Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Правила размещения копирайта в издании

ГОСТ предписывает ставить знак охраны авторских прав на обороте титульного листа в правом нижнем углу. В узко-, малоформатных и миниатюрных изданиях — под ISBN, на листовых изданиях — внизу 1-го листа; при отсутствии титульного листа – в правой нижней части совмещенного титульного листа, при отсутствии совмещенного титульного листа – на 1-й странице внизу.

Знак не ставят на изданиях произведений, не охраняемых авторским правом. Однако напечатанные в таких изданиях комментарии, примечания, вступительные статьи и работа составителя сборника подобных произведений помечаются этим знаком, если иное не предусмотрено в авторском договоре с издательством.

В книге с несколькими охраняемыми объектами (текст, иллюстрации, составление, вступительная статья, комментарии и т.д.) ставят несколько знаков охраны, уточняя, к какому объекту относится каждый.

Пример. В сборнике стихов русских поэтов XVIII—XIX вв. для учащихся средних классов издательство использует иллюстрации современного художника П. Болюха, комментарии для преподавателей написала искусствовед В.Д. Осокина, составителем сборника является Ю.Э Прутова. Копирайты будут оформлены следующим образом:

© Ю. Э. Прутова, составление, 2008

© П. Болюх, иллюстрации, 2008

© В. Д. Осокина, комментарии, 2008

Обладателем авторского права на всё издание в целом может быть издательство, организация (университет, научно-исследовательский институт), что также обозначается.

© Диакон Андрей Кураев, 2007

© Сретенский монастырь, 2007

Так могли быть оформлены знаки охраны авторских прав в книге «Диспут с атеистом» (М: Издательство Сретенского монастыря, 2007). В книге же правообладателем на произведения А. Кураева указан только Сретенский монастырь. Вполне вероятно, что по договору (устному?) или в виде исполнения христианского долга (?) правообладателем на всё издание целиком является действительно только Сретенский монастырь.

 

В издании переводного произведения, охраняемого на языке оригинала, первой ставят копию знака охраны, проставленного на издании, с которого делался перевод, затем — знаки охраны на перевод, далее — все другие охраняемые объекты переводной книги.

Пример. В книге Элмера Шёнбергера «Искусство жечь порох» знаки охраны авторских прав указаны так:

© E. Schönberger, 1993, 1998

© И. В. Лесковская, перевод, 2007

© О. Б. Манулкина, предисловие, 2007

© Н. А. Теплов, дизайн, 2007

© Издательство Ивана Лимбаха, 2007

 

В книге с большим количеством произведений разных авторов, в отношении которых действует авторское право, знак охраны на каждое произведение ставится в нижней части начальной или концевой полосе произведения. Можно разместить копирайты в содержании. Например, в сборнике произведений одного зарубежного автора опубликованы работы разных переводчиков. В этом случае заглавия охраняемых произведений одного переводчика пометить в содержании знаком *, другого — знаком **, а на обороте титульного листа указать:

© А.И. Иванова, отмеченные в содержании знаком * заглавия, перевод, 2008

© Б.П. Косполова, отмеченные в содержании знаком ** заглавия, перевод, 2008

 

В повторном издании при отсутствии изменений по сравнению с первым изданием ставят тот знак охраны, который стоял в первом издании. Если переиздаваемое без изменений произведение было выпущено в свет в период с 27.05.1973 г. по 01.08.1989 г. то знак охраны воспроизводится в том виде, в каком он был оформлен в предыдущем издании. Тогда действовали другие правила оформления знака охраны авторских прав.

В изданиях с дополнениями, переработками ставят знак охраны первого издания и знак охраны повторного издания, которым охраняются только внесенные изменения:

© И.И. Иванов, 2003

© И.И. Иванов, дополнения, 2006

© И. И. Иванов, переработка, 2008

Издание без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения

Допускается воспроизведение произведения в личных целях без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, кроме воспроизведения:

- произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений,

- баз данных или их существенных частей,

- программ для ЭВМ,

- репродуциования книг (полностью) и нотных текстов.

 

Допускается без согласия автора, но с выплатой авторского вознаграждения воспроизведение аудиовизуального произведения исключительно в личных целях. В этих случаях авторское вознаграждение включается в стоимость носителя (диск, кассета, флэшка) и выплачивается автору (правообладателю) изготовителями этого носителя.

