Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Краткий курс лекций 3 страница

Стиль руководства:

- роль директора;

- роль заместителя директора;

- роль общественных организаций;

- стимулирование;

- внимательное отношение к деятельности педагога;

- манера поведения;

- речь и другие факторы;

- интерес к быту и семейной жизни, культурные мероприятия.

Фактор времени – это время для чтения, посещения музеев, театров, просмотр телепередач, изучение социальной и психолого-педагогической литературы и т.д. Словом, процесс самовоспитания строго индивидуален, имеет три этапа: 1) самопознание; 2) самопрограммирование; 3) самовоздействие.

1) Самопознание начинается с самооценки. Существует 2 способа самопознания:

А) Соотнести уровень собственных притязаний с уровнем достигнутых результатов;

Б) Социальное сравнение, т.е. сопоставление мнений окружающих о себе.

Однако, это не всегда эффективные способы. Основной способ формирования самооценки учителя -это сопоставление себя с идеалом личности.

Методик определения самооценки достаточно много:

- методика определения профессиональных качеств (т.е. выстраивается ряд профессиональных качеств);

- методика выявления уровня общительности

а) умение познать себя;

б) уровень перцептивных умений;

в) умение слушать;

г) управлять общением и выступать перед аудиторией.

- методика профессионального самопознания:

а) особенности волевого развития;

б) эмоциональной сферы;

в) темперамента;

г) характера;

д) памяти;

е) воображения;

ж) мышления;

з) речи;

и) внимания и т.д.

2) Самопрограммирование – процесса развития личности -это есть материализация собственного прогноза. Программа самовоспитания основывается на выработке системы «правил жизни», которые постепенно становятся принципами поведения и деятельности личности. Например: никогда не опаздывать, никогда никому не отвечать односложно «да», «нет», никогда не отказывать в помощи, иметь план max , т.е. на длительный срок, иметь план min.

3) Самовоздействия. Они бесконечно разнообразны, зависят от особенностей личности и конкретных условий. Особое место в ряду средств самовоздействия занимают средства управления своим состоянием, т.е. средства саморегуляции:

- отклонение;

- самоотвлечение;

- расслабление мышц (релаксация);

- самоубеждение;

- самоприказ;

- самоконтроль;

- самовнушение и др.

В последние годы широко популяризуются приемы целенаправленного самовнушения с помощью специальных словесных формул – аутотренинги.

Таким образом, начинающий педагог должен уметь классифицировать факты и явления, устанавливать причины, выявлять мотивы поведения и деятельности участников социального взаимодействия, решать аналитические, прогностические и проективные задачи.

4. Самообразование педагога

Непрерывное образование учителя предполагает не только организованное обучение, но и самообучение, которое позволяет достичь мастерства и совершенствовать свою личность. Самообразование имеет определенные цели и осуществляется в процессе подготовки к урокам и внеурочным занятиям, докладов на МО, педсоветах. Знания нужны, чтобы ответить информированным учащимся, для освоения новых педагогических идей апробации передового опыта и т.п.

Профессиональное самообразование направлено на повышение его профессионализма и включает:

- педагогическое просвещение, т.е. освоение учителями научных педагогических идей и ознакомление с опытом других учителей;

- овладение новыми подходами, ценностными ориентациями и установками;

- осмысление собственного опыта. Прогнозирование дальнейшей работы по его созданию и обобщению;

- психологическое осознание изучения личности;

- программирование собственного творчества.

Словом, все направлено на соответствие профессионального потенциала (ЗУН). Самообразование, как часть непрерывного образования предполагает:

1) Компенсацию недостатков полученного образования, т.е. это соответствует уровню компенсаторный.

2) Адаптацию личности к изменяющемуся миру, т.е. соответствует адаптационному уровню (профессиональная культура и др.).

3) Творчество, т.е. творческий уровень (развитие творческих возможностей).

Вполне понятно, что в определении целей самообразования многое зависит от личности педагога, уровня его подготовки, способностей, опыта. Наиболее продуктивное направление профессионального самообразования учителя – разработка одной из научных или методических проблем в рамках комплексной темы учреждения.

Таким образом, профессиональное самообразование является важнейшим средством формирования педагогического мастерства учителя и развития его общей и педагогической культуры.

 

Глава II. Общие основы педагогики.

Лекция 4.

Тема: «Педагогика в системе наук».

1. Объект, предмет и функции педагогики.

2. Категоральный аппарат педагогики.

3. Образование как социально-общественное явление.

4. Связь педагогики с другими науками.

