Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Синтетические методы. К проблеме взаимодействия методов

Предложенная выше классификация является классификацией «чистых» психологических эмпирических исследовательских методов. Вполне обоснованно существуют и промежуточные формы, а также методы, объединяющие в себе черты нескольких «чистых» методов.

Такие «синтетические» методы возникают вполне естественно, на основе объективной взаимосвязи методов (поскольку они исследуют одну и ту же психическую реальность), путем синтеза элементов от дельных методов с целью получить наибольший эффект при исследовании явлений данной области. Когда же эта процедура в течение определенного времени и многочисленных экспериментов приводит к желаемому результату, то появляется реальная возможность говорить о появлении новых методов исследования.

Примером такого варианта синтеза естественного эксперимента и целенаправленного опроса (стандартизированной беседы) является клинический метод в том значении, какое ему придавал Ж. Пиаже. Следует выделить, по крайней мере, три значения понятия «клинический метод».

Во-первых, под этим термином подразумевается система методов, ориентированных на патопсихологическую проблематику. Именно в этом значении понятие 4клиническии метод» фигурирует в работах М. С. Роговина.

Во-вторых, в современной психологической литературе клиническим называется метод, направленный на интенсивное, качественное и целостное изучение отдельной индивидуальности. В этом случае клинический метод тождествен практическому комплексному методу тестового изучения конкретной индивидуальности. Главное же его отличие от комплексного диагностического исследования в том, что при этом применяются не стандартизированные измерительные процедуры, а экспериментальные пробы (точнее — отдельные задания, зачастую из тех же тестов или тестовых батарей). При этом отсутствуют ограничение по времени, строгая оценка успешности, стандартизация инструкции и строгий порядок предъявления заданий, т. е. те признаки, которые характеризуют психологическую измерительную технику. При реализации клинического метода уделяется большое внимание качественному анализу способов действия и ошибок испытуемого (сдвиги в сторону герменевтических методов). Предусматривается оказание по мощи, т. е. привлечение исследователем испытуемого к совместной деятельности. Активное взаимодействие с испытуемым рассматривается как совершенно необходимый способ получения диагностической информации о нем. Гибкое реагирование на состояние испытуемого, ситуацию, ход решения задачи служит условием проведения клинического обследования и источником получения дополнительных сведений. Важнейшим моментом является фиксация поведенческих проявлений при выполнении испытуемым заданий. Именно клинический метод широко используется в практике психологической консультации.

В-третьих, клинический метод, в понимании Ж. Пиаже, является научным экспериментом, включенным в контекст непосредственного взаимодействия ребенка и взрослого в естественной жизненной ситуации. Важнейшая роль в его проведении отводится диалогу между испытуемым и исследователем. Естественно, представление результатов клинического метода соответствует его основаниям: результаты представляются в виде фиксации диалогового взаимодействия (действия и высказывания) испытуемого и исследователя. Затем этот протокол подвергается интерпретации на соответствие выдвинутым гипотезам или простейшей статистической обработке для сопоставления с другими логичными протоколами. Следует отметить, что ход взаимодействия направляется экспериментатором (хотя и вносящим корректировки в свои действия с учетом действий и высказываний испытуемого), так как клиническое исследование организуется в соответствии с целью, которую ставит экспериментатор. В этом сходство клинического исследования с целенаправленным опросом. Другим довольно распространенным методом, особенно в социальной психологии, является метод контент-анализа.

Контент-анализ (содержание) — формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью, систематичностью. Объектом контент-анализа могут быть содержание различных печатных изданий, радио- и телепередач, кинофильмов, рекламных сообщений, документов, публичных выступлений, материалов анкет. Основные процедуры контент-анализа были разработаны американскими социологами Г. Лассуэллом и Б. Берельсоном (автором фундаментальной монографии Контент-анализ в коммуникационных исследованиях»). Исследователь выделяет единицы содержания и квалифицирует полученные данные.

К процедурам выявления стандартных единиц при анализе текста в контент-анализе относятся следующие.

• Выявление смысловых единиц анализа, которыми могут служить:

а) понятия, выраженные в отдельных терминах, словах, символах;

б) темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. п.; в) авторы, персонажи, имена, фамилии людей; г) события, факты и т. п.; л) смысл апелляций к потенциальному адресату.

• Единицы контент-анализа выделяются исследователем в зависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного социально-психологического исследования.

Выделенные единицы счета могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В первом случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во втором исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть: а) пространственная протяженность текстов; б) площадь текста, заполненная смысловыми единицами; в) число строк (абзацев, знаков, колонок текста); г) длительность трансляции по радио или телевидению; д) метраж пленки при аудио- и видеозаписях; е) количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр.

