Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Основные переменные, влияющие на достоверность экспериментальных данных и различные планы экспериментов

Методология эксперимента

Наиболее важная часть эксперимента – постановка проблемы. Проблема – это некая наблюдаемая закономерность, требующая либо точного подтверждения, любо опровержения.

Научная проблема подразумевает формирование предмета исследования, она задает направление исследования.

Рабочая гипотеза – это предположение относительно того, что и под влиянием чего изменяется. Например, воздействие тренинга на определенные качества личности участников \снижение тревожности, повышение толерантности, повышение уверенности в себе, снижение личностных защит и др.\

 

Виды рабочей гипотезы:

1) конкурирующая гипотеза – предполагает, что значимое изменение происходит;

2) нулевая гипотеза – предполагает, что значимого изменения нет.

Гипотеза сужает объем исследования до конкретных феноменов и конкретных методик.

 

После формулирования гипотезы наступает этап планирования эксперимента. Эксперимент является средством проверки каузальной гипотезы (о причинных связях).

Существует 3 необходимых условия для подтверждения связи между 2-мя переменными:

1)временная последовательность – причина должная предшествовать по времени эффекту;

2)экспериментальное воздействие должно быть статистически связано с эффектом. Т.е. различия в показателях до и после экспериментального воздействия должно быть достоверным (напр., по t-критерию);

3)не должно быть правдоподобного альтернативного объяснения эффекта помимо предполагаемой причины.

 

 

 

Внутренняя валидность – действительно ли именно это экспериментальное воздействие привело к изменениям внутри данного эксперимента.

Факторы \внешние переменные\, которые могут дать эффекты:

1) фон - события, которые могут происходить между 1-м и 2-м замерами;

2) естественное развитие – изменение испытуемых, вследствии течения веремени \ напр., усталость…\

3) инструментальная погрешность- изменения в калибровке применяемых тестов или изменения, характеризующие экспериментатора \ могут вызвать изменения в результатах замера\.

4) статистическая регрессия – возникает, когда группы формируются на основе крайних показателей;

5) отбор испытуемых - неэквивалентность групп по составу, вызывающей появление ошибки в результатах;

6) отсев в ходе эксперимента – неравномерность выбывания испытуемых из сравниваемых групп.

 

Внешняя валидность- это возможность обобщения вывода, то есть на какие популяции, ситуации и др. независимые переменные могут быть распространены результаты эксперимента.

1) реактивный эффект - возможное увеличение или уменьшение сензитивности испытуемых к экспериментальному воздействию.

2) взаимодействие фактора отбора и экспериментального воздействия \ напр., без достаточной мотивации эффект от тренингового воздействия может быть крайне незначительным\;

3) условия организации эксперимента, вызывающие реакцию испытуемого на эксперимент – в других условиях результаты эксперимента могут не подтвердиться;

4) взаимная интерференция экспериментальных воздействий - когда одни и те же испытуемые подвергаются нескольким воздействиям.

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:356

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.