Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Формы и виды планирования в регионе

Стратегия и тактика достижения целей

 

Плановое действие направлено на достижение цели, т.е. изменение существующих условий. Однако в ряде случаев менеджеры просто не знают, какое действие применить. В этих случаях они должны выбрать такую альтернативу, которая менее дорогостояща, но наиболее эффективна. Например, рост производительности труда, может быть, достигнут за счет различных средств, включая улучшение техники и технологии, повышение квалификации персонала, подготовку управленческого аппарата, систему поощрений, улучшение условий труда.

По мере того, как намеченный план становится более детализированным вплоть до отдельного подразделения в организации, число стратегических действий имеет тенденцию к уменьшению; эти действия становятся для подразделений более знакомыми. Таблица иллюстрирует взаимосвязь между целью и стратегией отдельных подразделений в организации.

Таблица

 

  Цели подразделений Возможная стратегия
Производство Поставить на рынок продукцию меньше всего, нуждающуюся в уходе 1. Установить новую штамповочную машину к 1 января 2. Пересмотреть программу контроля за качеством
Кадры К концу года оценить управленческий потенциал и потребности в подготовке менеджеров среднего звена 1. Произвести обзор качеств всех менеджеров среднего звена 2. Оценить предлагаемую программу подготовки высшего руководящего звена без отрыва от производства
Маркетинг Увеличить к концу года на 10% закупки продукции со стороны прежних потребителей 1. Расширять подразделение реализации (создать новые площади). 2. Сделать продукцию более доступной и удобной
Финансы   Добиться к концу года, чтобы просроченные счета оплачивались в течение 5 месяцев или за более короткий срок Нанять на почасовую работу студентов колледжа с целью проанализировать все получаемые счета и определить те, которые просрочены более чем на 5 месяцев

ТЕМА 2 Характерные черты регионального планирования

 

1. Формы и виды планирования в регионе.

2.Специфика региональной политики в странах Западной Европы

3.Своеобразие Японского регионального планирования.

 

 

Прямое, непосредственное управление экономикой на разных уров­нях реализуется преимущественным образом в форме социально - экономического планирования. Оно применяется на следующих уровнях:

общегосударственном (народнохозяйственное планирование),

регионов (региональное плани­рование),

отраслевом (отраслевое планирование),

отдельных сфер экономики (социальное или бюджетное планирование),

предприятий, компаний, фирм.

домашнего хозяйства, семьи (планирование семейного бюджета).

Регион как хозяйственная система представляет собой часть территории, с комплексом связей и зависимостей между государственными и коммерческими организациями и обладает такими полномочиями в экономической, финансовой, правовой сферах, которыми не располагают звенья более низкого уровня – город, район, сельский населенный пункт. Эти права закрепляют те особые свойства, которые приобретает область в качестве хозяйственной системы.

Региональная экономика является мезоуровнем,т.е. средним звеном между макро- (государство в целом) и микроуровнем (территориальные образования в рамках субъекта хозяйствования).

Объект управления представляет собой нечто такое, по от­ношению к которому направлено управляющее воз­действие субъекта управления.

К основным объектам региональной политики относятся:

производственные (пред­приятия, организации),

социальные (человек как представитель социума, семьи, этноса),

денеж­но-финансовые и т. д.

В качестве субъектов регио­нального управления могут выступать как кон­кретные представители государственной и регио­нальной власти (физические лица), так и отдель­ные учреждения, организации и предприятия (юридические лица).

К основным функциональным формам регио­нальной политики относят:

1) прогнозирование - это научное предвидение пред­полагаемых направлений и параметров социально-экономического развития региона на основе анали­за источников финансирования, экономической структуры и т. д.;

2) программирование ассоциируется уже с целенаправленным вмешатель­ством в развитие региона, с формулированием це­лей и промежуточных задач социально-экономи­ческого развития региона, а также с определением конкретных сроков достижения поставленных це­лей и необходимых затрат ресурсов;

3) планирование означает установление конкрет­ных задач и целей на плановый (планируемый) пе­риод с указанием источников финансирования, не­посредственных исполнителей и т. д., что находит отражение впоказателях плана, его чис­ловых параметрах, фиксирующих меру, степень решения социально-экономических задач, продвижения к намеченным конечным целям.

Планирование и прогнозирование на уровне государства и регионов разделяется на следующие виды:

1. Социальное - распространяет свои действие на процессы и объекты социальной природы, связанные с такими понятиями, как "уровень жизни", "удовлетворение материальных и духовных потребностей", "доходы и расходы человека, семьи", составляющие потребительский бюджет.

Показатели социального планирования и прогнозирования:

- минимальная и средняя заработная плата;

- уровень социальных пособий;

- прожиточный минимум;

- стоимость "потребительской корзины", содержащей жизненно необходимый набор благ и услуг;

- уровень образования в стране, регионе;

- уровень заболеваемости;

- экологические показатели состояния окружающей среды;

- продолжительность жизни и т.д.

