Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Структура планов предприятия

Структуру планов предприятия следует рассматривать в трех аспектах: временном, производственно-структурном и содержательном.

Одним из недостатков существующей практики планирования на предприятиях является преобладающее внимание к текущим задачам. В результате, перспективная деятельность предприятий остается без надлежащего внимания. Чтобы избежать такого положения, необходимо планирование разделить на стратегическое и тактическое, так как, несмотря на взаимодействие, эти виды планирования относительно самостоятельны. В зависимости от охваченного временного отрезка, тактические планы делятся на три типа: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные.

Долгосрочное планирование обычно охватывает длительные периоды времени, а среднесрочное планирование конкретизирует ориентиры долгосрочных планов. Планы рассчитываются на более короткий период. До недавнего времени предел среднесрочного планирования равнялся пяти годам. Однако в связи с увеличением скорости развития внешней среды предел среднесрочного планирования сократился, и пятилетнее планирование перешло в разряд долгосрочных. Краткосрочное (текущее) планирование – это разработка планов на один год с разбивкой по кварталам, а отдельных показателей – и по месяцам. Иногда детализация, т. е. разбивка по месяцам, происходит уже в процессе реализации планов.

В производственно-структурном аспекте планирование можно рассматривать:

- на корпоративном (для ассоциации, концерна, объединения и т. д.) уровне;

- на уровне самостоятельных экономических единиц типа предприятие, филиал;

- на уровне подразделений предприятия – цеха, участка.

Наряду с технико-экономическим планированием (ТЭП), о котором до сих пор шла речь, следует учитывать и оперативно-производственное планирование (ОПП). Существуют следующие различия между ТЭП и ОПП.

С помощью ТЭП разрабатываются проекты деятельности предприятия, его структурных подразделений по всем технико-экономическим и соци­альным показателям. С помощью ОПП осуществляется задание параметров производственного процесса, наблюдение за ним и его регулирование. ТЭП может быть комплексным и функциональным, направленным на отдельные виды деятельности и т. д. В последнее время понятие технико-экономического планирования авторы публикаций, посвященных планированию, стали относить к директивному планированию. А рыночное планирование, из-за его вероятностного характера, они подразделяют на долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное. При этом процесс планирования, включающий разработку нескольких планов с различным горизонтом планирования, можно смоделировать по нескольким стадиям. Одну из таких моделей предложил японский экономист Т. Коно (рис. 1.1).

Модель Т. Коно состоит из пяти стадий: формулирование предпосылок, постановка проблемы, долгосрочная стратегия, среднесрочное планирование, долгосрочное планирование.

1. Формулирование предпосылок. Определяются философия и цели предприятия. Собирается информация об окружающей среде, отрасли и конкурентах, составляются прогнозы о будущем положе­нии предприятия.

Анализ прогнозов выявляет возможности и угрозы. Оценка результатов прошлой деятельности дает информацию, необходимую для прогнозирования будущих проблем. Сравнение с конкурентами показывает сильные и слабые стороны предприятия.

Порядок планирования

 

Оценка текущих итогов Прогнозирование Разработка или Выявление проблем внешней среды развития (среда в целом, философии условия отрасли, компании конкуренты)

 

Формулирование

предпосылок

 


Уровень целей Прогнозирование отрасли Пробная базовая стратегия ключевого достижения Разрывы и стратегические вопросы

Постановка

проблем

 


 

Формулировка Детализация Расширение производства стратегии стратегии и снижение издержек Политика изменения Пересмотр прогнозной номенклатуры области ключевого Политика достижения в функциональный сферах Долгосрочные цели Долгосрочные проекты Долгосрочная стратегическая политика

 

 

Долгосрочная

стратегия

 

 

Среднесрочное Среднесрочные цели Планы отделений: планирование Директивы Стратегия отделения по проектам План по маркетингу План исследований Финансовый план и разработок     Планы предприятия: План по маркетингу План по производству План по производственным мощностям План по труду Финансовый план

Среднесрочное

планирование

 

 

 

 

Краткосрочное планирование

Оценка исполнения относительно Оценка исполнения

долгосрочного плана краткосрочного плана 5

Краткосрочное

планирование

В основном новые Всеобъемлющие В основном

проекты планы существующие продукты

Рис. 1.1. Модель структуры и содержания планов предприятия

 

2. Постановки проблемы. Исходя из названных выше предпосылок, определяются уровни притязаний. Например, темпы роста должны быть выше 10% в год. Затем прогнозируются важнейшие результаты при условии сохранения политики, они сравниваются с уровнем притязаний, и выявляются разрывы и возможности их устранения.

3. Долгосрочная стратегия. Чтобы устранить разрывы между прогнозными значениями показателей и теми, на которые претендует предприятие, разрабатываются новые стратегии, например «продукт – рынок», где исследуются возможности развития новых производств, вертикальной интеграции, создания филиалов и пр. Это наиболее важная процедура.

Изучаются варианты расширения производства и снижения издержек; здесь можно использовать матрицу «рост – доля рынка». Прогнозируются результаты при использовании той или иной стратегии, и выясняется, будут ли ликвидированы разрывы.

Долгосрочная стратегия состоит из трех элементов: долгосрочные цели, долгосрочные стратегические проекты, долгосрочная политика в основных областях.

4. Среднесрочное планирование. В соответствии с выбранной долгосрочной стратегией, намечаются среднесрочные задачи и направления, составляются среднесрочные планы. Последние также состоят из трех частей. Во-первых, намечаются среднесрочные проекты, осуществляется их хронологическая привязка, распределяются ресурсы. Во-вторых, составляются планы отделений (подразделений), включая стратегию отделения, план по маркетингу, план по структуре, а также финансовый план. В-третьих, составляются функциональные планы всего предприятия. Сюда входят планы сбыта, производства, финансовые планы и др.

5. Краткосрочное планирование. Задачи предприятия конкретизируются, устанавливаются их исполнители, осуществляется контроль.

Особенности данной модели планирования заключаются в том, что вначале выявляются разрывы между проектируемыми и текущими показателями и намечаются пути их преодоления. Целью является не максимизация производства, а удовлетворительное исполнение намеченных задач. Затем разрабатываются долгосрочная стратегия и директивы для среднесрочных планов. Последователь­ность работы – от самых общих задач к конкретным решениям.

Таким образом, Планирование на предприятии в условиях рыночной экономи­ки следует рассматривать и какпроцесс непрерывной творческой деятельности, научно обоснованной системы свободного выбора основных видов продукции и услуг предприятия, важнейших экономических и социальных целей его перспективного развития, наилучших технических средств и организационных способов решения выдвинутых перспективных целей и задач. Оно позволяет каждому предприятию планировать и соизмерять свои затраты и результаты, нормы расходуемых ограниченных ресурсов и получаемых совокупных доходов на всех стадиях хозяйствования и уровнях управления. В свободных рыночных отношениях предприятий основные функции внутрихозяйственного планирования получили в настоящее время свое дальнейшее развитие и расширение: от технико-экономического обоснования отдельных разделов и частей плана до разработки новых комплексных бизнес-планов.

 


Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:813

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2019 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.