Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Психологические особенности коммуникации.

Формы коммуникативного действия (общения).

Понятие и основные подходы к операционализации (объяснению, определению) понятия коммуникация.

Коммуникация – это процесс взаимодействия людей, в основе которого происходит обмен информацией, взаимное восприятие и понимание друг друга, формирование отношений, совместная деятельность.

(по А.А. Бадлееву)

Л – личность

Лс – личность с официальным статусом

2 вида статуса:

1.социальный статус – обозначает принадлежность человека к социальной группе

2.официальный статус – действует только при выполнении человеком своей профессиональной деятельности

Три формы коммуникативного действия:

1. межличностное (интимное) взаимодействие – форма взаимодействия между партнерами, не обладающими официальными статусами. Действует в трех системах отношений: в системах супружеских, родительско-детских и дружеско-приятельских отношений. [Л Л]

Главная психологическая характеристика – избирательность, которая подразумевает свободу выбора партнера по взаимодействию, места, времени, продолжительности и темы взаимодействия, поведения в процессе взаимодействия.

2. профессиональное взаимодействие – взаимодействие между партнерами, один из которых обладает официальным статусом. Эта форма действует на институционально-личном уровне, который предполагает, что с одной стороны в процессе участвует партнер, выполняющий обязанности, а с другой стороны личность без официального статуса. [Л Лс]

3. деловое взаимодействие – взаимодействие между партнерами, обладающими официальными статусами. Действует на официально-формализованном уровне, который предполагает, что с одной стороны взаимодействие происходит между официальными партнерами, а с другой стороны система их отношений формализована. Действует в системе производственных отношений, системе педагогического взаимодействия (как по вертикали, так и по горизонтали) [Лс Лс]

1) Формирование социальных установок у главного субъекта взаимодействия. Дмитрий Узнадзе: установка – это готовность действовать определенным образом. Чтобы коммуникация была эффективной, надо чтобы таких установок было три. Первая – направленность на партнера – предполагает полное включение в процесс взаимодействия при одновременном отвлечении от личных чувств, мыслей, переживаний. Вторая – принятие партнера как личности – предполагает безусловное и безоценочное восприятие партнера, а также уважительное отношение к его взглядам, позициям, точкам зрения, интересам и т.д. Третья – направленность на сотрудничество – предполагает организацию совместной деятельности по решению конкретного вопроса.

2) Создание благоприятного психологического климата. Для этого необходимо учитывать актуальные потребности партнера:

1. Потребность в самовыражении и достижении понимания (виды активного слушания: нерефлексивное – активное молчание с использованием невербальных средств коммуникации и рефлексивное – активная речевая деятельность с использованием вопросов и т.д.)

2. Потребность в эмоциональном понимании (для удовлетворения этой потребности используется механизм эмпатии. Эмпатия – это способность и умения сочувствовать и сопереживать другому, а также способность понимать чувства другого)

3. Потребность в признании личности

3) В основе коммуникации находится субъект-субъектная система взаимодействия,которая предполагает активность партнеров, взаимное влияние и воздействие друг на друга, а также совместную деятельность в процессе коммуникации. S-S’ (S – ведущий, главный субъект коммуникации, S’ – ведомый субъект коммуникации)


Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:413

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.