Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Сущность конфликта.

 

Слово «конфликт» пришло в русский и другие языки из латы­ни. Это одно из тех международных слов, которые радуют пе­реводчиков, — они не нуждаются в переводе, поскольку понятны и так: и звучание, и значение их во всех языках примерно одинаково.

В русском языке слово конфликт стало употребляться с XIX века. В классическом «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля его еще нет. А современный «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова не только содержит это слово, но и поясняет его примерами, из которых видно, что в XX веке оно име­ет очень широкую область применения: «семейный конфликт», «вооруженный конфликт на границе», «конфликт с сослуживцами», «конфликтная комиссия»... В латинском языке conflictus означает буквально столкновение. В словаре Ожегова слово «конфликт» тол­куется как «столкновение, серьезное разногласие, спор» [15].

Можно жить, обходясь без слова «конфликт», но нельзя жить без конфликтов. Если бы не было этого слова, заимствованного из латыни, то в любых современных языках все равно существовали бы такие слова, как «столкновение», «разногласие», «спор», «схват­ка», «борьба» и т. п. И, наверное, нашлось бы какое-то слово для обозначения общего смысла, который имеется в подобных словах. Только произносилось бы оно в каждом языке по-своему. Однако, наверное, тот факт, что слово «конфликт» вошло в разные языки и прижилось в них, не случаен. Из этого, на первый взгляд, чисто лин­гвистического факта можно даже извлечь некоторые небезынтерес­ные выводы, выходящие за рамки лингвистики.

Во-первых, из него следует, что, очевидно, есть потребность в общем понятии, которое охватывает самые различные варианты столкновений, споров, схва­ток и пр.

А во-вторых, этот факт свидетельствует, что повсюду на земле люди, живущие в самых разнообразных условиях, встреча­ются с явлением, которое обозначается словом «конфликт». Вряд ли среди нас найдется тот, кто никогда не попадал ни в какие кон­фликты.

Противоположность конфликта - это согласие, сплоченность, единство, мир. Жить в мире и согласии легко, просто, удобно. По­этому все мы ценим возможность такой жизни. «Худой мир луч­ше доброй ссоры», — утверждает пословица. Несомненно, кон­фликты чаще всего ничего хорошего нам не приносят. Они вредят делу, мешая совместным согласованным действиям для его вы­полнения.

Проведенные в США исследования показали, что руководители разных уровней затрачивают на урегулирование конфликтов между работниками 25-30% своего рабочего времени. Они портят отношения между людьми. Они вызыва­ют нервное напряжение и стрессы, что может даже подорвать здо­ровье человека. Неудивительно, что люди в общем-то не любят конфликтов и побаиваются их.

Итак, для уяснения сущности конфликта нам необходимо рассмотреть не только категорию столкновение, но и категории противоречие и борьба, впервые представленные древними философами в качестве всеобщих характери­стик бытия.

Противоречие— центральная категория диалектики, современ­ного философского учения о всеобщих категориях и законах разви­тия природы, общества и человеческого мышления. Согласно этому учению противоречие связано с многообразием элементов единого целого, с единством и особым сосуществованием противоположностей, в бесконечном процессе перехода одной противоположности в другую и обратно (например, единство двух противоположных полюсов магнита, единство жизни и смерти, созидания и разрушения, устойчивости и изменчивости и т.д.).

Противоречие и есть отношение особого рода между этими элементами целого, возникающее при появлении всякой рассогла­сованности, несоответствия в структуре целого. И поскольку абсо­лютно устойчивого соответствия ни в одном реальном предмете нет, постольку противоречие носит универсальный характер, как и конфликт, который в данной связи может быть представлен как момент обострения в развитии противоречия, как проявление одно­го из его состояний или свойств. Именно потому, что противоречие носит универсальный характер, мир находится в постоянном дви­жении и развитии.

Процесс развития противоречия можно условно представить следующим образом (см. рис.1)

Рис.1.

 
 

 

 


Всякое развитие есть возникновение противоречий, их разрешение и, в то же время, возникновение новых противоречий. Противоречия бывают внутренние (например, внутри социальной системы, в семье, в трудовом коллективе) и внешние (например, между обществом и природой, организмом и внешней средой), антагонистические (непримиримые) и неантагонистические.

