Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Категориальный аппарат педагогики.

Объект, предмет педагогической науки.

Мнение об объекте педагогики в научной и учебной литературе неод­нозначно. Несомненно, что педагогика изучает человека.

Изучая человека, педагогика выделяет в человекознании свой собственный аспект. Он связан с деятельностью, направ­ленной на образование человека.Педагогическая наука рас­сматривает человека как объект своего изучения. В то же время это изучение, прежде всего, направлено на педагогические яв­ления и факты.

Объектом педагогики вы ступают те явления действи­тельности, которые обусловливают развитие человечес­кого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

Предмет педагогики — это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно орга­низуемый в специальных социальныхинститутах(семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждени­ях).

Педагогика представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, образования как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.

4. Функции педагогики как науки — это однородные основные задачи, присущие данной науке, которые определяются ее предметом и основными целями педагогической деятельности.

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:

• изучение педагогического опыта и диагностики состояния и результатов педагогических процессов;

• выявление устойчивых связей и закономерностей в педаго­гических явлениях;

• прогностическое исследование педагогической деятельности.

Технологическая функция имеет также три уровня реализации:

• разработка методических материалов;

• внедрение достижений педагогической науки в педагогиче­скую практику;

• оценка влияния результатов научных исследований на прак­тику обучения и воспитания и соответствующая коррекция взаимодействия теории и практики.

 

Педагогические катего­рии - основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения.

К основным педагогическим категориям относятся воспи­тание, обучение, образование и социализация. Педагогика широко оперирует также общенаучными категориями - такими, как развитие, формирование, взаимодействие.

Воспитание - это целенаправленный и организованный про­цесс формирования личности. В педагогике понятие «воспита­ние» употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении. В широком социальном смысле воспитание- это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понима­ются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы - словом, все соз­данное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.

Воспитание имеет исторический характер. Оно возникло вме­сте с человеческим обществом, став органической частью его жизни и развития, и будет существовать, пока существует обще­ство. Именно поэтому воспитание - общая и вечная категория.

Существует объективная связь между вос­питанием и уровнем развития общества. Воспитание воздействует на развитие общества, в свою очередь, общество предоставляет возможности для осуществления воспи­тания. Направленность, объем, характер воспитания соответст­вуют уровню развития производительных сил и типу производ­ственных отношений. Поэтому воспитание имеет конкретно-ис­торический характер.

В современном обществе создан и действует комплекс инсти­тутов, направляющих свои усилия на воспитание: это семья, средства массовой информации, литература, искусство, трудовые коллективы, органы правопорядка. Поэтому общее понятие вос­питания нуждается в сужении и конкретизации.

В узком со­циальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политических ориентации, подготовки к жизни.

В широком педагогическом смысле воспитание - это специ­ально организованное, целенаправленное и управляемое воз­действие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учеб­но-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение кон­кретных воспитательных задач.

Следующая основная категория педагогики - обучение.Это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников. Его цель — усвое­ние знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей об­учаемых, закрепление навыков самообразования.

Знания - это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, по­нятий и законов науки; это коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности.

Умения - го­товность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.

Навыки - компоненты прак­тической деятельности, проявляющиеся в автоматизированном выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

Сегодня в качестве наиболее широкой педагогической ка­тегории рассматривают образование.Причем в это понятие включают весь процесс становления человека как социально­го существа.

Образование предполагает формирование социальности человека, которая включает культуру, воспитанность и об­разованность.

Образованный человек — это человек знающий, компе­тентный в своей деятельности, развитый и воспитанный.

Социализация— это взаимодействие человека с окружаю­щей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство со­циальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому он принадлежит. Этот процесс происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, а также в ходе целенаправленного, педагогически организованного воспи­тания. Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадле­жит. Это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхож­дения в социальную среду, систему социальных связей; с дру­гой стороны, процесс воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, включе­ния в социальную среду.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:656

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.