Чтобы установить, что педагогика как наука, необходимо установить границы ее предметной области и ответить на вопрос: что же она изучает? Но ведь это означает, что надо определить ее объект и предмет. Среди ученых существуют три концепции (подхода). Сторонники первой концепции считают, что педагогика – междисциплинарная область человеческого знания, но это означает, что педагогика не является самостоятельной теоретической наукой. То есть, в этом случае в педагогике будут представлены самые разные сложные объекты действительности (космос, политика, социализация, развитие и др.).

Вторая концепция заключается в том, что педагогике отводится роль прикладной дисциплины, функция которой состоит в использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, социологии и др.) и, якобы, адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования и воспитания. Что это значит?

По версии второй концепции объектом педагогики является ученик, воспитанник и вообще любой человек, которого обучают и воспитывают (а это ученик, учащийся ПТУ, студент, рабочий, специалист, служащий и т.п.). однако в этом случае педагогика изучает психическую реальность (психику человека, его психофизические способности и др.), причем, при этом педагогика выступает как прикладная часть психологии, а значит в данном случае педагогика заменяется психопедагогикой.

Таким образом, сторонники первой и второй концепции отрицают право педагогики на свой предмет. Он не имеет собственных теоретических знаний, так как нет педагогической теории. А это значит, что будет отсутствовать фундаментальная основа педагогической практики. А с другой стороны ни одна из смешанных наук не изучает педагогическую действительность целостно и специально. Значит обе первые концепции неверны и это абсурд.

Существует третья концепция, которая провозглашает педагогику как самостоятельную науку, имеющую свой объект и предмет изучения. Известно, что объектом науки является та область действительности, которую изучает данная наука. А.С. Макаренко – великий педагог, ученый и практик, четко сформулировал объект педагогики. Он писал: «Многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно». «Объектом исследования научной педагогики является «педагогический факт» (явление), при этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию личности».

Значит, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида и его психику, а систему педагогических явлений. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

Встает вопрос, что такое педагогическое явление?

Педагогическое явление – это явление, происходящее в процессе взаимодействия педагогов и учащихся и отражающее решение определенных педагогических целей и задач. Надо помнить, педагогические явления развиваются во взаимосвязи и взаимодействии и зависят от того социума, где оно происходит и от личностного поведения участников явления.

Педагогический факт – это сведения о наблюдаемой педагогической действительности. Педагогические факты выражаются по-разному: в словесной форме, логического суждения, сообщении и т.д.

Предмет педагогики – это образование, развитие, движение, как реальный педагогический процесс, целенаправленно реализуемый в специальных социальных институтах (семья, культурно-воспитательные, образовательные учреждения).

Педагогика в этом случае представляет науку, изучающую сущность закономерности, тенденции, перспективы педагогического процесса (образования), как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

Но давайте посмотрим шире - ведь образование изучает не только педагогика, но и философия, социология, экономика, психология и другие науки:

а) экономист, например, изучая «трудовые ресурсы», обращает внимание на систему образования, т.е. уровень образованности рабочих и пытается определить затраты на подготовку или переподготовку кадров;

б) социолог хочет знать, как тот или иной индивид может адаптироваться к социальной среде, содействовать научно-техническому прогрессу;

в) психолог изучает психологические аспекты образования (степень восприятия материала);

г) политолог стремится определить эффективность государственной образовательной политики и т.д. Все эти науки вносят, бесспорно, вклад в изучение образования, как социального феномена. Но эти науки не рассматривают сущность образования, связанного с повседневным процессом роста и развития человека.

Поэтому, предмет педагогики есть целенаправленное воздействие на человека и окружающую его среду для создания условий развития его индивидуальности и формирования личности.

На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию организации образования, формы и методы совершенствования деятельности педагога и деятельности обучающихся, а также стратегию и способы их взаимодействия.

Из этого вытекают функции педагогики как науки – это основные задачи, присущие этой науке, которые определяются предметом и основными целями педагогической деятельности.

1. Теоретическая функция реализуется на трех условиях:

а) описательном или объяснительном, т.е. изучение опыта;

б) диагностическом – выявление состояния педагогических явлений, успешности и эффективности педагога и учащегося;

в) прогностическом – экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на этой основе моделей преобразования этой действительности.

2. Технологическая функция предлагает также три уровня:

а) проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебные планы, программы, учебники, учебные пособия, рекомендации и др.), воплощающие в себе теоретические концепции, определяющих план педагогической деятельности (проще, разработка методических материалов);

б) преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в практику (совершенствовать, реконструировать);

в) рефлексивный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания (а значит коррекция теории и практики).