Социальные противоречия есть взаимодействие противоположных, взаимоисключающих социальных сфер, социальных отношений, связанное с несовпадением интересов и целей различных социальных групп, социальных слоев, отдельных индивидов [39].

На I этапе развития социальной системы ее основные элементы (люди, нормы, отношения) находятся в связи друг с другом, т.к. они взаимно обусловливают свое существование (например, родители и их дети, руководители и подчиненные, их отношения, нормы поведения). Но, будучи различными по уровню сознания, морали, психологии, особенностям поведения, а также по мере нарастания этих различий, они оказываются в состоянии определенного противодействия, борьбы между собой.

На II этапе эта борьба приводит к тому, что связь и взаимная обусловленность элементов системы уже невозможны. Возникают социальные противоречия, которые осознаются субъектами как несоответствие между целями и результатами их деятельности. Причины этого несоответствия различны: отсутствие средств и условий; препятствия на пути к достижению цели; несогласованность целей между субъектами и т.п. В результате не находят удовлетворения социальные потребностисубъектов. А поскольку социальные потребности являются внутренним побудителем их социальной активности, то такое положение усиливает социальные противоречия.

Разрешение последних ведет к социальным изменениям в структуре или к изменениям самой социальной структуры. Торможение процесса социальных изменений, вызванное нежеланием старых социальных институтов признать, что их организация управления, методы планирования и т.д. изжили себя, может привести к возникновению предкризисных явлений и, в конечном счете, к социальному конфликту. Поэтому основной задачей по предотвращению социального кризиса являются выработка и реализация правильной социальной политики, направленной на безболезненный переход из одного качественного состояния социальной системы в другое.

Таким образом, категория противоречия связана с изучением ис­точника всякого движения, изменения и развития, который совре­менная диалектика видит в сущности самих предметов. С универ­сальностью противоречия связан и всеобщий характер конфликта, выступающего как одно из состояний или свойств противоречия.

Категория борьбыдополняет понятие противоречия, конкрети­зируя характер взаимоотношений его противоположных сторон. Борьба — одно из основных понятий диалектики. Его содержание включает в себя не только сам момент борьбы противоположных сил, но и момент их сосуществования, которым и обеспечивается целостность процесса.

Однако из этого совсем не следует, что в жизни нет ничего, кроме противоречий и борьбы. Универсальность конфликтов еще не дает ос­нований для того, чтобы их абсолютизировать. Противоборство встре­чается в жизни не чаще, чем согласие. Жизнь есть постоянная смена войны и мира, покоя и борьбы, конфликта и консенсуса - она непре­рывна. В ней зло не существует без добра, счастье без горя, порядок без хаоса. Сам конфликт можно определить как нарушенное согласие, а согласие - как результат улаженного конфликта.

Подобное представление о конфликтах как об одной из сторон со­циальных взаимоотношений, хотя и важной, но не единственной, ут­вердилось далеко не сразу. Оно явилось результатом длительного мно­гоэтапного процесса становления науки о конфликтах. В научной и учебной литературе о конфликтах можно встретить различное понимание природы конфликта.

Психологи рассматривают конфликт как естественное условие взаимодействия людей, в основе которого лежат противоречия, су­щественные различия между интересами и ценностями субъектов социальных связей на соответствующем этим различиям эмоцио­нальном фоне. Они утверждают, что конфликт, будучи проявлением общения существ, способных к самосознанию, означает отсутствие согласия, расхождение во мнениях, столкновение разных взглядов и желаний, противоположных при данных обстоятельствах тенденций, потребностей, интересов, мотивов и стилей поведения.

Социологи, для которых привычнее выделять социальные отно­шения, больше склонны характеризовать конфликт прежде всего как предельное обострение противоречий, столкновение и противобор­ство, вызываемые противоположностью, несовместимостью интере­сов и позиций личностей, социальных групп, слоев, классов, наций, государств.

Юристами конфликт обычно трактуется как противобор­ство субъектов, носителей противоречий, противодействие сторон, преследующих несовпадающие или взаимно исключающие друг дру­га пели.

