Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Механизмы психологической защиты

 

Кроме названных способов разрешения внутриличностных конфликтов современная конфликтология и психология формулируют также целый ряд механизмов психологической защиты личности.

Психологическая защита личности представляет собой специ­альную регулятивную систему стабилизации личности, направлен­ную на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги или страха, сопровождающих ВЛК.

Сущно­стью и функцией психологической защиты является предохране­ние сознания личности от негативных переживаний. В общем смысле термин «психологическая защита» употребляется сегодня для обозначения любого поведения, устраняющего психологиче­ский дискомфорт.

Феномен психологической защиты и ее различные проявления задолго до его научного объяснения были неоднократно описаны в философской (Сократ, Платон, Эпикур, Августин Аврелий, Кант, Вл. Соловьев, Бердяев и многие другие мыслители) и художествен­ной литературе.

Так, характерный пример интеллектуализации как одного из главных механизмов психологической защиты — поведе­ние Сократа перед смертью, описанное Платоном в сочинении «Федон». Сущность этого механизма психологической зашиты со­стоит в том, что человек даже очень важные для себя события рас­сматривает нейтрально, отстраняясь от эмоций, что вызывает удив­ление у обычных людей.

Именно этот случай описан Платоном, когда перед смертью Сократ думает вовсе не о смерти, не о том, как его похоронить и даже совсем не о себе, а о других людях. Ну, пора мне пожалуй и мыться,— говорит Сократ, провожаю­щим его в последний путь,— я думаю, лучше выпить яд после мытья и избавить женщин от лишних хлопот — не надо будет обмывать мертвое тело [37].

Яркий пример психологической защиты и в рассуждении Эпи­кура о жизни и смерти: Стало быть, самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам ника­кого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет [32].

Не менее яркие примеры различных механизмов психологиче­ской защиты можно найти и в художественной литературе (Пруст, Флобер, Цвейг, Пушкин, Гоголь, Достоевский, Толстой и многие другие). Ценность этих примеров состоит в том, что литературные герои изображаются как целостные личности и в реальной жизни. Поэтому здесь различные приемы психологической защиты показа­ны во взаимосвязи между собой, а не отдельно друг от друга, как в научном исследовании. Например, у Скупого рыцаря любовь к ближним и теплые отношения с друзьями заменила рабская любовь к золоту, в котором он видел всемогущего господина и которому служил как «алжирский раб, как пес цепной». Здесь сочетается сра­зу несколько механизмов защиты: компенсация, замещение и своеоб­разная сублимация, которые и приводят героя к состоянию внутрен­него спокойствия и даже блаженства, когда он в очередной раз склоняется над сундуком с золотом.

Научный анализ психологической защиты личности начался в конце XIX в. с работ 3. Фрейда, который объяснил этот феномен, исходя из приоритета бессознательного инстинктивного начала (главным образом сексуального), которое подвергается различным преобразованиям (вытеснению, сублимации и другим) в результате его столкновения с сознательным «Я» (внутренней «цензурой»).

Современная наука выделяет целый ряд механизмов психологи­ческой защиты личности [38]. Среди них основными являются сле­дующие:

Вытеснениепроцесс, в результате которого не приемлемые для личности мысли, воспоминания, переживания «изгоняются» из сознания и переводятся в сферу бессознательного, подобно тому, как недисциплинированный студент, который мешает читать лек­цию, может быть «вытеснен» из аудитории за дверь.

Сублимация— преобразование инстинктивных форм психики (энергии либо агрессии) в более приемлемые для индивида и обще­ства формы. В более широком плане под сублимацией понимается переключение активности индивида на более высокий уровень. Та­кими формами могут выступать различные виды творческой дея­тельности и многообразные увлечения.

Регрессия(от лат. regressio — движение назад) — возвращение индивида к ранним детским формам поведения, переход на пред­шествующие уровни психического развития. Регрессия предполага­ет уход от реальности и возврат к той стадии развития личности, в которой переживалось чувство удовольствия. Когда в состоянии внутриличностного конфликта люди «впадают в детство», то это глубоко функциональное поведение. Человек, находящийся в за­труднительной ситуации, часто берет в рот что попало — палец, ручку, дужку очков. Значение и смысл этих действий и жестов — возвращение в комфортную безоблачную ситуацию младенчества, когда ребенок сосал грудь матери.

