Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Социальная работа как особый вид практики социальной деятельности

IV. Комплексные модели теоретического осмысления проблем социальной работы - совокупность теоретических концепций социальной работы, ориентирующихся на целостное видение проблем защиты жизненных сил человека как биосоциального существа.

I. Психолого-ориентированные модели теоретического осмысления проблем социальной работы - совокупность теоретических концепций социальной работы, опирающихся преимущественно на психологическое знание, учет закономерностей психологического статуса, закономерностей развития человека.

Психодинамика как теоретическое основание социальной (психосоциальной) работы в ее современном виде сформировалась на основе психоанализа в его различных интерпретациях, начиная с 3. Фрейда, его прямых последователей и более поздних приверженцев. Психодинамическая модель деятельности социального работника опирается на несколько основополагающих, исходных постулатов. В главном они сводятся к следующему:

а) социальный работник в контексте отношений с клиентом должен исходить из того, что последний не только обладает определенной психологической структурой, но и способен к ее изменению, развивается под воздействием внутренних, интенциональных факторов и внешних условий, взаимодействуя со средой обитания;

б) воздействие социального работника на клиента должно учитывать его социально-экономическое положение, статус в системе социальноиерархических групп, различных уровней управления и самоуправления. Однако главное, что предполагает психодинамический подход, сводится к признанию принципиально важной роли изучения и учета динамики отношений в контактной группе, среде обитания клиента;

в) психодинамические теории требуют учесть то, как они оказываются полезными в процессе осуществления конкретной помощи нуждающимся, отдельному человеку;

г) в рамках психодинамической концепции совершается не только анализ «статус-кво», но и использование опыта анализа эволюции отношений между клиентом и социальным работником, характера отношений между персонами в конкретной среде обитания нуждающихся;

д) психодинамическая модель социальной работы предполагает, как правило, возможность изменения, коррекции поведения, взглядов, отношений клиента посредством воздействия на его внутренний мир, восприятие реальностей, характер отношений в контактных группах.

Психосоциальное влияние в контексте психодинамического ведения социальной работы включает несколько относительно самостоятельных этапов:

1) изучение проблем, которые имеет клиент; 2) анализ особенностей социального положения и психического склада, чувств клиента; 3) сближение, установление контакта социального работника и клиента; 4) осмысление основных событий жизни клиента, влияния последних на проблемы, которые переживает человек; 5) планирование согласованных действий социального работника и клиента на основе завоевания доверия последнего; 6) современная деятельность соционома и клиента по разрешению его проблем.

Ценность такого подхода значительно возрастает при его сочетании с системным, структурным видением проблем развития современного человека и общества, что было показано наиболее обстоятельно Г. Бернером и Л. Юнссон.

Экзистенциалистская и гуманистическая модели теоретического обоснования социальной работы также занимают существенное место в теории социальной защиты. В экзистенциональном обосновании социальной работы акцент делается на особенностях восприятия клиентом отношения в системе взаимодействия «субъект-объект-субъект». Осмысление и выводы об этих отношениях - главное в экзистенциальной теории модели социальной работы.

В этой связи обычно рассматриваются: 1) правила и роли внутри системы «субъект-объект-субъект»; 2) более широкие системы, в контексте которых существует подсистема «субъект-объект-субъект» и которые оказывают на нее определенное влияние; 3) системы ценностей, в которые верит клиент; 4) как клиент борется со страхом, отсутствием безопасности; 5) связь всех связанных аспектов решения проблемы.

Экзистенциальная модель теоретического обоснования социальной работы исходит из того, что большинство эмоциональных проблем клиента возникает из четырех источников отчуждения: а) когда люди, которые значимы в глазах клиента, не признают его таковым; б) непоследовательность или обман в решении проблемы оценочных конфликтов; в) разочарование, хаос или потеря личных ценностей; г) потеря близких людей (их смерть, уход, измена и др.).

Главная цель экзистенциальной технологии влияния на клиента - помочь людям приобрести удовлетворительный стиль жизни, начать получать удовлетворение от жизни. При этом используются три возможных правила экзистенциальной терапии: во-первых, установка на изменение опыта, практической деятельности клиента; во-вторых, ориентировка на понимание личности клиента; в-третьих, личностная включенность, погружение социального работника в мир ценностей, чувств, отношений клиента.

Гуманистическая модель теоретического обоснования социальной работы в значительной мере играет роль философско-гуманистической базы экзистенциальной технологии оказания помощи нуждающимся, как впрочем, и всей практики социальной работы. В этой связи социальный работник должен исходить из самоценности индивидуального мира жизни клиента, признания его способностей многое решать самостоятельно, опираясь на личный духовный и практический опыт.

Процесс оказания помощи в рамках таких оснований ведения социальной работы включает в себя: 1) обретение смысла существования, которое дает клиенту ощущение, что его дела идут хорошо, жизнь изменяется по пути прогрессивного развития. При этом необязательно заниматься постоянно самоизучением; 2) центрирование, акцентировка проблем, когда социальные работники показывают клиентам, что они готовы заняться их делами, доказывая это практически, начиная знакомиться с проблемами каждого из нуждающихся; 3) действие, когда социальный работник демонстрирует деятельную открытость, мобильность, а клиент видит, что поддержание безопасности, ее ощущение не всегда необходимо. Нужно просто заниматься делом, актуальным для жизни каждого из нас.

Конечно, при всей универсальности таких экзистенциально-гуманистических подходов к оказанию помощи нуждающимся их нельзя одинаково конкретно использовать во всех формах организации социальной работы, Во-первых, это разные формы социальной помощи, которые существуют нередко по разному поводу, решают неодинаковые проблемы. Во-вторых, следует учитывать ведомственную разобщенность учреждений социальной работы, препятствующую массовой унификации. Кроме того, мы имеем дело всякий раз с различными людьми и разной сферой их обитания.

Наконец, гуманистической модели обоснования социальной работы чужд подход, когда требуется навязывать кому-то определенную модель, стандарт действия. В этом смысле социальный работник, опирающийся на рассматриваемые модели социальной работы, свободен в выборе форм и средств воздействия на клиента, сотрудничества с ним.

II. Социолого-ориентированные модели теоретического осмысления проблем социальной работы - совокупность теоретических концепций социальной работы, в основе которых познание закономерностей социального развития, структурирование общества, взаимодействия его социальных институтов. Рассмотрению некоторых социолого-ориентированных моделей теории социальной работы. Среди них наиболее отчетливо обнаруживают себя, во-первых, те, что формируются на базе теории социальных систем, а во-вторых, те, что опираются на радикально марксистские подходы. В этой связи охарактеризуем наиболее существенное в их специфике, подчеркнув то обстоятельство, что эти концепции составляют основу так называемой структурной социальной работы.