Специалисты по вопросам управления чаще определяют конф­ликт как универсальный способ взаимодействия сложных систем, преодоления противоречий и ограничений в любой сфере, где осуще­ствляются контакты между отдельными людьми и их сообществами.

Среди зарубежных ученых и специалистов по управлению широко распространено идущее из США позитивно-функциональное ис­толкование сущности конфликта как борьбы за ценности и опре­деленные претензии на социальный статус, власть, материальные и духовные блага - борьбы, участники которой стремятся ослабить, нейтрализовать или даже уничтожить соперника. В соответствии с этим пониманием авторы американского учебника «Основы менедж­мента» представляют конфликт как отсутствие согласия между двумя пли более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами; каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, имешает другой стороне делать то же самое.

Одни авторы, исходя из этимологии самого понятия, определяют конфликт как столкновение сторон, мнений, сил, т.е. весьма широко. При таком подходе конфликты возможны и в неживой природе. Понятия «конфликт» и «противоречие» фактически становятся сопоставимыми по объему.

Другими авторами конфликт толкуется весьма односторонне как столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, под которыми понимаются или отдельные люди или группы людей.

Так, например, Л.Крисберг считает, что социальный конфликт существует в том случае, когда две или большее количество сторон убеждены в том, что цели их деятельности несовместимы.

Л.Козер определяет конфликт как идеологичекое явление, отражающее устремления и чувства социальных групп или индивидов в борьбе за объективные цели: власть, изменения статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т.п.

К.Болдуин считает, что конфликт знаменует собой осознанные и созревшие противоречия и столкновения интересов.

Р.Дарендорф под конфликтом понимает «все структурно-произведенные отношения противоположности норм и ожиданий, институтов и групп» [2]

Для уяснения сущности конфликта рассмотрим более основательно характерные черты конфликта.

По мнению авторов известного учебника «Конфликтология» Анцупова А.Я.и Шипилова А.И. необходимо сузить широкое понимание конфликта и считать, что конфликты возникают только при социальном взаимодействии (в том числе и среди животных). В неживой природе конфликтов нет, там есть противоречия, противодействия, столкновения и т.п.

Авторы другого учебника по конфликтологии также признают, что конфликт – явление социальное, порождаемое самой природой общественной жизни. Это первая значимая черта конфликта, которая непосредственным образом выражает те или иные стороны социального бытия, место и роль человека в нем [6] .

Социальные связи, свойственные обществу как сложной системе и целостному образованию, имеют устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя от одного поколения людей к другому. Они реальны, поскольку осуществляются при совместной деятельности и определенное время и для достижения конкретных целей. Эти связи и отношения устанавливаются не по чьей-либо прихоти, а объективно, под воздействием тех условий, в которых человек существует, совершает поступки, творит.

К тому же общество не есть простая совокупность индивидов и их взаимосвязей. Представляя собой целостную систему с характер­ным для нее качественным состоянием, оно первично по отношению к отдельной личности. Каждый индивид, рождаясь, застает офор­мленную структуру ранее сложившихся связей и по мере своей со­циализации включается в нее, усваивает ставшие к тому времени доступными людям знания и ценности, определившиеся нормы по­ведения. Каждый человек, приобщаясь к условиям социальной среды, оказывается все более своеобразным и самобытным.

Следует учитывать также и то, что самое главное для человека — это принадлежность к общности себе подобных. Обстоятельства жиз­ни человека с древнейших времен складывались таким образом, что ему было предназначено сотрудничество с другими людьми. Вместе с тем в процессе взаимодействия индивидов и усложнения соци­альных связей на определенной ступени общественного развития во взаимных отношениях наряду с сотрудничеством стали проявляться соперничество, конкуренция, психологическая несовместимость, противоположность интересов и выбора средств достижения целей. Обострение подобных противоречий, их эскалация привели, в конеч­ном счете, к активному противоборству, конфликтам.

К этому следует добавить отклоняющееся, так называемое девиантное поведение: пьянство, наркомания, правонарушения, экстре­мизм и т.п. Отклоняющимся от нормы может характеризоваться не только негативное, на грани порочного поведение. Бывает, к нему относят и пристойные поступки, в том числе неукротимое стремле­ние к новому, решительность в преодолении консервативных тради­ций, различные виды научного, технического и художественного творчества. Новаторство одних нередко оборачивается непонимани­ем со стороны других, необходимостью вступать в конфликт.