Рационализация— сокрытие от самого себя истинных, но не приемлемых мотивов действий и мыслей. При этом происходит по­иск правдоподобных причин для оправдания поступков, вызванных неприемлемыми чувствами и мотивами, для того чтобы обеспечить себе внутренний комфорт и избавиться от внутриличностного кон­фликта. Рационализация связана с объяснением своих поступков необходимостью утверждения чувства собственного достоинства и самоуважения.

Проекция— осознанное или бессознательное перенесение соб­ственных свойств, чувств и состояний, не приемлемых для лично­сти, на внешние объекты. Тем самым человек перекладывает «вину» на внешний объект, являющийся источником трудностей, припи­сывает ему негативные качества и вместе с тем снимает ее с себя. Здесь мы имеем прием, который хорошо просматривается в выра­жении «сам ты дурак».

Замещение— имеет две формы проявления:

(1) замещение объекта — перенесение негативных чувств и дей­ствий с одного объекта, который их вызвал, на другой объект, не имеющий к ним отношения. Это происходит, когда личность не может высказать свои мысли, проявить чувства или произвести оп­ределенные действия по отношению к прямому виновнику его обиды, страха или гнева по социальным или физическим причинам. Например, если нет возможности оскорбить начальника, ко­торым вы чем-то недовольны, можно пнуть его чучело или хлоп­нуть дверью;

(2) замещение чувства — эта форма характеризуется тем, что объект, вызвавший недовольство индивида, остается прежним, а чувство по отношению к нему меняется на противоположное. До­цент, поставивший студенту «неудовлетворительно» на экзамене, может из остроумного моментально превратиться в «тупого». При­мер замещения чувства описан в басне И.А. Крылова «Лисица и виноград». Не сумев добраться до соблазнительных кистей виногра­да, лисица успокаивает себя тем, что «На взгляд-то он хорош, // Да зелен — ягодки нет зрелой: // Тотчас оскомину набьешь».

Интеллектуализацияспособ анализа стоящих перед челове­ком проблем, для которого характерна абсолютизация роли мысли­тельного компонента при полном игнорировании чувственных эле­ментов анализа. При использовании данного защитного механизма даже очень важные для личности события рассматриваются ней­трально, без участия эмоций, что вызывает удивление у обычных людей. Например, при интеллектуализации, безнадежно больной человек, может безмятежно подсчитывать, сколько дней ему оста­лось жить или заниматься математическими расчетами. (Вспомните также Сократа.)

Идентификацияпроцесс отождествления субъекта с другим лицом или группой, посредством которого он усваивает образцы поведения «значимых других», формирует свое сознание и прини­мает ту или иную роль. В качестве защитного механизма идентифи­кация помогает справиться с беспокойством и чувством незащи­щенности, обеспечивает взаимную связь между членами группы и формирует чувство уверенности в себе.

Обособление— отказ от необходимости думать о возможных не­гативных последствиях будущих событий и действий. Выражается обычно словами «будь что будет», «авось пронесет» и т.д.

Воображение (фантазия)— создание программы поведения, ко­гда проблемная ситуация, порождающая ВЛК, неопределенна. Воображение состоит в создании образов или способа поведения, которые заменяют реальную деятельность. Часто воображение связано с созданием образа желаемого будуще­го, в которое личность, находящаяся в состоянии ВЛК, желает убежать.

Таковы основные механизмы психологической защиты от внутриличностного конфликта. К этому следует добавить, что сама по себе она может быть как успешной, так и неуспешной.

В первом случае прекращаются импульсы и действия тех факторов, которые вызвали конфликт, исчезает состояние тревоги, страха, невроза.

При неуспешной психологической защите ничего подобного не происходит. Так, у Скупого рыцаря если и были когда-то внутреннее беспокойство и тревога по поводу ре­альной жизненной дискомфортности, то они были успешно пре­одолены. А вот самосознание многих героев Достоевского продолжа­ет жить своей неуспокоенностью и характеризуется нерешенностью внутренних проблем. И в этом суть драматизма их существования.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем сущность внутриличностного конфликта?

2. Каковы подходы к пониманию внутриличностного конфликта?

3. Назовите основные характеристики и показатели

внутриличностного конфликта.

4. Какие основные типы внутриличностных конфликтов вы знаете?

5. Назовите внутренние и внешние причины внутриличностного

конфликта.

