Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Краткий курс лекций 5 страница

Личностный подход означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и эффективность. Он требует признания личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Это есть опора в воспитании на саморазвитие задатков и творческого потенциала личности и создание для этого условий.

На высшем философском уровне методологии установлено, что основой и решающим условием развития личности – есть деятельность.

3) Деятельностный подход. Деятельность – это преобразование людьми окружающей действительности. Исходной формой такого преобразования является труд. Все виды материальной и духовной деятельности человека являются производными от труда. Преобразуя природу, человек преобразует и самого себя. Важнейшими сторонами человеческого бытия являются предметная деятельность и общение.

Значение деятельностного подхода аргументировано показал в своих работах А. Н. Леонтьев. Он писал: «Для овладения достижениями человеческой культуры, каждое новое поколение должно осуществить деятельность, аналогичную той, которая стоит за этими достижениями». Но признание факта, что в деятельности личность формируется и проявляется, еще не есть деятельностный подход. Деятельностный подход требует специальной работы по формированию деятельности ребенка, по переводу его в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, требует обучения ребенка планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

4) Полисубъектный (диалогический) подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. В этой связи необходимо акцентировать внимание на микросоциуме и отношениях между субъектами образвоательного процесса. Именно в актах взаимодействия личность обретает свое человеческое, гуманистическое содержание.

В разработку гуманистической методологии познания личности значительный вклад внесли М.М. Бахтин, А.А. Ухтомский, работавшие в разных областях науки и независимо друг от друга пришедшие к единому пониманию уникальности человеческой личности, которая рождается и проявляется лишь в диалогическом общении.

М.М. Бахтин отмечал, что «только в общении, во взаимодействии человека с человеком раскрывается «человек в человеке», как для других, так и для себя». Диалог – по его мнению, -это не средство формирования личности, а ее бытие. Важным при этом является то, что активность личности, ее потребности в самосовершенствовании рассматривается не изолировано. Они рассматриваются только в условиях взаимоотношения с другими людьми, построенных по принципу диалога. Таким образом, диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляет основу гуманистической методологии педагогики.

5) Культурологический подход как конкретно-научная методология познания и преобразования педагогической реальности имеет три взаимосвязанных аспекта действия:

- аксиологический (ценностный);

- технологический;

- личностно-творческий.

Аксиологический аспект культурологического подхода обусловлен тем, что каждому виду человеческой деятельности как целенаправленной, мотивированной, культурно-организованной присущи свои основания, оценки, критерии (цели, нормы, стандарты и т.д.) и способы оценивания. Этот аспект культурологического подхода предполагает такую организацию педагогического процесса, которая обеспечивала бы изучение и формирование ценностных ориентаций личности.

Технологический аспект культурологического подхода связан с пониманием культуры как специфического способа человеческой деятельности. Именно деятельность является тем, что имеет всеобщую форму в культуре. Она - ее первая всеобщая определенность. Категории «деятельность» и «культура» связаны между собой. Достаточно проследить эволюцию человеческой деятельности, ее дифференциацию и интеграцию, чтобы убедиться в адекватном развитии культуры. Культура,в свою очередь, является универсальной характеристикой деятельности, как бы задает социально-гуманистическую программу и предопределяет направленность того или иного вида деятельности. Таким образом, освоение личностной культуры предполагает освоение его способов практической деятельности и наоборот.

Личностно-творческий аспект культурологического подхода обусловлен объективной связью индивида и культуры. Индивид развивается на основе культуры и вносит в нее принципиально новое, т.е. становится субъектом исторического творчества. В связи с этим, мы считаем, что человек на основе сказанного выше становится творческой личностью

Творчество всегда выступает специфическим человеческим свойством, одновременно порожденным потребностям развивающейся культуры и формирующим саму культуру.

Таким образом, индивидуально – творческий аспект культурологического подхода в педагогической теории и практике требует учета связей культуры, ее ценностей с личностью и творческой деятельностью.

5) Этнопедагогический подход. Единство интернационального (общечеловеческого) национального и индивидуального. Ранее различные национальности недооценивались, теперь мы признаем, что это огромная сила.

6) Антропологический подход. К.Д. Ушинский: системный подход использования всех наук о человеке. К обширному кругу антропологический наук отнес: анатомию, физиологию, психологию, логику, философию, географию, статистику, политическую экономику, историю, литературу, искусcтвоведение. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» - К.Д. Ушинский.

