Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Планы истинных экспериментов

Планы истинных экспериментов для одной независимой переменной отличаются от других следующим:

1) использованием стратегий создания эквивалентных групп (рандомизация);

2) наличием как минимум одной экспериментальной и од ной контрольной групп;

3) итоговым тестированием и сравнением результатов групп, получавших и не получавших воздействие.

Рассмотрим подробнее некоторые экспериментальные планы для одной независимой пёременной.

План для двух рандомизированных групп с тестированием после воздействия. Его схема выглядит так:

R Х О1

R О2

 

Этот план применяют в том случае, если нет возможности или необходимости проводить предварительное тестирование. При равенстве экспериментальной и контрольной групп данный план является наилучшим, поскольку позволяет контролировать большинство источников артефактов. Отсутствие предварительного тестирования исключает как эффект взаимодействия процедуры тестирования и экспериментального задания, так и сам эффект тестирования. План позволяет контролировать влияние состава групп, стихийного выбывания, влияние фона и естественного развития, взаимодействие состава группы с другими факторами.

В рассмотренном примере использовался один уровень воздействия независимой переменной. Если же она имеет несколько уровней, то количество экспериментальных групп увеличивается до числа уровней независимой переменной.

План для двух рандомизированных групп с предварительным и итоговым тестированием. Схема плана выглядит следующим образом:

 

R О1 Х О2

R О3 О4

 

Этот план применяется в том случае, если существуют сомнения в результатах рандомизации. Главный источник артефактов — взаимодействие тестирования и экспериментального воздействия. В реальности также приходится сталкиваться с эффектом неодновременности тестирования. Поэтому наилучшим считается проведение тестирования членов экспериментальной и контрольной групп в случайном порядке. Предъявление-не-предъявление экспериментального воздействия также лучше проводить в случайном порядке. Д. Кэмпбелл отмечает необходимость контроля «внутригрупповых событий» Данный экспериментальный план хорошо контролирует эффект фона и эффект естественного развития.

 

Контрольные вопросы к теме 5.

1. Какие виды планов для одной независимой переменной вы знаете?

2. В чем отличие квазиэксперимента от эксперимента?

3. В каком случае использовуют факторные планы?

4. Перечислите основные характеристики доэкспериментальных планов.

5. Какие типы квазиэкспериментальных планов вам известны?

6. В каком случае используют эксперимент ех-post-facto?

Литература:

1. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования: Практическое руководство. – СПб.: СпбГУ, 1991.

2. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. – С.-П.: Питер, 2000.

3. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие / Под ред. А.А. Крылова. – Л.: ЛГУ, 1990.

Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. – М., 1998.

 

 

Тема 6.

Планирование и проведение корреляционного

исследования.

Учебные вопросы

1. Понятие «корреляционное исследование».

2. Виды корреляционной связи между двумя измерениями.

3. Планирование корреляционного исследования.

4. Типы корреляционного исследования.

 

1. Понятие «корреляционное исследование».

Теория корреляционного исследования разработана английским математиком К. Пирсоном. Стратегия проведения такого исследования заключается в том, что управляемое воз действие на объект отсутствует. План корреляционного исследования несложен. Исследователь выдвигает гипотезу о наличии статистической связи между несколькими психическими свойствами индивида. При этом предположение о причинной зависимости не обсуждается.

Корреляционным называется исследование, проводимое для подтверждения или опровержения гипотезы о статистической связи между несколькими (двумя или более) переменными. В психологии в качестве переменных могут выступать психические свойства, процессы, состояния и т.п.

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:833

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.