Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Тема 2. Общая теория конфликта

 

Конф­ликт (от латинского корня conflictus)–столкновение противоположно направленных, несовмести­мых друг с другом тенденций, связанное с отрицательными пережи­ваниями. Вариация: Конф­ликт–столкновение противоположно направленных противоречивых тенденций.

На Западе широкое распространение получило определение конфликта, данное известным американским учёным Л. Козером – конфликт есть борьба за ценности и притязания на определённый статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника [3, с. 47].

В отечественной литературе большинство определений конфликта также носит социологический характер.

А.Г. Здравомыслов: «Конфликт – это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями [3, с 47].

Конфликт – качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей [3, с. 49].

В качестве источников (в ряде научных позиций – основы) конфликтов выступают противо­речия, но следует помнить, что не всякие противоречия вызывают конфликт.

Противоречия:

- объективные (не зависят от сознания людей, связаны с особенностями жизни человека и общества),

- субъективные (определены субъективными личностными факторами, могут быть даже мнимыми).

Объект и предмет конфликта.

· Объект конфликта – ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов противоборствующих сторон. «Ценность – любой объект (в т.ч. и идеальный), имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, слоя, этноса). В широком понимании в качестве ценностей могут выступать не только абстрактные привлекательные смыслы или ситуативные ценности, но и стабильно важные для индивида конкретные материальные блага. В более узком значении принято говорить о ценностях как о духовных идеях, заключённых в понятиях, которые имеют высокую степень обобщения. Формируясь в сознании, эти ценности постигаются в ходе освоения культуры» [4, с. 659]. Предмет конфликта – противоречия между взаимодействующими сторонами, которые они пытаются разрешить посредством противоборства.

· Объект конфликта может быть как истинным, реальным, так и потенциальным, ложным, иллюзорным. Люди вступают в борьбу не только за реальные материальные блага и ресурсы, но и утверждая и отстаивая призрачные идеалы и идеи. Но предмет конфликта всегда реален и актуален. Борьба, являющаяся выражением противоречия между оппонентами, всегда реальна и порой ведётся не на жизнь, а на смерть, даже когда отстаиваются утопические идеи.

Объект конфликта может быть как явным, так и латентным (срытым). Предмет конфликта – противоречие между оппонентами всегда проявляется открыто [3, с. 52-53].

Структура конфликтапони­мается как «совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечиваю­щих его целостность, тождественность самому себе, от­личие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целост­ная система и процесс» [1, с. 215]. При этом специалисты отмечают, что наряду с понятием «конфликт» используется и более частное понятие «конфликтная ситуация». Такая ситуация является фрагментом конфликта, своеобразным срезом конфликта на конкретный момент его развития. В силу этого, структуру конфликта можно представить и как структуру конфликтной ситуации. Она имеет объективную и субъективную составляющую.

К объективным элементам конфликта относят его предмет и объект, участников (основные участники, группа поддержки, другие участники), микро- и макросреду. Субъективными (психологическими) элементами конфликта выступают мотивы сторон, стратегии и тактики поведения участников, их восприятие ситуации.

Конфликтвыявляет отсутствие согласия в сложившейся системе взаимодействия между людьми. Он сопряжён с оценкой поведения другого как недопустимого, низким уровнем социально-психологической компетентности, недостаточной психологической устойчивостью к отрицательному воздействию на психику стрессовых факторов социального взаимодействии, низким уровнем эмпатии, завышенным или заниженным уровнем притязаний и т.п. На конфликт влияет ограниченность ресурсов, различные аспекты взаимозависимости людей, имеющиеся у них различия в целях, представлениях и ценностях, в манере поведения и жизненном опыте, неудовлетворительные коммуни­кации, личностные особенности участников столкновений, потери и искажения инфор­мации не только при общении оппонентов, но и в самом восприятии людьми ок­ружающего мира.