Теперь мы подошли к тому, чтобы вернуться назад, в начало лекции и доказать, что педагогика это наука. Сделаем это с помощью признаков науки:

№ п/п Признаки любой науки Признаки педагогики, как науки
1. Возникает из потребностей общества Для того, чтобы общество прогрессировало, оно должно передавать социальный опыт (культуру) все новым и новым поколениям. Выделилась область науки – педагогика, как наука о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития.
2. Имеет свой предмет исследования Имеет свой предмет: воспитание человека, как особая функция общества. Целенаправленное воздействие на человека и окружающую среду для созданий условий развития.
3. Имеет собственный категориальный (понятийный) аппарат Имеет собственный категориальный (понятийный) аппарат: к числу основных понятий (категорий) относятся образование, развитие, воспитание, обучение.
4. У каждой науки имеются свои методы исследования Наряду с использованием психологических и социологических методов в педагогике используются такие методы педагогического исследования, как педагогический эксперимент, учебные тесты, педагогическое наблюдение, опытная работа и др.
5. Всякая наука представляет собой итог, совокупность, систему достоверных и обобщенных знаний об объективных законах развития природы Педагогика является наукой в том смысле, что осуществляет поиск наиболее эффективных педагогических систем, конструирует их, выявляет зависимости, при которых наиболее эффективно могут функционировать эти системы.

 

 

2. Категорийный аппарат педагогики

Категории, как известно, представляют фундаментальные в данной науке понятии или понятийный аппарат. Необходимо выделить три группы категорий:

1 группа характеризует объект педагогики.

Вспомним начало лекции: объектом педагогики является педагогическое явление или педагогический факт, которые обуславливают развитие личности, развитие человеческого индивида, таким образом, характеризует «индивидуальность» и «личность».

2 группа характеризует предмет педагогики, а это образование, то есть реальный педагогический процесс, на основе которых происходят изменения, а это обучение, воспитание, социализация.

3 группа интегрирует (объединяет) основные педагогические средства. А это и есть педагогическая деятельность, образовательный процесс, педагогическое взаимодействие.

Личность и индивидуальность.

В человеке выделяют три грани: индивид – биологическое основание, принадлежность к виду homo sapiens это продукт филогенического и ортогенетического развития.

Личность отражает социальное начало в человеке, его принадлежность к социальному миру. Личность определяется тем насколько ее индивидуальная деятельность включена в социальный мир отношений. Таким образом, личность – это система отношений: дружеских, любовных, семейных, производственных, политических и так далее, а они в свою очередь определяются общественными отношениями. Это сложная система социально значимых актов проявления способностей в социальном мире. Поэтому основная функция личности – развитие своих способностей. Личность определяется совокупностью качеств, которых насчитывается более 1500 (ответственность, доброжелательность, агрессивность и т.д.).

Индивидуальность – это то, что отличает человека от животного. Индивидуальность дает возможность проявиться человеку как свободному независимому существа. Индивидуальность – это источник человеческих деяний. Это есть высокий уровень человеческого в человеке. Индивидуальность определяется основными ее сферами: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической. Личностные и индивидуальные качества дополняют друг друга.

Образование и социализация человека.

В качестве наиболее широкой педагогической категории рассматривают образование. В это понятие включается весь процесс становления человека как социального существа.

Индикатором образования являются культура, воспитанность, образованность, таким образом, образованный человек – это человек знающий, компетентный в своей деятельности, развитый, воспитанный. Думаю, нет смысла продолжать далее характеризовать, что такое образование и кто такой образованный человек.

Социализация – это взаимодействие человека с окружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию в обществе, к которому он принадлежит. Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена этого общества. Социализация – двусторонний процесс, с одной стороны человек усваивает опыт социальной среды, а с другой сам формирует и влияет на социальную среду.

Социализация формирует личность, черты ее определяются тем , какое место занимает человек в системе общественных отношений: дружеских, любовных, семейных, производственных, политических и т.д. Немецкий профессор Натори П.Н. писал: «Человек становится человеком благодаря человеческой общности, не вырастает в одиночестве, не вырастает просто один рядом с другими, в приблизительно одинаковых условиях, но каждый – под многосторонними влияниями друг друга, непрестанно реагируя на эти влияния».

В науке существуют два подхода к понимаю сущности социализации, различающихся представлениями о человеке и о его роли в процессе собственного развития. Так одни исследователи указывают, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладевали общественными полями, могли участвовать в производственной деятельности, создавали прочную семью, были законопослушными гражданами и т.д. Это характеризует человека как объект социализации (Дж. Балантайн, Т. Парсонс).

