Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Тема 3. основные характеристики и Процедура психологического эксперимента

Биографический метод

Биографический метод - это способ исследования и проектирования жизненного пути личности, основанный на изучении документов ее биографии (личные дневники, переписка и т.д.). Биографический метод предусматривает использование метода контент-анализа как приема количественной и качественной обработки документации.

Сравнительная характеристика эмпирических методов в психологии представлена в таблице 3

Таблица 3

Сравнение эмпирических методов исследования в психологии

  Преимущества Ограничения, недостатки
Наблюдение Доступность наблюдения поведения человека в естественных условиях, что обеспечивает богатство получаемой информации Результаты наблюдения как информационная база для формулировки гипотез в дальнейших исследованиях с контролируемыми условиями Малый контроль или невозможность контроля посторонних факторов, в том числе присутствие наблюда­теля Результаты наблюдения позволяют определять тенденции, а не причины Невозможность повторения результатов наблюдения, что снижает достоверность результатов
Корреляционный метод Возможность выявления связи двух феноменов позво­ляет сделать прогноз их совместного изменения Связи могут быть случайны­ми Невозможно установить причинно-следственную связь
Экспериментальный метод Возможность идентификации явных при­чинно-следственных связей Наличие строго контролируемых условий Искусственность условий, которые влияют на естественного пове­дение участников

Продолжение таблицы 3

Метод опроса Возможность сбора информации о боль­ших группах людей Получение представительной выборки имеет решающее значение и может быть трудноосуществимо Ответы мо­гут быть неточными: люди могут не де­лать то, о чем они говорят, или не гово­рить о том, что они делают
Метод экспертных оценок Возможность изучения сложных комплексных феноменов Проблема компетентности экспертов
Метод анализа процесса и результатов деятельности Возможность изучения редких или необыч­ных феноменов Проблема субъективности и неоднозначности интерпретации
Биографический метод Возможность изучения редких или необыч­ных проблемы Оди­ночный случай может быть не свойственным большинству людей

 

Основные характеристики экспериментального исследования: переменные, выборка Валидность эксперимента и факторы ее нарушения  

Эксперимент, в широком смысле, трактуется как опыт. Эксперимент как метод, в строгом значении этого термина, – это общенаучный эмпирический способ выяв­ления причинно-следственных связей между феноменами (явлениями, событиями).

Выделяют следующие необходимые и достаточные признаки причинно-следственной связи:

1. Разделенность причины и следствия во времени и предшествование причины следствию. Однако временная последовательность: “после этого – не значит вследствие этого”.

2. Наличие корреляционной связи между двумя явлениями. Однако корреляционная связь не означает причинно-следственную, тем не менее отсутствие корреляционной связи можно рассматривать как отсутствие причинно-следственной.

3. Исключение иных возможных объяснений связи между двумя явлениями.

Научное исследование, осуществляемое с помощью метода эксперимента, называется экспериментальное исследование, или эксперимент.

Для постановки психологического эксперимента необходима реализация следующих обязательных действий:

· непосредственное манипулирование исследователем определенного условия, которое, предположительно, способно влиять на поведе­ние человека и рассматривается в качестве причины;

· формирование двух или более групп участников эксперимента. Эти группы должны быть подобны во всем, за исключением условия, которое предполагается манипулировать;

· наблюдение и фиксирование изменений в поведении участников, рассматриваемом как следствие, под действием манипулирования этого условия.

Таким образом, эксперимент в отличие от метода наблюдения характеризуется созданием искусственной в ряде случаев лабораторной ситуации и активным вмешательством в нее исследователя.

Основными характеристиками экспериментального исследования являются: экспериментальные переменные и выборка.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:394

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.