Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Вопрос 30: Определить сущность педагогических технологий воспитания. Изложить особенности некоторых педагогических технологий воспитания

В современной практике воспитания (да и нередко в теории тоже) про­исходит смешение понятий «методика воспитания» и «технология воспитания». Для четкости употребления этих понятий необходимо их соотнести. Методикойвоспитания принято называть процедуру использования комплекса методов и приемов по достижению воспитательной цели. А тех­нологиюопределяют как систему методов, приемов и средств, применяемую в соответствии с конкретной педагогической парадигмой, соответствующей ей логикой достижения целей и принципами действия воспитателя. Например, говорят о методикевоспитания культуры речи у ребенку и культуре поведения, а в технологииупотребляют понятия речевого тренинга или общения в повседневной жизни.

Педагогическая технология воспитания(по Н. Е. Щурковой) — это набор различных приемов педагогического воздействия как естественного и гармоничного поведения педагога на уровне его высокой духовности и психолого-педагогического понимания воспитательной ситуации.

Второй смысл понятия обозначает «научно-педагогическую дисциплину, которая изучает, исследует, описывает педагогическую технолог как элемент профессионализма педагога».

В Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь технология воспитаниярассматривается в широком и в узком смысле». В широком — как система последовательного развертывания педагогиче­ского мышления и педагогической деятельности, направленных на дости­жение поставленной цели. В узком — как проявление мастерства конкрет­ного педагога в реализации им оптимальных средств, форм и методов воз­действия на развитие личности в конкретной ситуации. В качестве основной в Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Бела­русь названа гуманистическая технология воспитания.

Таким образом, мы определяем воспитательную технологиюкак со­вокупность средств и методов осуществления воспитательного процесса для достижения поставленной цели научно-педагогического обоснования харак­тера педагогического воздействия на ребенка в процессе взаимодействия.

Область педагогики, изучающая технологии, называется прикладной педагогикой.Педагог должен быть подготовлен содержательно, методи­чески и технологически.

В современной педагогике выделяют (Г. К. Селевко) три уровня поня­тия «педагогическая технология». Видимо, это относится и к воспита­тельным технологиям.

1. Общепедагогическая технология, характеризующая целостный общевоспитательный процесс в данном регионе, учебном заведении.

Например, гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили; сис­тема воспитания в Павлышской школе В. А. Сухомлинского; модель тру­дового воспитания А. А. Католикова по системе коммуны А. С. Макарен­ко; школа как воспитательная система В. А. Караковсого; авторская мо­дель «Русская школа» (И. Ф. Гончаров, Л. Н. Погодина) и др.

2. Частнометодическая педагогическая технология, т. е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обу­чения и воспитания в рамках одного предмета либо направления воспи­тания, класса, учителя, авторской школы. Например, выявление и разви­тие творческих способностей детей в разнообразной внеурочной
деятельности в «творческой комнате» И. П. Волкова; технология воспи­тания общественного творчества в условиях «коллективной творческой
деятельности» И. П. Иванова и др.

3. Локальная (модульная) педагогическая технология выступает как
технология отдельных частей учебно-воспитательного процесса, техно­логия решения дидактических и воспитательных задач.

Например, технология предъявления педагогического требования, тех­нология информационного воздействия, создания воспитывающей среды, организации групповой деятельности, технология педагогической оцен­ки, технология этической защиты и др.

В основу современных технологий воспитания положены некоторые ведущие идеи, характеризующие их, например:

♦ переход в современных условиях преобразований, происходящих в обществе и в образовании, от парадигмы воспитания как формированияличности в командно-административной системе отношений к парадигме воспитания как создания условий для самоактуализации личности;

♦ гуманизация и демократизация учебно-воспитательного процесса
в управлении школой, в отношениях администрации и педагогов, педаго­га и учащихся, в отношениях учащихся между собой;

♦ возможность ситуации выбора концептуальных идей, педагогиче­ских позиций, воспитательных технологий, вариативных педагогических
приемов, средств и организационных форм воспитания, технологических
решений воспитательных проблем и т. д.;

♦ возможность экспериментальной и опытно-педагогической деятель­ности педагогов и школ, создания авторских концепций и школ обучения

и воспитания;

♦ коллективный характер педагогических инноваций, богатые возможно­сти для творческой деятельности коллектива педагогов-единомышленников.