Границы конфликта. Знание границ конфликта, то есть его внешних пределов в пространстве и времени, необходимо для лучшего понимания природы конфликта. Как отмечает А.В. Дмитриев, можно выделить три аспекта определения границ конфликта: пространственный. Временной и внутрисистемный. «Пространственные границы конфликта обычно определяются территорией, на которой происходит конфликт. Чёткое определение пространственных границ конфликта важно главным образом в международных отношениях, что тесно связано и с проблемой участников конфликта. Временные границы – это продолжительность конфликта, его начало и конец. От того, считать ли конфликт начавшимся, продолжающимся или уже закончившимся, зависит, в частности, юридическая оценка действий его участников в той или иной момент времени» [2, с.57]. «Определение внутрисистемных границ конфликта тесно связано с чётким выделением конфликтующих сторон из всего круга его участников. <…> кроме непосредственно противоборствующих сторон участниками конфликта могут быть и такие фигуры, как подстрекатели, пособник. Организаторы конфликта (сами в нём непосредственно не замешанные), а также третейские судьи, советники, сторонники и противники тех или иных лиц, конфликтующие между собой. Все эти лица (или организации) – элементы системы. Границы конфликта в системе зависят, таким образом, от того, насколько широк круг в него вовлечённых участников. Знание внутрисистемных границ конфликта нужно для воздействия на происходящие процессы. В частности, для предотвращения разрушения системы в целом (если это, разумеется, необходимо) [2, с.60].

Функции конфликта имеют двойственный характер: конструктивные и деструктивные. Однако следует помнить, что:

- отсутствуют чёткие критерии различия конструктивных и деструктивных конфликтов (грань, которая в теории просматривается достаточно чётко, размывается при оценке последствий конкретных конфликтов),

- трудно дать обобщённую оценку позитивной и негативной ролей конфликта,

- эти свойства зависят от множества факторов, главными из которых являются особенности разрешения конфликта и его результаты,

- степень созидательного и разрушающего начал может меняться на различных стадиях развития конфликта,

- для разных участников конфликта он может восприниматься с разных позиций оценки его сущности [1].

«К конструктивным функциям относят:

· познавательную (появление конфликта выступает как сиптом неблагополучных отношений и проявления возникших противоречий);

· функцию развития (конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимодействия);

· инструментальную (конфликт выступает как инструмент разрешения противоречий);

· перестроечную (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участниками).

Деструктивные функции конфликта связаны с

· разрушением существующей совместной деятельности;

· ухудшением или развалом отношений;

· негативным самочувствием участников;

· низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др.»[3, с. 204].

Динамика конфликта предстаёт как ход развития конфликта под влияние внешних факторов и его внутренних механизмов. Любой конфликт имеет начало и окончание, а также основные периоды. А.Я. Анцупов и А.И. Шепилов подчёркивают, что первым из них выступает латентный период (предконфликт), который включает: «возникновение объективной проблемной ситуации, осознание её субъектами взаимодействия, попытки сторон разрешить ситуацию неконфликтными способами, возникновение предконфликтной ситуации. Открытый период, который часто называют собственно конфликтом, включает: инцидент; эскалацию конфликта; сбалансированное противодействие; завершение конфликта. Иногда выделяют послеконфликтный период, который состоит из двух этапов: частичной и полной нормализации отношений» [1, с. 259]. При характеристике динамики конфликта важную роль играет понимание эскалации конфликта (прогрессирующее во времени развитие конфликта). Периоды и этапы могут иметь различные продолжительность, значимость и интенсивность.

Доктор психологии Даниэль Дэна в работе «Преодоление разногласий» выделяет всего три уровня развития конфликта. Стычки – мелкие неприятности, не представляющие угрозы для взаимоотношений. Столкновения – перерастание стычек в столкновения – расширение круга причин, вызывающих споры, уменьшение желания взаимодействовать с другими и уменьшение веры в его добрые намерения. Кризис – перерастание столкновений в кризис – окончательное решение о разрыве отношений, которые носят нездоровый характер, здесь эмоциональная неустойчивость участников доходит до такой степени, что появляется опасность физического насилия.