Особенности модели теоретического обоснования социальной работы, опирающейся на системные представления о строении и развитии общества также полезно подчеркнуть. Системные идеи восходят к общей теории социальных систем Берталанфи (1971 г.). В первоначальном своем варианте эта теория, как известно, была разработана на биологическом материале и показывала, что все организмы являются системами, составленными из подсистем, а сама система в свою очередь есть часть сверхсистем. Так, человек представлялся как часть общества, но состоящая из циркулирующих систем кровообращения, пищеварения, а также клеток, которые в свою очередь состоят из атомов, включающих в себя еще более мелкие частицы. Эта теория стала широко применяться для анализа социальных систем, включающих социальные группы и общественные институты, семьи, малые сообщества, коллективы.

В рамках такого рода представлений сформировалась широко распространенная точка зрения о том, что людям могут помочь три типа систем: во-первых, неформальные или естественные системы, такие как семья, группа друзей, объединение по интересам и др. Во-вторых, речь идет о формальных системах, таких как общинные группы, профсоюзы, общественно-политические организации и т.п. В-третьих, это системы, существующие в обществе в виде учреждений, ведомств, функционально ориентированных организаций (больницы, библиотеки, школы и др.)

В данном контексте задачи социального работника дифференцируются на две группы: с одной стороны, они связаны с оптимизацией деятельности учреждений, организаций и ведомств, способных оказать помощь людям в решении их проблем, С другой стороны, речь идет о содействии нуждающимся в использовании ими учреждений социальной работы для удовлетворения своих потребностей, об активизации самозащитных потенций человека как саморегулирующейся системы.

Сегодня традиционно различают две формы использования теории систем в социальной работе: а) использование положений общей теории систем, о чем было сказано выше; б) разработка и использование экологической теории систем. Узловым понятием теории экологических систем в социальной работе стала категория «модели жизни». Модель жизни рассматривает людей как системно организованных субъектов жизнедеятельности, которые постоянно приспосабливаются в их взаимодействии к многообразию условий бытия. Она исходит из того, что там, где человек может развиваться через изменение, где его в этом поддерживает среда, окружение, существует взаимная адаптация.

Социальные проблемы (бедность, загрязнение природы, дискриминация и пр.) осложняют условия бытия человека, сокращают возможность взаимной адаптации. Жизненные системы (люди, их объединения) согласно теории экосистем должны пытаться поддерживать хорошее равновесие со своим окружением.

Главной целью социальной работы в теории экосистем провозглашается обычно усиление адаптивных способностей людей, влияние на их окружение так, чтобы сделать компромиссы человека и среды обитания более адаптивными. Таким образом, социальный работник в данном подходе к решению проблем клиента воздействует не только на него, но и на среду его обитания.

Обратимся крадикальной и марксистскоймоделям обоснования теории социальной работы. Радикальная критика традиционных форм социальной работы уже и 70-е годы привела к обоснованию таких ее форм, как «наделение полномочиями», социальная адвокатура, повышение уровня и развитие самосознания. Обозначилась акцентировка на социальную самозащиту, повышение роли социальной субъектности.

Более длительным радикально-критическим отношением к социальной работе характеризовалась марксистская традиция ее научного осмысления. В этой связи вполне определенно обозначились три позиции по отношению к социальной работе:

1) прогрессивная позиция, согласно которой социальная работа представляется как положительный фактор перемен, так как она связывает буржуазное общество с его эксплуатацией трудящихся слоев населения и нуждающиеся социальные группы. Социальный работник в этом контексте характеризуется как важная сила, способствующая коллективным действиям, подъему самосознания людей, осуществлению перемен;

2) репродуктивная позиция представляет социальных работников как агентов, служащих, осуществляющих классовый контроль, который в эксплуататорском обществе усиливает угнетение рабочего класса, всех трудящихся;

3) противоречивая позиция характеризует социальную работу, с одной стороны, как полезное для трудящихся явление общественной жизни, которое дает возможность помогать нуждающимся, содействовать ослаблению капиталистического общества, обеспечивая консолидацию трудящихся слоев. С другой стороны, социальные работники выполняют функции ослабления социальной напряженности в капиталистическом обществе, усиливая его, обеспечивая стабильность.

Радикалисты в области социальной работы ориентированы более однозначно. Они исходят из критики «традиционной» (психодинамической) социальной работы или других ее теорий, которые стремятся сохранить, усовершенствовать существующий социальный порядок как должное. Если обобщить радикальную критику традиционной социальной работы, то она в главном характеризуется следующими положениями:

а) объяснения в традиционной социальной работе сводят сложные социальные проблемы к индивидуально-психологическим. Имеется тенденция «найти» виноватого, жертву, возлагая ответственность за проблемы, имеющие социальное происхождение, на плечи клиентов, Она отвлекает внимание от социальных обстоятельств, во многом определяющих проблемы клиента;

б) традиционная социальная работа «повязывает людей с социальными проблемами, отвлекая их от других дел, тех, которые могли бы помочь избежать трудностей;

в) традиционная социальная работа усиливает эксплуататорское общество, стабилизируя его снятием социальной конфликтности и др.

По преимуществу к социолого-ориентированным моделям теоретического обоснования социальной работы принадлежит и так называемая разрешающая модель. Она предусматривает достижение следующих целей: 1) помочь клиентам увидеть и осмыслить себя как «каузальных агентов», способных к поиску решений существующих проблем; 2) содействовать восприятию клиентом социального работника как специалиста, имеющего знания и умения, которые могут быть полезными ему; 3) воспринимать клиентом социального работника как партнера в решении некоторого круга своих проблем; 4) помочь воспринимать властную, полномочную структуру организации социальной помощи, общества в целом, как сложную и частично открытую влиянию.

Когнитивная (познавательная) модель теоретического обоснования социальной работы сочетает психосоциальные, социологические, поведенческие и социальные элементы в подходе к осмыслению и решению проблем социальной работы. Представляя развитие рационального мышления человека в отношении защиты им своих индивидуальных и социальных интересов через оптимальное поведение, когнитивные теории ориентируют клиента и соционома не только на изменение себя, адаптацию к среде, но и на совершенствование последней, оптимизацию своего социального окружения.

Обычно в рамках когнитивного подхода выделяются несколько важнейших моментов, составляющих его главную особенность: 1 - люди могут быть лучше всего поняты, когда они ищут или стремятся к определенной цели, преодолевая препятствия в личной и общественной жизни; 2 - люди создают спои собственные модели действительности в соответствии с тем, что они узнали, поняли; 3 - человек приобретает уверенность в жизни посредством адаптации к социальным реальностям, в процессе которой они изменяют эти реальности, изменяясь сами; 4 - на процесс адаптации человека и среды воздействует воспринимающее Я - наше представление о себе, а также способ его воздействия на характер восприятия и др.

Таким образом, когнитивный подход, ориентируясь на рациональные аспекты поведения человека и обустройства среды его обитания, подходит к решению задач социальной работы более или менее комплексно. При этом делается акцент на рациональные аспекты индивидуальной субъектности личности, что нередко побуждает относить эту модель теоретического обоснования социальной работы к психолого-ориентированным или социально-педагогическим.