Поскольку ведущими в воспитательном процессе являются гуманисти­ческая и личностно ориентированная технологии, то целесообразно выде­лить их ключевые составляющие, то есть составные элементы (по Кон­цепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь):

Учет актуальных потребностей детей разного возраста. Чтобы
понять внутренний мир ребенка, необходимо знать структуру потребно­стей, которая у него сложилась.

Позитивное восприятие ребенка педагогом. Смысл позитивного вос­приятия заключается в том, чтобы понять и воспринять внутренний мир
учащегося, выявить, раскрыть и дать проявиться всему тому, что заложи­ла природа в ребенке, верить в его силы и способности.

Воспитание без принуждения, психического и физического наси­лия. Этика ненасилия — основа гуманизма. Процесс воспитания без принуждения проявляется в ненасилии над мышлением, в признании прав
ребенка как полноценного человека, в предоставлении ему возможности
выбирать, высказывать свою точку зрения, занимать свое место в коллективе, права на собственное мнение, свою дорогу к истине (воспитательные ситуации). |

Принятие ребенка таким, какой он есть (ребенок — высшая ценность). Для этого нужно знать его интересы, потребности, мотивы, возможности, потому что не может быть воспитания «вообще», есть только
воспитание крайне конкретное и в конкретных условиях.

Доверие к ребенку. В этом суть настоящей гуманистической позиции. Она связана с созданием в коллективе благоприятного морального
климата и атмосферы доверия; воспитатель выражает свое гуманистическое отношение при помощи веры в своих воспитанников, в их стремление к самоусовершенствованию.

Признание ребенка как соучастника, соорганизатора воспитательного процесса.

Поддержка ребенка в сложных жизненных ситуациях. Ребенок имеет
право и должен рассчитывать на педагогическую поддержку воспитателя.
Основой поддержки является настоящий духовный контакт педагога
и воспитанника.

Прощение воспитаннику его ошибок, просчетов, неудач. Воспитанник
должен признать наказание как результат избавления от своих проступков.

Обращение ребенка к самому себе. Процесс жизнедеятельности должен
строиться так, чтобы ребенок сам достигал поставленных целей.

Свобода и творчество — основа гуманистической технологии вос­питания. Весь процесс воспитания носит творческий характер.

Можно сделать вывод, что вышеперечисленные составные элементы являются основой любой технологии воспитания, впоследствии они могут заложить фундамент для возникновения новых технологий.

Подводя итог, целесообразно отметить условия эффективного приме­нения технологий воспитания:

♦ воспитательный процесс должен организовываться на диагности­ческом и прогностическом основаниях (диагностика потребностей, уровня
развития, сформированное навыков поведения);

♦ учет личного опыта воспитанников, в том числе и негативного (от­
ношение к окружающему миру, людям, к себе, степень активности, при­родный потенциал, навыки и приемы действий, эмоциональные реакции,
ценности и потребности);

♦ воспитание происходит во взаимодействии и во взаимоотношениях
между субъектами (роль морального авторитета воспитателя, педагогическое управление системой внутриколлективных отношений, создание
успешного эмоционального и психологического климата в группе);

♦ организация разнообразных видов деятельности, способность удов­летворить и обогатить потребности детей в желаемых взаимоотношениях,
творческом самовыражении, переживании успеха, уважении окружающих;

♦ взаимосвязь и единство обучения и воспитания как основа процесса
формирования личности (знания формируют взгляды, убеждения, чувства,
черты личности, потребности, привычки поведения);

♦ взаимосвязь воспитания и самовоспитания (воспитательное воздействие
и взаимодействие приводят к желанию работать над собой, совершенство­ваться; результаты самовоспитания облегчают воспитательное воздействие);

♦ осуществление индивидуального подхода к воспитанию личности
(учет особенностей личности, познавательной, эмоционально-волевой
сферы, жизненного опыта);

♦ профилактика негативных проявлений в жизнедеятельности воспитанника.

В практике воспитания выделяют два уровня овладения педагогической технологией: элементарный (когда освоены лишь ключевые операции ос­новных слагаемых педагогических технологий) и профессиональный (когда педагог свободно владеет палитрой педагогических технологий). Таким обра­зом, чтобы организовать воспитательную работу по той или иной технологии, нужно обязательно учитывать условия ее успешной реализации на практике.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:468

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2019 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.