Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Организация службы планирования на предприятии

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Организация планово-экономической работы во многом зависит от размера и типа предприятия.

На малых предприятиях обычно не существует глубокого разделения управленческих функций, и высшие руководители самостоятельно определяют все детали планирования и организации производства.

На крупных и средних предприятиях разработка стратегических, тактических и календарных планов производится децентрализованно, с учетом принятой организационной структуры, распределения обязанностей между коллективами различных служб, соподчинения управляющих, контроля и координации всех функций организации как единого целого. Ведь именно в подразделениях сосредоточены кадры, имеющие опыт в области производства, закупок, реализации и оперативного руководства. Поэтому подразделения обычно выдвигают реальные предложения для их включения не только в календарные, но и в тактические и даже стратегические планы предприятия.

На практике применяют три схемы организации работ по составлению планов: сверху вниз, снизу вверх по иерархической структуре предприятия и круговой способ (встречное планирование).

Организационно централизованное планирование на большинстве крупных и средних предприятий осуществляется сверху вниз. При таком подходе плановые стратегии разрабатываются на высшем уровне управления, где определяются цели, основные направления и главные хозяйственные задачи развития предприятия, и проводится взаимоувязка всех плановых предложений и механизма их реализации. Затем эти цели, задачи и показатели во все более детализированной конкретной форме по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия включаются в планы подразделений. Это уже технологическое планирование, которое устанавливает пропорции и объемы производства по всем видам выпускаемой продукции. После согласования плановых заданий с конкретными исполнителями планы окончательно утверждаются высшим руководством предприятия и доводятся до подразделений.

Такая организация построена на централизации важнейших решений в области планирования на высшем уровне управления предприятием, вместе с тем, она допускает определенную самостоятельность филиалов, цехов и других подразделений в разработке календарных планов на базе показателей, единых для всего предприятия.

Планирование снизу вверх осуществляется от планов на местах через планы подразделений к общему плану путем согласований, объединений и корректировок. При этом участки, цехи составляют подробные планы, которые объединяются на верхней ступени, образуя в итоге общий единый план предприятия.

Встречное планированиеобъединяет оба предыдущих способа. В процессе, происходящем сверху вниз, осуществляется предварительное планирование по главным целям и составление общего плана на уровне управления предприятием. На более низких уровнях этот план конкретизируется. Затем начинается обратный ход планирования снизу вверх. При этом в план встраиваются более эффективные решения и устраняются разногласия между частями единого объекта планирования. В соответствии с обстоятельствами, может быть осуществлен многократный итеративный процесс согласования плана. Такая организация планирования имеет два существенных преимущества:

- устраняется порочный круг: не зная вышестоящих целей, нельзя принимать обоснованные решения по нижестоящим целям, планам и альтернативным вариантам действий;

- вклад в планирование производится всеми подразделениями объекта и требует знания общего плана по предприятию в целом.

Функциональные службы по планированию на многих средних по размеру предприятиях выделяются в самостоятельные подразделения, подчиненные вице-президенту по экономике и финансам (рис. 12.1).

Совет директоров   Президент (исполнительный директор)    
     
Вице-президент по экономике и финансам  
     
   
Главный бухгалтер     Менеджер по финансам     Начальник планового отдела     Менеджер по производственным и информационным системам  
 
   
Главный экономист     Менеджер по труду     Менеджер по нормированию     Плановики в произ- водственных цехах  
                     

 

Рис. 12.1. Примерная организационная структура планово-экономической службы предприятия

 

Аппарат, осуществляющий внутрифирменное планирование, включает функциональные подразделения на разных уровнях управления предприятием. Поскольку планирование – это основная функция управления, то высшим звеном системы планирования можно считать совет директоров, который принимает решения по наиболее важным проблемам стратегии и тактики предприятия.

В функции планового отдела входит разработка перспективных и текущих планов, согласование их с производственными подразделениями, корректировка и уточнение плановых показателей, контроль за их выполнением и систематический анализ работы предприятия и его подразделений.

Менеджер по планированию анализирует бюджет предприятия, информацию о состоянии отрасли, имеющиеся и необходимые ресурсы. Важным аспектом планирования при этом является тщательная оценка исходных данных.

В производственных подразделениях функции планирования выполняют службы оперативного и текущего планирования и контроля, в задачу которых входит составление планов на смену, сутки, неделю, месяц, квартал и год с учетом ограничении и общехозяйственных целей (рис. 12.2).

Функции плановых отделов во многом зависят от типа предприятия.

Наиболее подробно при непосредственном участии работников производственных подразделений разрабатывается годовой план предприятия. В нем детализируются помесячно планы производства и сбыта, а также устанавливаются задания для низовых уровней управления в нормо-часах трудовых затрат и расходов сырья на единицу товара.


Рис. 12.2. Основные элементы плановой работы на среднем по размеру предприятии

 

Цикл годового планирования деятельности предприятия, в зависимости от особенностей его построения, включает систему взаимосвязанных мероприятий. Фрагмент такого плана приведен на рис. 12.3.

Срок Мероприятия Ответственный
Март – июнь · Изучение рынка и конкуренции, оценка ценовой существующей среды · Уточнение рыночной, ассортиментной и финансовой стратегий · Утверждение целей, показателей и приоритетов · Отдел маркетинга   · Плановый отдел и высшее руководство · Высшее руководство

Рис. 12.3. Фрагмент примерного графика планирования деятельности предприятия

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:636

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2019 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.