Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Проблема соотношения биологического и социального фактора развития?

Теория Льва Семеновича Выгодского о культурно – историческом развитии высших психических функций и ее дальнейшая разработка в трудах отечественных психологов.

Л.С. Выгодский впервые в отечественной психологии начал систематическое детальное исследование социального и биологического в психическом развитии человека и выдвинул теорию развития высших психических функций. В своей теории он разработал теорию о культурно- историческом развитии психики человека. Развитие психики происходит не по биологическим, а по историческим законам. Все высшие психические функции представляют собой результат жизни в человеческом обществе. Вне человеческого общества, вне общения с людьми ребенок не может развиваться как личность. В онтогенезе процессы биологического и культурно-исторического развития органически связаны. Л.С. Выгодский писал, что «врастание» нормального ребенка в цивилизацию происходит благодаря сплаву, процессу его органического созревания. Оба ряда взаимоотношений приводят в итоге к социально – биологическому формированию личности ребенка. Культурное развитие совершается слитно с органическим созреванием, а его носителем является растущий, изменяющийся, созревающий организм ребенка. Идея созревания биологического не отрицается Выгодским, но развитие понимается не как спонтанный биологически – обусловленный процесс. Законы биологической эволюции имеют силу лишь по отношению к животным, психика животного развивается по законам биологического наследования, психика же человека путем социального наследования, т.е. присвоения социального опыта. Таким образом, необходимо различать два плана поведения человека: 1)натуральный – результат биологической эволюции животного мира; 2) культурный – результат исторического развития общества. Специфичность развития человека состоит в том, что оно подчинено действию не биологических законов, как у животных, а действию общих исторических законов, происходящих в процессе присвоения исторически – выработанных форм и способов деятельности. Условиями формирования плана культурного поведения является общение ребенка с взрослыми, подражание им, что способствовало возникновению и развитию ВПФ(высшие психические функции). Они возникают вначале, как форма сотрудничества с взрослым, как форма коллективного поведения и только потом становится внутренними индивидуальными функциями самого ребенка.

Таким образом, ВПФ формируются прижизненно и их формирование тесно связано с обучением, с взаимодействием с взрослыми.

Положение Л.С. Выгодского о соотношении биологического и социального фактора: Он говорил о единстве влияния биолог.прогресса и соц.фактора на развитие человека и так же влияние внешней соц.среды происходит не прямо, т. е. не как прямое отражение, а преломляется через внутренние условия, и обуславливается не только биолог. программой, но и активностью человека.(« обучение идет впереди развития и ведет его за собой»)

Единство не равнозначно:

· Чем сложнее психологическое явление, тем оно менее зависит от биолог.программы и тем оно более зависит от соц.программы. Восприятие более зависит от биологической программы.

· В течение жизни на псих.явление социальный фактор оказывает все большее влияние. Соц.фактор с течением жизни может влиять на биолог.фактор.

· Соц.фактор действует в рамках биолог.программы, которая может задавать нижние и верхние границы возможностей, но соц.программа может раздвигать эти границы.

· В течение жизни соотношение биолог. и соц.фактора может меняться.

Движущие силы:

1. Генетическая программа (З.Фрейд, Сленли Холл, П.П. Бионский)

2. Общество (Эмиль Дюркгейм + все авторы генетического подхода и бихевиоризма)

3. Потребности человека (А.Маслоу)

4. Противоречия (К. Маркс)

· Главное противоречие - между потребностью в общении и потребностью быть самостоятельным

· Между возможностями и потребностями человека (могу- хочу)

· Между возможностями человека и потребностями общества (могу – надо)

· Между возросшими потребностями и возможностями и старыми отношениями.

Как человек разрешает эти противоречия, от этого зависит его дальнейшее развитие.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:775

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.