 

Допускается использование произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования:

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования;

2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях учебного характера, а также в радио-телепередачах, звуко- и видеозаписях;

3) воспроизведение в периодической печати или сообщение по кабелю опубликованных в газетах, журналах или переданных в эфир произведений, имеющих характер сообщений по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным, если такое воспроизведение не было специально запрещено автором (правообладателем);

4) воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю публично произнесенных политических речей, обращений, докладов в объеме, оправданном информационной целью;

5) воспроизведение в обзорах текущих событий произведений, которые стали увиденными или услышанными в ходе таких событий, в оправданных информационной целью объеме;

6) воспроизведение обнародованных произведений специальными способами для слепых без извлечения прибыли, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения.

 

Пример к положению 1)

В книге «Диспут с атеистом» (Сретенский монастырь, 2007) диакон Андрей Кураев полемизирует многими положениями статьи Анатолия Рубинова «Наука и общество», опубликованной в газете «Советская Белоруссия» за 12.12.2006. Поскольку автор книги рассматривает все основные мысли, высказанные А. Рубиновым, то издательство сочло необходимым воспроизвести текст этой статьи полностью. В издании она занимает 51 из 140 страниц всего текста издания. Следует признать, что воспроизведение в таком объеме вполне оправдано, т.к. понимание текста А. Кураева невозможно без постоянного обращения читателя к тексту его оппонента. К сожалению, мне неизвестно, запрашивал ли А. Кураев разрешения на опубликование статьи у А. Рубинова, но, судя то тексту книги, вряд ли он получил бы таковое.

 

Пример к положению 3)

Как правило, запрещение воспроизводить материалы периодической печати публикуются в выходных сведениях издания в виде фразы «Перепечатка только с разрешения редакции» или подобной. Если перепечатка разрешена, то, как правило, редакция требует ссылаться на это издание: «При перепечатке ссылка на издание обязательна».

 

Допускается репродуцирование произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но и без извлечения прибыли:

1) библиотеками и архивами для замены утраченных экземпляров, как для своих нужд, так и для других библиотек и архивов, а также фрагментов из произведений по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях;

2) отдельных статей и отрывков из произведений образовательными учреждениями для аудиторных занятий.

 

Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение, передача в эфир или по кабелю произведений изобразительного искусства, архитектуры, фотографии, которые расположены на месте открытом для постоянного доступа. Это положение не распространяется на случаи, когда произведение является основным объектом воспроизведения или используется для коммерческих прибылей.

 

Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения:

1) публичное исполнение музыкальных произведений на официальных, религиозных и похоронных церемониях в оправданном объеме;

2) воспроизведение произведений для судебного производства;

3) запись произведения, в отношении которого был заключен договор на передачу в эфир при условии, что запись производится организацией эфирного вещания на собственном оборудовании и для собственных передач; срок действия этого положения – 6 месяцев после изготовления записи;

4) внесение изменений и исправлений в программные средства для ЭВМ для функционирования исключительно на оборудовании пользователя; это положение изложено в законе «Об авторских и смежных правах» гораздо подробнее, но в нашем курсе не рассматривается.

Срок действия авторского права

А.п. действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти (начиная с 1 января года, следующего за годом смерти), кроме особых случаев (см. далее).

Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно. Автор вправе указать лицо, на которое он возлагает охрану этих прав. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно. При отсутствии таких указаний защита этих прав после смерти автора осуществляется наследниками или уполномоченным органом РФ, если наследников нет или их авторское право прекратилось. Полномочия наследников на защиту авторства, имени и репутации сроком не ограничиваются.

А.п. на произведение, опубликованное анонимно или под псевдонимом, действует 70 лет после даты его обнародования. Если автор в течение жизни раскроет свою личность или она не будет вызывать сомнений, то все авторские права действуют,как для обычных авторов.

А.п. на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 70 лет после смерти последнего соавтора, пережившего других.

Авторское право на произведение, впервые выпущенное после смерти автора, действует в течение 70 лет после выпуска.

Особые указания дает закон в отношении авторов, репрессированных и реабилитированных посмертно. Для них срок охраны А.п. начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации.

Для участников Великой Отечественной войны и участников трудового фронта срок охраны А.п. увеличивается на 4 года.

Исчисление сроков начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:1729

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.