Существенно значим и весьма показателен социально - педагогический подход к обоснованию теории социальной работы. Социальная педагогика чаще характеризуется как наука, исследующая влияние социальных факторов среды на социализацию подрастающего поколения, разрабатывающая и реализующая эффективную систему мероприятий по оптимизации воспитания на уровне личности, группы и территории с учетом конкретных условий социальной среды. Она ориентирует человека в мире социальных ценностей, помогая ему адаптироваться к определенной среде обитания. Определяя специфику социально-педагогической модели социальной работы, следует учитывать тот факт, что социальная педагогика как наука, предмет преподавания и отрасль педагогической практики ставит перед собой задачу многоуровневой социализации подрастающего поколения, населения в целом. Но она - не только адаптация личности к условиям социальной среды, но и участие в преобразовании этой среды с учетом решения педагогических проблем. С этой точки зрения можно выделить два взаимосвязанных момента в развитии социальной педагогики - социализация и ресоциализация личности, с одной стороны, и педагогизация окружающей среды, т.е. собственно социальная педагогика как педагогика, нацеленная на преобразование социальных отношений, среды обитания личности. При этом она учитывает необходимость компенсации негативного влияния среды путем создания альтернативных институтов. Возможна и оценка влияния возникающих институтов социализации с целью их педагогической коррекции, укрепления и повышения социального здоровья населения.

Витально - ориентированную модель комплексного осмысления социальной работы. Концепция жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности человека как теоретическая модель комплексного видения социальной работы при этом играет узловую роль.

Жизненные силы человека понимаются в качестве его способности к воспроизводству и осуществлению жизни как биосоциального существа, способности к эффективному удовлетворению потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования во всех сферах жизни общества, уровнях его организации. Жизненные силы человека представляются как единство индивидуальной и социальной субъектности. Индивидуальная субъектность понимается как способность человека удовлетворять и развивать свои многообразные потребности индивидуально-личностными средствами. Социальная субъектность трактуется в качестве способности людей удовлетворять и развивать свои интересы и потребности с помощью социальных институтов, учреждений и организаций общества. При этом индивидуальная и социальная субъектность рассматриваются и в контексте различий служения человека достижению индивидуальных и общественно значимых, коллективных целей, определенных смысложизненных ориентации, индивидуальной и социальной поли человека к достижению этих целей.

Социальная работа в этой связи понимается как процесс, деятельность по содействию оптимальному формированию, осуществлению и реабилитации жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности человека. Это позволяет рассматривать ее в единстве структурной и психосоциальной работы, во взаимопересечении традиций психолого-ориентированных и социолого-акцентированных теорий социальной работы. Иначе говоря, комплексный подход к социальной работе и здесь является доминирующим.

На этой основе разрабатываются стратегические направления социальной работы, корректируется взаимодействие, сопряжение различных ее технологий, формируются новые практико-ориентированные подходы в социальной защите жизненных сил, благополучия людей. Очевидно, однако, что всеобъемлющая разработка и реализация такой модели социальной работы по многом пока - дело будущего. Модель практической деятельности в рамках данной концепции связывается прежде всего с решением следующих задач: во-первых, с преодолением обостренной реакции клиентов на негативные оценки своих возможностей преодолевать трудности обеспечение способности клиента видеть себя вполне готовым практически решать (участвовать в решении) своих проблем; во-вторых, с локализацией и упразднением блоков торможения позитивного развития ситуации клиента, усиления поддержки успешного решения его проблем; в-третьих, следует учесть необходимость повышения информированности, осведомленности клиента по поводу возможностей решения его проблем, прежде всего - о нравах, создающих основу для этого; в-четвертых, решается проблема убежденности клиента в способности социального работника оказывать нуждающимся реальную помощь. Наконец, в-пятых, принципиальное значение имеет достоверная оценка развитости умений клиента индивидуально-личностными и социальными средствами удовлетворять и развивать свои интересы и потребности, а также определение соответствующих стратегий деятельности социальных работников.

В рамках разрешающей модели социальной работы обосновываются следующие роли социономов:

консультация по ресурсам, «привязка» клиентов к ресурсам оказания помощи, создание условий улучшения самооценки клиентов, их способностей решать свои проблемы;

помогать клиентам приобретать знания о себе, о социальном устройстве окружающей среды;

социальный работник выступает как учитель и воспитатель, наставник, способный обучить клиента навыкам решения проблем, определенной практической деятельности.

Разрешающая модель в целом ориентируется на использование специфических методов социальной работы, имеющих целью ослабить или упразднить отрицательные оценки и условия разрешения проблем клиентов из числа тех, что формируются влиятельными группами в обществе по отношению к отдельным его членам и слоям. Особенно полезным бывает обращение к данной модели в работе с семьями, группами по интересам. Это существенно расширяет возможности учреждений социальной работы, где определен профиль деятельности, заданы некоторые функции.

V. Цели социальной работы включают в себя социальную поддержку клиента, его интеграцию в социум, повышение степени самоконтроля и способности к самостоятельному решению проблем, изменение среды, необходимое для создания условий проявления возможностей личностного роста, самоутверждение клиента, сохранения или восстановления чувства собственного достоинства, уважения к себе и другим. В итоге достижение этих целей ведет к поддержанию и усилению субъектной роли клиента.

Отсюда возможно такое определение: социальная работа – это сложная многоаспектная профессиональная деятельность различных социальных институтов по освобождению личностных ресурсов, обеспечению социального здоровья, гражданского и личностного комфорта, благополучия, конкурентноспособности, интегрированной включенности в социум.

Принципы социальной работы строятся на общечеловеческих универсалиях культуры, приоритете человеческих ценностей, философии гуманизма. Принцип гуманизма включает в себя не только милосердие к людям, цивилизации. Любви, предполагающую любовь к человеку, народам, культуре, но и рациональность организации помощи человеку не в абстрактных, а в конкретных формах. Это не только призыв любить ближнего, но и оптимальный путь к выживанию, спасению.

Личностный подход к человеку как принцип социальной работы акцентирует внимание на человеке как личности, уникуме, индивидуальности. Человек есть единство уникального и универсального и универсального, биологического и социального, этничности и мировой культуры. Личностный подход предусматривает поиск возможной одаренности, нераскрытых способностей, индивидуализацию в подходе к группе, знание особенностей и этапов социализации. Необходимо понять, а не осуждать клиента, не вызывать чувство страха и ненависти, не быть высокомерным по отношению к нему, не называть свое мнение насильно, а привлекать его к сотрудничеству на основе добровольности и свободы выбора, сберегать его личностное достоинство и самоуважение.

Именно в этом контексте личностный подход пересекается с принципом аттракции, доверия к клиенту. Только на этих принципах социальный работник может ожидать доверие и уважение клиента к самому себе и другим личностям, может расположить клиента к взаимопониманию и взаимодействию. При этом интересы клиента социальный работник ставит выше своих собственных, исповедуя принцип альтруизма как отказ от эгоистических сиюминутных мотиваций во имя высших целей поддержки, коррекции, терапии, спасения клиента.