Указанная совокупность планово-прогнозных показателей позволяет получить существующее и ожидаемое со­стояние уровня жизни страны и ее регионов. Динамика изменения этих показателей во времени, а также сравнение их значений в разных странах, регионах выявляет тенденции изменения дел в социальной сфере и место страны, региона среди других стран и регионов по социальным показателям. В процессе прогнозирования и планирования выявляются возможности и пути управления экономикой, которые обеспечат благоприятные социальные сдвиги и предотвратят неблагоприятные социальные явления.

2. Экономическое-выявление возможностей предотвращения спада и кризисов, обеспечения экономического роста, повышения эффективности, конкурентоспособности экономики.

Макроэкономические показатели экономического прогнозирования и планирования:

• валовой национальный продукт (ВНП) и валовой внутренний про­дукт (ВВП) страны, регионов в целом и в расчете на одного занятого в производстве и на душу населения;

• доля инвестиций в валовом внутреннем продукте;

• конкурентоспособность отечественной продукции на мировых рынках;

• прибыльность производства в разных отраслях;

• вклад предприятий разных форм собственности, малого и крупно­го предпринимательства в ВВП, прибыль, инвестиций и т.д.

Анализ этого круга показателей является одним из условий эффективного, целенаправленного государственного управления экономикой, позволяет выявить наиболее слабые места и установить ориентиры экономического продвижения на перспективу.

3. Финансовоесвязано с построением государственных бюджетов и формированием внебюджетных фондов на всех уровнях управления, установлением рациональной структуры расходования ресурсов и эффективных источников их поступления, обеспечением устойчивости кредитной, банковской системы.

Финансовое прогнозирование и планирование опирается на следующие показатели:

• внешний и внутренний государственный долг, расходы на их обслуживание;

• виды налогов и налоговые ставки;

• внешние и внутренние займы, выпуск государственных ценных бумаг;

•уровень инфляции;

• ставки банковского кредитного и депозитного процента, уровни резервирования;

• государственные финансовые страховые запасы.

Даже краткосрочное прогнозирование и планирование этой совокупности показателей способно значительно повысить финансовую стабильность страны и предотвратить ее кризисы.

Современная экономика сочетает рыночный механизм саморегулирования и плановое управлениеистроится на следующих принципах:

1) централизованное планирование в масштабах всей страны носит преимущественно индикативный, рекомендательный характер и сводится к разработке планов-прогнозов;

2) государственное прямое планирование распространяется на использование объектов государственной собственности и проявляется в разработке и осуществлении государственных и региональных комплексных программ;

3) формой косвенного государственного планирования являются государственные заказы и воздействие на экономику с помощью экономических рычагов;

4) преобладающей формой государственного планирования выступает финансовое и бюджетное;

5) планирование на уровне предприятий, фирм, компаний разных форм собственности представляет самопланирование, находящееся под воздействием государственного регулирования и финансирования заказов.

Естественно, что в рамках этих общих принципов в каждой стране существуют своеобразные и изменяющиеся формы и способы экономического планирования.

2. Специфика региональной политики в странах Западной Европы

Франция считается классической страной рыночного программирования, где в послевоенные годы принимались детальные планы экономического и социального развития. Они отражали пути националь­ного развития с объяснением средств, целей и методов реализации региональных программ.

При этом главными целями такого программирования являлись:

1) «децентрализация Франции», означающая ослабление чрезмерной концентрации промышленно­сти и населения в столице - Париже;

2) индустриализация аграрных департаментов, улучшение коммунального обслуживания в сельской местности;

3) реконверсия промышленности в староосво­енных регионах, находящихся в депрессивном со­стоянии (Север, Лотарингия);

4) стимулирование развития малых и средних городов - региональных центров.

В конце 50-х гг. XX в. в Италии начали активно создаваться областные комитеты регионального планирования, которые стали координировать уси­лия местных органов, предпринимателей и правительственных учреждений по выбору типа государственного вмешательства в тот или иной регион. По сути дела речь шла о районных или региональ­ных планах экономического развития.

Данные планывключали следующие основные направления.

1. Разработки, посвященные исследованию ре­гиональных аспектов размещения национальных производительных сил с учетом текущей экономи­ческой конъюнктуры.

2. Региональные исследования, основываю­щиеся на анализе каждого сектора экономики и взаимозависимости составляющих их элементов. В этой связи составлялись программы государствен­ных капиталовложений в различные отрасли эконо­мики.

3. Подробные планы развития для небольших промышленных, сельскохозяйственных или турист­ических зон с детализацией капиталовложений.

4. Общие планы развития, затрагивающие все секторы экономики и касающиеся целых областей.

Не все планы, разработанные местными ко­митетами регионального развития, были одобрены на правительственном уровне, но некоторые из них легли в основу специ­альных правительственных региональных мероприятий.

С середины 60-х годов в стране дей­ствует сложная система стимулов и антистиму­лов региональной политики, которая включает четыре элемента:

1) льготные зай­мы;

2) субсидии на капиталовложения;

3) нало­говые льготы;

4) льготы по линии социального страхования.

При этом имеется региональная специфика в применении указанных элементов. Лишь на Юге распространяется действие всех их четырех, тогда как на Севере и в Центре страны практикуются лишь два вида льгот: кредитные и налоговые.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:1195

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2019 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.