Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Определение памяти

Тема 16. Память

Структура лекции:

1. Определение памяти. Теории памяти в психологии. Ассоциативная теория памяти. Понятие ассоциации и ее основные виды: по смыслу, смежности, сходству и контрасту. Гештальттеория памяти. Смысловая концепция памяти. Психоаналитическая теория памяти. Механизмы забывания по З. Фрейду. Деятельностная теория памяти (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). Информационно-кибернетическая теория памяти.

2. Виды памяти и их особенности. Основания для классификации памяти. Деление памяти по характеру психической активности, преобладающей в деятельности: двигательная, образная, эмоциональная, словесно-логическая, зрительная, вкусовая, слуховая, обонятельная и др. Виды памяти по характеру целей деятельности: кратковременная, оперативная, долговременная. Виды памяти в зависимости от наличия или отсутствия цели в процессе запоминания: произвольная и непроизвольная память.

3. Процессы памяти. Запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение. Механическое и логическое запоминание. Непроизвольное и произвольное запоминание. Мотивы запоминания. Заучивание и приемы его организации учителем. Сохранение. Забывание. Темы забывания (кривая Р. Эббингауза). Реминисценция. Ретроактивное и проактивное торможение. Узнавание, припоминание и воспоминание. Развитие памяти. Индивидуальные особенности памяти у людей.

 

Память играет важнейшую роль в жизни человека. Наша психика не только получает непосредственную информацию об окружающем мире при помощи органов чувств и благодаря мышлению, но и хранит, накапливает ее. В течение всей жизни мы узнаем что-то новое и накапливаем информацию благодаря памяти. С. Л. Рубинштейн указывал, что без памяти человек представлял бы собой «существо мгновения», а по словам И. М. Сеченова, он постоянно находился бы в положении новорожденного. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшим познавательным процессом.

Нельзя утверждать, что вся информация, с которой человек сталкивается в своей жизни, надолго хранится в психике. Память человека избирательна и работает по своим законам. С одной стороны, в психике сохраняется значимая для жизни индивида информация, а с другой — человек «избавляется» от «лишней» информации. Если бы сохранялась вся несущественная информация, то нервные сети оказались бы настолько перегруженными, что мозг в конце концов уже не мог бы отделять главное от второстепенного и деятельность его была бы полностью парализована. Это и позволяет утверждать, что память — это способность не только к запоминанию, но и к забыванию.

ПАМЯТЬ — психический познавательный процесс, заключающийся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, что делает возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Таким образом, память — это важнейшее условие психической жизни личности. Она обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

Исследования памяти ведутся в рамках различных подходов. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ подход сводится к изучению физиологических механизмов запоминания и сохранения информации. Например, О. Хебб (1949) установил, что информация кратковременно запоминается в психике благодаря возникновению электрической импульсной активности в замкнутых цепях нейронов, а переход этой информации в долговременную память связан с устойчивыми изменениями, возникающими в результате многократного прохождения импульсов через одни и те же синапсы («синапс» — место соединения нервных клеток). Это облегчает последующее прохождение биотоков по этим путям. В исследованиях советского ученого Е. Н. Соколова показано, что повторяющееся воздействие внешнего раздражителя приводит к формированию в нервной системе «следа», сохраняющего параметры раздражителя. Этот след назван ученым "нервной моделью стимула". БИОХИМИЧЕСКИЙ подход предполагает, что память функционирует благодаря определенным химическим изменениям в нервных клетках. Признается, что сигналы из внешнего мира вызывают химические изменения в нервных клетках. При этом происходит перегруппировка между различными типами белковых молекул нейронов, что и является предпосылкой запоминания. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ подход исследования памяти связан с положениями ряда теорий относительно психических механизмов запоминания. Рассмотрим идеи некоторых теорий.

1. Ассоциативное направление. Представители данного направления считают, что в основе памяти лежат ассоциации (ассоциация — связь между двумя психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого). Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Мы можем, встретившись с одним из этих предметов, по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. Запомнить что-то, по мнению представителей этого направления, — значит связать то, что требуется запомнить, с чем-то уже известным — образовать ассоциацию.

2. Гештальттеория. При объяснении функционирования памяти сторонники данной теории используют понятие «гештальт», обозначающее целостную структуру, организацию, не сводимую к сумме составляющих его частей. В качестве основы образования связей здесь признается организация материала, которая определяет и аналогичную структуру следов в мозгу по принципу изоморфизма, т.е. подобия по форме.

3. Психоаналитическое направление. Психоаналитики большое внимание уделяют роли бессознательного уровня психики в запоминании, сохранении, забывании информации. В частности, ими показана значительная роль ранних эмоциональных переживаний, следы которых могут влиять на всю последующую жизнь человека. Также особое внимание уделяется ими тому, как негативная информация (воспринимаемая как несущая угрозу для Я) вытесняется из сознания и проявляет себя через сновидения, юмор, оговорки и другие проявления бессознательного.

4. Деятельностный подход. Основная идея, которая отстаивается учеными в рамках данной теории, сводится к следующему: процессы и механизмы памяти обусловлены содержанием и организацией осуществляемой человеком деятельности. Большое значение в изучении памяти имеет исследование конкретных механизмов интериоризации (интериоризация — формирование внутренних структур психики в результате усвоения структур внешней деятельности). Во многом на положениях именно этой теории строится учебная деятельность в школе: уделив должное внимание созданию оптимальных условий для учебной деятельности, мы способствуем развитию памяти детей.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:972

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2019 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.