Сказанное подводит к выводу о том, что конфликтдолжен восприниматься вполне нормальным общественным явлением, свойством социальных систем, процессом и способом взаимодействия людей. Как и человек, общество по самой своей природе не может быть абсо­лютно совершенным, идеальным, бесконфликтным. Дисгармония, противоречия, конфликты — постоянные и неизбежные составные части общественного развития.

Еще одной значимой чертой конфликта является то, что конфликт — явление широко распространенное, повсеместное, вездесущее.Конфликтные ситуации возникают во всех сферах общественной жизни — будь то экономика, политика, быт, культура или идеология. Они неизбежны как неотъемлемый компо­нент развития общества и самого человека.

В самом деле, разве можно представить себе становление от­дельной личности или деятельность организации без внутренней напряженности, противоречий, преодоления застоя и косности, столкновений и борьбы. Причинами их могут быть, в частности,

-условия хозяйствования, стечение неблагоприятных для функциони­рования организации обстоятельств;

-проблемы трудовой мотивации, связанные с оплатой труда, содержанием и престижностью работы, отношениями в коллективе между отдельными лицами и социальны­ми группами;

-структурные нестыковки, обрывы в коммуникативных связях, недовольство работников решениями администрации;

-эмоциональные всплески, вызываемые различиями в темпераменте, харак­тере и манере поведения совместно работающих людей, их возрасте и жизненном опыте, нравственных представлениях, уровне образова­ния, квалификации и общей культуры.

Бесконфликтность — это иллюзия, утопия и уж тем более не бла­го. Конфликты, как и любые социальные противоречия, являются формой реальных общественных связей, которые как раз и выра­жают взаимодействие личностей, отношения социальных групп и общностей при несовпадении, несовместимости их потребностей, мотивов и ролей. В этом смысле они не только допустимы, но и же­лательны, могут быть полезны как источник и фактор общественной активности. Словом, там, где действуют люди, практически - всегда есть место и конфликтам.

Но наиболее значимой и существенной чертой конфликта для понимания его сущности является то, что конфликт - это такое взаимодействие, которое протекает в форме противостояния, столкновения, противобор­ства, взаимного противодействия личностей или общественных сил, интересов, взглядов, позиций по меньшей мере двух сторон. В процессе его развертывания имеют ме­сто и действия и контрдействия, так как осуществление намерений участников конфликта неизбежно сопряжено с вмешательством в дела другой стороны (или сторон), нанесением ей определенного ущерба преодолением сопротивления, созданием помех, мешающих добиться поставленной цели.

Противодействие сторон присутствует не только в межличност­ных и межгрупповых конфликтах, но и в процессе автокоммуника­ции человека, при его общении с самим собой, самоорганизации и самопрограммирования. Психологически такая саморегуляция обес­печивается внутренним диалогом, который возникает в восприятии, мышлении человека как следствие разных точек зрения на его соб­ственные переживания и поступки. По сути происходят тот же спор, расхождение во мнениях, противостояние и противоборство, кото­рые характерны для любого социально обусловленного конфликта.

Активное противоборство и противодействие отличают конфликт от других форм конфронтации — таких, например, как отсутствие согласия потому или иному вопросу, противоречие (противополож­ность) интересов различных общностей и индивидов, коллизии между моральными и правовыми нормами, соревновательное соперни­чество с чем-то пли жесткая конкуренция.

Мы солидарны с теми авторами, которые видят сущность конфликта не столько в возникновении противоречий, столкновении интересов, сколько в способе разрешениясоздавшегося противоречия, в борьбе, во взаимном противодействии субъектов социального взаимодействия.

Поскольку всевозможные противоречия возникают везде и всегда, они вездесущи, но только незначительная их часть разрешается путем конфликтов. Интересы и взгляды также сталкиваются довольно часто. Однако сущность конфликта шире этого столкновения. Она, как мы уже отмечали, - во взаимном противодействии субъектов.