Следующей важной группой принципов выступают принципы модальности (гибкости), перманентности (непрерывности), компетентности. Принцип модальности предполагает гибкий подход с учетом конкретного региона, специфики личности клиента, его пола, возраста, характера, культуры, традиции, религии. (Жители города и села, Северного Кавказа по-разному реагируют на отношение к старикам, традиционному укладу, изменению образа жизни).

Принцип перманентности означает требование непрерывности в социальной работе, недопустимости прекращения коррекционных, терапевтических и поддерживающих действий, разработки индивидуальных программ, действующих на протяжении жизненного пути клиента, с учетом изменения окружающей среды.

Принцип компетентности в социальной работе ориентирует на знания, умения и профессионализм, сопровождается рефлексией «не навреди», сочетанием профессиональных и непрофессиональных форм поддержки и терапии. Этот принцип предполагает заботу о кадрах, повышении квалификации, переобучении, дополнительном образовании, их специальной стажировке.

Принцип посредничества связан с работой в комплексе, системе, работой в команде. Это связано с мультидисциплинарностью самой теории социальной работы, вхождением в русло социальной работы результатов различных гуманитарных и естественнонаучных дисциплин.

Сам же социальный работник оказывается в интердисциплинарном поле проблемы, которая не решается средствами одной психологии, социологии, экономики, права, медицины. Успешное решение проблемы возможно в результате комплексного подхода, системного видения проблемы.


 

Социальная работа как практика оказания помощи человеку возникла во второй половине XIX века. Это было связано с теми социокультурными процессами, которые происходили в Европе и Америке. Индустриализация и урбанизация породили массовую миграцию населения в город, где оно оказалось неприспособленным для жизни в новых условиях, и дало всплеск преступности, безработицы, аморального поведения, беспризорности, бедности и т.д.

Возникновение социальной работы как профессиональной деятельности непосредственно связано с воплощением идей Джейн Адамс (1860-1935) и Мэри Элен Ричмонд (1861-1928).

Д. Адамс – лауреат Нобелевской премии мира (1931), социальный работник и социолог. Одна из основателей чикагской школы социологии всемирно признана как одна из родоначальников теории социальной работы, и ее имя связано с развитием Движения сеттльментов, восходящего к традициям викторианской Англии. Образованные люди из высших и средних слоев населения переселялись в бедные кварталы и жили по соседству с нуждающимися в помощи людьми. Основная идея Движения сеттльментов заключалась в признании того факта, что сама окружающая среда больна и необходимо вмешательство, чтобы покончить с несчастьями и бедностью.

В 1898 году по инициативе М. Ричмонд начала свою деятельность первая национальная школа прикладной филантропии (ныне факультет социальной работы в Колумбийском университете). В 1899 году ею была подготовлена книга «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях», в которой заложены научно обоснованные методы социальной работы. В своей следующей работе «Социальные диагнозы», вышедшей в 1917 году, М. Ричмонд более подробно представила свой метод социальной работы, который в последствии получил название индивидуальный метод социальной работы. Примерно в это же время возникают первые школы по подготовке профессиональных социальных работников, и эта книга становится важнейшим учебником для учебных заведений США и Европы. О значении работы «Социальные диагнозы» свидетельствует тот факт, что с 1917 по 1936 год она была переиздана в США четырнадцать раз. В 1922 году выходит ее учебник «Что такое социальная индивидуальная работа?».

Западноевропейская и американская цивилизации дали толчок для осмысления нужд личности. Как утверждают В.Н. Ярская и Е.Р. Смирнова, «после блестящего восхождения к вершинам цивилизации катастрофические события европейской истории обнаружили неустойчивость, неустранимую конечность человеческого существования – не только индивидуального, но и родового, общеисторического. Осознание собственной смертности и несовершенства, несправедливости социума оказалось едва ли не самым адекватным и глубоким знанием о природе человека. Формируется парадокс наличия социальной патологии, болезней общества и необходимости личностной, экзистенциальной терапии …».

Институт социальной работы оказывается тем долгожданным институтом человека, который должен был решать социальные проблемы личности. В общественном сознании возникали давно представления о единстве и соборности, правомерности и справедливости социального расслоения и т.д. Все эти идеи группируются главным образом, вокруг одной проблематики: условий формирования и осуществления жизнедеятельности человека. В отечественной философии этим занимались М.Л. Лавров, М.А. Крапоткин, Г.В. Плеханов, П.А. Сорокин, В.С. Соловьев, Н.Н. Бердяев.

Позднее, уже в начале XX столетия, все эти явления социальной жизни стали объектом изучения разных наук о человеке.

В результате социальных и культурных преобразований сущность человека и его социальных проблем стала рассматриваться через призму новых трактовок личности и новой системы социальных отношений, которая сложилась в результате коренных преобразований в области экономики, урбанизации, научно-технического прогресса.

В качестве основания диалектического единства социальной и биологической форм движения материи рассматривался труд, совместная деятельность людей как всеобщее условие обмена между человеком и природой. Именно предметно-преобразовательная деятельность обуславливает возникновение и развитие системы общественных отношений, в которой выделяются производительные силы, производственные отношения, государство, политика, право, мораль. На основании материалистической философии существовала государственная форма социальной защиты населения, государственно-централизованные программы и ориентации на коллективно-общественные формы поддержки населения. В социальной защите большое влияние оказывали системные представления о человеке и обществе, их гармоничном целостном развитии, разработанные философами материалистами (Г.В. Плеханов, М.А. Крапоткин). Люди в стремлении улучшить свою жизнь зависят от различных окружающих их систем. А из этого следует, что решение проблем социальной защиты жизнестойкости человека в главном должно опираться на совершенствование и регулирование систем. Им могут помочь три типа систем: во-первых, неформальные или естественные системы (семья, группа сверстников и др.); во-вторых, формальные системы (общинные группы, профсоюзы, общественно-политические организации и т.п.); в-третьих - это системы государственные: в виде учреждений, ведомств и т.д.

Большое влияние на становление теорий социальной работы оказала функциональная концепция, которая получила распространение в научных философских и социологических исследованиях. Она охватывала широкий спектр подходов к анализу организации общества, главным в котором считается отношение одной части общества к другому или некоторому аспекту целого, обеспечивающее интеграцию или адаптацию к большой социальной системе. Функционализм исходит из принципа саморегулирования и поддержания равновесия систем. Представители функционализма (Малиновский, Мертон, Парсонс) считают, что социальные отношения в обществе на каждом определенном этапе его развития системно взаимодействуют и их можно проанализировать на основе учета социальных фактов и социальных институтов, не прибегая для объяснения к психологическим или историческим факторам. В этой связи социальная работа рассматривается, во-первых, как часть более широкой социальной системы, где она имеет свою роль, функции и т.д.; во-вторых, сама социальная работа представляется как система деятельности ряда учреждений, совокупность социальных действий, идей, общественных связей и отношений, социальный институт, имеющий свою логику развития; в-третьих, деятельность социального работника представляется также в виде совокупности функций, взаимосвязанных ролей, как система, имеющая характерную внутреннюю структуру; в-четвертых, клиент, нуждающийся в помощи, рассматривается функционально, в системе его функций как биопсихосоциальное существо, удовлетворяющее свои потребности поддержания жизнеобеспечения и деятельности.

