра.

В современных автомобилях применяют электрические тахометры с электронным преобразованием. Они бывают трех типов: с датчиком частоты вращения, установленным на коленчатом валу двигателя; с регистрацией частоты размыкания контактов прерывателя системы зажигания; с регистрацией частоты изменения фаз в одной из обмоток генератора. Регистрация частоты вращения коленчатого вала (указатель) может быть осуществлена системой «генератор — двигатель» (как у спидометра) или индукционным датчиком.

Вместо указателя индукционного типа с вращающимся магнитом часто применяют электронный преобразователь, который показывает частоту вращения в цифровом изображении или в виде световых символов.

Счетчик пройденного пути состоит, как правило, из шести барабанчиков с зубцами, показывающих метры, километры (десятки, сотни, тысячи, десятки тысяч). Система зубцов на барабанчиках подобрана так, что левый барабанчик при повороте правого на один оборот поворачивается на 1/10 оборота, обеспечивая десятеричное исчисление в указателе на панели приборов.

Бортовая система контроля. Система встроенных датчиков. Дисплейное оповещение водителя.Бортовая система контроля (БСК) информирует водителя о возникновении неисправностей или нарушений в работе агрегатов, механизмов, систем, приборов. Это помогает быстро определить место неисправности, заранее спланировать объем технического обслуживания. В зону ее контроля входят параметры, влияющие на безопасность движения и надежность автомобиля, а именно: уровень масла в смазочной системе двигателя, охлаждающей и тормозной жидкостей, жидкости для омывания стекол. Возможен контроль и других неисправностей, которые указывают фирмы-изготовители.

Цель применения БСК: освободить водителя от контроля за основными системами автомобиля, предупредить его о возникновении неисправностей с оценкой их значимости, сообщить водителю о необходимости проведения очередного ТО. Применяют следующие формы БСК: информация о текущих неисправностях вводится в компьютер и хранится до станции ТО, где мастер-диагност может ее вызвать на экран дисплея; при диагностике компьютер вводит вопросы и, анализируя ответы диагноста, точно определяет неисправность.

На автомобилях ВАЗ-2109 и последующих моделях БСК контролирует 12 параметров. После включения зажигания на экране светятся красные сигнализаторы: «Пристегните ремни», «Стояночный тормоз», аварийное давление масла в двигателе, износ тормозных накладок, неисправность фонарей торможения и габаритов, перегрев двигателя. Желтые сигнализаторы во время работы указывают на следующие нарушения: низкий уровень масла в поддоне двигателя, тормозной, охлаждающей и омывающей жидкостей, топлива в баке, напряжения бортовой сети. Отдельная клетка «Стоп» светится, если сработал хотя бы один красный сигнализатор.

Система встроенных датчиков (СВД) — это развитие БСК. Основные системы и механизмы автомобиля с СВД имеют специальные датчики для оповещения водителя или хранения информации в компьютере.

СВД на автомобилях ВАЗ анализирует следующие показатели: напряжение аккумуляторной батареи без нагрузки, при включении и стоповом режиме стартера; регулируемое значение напряжения, исправность диодов генератора, напряжение на катушке зажигания при включении системы зажигания и стартера, падение напряжения на контактах прерывателя, угол замкнутого состояния контактов прерывателя, несинхронность подачи искры по цилиндрам, угол опережения зажигания на контрольных частотах вращения; степень падения частоты вращения двигателя при поочередном отключении цилиндров.

Система индикации. Дисплеи. Водитель получает информацию с панели приборов. Электроника позволила выполнить панель с электронными информационными устройствами и индикаторами. Электронные индикаторы могут выдать сигнал о нескольких параметрах, передать разные сообщения и резко увеличить объем информации. Чтобы не загружать водителя избыточной информацией, на панели должны быть сообщение о трех-шести основных параметрах и пять-шесть световых сигналов. Остальную информацию водитель вызывает только по желанию.

Индикация на панели осуществляется вакуумно-люминесцентными индикаторами, сигнализаторами на светоизлучающих диодах и ламповыми индикаторами. Сигналы проходят через большие интегральные схемы усиления. Яркость индикации на панели можно регулировать. При включении габаритных огней автоматически снижается яркость индикаторов. Регулировку можно сделать и ручную (по желанию водителя).

Применение бортовых компьютеров позволяет значительно расширить возможности получения информации: от расхода топлива мгновенного и на 100 км пути до местоположения автомобиля и выбора оптимального маршрута движения, от контроля за работой агрегатов автомобиля до управления подвеской, тормозами и т. д.