Таким образом, под конфликтом целесообразно понимать наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия сторон, заключающийся во взаимном противодействии субъектов конфликта, нанесении друг другу максимального ущерба и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций (например, в процессе дискуссии, спортивного поединка), или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, не противодействуют друг другу, то такие ситуации являются предконфликтными.

Противодействия субъектов конфликта могут разворачиваться в различных сферах: в общении, в поведении, в деятельности. При этом необходимо иметь ввиду, что в различных конфликтах (социальных или внутриличностных) противодействия могут происходить в виде

- открытых противоречивых действий, либо в виде

- противоречивых психических состояний.

Далее, следует отметить такую значимую черту конфликтакак его осознанный характер.

Конфликт – осознанное и обдуманное действие. Он подтверждает ту истину, что человек принципиально отличается от других живых существ тем, что его намерения и поступки направ­ляются не врожденными инстинктами, не «меркой своего вида», а программой, целевыми установками, которые вырабатываются им самим в процессе своей жизнедеятельности.

Человек наделен специ­фическим, только ему присущим качеством - разумом, способностью отражать реально существующий мир и общественно - историческую практику. Сознание в его индивидуальной и общественной формах представляет собой совокупность идей и взглядов, чувств, привы­чек и нравов. Оно охватывает все богатство духовной культуры - той «второй природы», что сотворена людьми.

Наличие сознательного начала принципиально отличает общество от естественной природы, материального мира в целом. Действи­тельно, природа существует вне и независимо от сознания. Мате­рия первична, а сознание вторично, поскольку материя предшествует сознанию, которое возникает много позже, являясь свойством осо­бым образом высокоорганизованной материи - мозга.

Общество же представляет собой нечто иное, в нем о вторичности сознания мож­но говорить лишь условно, так как социальное бытие создается людь­ми, уже обладающими сознанием. Поэтому в обществе все, включая и конфликты, совершается не со строгой, объективно обусловлен­ной предопределенностью, а с осознанием людьми своих действий, возможностью их субъективной корректировки.

Обладая разумом и способностью к самосознанию, человек в большей степени свободен в выборе направлений деятельности, мо­жет регулировать свои отношения. Будучи потенциально рациональ­ным, он склонен считаться с писаными и неписаными правилами поведения, которые усваиваются им в процессе социализации, при­общения к достижениям культуры.

Таким образом, конфликтпредстает как осознание на уровне от­дельного человека, социальной группы или более широкой общности противоречивости процесса взаимодействия и отношений, различий, а то и несовместимости интересов, ценностных оценок и целей, как осмысленное противостояние.

И еще одна важная черта, которая выражается в том, что конф­ликт — прогнозируемое явление, подверженное регулированию. Это объяснимо самой природой возникновения конфликтных столкно­вений, формами взаимодействия участвующих в них сторон, заин­тересованностью в исходе и последствиях противоборства.

Во-первых, конфликтное взаимодействие отличается тем, что противостояние в нем выразителей несовпадающих интересов и це­лей служит для них одновременно и связующим звеном. Ведь сторо­ны сталкиваются друг с другом вопределенной социальной среде, объективные условия и субъективные устремления непременно чем-то объединяют конфликтующих.

Простое тому подтверждение: в конфликте между предпринимателем и нанятым им работником по поводу заработка последнего незримо присутствуют, по крайней мере, два важных сопутствующих условия

- общее положение об отношениях работодателей и лиц наемного труда, регулируемых уст­ным соглашением или письменным контрактом;

- действующие в государстве установления о минимальном размере оплаты труда и прожиточном минимуме.

Указанные моменты заключают в себе предпосылки и возможность урегулирования конфликта.

Во-вторых, любой участник конфликтного противостояния так или иначе должен аргументировать свою позицию, обосновывать притязания и мобилизовывать силы для реализации выдвигаемых им требований. Ему приходится анализировать складывающуюся ситу­ацию, строить прогнозы, взвешивать последствия, намечать планы, принимать решения, добиваться их осуществления, корректировать свое поведение и действия, умерять эмоции, т.е. пускать в ход весь арсенал управленческих средств, который во многом служит улажи­ванию конфликта.

