Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Вопрос 12: Раскрыть сущность процесса обучения, его функции, структуру. Определить движущие силы и закономерности процесса обучения

 

Чтобы обеспечить для личности соответствующее современным требо­ваниям образование, нужно хорошо ее обучать, правильно осуществлять этот сложнейший педагогический процесс. Все это обусловливает необхо­димость глубокого осмысления сущности данного процесса и относящихся к нему важнейших понятий. К сожалению, в дидактике эти вопросы тракту­ются не всегда внятно и верно. Вот некоторые из этих трактовок:

«Обучение — целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навы­ков, осуществляется воспитание и развитие учащихся»

«Обучение — упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели»

«Обучение — это целенаправленный, систематический процесс взаи­мосвязанной деятельности учителя и учащегося (преподавание + учение), направленный на формирование у школьников системы знаний, умений, навыков и развитие их способностей»

Таким образом, обучение— это целенаправленное, заранее сплани­рованное общение, в результате которого происходит развитие, образова­ние и воспитание личности.

Процесс обучения— это организованное взаимодействие учителя и учеников для достижения образовательных целей. Сущность процесса обучения состоит в стимулировании и организации активной учебно-поз­навательной деятельности учащихся по овладению ими знаниями, развитию способностей, выработке взглядов.

Обучение всегда носит конкретно-исторический характер. Каждой ис­торической эпохе свойственен свой характер обучения (цели, содержание, методика). Процесс обучения характеризуется такими параметрами, как целостность (единство преподавания и учения, взаимосвязь трех функ­ций), системность (обучение является по своей сути системой, которая содержит множество компонентов: цель, учебную информацию, формы деятельности, способу осуществления педагогического руководства), ком­плексность (согласование процессов обучения, воспитания и развития, оп­тимальное соотношение знаний, умений и навыков).

Современная дидактика рассматривает процесс обучения как двусто­ронний: обучение (сотрудничество) = преподавание (деятельность педа­гога) + учение (деятельность учеников).

В педагогической литературе выделяют следующие задачи обучения:

♦ Стимулирование учебно-познавательной активности учащихся.

♦ Организация их познавательной деятельности по овладению науч­ными ЗУНами.

♦ Развитие мышления, творческих способностей и дарований.

♦ Выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической
культуры.

♦ Совершенствование учебных умений и навыков.

♦ Формирование умения самостоятельно углублять свои знания (са­мообразование), учить учиться и др.

Традиционно выделяют следующие функциипроцесса обучения: обра­зовательная —вооружение учащихся системой научных знаний, умений, на­выков с целью их использования на практике; развивающая — специальная направленность обучения на развитие личности; воспитывающая — обучение должно воспитывать систему определенных взглядов, убеждений, отно­шений, качеств личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.

Наибольшее признание в отечественной дидактике получила следующая модель процесса обучения: цель обучения — преподавание — (содержание, методы, средства, формы) — учение — результаты обучения.

И. П. Пидкасистый представляет внешнюю структуру процесса обучения, которая выглядит следующим образом: социальный заказ школе (стратегиче­ские цели) — потребности учителя, потребности учеников — они формируют цели обучения — характер деятельности учителя — содержание образова­ния — методы, средства, формы обучения — характер деятельности учени­ка —результат (образованность, уровень развития, уровень общей культуры).

Несмотря на разницу в подходах, нетрудно заметить, что в структуре процесса обучения выделяются постоянные и переменные составляющие. В качестве постоянных составляющих выступают деятельность учителя (преподавание), деятельность ученика (учение), цель и результат процес­са обучения. Переменными составляющими являются содержание, мето­ды, средства и формы процесса обучения. Связь переменных компонен­тов с системообразующими зависит от цели обучения и его результата. Вместе все компоненты образуют единство и целостность.

Внутренняя структура процесса обучения включает следующие ком­поненты:

1. Целевой (определение и осознание целей и задач учебно-познава­тельной деятельности).

2.Потребностно-мотивационный (формирование потребности
в знаниях и мотивов учебно-познавательной деятельности учащихся).

3. Содержательный (определение содержания материала, подлежащего
усвоению учащимися).

4.Деятельностно-операционный (овладение учебным материалом
под руководством учителя, ученик самостоятельно «открывает» имеющи­еся в науке знания).

5. Эмоционально-волевой (придание учебной деятельности учащегося
эмоционально-положительного характера).

6. Контрольно-регулировочный (связан с учетом индивидуальных осо­бенностей и побуждением учащихся к самоконтролю);

7. Оценочно-результативный (оценка и самооценка результатов учеб­
ной деятельности; рефлексия).

Такова сущностная характеристика процесса обучения и его важней­ших структурных компонентов.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:1116

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2019 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.