Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

РАЗРАБОТКА УЧЕБНЫХ КУРСОВ ПО ПСИХОЛОГИИ

'Технология разработки учебного курса.Преподаватель психоло­гии, работающий в любом типе учебных заведений (школа, техникум, вуз), как правило, сам разрабатывает программы курсов, которые он преподает , тем более, что постоянно появляется потребность в обнов­лении учебных курсов, в быстрой разработке не только основных дис­циплин (общая, возрастная, социальная психология), но и многочислен­ных спецкурсов, элективных курсов, факультативов, государственных программ по которым не подготовлено, и они являются результатом творчества самого преподавателя. Разработка учебного курса достаточ­но сложная процедура. Она складывается из ряда последовательных этапов.

Первоначально преподаватель должен четко сформулировать назва­ние и цель курса, продумать, для какого возраста, категории обучаю­щихся, какова продолжительность и трудоемкость предстоящего курса. Следующий шаг - выбор учебников. В настоящее время написано дос­таточно много учебников по всем основным курсам психологии, и у пре­подавателя должен быть в наличии ряд основных учебников для ориен­тировки в научной информации.

Какими критериями нужно руководствоваться при выборе учебника для составления курса?

—систематизированное изложение соответствующей учебной дис­
циплины;

—доступное для соответствующей категории учащихся и студентов
изложение учебного материала;

—наличке методического аппарата, который должен способствовать
лучшему усвоению учебного материала;


- наличие контрольных вопросов и заданий, которые могут исполь­
зоваться для проверки усвоения учебного материала соответствующего
раздела;

-- наличие рекомендуемой литературы;

- наличие разнообразных заданий, способствующих лучшему по­
ниманию и закреплению изученного материала;

- широкое использование примеров, наглядности и иллюстраций.

После этого преподаватель приступает к разработке учебной про­граммы и тематического плана курса. Учебная программа составляется в соответствии с Государственным образовательным стандартом и явля­ется единой для студентов всех форм обучения ( очной, заочной, экс­терната и др. ). Она обычно составляется в двух экземплярах, один представляется в учреждение, где работает преподаватель, а другой эк­земпляр хранится у преподавателя. Учебная программа — это документ, который обычно содержит следующие разделы:

1) титульный лист;

2) объяснительная записка;

3) тематический план учебных занятий;

4) содержание учебной дисциплины;

5) список литературы по курсу, используемой преподавателем;

6) вопросы к зачету или экзамену.
Титульный лист содержит:

 

- наименование учебного заведения и кафедры, на которой осуще­
ствляется преподавание курса;

- наименование учебной дисциплины;

- категорию обучающихся, для которых она предназначена;

- информацию о преподавателе (фамилия, имя, отчество, ученая
степень, звание, должность);

- год и семестр чтения курса.

В объяснительной записке дается краткое описание назначения учебной дисциплины, ее значимости в рамках образовательной про­граммы; отражаются ее связи с другими учебными дисциплинами, оп­ределяется ее место среди других учебных дисциплин; описываются цели и задачи курса; приводится обоснование структуры учебной дис­циплины; характеризуются методы преподавания; а также требования к знаниям и уменияхм обучающихся.

Тематический тан является документом, который описывает рас­пределение тем учебной программы по разделам, формы учебных заня­тий и количество часов на каждую тему. Он оформляется в виде табли­цы, которая имеет разную форму для вуза и для школы.


 


 


Учебно-тематический план для в\за

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические

Название темы

_______

Итого:

Учебно-тематический план для школы

В разделе «Содержание учебной дисциплины» преподаватель по­следовательно раскрывает: название темы и в ней основные дидактиче­ские единицы по теме, задания студентам для самостоятельной прора­ботки, список литературы.

Методические особенности преподаваниякурсов психологин Общая психология. Название курса «Общая психология» появилось в самом конце XIX века, когда началась дифференциация психологиче­ских наук и из единой психологии как науки стали самостоятельными такие области, как зоопсихология, сравнительная, детская и клиничес­кая психология. Те знания, которые не вошли в эти отрасли психоло­гии, были объединены под названием «Общая психология». В России название «Общая психология» принадлежит Г.И. Челпанову, который в начале XX века употребил этот термин для обозначения психологии, которая имела основополагающее значение для развития всех других отраслей психологии. Недаром Л.С. Выготский называл соотношение общей психологии с другими психологическими отраслями как «алгеб­ры к арифметике». Процесс дифференциации психологических наук продолжался дальше и к концу XX века было уже несколько десятков различных психологии. Все это время из общей психологии уходили в отраслевые области знания все новые и новые проблемы, так что со­держание общей психологии постепенно исчезало. В настоящее время практически по любой теме общей психологи можно назвать соответст­вующую тему специальной психологии. Например — ощущения - пси­хология ощущений, память - психология памяти, личность - психоло­гия личности, характер - психология характера и т.д. Что же изучает общая психология? Никто не может дать точного ответа на этот вопрос.


В настоящее время общей психологии, в которой бы затрагивались про­блемы и вопросы, не затрагиваемые в других областях психолог /ш. не существует. Тем не менее, традиционно выделяется и сохраняемая на­звание «Общая психология». На то существует ряд причин:

1. Ту систему знаний, которая имеет общее значение для науки
и практики, называют общей психологией (подобно общей физике, об­
щей химии, общей математике).

2. Психологию как единый вводный или базовый курс необходимо
преподавать для специалистов любого профиля. Этот курс должен
включать в себя знания по психологии, необходимые для любого спе­
циалиста. Необходимо отметить, что для специалистов разных направ­
лений этот предмет преподается по-разному. Например, для инженеров
важна проблема деятельности, для математиков - проблема математи­
ческих способностей и т.п. Однако в связи с неопределенностью общей
психологии как научной дисциплины возникают некоторые методиче­
ские трудности при построении курса.

Обычно курс общей психологии состоит из трех разделов:

1. Введение в общую психологию.

2. Психология познавательных процессов.

3. Психология личности.

Введение в общую психологию включает в себя такие темы, как «Предмет, задачи и методы психологии», «Место психологии среди других наук», « Развитие психики и сознания». Эти темы представляют минимум вопросов, которые необходимо включить во введение. Кроме этих тем, в зависимости от профиля вуза, введение в общую психоло­гию может быть расширено за счет включения следующих тем: «Связь психики и мозга», «Проблема деятельности в психологии», «История психологии».

Следующие два раздела могут преподаваться в любом порядке. На­пример, вначале можно читать «Познавательные процессы», а -атем «Психологию личности», или наоборот. Есть аргументы в польз}/ к того. и другого способа построения курса. В пользу чтения раздела «Познава­тельные процессы», а потом «Психология личности» говорят cys-дую­щие аргументы: 1) психология познавательных процессов на более тщательно и детально разработана, поэтому для того, чтобы у студентов возникло представление о психологии как о достаточно развитой пауке, располагающей системой твердо установленных знаний и закона;, же­лательно начинать изучение психологии с познавательных npot: ссов: 2) исторически психология развивалась именно так: ее исследования начинались с познавательных процессов, а потом переключил. >.ь и а изучение психологии личности; 3) психологию познавательных процессов


Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:1028

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.