Вспомогательное электрооборудование. Бортовая сеть.К вспомогательному электрооборудованию относят приборы и аппараты, обеспечивающие отопление и вентиляцию, очистку стекол и фар, звуковую сигнализацию, радио- и телесистемы, системы охранной сигнализации и т.п. В современных моделях автомобилей широко применяют эти устройства, некоторые из которых потребляют значительную мощность (например, кондиционеры). В результате наметилась тенденция применения в бортовой сети двух уровней напряжений: 12 В для основной сети и 24 В для питания мощных потребителей. Электродвигатели применяют в отопителях и системе вентиляции салона, предпусковых подогревателях, стекло- и фароочистителях, механизмах подъема стекол и антенн, перемещения сидений и т.д.

Различают электродвигатели с электромагнитным возбуждением и возбуждением от постоянных магнитов. В зависимости от изменения частоты вращения они бывают одно-, двухскоростные и реверсивные. Электродвигатели с электромагнитным возбуждением имеют обмотку возбуждения с параллельным или смешанным питанием. Наиболее перспективны двигатели с возбуждением от постоянных магнитов. Они имеют больший КПД, меньшую массу и габаритные размеры. Отсутствие обмотки возбуждения повышает их надежность. Их достаточно просто сделать реверсивными. Мощность таких двигателей достигает 200 Вт и более, а частота вращения — 6500 мин-1.

Двигатель с постоянными магнитами состоит из оксидно-бариевых магнитов, закрепленных в корпусе на плоских стальных пружинах. Якорь его вращается в самоустанавливающихся подшипниках и имеет коллектор, к которому прижимаются медно-графитовые щетки. Принцип действия аналогичен машинам постоянного тока с коллекторным выпрямителем. Оксидно-бариевые магниты дешевы и имеют достаточно стабильную характеристику гистерезиса «намагничивания-размагничивания». Подобные двигатели применяют в подогревательных устройствах, стеклоподъемниках, вентиляционных и отопительных установках (кондиционерах) и для привода стеклоочистителей. К последним предъявляют довольно жесткие требования: повторно-кратковременный режим с реверсированием, возможность изменения частоты вращения для создания разного режима работы стеклоочистителей. Изменение частоты вращения обеспечивается за счет установки третьей щетки.

На некоторых моделях применяют бесконтактные двигатели постоянного тока, в которых функции коллектора выполняет электронный коммутатор. Эти двигатели перспективны.

Звуковые сигналы служат для оповещения пешеходов и других транспортных средств о создании помех движению автомобиля и в качестве охранного предупреждения. Средства, вырабатывающие звуковые сигналы (далее — сигналы), делят на электрические вибрационные, пневматические и электронные. Электрические сигналы, в свою очередь, делят на тональные и шумовые. Тональные имеют рупорный резонатор, а шумовые — дисковый. Они рассчитаны на работу в повторно-кратковременном цикле (цикл — около 5 с). Чаще всего ставят два сигнала: один низкого, а другой высокого тона. На автомобилях высокого класса ставят три сигнала: один низкого и два высокого тона. Сигналы настраивают в гармонический аккорд, и они звучат одновременно. В тональном сигнале резонатором является столб воздуха, заключенный в рупоре. Он колеблется при вибрации мембраны. Мембрана закреплена между корпусом и рупором и колеблется электромагнитом с сердечником. Один конец обмотки магнита соединен с клеммой, другой — с пружиной подвижного контакта. Далее цепь идет через неподвижный контакт и с него на «массу». Частота колебаний 200...400 Гц. В рупоре сложные колебательные процессы в воздушном столбе формируют спектр частот, в котором преобладают частоты 2000...3500 Гц, хорошо слышимые человеком. Тональность сигнала зависит от толщины мембраны и конфигурации рупора.

Тональные сигналы потребляют значительный ток. При трех сигнальных устройствах ток может достигать 20...25 А. Поэтому для включения тонального сигнала используется реле сигналов, которое вступает в работу при нажатии кнопки сигнала на рулевом колесе, через которую идет только небольшой ток управления.

Безрупорные сигналы устроены аналогично, только на мембране закреплена пластина резонатора, которая создает колебания воздуха. Они потребляют ток в 1,5...3 раза меньше. Цепь сигналов обязательно имеет предохранитель.