Стили поведения человека в межличностном конфликте. Существует несколько вариантов реагирования личности на конфликт: агрессивный, отстраненный, уступчивый.

К. Томас описал две важнейшие стратегии (напористость и партнёрство) и пять тактик (избегание, уступка, противоборство, сотрудничество, компромисс) поведения в конфликтной ситуации. Каждый из этих типов формируется в детстве под влиянием социальной среды, процесса воспитания, биологических характеристик личности. Подробное описание дано в приложении к курсу, содержащем диагностические методики. Необходимо отметить, что многие специалисты, взяв на профессиональное вооружение научную позицию К. Томаса, предпочитают рассматривать избегание, уступка, противоборство, сотрудничество, компромисс в качестве стратегий поведения или, правда, значительно реже, в качестве стилей поведения в конфликте. Кроме того, некоторые авторы (например, Е.В. Андриенко) предлагают в числе стилей выделить и ассертивность (от английского assert – утверждать, отстаивать). Такой стиль «предполагает способность человека отстаивать свои интересы и добиваться своих целей, не ущемляя интересов других людей. Она направлена на то, чтобы реализация собственных интересов являлась условием реализации интересов взаимодействующих субъектов. Ассертивность – это внимательное отношение как к себе, так и к партнёру. Ассертивное поведение препятствует возникновению конфликтов, а в конфликтной ситуации помогает найти верный выход из неё. При этом наибольшая эффективность достигается при взаимодействии одного ассертивного человека с другим таким же человеком» [3, с. 207].

Проблема типологии конфликтов. Достаточно широкое понимание сущности конфликта позволяет анализировать конфликты в неживой природе, подразделять их на биологические и социальные конфликты, на человеческие и природные. Такое масштабное видение приводит к развёрнутым типологическим схемам. Если оценивать конфликт только с позиции личностного начала, то и здесь приходится столкнуться с существованием разнообразных вариантов классификации конфлик­тов. Одним из наиболее очевидных оснований для такой классификации является разделение конфликтов по субъектам (сторонам конфликта). В этом случае выделяют следующие конфликты: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые, межгосударственные (или между коалициями государств).

Вместе с тем специалисты выделяют и иные основания для классификации.

«По сферам жизнедеятельности людей:

· бытовые.

· семейные,

· трудовые,

· воинские,

· учебно-педагогические и др.

По характеру объектов, по поводу которых возникают конфликты:

· ресурсные,

· статусно-ролевые,

· социокультурные,

· идеологические и др.

По направленности воздействия и распределения полномочий:

· конфликты «по вертикали» (начальник – подчинённый, вышестоящая организация – нижестоящая организация),

· конфликты «по горизонтали» (между руководителями одного ранга, между коллегами).

Различают также конфликты:

· явные и латентные,

· конструктивные и деструктивные,

· кратковременные и длительные,

· реалистические и нереалистические,

· локальные, региональные и международные и т.д.» [3, с. 63].

Ни одна из названных классификаций не может считаться всеобъемлющей. Цель любой классификации – способствовать анализу, осмыслению конкретного конфликта, нахождению адекватных способов его разрешения или, что важнее, предупреждения. При анализе конфликта лучше опираться на разные классификации, что позволит предложить для описания конфликта совокупность различных оценочных позиций.

 

Основная использованная литература

1. Анцупов А.Я., Шепилов А.И. Конфликтология : учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Эксмо, 2009. – 512с. – (Психологическое образование).

2. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2000. – 320с.

3. Конфликтология: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (060000) и гуманитарно-социальным специальностям (020000) / [В.П. Ратников и др.]; под ред. проф. В.П. Ратникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2009. – 511с. – (Серия «Cogito ergo sum»).

4. Педагогика. Большая современная энциклопедия / Сост.
Е.С. Рапацевич – Минск: ИООО «Современное слово», 2005. – 720 с.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:624

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2019 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.