5.Организация педагогического исследования

Технологический уровень методологии педагогики составляют методика и технология исследования. Он обусловлен всеми предыдущими уровнями, ведь от них зависит организация педагогического исследования и его методика. Под исследованием в области педагогики понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования как педагогического процесса, его структуре и содержания. Педагогические исследования по их направленности можно разбить на:

- фундаментальные;

- прикладные;

- разработки.

а) фундаментальные исследования своим результатом имеют обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и практических достижений педагогики или предлагают модели развития педагогических систем на прогностической основе.

б) прикладные исследования – это работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики.

в) разработки направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения. Любое педагогическое исследование предполагает определение общепринятых методологических параметров. К ним относятся проблема, тема, объект и предмет исследование, цель, задачи, гипотеза, защищаемые положения. Основными критериями качества педагогического исследования являются критерии актуальности, новизны, теоретической и практической значимости.

6. Методы и методика педагогического исследования

Методы педагогического исследования в отличие от методологии – это сами способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношения и построения научных теорий. Все их многообразие можно разделить на четыре группы:

1) Методы изучение педагогического опыта;

2) Методы теоретического исследования;

3) Математические и статистические исследования;

4)Методы прогнозирования.

Методы изучения педагогического опыта – это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. Изучается как передовой опыт, так и опыт рядовых учителей, их трудности, проблемы, неудачи и т.д. При изучении педагогического опыта применяются таки методов как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение работ учащихся, изучении е школьной документации, ранжирование, рейтинг.

Наблюдение – восприятие какого либо педагогического явления, получение фактического материала. Наблюдение проводится по заранее намеченному плану:

1) Определение задач и цели (для чего?);

2) Выбор объекта, предмета (что наблюдать?);

3) Выбор способа наблюдения (чтобы меньше влиять на объект);

4) Выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);

5) Обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

Наблюдение бывает включенное и не включенное. Включенное – это когда становишься членом наблюдаемой группы. Не включенное – наблюдаешь «со стороны».

Опрос – беседа, интервью, анкетирование.

Беседа – получение необходимой информации или разъяснение того, что не было достаточно ясным. .

Интервью – привнесение из социологии, исследователь придерживается заранее подготовленных вопросов в определенной последовательности.

Анкетирование – метод массового сбора материала путем анкеты. Письменные ответы.

Беседу и интервью называют опросом «лицом к лицу», а анкетирование - заочным опросом.

План беседы интервью и анкеты составляется:

- определение информации, которую необходимо получить;

- составление приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы;

- составление первого плана вопросника;

- предварительная проверка путем пробного исследования;

- исправление вопросника и окончательное его редактирование.

Ценный материал может дать изучение документов: письменных работ, графиков, классных журналов, личных дел, протоколы заседаний, совещаний, педагогических советов и т.д.

Эксперимент – специально организованная проверка. Педагогический эксперимент – исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, т.е. моделирование педагогического явления; условия его протекания; воздействия исследователя; изменение отклонения результатов педагогического воздействия или взаимодействия; неоднократность воспроизводимого явления.

Этапы эксперимента:

- теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекты и предметы исследования, задачи и гипотезы);

- методический (разработка планов, программ, методы обработки);

-собственно, эксперимент – (проведение экспериментов, опытов, создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом, измерение);

- аналитический – количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов.

Эксперимент может быть естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный – создание искусственных условий. Эксперимент бывает констатирующим и устанавливающим. Трудность экспериментального метода заключается в том, что необходимо превосходно владеть техникой его проведения, важна деликатность, такт, щепетильность, умение устанавливать контакт. Все эти методы еще называют эмпирическими или методы эмпирического познания. Это есть средство сбора научно-педагогических фактов, которые подвергаются теоретическому анализу. Поэтому есть группа методов теоретического исследования.

- Теоретический анализ – это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств. Анализ сопровождается синтезом, который помогает проникнуть внутрь изучаемых педагогических явлений.

- Индуктивный и дедуктивный методы – это обобщение полученных данных. Индукция – от частного суждения к общему, дедуктивный – от общего к частному.

- Математический – обработка материала, цифр.

- регистрация – выявление наличия определенного качества.

- ранжирование - расположение собранного материала по порядку или по возрастанию или убыванию.

- шкалирование - введение цифровых показателей в оценку.

- статистические методы – применяются при обработке массового материала, определение средних величин.

Словом, все количественные материалы обрабатываются математическим и статистическим методами. В педагогической науке еще много не выявленных связей и зависимостей, где есть возможность приложить силы молодым исследователям.