Бортовая электрическая сеть. Источники и потребители электроэнергии соединяются между собой бортовой электрической цепью, состоящей из проводов, средств защиты от перегрузок, средств коммутации (выключатели и переключатели), соединительных и распределительных устройств. В основном применяют однопроводную систему, где вторым проводом является «масса» — корпусные детали автомобиля. Двухпроводную систему используют для фонарей стояночных огней, звуковых сигналов и других устройств, которые должны работать при выключенной «массе». Преимущества однопроводной системы: экономия меди, упрощение монтажа. На автомобиле КамАЗ суммарная длина проводов достигает 700 м, на автомобиле ВАЗ — 250 м. Недостаток однопроводной системы: большая вероятность замыкания проводов на «массу», т. е. возникновение короткого замыкания.

Распределение электроэнергии происходит централизованно - от источников питания к центральному распределительному устройству (щиток приборов или блок реле и предохранителей). Сети делят на одно- и двухканальные. По первому каналу питаются потребители, создающие большую нагрузку по току и работающие кратковременно или в аварийной ситуации: стартер, прикуриватель, приборы предпускового подогрева, аварийная сигнализация и т.п. По второму каналу питаются потребители, которые, в свою очередь, делят на группы: включаемые через замок зажигания; приборы освещения, включаемые через центральный переключатель света; приборы, потребляющие небольшой ток и работающие длительное время во время движения и стоянки автомобиля (плафоны и радио в кабине, габаритные огни и т.п.).

Различают три вида схем бортовой электрической сети: принципиальная, соединений и совмещенная.

Принципиальная схема бортовой электросети дает представление о связях всех приборов и частей электрооборудования. Ее используют при наладочных, контрольных и ремонтных работах.

Схема соединений показывает соединение всех приборов и частей. Она предназначена для монтажа и ремонта в процессе эксплуатации.

Устройства, имеющие самостоятельную схему, выполняют в виде фигуры, контуры которой повторяют контуры реального прибора. При необходимости около нее указывают номинальные значения параметров и схемы-диаграммы, таблицы, текстовые указания и т.д. Провода показывают отдельными линиями. Провода, идущие в одном направлении или в одном жгуте, допускается обозначать одной линией. Изделия имеют буквенно-цифровые или цифровые обозначения. Порядковые номера соответствуют последовательности их расположения сверху вниз и справа налево. Провода и контакты обозначают номерами, присвоенными цепям, а также буквенными индексами, которые изменяются в алфавитном порядке от источника до корпуса, или же буквами, обозначающими цвет провода.

Провода должны выдерживать вибрацию, воздействие нефтепродуктов, перепады температур. В качестве изоляции применяют поливинилхлоридный пластикат (ПВ). Он бензо- и маслостоек, не поддерживает горение, выдерживает большие перепады температур. Для монтажа на автомобилях применяют провода марок ПВА (автомобильный), ПВАЭ (экранированный), ПВАЛ (лакостойкий), ПГВА (гибкий), ПГВАБ (бронированный). Провода первых трех марок используют при температуре от - 4 0 до +150 °С, остальные - от - 4 0 до +70 °С.

Для облегчения монтажа и определения неисправностей провода имеют 11 цветов сплошной расцветки, а также комбинированной расцветки из комбинации 4 цветов. Провода выпускают 14 градаций по сечению и подбирают в зависимости от значения тока. Провода объединяют в жгуты, сплетенные хлопчатобумажной изоляцией, и крепят металлическими или пластмассовыми скобами. В эксплуатации необходимо периодически проверять надежность крепления проводов и жгутов.

Предохранители предназначены для защиты электрических цепей от перегрузки и короткого замыкания. Их устанавливают на все цепи, кроме систем пуска и зажигания. Обычно применяют раздельную защиту внешних световых приборов левой и правой сторон. Основное требование к предохранителям: время их срабатывания должно быть меньше времени нагрева провода до предельной температуры от тока короткого замыкания. Применяют плавкие и термобиметаллические предохранители.

Плавкие предохранители имеют вставку из металла, имеющего невысокую температуру плавления, или луженой медной проволоки малого сечения. При увеличении тока на 50 % плавкая вставка расплавляется в течение 1 мин. Для удобства эксплуатации плавкие предохранители отдельных цепей объединены в блоки.

Термобиметаллические предохранители более инерционны по сравнению с плавкими в зоне больших перегрузок (более 200 %) и более чувствительны при малых перегрузках (менее 200 %). Поэтому их устанавливают в цепях с электромоторами, когда пусковые токи могут в 4...6 раз превышать номинальный.