Другой подход связан с тем, что человек становится полноценным членом общества, выступая не только объектом, но и субъектом социализации. Как субъект он усваивает социальные нормы и культурные ценности общества в единстве с реализацией своей активности, саморазвития, т.е. не только адаптируется к обществу, а активно участвует в процессе социализации, влияет на самого себя свои жизненные обстоятельства.

В процессе социализации решаются две крупные задачи: социальная адаптация и социальная автономизация личности. Мы видим, что эти задачи противоречивы. Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям общественной среды, а социальная автономизация реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлениям личности о себе, ее самооценке. Эти задачи регулируются противоречивыми мотивами «быть со всеми» и «оставаться самим собой». И здесь, конечно же, результатом социализации человека является его общественная активность - реализуемая готовностью к социальным действиям, которая проявляется в сферах общественных отношений. Таким образом, критериями, которые свидетельствуют о социализации человека , являются: социальная адаптированность, социальная автономность, социальная активность.

Выделяют три сферы, в которых происходит процесс становления личности: деятельность, общение, самопознание.

В деятельности личность осваивает все новые и новые виды, что предполагает ориентировку в системе связей присутствующих в каждом виде деятельности, т.е., в деятельности происходит освоение новых социальных ролей и осмысление их значимости.

Общение как сфера социализации человека неразрывно связана с деятельностью, т.е. общение – это есть расширение контактов с другими людьми.

Самопознание – предполагает в человеке становление «образа своего Я», которое возникает не сразу. А складывается под воздействием многочисленных социальных влияний. Наиболее распространенная схема самопознания своего Я включает три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (знание себя).

Процесс социализации предполагает единство всех сфер: деятельности, общения, самопознания. Социализация ребенка – это стратегическая цель деятельности любого педагога, ведь знания, приобретенные на занятиях можно рассматривать как базу для социального становления человека. Вряд ли всем обучающимся понадобятся все предметы, изучаемые в школе, но базовые знания, расширение кругозора всегда будут нужны. То образование, которое дети получают в школе формирует у учащихся мотивы познавательной деятельности, логику мышления, гуманистическое мировоззрение, которые составляют основу социальной зрелости человека.

Но нельзя забывать, что на социализацию ребенка существенное влияние оказывает и характер отношений с педагогами, родителями и другими детьми.

Развитие, воспитание, обучение.

Развитие – это изменение, представляющее собой переход качества от простого к более сложному, от нижнего к высшему, процесс перехода количества к качеству.

Являясь процессом обновления, рождения нового и отмирания старого развития, является противоположностью между старым и новым. Психическое и физическое развитие человека подчиняется общим закономерностям, поскольку оно, как и всякое природное явление, имеет свое прошлое и будущее, что-то отживающее и нечто нарождающееся.

Рост организма (количественное изменение) связан с изменением его структуры и функций (качественные изменения). Накопление в организме количественных и качественных изменений приводят к переходу от одной ступени к другой. При этом каждая ступень качественно отличается от других. Поэтому задача педагога - способствовать развитию у ребенка организма (физическое развитие), индивидуальности (психическое развитие) и личности (развитие личности). Формирование этих качеств начинается с первого шага жизни и с уверенности воспитателя (родителя, учителя), а затем и самого ребенка, что всего можно добиться, если проявлять настойчивость и упорство. Конфуций сказал: «Если я ежедневно буду приносить корзину земли, и не отступлюсь от этого, я создам гору».

В педагогике и психологии постоянно сталкиваются два подхода в развитииличности – биологический и социологический: первый это сугубо природный фактор, который присущ человеку от рождения, второй предполагает, что на человека оказывают влияние социальные факторы. Понятно, что их надо рассматривать как целостную систему.

Словом, развитие предполагает разрешение различного рода противоречий, которые являются источником развития личности:

- противоречия между потребностями детей и возможностями их удовлетворения;

- противоречия между возможностями ребенка и требованиями общества;

- противоречие между целями, которые ставит между собой ребенок и возможностями их достижения.

Эти противоречия проявляются по-разному, на различных ступенях развития.

Л.С. Выготский выделил два уровня развития детей:

1-й уровень: «уровень актуального развития», который отражает наличие особенности психических функций ребенка.

2-й уровень: «зона ближайшего развития», который отражает возможность достижения ребенка в условиях сотрудничества со взрослыми.

Воспитание.

Воспитание – одна из самых основных категорий педагогики. Это понятие, мы уже с вами говорили, самое древнее. Оно рассматривалось из социальных установок и актуальных задач общества, которое заботилось больше о своей стабильности, чем о развитии личности.

