Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Проблема, ее актуальность.

Выяснив содержание и соотношение теории, методологии и методов, применяемых в экспериментальном исследовании для изучения области эмпирических фактов, перейдем к следующему его этапу:

Проблема. Каждый из нас интуитивно прекрасно понимает, что та кое проблема, ибо в течение жизни мы решаем массу проблем, вкладывая в них свое субъективное понимание и значимость, поскольку то, что является проблемой для одного человека, не является обязательно проблемой для другого. Однако это житейское понимание проблемы и возможных путей ее решения.

Что же такое научная проблема? Обратимся к справочным изданиям. В психологических словарях (см.: Зинченко В. П., Мещерякова Б. Г., 1997, 2003) понятие проблемы связывается с проблемным обучением и задачей (проблемой). Но, видимо, проблемное обучение и задача — это не совсем те понятия, через которые раскрывается сущность понятия «научная проблема». На самом деле в переводе с греческого – преграда, трудность, задача. В русле первых двух терминов мы и будем трактовать понятие проблема, как это понимается в «Философском энциклопедическом словаре» (1983).

Проблема — объективно возникающая в процессе развития познания трудность, преграда в форме вопроса или целого комплекса вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес в настоящий момент.

Существование проблемы (проблемной ситуации) является исходным моментом любого научного исследования. Объективность по явления проблемы связана с недостаточностью знаний, существующих объяснений в русле данной теории, противоречивостью научных представлений и фактов, что и создает основания для проведения научного исследования. Постановка научной проблемы предполагает:

1) обнаружение существования такого дефицита (знаний, представлений, методов исследования и т. д.); 2) осознание потребности в устранении дефицита; 3) описание проблемной ситуации и формулирование проблемы в научных терминах.

Обосновать положение о том, что проблема действительно существует и требует своего решения, вы можете, опираясь на проведенный вами литературный обзор. В отчете по научно-исследовательской, квалификационной работе литературный обзор принято давать в первой главе. В ней необходимо показать общее состояние и степень исследованности интересующей вас проблемы, отметить, насколько она изучена в целом, а также ее отдельные стороны, аспекты. Следует особо выделить неизученные и мало изученные вопросы, противоречия в пони мании явления в целом и его отдельных сторон, в его определениях, противоречия в имеющихся эмпирических данных. Особо следует подчеркнуть актуальность исследования.

Актуальность исследования должна показать, обосновать, почему эту проблему необходимо решать именно в данный момент, какова будет ее теоретическая или практическая значимость. Эти моменты необходимо показать отдельными положениями.

Основными аспектами актуальности психологического исследования чаще всего могут быть следующие.

• Необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению. Имеется в виду, что новые данные об его характеристиках и взаимосвязях позволят прояснить природу явления, закроют некоторое «белое пятно» в существующих представлениях, позволят разрешить имеющиеся противоречия.

• Потребность в новых фактах, которые позволяют расширить теорию и сферу ее применения.

• Потребность в более эффективных психодиагностических и исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных.

• Потребность в методах (способах, технологиях), имеющих более широкие возможности и эффективность психологического воздействия, обучения, воспитания, тренировки, коррекции, реабилитации, лечения и используемых в различных сферах деятельности.

• Потребность в дополнении или переработке психологических теорий, концепций, рекомендаций с целью более полного использования их как представителями других наук, так и широкими слоя ми населения.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:474

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2019 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.