Методология эксперимента
Наиболее важная часть эксперимента – постановка проблемы. Проблема – это некая наблюдаемая закономерность, требующая либо точного подтверждения, любо опровержения.
Научная проблема подразумевает формирование предмета исследования, она задает направление исследования.
Рабочая гипотеза – это предположение относительно того, что и под влиянием чего изменяется. Например, воздействие тренинга на определенные качества личности участников \снижение тревожности, повышение толерантности, повышение уверенности в себе, снижение личностных защит и др.\
Виды рабочей гипотезы:
1) конкурирующая гипотеза – предполагает, что значимое изменение происходит;
2) нулевая гипотеза – предполагает, что значимого изменения нет.
Гипотеза сужает объем исследования до конкретных феноменов и конкретных методик.
После формулирования гипотезы наступает этап планирования эксперимента. Эксперимент является средством проверки каузальной гипотезы (о причинных связях).
Существует 3 необходимых условия для подтверждения связи между 2-мя переменными:
1)временная последовательность – причина должная предшествовать по времени эффекту;
2)экспериментальное воздействие должно быть статистически связано с эффектом. Т.е. различия в показателях до и после экспериментального воздействия должно быть достоверным (напр., по t-критерию);
3)не должно быть правдоподобного альтернативного объяснения эффекта помимо предполагаемой причины.
Внутренняя валидность – действительно ли именно это экспериментальное воздействие привело к изменениям внутри данного эксперимента.
Факторы \внешние переменные\, которые могут дать эффекты:
1) фон - события, которые могут происходить между 1-м и 2-м замерами;
2) естественное развитие – изменение испытуемых, вследствии течения веремени \ напр., усталость…\
3) инструментальная погрешность- изменения в калибровке применяемых тестов или изменения, характеризующие экспериментатора \ могут вызвать изменения в результатах замера\.
4) статистическая регрессия – возникает, когда группы формируются на основе крайних показателей;
5) отбор испытуемых - неэквивалентность групп по составу, вызывающей появление ошибки в результатах;
6) отсев в ходе эксперимента – неравномерность выбывания испытуемых из сравниваемых групп.
Внешняя валидность- это возможность обобщения вывода, то есть на какие популяции, ситуации и др. независимые переменные могут быть распространены результаты эксперимента.
1) реактивный эффект - возможное увеличение или уменьшение сензитивности испытуемых к экспериментальному воздействию.
2) взаимодействие фактора отбора и экспериментального воздействия \ напр., без достаточной мотивации эффект от тренингового воздействия может быть крайне незначительным\;
3) условия организации эксперимента, вызывающие реакцию испытуемого на эксперимент – в других условиях результаты эксперимента могут не подтвердиться;
4) взаимная интерференция экспериментальных воздействий - когда одни и те же испытуемые подвергаются нескольким воздействиям.
|