Важной методологической основой для социолого-ориентированных моделей социальной работы явилось учение о социокультурной динамике П.А. Сорокина. Особое внимание при изучении социокультурных изменений он отводил логико-смысловому и каузально - функциональным методам исследования, которые тесно взаимосвязаны. Они «выступают в качестве средств для создания постижимой системы бесконечного множества сложных явлений социокультурного мира. Использование каузально-функционального метода, по мнению П.А. Сорокина, служит одним из способов упорядочивания хаоса вселенной и подобного ему мира культуры. Нахождение формул унифицирования дает возможность свести хаос к серии постижимых систем. Изучая отношения между простейшими и, как следствие, всеобщими элементами, постигая природу их унификации, каузальный метод предлагает формулы единообразия, которые всеобщи в своем применении. Такие всеобщие элементы пропитывают все комплексы и делают их каузально связанными. Этот метод должен быть использован в комплексе с еще одним методом, логико-смысловым. Логико-смысловой метод служит способом упорядочивания хаоса социокультурного пространства. С его помощью определяется тождественность смысла или идентичность центральной идеи, связывающей вместе различные социокультурные явления. Использование принципов унификации (как это делалось при каузально - функциональном методе) в логико-смысловом методе невозможно, поскольку культурные явления (музыка, наука, живопись и т.д.) не разложимы на отдельные элементы. Общим знаменателем этого метода познания П.А. Сорокину видится тождественность основного смысла, идеи и ментального уклона, которая пронизывает все логически связанные фрагменты. Главной особенностью логико-смысловой интеграции является то, что она может существовать только там, где есть смысл и разум.

Каждый из выделенных П.А. Сорокиным методов должен применяться отдельно и в соответствующих областях. Так как логико-смысловой метод применяется ко всем культурам на их высших уровнях, он должен дополнять каузально - функциональный вид, где присутствует высокая степень культурной интеграции. Практическое применение своих методов П.А. Сорокин демонстрирует путем унификации в системы разнообразных фактов и явлений социокультурного мира, связывая их общей идеей и стилем. Позднее каузально - функциональный и логико-смысловой методы легли в основу интегрального метода познания. Человек в нем рассматривается как неотъемлемая часть культурной среды, что обусловливает его развитие и характерные для него проблемы. Главной особенностью общественного уровня жизни, по П.А. Сорокину, выступает наличие специфического «нематериального» символического компонента в виде «значений – норм – ценностей», который воплощает в себя природу социальной реальности. Настаивая на специфике социокультурного, он полагает, что ценности, идеи, представления и другие элементы общественного сознания являются единственно важной детерминантой общественной жизни. Объективные социальные отношения начинают рассматриваться и с точки зрения особенностей и сторон духовного производства и оценочных операций индивидов и групп. Поэтому социокультурное взаимодействие состоит из следующих взаимосвязанных элементов: совокупности нематериальных значений, норм, ценностей, стандартов, не выраженных в материальных носителях, но содержащихся в сознании индивида и группы; совокупности материализованных ценностей общественной жизни; совокупности взаимодействующих индивидов и групп.

Именно ценностным подходом П.А. Сорокин пытается объяснить законы социальной статики и динамики, тождественности и разнородности, конкретности и опосредованности социальных отношений в рамках общественного целого. Общая социальная структура, с точки зрения характера «культурного» содержания ценностей различных социальных групп, выглядит следующим образом:

- главнейшие формы неорганизованных и полуорганизованных групп: «внешне» организованные группы; толпа, группа незнакомых людей, публика; номинальные конгломераты (человечество в целом);

- «однородные» группы, построенные лишь на одном ряде основных ценностей. А. Биосоциальные группы: расовые, половые, возрастные. Б. Социокультурные: род, территориальное соседство; языковая, этническая группа; профессиональный союз; экономическая группа; религиозная группа, политическая; идеологическая (научная, философская, этническая, образовательная) элиты;

- «многосторонние группы», построенные вокруг комбинации двух или более рядов ценностей: семья; община; племя; нация; каста; социальный порядок (сословие типа средневекового рыцарства; социальный класс).

Все эти системы или группы существуют, отличаясь различными свойствами и характеристиками: большим или меньшим размером, плохой или хорошей организацией, централизованной или децентрализованной формой, монархическим олигархическим и демократическим управлением, антагонистическим или солидарным отношением к другим группам. Они существуют долго либо не очень, в бедности или богатстве, частично «открыто» и «закрыто» с интенсивной или слабой мобильностью, на строго определенной территории или же разбросаны по всей планете.

Так, в одной из своих работ П.А. Сорокин писал, что благодаря слабому развитию социальных наук человечество до сих пор бессильно в борьбе с социальными бедствиями и не умеет утилизировать социально-психологическую энергию, высшую из всех видов энергии. Мы не способны глупого делать умным, преступника – честным, безвольного – волевым существом. Часто не знаем, где «добро», где «зло», а если и знаем, то сплошь и рядом не способны бороться с «искушениями». Если биологическая медицина еще далека от совершенства, то «социально-психологической» медицины почти и в зародыше. Мудрено ли поэтому, что наша борьба с социальными бедствиями дает наглядную иллюстрацию истории человеческой глупости. Преступников мы лечим эшафотом и тюрьмами, душевнобольных – домами сумасшествия, способными здорового сделать идиотом, но не наоборот; общественные волнения мы исцеляем пулеметами и осадными положениями, невежество – рядом многолетнего глупения в классной комнате, нужду голодного – смертью, разврат – домами терпимости.

Более ярких доказательств нашего невежества нельзя и придумать. Положение дел может измениться лишь тогда, года мы лучше будем знать закономерности и причинные отношения явлений взаимодействия. Тогда дана будет почва и для появления рациональной социальной политики. В отличие от бессодержательных, хотя и напыщенных «систем морали», большею частью представляющих набор елейных фраз, неспособных что-либо излечить, социальная политика, подобно прикладной медицине, должна быть системой рецептуры, указывающей точные средства для борьбы с социально-психическими болезнями, для рациональных реформ во всех областях общественной жизни (в экономической, политической, правовой, религиозной, научной, педагогической и т.д.), для наилучшего использования социально-психической энергии. Короче, она должна быть опытной системой индивидуальной и общественной этики как теории должного поведения.

Социальная действительность и жизнь человека, система его социальной защиты рассматриваются в этой связи в духе социального реализма, провозглашающего наличие в мире сверхиндивидуальной социокультурной реальности, которая не сводится к материальной реальности, наделена системой значений. Она характеризуется «беспокойным» многообразием социокультурных проявлений, представляющих истины рационального интеллекта чувств, сверхрациональной интуиции, что требует соответствующих методов познания. Человек является неотъемлемой частью культурной среды. Региональный, поселенческий, национально-культурный контекст жизни человека приобретает существенное значение. Учет методологических основ теории П.А. Сорокина определяет задачи и характер деятельности социального работника, его субъективную роль, специфику профессиональной деятельности, её вариативность и цельность. Таким образом, философские концепции человека, социологические теории систем составили методологическую основу структурной социальной работы. Отличие этих теорий социальной работы заключается в том, что акцент делается не на индивидуализации проблем клиента, а на социальный подход к оценке проблем его жизни, их типизацию, обобщение.

