Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Негативное воздействие конфликта на группу (организацию).

Деструктивное влияние конфликта на оппонентов.

Функции конфликтов

Системно-функциональный анализ конфликтов показывает, что они играют важную роль по отношению к участникам и социальной среде.

Конфликт функционален в том смысле, что социальные и психологические процессы его развития воздействуют на психику, поведение, деятельность как оппонентов, так и окружающих.

Основные функции конфликта объединены в блок конструктивных и блок деструктивных функций.

Как правило, наиболее очевидны и поэтому чаще всего фиксируются в нашем сознании деструктивные функции конфликтов.

Выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников.

Психологическое и физическое насилие. Большое количество умышленных убийств — последствие эскалации конфликтов.

Сопровождается стрессом, резко возрастает вероятность заболеваний, особенно сердечно-сосудистых, а также хронических нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта.

Истощение личностных ресурсов — материальных, духовных и жизненных сил в результате конфликтного взаимодействия.

Деструкция системы межличностных отношений, сложившихся между субъектами взаимодействия до его начала. Появляющаяся неприязнь и враждебность к другой стороне нарушают сложившиеся до конфликта взаимные связи,

Формирует негативный образ другого — «образ врага», который способствует созданию негативной установки по отношению к оппоненту, готовности действовать в ущерб ему.

Негативное отражение на эффективности деятельности оппонентов — меньше внимания уделяется качеству работы, после конфликта оппоненты также не всегда могут работать продуктивно.

Закрепляет в социальном опыте насильственные способы решения проблем — победа с помощью насилия может стать обычной практикой в подобных ситуациях социального взаимодействия.

Отрицательное влияние на развитие личности — может способствовать формированию у человека неверия в справедливость; убежденность, что сильный всегда прав, мнения о том, что в данном коллективе ничего нового внедрить не удастся.

Сопровождается разрушением традиций общения, взаимосвязей в коллективе, организации.

Может отрицательно повлиять на взаимоотношения в коллективе и его социально-психологический климат.

Ослабление ценностно-ориентационного единства группы, снижение групповой сплоченности.

«Деиндивидуализация» взаимного восприятия сторон конфликта, восприятие друг друга по принципу «Мы — Они».

Ухудшение качества совместной деятельности коллектива происходит, когда конфликт медленно затухает; своих целей добился оппонент, который был неправ; конфликт оказался длительным и др.

Формирует установку на приемлемость насильственных действий — успех применения насилия в отстаивании интересов группы формирует ее убежденность в необходимости его использования.

Может способствовать деструктивному лидерству в коллективе того, кто способен играть такую роль только в конфликтной ситуации.

К конструктивным функциям конфликтов по отношению к основным участникамможно отнести:

устранение полностью или частично противоречия, возникающего в силу несовершенства организации деятельности, ошибок управления, отдельных работников и т.п. Конфликт высвечивает нерешенные вопросы, факты недостаточной деловитости и порядочности;

позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем, тестирует ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, направленных на деятельность, на себя и т.д., выявляет психологическую устойчивость к стрессовым факторам трудной ситуации;

позволяет ослабить психическую напряженность — реакцию участников на конфликт. Конфликтное взаимодействие снимает у человека эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций;

служит источником развития личности, межличностных отношений — расширяет сферу и способы взаимодействия человека с окружающими, дает новый социальный опыт решения трудных ситуаций;

• может улучшить качество индивидуальной деятельности;

• при отстаивании справедливых целей в конфликте оппонент повышает свой авторитет у окружающих;

средство самоутверждения личности, формирования активной позиции во взаимодействии с окружающими. Может быть определен как конфликт становления, самоутверждения, социализации.

Конструктивные функции конфликтов по отношению к социумузаключаются в следующем:

выступает средством активизации социальной жизни группы или общества, поддерживает социальную активность людей, способствует предотвращению застоя, служит источником развития;

высвечивает нерешенные проблемы в деятельности группы, может выступать инструментом превентивного пресечения недобросовестного поведения. С помощью конфликта руководитель или группа могут регулировать поведение отдельных лиц;

зондирует общественное мнение, коллективные настроения, социальные установки, актуализирует гуманистические ценности;

может способствовать созданию новых, более благоприятных, условий, к которым легче адаптируются члены коллектива;

способен выполнять функцию сплочения группы перед лицом внешних трудностей (К. Кэмпбелл) — группа приобретает качественно новое состояние;

способствует поиску продуктивных решений проблем в коллективах, ориентированных на предметно-познавательную деятельность;

оптимизирует межличностные отношения, может благоприятно влиять на взаимоотношения в коллективе, устанавливается более доброжелательная обстановка, что происходит почти в каждом втором конфликте.

В тоже время, влияние конфликта на его участников и социальное окружение имеет двойственный, противоречивый характер. Это связано с отсутствием четких критериев различения конструктивных и деструктивных конфликтов, трудностями оценки результатов конфликта.

Кроме того, степень конструктивности конфликта может меняться по мере его развития.

Также необходимо учитывать, для кого из участников он – конструктивен, а для кого – деструктивен.

 

Литература:

• 1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 591с.

• 2. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2005. – 288с.

• 3. Гришина Н.В. Психология конфликта - СПб.: Питер, 2000. – 464с.

• 4. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. - М.: Аспект-пресс, 1995. – 317с.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:1037

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.