Важнейшим условием успешного развития педагогики является тесное сотрудничество ученых и педагогов – практиков, которые зная основные методы педагогических исследований, могут более целенаправленно изучать и анализировать свой опыт и опыт других педагогов, а также на научной основе проверять свои собственные педагогические находки и открытия.

 

 

Лекция 6

Тема: «Образование как целостный педагогический процесс»

1. Сущность педагогического процесса и его структура.

2. Функцию движущие силы и закономерности целостного педагогического процесса.

3. Принципы целостного педагогического процесса.

4. Личностно-ориентированный подход в целостном педагогическом процессе.

Изучение сущности педагогического процесса как целостности, т. е. максимальной ориентированности на всестороннее развитие личности было предметом исследований многих педагогов, но оно не дало однозначного ответа. Это значит, что это однозначно сложный вопрос. Однако авторы современных концепций едины во мнении, что сущность педагогического процесса заключается во взаимосвязи всех процессов и явлений, в нем возникающих и протекающих.

Главное интегративное свойство педагогического процесса – его способность к осуществлению социальных функций. Общество заинтересовано в том, чтобы их выполнение было качественным. А это возможно при условии функционирования педагогического процесса как целостного явления. Гармоничная личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе.

Целостность – синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательный действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоничное взаимодействие. В нем непрерывно происходит движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.

Учитель немецких учителей А. Дистервег рассматривал обучение как часть, сторону воспитания, писал: «время искусственного разделения прошло», особо при этом, подчеркивая, что принцип обучения есть и всегда будет принципом воспитания, и наоборот.

Более глубоко идея целостного педагогического процесса выражена К.Д. Ушинским. Он понимал ее как единство административного, учебного и воспитательного элементов школьной деятельности. От комбинации основных элементов высокой школы, писал он, более всего зависит воспитательная сила, без которой она является декорациями, закрывающими от непосвященных пробелы в общественном воспитании. Прогрессивные идеи К.Д. Ушинского нашли свое отражение в трудах его последователей Н.Ф. Бунакова , П.Ф. Лесгавта, К.В. Ельницкого, В.П. Вахтерова и др.

Особое место в ряду исследователей педагогического процесса занимает П.Ф. Кантерев. Он всесторонне проанализировал проявления педагогического процесса с внешней и внутренней стороны и пришел к выводу: «обучение», «образование», «приучение», «воспитание», «наставление», «увещание», «взыскание» и другие подобные слова обозначают различные свойства, стороны, средства и моменты одного большого целого педагогического процесса.

Большой вклад в развитие предаствалений о целостности педагогического процесса внесли С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, М.М. Руинштейн, А.С. Макаренко, Ю.К. Бабанский, В.Г. Ильин, В.В. Краевский, Б.Т. Лихачев и др.

Целостный педагогический процесс предполагает тонкую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности – сознание, чувства, волю. С другой стороны, любая деятельность, наполненная нравственно-эстетическими элементами, вызывающая положительные переживания и стимулирующая мотивационно-целостное отношение к явлениям окружающей действительности, отвечает требованиям целостного педагогического процесса.

Целостный педагогический процесс не сводится к единству процессов обучения и воспитания, формирующих как часть и целое. Он не может рассматриваться как единство процессов умственного, эстетического, трудового, физического и др. видов воспитания. То есть, объединение в единый поток вырванных частей единого целого – это есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности.

Любой процесс осуществляется с целью получить определенный результат. В целостном педагогическом процессе таким результатом является система жизненных отношений и ценностей, проявляющихся в деятельности личности. Не всесторонне развитая личность , а именно отношение, которое составляет истинный объект педагогической работы.

А.С. Макаренко писал: «Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями человека. усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка».

С.Л. Рубинштейн также рассматривал развитие перед становлением ее основных отношений: «Сердце человека, -говорил он, - все соткано из человеческих отношений к другим людям: то, чего он стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать».

Таким образом, сущность человека проявляется в деятельности, в процессе которой формируется система ценностей, определяющих его отношение к себе, другим людям, к миру, к жизни и делающих его всесторонне развитым, воспитанным и образованным.

Структура целостного педагогического процесса состоит из следующих компонентов:

а) содержательно-целевого;

б) организационно-деятельностного;

в) эмоционально-мотивационного;

г) контрольно-оценочного.

I . содержательно- целевой компонент – представляет собой взаимосвязанные цели образования (общие, индивидуальные и частные), с одной стороны - содержание образования, с другой - в котором реализуются его цели.

Целостность педагогического процесса здесь обуславливается во взаимосвязи четырех элементов:

- знаний, умений и навыков;

- опыта творческой деятельности;

- эмоционального опыта;

- опыта волевого отношения к окружающему миру.