В начале ХХ века в философии произошли новые изменения во взглядах на человека. Религия не исчезла, но перестала быть всеобъемлющей: она заняла свое определенное место среди других социальных институтов. Человек становится индивидом в философских учениях экзенстанционализма, бихеовиризма, фрейдизма, гуманистической психологии. Появляются утверждения о том, что человек может использовать личностные и социальные ресурсы для выхода из трудной жизненной ситуации. Эти философско-психологические учения породили психолого-ориентированные модели социальной работы. Экзистенциальная модель социальной работы опиралась на экзистенциальный и феноменологический подходы в философии. Экзестенциализм – как направление в философии возник в ХХ веке, идейными источниками явились – феноменология Э. Гуссерля, религиозно-мистическое учение С. Кьеркергора. Различают экзистенциализм религиозный (П.А. Бердяев, П.В. Флоренский, В.М. Соловьев) и атеистический (В.И. Ленин, Г.В. Плеханов), особняком стоит фундаментальная онтология М. Хайдеггера.

В экзистенциализме нашел отражение кризис буржуазного либерализма с верой в прогрессивное развитие буржуазного общества. По мнению экзистенциалистов, основная черта рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта. В результате этого вся действительность, в том числе и человек, предстает перед рационалистом только как объект научного исследования и практического манипулирования, в силу чего такой подход носит «безликий» характер. Экзистенциализм выступает как противоположность внеличной, «объективной» научной мысли. Экзистенциализм противопоставляет философию и науку. Предметом философии по утверждению М. Хайдеггера, должно стать «бытие», в то время как предмет науки – «сущее». Под «сущим» подразумевается все относящееся к эмпирическому миру, от которого необходимо отличать само бытие. Последнее достигается не опосредованно, а лишь непосредственно, открываясь человеку через его бытие, его личное существование, то есть через экзистенцию. Экзистенция представляет собой то центральное ядро человеческого «Я», благодаря которому это последнее выступает не как отдельный эмпирический индивид и не как «мыслящий разум», то есть нечто всеобщее (общечеловеческое), а именно как конкретная неповторимая личность. В обыденной жизни человек не всегда осознает себя как экзистенцию, для этого необходимо, чтобы он оказался в пограничной ситуации, перед лицом смерти. Обретая себя как экзистенцию, человек впервые обретает и свою свободу. Согласно экзистенциализму свобода состоит в том, чтобы человек не выступал как вещь, формирующаяся под влиянием естественной или социальной необходимости, а «выбирал» самого себя, формировал себя каждым своим действием и поступком. Тем самым свободный человек несет ответственность за все совершенное им, а не оправдывает себя «обстоятельствами».

При определении социальной помощи нужно учитывать личностные конструкции, имеющиеся у клиентов, и следует иметь в виду, что проблемы, с которыми клиент обратился, во многом детерминированы его прошлым опытом. Данная теория играет большую роль в развитии практики социальной работы с девиантными клиентами, с этническими группами, с категориями социального риска и так далее. Новые тенденции в объяснении поведения человека появляются в психологии в 20, 30-е годы ХХ века. Психоаналитические идеи З. Фрейда выдвинули в теоретическом осмыслении социальной работы психодинамические конструкции.

По мнению З. Фрейда движущими силами развития личности являются инстинктивные влечения: сексуальное и агрессивное. Так как удовлетворение этих влечений наталкивается на препятствие со стороны окружающего мира, они выясняются, образуя область бессознательного, и проявляются в реальной жизни в виде символов (оговорки, произведения культуры и т.д.). Согласно учению З. Фрейда, структура личности состоит из следующих инстанций: Оно /2d/, Я /Ego/ и Сверх - Я /Super Ego/. Оно составляет биологические влечения, требующие непосредственного удовлетворения, которое блокируется инстанцией Сверх - Я. Сверх - Я складывается из интериоризованных в ходе социализации индивида социальных нормативов и ценностей. Конфликт между несовместимыми требованиями Оно и Сверх - Я разрешается инстанцией Я, функция которой состоит в приспособлении человека к реальности посредством выработки механизмов защиты выяснения проекции, регрессии, сублимации. На основе этой теории сформировалась психосоциальная работа, которая положила в основу следующие принципы:

- клиент способен к изменению своей психологической структуры под воздействием среды;

- воздействие специалиста на клиента происходит с учетом социального статуса;

- изменение поведения клиента происходит посредством воздействия на его внутренний мир с учетом индивидуальных особенностей;

- взаимодействие происходит по этапам: изучение проблем клиента; анализ особенностей психического склада и социального положения; установление контакта социального работника и клиента; осмысление основных событий жизни клиента, влияющих на его проблемы; планирование согласованных действий социального работника и клиента на основе доверия;

- анализ особенностей психического склада и социального положения клиента; (395)

В 60-х годах ХХ века возникла принципиально иная методология познания человека как уникального существа. Основные методологические принципы и положения гуманистической психологии сводились к следующему:

- человек должен изучаться в его целостности;

- каждый человек уникален;

- человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире является главной психологической реальностью;

- человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

- человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

- человек – активное творческое существо;

- человек обладает определенной степенью свободы от внешней централизации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе.

Гуманистическая модель социальной работы возникла в связи с появлением гуманистического направления в философии и психологии. Одним из её основных принципов явилось стремление оказывать социальную помощь на основе самопознания и понимания значимости своей личности. Гуманистический подход основан на использовании одного из ключевых понятий «интенциональности», необходимости для нормального существования человека, возможности свободы, гуманности, выбора. По утверждению К. Роджерса сердцевина каждого человека – конструктивна и, если у личности есть выбор, она всегда выбирает позитивный путь развития. Только на основе интенциональности, свободного индивидуального выбора могут пробуждаться самодвижущие силы развития личности, формироваться личностная, индивидуальная субъектность.

Социокультурные процессы, происходящие в начале ХХ века, породили и новые направления в педагогической теории, которые в некоторых странах воспринимались как идеи социальной работы, и социальная педагогика, возникшая в Германии, в качестве предмета изучения ставила социальное воспитание человека, которое осуществляется на протяжении всей его жизни. В начале ХХ века представитель немецкой школы неокантианства П. Наторп создал фундаментальный научный труд «Социальная педагогика», где определил социальную педагогику как науку, которая должна исследовать проблемы интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа. Такое понимание в достаточно полной мере соответствовало социальному заказу новейшего времени и позволяло рассматривать социальную педагогику как отрасль знания о воспитании человека на протяжении всего жизненного пути. Однако некоторые ученые Т. Ноль, Г. Боймер считали предметом исследования социальной педагогики помощь обездоленным детям, профилактику правонарушений несовершеннолетних. Возникшие противоречия в определении предмета социальной педагогики и социальной работы сохраняются до настоящего времени. Они породили проблемы диалектики взаимосвязи социальной педагогики и социальной работы. Практическая деятельность по оказанию помощи всем нуждающимся категориям граждан стала называться социальная работа. К 20-м годам ХХ века во многих странах оформилась государственная система социальной работы, которая имела следующие формы применения: семейное благополучие, детское благополучие, психиатрическая социальная работа и т.д. Теоретических обоснований объекта социальной работы еще не было, поэтому многие ученые относили практику организации помощи семьям, индивидам и общине к социально-педагогической деятельности.