Задача менеджера заключается не в том, чтобы непременно воспрепятствовать возникновению конфликтной ситуации и перерас­танию ее в конфликт, а в том, чтобы контролировать этот процесс, направляя его в желательное русло.

Смысл управления в данном случае сводится к тому, чтобы

- вовремя распознать истинные причины конфликта,

- изменить доступными и приемлемыми средствами си­туацию,

- добиться в конечном счете положительного исхода и пре­дотвращения возможных негативных последствий.

Конфликтное взаимодей­ствие, если оно совершается в созидательных, а не в разрушительных формах, несет в себе конструктивное, продуктивное начало. Такой кон­фликт способствует прогрессивным изменениям, придает динамизм развитию той или иной социальной системы, приводит, в конечном счете, к сотрудничеству на основе разумного компромисса.

Примером может служить рынок с его громадным разнообрази­ем форм взаимодействия и отношений. Если спрос и предложение реализуются по «правилам игры», соответствующим нормам данно­го общества, если выгода, получение более высокой прибыли дос­тигаются на основе установленных морально - правовых принципов, это, как правило, цивилизованные отношения, обычная конкуренция, не переходящая в острое противоборство. Однако при рыночных свя­зях, купле-продаже правила нередко нарушаются, а потому рынок был всегда и остается теперь универсальной ареной для всевозмож­ных конфликтов.

Если суммировать вышесказанное о конфликте и исходить из его распространенного понимания как столкновения сторон, мнений и сил, то для управленческой науки и прикладной значимости конфлик­тологии наиболее близким и приемлемым будет, вероятно, следующее определение:

конфликтэто

- нормальное, осознанное проявление социальных связей и отношений между людьми,

- особая форма отношений по поводу столк­новения несовместимых взглядов, позиций и интересов,

- особый вид взаимодействия, при котором возникшие противоречия разрешаются через противоборство, взаимное противодействие и нанесение максимального ущерба друг другу.

Возможен выбор и других определений. Но при любом варианте важ­но соблюсти ряд требований, включая указание на общественную природу и закономерный характер конфликта как условия и процесса взаимодействия субъектов социальных связей, подчеркнутую фикса­цию внимания на столкновении и противоборстве вовлеченных в кон­фликт сторон, выделение возможностей влияния на конфликтное по­ведение, урегулирования конфликта и, следовательно, управления им.

При всем многообразии причин возникновения, внешних форм проявления, неоднозначности своих последствий, большой доли чув­ственного восприятия конфликты в реальной жизни выступают спо­собом общения и взаимодействия людей, действенным инструмен­том развития любых социальных систем, в том числе и организаций.

Подводя итог выше сказанному отметим основные качества конфликтного взаимодействия:

(1) конфликт, как и консенсус, есть одно из проявлений человеческих взаимоотношений, он имеет социальную природу; поэтому его нельзя отождествлять с конфликтами у жи­вотных, имеющими иную, биологическую природу;

(2) конфликт есть внутреннее, психическое, состояние человека, характеризующееся острой напряженностью, иногда даже стрессом и другими патологическими явлениями;

(3) конфликт есть не только внутреннее состояние, но и внешне выраженная на вербальном и невербальном уровне форма человече­ского поведения;

(4) конфликт есть не просто состояние психической напряжен­ности, но и особое эмоциональное состояние, характеризующееся преобладанием негативных эмоций, пронизывающих и психику, и действия конфликтантов. Этим конфликт отличается от близких к нему по форме, но иных по существу видов социального взаимо­действия, таких, как соревнование, конкуренция, спортивные со­стязания и т.п.

Следует также отметить, что конфликт при всей своей социаль­ной значимости, не является тем не менее каким-то предметом или стенкой, на которую можно наткнуться. Конфликт явление не суб­станциальное, он не может существовать сам по себе, независимо от чего-то другого.

Конфликт всегда есть некоторое состояние тех или иных социальных взаимоотношений, которые и выступают не только в качестве его общей основы, но, согласно представлениям современной социологии, также и всеобщей, универсальной осно­вой всей социальной жизни. Причем, по убеждению исследовате­лей, конфликт при всей своей распространенности все же пред­ставляет собой явление временное, в то время как в качестве по­стоянного состояния общества выступает согласие.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:625

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2019 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.