Процедура подсчета в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, используются компьютерные программы, специальные формулы (например, «формула оценки удельного веса смысловых категорий в общем объеме текста») и статистические расчеты понятности текста.

Метод контент-анализа широко применяется как вспомогательное средство в психологии, социологии и др. науках при анализе ответов на открытые вопросы анкет, материалов наблюдений, результатов психологического тестирования (в частности, в проективных методиках).

Существует несколько способов обработки данных контент-анализа. Простейший - регистрация частоты появления тех или иных единиц в тексте. Исследователь может сопоставлять частоту появления тех или иных единиц в разных текстах, определять ее изменение от начала сообщения до его завершения и т. д. Вычисляются «коэффициенты неустойчивости» встречаемости, или «удельные веса» тех или иных единиц. Второй тип анализа — построение матриц совместных появлений единиц контент-анализа в текстах. При этом, напри мер, регистрируются частоты независимой встречаемости единиц А и В в разных сообщениях. Вычисляется условная теоретическая вероятность совместной встречаемости, равная Р(АВ) = Р(А) х Р(В). Затем регистрируется частота совместного появления этих двух единиц в одном сообщении. Сравнение эмпирической частоты совместного появления двух единиц с теоретической (условной) вероятностью их встречи дает информацию о неслучайности или случайности их появления в текстах.

Можно сравнивать и матрицу эмпирической встречаемости разных единиц с теоретической матрицей. Эта процедура предложена Осгудом и широко распространена в психологии коммуникации и пропаганды.

Контент-анализ используется при анализе результатов применения проективных тестов, материалов беседы и т. д. Несмотря на громоздкую процедуру, контент-анализ обладает массой достоинств: нет эффекта воздействия исследователя на поведение испытуемых, данные проверены на надежность; этот метод можно рекомендовать для анализа исторических документов и т. д.

Контент-анализ в последние годы приобрел «второе дыхание» в связи с развитием психосемантики, методов многомерного анализа данных и применения ЭВМ для исследования больших массивов информации.

Проективный метод является промежуточным по своему статусу между психологическим измерением (тестирование) и анализом продуктов деятельности. Процедура применения любой проективной методики такая же, как и любого другого психологического теста. Испытуемому дается инструкция выполнить определенное задание: нарисовать картину, составить рассказ по рисунку, дополнить предложение. Экспериментатор управляет его действиями, т. е. ведет беседу, предъявляет задания в определенной последовательности и т. д. Но в отличие от традиционного тестирования акцент переносится на процедуру анализа и интерпретации продуктов деятельности испытуемых. Согласно классификации Л. Фрэнка (1939), проективных методик изучения продуктов творчества не так уж и много: тест «Рисунок дома», тест Гудинаф и Маховер «Фигура человека», тест «Рисунок дерева» и т. д. Но в той или иной мере анализ продуктов деятельности прослеживается и при интерпретации результатов других проективных тестов, К их числу можно отнести ТАТ, тест Розенцвейга, тест «чернильных пятен» Роршаха, анализ почерка и т. д.

Все проективные тесты сближает набор признаков:

• неопределенность материала или инструкции к заданию;

• «открытость» множества потенциальных ответов принимаются все реакции испытуемого;

• атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочного отношения со стороны экспериментатора;

• измерение не психической функции, а модуса личности в ее отношениях с социальной средой.

Эти особенности процедуры сближают проективные тесты с тестами креативности. Не случайно Роршах первоначально предназначил тест «чернильных пятен» для исследования воображения как психической способности.

 

Контрольные вопросы к теме 2.

1. Какими этическими принципами и правилами должен руководствоваться практический психолог?

2. Перечислите виды классификации методов психологического исследования.

3. Какие неэкспериментальные психологические методы вы знаете?

4. Какие виды экспериментов вам известны?

5. В чем заключается принцип детерминизма и каузальная взаимосвязь?

6. Какие методы относятся к синтетическим?

7. Дайте характеристику контент – анализа как разновидности «архивного метода».

Литература

1. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. – С.-П.: Питер, 2000.

2. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. – М.: МГУ, 1982.

3. Корнилова Т.В. Общий практикум по психологии. Психологический эксперимент. Ч. IV. – М.: МГУ, 1987.

4. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие / Под ред. А.А. Крылова. – Л.: ЛГУ, 1990.

 

Тема 3.

Процедура и основные характеристики

психологического эксперимента

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:511

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.