Реализация этих элементов содержания образования – есть реализация единства образовательных, развивающих и воспитательных функций педагогического процесса.

II. Организационно-деятельный компонент придает целостность педагогическому процессу, если обеспечивается единство относительно самостоятельных процессов – компонентов:

- освоение и конструирование (адаптирование) содержания образования и материальной базы (т.е. содержательно-конструктивная, материально-конструктивная, пооперационно-конструктивная деятельность педагога);

- взаимодействие педагогов и воспитанников на уровне личных отношений (информационное отношение);

- освоение воспитанниками содержания образования без непосредственного участия педагога (самообразование, самовоспитание).

III. эмоционально-мотивационный компонент, характеризуется определенными эмоциональными отношениями между его субъектами, преде всего между воспитателями и воспитанниками, а также мотивами их деятельности, среди которых на первый план выступают мотивы воспитанников.

Немаловажную роль в педагогическом процессе играют мотивы воспитателей и характер эмоциональных отношений между ними (между родителями, между учителями в школе), стиль отношений в педагогическом коллективе, формируемы школьной администрацией.

IV. контрольно-оценочный компонент включает в себя прежде всего контроль и оценку воспитателями деятельности воспитанников: подведение итогов на каждом этапе взаимодействия, определение уровня развития воспитанников для разработки последующих программ деятельности. С.Л. Рубинштейн утверждал, что психологически, в значительной мере сложно, посредством оценки осуществлять социальное воздействие на деятельность личности.

2.Функции, движущие силы и закономерности целостного педагогического процесса.

Целостный педагогический процесс направлен на реализацию таких функций, как образовательная, развивающая и воспитательная. Образовательная функция реализуется прежде всего в процессе обучения. А также во всех внеклассных мероприятиях, в деятельности учреждений дополнительного образования, в совместной работе учреждений среднего, средне-специального и высшего профессионального образования и заключается в освоении общечеловеческой культуры, как суммы знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и отношений.

Развивающая функция предполагает развитие личности в процессе обучения и воспитания, уоторые выражаются в качественных изменениях деятельности человека, в формировании у него новых качеств и умений, П.П. Блонский писал: «Развитие ребенка, а вслед за ним и педагогического процесса – есть непрекращающееся движение вверх, требующее все новых и больших усилий, в первую очередь, самого ребенка». Эта функция реализуется

в) обучение ускоряет развитие, если ребенок выполняя предложенную задачу мог бы сказать : я это мог бы сделать сегодня, но с определенными усилиями и помощью. Это зона ближайшего развития. Ориентация на эту зону является наиболее эффективной.

Воспитательная функция появляется во всем:

а) в образовательном пространстве, в котором происходит процесс взаимодействия с воспитанником, б) в личностных планах и программах, г) в формах, методах и средствах, используемых в педагогическом процессе.

Педагогический процесс как целостное явление, это динамичная развивающая система. Поступательное движение педагогического процесса от решения одних задач к другим более сложным, осуществляется в результате научно обоснованного разрешения объективных и субъективных противоречий. Данные противоречия и выступают в качестве движущих сил целостного педагогического процесса.

В настоящее время вскрылись еще целый ряд объективных противоречий:

- между общественными интересам и интересами личности,

- между коллективом и личностью,

- между сложными явлениями общественной жизни и недостатком детского опыта для их понимания,

Между стремительно нарастающим потоком информацией и возможностями педагогического процесса.

Субъективные противоречия:

- между целостностью личности и функциональным подходом к ее формированию, ее односторонностью педагогического процесса,

- между отставанием процесса генерализации знаний и умений и нарастающей необходимостью применять преимущественно обобщенные знания и умения,

- между индивидуальным творческим процессом становлением личности и массово репродуктивным характером организации педагогического процесса,

- между значением деятельности и в основном использовании словесного метода воспитания,

- между возрастающей ролью гуманитарных предметов в гражданском становлении человека и тенденцией к технократизации педагогического процесса и др.

Понимание только этих противоречий уже говорит о том, что целостность педагогического процесса направленного на формирование воспитанников в единстве сознания, чувств, поведения. Таким образом, целостный педагогический процесс (ЦПП) – сложное педагогическое явление и понимание его движущих сил (противоречий) поможет педагогу осуществлять его (ЦПП) сознательно и интересах личности воспитанника.

Закономерность ЦПП, находится в стадии разработки. У ученых нет единых подходов в понимании, что считать закономерностями. Однако само понятие закономерности педагогического процесса прочно вошло в науку.