Изменения социально-экономических условий, возникшие в результате крушения тоталитаризма в стране, отказ от идеологических стереотипов, реформирования всех социальных институтов, в том числе и сферы образования, требуют новых подходов к определению цели воспитания, содержанию и структуре воспитательного процесса в школе. Многие стали отказываться от специфического для отечественной науки термина и заменять его по образцу многих стран более широким термином «образование».

Сегодня термин «воспитание» в науке звучит по-разному, например:

- целенаправленность воздействий на воспитанника;

- социальная направленность воздействий;

- создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений;

- освоение человеком комплекса социальных ролей.

Общая социальная функция воспитания состоит в том, чтобы передавать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. В этом общем смысле воспитание – вечная категория, ибо оно существует с момента возникновения человеческой истории. Конкретные же его социальные функции, содержание и сущность изменяются в ходе истории и отражаются соответствующими материальными условиями жизни, общественными отношениями, борьбой идеологий.

В узком смысле под воспитанием понимали целенаправленную деятельность педагогов, которые призваны формировать у человека систему качеств или какое-нибудь конкретное качество (например, воспитание творческой активности). Одной из главных задач воспитания человека является его социальное самоопределение, которое зависит от реализации двух важнейших условий.

Первым из них является обеспечение включенности молодых людей в реальные социальные отношения. Дети, включаясь в реальные отношения, ориентируются на свое идеальное представление об этих отношениях.

Вторым условием является самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Это условие предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значение деятельности для личного саморазвития, учет осознанности каждым ребенком своего «Я» наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) в той деятельности, в которую ребенок включается.

Таким образом, социализация, развитие и воспитание воздействует на индивида с одной и той же целью – полной реализации себя в обществе. При этом развитие обращено к тому, что уже есть (присуще) индивиду, а воспитание обращено, кроме этого, к тому, чего у него нет. В своем единстве социализация и воспитание составляют сущность формирования личности.

Обучение.

В педагогической литературе существует множество определений категорий обучения. Эту категорию определяют как бы с двух позиций: результата и процесса.

В первом случае обучение определяют как процесс, направленный на формирование определенных знаний, умений и навыков, социального опыта, личностных качеств. Во втором- обучение определяют как взаимодействие между обучаемым и обучающим.

Обучение, формируя общественный опыт, являясь необходимым условием социализации человека, способствует его образованию как полноценной личности, развивает его индивидуальность. Развитие, обучение, воспитание - взаимосвязанные процессы, существенное влияние на которые может оказать педагогическая деятельность. В своем единстве развитие и воспитание составляют сущность формирования человека. Что касается обучения, то его цель – изменить индивида и способствовать его социальному становлению. Таким образом, развитие и воспитание воздействуют на один и тот же предмет (индивида) с одной и той же целью – полной реализацией в обществе.

 

3. Образование как социально – общественное явление.

Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обусловленными конкретными природными и социально-историческими условиями. Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он обретает способность выполнять социальные функции. Некоторые ученые понимают социализацию как жизненный процесс: ведь человек меняет место жительства, место работы, меняются коллективы, грядет старость и т.д. Но такая социализация не что иное, как социальная адаптация (т.е. приспособление). Ведь социализация этим не исчерпывается. Она предполагает развитие и самоуправление, и самореализацию личности. Причем такие задачи решаются как стихийно, так и целенаправленно, всем обществом и специально для этого созданными институтами и самим человеком.

Этот целенаправленно организованный процесс управления социализацией называется образованием. Образование - это сложнейший социально-исторический феномен со множеством различных аспектов, исследованием которых занимаются ряд наук.

Понятие «образование» происходит от слова «образ». Под образованием понимается единый процесс физического, духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. В таком понимании образование выступает как неотъемлимая сторона общественной жизни всех обществ и всех без исключения индивидов. Поэтому это есть социально-общественное явление, представляющее собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.

Мы уже неоднократно говорили о том, что образование - самостоятельная сфера социальной жизни, она появилась в то время, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом специально занимающихся этим людей.

Образование как социальное явление – это прежде всего объективная общественная ценность. Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал общества зависит от уровня развития образовательной сферы. Однако образование имеет общественную природу и исторический характер, это обусловлено историческим типом общества, которое реализует эту социальную функцию. Оно отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических установок, т.к. педагоги и воспитанники являются субъектами общественных отношений.

Образование как общественно-социальное явление – это относительно самостоятельная система, функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированная на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями и навыками, нормами поведения, содержание которых в конечном счете определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:358

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.