6. Каковы последствия внутриличностного конфликта ?

7. Каковы условия предупреждения внутриличностного конфликта?

8. Какие способы предупреждения и разрешения внутриличностного

конфликта вы знаете?

9. Назовите основные механизмы психологической защиты.

Основная литература

1. Александрова Е.В.Социально-трудовые конфликты: Пути разрешения. - М.:

Луч, 1993.

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология - М., «ЮНИТИ», 1999г.

3. Бабосов Е.М., Конфликтология: Уч. пособие для студентов ВУЗов, - Мн:

Тетра Системс, 2000.

4. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! - Новосибирск: Наука, 1989.

5. Вершинин М.С. Конфликтология. Конспект лекций. - Изд. Михайлова В.А.
Санкт-Петербург, 2000г.

6. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник.- М.:

ИНФРА-М, 2002.

7. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов.

- М., 1993г.

8. Дмитриев А.В. Конфликтология: Уч. Пособие. - М.: Гарадарики, 2000.

9. Дружинин В.В., Конторов Д.С., Конторов М.Д. Введение в теорию конфликта. -М.:

Радио и связь, 1989.

10. Дот М. Разрешение конфликта. Конструктив­ные и деструктивные процессы //

Социально-политический журнал. 1997. № 1.

11. Зайцев А.К. Социальный конфликт. М: Academia, 2000.

12. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М., Аспект Пресс, 1995г.

13. Здравомыслов А.Г. Исследование конфликта на макроуровне. – Н.Новгород.:

Изд. Волго-Вятского кадрового центра, 1994.

14. 3игерт В., Ланг Л., Руководить без конфликтов. - М.: Экономика, 1990.

15. Конфликтология: учебник для студентов вузов./ под ред. Проф. В.П.Ратникова.- М.:

ЮНИТИ-ДАНА, 2008

16. Конфликтология. Учебник. / Под ред. А.С. Кармина. - СПб: Лань, 2000.

17. Н.Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. -М.: «ВЛАДОС», 2000г.

18.Левин К. Разрешение социальных конфликтов. - СПб: Речь, 2000г.

19. Международные конфликты. - М.: Международные отношения, 1972.

20. Никсон Ч.Конфликт. — СПб.: Питер, 1997.

21. Олейник А.Н. Основы конфликтологии. - М.: АПО, 1992.

22. Основы конфликтологии. - М.: Юристь, 1997.

23. Проблема конфликта в западной социологии. – Н.Новгород.:

Изд. Волго-Вятского кадрового центра, 1994.

24. Психология конфликта /Под ред. Н.В. Гришиной/ Хрестоматия. СПб: Питер,2001.

25. Сафьянов В.И.Этика общения: проблема разрешения конфликтов. - М.: РАН ИФ, 1997.

26. Скотт Дж.Г. Конфликты, пути их преодоления. – Киев, 1991

27. Фельдман Д.М. Политология конфликта. - М., 1998.

28. Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность.

Красноярск, 1996г.

29. Хорни К. Наши внутренние конфликты. – СПб.: Лань, 1997.

30.Шаленко В.Н. Конфликты в трудовых коллективах. - М.: Изд - во МГУ, 1992.

Литература для дополнительного чтения

31. Василюк Ф.Е. Психология переживания.- М.: Изд-во МГУ, 1984.

32. Диоген Лаэртский.О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.:

Мысль, 1986.

33. Донченко Е.А., Титаренко Т.М. Личность: конфликт, гармония.- Киев:

Политиздат,1989.

34. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.

35. Мерлин В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности//

Уч. зап. Пермск. пед. ин-т. – Т.77.- Пермь, 1970.

36. Мясищев В.Н. Личность и неврозы.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1960.

37. Платон. Собр. соч.: В 4 т. Т. 2. - М.: Мысль, 1993.

38. Психология: Словарь. М.: Политиздат, 1990.

39. Робер М.-А., Тильман Ф.Психология индивида и группы. - М.: Про­гресс,1988

40. Франкл В. Человек в поисках смысла.- М.: Прогресс, 1990

41. Франкл В.Поиск смысла жизни и логотерапия // Психология личности. Тексты. –

М: МГУ, 1982

42. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ.- М.:

Прогресс-Универс, 1993

43. Швальбе Б.,Швальбе X.Личность, карьера, успех. — М.: Прогресс, 1993

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:1870

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.