Германская философия дала начало социальной педагогике. Одновременно англоязычная традиция, идущая из первых школ социальной работы, опиралась больше на психологию, первоначальный термин так и звучал: социально-психологическая работа. Соотношение теории социальной работы и социальной педагогики состоит в следующем. Объект исследования теории социальной работы – это человек, находящийся в маргинальном состоянии, испытывающий социальные проблемы, страдающий. Жизненный путь человека подвергается риску от раннего детства до глубокой старости. Анализ социальных проблем и выбор технологий помощи страдающему человеку составляют предмет теории социальной работы.

Объектом же социальной педагогики выступает человек в системе социального воспитания. С самого начала, с середины XIX века, социальная педагогика занималась образованием взрослых (андрагогика) и пожилых людей (герогика), т.е. ее объектом выступает человек в системе социального обучения. Существуют различные подходы к определению социальной педагогики. Х. Мискес считает, что социальная педагогика – это научная дисциплина, раскрывающая социальную функцию общей педагогики и исследующая воспитательный процесс во всех возрастных группах.

А.В. Мудрик определяет социальную педагогику - как отрасль педагогики, исследующую социальное воспитание как социальный институт, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части и т.д.).

Таким образом, социальная педагогика нужна всем здоровым членам общества. Социальная работа, организуя социальную помощь детям, безработным, беженцам, мигрантам, инвалидам, бывшим заключенным, нуждается в социально-педагогической поддержке.

Концептуально проблемное поле социальной работы включает в себя проблемы социальной педагогики: стратегия спасения включает в себя как один из путей (наряду с фаисилитацией, поддержкой, помощью, реабилитацией) социальное обучение. Взаимосвязь социальной работы и социальной педагогики можно представить следующим образом:

Данный анализ был нами предпринят еще и потому, что социальная педагогика получила развитие в России еще с 20-х годов. Теоретические основы принадлежат С.Т. Шацкому, В.А. Сороке-Россинскому, А.С. Макаренко.

Главной идей воспитательной системы С.Т. Шацкого выступила школа «как центр воспитания в социальной среде». Исследование социальной среды сотрудниками опытной станции по народному образованию, явилась первым практическим шагом социальной педагогики в России. Центральной задачей опытной станции, куда входили четырнадцать средних школ, «школа-колония «Бодрая жизнь», детские сады, читальни, явилось исследование влияния среды на развитие ребенка, использование в воспитательной деятельности «всего ценного и позитивного в культуре среды», активное включение родителей в воспитательный процесс».

С.Т. Шацкий считал, что важнейшая задача школы - содействовать тому, чтобы дети жили лучше, полнее, шире, здоровее в личном и общественном отношениях. Воспитывает семья и социальная среда. Школа должна изучать и принимать в расчет при конструкции своей программы главнейшие факторы, которые формируют человеческие типы – экономику среды, ее быт, природные условия.

В.А. Сорока-Россинский создал оригинальную социально-педагогическую систему, изучение опыта которой актуально сейчас представлены. В работе «Детский дом» он описывает социально трудовое воспитание в детской коммуне, в которой дети и воспитатели составляют «тесную группу содружественного творчества.

Особая заслуга в разработке идей общественного социального воспитания принадлежит А.С. Макаренко. В последнее время, некоторые ученые пытаются опровергнуть идеи коллективного воспитания, разработанные ученым, однако мы отмечаем гуманистическую сущность его социальной педагогики, в которую он внес следующие идеи: формирование личности в коллективе; перспективные линии развития личности; уважения к личности воспитанника; учет индивидуальных и возрастных особенностей; соотношение целей и идеалов воспитания. Он отмечал не случайное совпадение частных целей, а именно как цель всего коллектива. Только воспитывая коллектив, мы можем рассчитывать, что найдем форму его организации, при которой отдельная личность будет и наиболее дисциплинирована, наиболее свободна.

Большой вклад внес А.С. Макаренко в практику организации трудовых колоний. Его педагогический опыт позволил в короткий срок наладить воспитательную работу в колониях НКВД в масштабах Украины. Вопреки официальным требованиям усилить характерные функции перевоспитания в колониях для несовершеннолетних, он выступил против использования для детей элементов тюремного режима, принижения роли воспитательных методов, усиления производственного уклона. А.С. Макаренко установил, что именно разрыв социальных связей наносит взрослеющему человеку вред, а их восстановление выправляет его развитие. Суть социального воспитания состоит в завязывании и укреплении правильных отношений между подрастающим человеком и обществом, создании благоприятного морального климата. Воспитательный коллектив является органичной частью общества и в специфической форме воспроизводит общественные отношения, активно включает в них детей. А.С. Макаренко наполнил понимание коллектива новыми элементами. Его организационно-педагогические находки – разновозрастные отряды, советы командиров, общие собрания, самоуправление – были очень нужными для социального воспитания. Заслуга А.С. Макаренко состоит в том, что он привлек внимание общественности к семье как главному социальному институту воспитания.

В 30-е годы в России выдвигается идея о замене семейного воспитания общественным. Некоторые деятели культуры и педагогики считали, что неподготовленная к решению революционных задач семья должна уступить место государству и именно такая социально-педагогическая помощь будет полезной и родителям и детям. А.С. Макаренко поднял вопрос о родительском авторитете, об игре, о воспитании, о труде, о половом воспитании. Он давал советы родителям, которые и в настоящее время не потеряли своей актуальности. «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. (152, с. 353-354). По мнению А.С. Макаренко ребенку необходима свобода «Вы должны хорошо знать, что делает, где находится, кем окружен ваш ребенок, но вы должны предоставить ему необходимую свободу, чтобы он находился не только под вашим личным влиянием, а под многими влияниями жизни.

Идеи А.С. Макаренко были продолжены В.Н. Сухомлинским: «Какими бы прекрасными не были наши дошкольные учреждения, самыми главными «материалами», формирующими разум, мысли малышей, являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребенка вводят в мир зрелости и мудрости старшие – это такая основа детского мышления, которую не может заменить в этом возрасте никто.

В отечественной науке интерес к социальной педагогике возрос в 70-е годы, что было связано с очередным кризисом воспитания. В практике социального воспитания появились Центры по месту жительства, где дети могли проводить свободное время. В теории эту проблему разрабатывали В.Г. Бочарова и М.М. Плоткин. В 80-е годы на Урале В.Д. Семенов приступил к теоретическим изысканиям в сфере социальной педагогики.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что в нашей стране социально-педагогическая работа появилась раньше, что послужило основанием для В.Г. Бочаровой утверждать: «деятельность социального педагога сориентирована на работу со всеми категориями детей и взрослых, с семьями (независимо от наличия у них проблем) с приоритетом воспитательных задач. Он как бы ставит «социальный диагноз», выявляет позитивные и негативные явления, проблемы – психологические, медицинские, правовые, экономические, к решению которых затем подключаются социальные работники, специализирующиеся по определенным профилям».

