Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Общие понятия стратегического планирования

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Система планирования

Система планирования – это совокупность взаимосвязанных согласованием и зависимостями друг от друга процессов планирования. На предприятии система планирования включает:

- общее планирование;

- стратегическое планирование;

- тактическое планирование;

- оперативное планирование.

Общее планирование определяет концепцию долгосрочного развития предприятия.

Стратегическое планирование – это стратегия предприятия, построенная на сочетании долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целей.

Тактическое планирование на предприятиях связано с формированием внутрифирменных планов производства, сбыта, персонала, финансов и т. д.

Оперативное планирование – это текущее внутрифирменное планирование, осуществляемое на основе календарно-плановых нормативов, определяемых типом производства.

Между этими планами существует взаимосвязь и преемственность. Так, общее планирование, определяя общее направление развития предприятия, задает концепцию его развития на долгосрочный период. Эта концепция является исходным рубежом для стратегического планирования. Стратегический план конкретизируется пятилетним планом, который, в свою очередь, является основой составления текущего (годового) плана. Естественно, при переходе от одного вида плана к другому и концепция, и планируемые показатели дифференцируются и корректируются с учетом влияния внешней и внутренней среды предприятия. Конечная цель планирования – загрузка рабочих мест плановыми заданиями и контроль реализации планов – достигается оперативно-календарным планированием.

В системе планирования самостоятельное место занимает бизнес-планирование, предназначенное для освоения новых сфер деятельности фирмы и создания новых видов бизнеса.


Для осуществления эффективного стратегического планирования необходимо иметь представление о сущности стратегического планирования в целом, его этапах и методах разработки стратегии.

В литературе даются различные определения стратегического планирования, что объясняется различными объектами анализа и аспектами рассмотрения, хотя сопоставление понятий свидетельствует, что принципиальных различий между ними нет.

Исходным для определения понятия стратегического планирования является понятие стратегии. Слово «стратегия» имеет древнегреческое происхождение и в буквальном смысле означает искусство полководца находить правильные пути к достижению победы. Применительно к планированию развития социально-экономических систем, стратегия – это совокупность генеральных (общих) целей и средств их достижения. Стратегия представляет собой процесс выработки целей, определение необходимых средств и направлений действий. Результатом стратегического планирования является совокупность планов развития предприятия, рассчитанных на длительную перспективу.

Однако, наряду с понятием стратегического планирования, широкое хождение имеет и понятие долгосрочного планирования.

Одни специалисты, отождествляя эти понятия, считают, что стратегическое планирование – это долгосрочное планирование, ориентированное на конечные результаты. Другие специалисты (мы разделяем их точку зрения) различают эти понятия и считают, что долгосрочное планирование основывается преимущественно на экстраполяции сложившихся тенденций и соответствующей оценке состояния объекта в будущем. Недостатком такого подхода является именно перенос прошлых тенденций и структурных характеристик на будущее. Стратегическое же планирование – это планирование от будущего к настоящему, исходя из глобальных идей и поставленных целей развития. Стратегия не функция времени, а функция поставленной цели развития, специфическое, ориентированное на будущее направление развития.

Нет необходимости и целесообразности стратегического планирования всех показателей работы предприятия, его структурных подразделений. Объектами стратегических решений и, соответственно, разработки стратегических планов могут быть рыночная стратегия (маркетинг), новая продукция и услуги, темпы развития предприятия, совершенствование производственной структуры, повышение финансовой устойчивости, кадровое развитие и т. д.

Из рассмотренных стратегий в условиях рыночной экономики наиболее важной является рыночная стратегия, которая характеризуется такими показателями, как доля рынка, занимаемая продукцией предприятия, и динамика изменения доли рынка. Не менее важное значение имеет и финансовая устойчивость предприятия.

Стратегическое планирование – еще молодое направление экономической науки, пик его популярности пришелся на конец 70-х – начало 80-х гг. XX столетия, тогда оно воспринималось как панацея от многих бед.

Стратегическое планирование не имеет четкого алгоритма разработки планов. Но в целом оно укладывается в общую технологию принятия управленческих решений и состоит из следующих взаимосвязанных этапов:

- определение основных ориентиров развития;

- исследование внешней и внутренней среды организации (предприятия);

- определение возможных вариантов стратегий;

- распространение установленных тенденций на будущий период;

- выбор одного из вариантов и определение собственной стратегии;

- разработка окончательного стратегического плана, исходя из проведенных разработок и предложений нижестоящих уровней управления.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:449

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2019 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.