Термобиметаллические предохранители многократного действия устанавливают в цепях освещения и стеклоочистителях (в расчете, например в цепи освещения, на предельную силу тока 20 А). Основой их служит биметаллическая пластина, которая при прохождении предельного тока нагревается и размыкает контакты. При охлаждении она опять замыкает контакты.

Предохранители однократного действия также имеют биметаллическую пластину. Однако после размыкания контактов пластина не замыкает сами контакты. Для их замыкания нужно нажать на кнопку возврата. Эти предохранители устанавливают для защиты моторов стеклоподъемников, стеклоочистителей, отопителей и т.п.

Коммутационная аппаратура. Большая группа изделий, предназначенных для соединения и управления включением и выключением потребителей, называется коммутационной аппаратурой. Все эти изделия можно распределить на три группы: выключатели и переключатели, электромагнитные реле и контакторы, разъемы и соединительные панели.

Замки-выключатели (замки зажигания) служат для включения цепи системы зажигания, контрольно-измерительных приборов, стартера и других устройств. При вынутом из замка ключе фиксатор входит в паз вала рулевого колеса, не давая возможности его повернуть.

Многофункциональный центральный переключатель света, переключатели поворотов и др. имеют скользящие контакты и систему фиксации рычага в требуемых положениях. Для включения многих приборов применяют клавишные и кнопочные включатели. С этой целью чаще всего применяют реле. Они обеспечивают включение приборов большой мощности, прерывание тока (для указателей поворота), фиксацию положения отдельных механизмов (рычага стояночного тормоза и др.). Различают замыкающие, размыкающие и переключающие реле.

Разъемы и соединительные панели служат для обеспечения монтажа жгутов и проводов с приборами, соединения тягача с прицепом, подключения внешнего питания и т.д.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Расскажите о назначении рулевого управления.

2. Из чего состоит рулевое управление?

3. Расскажите о рулевых механизмах.

4. Расскажите об усилителях руля.

5. Расскажите о схемах компоновки усилителей руля.

6. Расскажите о рулевом приводе.

7. Расскажите об углах установки колес.

8. Расскажите об управляемых неведущих осях.

9. Для чего предназначена тормозная система?

10. Сколько и какие тормозные системы должны быть в современном автомобиле?

11. Какие требования предъявляют к тормозным системам?

12. Расскажите о тормозных механизмах. Перечислите типы тормозных механизмов.

13. Расскажите о тормозных приводах. Из каких элементов состоит пневмопривод тормозов?

14. Расскажите о регуляторах тормозных сил.

15. Расскажите об антиблокировочных системах.

16. Расскажите о тормозах-замедлителях.

17. Расскажите о стояночном тормозе.

18. Расскажите о назначении и составе электрооборудования автомобилей.

19. Расскажите о система электроснабжения автомобилей.

20. Расскажите о генераторных установках автомобилей.

21. Расскажите об устройство генераторов автомобилей.

22. Расскажите об аккумуляторных батареях. Какие показатели характеризуют аккумуляторную батарею? Расшифруйте маркировку батареи.

23. Расскажите о назначении, требованиях и компоновочных схемах системы электрического пуска.

24. Расскажите о стартерах.

25. Расскажите о средствах облегчения пуска двигателя.

26. Расскажите о системе освещения автомобилей.

27. Расскажите о системе сигнализации автомобилей.

28. Расскажите о назначении и составе информационно-диагностической системы (ИДС) автомобилей.

29. Расскажите об эргономических требованиях к приборам ИДС.

30. Расскажите о приборах контроля электроснабжения.

31. Расскажите о приборах контроля температуры, давления, уровня жидкостей.

32. Расскажите о спидометрах и тахометрах.

33. Расскажите о бортовая системе контроля, система встроенных датчиков, дисплейном оповещение водителя.

34. Расскажите о вспомогательном электрооборудовании и бортовой сети автомобилей.

 

1.Обязательная

1. Богатырев А. В, и др. Автомобили/ А. В. Богатырев, Ю. К. Есеновский-Лашков, М. JI. Насоновский, В. А. Чернышев. Под ред. А. В. Богатырева. - М.: КолосС, 2004. - 496 с.: ил.

2. Родичев В.А. Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей. – М.: Изд. центр «Академия», 2004.

3. Родичев В.А. Устройство и техническое обслуживание легковых автомобилей. – М.: Изд. центр «Академия», 2004.

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:1762

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.