2. Изменения в социуме привели в 90-х годах к новому всплеску социальных проблем: голод, нищета, безработица, депопуляция, болезни, миграция и т.д. Все это способствовало институанализации социальной работы как профессиональной деятельности.

Обратимся к анализу «деятельность»:

Л.Н.Буева: деятельность – это способ существования и развития общества и человека, всестороннего процесса преобразования им окружающей среды в соответствии с потребностями.

Структура деятельности по Л.Н.Буевой:

- целенаправленоость

- преобразующий и создающий характер

- детерминированность общественными условиями

- общение

М.С.Каган дал морфологический анализ деятельности – преобразовательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная.

Три элемента деятельности:

- Субъект, который направляет свою активность на объект.

- Объект, на который направлена эта активность.

- Сама активность.

По Б.Т.Ананьеву деятельность имеет многоуровневый характер:

Во-первых, цель, во-вторых, мотивы, способы достижений, микродвижения, макродвижения.

Таким образом, любая социальная активность обладает такими компонентами как цель, средства, условия.

Главная цель социальной работы как деятельности – это гармонизация социальных отношений в обществе, содействие индивидам в защите их социальных прав.

Практика социальной работы сосредоточена на взаимодействии между людьми и системами в социальной среде. Люди зависят от систем в вопросах материальной, эмоциональной помощи им, в обеспечении их духовной пищей и услугами в реализации их потребностей и ожиданий для того, чтобы они справились со своими жизненными проблемами.

Цели социальной работы:

- Совершенствовать способности каждого человека самостоятельно решать свои проблемы.

- Помогать людям в обращении за необходимой помощью к официальным или неофициальным источникам.

- Способствовать повышению эффективности этих источников.

- Оказывать помощь в развитии и совершенствовании социальной политики государства.

Функции социальной работы:

1) Помогать людям в улучшении их способностей решать самостоятельно их проблемы и справляться с их трудностями;

2) Помогать людям в установлении инициативных связей между ними и различными системами помощи;

3) Способствовать улучшению взаимопонимания, совершенствованию, установлению новых отношений между людьми и социентальными системами помощи;

4) Облегчить и совершенствовать отношения между людьми в рамках различных систем помощи населению;

5) Вносить свой вклад в развитие и совершенствование социальной политики;

6) Способствовать распределению материальных ресурсов помощи;

7) Выступать в роли агента социального контроля.

Разнообразие подходов к социальной деятельности способствует появлению множества оснований для классификаций различных форм и типов деятельности:

- психологическая

- педагогическая

- организаторская

- управленческая,

но преобладание в зависимости от функций специалиста.

Существуют различные сферы социальной практики – социальная работа в образовании, здравоохранении, в армии.

Другим основанием для классификации служат социально-демографические и психологические особенности клиентов – женщины, молодежь, группы социального риска.

Третьим основание служит характер проблем:

- превенции

- реабилитация

- профилактика

Выбрав основанием для классификации тип клиента, можно классифицировать социальные службы следующим образом:

- социальные службы помощи населению (многодетные, асоциального поведения);

- служба социальной реабилитации, целью которой является социальная помощь лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию (одинокие, инвалиды, престарелые);

- служба по оказанию различных видов помощи семье: семейные консультации, службы знакомств;

- служба социально-бытовой помощи, предоставление услуг престарелым, одиноким, инвалидам;

- службы социальной профилактики отклоняющегося поведения.

Е.И. Холостова определяет смысл социальной работы – как деятельности по оказанию помощи индивидам, семьям, группам в реализации их социальных прав и в компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих полноценному социальному функционированию.

Содержание социальной работы можно определить как специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.

В отличие от других форм социального содействия социальная работа – двустороннее взаимодействие. Сотрудник социальной службы, социальный терапевт, специалист другого профиля должен обязательно опираться на ресурсы самого клиента, организовать и побуждать его для разрешения его собственной проблемы.

П.Д. Павленок рассматривает социальную работу как разновидность человеческой деятельности, цель которой оптимизировать осуществление субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе.

В словаре-справочнике по социальной работе отмечается, что социальная работа как разновидность деятельности направлена не только на реализацию мер социальной поддержки «слабых» социальных групп, но и на реализацию мер по социальной защите всего населения. В этом широком смысле социальная работа касается каждого человека, всего населения.

В.И. Курбатов подчеркивает междисциплинарность социальной работы. Теория социальной работы сложилась благодаря усилиям психологов, медиков, педагогов, социологов, юристов, философов, а также представителей других областей знаний, которые исследовали различные аспекты помощи нуждающимся. Так, социологов в этих исследованиях интересовали, прежде всего, проблемы социальной структуры общества, юристов – законодательной базы профессиональной помощи нуждающимся, а философов – ее самые общие проблемы. Обусловленные мировоззренческим характером философского знания, эти последние касаются сущности, структуры, а также целей и средств социальной работы. Они образуют фундамент науки, получившей название теории социальной работы, или социономии.

Анализируя различные подходы к социальной работе, можно считать, что в основе ее анализа лежит аксиологический подход. Суть его заключается в следующем: человек постоянно находится в ситуации мировоззренческой (политической, нравственной, эстетической и др.) оценки происходящих событий, постановки задач, поиска и принятия решений и их реализации. При этом его отношение к окружающему миру (обществу, природе, самому себе) связано с двумя различными, хотя и взаимообусловленными подходами: практическим и абстрактно-теоретическим (познавательным). Первый вызван приспособлением человека к быстро изменяющимся во времени и пространстве явлениям, а второй преследует цель познания закономерностей действительности. Однако, как известно, научное познание осуществляется не только из-за любви к истине, но и с целью более полного удовлетворения социальных потребностей. В этой связи содержание оценочно-целевого и действенного аспектов жизнедеятельности человека определяется направленностью активности личности на осмысление, признание, актуализацию и создание материальных и духовных ценностей, составляющих культуру человечества. Роль механизма связи между практическим и познавательным подходами выполняет аксиологический или ценностный подход, выступающий своеобразным «мостом» между теорией и практикой. Он позволяет, с одной стороны, изучать явления с точки зрения заложенных в них возможностей удовлетворения потребностей людей, а с другой – решать задачи гуманизации общества.

Таким образом, социальная работа – это полифункциональная профессиональная деятельность по решению социальных проблем личности (возраст, инвалидность, девиантное поведение, сиротство, бездомность, алкоголизм, наркомания, лишение свободы, миграция, безработица, насилие в семье), направленная на реабилитацию, активную адаптацию и интеграцию индивида в социум, сущностью которой является гармонизация ценностных ориентаций личности и нормативных ценностей общества посредством актуализации собственных жизненных сил.


 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:1318

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.