Под закономерностями ЦПП понимается объективно-существующие, повторяющиеся, необходимые и существенные связи между педагогическими явлениями, процессами, отдельными компонентами педагогического процесса, характеризующие их развитие. Можно выделить три группы закономерностей педагогического процесса:

- закономерности, обусловленные социальными условиями, которые выражают зависимость педагогического процесса от общественных потребностей и условий. От этого зависят цель и конкретные задачи воспитания и обучения, условия в которых они будут осуществляться, как будут использоваться полученные результаты.

- закономерности, обусловленные природой человека, устанавливают определяющую роль деятельности и общении в формировании личности: зависимость воспитания и обучения от возрастных, индивидуальных и половых особенностей ребенка.

- закономерности, обусловленные сущностью педагогического процесса, раскрывают взаимозависимость процессов воспитания, обучения, образования и развития личности, взаимосвязь группы и личности в педагогическом процессе, взаимосвязь задач, содержания, методов и форм воспитания и обучения в ЦПП, взаимосвязь между педагогическим воздействием и активной деятельностью воспитуемых.

3. Принципы целостного педагогического процесса.

В современной науке принципы - это основные исходные положения какой-либо теории. Руководящие идеи, основные правила поведения, действия. Принципы педагогического процесса отражают основные требования к его организации и руководству деятельностью воспитанников. Выделяют две группы принципов целостного педагогического процесса:

- организация педагогического процесса;

- руководство деятельностью воспитанников в данном процессе.

Принципы организации ЦПП:

1) Гуманистической направленности педагогического процесса – ведущий принцип педагогики образования, который выражает необходимость органичного сочетания целей общества и личности. Реализация этого принципа предполагает не только и не столько принятие воспитанником человеческой культуры ее освоение, сколько непрерывное, общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие его личности посредством культуры, необходимого для полноценного творческого жизнеосуществления.

2) Принцип связи с жизнью и производственной практикой. Реализация этого принципа требует систематического ознакомления школьников с текущими событиями; широкого привлечения на занятиях местного краеведческого материала. В соответствии с ним, воспитанники должны активно включаться в общественно-полезную деятельность, как в образовательном учреждении, так и за его пределами. Участвовать в экскурсиях, походах, массовых компаниях, выставках и т.д. Одним из путей осуществления данного принципа является вовлечение воспитанников в посильную трудовую и другие виды деятельности. При этом важно, чтобы труд приносил удовлетворение.

3) Принцип соединения обучения и воспитания с трудом на общую пользу, тесно связан с предыдущим.

4) Принцип научности является ведущим ориентиром при проведении содержания образования в соответствии с уровнем развития науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией. Принцип научности имеет отношение и к методам педагогической деятельности и деятельности детей. В соответствии с ним педагогическое взаимодействие должно быть направлено на развитие познавательной активности учащихся, на формирование у них умений и навыков научного поиска, на ознакомление их со способами научной организации учебного труда. При применении данного принципа (научности) мы должны учить воспитанников:

- использовать проблемные ситуации;

- умению наблюдать явления;

- фиксировать и анализировать результаты наблюдения;

- умению вести научный спор;

- доказывать свою точку зрения;

- использовать научную литературу.

5) принцип ориентированности на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения. Реализация данного принципа требует организации деятельности, в которой учащиеся убеждались бы в истинности и жизненной силе получаемых знаний, идей, овладевали бы умениями и навыками социально ценного поведения.

6) принцип преемственности, последовательности и систематичности, направленный на закрепление ранее усвоенных знаний, умении, навыков, сформированных личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование. Преемственность предполагает построение определенной системы и последовательности в обучении и воспитании, так как сложные задачи не могут быть решены в короткий срок.

Систематичность и последовательность позволяют за меньшее время достичь больших результатов. На практике принцип преемственности, последовательности и систематичности реализуется в процессе планирования. В ходе тематического планирования учитель намечает последовательность изучения отдельных вопросов темы, отбирает содержание, намечает систему уроков и других форм организации педагогического процесса, планирует повторение, закрепление и формы контроля. При поурочном планировании учитель располагает содержание таким образом, чтобы исходные (данные) понятия изучались раньше, а тренировочные упражнения, как правило, следовали бы за изучением теории.

1) Принцип наглядности, основанный на закономерностях познания окружающей действительности, которое идет от конкретного к абстрактному. Наглядность в педагогическом процессе обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, лабораторно-практических работ, использованием ярких примеров и жизненных фактов.

Рассмотрим управления деятельностью воспитанников в ЦПП:

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:455

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.